Главная > Программа


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе среднего полногообщего образования являются:

Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.

Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

Выбор и использование средств коммуникации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей.

Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание свого вклада в решение общих задач коллектива.

Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ВЫПУСКНИКОВ СРЕДНЕЙ ПОЛНОЙ ШКОЛЫ

(базовый уровень)

В результате изучения технологии ученик должен

Знать/понимать

влияние технологий на общественное развитие; составляющие современного производства товаров или услуг; способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду: способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы; основные этапы проектной деятельности; источники получения информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства.

Уметь

оценивать потребительские качества товаров и услуг; составлять планы деятельности по изготовлению и реализации продукта труда; использовать в технологической деятельности методы решения творческих задач; проектировать материальный объект или услугу; оформлять процесс и результаты проектной деятельности; выбирать средства и методы реализации проекта; выполнять изученные технологические операции; планировать возможное продвижение материального объекта или услуги на рынке товаров и услуг; уточнять и корректировать профессиональные намерения.

Использовать полученные знания и умения в выбранной области деятельности для

проектирования материальных объектов или услуг; повышения эффективности своей практической деятельности; организации трудовой деятельности при коллективной форме труда; решения практических задач в выбранном направлении технологической подготовки; самостоятельного анализа рынка образовательных услуг и профессиональной деятельности; рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг; составления резюме и проведения самопрезентации.

Основы безопасности жизнедеятельности. Базовый уровень.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья; государственная система обеспечения безопасности населения; основы обороны государства и воинская обязанность.

В ходе изучения предмета юноши формируют адекватное представление о военной службе и качества личности, необходимые для ее прохождения. Девушки углубленно изучают основы медицинских знаний и здорового образа жизни, для чего в программу введен специальный раздел.

Цели

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;

  • воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества;

  • развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;

  • овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации предусматривает изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10 классе в количестве 35 часов, из расчета 1 час в неделю.

Примерная программа рассчитана на 35 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 5 учебных часов (или 14,3%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:

умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работе;

поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;

оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований;

умение отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды;

осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессии.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне ученик должен

Знать/понимать

  • основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;

  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;

  • основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

  • основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;

  • порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;

  • состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;

  • основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;

  • основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;

  • требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;

  • предназначение, структуру и задачи РСЧС;

  • предназначение, структуру и задачи гражданской обороны.

Уметь

  • владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

  • оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ведения здорового образа жизни;

  • оказания первой медицинской помощи;

  • развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;

  • вызова (обращения за помощью) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

Физическая культура. Базовый уровень.

Общая характеристика учебного предмета

Предметом образования в области физической культуры является двигательная (физкультурная) деятельность, которая своей направленностью и содержанием связана с совершенствованием физической природы человека. В процессе освоения данной деятельности человек формируется как целостная личность, в единстве многообразия своих физических, психических и нравственных качеств. В соответствии со структурой двигательной деятельности, учебный предмет физической культуры структурируется по трем основным разделам: знания (информационный компонент деятельности), физическое совершенствование (мотивационно-процессуальный компонент деятельности) и способы деятельности (операциональный компонент деятельности).

В примерной программе для среднего (полного) общего образования двигательная деятельность, как учебный предмет, представлена двумя содержательными линиями: физкультурно-оздоровительная деятельность и спортивно-оздоровительная деятельность с прикладно-ориентированной физической подговкой.Каждая из этих линий имеет соответствующие свои три учебных раздела (знания, физическое совершенствование, способы деятельности).

Первая содержательная линия примерной программы «Физкультурно-оздоровительная деятельность» ориентирует образовательный процесс на укрепление здоровья учащихся и воспитание бережного к нему отношении. Через свое предметное содержание она нацеливается на формирование интересов и потребностей школьников в регулярных занятиях физической культурой и спортом, творческом использовании осваиваемого учебного материала в разнообразных формах активного отдыха и досуга, самостоятельной физической подготовке к предстоящей жизнедеятельности. В разделе «Знания о физкультурно-оздоровительной деятельности» содержаться сведения о роли занятий физической культурой в предупреждении раннего старения организма человека, способах и средствах профилактики профессиональных заболеваний, возникающих в процессе трудовой деятельности. Здесь же приводятся знания об оздоровительных системах физического воспитания, средствах и формах активного восстановления и повышения работоспособности человека. Во втором разделе «Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью» представлено учебное содержание, ориентированное на укрепление индивидуального здоровья учащихся, повышение функциональных возможностей основных систем их организма. Данное содержание включает в себя комплексы упражнений из современных оздоровительных систем физического воспитания, учитывающих интересы учащихся в гармоничном развитии собственных физических способностей, формировании индивидуального типа телосложения, культуры движений. В третьем разделе «Способы физкультурно-оздоровительной деятельности» раскрываются способы самостоятельной организации и проведения оздоровительных форм занятий физической культурой, приемы наблюдения за показателями собственного здоровья и работоспособности, индивидуального контроля и регулирования физических нагрузок на занятиях физическими упражнениями.

Вторая содержательная линия «Спортивно-оздоровительная деятельность с прикладно-ориентированной физической подготовкой» соотносится с интересами учащихся в занятиях спортом и характеризуется направленностью на обеспечение оптимального и достаточного уровня физической и двигательной подготовленности учащихся. В первом разделе «Знания о спортивно-оздоровительной деятельности с прикладно-ориентированной физической подготовкой» приводятся сведения об основах самостоятельной подготовки учащихся к соревновательной деятельности, даются понятия тренировочного процесса и тренировочного занятия, раскрываются общие представления о прикладно-ориентированной физической подготовке и ее связи со спортивно-оздоровительной деятельностью. Во втором разделе «Физическое совершенствование со спортивно-оздоровительной и прикладно-ориентированной физической подготовкой» дается учебное содержание, ориентированное на повышение физической и технической подготовленности учащихся по одному из базовых видов спорта, а также физические упражнения и комплексы, нацеленные на физическую подготовку учащихся к предстоящей жизнедеятельности. Отличительной особенностью этого раздела примерной программы, является предоставление возможности учащимся осуществлять углубленную подготовку по одному из базовых видов спорта. Определение вида спорта устанавливается решением педагогического Совета образовательного учреждения, исходя из интересов большинства учащихся, имеющихся в школе спортивных традиций и квалифицированных учителей (тренеров), а также его популярности и массовости в конкретном регионе. Принимая решение об углубленном освоении одного из видов спорта, предусматривается и соответствующее для этого увеличение объема часов (до 15%), который формируется за счет его уменьшения по другим темам раздела «Спортивно-оздоровительной деятельности с прикладно-ориентированной физической подготовкой». В третьем разделе «Способы физкультурно-спортивной деятельности с прикладно-ориентированной физической подготовкой» приводятся практические умения, необходимые и достаточные для организации и проведения самостоятельных оздоровительных тренировок в режиме спортивной подготовки.

Цели

Общей целью образования в области физической культуры является формирование у учащихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В соответствии с этим, Примерная программа среднего (полного) общего образования своим предметным содержанием ориентируется на достижение следующих целей:

- развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья;

- воспитание бережного отношения к собственному здоровью, потребности в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью;

- овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта специально-прикладными физическими упражнениями и базовыми видами спорта;

- освоение системой знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций;

- приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Физическая культура» на этапе среднего (полного) общего образования, из расчета 2 часа в неделю в X и XI классах. Кроме того на преподавание предмета рекомендуется отводить дополнительный третий час из регионального (национально-регионального) компонента, в исключительных случаях – из компонента образовательного учреждения.

Примерная программа рассчитана на 140 учебных часов. При этом, в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 12 учебных часов (или 16,8%) предназначенный учителям образовательных учреждений для реализации собственных авторских подходов в структурировании и дополнительном наполнении учебного материала, использовании разнообразных форм организации учебного процесса, внедрении современных методов обучения и педагогических технологий.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Физическая культура» на этапе основного общего образования являются:

В познавательной деятельности:

- определение существенных характеристик изучаемого объекта;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности;

- формулирование полученных результатов.

В информационно-коммуникативной деятельности:

- поиск нужной информации по заданной теме;

- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

- владение основными видами публичных выступлений, следование этическим нормам и правилам ведения диалога.

В рефлексивной деятельности:

- понимание ценности образования как средства развития культуры личности;

- объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности;

- владение навыками организации и участия в коллективной деятельности.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ

ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения физической культуры на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать

  • влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;

  • способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;

  • правила и способы планирования систем индивидуальных занятий физическими упражнениями различной целевой направленности;

уметь

  • выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы упражнений атлетической гимнастики;

  • выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации;

  • преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения;

  • выполнять приемы защиты и самообороны, страховки и самостраховки;

  • осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

  • повышения работоспособности, сохранения и укрепления здоровья;

  • подготовки к профессиональной деятельности и службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;

  • организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха, участия в массовых спортивных соревнованиях;

  • активной творческой деятельности, выбора и формирования здорового образа жизни.

Педагогические технологии.

Педагогические технологии ориентированы на развитие:

-                                                      общей культуры личности;

-                                                      самостоятельности мышления;

-                                                      исследовательских, познавательных и творческих умений;

-                                                      коммуникативной культуры.

-  В качестве ведущих технологий используются:

III ступень обучения:

-  лекционно-семинарская система,

-  зачетная система,

-  практикумы,

-  экскурсионные занятия на базе культурных и просветительских центров,

-  технологии исследовательской деятельности,

-  игровое моделирование,

-  компьютерные технологии,

-  публичная защита проектов, исследовательских работ.

- Выбор технологий обусловлен:

-  уровнем познавательных интересов и возможностей учащихся,

-  познавательными возможностями предмета,

-  творческой индивидуальностью учителя.

 Формы аттестации, контроля и учета достижений обучающихся 10-11 классов.

Промежуточная и итоговая аттестация учащихся школы проводится в соответствии с нормативными документами Министерства образования РФ

Формы промежуточной аттестации:

-  самостоятельные и проверочные работы;

-  контрольные работы;

-  устные ответы на уроках;

-  предметные тесты;

-  зачеты;

-  сообщения, доклады, рефераты;

-  защита исследовательских работ.

Формы итоговой аттестации.

-  зачет по иностранному языку.

Итоговая аттестация в 9 классе:

-                    экзамен по русскому языку в новой форме,

-                    экзамен по алгебре в новой форме;

-                    два экзамена по выбору учащихся

Итоговая аттестация в 11 классе:

- обязательные экзамены по русскому языку и математике;

- остальные экзамены по выбору учащихся для поступления в ВУЗы

.

Формы учета достижений учащихся:

-                    олимпиады по предметам,

-                    участие в конкурсах, смотрах, фестивалях,

-                    общественные смотры знаний,

-                    защита исследовательских работ,

-                    общешкольные праздники победителей олимпиад знаний.

                

Ожидаемые результаты освоения образовательной программы.

III ступень обучения.

Овладение учащимися обязательного минимума среднего образования и достижение различных уровней компетентности, включающих:

-                     ориентацию в ценностях культуры,

-                     готовность к оценочной деятельности,

-                     организационные умения,

-                     способность оценивать границы собственной компетентности,

-                     освоение методов образовательной деятельности,

-                     освоение методов научного знания.

Выпускник, получивший среднее (полное) общее образование, - это человек, который:

o         освоил все образовательные программы по предметам школьного учебного плана;

o         освоил содержание выбранного профиля обучения на уровне, способном обеспечить успешное обучение в учреждениях профессионального образования;

o         овладел основами компьютерной грамотности, программирования;

o         умеет быстро адаптироваться к меняющимся социально-экономическим отношениям, знает свои права и обязанности, умеет их реализовать;

o         готов к формам и методам обучения, применяемого в ВУЗах;

o         владеет культурой жизненного самоопределения и самореализации, уважает свое и чужое достоинство, уважает труд свой и других людей, обладает чувством социальной ответственности, ведет здоровый образ жизни, является патриотом своего Отечества.

Критериальные значения показателей соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям федеральных государственных образовательных стандартов по результатам государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений

Вид общеобразовательного учреждения

Соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям федеральных государственных образовательных стандартов

(доля выпускников, успешно прошедших государственную (итоговую) аттестацию, %)

Основное общее образование (по результатам государственной (итоговой) аттестации

в новой форме)

Среднее полное (общее) образование (по результатам государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ

русский язык

математика

русский язык

математика

Средняя общеобразовательная школа

86

81

91

82

Региональные критерии показателей деятельности общеобразовательных учреждений на предмет соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, в том числе при прохождении общеобразовательным учреждением государственной аккредитации

Таблица 1

Виды общеобразовательных учреждений

Соответствие содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям федеральных государственных образовательных стандартов

(средний процентный балл общеобразовательного учреждения, %)

Среднее полное (общее) образование

предметы естественно-научного цикла и математика

предметы гуманитарного цикла

Средняя общеобразовательная школа

58

60

Управление реализацией образовательной программы среднего (полного) общего образования. Контроль.

Управление реализацией программы осуществляется через систему внутришкольного контроля согласно годовому плану, утвержденному директором, и включает в себя мероприятия, позволяющие получить реальные данные по состоянию образовательного процесса в школе в целом.

Управление реализацией образовательной программы осуществляется через

  • контроль за достижением обучающегося уровня обученности в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов,

  • контроль за обеспечением содержания образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов,

  • контроль за выполнением программ федерального, регионального и школьного компонента учебного плана,

  • контроль за качеством преподавания,

  • контроль за осуществлением взаимосвязи базового и дополнительного образования.

Внутришкольный контроль включает в себя проверку, оценку и сопоставление количественных и качественных результатов обученности, при этом учитываются как промежуточные, так и конечные результаты. Такой подход позволяет своевременно корректировать темпы прохождения программ, содержание образования. Результатом анализа итогов внутришкольного инспектирования является корректирование образовательной программы, учебного плана.

Внутришкольный контроль за образовательным процессом осуществляется по традиционным направлениям. Одно из направлений - это контроль за качеством преподавания, в частности, за выполнением учебных программ. Важную часть управления реализацией образовательной программы представляет контроль за качеством обучения. Он включает в себя уровень знаний, умений и навыков учащихся, достижение государственных образовательных стандартов, навыки самостоятельного познания учащихся.

Анализ данных диагностических срезов знаний, удовлетворенности учащихся и родителей образовательным процессом в школе, мониторинг образовательной деятельности школы - все это позволяет своевременно корректировать программы обучения, воспитания и развития, осуществлять методическое сопровождение образовательного процесса.

Управляющий совет школы согласно Положению об Управляющем совете определяет систему оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок её проведения, определяет режим занятий обучающихся, согласовывает по представлению директора школы изменение школьного компонента учебного плана и введение новых методик образовательного процесса и образовательных технологий.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Рабочие программы на 2010-2011 учебный год.

1 Помимо указанных в данном разделе знаний, в требования к уровню подготовки включаются также знания, необходимые для освоения перечисленных ниже умений

2 Требования, выделенные курсивом, не применяются при контроле уровня подготовки выпускников профильных классов гуманитарной направленности.

3



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Оценка уровня сформированности элементов современной модели образования через анализ информации

    Программа
    ... общеобразовательныепрограммы начального общего и основного общегообразования; в) средняяобщеобразовательнаяшкола (СОШ) реализует общеобразовательныепрограммы начального общего, основного общего и среднего (полного) общегообразования; г) средняя ...
  2. Муниципальная общеобразовательная средняя школа №11 образовательная программа основного общего образования

    Документ
    Муниципальнаяобщеобразовательнаясредняяшкола11ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯПРОГРАММА основного общегообразования Нижневартовск 20101-20112 СОДЕРЖАНИЕ Управление образовательной деятельностью учреждения Система отслеживания результатов ...
  3. Публичный доклад итоги деятельности школы за 2010-2011 учебный год проблемы

    Документ
    ... школа прошла лицензирование и аттестацию с правом осуществления образовательной деятельности по образовательнымпрограммам дошкольного, начального, основного, среднего (полного) общегообразования ...
  4. Образовательная программа начального и основного общего образования

    Основная образовательная программа
    ... 2010г 3.11. Организационно-педагогические условия реализации образовательнойпрограммы. 3.11.1. Нормативные ... - на III ступени среднего (полного) общегообразования в среднейобщеобразовательнойшколе и получить среднееобразование, в лицеях (на базе ...
  5. Образовательная программа МБОУ Частоостровской средней общеобразовательной школы с Частоостровское 2011 год

    Основная образовательная программа
    ... общегообразования; 2-летний нормативный срок освоения государственных образовательныхпрограммсреднего (полного) общегообразования. Продолжительность учебного года в МБОУ Частоостровской среднейобщеобразовательнойшколе ...

Другие похожие документы..