Главная > Закон


Иностранная рабочая сила привлекается на работу в Россию после выдачи соответствующего разрешения Федеральной миграционной службой или ее территориальным органом. Это разрешение выдается работодателю при условии внесения им в установленном порядке средств, необходимых для обеспечения выезда каждого иностранного работника соответствующим видом транспорта из Российской Федерации. Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу предусматривает, что соответствующее заявление должно быть рассмотрено в течение 30 рабочих дней со дня подачи работодателем необходимых документов.

В случае если работодатель нарушает условия и порядок привлечения иностранной рабочей силы, установленные законодательством, территориальный орган в сфере миграции может приостановить действие разрешения до устранения допущенных нарушений. Закон о правовом положении иностранных граждан предусматривает также обстоятельства, при наличии которых разрешение на работу не может быть выдано, а выданное разрешение подлежит аннулированию.

Такие последствия наступают, если иностранный гражданин:

выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или ее граждан;

финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;

в течение 5 лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче разрешения на работу, подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации либо депортации;

представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения;

осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным;

имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;

неоднократно (2 и более раза) в течение года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства РФ в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации;

выехал из Российской Федерации в иностранное государство для постоянного проживания;

находится за пределами Российской Федерации более 6 месяцев;

является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих. Перечень таких заболеваний и порядок подтверждения их наличия или отсутствия утверждаются Правительством РФ.

Федеральным законом от 18 июля 2006 г. N 110-ФЗ внесены изменения в Закон о правовом положении иностранных граждан и, в частности, этот Закон дополнен ст. 13.1 о трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы. Согласно этой статье таким гражданам разрешение на работу выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом на основании заявления. Одновременно с заявлением иностранного гражданина о выдаче ему разрешения на работу представляются: 1) документ, удостоверяющий личность данного иностранного гражданина и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве; 2) миграционная карта с отметкой органа пограничного контроля о въезде данного иностранного гражданина в Российскую Федерацию или с отметкой территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о выдаче данному иностранному гражданину указанной миграционной карты; 3) квитанция об уплате государственной пошлины за выдачу данному иностранному гражданину разрешения на работу.

Вся информация о выданных иностранным гражданам разрешениях на работу направляется в орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ.

В отличие от общепринятых правил в отношении иностранных граждан работодатели или заказчики работ (услуг) вправе привлекать и использовать для трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, без разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

Разрешения на работу иностранным гражданам, за исключением иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, выдаются в пределах квот на их въезд в Российскую Федерацию, ежегодно утверждаемых Правительством РФ по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов РФ с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте РФ и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан.

В целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации, а также в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства Правительство РФ вправе устанавливать квоты на выдачу иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, разрешений на работу как на территории одного или нескольких субъектов РФ, так и на территории всей Российской Федерации. Кроме того, Правительство РФ вправе ежегодно с учетом региональных особенностей рынка труда и необходимости в приоритетном порядке трудоустройства граждан Российской Федерации устанавливать допустимую долю иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность как на территории одного или нескольких субъектов РФ, так и на территории всей Российской Федерации. При установлении указанной допустимой доли Правительство РФ определяет срок приведения в соответствие с ней хозяйствующими субъектами численности используемых ими иностранных работников. Такой срок устанавливается с учетом необходимости соблюдения работодателями порядка расторжения трудового договора (контракта), установленного трудовым законодательством РФ.

4. Комментируемая статья устанавливает пределы действия общих норм, содержащихся в Кодексе и иных нормативных правовых актах о труде. Общие правовые нормы не применяются только в том случае, если особенности труда отдельных категорий работников требуют дифференцированного правового регулирования. Эта дифференциация устанавливается ТК, который содержит значительное число правовых норм, регулирующих особенности труда отдельных категорий работников. Все эти нормы выделены в отдельную часть Кодекса - четвертую, которая включает в себя 17 глав (40 - 55): гл. 40 ";Общие положения";, гл. 41 ";Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями";, гл. 42 ";Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет";, гл. 43 ";Особенности регулирования труда руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации";, гл. 44 ";Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству";, гл. 45 ";Особенности регулирования труда работников, заключивших трудовой договор на срок до двух месяцев";, гл. 46 ";Особенности регулирования труда работников, занятых на сезонных работах";, гл. 47 ";Особенности регулирования труда лиц, работающих вахтовым методом";, гл. 48 ";Особенности регулирования труда работников, работающих у работодателей - физических лиц";, гл. 49 ";Особенности регулирования труда надомников";, гл. 50 ";Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях";, гл. 51 ";Особенности регулирования труда работников транспорта";, гл. 52 ";Особенности регулирования труда педагогических работников";, гл. 53 ";Особенности регулирования труда работников, направляемых на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений Российской Федерации за границей";, гл. 54 ";Особенности регулирования труда работников религиозных организаций";, гл. 54.1 ";Особенности регулирования труда спортсменов и тренеров";, гл. 55 ";Особенности регулирования труда других категорий работников";.

Комментируемая статья допускает также возможность дифференциации правового регулирования в федеральных законах и иных нормативных правовых актах, законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ. Соответствующая дифференциация осуществляется в отношении государственных гражданских служащих и муниципальных служащих. (См. Закон о государственной гражданской службе, Закон о муниципальной службе, Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 112 (СЗ РФ. 2005. N 6. Ст. 439), Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 110 (СЗ РФ. 2005. N 6. Ст. 437), и др.)

5. Принципиальное положение о том, что трудовые отношения должны регулироваться трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, подчеркивается и в заключении комментируемой статьи, где указывается круг лиц, на которых не распространяются ТК, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, если они не являются одновременно работодателями или их представителями. К таким лицам относятся военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы, члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (кроме лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор), лица, работающие по гражданско-правовым договорам, а также другие лица, если это установлено федеральным законом. Так, вне сферы трудового права находятся отношения, возникающие между лицами рядового и начальствующего состава и органами внутренних дел.

Статья 12. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, во времени

Комментарий к статье 12

1. Комментируемая статья устанавливает пределы действия трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В ней содержится ответ на вопрос, с какого времени начинает действовать закон или иной нормативный правовой акт и когда кончается его действие.

Статья базируется на Федеральном законе от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ ";О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания"; (СЗ РФ. 1994. N 8. Ст. 801) и Указе Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 ";О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти"; (СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2663), определяющих порядок вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания, актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти независимо от их отраслевой принадлежности.

Федеральные законы вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если указано, что закон вступает в силу со дня его официального опубликования или отсутствует какая-либо дата.

Официальным опубликованием федерального закона считается первая публикация его полного текста в ";Российской газете"; или Собрании законодательства Российской Федерации.

Вступление в силу закона со дня официального опубликования - наиболее распространенная дата его введения в действие. Обычно дата введения закона в действие содержится в его заключительных положениях (Закон о персональных данных). Во многих случаях дата вступления закона в силу определяется отдельным законом, устанавливающим порядок его введения в действие.

Кроме формулировки ";вступление в силу со дня официального опубликования"; закон может предусматривать иной порядок введения его в действие. Этот порядок может касаться как всего закона, так и его отдельных статей. Так, дата вступления в силу Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ - по истечении 90 дней после дня его официального опубликования. В Законе о защите инвалидов указано, что Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статей, для которых установлены иные сроки вступления в силу. Далее приводится перечень этих статей.

2. Акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования (п. 5 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763). Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты Правительства РФ - со дня их подписания (п. 6 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763). В актах Президента РФ и актах Правительства РФ может быть установлен другой порядок вступления в силу.

3. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Минюсте России и обязательному официальному опубликованию в газете ";Российские вести"; в течение 10 дней после дня их регистрации, а также в ";Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти";.

Не прошедшие государственную регистрацию нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера), а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

4. В комментируемой статье содержатся также условия, при которых прекращает свое действие закон или иной нормативный правовой акт.

Наиболее распространенное из них - закон или иной нормативный правовой акт отменяется актом того же или более высокого уровня. Закон может быть отменен только законом, указ Президента РФ - законом или указом Президента РФ, постановление Правительства РФ - законом, указом Президента РФ, постановлением Правительства РФ, нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти - законом, указом Президента РФ, постановлением Правительства РФ, нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти. В качестве примера отмены закона можно привести Закон об охране труда, который признан утратившим силу Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ.

Трудовой кодекс называет в качестве условия прекращения действия закона или иного нормативного правового акта вступление в силу другого акта равной или высшей юридической силы по тому же вопросу. Это объясняется тем, что не всегда при принятии того или иного акта одновременно признаются утратившими силу соответствующие нормативные правовые акты. Поэтому в нормативном массиве всегда имеются акты, фактически утратившие силу, но формально не отмененные. При решении вопроса о том, действует ли тот или иной акт, следует исходить из общего положения - имеется ли более поздний акт равной или высшей юридической силы, регулирующий тот же предмет отношений, что и ранее изданный акт.

Статья 12 предусматривает также в качестве условия прекращения действия закона или иного нормативного правового акта истечение срока, на который был рассчитан данный акт.

5. Часть 3 комментируемой статьи формулирует общее положение о том, что закон или иной нормативный правовой акт о труде применяется только к отношениям, возникшим после введения его в действие. На отношения, существующие до введения его в действие, соответствующий закон или иной нормативный правовой акт не распространяется.

Изъятие из этого правила возможно только в том случае, если оно предусмотрено законом или иным нормативным правовым актом. Как правило, положение о том, что действие закона (иного нормативного правового акта) распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, содержится в вводном законе.

Трудовой кодекс допускает возможность применения закона или иного нормативного правового акта к правам и обязанностям ранее существовавшего отношения, если такие права и обязанности возникли после введения его в действие. Например, с работником, вступившим в трудовое отношение с работодателем в период действия КЗоТ, трудовой договор расторгается после вступления в силу ТК; основание - несоответствие занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации. В данном случае на этого работника будет распространен п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК, предусматривающий, что увольнение по такому основанию должно быть подтверждено результатами аттестации. КЗоТ не требовал подтверждения результатами аттестации несоответствия работника занимаемой должности вследствие его недостаточной квалификации.

В ст. 12 предусмотрены также положения, относящиеся к локальному нормативному акту, коллективному договору, соглашениям. Эти положения отсутствовали в прежней редакции комментируемой статьи.

Локальный нормативный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем либо со дня, указанного в этом акте, а прекращает свое действие по тем же основаниям, которые применяются к закону или иному нормативному правовому акту. Отличие заключается лишь в том, что локальный нормативный акт либо отдельные его положения прекращают свое действие в связи с вступлением в силу закона (иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права), коллективного договора, соглашения только в том случае, когда указанные акты устанавливают более высокий уровень гарантий работникам по сравнению с установленным локальным нормативным актом.

Есть локальные нормативные акты, которые действуют до тех пор, пока это представляется целесообразным. Среди локальных нормативных актов имеются и акты с годичным сроком действия, например графики отпусков.

В комментируемой статье указано, что действие во времени коллективного договора, соглашений определяется их сторонами в соответствии с Трудовым кодексом. Статья 43 ТК предусматривает, что коллективный договор заключается на срок не более 3 лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором. Такой же порядок установлен для соглашений (ст. 48 ТК).

Стороны коллективного договора могут продлевать его действие неоднократно на срок не более 3 лет, а продление соглашения допускается только один раз на 3 года.

Статья 13. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в пространстве

Комментарий к статье 13

Комментируемая статья непосредственно связана со ст. 12 ТК, предусматривающей пределы действия во времени законов и иных нормативных правовых актов. Она определяет действие законов и иных нормативных правовых актов в пространстве. Связь этих статей объясняется тем, что любой нормативный правовой акт всегда действует и во времени, и в пространстве.

Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ ";О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания"; (СЗ РФ. 1994. N 8. Ст. 801) и Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 ";О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти"; (СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2663) определяют дату вступления законов и иных нормативных правовых актов в силу и одновременно указывают, что они действуют на всей территории Российской Федерации. В конкретных нормативных правовых актах их действие в пространстве не определено в силу общего принципа - пределы регулирования законов и иных нормативных правовых актов зависят от уровня этого регулирования. Если правовое регулирование осуществляется на федеральном уровне, то законы и иные нормативные правовые акты действуют на всей территории Российской Федерации. Исключение возможно только в том случае, если оно предусмотрено в соответствующем законе или ином нормативном правовом акте. Так, Закон о Чернобыле предусматривает, что его действие распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. В этом же Законе уточняются территории, которые подразделяются на зоны отчуждения, отселения, проживания с правом на отселение и проживания с льготным социально-экономическим статусом.

При осуществлении полномочий органами государственной власти субъектов РФ соответствующие законы и иные нормативные правовые акты распространяются на территорию субъекта РФ.

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления действуют на соответствующей территории. Пределы действия локального нормативного акта - организация или индивидуальный предприниматель. Если работник выполняет свои трудовые обязанности за пределами территории организации (индивидуального предпринимателя), то на него также распространяются локальные нормативные акты, изданные руководителем организации, с которой он находится в трудовых отношениях.

Статья 14. Исчисление сроков

Комментарий к статье 14

1. В отличие от КЗоТ правила исчисления сроков изложены в действующем Трудовом кодексе не в главе ";Трудовые споры";, а в разделе I ";Общие положения";. Такое структурное изменение отражает существо данных сроков, которые применяются во всех случаях, когда со сроком связаны юридические последствия: возникновение, изменение и прекращение прав и обязанностей сторон трудового отношения.

Кодекс различает порядок исчисления сроков в зависимости от возникновения или прекращения трудовых прав и обязанностей. Датой их возникновения является календарная дата, определяющая начало течения соответствующего срока. Так, установление срока испытания для лица, принятого на работу с определенной даты, начинается с этой даты. Такой порядок отличается от существовавшего раньше, при котором срок возникновения трудовых прав и обязанностей исчислялся со следующего после его начала дня.

Датой прекращения трудовых прав и обязанностей является день, следующий после календарной даты, которой определено окончание трудового отношения. Так, если работник, принятый с испытательным сроком, в период этого срока письменно предупреждает работодателя о расторжении трудового договора 21 января, то трудовой договор с ним считается прекращенным с 24 января, поскольку 3-дневный срок предупреждения, предусмотренный ст. 71 ТК, оканчивается 23 января.

2. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующее число последнего года срока. Так, годичный срок для обращения работодателя в суд по спорам о возмещении работником ущерба, причиненного организации, если он начинается 21 апреля 2008 г., истечет 21 апреля 2009 г. При исчислении срока месяцами действует то же правило: с какого числа месяца начинает течь срок, с такого же он и оканчивается. Так, если работник был предупрежден за 2 месяца об увольнении в связи с сокращением штата 26 марта, то срок предупреждения истечет 26 мая. В случае исчисления срока неделями он истекает в соответствующее число последней недели. Так, если применяется 2-недельный срок и он начинает течь в четверг, то истечет этот срок в четверг второй недели.

3. Комментируемая статья содержит правило, предусматривающее случаи, когда последний день срока приходится на нерабочий день. В этих случаях днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Нерабочими являются выходные дни. Общий выходной день - воскресенье. Второй выходной день при 5-дневной рабочей неделе устанавливается коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка организации (см. коммент. к ст. 111); нерабочие праздничные дни - 1 - 5 января, 7 января, 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая, 12 июня и 4 ноября (см. коммент. к ст. 112). При совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день. Так, если окончание срока приходится на 5 января, а 6 является выходным днем, то днем окончания срока следует считать 8 января, поскольку 7 января - праздничный нерабочий день.

Сроки обращения в комиссию по трудовым спорам и в суд могут быть восстановлены, если установленный срок пропущен по уважительным причинам (см. коммент. к ст. ст. 386, 392).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Информационный бюллетень № 28 (679)

    Информационный бюллетень
    ... документов при проведении плановой проверки; поступлении поручений и обращений Президента РоссийскойФедерации, Администрации Президента РоссийскойФедерации, ПравительстваРоссийскойФедерации ...
  2. Информационный бюллетень № 35 (736)

    Информационный бюллетень
    ... Итоги и комментарии Управление информации ... религиозными объединениями при Президенте РоссийскойФедерации. В ... ТрудовымкодексомРоссийскойФедерации; осуществлять контроль за деятельностью бюджетных учреждений в порядке, установленном Правительством ...
  3. Анонсы событий на предстоящую неделю (11)

    Информационный бюллетень
    ... РоссийскойФедерации, 02.02.2009, № 5, ст.622); постановлением ПравительстваРоссийскойФедерации ... ТрудовогокодексаРоссийскойФедерации; при определении приемов и способов, с помощью которых осуществляется продажа товаров: Закон РоссийскойФедерации ...
  4. Периодические издания поступившие в центр правовой информации в 2009 – 2010 гг

    Бюллетень
    ... Комментарии законодательства Комментарий к КодексуРоссийскойФедерации об административных правонарушениях____________________________________________________________ 40 Рекомендации Научно-Консультативного совета при ... приПравительствеРоссийской ...
  5. Информационный бюллетень № 11 (662)

    Информационный бюллетень
    ... комментарии ... трудовыми ... РоссийскойФедерации" (Собрание законодательства РоссийскойФедерации, 2006, № 19, ст.2060); постановлением ПравительстваРоссийскойФедерации ... РоссийскойФедерации и Санкт-Петербурга: Гражданским кодексомРоссийскойФедерации ...

Другие похожие документы..