Главная > Закон


Коллективный договор, соглашения могут предусмотреть иную форму взаимоотношений работодателя и представительного органа работников при принятии локального нормативного акта: вместо учета мнения - согласование с представительным органом работников.

3. Комментируемая статья содержит обязательное требование, предъявляемое к локальным нормативным актам: они не должны ухудшать положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями. При этом учитывается и нормотворчество субъектов РФ. Статья 8 предусматривает, что в тех случаях, когда локальные нормативные правовые акты не подлежат применению, поскольку они ухудшают положение работников, применяются трудовое законодательство, нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

Такие же последствия наступают при несоблюдении предусмотренного Кодексом порядка учета мнения представительного органа работников.

Правило о том, что локальные нормативные акты о труде не должны ухудшать положение работников по сравнению с законами и иными нормативными правовыми актами, соответствует иерархии правовых актов. Каждый нижестоящий в иерархии правовой акт может улучшить положение работника по сравнению с вышестоящим актом, но не может ухудшить его. Следовательно, из перечисленных в ст. 8 видов нормативных правовых актов максимальный уровень гарантий устанавливается в локальных нормативных актах.

Статья 9. Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в договорном порядке

Комментарий к статье 9

1. Комментируемая статья формулирует одно из основных положений трудового права: помимо законодательства трудовые и непосредственно связанные с ними отношения регулируются в договорном порядке; договорное регулирование осуществляется трудовым коллективом в лице его представителя и работодателем в форме соглашения между работниками и работодателями, заключенного на уровне Российской Федерации, ее субъекта, территории, отрасли, организации, а также путем заключения, изменения и прекращения трудового договора. Статья 9 подчеркивает, что договорное регулирование трудовых отношений осуществляется в соответствии с законодательством. Это означает, что исходные положения, фиксирующие минимальный уровень трудовых прав и гарантий работников, устанавливаются законодательством, а их конкретизация применительно к регионам, отраслям, территориям, отдельным организациям, конкретным работникам устанавливается в договорном порядке. Во всех случаях, когда законодательные акты содержат диспозитивные нормы, конкретное решение того или иного вопроса осуществляется договорным путем. Ссылка на трудовой договор как регулятор установления условий труда содержится во всех главах Кодекса, посвященных конкретным правовым институтам трудового права.

Принятый Трудовой кодекс предусматривает дальнейшее расширение договорного регулирования. По ряду вопросов, решаемых в императивных правовых нормах, в настоящее время возможно соглашение сторон. Так, в соответствии со ст. 179 ТК конкретный перечень работников, которым предоставляется преимущественное право для оставления их на работе при расторжении трудового договора по сокращению численности или штата работников, может быть предусмотрен соглашениями и коллективными договорами. Раньше круг таких лиц определялся только в законодательстве. Договорное регулирование трудовых отношений расширяет и ст. 180 ТК. В этой статье указано, что работодатель с письменного согласия работника вправе расторгнуть с ним трудовой договор в связи с ликвидацией организации (сокращением штата) до истечения 2-месячного срока предупреждения, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

2. Часть 2 ст. 9 предусматривает механизм, гарантирующий работникам, что их права и гарантии, установленные в договорном порядке, не будут ограничены или снижены. Во-первых, запрещено включать в коллективный договор, соглашение, трудовой договор условия, ограничивающие права и снижающие гарантии работникам, предусмотренные в трудовом законодательстве и иных нормативных правовых актах, содержащих нормы трудового права. Во-вторых, установлено, что если такие условия включены в коллективный договор, соглашение, трудовой договор, то они не подлежат применению и действует трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

Применяя ст. 9, следует учитывать и нормотворчество субъектов РФ, которые принимают в пределах своей компетенции законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие трудовые и непосредственно связанные с ними отношения.

Статья 10. Трудовое законодательство, иные акты, содержащие нормы трудового права, и нормы международного права

Комментарий к статье 10

Комментируемый Кодекс, в отличие от прежнего КЗоТ, предусматривает отдельную статью, посвященную соотношению между нормами международного права, международными договорами и национальным законодательством о труде. Этим подчеркивается основополагающее значение впервые закрепленного в Конституции РФ положения о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Реализация данного положения означает, что нормы международного права следует рассматривать как нормы прямого действия, которые должны применяться всеми государственными органами, включая суды. При обосновании своих требований как граждане, так и юридические лица могут ссылаться на нормы международного права.

Часть 2 комментируемой статьи не следует понимать в том плане, что приоритет всегда за нормами международного права. Соотношение между ними и национальным законодательством о труде решается в пользу международного права и международных договоров, если ими устанавливаются более льготные для граждан нормы и правила по сравнению с нормативными правовыми актами Российской Федерации. Международные договоры приобретают юридическую силу после их ратификации. Россия после распада Советского Союза стала его правопреемником по всем ратифицированным международным соглашениям. Конституция РФ (ст. 46) предоставляет каждому право обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. С вступлением России в Совет Европы расширились возможности международно-правовой защиты нарушенных прав. Среди международных правовых документов особое значение для трудового права имеют конвенции МОТ, которые определяют содержание всех правовых институтов законодательства о труде и социальном обеспечении. Суды используют эти конвенции при разрешении конкретных трудовых споров. Так, обосновывая правомерность требования работников на своевременную выплату заработной платы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ сослалась не только на Конституцию РФ и трудовое законодательство, но и на Конвенцию МОТ N 95 ";Относительно защиты заработной платы"; (1949), которая защищает право работника на своевременное и в полном объеме получение вознаграждения за свой труд (Судебная практика по гражданским делам. М., 1997. С. 163). Ссылка на Конвенцию МОТ N 95 вполне правомерна, поскольку, не определяя конкретных сроков выплаты заработной платы, эта Конвенция содержит принципиальное положение о том, что заработная плата должна выплачиваться через регулярные промежутки времени. Поэтому несвоевременная ее выплата является нарушением не только законодательства РФ, но и международно-правовых обязательств в сфере труда.

Важную роль в регулировании трудовых отношений играет Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда. Ее значение определяется прежде всего тем, что она закрепляет основополагающие международно-правовые принципы в сфере труда, которые обязательны для государств - членов МОТ независимо от ратификации соответствующих конвенций. Такими принципами являются: свобода объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров; упразднение всех форм принудительного или обязательного труда; действенное запрещение детского труда; недопущение дискриминации в области труда и занятий.

Ниже приводится перечень конвенций МОТ, действующих на территории Российской Федерации, а также текст Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда, имеющей особое значение для регулирования трудовых отношений, и приложение к ней, определяющее механизм реализации этой Декларации. Данный механизм позволяет ежегодно требовать от государств - членов МОТ, не ратифицировавших основополагающие конвенции, представления докладов о прогрессе, достигнутом в применении провозглашенных в них принципов.

Конвенция N 10 ";О минимальном возрасте допуска детей на работу в сельском хозяйстве"; (1921);

Конвенция N 11 ";О праве на организацию и объединение трудящихся в сельском хозяйстве"; (1921);

Конвенция N 13 ";Об использовании свинцовых белил в малярном деле"; (1921);

Конвенция N 14 ";О еженедельном отдыхе на промышленных предприятиях"; (1921);

Конвенция N 15 ";О минимальном возрасте допуска подростков на работу в качестве грузчиков угля или кочегаров во флоте"; (1921);

Конвенция N 16 ";Об обязательном медицинском освидетельствовании детей и подростков, занятых на борту судов"; (1921);

Конвенция N 23 ";О репатриации моряков"; (1926);

Конвенция N 27 ";Об указании веса тяжелых грузов, перевозимых на судах"; (1929);

Конвенция N 29 ";О принудительном или обязательном труде"; (1930);

Конвенция N 32 ";О защите от несчастных случаев трудящихся, занятых на погрузке или разгрузке судов"; (1932);

Конвенция N 45 ";О применении труда женщин на подземных работах в шахтах"; (1935);

Конвенция N 47 ";О сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю"; (1935);

Конвенция N 52 ";О ежегодных оплачиваемых отпусках"; (1936);

Конвенция N 58 ";О минимальном возрасте допуска детей на работу в море"; (1936);

Конвенция N 59 ";О минимальном возрасте приема детей на работу в промышленность"; (1937);

Конвенция N 60 ";О возрасте приема детей на непромышленные работы"; (1937);

Конвенция N 69 ";О выдаче судовым поварам свидетельств о квалификации"; (1946);

Конвенция N 73 ";О медицинском освидетельствовании моряков"; (1946);

Конвенция N 77 ";О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду в промышленности"; (1946);

Конвенция N 78 ";О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду на непромышленных работах"; (1946);

Конвенция N 79 ";Об ограничении ночного труда детей и подростков на непромышленных работах"; (1946);

Конвенция N 81 ";Об инспекции труда в промышленности и торговле"; (1947);

Конвенция N 87 ";О свободе ассоциации и защите права на организацию"; (1948);

Конвенция N 90 ";О ночном труде подростков в промышленности"; (пересмотрена в 1948);

Конвенция N 92 ";О помещениях для экипажа на борту судов"; (пересмотрена в 1949);

Конвенция N 95 ";Относительно защиты заработной платы"; (1949);

Конвенция N 98 ";О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров"; (1949);

Конвенция N 100 ";О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности"; (1951);

Конвенция N 103 ";Об охране материнства"; (1952);

Конвенция N 105 ";Об упразднении принудительного труда"; (1957);

Конвенция N 106 ";О еженедельном отдыхе в торговле и учреждениях"; (1957);

Конвенция N 108 ";О национальных удостоверениях личности моряков"; (1958);

Конвенция N 111 ";О дискриминации в области труда и занятий"; (1958);

Конвенция N 112 ";О минимальном возрасте для принятия на работу рыбаков"; (1959);

Конвенция N 113 ";О медицинском осмотре рыбаков"; (1959);

Конвенция N 115 ";О защите трудящихся от ионизирующей радиации"; (1960);

Конвенция N 116 ";О частичном пересмотре конвенций"; (1961);

Конвенция N 119 ";О снабжении машин защитными приспособлениями"; (1963);

Конвенция N 120 ";О гигиене труда в торговле и в учреждениях"; (1964);

Конвенция N 122 ";О политике в области занятости"; (1964);

Конвенция N 123 ";О минимальном возрасте допуска на подземные работы в шахтах и рудниках"; (1965);

Конвенция N 124 ";О медицинском освидетельствовании молодых людей с целью определения их пригодности к труду на подземных работах в шахтах и рудниках"; (1965);

Конвенция N 126 ";О помещениях для экипажа на борту рыболовных судов"; (1966);

Конвенция N 133 ";О помещениях для экипажа на борту судов. Дополнительные положения"; (1970);

Конвенция N 134 ";О предупреждении производственных несчастных случаев среди моряков"; (1970);

Конвенция N 137 ";О социальных последствиях новых методов обработки грузов в портах"; (1973);

Конвенция N 138 ";О минимальном возрасте для приема на работу"; (1973);

Конвенция N 139 ";О борьбе с опасностью, вызываемой канцерогенными веществами и агентами в производственных условиях, и мерах профилактики"; (1974);

Конвенция N 142 ";О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов"; (1975);

Конвенция N 147 ";О минимальных нормах на торговых судах"; (1976);

Конвенция N 148 ";О защите трудящихся от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах"; (1977);

Конвенция N 149 ";О занятости и условиях труда и жизни сестринского персонала"; (1977);

Конвенция N 150 ";О регулировании вопросов труда: роль, функции и организация"; (1978);

Конвенция N 152 ";О технике безопасности и гигиене труда на портовых работах"; (1979);

Конвенция N 155 ";О безопасности и гигиене труда и производственной среде"; (1981);

Конвенция N 156 ";О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями"; (1981);

Конвенция N 159 ";О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов"; (1983);

Конвенция N 160 ";О статистике труда"; (1985);

Конвенция N 162 ";Об охране труда при использовании асбеста"; (1986);

Конвенция N 179 ";О найме и трудоустройстве моряков"; (1996);

Конвенция N 182 ";О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда"; (1999).

МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА

ДЕКЛАРАЦИЯ

от 18 июня 1998 года

ОБ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИХ ПРИНЦИПАХ И ПРАВАХ

В СФЕРЕ ТРУДА <*>

--------------------------------

<*> Не приводится.

Статья 11. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права

Комментарий к статье 11

1. Статья 11 посвящена сфере действия трудового права. В ней сформулировано важное положение, применяемое как к работникам, так и к работодателям: трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, распространяются на всех работников и на всех работодателей (физических лиц и юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности), если между ними был заключен трудовой договор.

Это означает, что ТК, иные нормативные правовые акты о труде регулируют трудовые отношения не только лиц наемного труда, но и работников, являющихся участниками товариществ, работников-акционеров. Широкая сфера действия трудового права была подтверждена Верховным Судом РФ и до принятия комментируемого Кодекса. В п. 50-1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 1992 г. N 16 ";О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации законодательства при разрешении трудовых споров"; (БВС РФ. 1993. N 3) было указано, что нормы Кодекса законов о труде регулируют трудовые отношения лиц, работающих по трудовому договору (контракту) на любых предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, в т.ч. трудовые отношения работников, являющихся акционерами, участниками хозяйственных товариществ и обществ, с которыми они заключили трудовой договор (контракт), с учетом особенностей в регулировании труда таких лиц, предусмотренных законами об этих товариществах и обществах. Аналогичный вывод содержится и в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 ноября 2003 г. N 17 ";О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел по трудовым спорам с участием акционерных обществ, иных хозяйственных товариществ и обществ"; (БВС РФ. 2004. N 1). Дела об оспаривании руководителями организаций, членами коллегиальных исполнительных органов организаций (генеральными директорами акционерных обществ, иных хозяйственных товариществ и обществ и т.п.), а также членами советов директоров (наблюдательных советов) организаций, заключивших с данными организациями трудовые договоры, решений уполномоченных органов организаций либо собственников имущества организаций или уполномоченных собственниками лиц (органов) об освобождении их от занимаемых должностей, как разъяснил Пленум, подведомственны судам общей юрисдикции и рассматриваются ими в порядке искового производства как дела по трудовым спорам о восстановлении на работе. Нормами материального права по таким делам являются ст. ст. 273 - 281 ТК. Такая же позиция была подтверждена Верховным Судом РФ и при рассмотрении конкретного дела, касающегося отношений участников товарищества, основанных на их личном труде. Суть этого дела в следующем.

Гладких, Кузнецова и другие обратились в суд с иском к товариществу ";Ариадна"; о взыскании заработной платы. Коминтерновский районный суд г. Воронежа в иске отказал. Такое решение было оставлено в силе судебной коллегией Воронежского областного суда и президиумом этого же суда. Отказывая в удовлетворении иска, суды исходили из того, что законодательством и уставом товарищества не предусмотрено обязательное трудовое участие работников товарищества в его деятельности и поэтому спорные отношения между ними и товариществом должны регулироваться гражданским законодательством. Верховный Суд РФ с выводами судебных инстанций не согласился. По его мнению, закон четко разграничил отношения, возникающие из трудового договора, и отношения работника с хозяйственным товариществом, вытекающие из членства. В последнем случае имеются в виду отношения, связанные с созданием уставного и иных фондов, личными вкладами в имущество товарищества, распределением прибыли, имущественной ответственностью, которые регулируются гражданским законодательством. В соответствии с действующим законодательством участник товарищества одновременно является его работником, если отношения с товариществом связаны с личным трудом, а не ограничиваются лишь его имущественным вкладом и получением части прибыли. Отношение, основанное на личном труде участника товарищества, - сфера действия трудового законодательства (БВС РФ. 1993. N 4).

К сфере действия Трудового кодекса, иных нормативных правовых актов о труде относятся и отношения работников акционерных обществ. При этом не имеет значения, являются ли такие работники акционерами данных обществ. Работник-акционер, уволенный из акционерного общества, продолжает участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам компетенции собрания, а также имеет право на получение дивидендов, а в случае ликвидации общества - право на получение части его имущества. В совместном Постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 ";О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"; (БВС РФ. 1996. N 9) указано, что прекращение трудовых отношений с акционером не изменяет статуса данного лица как акционера.

Вопросы, относящиеся к трудовым отношениям, не должны регулироваться гражданским законодательством.

Сфера действия гражданского законодательства - имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников; сфера действия трудового законодательства - трудовые и непосредственно связанные с ними отношения.

Комментируемая статья допускает возможность применения трудового законодательства (и иных актов, содержащих нормы трудового права) не только к трудовым и иным непосредственно связанным с трудовыми отношениями, но и к отношениям, основанным на личном труде. Так, лица, работающие по договору подряда, обязаны соблюдать требования по охране труда, установленные в трудовом законодательстве и иных нормативных правовых актах. Могут быть и другие случаи применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, к отношениям, основанным на личном труде, если это установлено федеральным законом.

2. Отраслевая принадлежность правовых норм определяется прежде всего содержанием регулируемых отношений, а не формой регулирования. Комментируемая статья подчеркивает: во всех случаях, когда доказано, что гражданско-правовые договоры регулируют трудовые отношения, к ним должны применяться нормы трудового законодательства.

Последовательное применение такого положения исключает произвольное толкование вопроса о правовой природе договоров, регулирующих трудовые отношения.

3. Иностранные граждане, постоянно проживающие в России, могут заниматься трудовой деятельностью на основаниях и в порядке, установленных для граждан Российской Федерации.

Иностранные граждане, временно пребывающие в России, могут заниматься трудовой деятельностью, если это совместимо с целями их пребывания.

Иностранные граждане, лица без гражданства не могут назначаться на отдельные должности или заниматься определенной трудовой деятельностью, если в соответствии с российским законодательством назначение на эти должности или занятие такой деятельностью связаны с принадлежностью к гражданству Российской Федерации. (См. Закон о государственной гражданской службе, предусматривающий занятие должности государственного гражданского служащего только гражданином Российской Федерации.)

Иностранные граждане, лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности в трудовых отношениях наравне с гражданами России.

Организации, принадлежащие полностью или частично иностранным юридическим или физическим лицам, если они расположены на территории Российской Федерации, должны применять правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, ко всем работающим у них гражданам. Это положение распространяется как на иностранных граждан, так и на граждан Российской Федерации. Исключения могут устанавливаться федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Так, Соглашение правительств государств СНГ о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов, ратифицированное Федеральным законом от 24 апреля 1995 г. N 47-ФЗ (СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1457), предусматривает, что его стороны могут потребовать досрочного прекращения трудовых отношений и возвращения трудящегося-мигранта в страну выезда, если он нарушил законы страны трудоустройства и правила пребывания иностранных граждан.

С целью привлечь иностранную рабочую силу и одновременно обеспечить приоритетное право российских граждан на занятие вакантных рабочих мест определены условия и порядок привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы (Закон о правовом положении иностранных граждан, Постановление Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. N 681 ";О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации"; (СЗ РФ. 2006. N 47. Ст. 4911)).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Информационный бюллетень № 28 (679)

    Информационный бюллетень
    ... документов при проведении плановой проверки; поступлении поручений и обращений Президента РоссийскойФедерации, Администрации Президента РоссийскойФедерации, ПравительстваРоссийскойФедерации ...
  2. Информационный бюллетень № 35 (736)

    Информационный бюллетень
    ... Итоги и комментарии Управление информации ... религиозными объединениями при Президенте РоссийскойФедерации. В ... ТрудовымкодексомРоссийскойФедерации; осуществлять контроль за деятельностью бюджетных учреждений в порядке, установленном Правительством ...
  3. Анонсы событий на предстоящую неделю (11)

    Информационный бюллетень
    ... РоссийскойФедерации, 02.02.2009, № 5, ст.622); постановлением ПравительстваРоссийскойФедерации ... ТрудовогокодексаРоссийскойФедерации; при определении приемов и способов, с помощью которых осуществляется продажа товаров: Закон РоссийскойФедерации ...
  4. Периодические издания поступившие в центр правовой информации в 2009 – 2010 гг

    Бюллетень
    ... Комментарии законодательства Комментарий к КодексуРоссийскойФедерации об административных правонарушениях____________________________________________________________ 40 Рекомендации Научно-Консультативного совета при ... приПравительствеРоссийской ...
  5. Информационный бюллетень № 11 (662)

    Информационный бюллетень
    ... комментарии ... трудовыми ... РоссийскойФедерации" (Собрание законодательства РоссийскойФедерации, 2006, № 19, ст.2060); постановлением ПравительстваРоссийскойФедерации ... РоссийскойФедерации и Санкт-Петербурга: Гражданским кодексомРоссийскойФедерации ...

Другие похожие документы..