Главная > Закон


Закон об образовании - Закон РФ ";Об образовании"; в ред. Федерального закона от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ, с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 13 февраля 2009 г. N 19-ФЗ (СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 150; 2009. N 7. Ст. 787)

Закон об общественных объединениях - Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ ";Об общественных объединениях"; с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ (СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930; 2008. N 30. Ч. II. Ст. 3616)

Закон об ООО - Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ ";Об обществах с ограниченной ответственностью"; с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 22 декабря 2008 г. N 272-ФЗ (СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 785; 2008. N 52. Ч. I. Ст. 6227)

Закон об объединениях работодателей - Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. N 156-ФЗ ";Об объединениях работодателей"; с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 307-ФЗ (СЗ РФ. 2002. N 48. Ст. 4741; 2007. N 49. Ст. 6068)

Закон об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности - Федеральный закон от 20 июня 1996 г. N 81-ФЗ ";О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности"; с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ (СЗ РФ. 1996. N 26. Ст. 3033; 2009. N 1. Ст. 17)

Закон об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности - Федеральный закон от 22 декабря 2005 г. N 180-ФЗ ";Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2006 году"; (СЗ РФ. 2005. N 52. Ч. I. Ст. 5593)

Закон об охране труда - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ ";Об основах охраны труда в Российской Федерации"; (утратил силу)

Закон об уничтожении химического оружия - Федеральный закон от 2 мая 1997 г. N 76-ФЗ ";Об уничтожении химического оружия"; с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ (СЗ РФ. 1997. N 18. Ст. 2105; 2006. N 52. Ч. I. Ст. 5498)

Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ - Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ ";О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации"; с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 157-ФЗ (СЗ РФ. 2006. N 27. Ст. 2878; 2008. N 30. Ч. I. Ст. 3613)

Временное положение о проведении выборов - Временное положение о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, утв. Федеральным законом от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ ";Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления";, с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 12 июля 2006 г. N 107-ФЗ (СЗ РФ. 1996. N 49. Ст. 5497; 2006. N 29. Ст. 3125)

Постановление Правительства РФ от 2 октября 2002 г. N 729 - Постановление Правительства РФ от 2 октября 2002 г. N 729 ";О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета"; (СЗ РФ. 2002. N 40. Ст. 3939)

Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2005 г. N 812 - Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2005 г. N 812 ";О размере и порядке выплаты суточных в иностранной валюте и надбавок к суточным в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета"; с последними изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. N 1019 (СЗ РФ. 2006. N 2. Ст. 187; 2009. N 1. Ст. 147)

Положение о пособиях гражданам, имеющим детей - Положение о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 865, с последними изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2008 г. N 275 (СЗ РФ. 2007. N 1. Ч. II. Ст. 313; 2008. N 16. Ст. 1700)

Положение о служебных командировках - Положение об особенностях направления работников в служебные командировки, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 г. N 749 ";Об особенностях направления работников в служебные командировки"; (СЗ РФ. 2008. N 42. Ст. 4821)

Положение об организации работы по содействию занятости - Положение об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения, утв. Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 5 февраля 1993 г. N 99 (САПП РФ. 1993. N 7. Ст. 564)

Правила ведения и хранения трудовых книжек - Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утв. Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. N 225, с последними изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 19 мая 2008 г. N 373 (СЗ РФ. 2003. N 16. Ст. 1539; 2008. N 21. Ст. 2456)

Основные положения о вахтовом методе - Основные положения о вахтовом методе организации работ, утв. Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС, Минздрава СССР от 31 декабря 1987 г. N 794/33-82 (Бюллетень Госкомтруда СССР. 1988. N 5)

Положение о труде надомников - Положение об условиях труда надомников, утв. Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29 сентября 1981 г. N 275/17-99 (Бюллетень Госкомтруда СССР. 1982. N 1)

Инструкция по заполнению трудовых книжек - Инструкция по заполнению трудовых книжек, утв. Постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. N 69 (БНА РФ. 2003. N 49)

Постановление Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. N 2 - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 ";О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации"; с последними изменениями, внесенными Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 г. N 63 (БВС РФ. 2004. N 6; 2007. N 3)

Постановление Пленума ВС РФ от 16 ноября 2006 г. N 52 - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 ноября 2006 г. N 52 ";О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю"; (БВС РФ. 2007. N 1)

2. Официальные издания

БВС РФ - Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации

БНА РФ - Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти)

Бюллетень Госкомтруда СССР - Бюллетень Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам

Бюллетень Минтруда России - Бюллетень Министерства труда и социального развития Российской Федерации

ВВС (СССР, РСФСР, РФ) - Ведомости Верховного Совета (СССР, РСФСР), Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета (СССР, РСФСР, РФ)

РВ - ";Российские вести";

РГ - ";Российская газета";

САПП РФ - Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации

СЗ РФ - Собрание законодательства Российской Федерации

СП (СССР, РСФСР, РФ) - Собрание постановлений Совета Министров (Правительства)

ЭЖ - ";Экономика и жизнь";

30 декабря 2001 года N 197-ФЗ


ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в ред. Федеральных законов от 24.07.2002 N 97-ФЗ,

от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ,

от 27.04.2004 N 32-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ,

от 29.12.2004 N 201-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ,

от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ,

от 30.12.2006 N 271-ФЗ, от 20.04.2007 N 54-ФЗ,

от 21.07.2007 N 194-ФЗ, от 01.10.2007 N 224-ФЗ,

от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 01.12.2007 N 309-ФЗ,

от 28.02.2008 N 13-ФЗ, от 22.07.2008 N 157-ФЗ,

от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 25.12.2008 N 280-ФЗ,

от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ,

от 30.12.2008 N 313-ФЗ,

с изм., внесенными

Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.03.2005 N 3-П,

Определением Конституционного Суда РФ от 11.07.2006 N 213-О)

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 1. ОСНОВНЫЕ НАЧАЛА ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Статья 1. Цели и задачи трудового законодательства

Комментарий к статье 1

1. Изложение статей Трудового кодекса начинается со ст. 1, определяющей цели и задачи трудового законодательства.

В условиях перехода к рыночной экономике, всемерного развития договорного регулирования важной целью трудового законодательства является установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан. Это проявляется в том, что государство устанавливает гарантии как для всех работников (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда, продолжительности отпуска и др.), так и отдельно для лиц, нуждающихся в повышенной социальной защите (регулирование труда женщин, лиц с семейными обязанностями, работников моложе 18 лет, инвалидов), определяет процедуру согласия между участниками трудовых отношений, а также порядок разрешения индивидуальных и коллективных споров.

Трудовой кодекс содержит нормы, цель которых - создать благоприятные условия труда, обеспечить защиту прав и интересов работников и работодателей. В отличие от ранее действовавшего Кодекса комментируемый ТК более подробно регулирует отношения, возникающие в связи с обеспечением охраны труда работников. В нем содержатся основные направления государственной политики в области охраны труда, нормативные требования охраны труда, обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, обязанности работника в области охраны труда, гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда, положения об органах управления охраны труда, порядок и условия расследования и учета несчастных случаев, источники финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда (см. коммент. к разделу X ";Охрана труда";).

Защита трудовых прав работников осуществляется различными способами. Основными из них являются: самозащита работниками своих трудовых прав, государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, защита трудовых прав работников профсоюзами, судебная защита (см. коммент. к статьям гл. 56 - 59 ТК).

Значительный массив норм Кодекса связан с порядком проведения коллективных переговоров, заключения коллективных договоров и соглашений, установления предела договорного регулирования с тем, чтобы не ухудшить положение работников по сравнению с трудовым законодательством. Эти нормы имеют целью сбалансировать интересы работников и работодателей, а также обеспечить интересы государства.

2. Комментируемая статья формулирует основную задачу трудового законодательства через круг отношений, составляющих предмет трудового права. Эта статья имеет принципиальное значение, поскольку определяет критерии разграничения трудового права и смежных отраслей российского права.

Центральное место в отношениях, регулируемых трудовым законодательством, занимают трудовые отношения, возникающие между работниками и работодателями в связи с заключением трудового договора (см. коммент. к ст. 15).

Трудовыми отношениями не исчерпывается круг отношений, составляющих предмет трудового права. В него входят и другие отношения, тесно связанные с трудовыми. Одни из них предшествуют, другие - функционируют одновременно, третьи - приходят на смену трудовым отношениям. К предшествующим относятся отношения по трудоустройству. Цель указанных отношений - обеспечить граждан работой, способствовать возникновению трудовых отношений между ними и работодателями. Нормы, составляющие содержание отношений по трудоустройству, устанавливают квоту рабочих мест, гарантии социальной поддержки гражданам, ищущим работу, полномочия и обязанности работодателей в сфере занятости. Для этих отношений характерна множественность субъектов. К ним относятся не только работники и работодатели, но и органы государственной власти, профсоюзы.

Отношения, которые функционируют наряду с трудовыми, весьма различны по своему содержанию. Сюда относятся отношения по организации труда и управлению трудом, по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений, по участию работников и профсоюзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях. Эти отношения в обобщенной форме являются коллективными трудовыми отношениями. Их отличительная особенность - наличие коллективного субъекта в лице профсоюза или иного представительного органа работников. Сами работники, как правило, непосредственно в коллективным трудовым отношениях не участвуют.

К самостоятельным видам Кодекс относит и отношения по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров непосредственно у данного работодателя, отношения по материальной ответственности работодателя и работника в сфере труда, которые до последнего времени рассматривались как составная часть трудовых отношений.

Отношения по надзору и контролю (в т.ч. профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, традиционно признавались отношениями, функционирующими одновременно с трудовыми. Трудовой кодекс не отступает от этих традиций. В соответствии с конституционным правом на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, важное значение имеют предусмотренные в ТК нормы в области надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, способствующие обеспечению безопасных и здоровых условий труда. Возникающие в связи с осуществлением надзора и контроля отношения функционируют наряду с трудовыми отношениями.

Перечень отношений, регулируемых трудовым законодательством, комментируемая статья завершает отношениями по рассмотрению трудовых споров. Как правило, эти отношения приходят на смену трудовым. Они предусматривают (во многих случаях) альтернативный порядок рассмотрения споров, определяют механизм исполнения решений комиссий по трудовым спорам, устанавливают некоторые процессуальные особенности при разрешении трудовых споров в судах. Отношения по рассмотрению трудовых споров способствуют защите прав и законных интересов сторон трудового договора, цивилизованному разрешению неурегулированных разногласий в сфере труда.

Наряду со спорами, возникающими между конкретным работником и работодателем, существуют коллективные трудовые споры, порядок разрешения которых предусматривает специальную процедуру вплоть до объявления забастовки (см. коммент. к статьям гл. 61).

Трудовое законодательство регулирует также отношения по обязательному социальному страхованию. Объединяющий признак их принадлежности к предмету трудового права - связь с трудовыми отношениями. Трудовой кодекс подчеркивает, что отношения по обязательному социальному страхованию регулируются трудовым законодательством в случаях, предусмотренных федеральными законами. Одним из таких законов является Закон об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. Согласно этому Закону пособия по временной нетрудоспособности выплачиваются в следующем размере: застрахованному лицу, имеющему страховой стаж 8 и более лет, - 100% среднего заработка; застрахованному лицу, имеющему страховой стаж от 5 до 8 лет, - 80% среднего заработка; застрахованному лицу, имеющему страховой стаж до 5 лет, - 60% среднего заработка. Однако независимо от продолжительности страхового стажа размер пособия по временной нетрудоспособности не может превышать максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, установленный федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования на очередной финансовый год.

В 2009 г. в соответствии с Законом о бюджете Фонда социального страхования РФ на 2009 г. максимальный размер пособия равен в 2009 г. - 18720 руб., в 2010 г. - 20030 руб., в 2011 г. - 21390 руб. (ч. 1 ст. 8). Если застрахованное лицо работает у нескольких работодателей, размер пособия по временной нетрудоспособности не может превышать максимальный размер пособия по каждому месту работы.

Статья 2. Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений

Комментарий к статье 2

1. Комментируемая статья базируется на нормах международного права, Конституции РФ и выражает сущность законодательства о труде, а также иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, основные направления политики государства в области регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений. Сформулированные в ней принципы проявляются в различных правовых институтах трудового права. Некоторые из них конкретизируются в правовых нормах, касающихся возникновения трудовых отношений, иные - в период действия трудового договора. В сфере труда имеется обширный нормативный массив, призванный защитить трудовые права работников на всех стадиях трудовых отношений.

Основополагающий принцип трудового права - принцип свободы труда. Этот принцип реализуется в различных правовых нормах: начиная с возникновения трудового отношения и кончая его прекращением. Свобода труда означает, что только гражданин определяет, где ему проявить свои знания и способности. Он может вступить в трудовые отношения с работодателем или заняться предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью. Свобода труда означает и право вообще не заниматься трудом. Она несовместима с дискриминацией в сфере труда и принудительным трудом. Только способности человека, его деловые качества, знания и опыт должны учитываться как при заключении трудового договора, так и при продвижении по работе.

Трудовой кодекс содержит специальные статьи о запрещении дискриминации и принудительного труда, где даются понятия этих явлений, а также предусматриваются условия, при которых привлечение к труду или отказ от него нельзя квалифицировать как дискриминацию в сфере труда или как принудительный труд (см. коммент. к ст. 3 и ст. 4).

2. В число основных принципов трудового права Кодекс включает право на защиту от безработицы и содействие в трудоустройстве. В законодательстве имеется значительный массив правовых норм, призванных содействовать обеспечению трудовой занятости граждан. Право на защиту от безработицы реализуется в Законе о занятости и иных нормативных правовых актах.

Социальная политика государства в числе ее важнейших направлений предусматривает мероприятия в области занятости. Для их осуществления создаются специальные органы в лице государственной службы занятости населения, возглавляемой Федеральной службой по труду и занятости, выделяются необходимые финансовые ресурсы, предусматриваются дополнительные гарантии по обеспечению занятости отдельных категорий граждан. Так, Закон о защите инвалидов устанавливает квоту для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2% и не более 4%).

Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 287-ФЗ ";О внесении изменений в Закон Российской Федерации ";О занятости населения в Российской Федерации"; (СЗ РФ. 2008. N 52. Ч. I. Ст. 6242) предусмотрено, что Правительство РФ в связи с осложнением ситуации на рынке труда в отдельных субъектах РФ вправе разрабатывать и реализовывать дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда этих субъектов РФ. Для реализации указанных мероприятий Правительство РФ вправе осуществлять резервирование в составе федерального бюджета бюджетных ассигнований, используемых в порядке, определяемом Правительством РФ. Этим же Законом установлено, что при введении неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, а также при приостановке производства работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости в течение 3 рабочих дней после принятия решения о проведении соответствующих мероприятий.

3. Статья 2 впервые в кодификационной практике трудового законодательства вводит термин ";справедливые условия труда";, который включает в себя три составляющих: безопасный труд, отдых после работы в течение определенного периода времени и заработную плату, обеспечивающую достойное человека существование для него самого и его семьи.

Право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, - конституционное положение (ст. 37 Конституции РФ), лежащее в основе как отдельных правовых норм (правовые нормы, относящиеся к заключению трудового договора и переводу на другую работу), так и институтов трудового права (правовой институт охраны труда). Обязанность по обеспечению безопасных условий труда возложена на работодателей. Эта обязанность носит всеобщий характер. Она распространяется на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Для принципа обеспечения безопасных условий труда характерно сочетание общих норм, распространяемых на всех работников, и специальных норм, предусматривающих дополнительные гарантии на подземных работах, на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, а также для отдельных категорий работников с учетом их возрастных, физиологических и иных особенностей (молодежь, женщины, инвалиды и др.). Принцип обеспечения безопасных условий труда предусматривает систему органов - государственных и общественных, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда (см. коммент. к статьям гл. 57 ";Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права"; и гл. 58 ";Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами";).

Право на отдых - одно из основных трудовых прав. Статья 37 Конституции РФ предусматривает, что каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и нерабочие праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. В этой формулировке принципиальную роль играет положение о том, что различные виды времени отдыха, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха и др., гарантированы только тем, кто работает по трудовому договору. Право на отдых как принцип трудового права реализуется в различных нормах ТК. Наибольшее число таких норм содержится в главах раздела IV ";Рабочее время"; и раздела V ";Время отдыха"; (см. коммент. к этим разделам).

4. Право на справедливые условия труда не может быть реализовано без права на справедливую оплату труда. Слова ";справедливая оплата труда"; имеют значение как на перспективу, определяющую направленность правового регулирования заработной платы, так и для характеристики состояния оплаты труда. Право на справедливую оплату труда гарантируется государством, которое определяет меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы, величину МРОТ, который устанавливается на всей территории Российской Федерации и не может быть снижен ни субъектом РФ, ни органом местного самоуправления, ни конкретной организацией.

Справедливой оплате труда способствует установление единых критериев, определяющих размер заработной платы. Этот размер зависит от квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда.

Заработная плата должна быть выплачена вовремя и в полном размере. Это положение, учитывая его значение на современном этапе развития экономики (сопровождающееся, к сожалению, случаями невыполнения работодателями обязанности по своевременной и полной выплате заработной платы), возведено Кодексом в ранг одного из основных принципов правового регулирования трудовых отношений. Помимо этого Кодекс предусматривает нормы, определяющие ответственность работодателя за невыполнение обязанности по своевременной оплате труда работников.

Впервые в трудовом законодательстве установлено, что материальная ответственность работодателя за задержку заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, возникает независимо от вины работодателя.

5. Комментируемая статья воспроизводит конституционное положение о праве граждан на объединение применительно к сторонам трудового отношения - работникам и работодателям. Работники и работодатели добровольно могут вступать в объединения для защиты своих прав и интересов. Работники объединяются, как правило, в профсоюзы, основная задача которых - представлять интересы работников во взаимоотношениях с работодателями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, осуществлять защиту их трудовых прав. В свою очередь, интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей. Эти объединения являются некоммерческими организациями, объединяющими на добровольной основе работодателей. Право работников и работодателей на объединение лежит в основе социального партнерства, договорного регулирования трудовых отношений.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Информационный бюллетень № 28 (679)

    Информационный бюллетень
    ... документов при проведении плановой проверки; поступлении поручений и обращений Президента РоссийскойФедерации, Администрации Президента РоссийскойФедерации, ПравительстваРоссийскойФедерации ...
  2. Информационный бюллетень № 35 (736)

    Информационный бюллетень
    ... Итоги и комментарии Управление информации ... религиозными объединениями при Президенте РоссийскойФедерации. В ... ТрудовымкодексомРоссийскойФедерации; осуществлять контроль за деятельностью бюджетных учреждений в порядке, установленном Правительством ...
  3. Анонсы событий на предстоящую неделю (11)

    Информационный бюллетень
    ... РоссийскойФедерации, 02.02.2009, № 5, ст.622); постановлением ПравительстваРоссийскойФедерации ... ТрудовогокодексаРоссийскойФедерации; при определении приемов и способов, с помощью которых осуществляется продажа товаров: Закон РоссийскойФедерации ...
  4. Периодические издания поступившие в центр правовой информации в 2009 – 2010 гг

    Бюллетень
    ... Комментарии законодательства Комментарий к КодексуРоссийскойФедерации об административных правонарушениях____________________________________________________________ 40 Рекомендации Научно-Консультативного совета при ... приПравительствеРоссийской ...
  5. Информационный бюллетень № 11 (662)

    Информационный бюллетень
    ... комментарии ... трудовыми ... РоссийскойФедерации" (Собрание законодательства РоссийскойФедерации, 2006, № 19, ст.2060); постановлением ПравительстваРоссийскойФедерации ... РоссийскойФедерации и Санкт-Петербурга: Гражданским кодексомРоссийскойФедерации ...

Другие похожие документы..