Главная > Документ


О3----------О1----------Х----------О2----------О4

Рис. 1

Это в корне противоречит основному положению «закона Хаббла»: красное смещение галактик, движущихся с большими скоростями, должно превышать величину красного смещения галактик, движущихся с меньшими скоростями. Очень большая величина красного смещения голубых и красных сверхгигантов не может быть объяснена большей, чем у других звезд, скоростью удаления их от центра «большого взрыва», так как это прямо противоречит закону сохранения энергии. Единственный экспериментальный факт, который якобы подтверждает расширение Вселенной – «красное смещение» спектров излучения звезд, – объясняется сдвигом спектров излучения из-за поглощения по всему спектру частицами пыли и газа в большом количестве содержащихся вблизи звезд, в газопылевых облаках и т.д.

Аналогичный сдвиг спектров в спектральном диапазоне от видимой до ИК-области спектра был детально исследован и описан автором в 1980-х гг. (на явление нелинейного поглощения света была подана заявка на открытие в 1986 г. во ВНИИГПЭ, разработаны волоконно-оптические стабилизаторы, аттенюаторы и модуляторы оптического излучения, впервые осуществлена передача по ИК-волокнам сверхкоротких импульсов лазерного излучения со сверхнизкими потерями [6]. В дальнейшем с использованием данного открытия было показано, что поглощение в озоносфере существенно нелинейно, а углекислый газ является антипарниковым газом [1, 7, 8]). (Этот факт хорошо укладывается в рамки явления нелинейного поглощения света: при высоких интенсивностях происходит резкий рост поглощения по всему спектру, а значит, будет происходить существенный рост величины «красного смещения»). (См. графики в работах автора [6], ссылки в [7, 8]).

Итак, гипотезы «большого взрыва» и расширения Вселенной являются атеистическими мифами, призванными доказать эволюционное развитие Вселенной в течение миллиардов лет. Детальное критическое рассмотрение атеистических гипотез и мифов приведено в книгах и лекциях священника Тимофея (см. «Православное мировоззрение и современное естествознание»), диакона Даниила Сысоева («Летопись начала»), к.ф.-м.н. С.Ю. Вертьянова, на сайтах креационистов в Интернете (например, в газете «Разумный замысел»). Автор согласен с мнением отца Тимофея: «Безбожными же учениями лишь отравили науку люди довольно пустые, не сделавшие собственно никаких настоящих открытий, но укравшие и перетолковавшие на свой лад чужие открытия и мысли». Пророческими для материалистической науки и ученых XX века стали слова святителя Игнатия (Брянчанинова) («Слово о смерти»): «Многие, признающие себя сведущими в философии, но не знакомые с математикою и естественными науками, встречая в сочинениях материалистов произвольные мечты и гипотезы, никак не могут отличить их от знаний, составляющих собственность науки, никак не могут дать удовлетворительного отзыва и опровержения насамый нелепый бред какого-либо мечтателя, очень часто сами увлекаются этим бредом в заблуждение, признав его доказанною истиною». Даже в атеистическом учебнике [4] авторы в заключительном параграфе «Жизнь и разум во Вселенной» (с. 202) вынуждены признать: «Таким образом, до сих пор поиски жизни за пределами Земли остаются безуспешными. На основе имеющихся к настоящему времени данных, можно даже предполагать, что жизнь является уникальным явлением в Солнечной системе, а разумная жизнь, вероятно, достаточно редким явлением во Вселенной. Наука пока не имеет фактов, которые можно было бы считать доказательствами существования жизни на других космических телах в настоящее время или в прошлом. В частности, все науки о Земле не располагают достоверными сведениями о посещении нашей планеты представителями каких бы то ни было внеземных цивилизаций в прошлом». Итак, несмотря на затраты миллиардов долларов не найдено ни одного фактасуществования и даже – зарождения жизни на планетах Солнечной системы и Вселенной.

В книге «Дух, душа и тело» святитель Лука (Войно-Ясенецкий) пишет: «Душа выступает за пределы мозга, определяя его деятельность и все наше бытие… Мозг работает как коммутатор, принимая сигналы  и передавая их абонентам». По православному учению, человек сотворен, мысли и действия его контролирует совесть, данная Богом, или их «наводит» дьявол. От выбора человека зависит его посмертная участь: или вечная жизнь или вечный ад. Святитель Иоанн Златоуст учил: «Дьявол для того и убеждает некоторых думать, что нет геенны, чтобы ввергнуть в нее».

«Страх Божий начало премудрости»:всевеликие ученые, открывавшие фундаментальные законы, были глубоко верующими христианами: всефундаментальные законы физики и современные научные данные подтверждают Священное Писание. Более того, современная наука постоянно и все чаще разоблачает «фундаментальные» гипотезы и теории атеистов, которые оказываются мифами, лженаучны, данные в них или ошибочны или даже грубо подтасованы (например, миф о «парниковом эффекте углекислого газа»). В этом случае можно говорить об атеистическом мракобесии: антихристианские мифы ведут к войнам, усилению стихийных бедствий, разрушению и к духовной гибели многих людей.

Результаты, полученные в приоритетных работах 1980-1990-х гг. (ссылки в [1, 5, 6]), указывают на высокую вероятность сохранения световой энергии от «первого дня творения» до наших дней. Принимая за основу Библию (Бытие 1, 2) и учитывая современные данные, что световая и «нейтринная» энергия составляет подавляющую часть энергии Вселенной, в [5, 7] предположили, что фотоны и нейтрино находятся в вечном движении с момента сотворения в «первый день творения» и неуничтожимы. В [5, 7] выдвинули гипотезу, что абсолютное постоянно действующее электромагнитное и гравитационное поля Вселенной образуются потоками нейтрино, которые определяют все мировые константы, параметры всех четырех видов взаимодействия – слабого, ядерного, электромагнитного и гравитационного, задают параметры всех физических процессов на Земле. Законы сохранения (энергии, заряда, импульса и др.) и положения Библии о сотворении в «первые дни» указывают на необходимость разработки модели «неистощимого» горения Солнца. Гипотеза неуправляемого термоядерного синтеза не дает ответа на основные вопросы: что является источником и переносчиком идеально согласованных гравитационных и магнитных сил и полей и возникновения «ювелирно точно» работающих механизмов вращения Галактики, Солнечной системы, Земли.

Предложен следующий механизм: вращение сверхплотного солнечного ядра – «ротора», представляющего собой гироскоп в виде креста, происходит за счет поглощения космических нейтрино высоких энергий, идущих из центра Галактики. Крест переизлучает потоки «гравитационных» нейтрино в экваториальной плоскости и перпендикулярно этой плоскости – потоки «магнитных» нейтрино [1, 5-7]. По сравнению с Солнцем, Земля выглядит пылинкой: ее диаметр (12756 км) в 109 раз меньше солнечного (1392000 км), масса Солнца составляет 99% массы всей Солнечной системы. Сравнительно низкая температура плазмы в 5700 градусов и значительно более высокая – короны – в 1,5 млн градусов позволяет сравнивать Солнце с гигантской свечой. Энергия к солнечной короне переносится нейтрино.

Для православных ученых после опубликования работы выдающегося религиозного ученого-философа святителя Игнатия (Брянчанинова) «Слово о смерти» обнаружение скрытой энергии и скрытой массы (это считается главной загадкой науки XXI века) является принципиально важным подтверждением истинности Священного Писания. Святитель Игнатий дает основы православного учения (о рае, об аде, об участи души после смерти и др.), например: «Учение, что ад находится внутри Земли, есть учение Православной Церкви». Из него следует наличие невидимой темной материи – ада, который скрыт в недрах Земли и светлой энергии, где находится Царство Небесное. Православные храмы обращены на восток. На востоке, как говорит святитель Игнатий («Слово о смерти») находится рай. Исходя из этого и имеющихся современных физических данных, можно предположить, что рай находится внутри Солнца (объем Солнца превышает объем Земли в 1,28 млн раз).

Вдумчивым читателям рекомендую прочесть проповеди святителя Иоанна Златоуста, святителя Игнатия (Брянчанинова), найти в Интернете статью о Кольской сверхглубокой скважине и поразмыслить: кому лучше верить – христианским ученым и святым или безумным мечтателям? Святитель Игнатий в «Слове о смерти» писал: «Неведение христианства есть величайшее бедствие».

Список литературы:

  1. Пономарь, В.В. Энергосбережение: решение экономических и экологических проблем [Текст]. – Тирасполь: Папирус, 2009. – 212 с. (Эл. вариант на сайтах М-ва промышленности ПМР [] и филиала МГУТУ в Волоколамске []).

  2. Лука, свт. Наука и религия [Текст]. – М.: Троицкое слово, 2001.

  3. Вертьянов, С.Ю. Очерк естествознания. Происхождение жизни: факты, гипотезы, доказательства [Текст]. – М., 2003. – 128 с.

  4. Воронцов-Вельяминов, Б.А. Астрономия для 11 класса [Текст] / Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут. – М.: Дрофа, 2007. – С. 140, 179, 192.

  5. Пономарь, В.В. Апокалипсис как следствие глобализации [Текст]. – Тирасполь: Папирус, 2005. – 192 с.

  6. Пономарь, В.В. [Текст] // Квантовая электроника. Т. 17. № 8. – 1990. – С. 1035-1038; Т. 20. № 7. – 1993. – С. 707-710.

  7. Пономарь, В.В. Фотон, электрон, строение атома: О «дуализме света» и аннигиляции материи [Текст] // сб. тр. междунар. конф. «Энергетика Молдовы – 2005» (Кишинев, 21-24 сентября 2005 г.) / АН РМ. – Кишинэу, 2005. – С. 715-726.

  8. Пономарь, В.В. [Текст] // Вестник Приднестровского университета. Сер. Физико-технические и математические науки. – 2007. – № 3 (29). – С. 68-75; 2009. – № 3 (35). – С. 82-92.

УДК 001(082)

Н.Л.Григорьева, преподаватель

О.В. Царан, ведущий специалист

Рыбницкий филиал ПГУ им. Т.Г. Шевченко

г. Рыбница,Приднестровье

М. В. ЛОМОНОСОВ – ВЕЛИКИЙ СЫН РОССИИ

В статьепредставлены материалы о жизни, различных сторонах творческой и научной деятельности М. В. Ломоносова, его влиянии на развитие современной науки, культуры и образования.

Ключевые слова: М.В. Ломоносов, творчество, педагогическая деятельность, исследования.

Великий ученый, ставший гордостью своей Родины, родился в семье помора Василия Дорофеевича Ломоносова 8 ноября (по новому стилю 19 ноября) 1711 г. в деревне Мишанинской возле Холмогор (Архангельской губернии). До определенного времени считалось, что Ломоносов родился в селе Денисовке, расположенном недалеко от Мишанинской.

Как известно, детство и отрочество М. Ломоносова было сложным. Мать его, Елена Ивановна Сивкова, умерла, когда он был еще ребенком. Именно от нее он унаследовал тонкий художественный вкус, поэтическое восприятие мира, добросердечность и отзывчивость. Учился грамоте сначала у соседнего крестьянина, а потом у местного дьяка Сабельникова. К 14 годам он дошел до границ книжной премудрости, до русской физико-математической энциклопедии того времени – “Арифметики” Магницкого и славянской грамматики Смотритского [2].

Сын поморского крестьянина в 19 лет, скрыв свое происхождение, поступил в Славяно-греко-латинскую академию. В ней он получил широкую общеобразовательную подготовку и научился искусству сочетать религиозный и научный подходы в познании внешнего мира и человека, его внутреннего, психического мира. За успехи в учебе он был направлен в Петербург для обучения при Академии наук, где не только овладел основами наук того времени, но и проявил себя как самостоятельно мыслящий исследователь.

В 1736 г. М.В. Ломоносов был отправлен для продолжения образования и подготовки к научной деятельности в Германию. Обучение в университете г. Марбурга позволило ему подняться на уровень западноевропейской образованности. Здесь же сформировались и его философские взгляды, испытавшие воздействие идей X. Вольфа, Р. Декарта и особенно Г.В. Лейбница [1].

С января 1737 года начал слушать курс теоретической химии профессора Дуйзинга, а затем лекции Вольфа по механике, гидростатике, аэрометрии, гидравлике, теоретической физике. С мая наряду с изучением немецкого языка Ломоносов стал брать уроки французского, рисования, танцев и фехтования.

Творческая деятельность М. В. Ломоносова связана с химией, физикой, геологией, астрономией, другими фундаментальными и прикладными естественными науками, а также с некоторыми науками гуманитарного профиля. РHРРрРРазнообразная деятельность Ломоносова была порождена бурной эпохой преобразования нашей Родины, эпохой, связанной с деятельностью Петра I.

Основной областью своей деятельности М. В. Ломоносов считал химию, но как показывает его наследие, эта дисциплина, вступая на разных этапах его творчества во взаимодействие с другими разделами естествознания, оставалась в неразрывной связи с ними в контексте всего разнообразия его исследований [2].

Такое логическое единство является следствием понимания им единства природы и существования немногих фундаментальных законов, лежащих в основе всего целостного многообразия явлений. Это логическое единство демонстрируют не только его труды, относящиеся к естественным наукам и философии – оно прослеживается между ними и его поэтическим творчеством.

Главные открытия Ломоносова М. В. касаются химии, физики и астрономии. Они на десятилетия опередили работы западноевропейских ученых.

В начале 1748 года Ломоносов добился постройки и оборудования по его чертежам химической лаборатории при Академии наук, где, в частности, стал производить анализы образцов различных руд и минералов. Эти образцы он получал с горных заводов и от рудознатцев со всех концов России.

Физические и химические опыты, которые проводил Ломоносов в своей лаборатории, отличались высокой точностью. Однажды он, проделывая опыт: взвесил запаянный стеклянный сосуд со свинцовыми пластинками, прокалил его, а потом снова взвесил. Пластинки покрылись окислом, но общий вес сосуда при этом не изменился. Так был открыт закон сохранения материи – один из основных законов природы. Печатная публикация закона последовала через 12 лет, в 1760 году в диссертации «Рассуждение о твердости и жидкости тел». Установленный Ломоносовым закон сохранения вещества и движения имеет кардинальное значение не только для конкретных наук, но и для научного мировоззрения. Вопросы мироздания Ломоносов излагал помимо научных сочинений также в стихах, стремясь сделать достижения естествознания достоянием читающей публики [1].

Ломоносов первым сформулировал основные положения кинетической теории газов, открытие которой обычно связывают с именем Д. Бернулли. Ломоносов считал, что все тела состоят из мельчайших подвижных частиц – молекул и атомов, которые при нагревании тела движутся быстрее, а при охлаждении – медленнее.

Он высказал правильную догадку о вертикальных течениях в атмосфере, правильно указал на электрическую природу северных сияний и оценил их высоту. Он пытался разработать эфирную теорию электрических явлений и размышлял о связи электричества и света, которую хотел обнаружить экспериментально. В эпоху господства корпускулярной теории света он открыто поддержал волновую теорию Гюйгенса и разработал оригинальную теорию цветов.

Научные интересы Ломоносова касались самых неожиданных сфер и привели его даже в область изящных искусств. В начале пятидесятых Ломоносов проявляет особый интерес к мозаике, стеклянным и бисерным заводам. Он был первым в России человеком, который начал на собственном опыте и своими руками осваивать технику мозаичного набора. Он демонстрирует свойства безошибочного художественного чутья, благородный пафос замыслов. Имея трезвый взгляд на искусство, М. В. Ломоносов в кратчайший срок становится руководителем группы художников, прославившихся созданием первоклассных мозаичных картин, по качествам своим сравнимых с лучшими живописными произведениями. Именно Ломоносову мы обязаны рождением русской мозаики и истинного шедевра – знаменитого панно, выполненного на Ломоносовском заводе и посвященного битве под Полтавой.

Под руководством М.В. Ломоносова была построена стекольная фабрика. Усть-Рудицкая фабрика представляла собой своеобразное и в полной мере новое стекольное промышленное предприятие.

Первоначально на фабрике выпускался только бисер, пронизка, стеклярус и мозаичные составы (смальты). Через год появляются различные «галантерейные изделия»: гранёные камни, подвески, броши и запонки. С 1757 года фабрика начинает выпускать столовые сервизы, туалетные и письменные приборы – всё из разноцветного стекла, по большей части бирюзового. Постепенно было налажено производство более крупных изделий: дутых фигур, цветников, украшений для садов, литых столовых досок.

В рамках метеоисследований, в том числе измерений на разных высотах (температура, давление и т. д.), М. В. Ломоносов, независимо от идеи Леонардо да Винчи, чьи труды найдены много позже, разработал летательный аппарат вертикального взлёта – первый прототип вертолёта (1754).

В декабре 1759 года М. В. Ломоносов и И. А. Браун первыми получили ртуть в твердом состоянии, была показана электропроводность и «ковкость» ртути, что стало основанием для отнесения этого вещества к металлам.

В 1761 году Михаил Ломоносов следил за прохождением Венеры между Землей и Солнцем. Это очень редкое явление наблюдали ученые многих стран, специально организовавшие для этого далекие экспедиции. Такие наблюдения Венеры давали возможность уточнить величину расстояния от Земли до Солнца. Но только Ломоносов, у себя дома в Петербурге, наблюдая в небольшую трубу, сделал великое открытие, что на Венере есть атмосфера, по-видимому, более плотная, чем атмосфера Земли. Одного этого открытия было бы достаточно, чтобы имя Ломоносова сохранилось в веках [5].

Стремясь вооружить астрономов лучшим инструментом для проникновения вглубь Вселенной, Ломоносов создал новый тип отражательного телескопа-рефлектора. В телескопе Ломоносова было только одно зеркало, расположенное с наклоном, – оно давало более яркое изображение предмета, потому что свет не терялся как при отражении от второго зеркала.

Далеко опережая современную ему науку, Ломоносов первым из ученых разгадал, что поверхность Солнца представляет собой бушующий огненный океан, в котором даже «камни, как вода, кипят». Загадкой во времена Ломоносова была и природа комет. Ломоносов высказал смелую мысль, что хвосты комет образуются под действием электрических сил, исходящих от Солнца. Позднее было выяснено, что в образовании хвостов комет действительно участвуют солнечные лучи [5].

Его интересовал вопрос устройства Вселенной. В противоположность господствовавшей геоцентрической системе мира отстаивал, развивал и пропагандировал гелиоцентрическую систему и учение о множестве населенных миров. В противоречии с представлениями о том, что сотворенный мир существует в неизменном виде, Ломоносов показал, что Земля, ее поверхность и обитатели претерпели существенные изменения. Его эволюционные идеи, опиравшиеся на материалы истории, свидетельства географов древности, данные палеонтологии и т.п., были изложены в работе «О слоях земных».

Новые идеи у Ломоносова не были случайными догадками. Они являлись результатом его стройного научного материалистического мировоззрения. Ломоносов был разносторонним и глубоким философом, мечтавшим написать грандиозную корпускулярную философию природы, объясняющую все явления органической и неорганической природы с единой точки зрения. Своими воззрениями Ломоносов стремился преодолеть метафизику и, прежде всего отрыв материи от движения [4].

Очень важное значение имеют научные труды Ломоносова в области языка и теории поэзии. Этими работами Ломоносов произвёл существенную реформу в области русского литературного языка и утвердил систему стихосложения, которая стала основной в XVIII и XIX веках и дошла до наших дней.

Писать стихи Ломоносов начал рано. Но его поэтическое творчество развилось и расцвело после возвращения из заграничной командировки. Он писал произведения самых различных жанров: оды, трагедии, лирические и сатирические стихотворения, басни, эпиграммы. Любимым его жанром была ода. Он сумел найти русские слова для выражения научных понятий и тем заложил основание русского технического и научного словаря.

Деятельность Ломоносова по упорядочению терминологии была направлена на ограничение количества иностранных слов, заполнявших литературный язык в начале XVIII века. Ломоносов при разработке терминологии придерживался следующих точно выраженных научных положений:

  • «чужестранные слова научные и термины надо переводить на русский язык;

  • оставлять непереведенными слова лишь в случае невозможности подыскать вполне равнозначное русское слово или когда иностранное слово получило всеобщее распространение;

  • в этом случае придавать иностранному слову форму, наиболее сродную русскому языку» [5].

По этим правилам и составлялись М. В. Ломоносовым научные термины, которые до сих пор используются.

При введении новых терминов он, прежде всего, использовал исконное богатство общенародного словарного фонда русского языка, придавая словам и их сочетаниям новые, точные, терминологические значения. Ломоносов положил начало нашему точному научному языку, без которого теперь никто не может обходиться. Он написал первую грамматику русского языка.

В 40-50-е гг. XVIII в. у М.В. Ломоносова сложилась стройная система педагогических убеждений, методологической основой которых является материалистическое мировоззрение, разграничение науки и религии. Цели воспитания он формулировал в рамках идеологии Просвещения и в русле своих демократических взглядов на обучение детей всех сословий.

М.В. Ломоносов был сторонником идеи переустройства общественной и личной жизни людей средствами правильно поставленного школьного образования, развивающего разум, мышление и способствующего совершенствованию нравов. Для более полного усвоения учащимися учебного материала М.В. Ломоносов считал необходимым использовать систематические упражнения, выполнение различных заданий для самостоятельной работы, что рассматривалось им как часть всей системы школьных занятий. Ведущими дидактическими принципами М.В. Ломоносов считал принципы посильности и развивающего обучения. В основе обучения должен был лежать познавательный интерес, вызывающий, по мнению
М.В. Ломоносова, творческое усвоение учебного материала и развитие в студентах и учащихся исследовательских устремлений [3].

Природу человека М.В. Ломоносов рассматривал иерархически: «нижняя», чувственная, эгоистическая и «высшая», духовная, патриотическая. Отсюда и цели просвещения – научное образование человека, которое подводит к пониманию главенства общественной пользы над личными интересами. По его убеждению, развивать следует не просто разум, а пытливый ум, ориентированный на творчество.

В 1741 г. и до самой своей смерти М.В. Ломоносов вел научную и преподавательскую деятельность в России, вначале как адъюнкт Академии наук, с 1745 г. – как профессор химии, а затем – как академик.

М.В. Ломоносов был одержим мыслью создать российский по духу и содержанию университет и при нем гимназию, в которых могли бы учиться все желающие независимо от сословий. В Петербурге осуществить эту идею ему не удалось, и с 50-х гг. он начал работу по созданию университета в Москве как образовательного и научного центра России. Эта идея М.В. Ломоносова нашла поддержку фаворита императрицы Елизаветы графа Ивана Ивановича Шувалова (1727-1797), который стал первым куратором Московского университета. И сегодня, являясь ведущим вузом страны, Московский университет по праву носит имя великого ученого [4].

В это время сам М.В. Ломоносов создал ряд учебных пособий, явившихся новым словом в отечественной педагогике и методике и заменивших учебники эпохи Л. Магницкого. Они охватывали и гуманитарные, и естественно-научные дисциплины, перечень даже основных из них внушителен: «Краткое руководство к риторике» (1743), «Риторика» (1748), включающая хрестоматию русской и зарубежной литературы, «Российская грамматика» (1755), выдержавшая одиннадцать изданий и переведенная на все основные европейские языки, учебник истории «Краткий Российский летописец с родословием», учебные пособия по истории «Древняя Российская история» и «Слово похвальное блаженной памяти государю императору Петру Великому» (1755), а также учебные книги по химии и физике.

Сам М.В. Ломоносов был не только профессором университета, но и с 1758 г. руководил университетскими гимназиями. Важным документом этого периода явился «Регламент академической гимназии», разработанный им в 1758 г.

В гимназии изучали латинский и русский языки, арифметику, геометрию, географию; преподавание вели наиболее способные студенты университета; языком обучения в Московском университете и в гимназии был русский, а не латинский и немецкий, как в гимназии и университете при Академии наук в Петербурге.

Главной заботой всей недолгой жизни была Россия. Несомненно, М.В. Ломоносовым внесён огромный вклад в развитие науки. Ученый оставил после себя большое число идей, реализация которых осуществлялась в течение 100–150 лет после его смерти. В результате деятельности М.В. Ломоносова появился новый тип ученых-исследователей, которые своей деятельностью показали, что наука должна быть поставлена на службу Отечеству и народу [4].

И как ученый, и как поэт Ломоносов все свои знания и силы отдал служению народу и родине. Его разносторонность и огромность сделанного им подсознательно рождают уверенность в его научном долголетии. Между тем Ломоносов умер, когда ему еще не было 54 лет, а самостоятельным научным творчеством занимался всего 24 года.

Сравнения неуместны по отношению к людям масштабов Ломоносова, но все-таки в истории мировой науки не много можно найти ученных подобной творческой интенсивной деятельности.

Список литературы:

  1. Из истории физики и жизни ее творцов. Дягилев Ф.М. –М.: Просвящение, 1996

  2. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Степин. – 2-е изд., испр. и допол.– М.: Мысль, 2010.

  3. Педагогическая деятельность М. В. Ломоносова// История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.

  4. /lib/lomonosov_m/lomonosov.htm

  5. /19.htm

УДК 341.231.14

А.В. Макаренко, к.э.н, доцент

Рыбницкий филиал ПГУ им. Т.Г. Шевченко

г. Рыбница, Приднестровье



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Статья опубликована в сборнике « актуальные проблемы права россии и стран снг – 2004 г материалы vi международной научно-практической конференции посвященной 75-летию и памяти профессора – 1-2 апреля 2004 г » – челябинск 2004 ч iii

    Статья
    ... опубликована в сборнике «Актуальные проблемы права России и стран СНГ – 2004 г. МатериалыVIмеждународнойнаучно-практическойконференции, посвященной 75 ... в России на рубеже нового тысячелетия: Сборникнаучных статей / Под. ред. А.П. Гуськовой. – ...
  2. Материалы III Международной научно-практической конференции 2010 г

    Документ
    ... научно - практическаяконференция Невинномысского института экономики, управления и права, материалы которой приведены в томе VI. ... : регион, город, предприятие: Сборникматериалов II Международнойнаучно-практическойконференции. – Пенза: Изд-во ...
  3. Особо охраняемые природные территории состояние проблемы и перспективы развития материалы vii международной научно-практической конференции школьников п борисовка 24 апреля 2008 года редакционная коллегия

    Книга
    ... ПРЕДИСЛОВИЕ В настоящем сборнике представлены материалы седьмой международнойнаучно-практическойконференции школьников «Особо ... Оскол, МОУДОД «СЮН» В материалахVIмеждународнойнаучно-практическойконференции школьников, проходившей в п. Борисовка ...
  4. Vi международная научно-практическая конференция «новые материалы и технологии их получения» информационное сообщение

    Доклад
    ... коллеги! Приглашаем Вас принять участие в VIМеждународнойнаучно-практическойконференции «Новые материалы и технологии их получения», которая ... доклада. Количество заказываемых сборников. Адрес для пересылки сборников (лучше – домашний), телефон, E- ...
  5. Материалы viii международной научно-практической конференции «достижения фундаментальных наук в решении актуальных проблем медицины» тезисы лекции

    Тезисы
    ... данным ультразвуковой допплерографии // МатериалыVI Российской конференции «Гепатология сегодня». – ... невынашивания беременности. // МатериалыМеждународнойнаучно-практическойконференции «Профилактика рака ... // Сборник тезисов конференции молодых ...

Другие похожие документы..