Главная > Документ


Слева от Царских врат, в северной части иконостаса, против жертвенника устраиваются северные одностворчатые двери для выходов священнослужителей в уставные моменты богослужения. Справа от Царских врат, в южной части иконостаса, находятся южные одностворчатые двери для уставных входов священнослужителей в алтарь, когда они совершаются не через Царские врата. Изнутри Царских врат, со стороны алтаря, привешивается сверху донизу завеса (катапетасма). Она отдергивается и задергивается в уставные моменты и знаменует собою вообще покров тайны, покрывающий святыни Божий. Открытие завесы изображает открытие людям тайны спасения. Открытие Царских врат означает обетованное открытие верующим Небесного Царства. Закрытие Царских врат знаменует лишение людей рая небесного по причине их грехопадения. Стоящим в храме это напоминает об их греховности, которое делает их еще недостойными вхождения в Царство Божие. На Царских вратах помещаются обычно образ Благовещения Архангелом Гавриилом Деве Марии о предстоящем рождении Спасителя мира Иисуса Христа, а также образы четырех евангелистов, возвестивших об этом пришествии во плоти Сына Божия всему человечеству. Это пришествие, являясь началом, главизной нашего спасения, воистину отверзло людям закрытые доселе двери небесной жизни, Царства Божия. Поэтому образы на Царских вратах, глубоко соответствуют их духовному значению и смыслу.

Справа от Царских врат помещается образ Христа Спасителя и сразу за ним – образ того святого или священного события, во имя которого освящен данный храм или придел. Слева от Царских врат ставится образ Матери Божией. Этим особенно наглядно всем присутствующим в храме показывается, что вход в Царство Небесное открывается людям Господом Иисусом Христом и Его Пречистой Матерью – Ходатаицей нашего спасения. Далее за иконами Богоматери и храмового праздника по обе стороны Царских врат, насколько позволяет пространство, ставятся иконы наиболее чтимых в данном приходе святых или священных событий. На боковых, северных и южных, дверях алтаря изображаются, как правило, архидиаконы Стефан и Лаврентий, или Архангелы Михаил и Гавриил, или прославленные святители, или ветхозаветные первосвященники. Над Царскими вратами помещается образ Тайной вечери, как начало и основание Христовой Церкви с ее самым главным таинством. Этот образ указывает также, что за Царскими вратами в алтаре происходит то же самое, что происходило на Тайной вечере и что через Царские врата совершится вынесение плодов этого таинства Тела и Крови Христовой для причащения верующих.

Справа и слева от этой иконы, во втором ряду иконостаса находятся иконы важнейших христианских праздников, то есть тех священных событий, которые послужили спасению людей.

Следующий, третий ряд икон имеет своим центром образ Христа Вседержителя, в царственном облачении восседающего на троне, как бы грядущего судить живым и мертвым. По правую руку от Него изображается Пресвятая Дева Мария, молящая Его о прощении человеческих грехов, по левую руку от Спасителя – образ проповедника покаяния Иоанна Предтечи в таком же молитвенном положении. Эти три иконы носят название деисис – моление (разг. «деисус»). По сторонам от Богоматери и Иоанна Крестителя располагаются образы обращенных ко Христу в молитве апостолов.

В центре четвертого ряда иконостаса изображается Матерь Божия с Богомладенцем в лоне Своем или на коленях. По обе стороны от Нее изображены предвозвестившие Ее и рожденного от Нее Искупителя ветхозаветные пророки.

В пятом ряду иконостаса по одну сторону помещаются образы праотцев, а по другую – святителей. Иконостас непременно венчается Крестом или Крестом с Распятием как вершиной Божественной любви к падшему миру, отдавшей Сына Божия в жертву за грехи человечества.

Первые три ряда иконостаса, начиная с нижнего, каждый в отдельности и все вместе содержат в себе полноту духовного представления о сущности Церкви и ее спасительном значении. Четвертый и пятый ряды – это как бы дополнение к первым трем, так как сами по себе они не содержат должной догматической полноты, хотя вместе с нижними рядами прекрасно восполняют и углубляют понятие о Церкви. Такая мудрость устройства иконостаса позволяет ему иметь любые размеры по мере размеров храма или в связи с представлениями о духовной целесообразности.

Нижний ряд иконостаса преимущественно изображает то, что духовно ближе всего к стоящим в данном храме. Это, прежде всего Господь Иисус Христос, Матерь Божия, храмовый святой или праздник, иконы наиболее чтимых в приходе святых. Второй ряд (праздников) возводит сознание верующих выше, к тем событиям, которые легли в основу Нового Завета, предшествовали нынешнему дню, определили его. Третий ряд (деисис с апостолами) возводит духовное сознание еще выше, устремляя его к будущему, к суду Божию над людьми, показывая при этом, кто является ближайшими к Богу молитвенниками за род человеческий. Четвертый ряд (пророки с Богоматерью) простирает молитвенный взор к созерцанию неразрывной связи Ветхого и Нового Заветов. Пятый ряд иконостаса (праотцы и святители) позволяет Сознанию охватить всю историю человечества от первых людей до учителей сегодняшней Церкви.

Таким образом, внимательное созерцание иконостаса способно доставить человеческому сознанию глубочайшие представления о судьбах человеческого рода, о тайнах Божественного Промысла, о спасении людей, о тайнах Церкви, о смысле человеческой жизни. Иконостас в простой и стройной совокупности образов, слитых в единое целое, легко воспринимаемое взором, оказывается содержащим в себе полноту догматов вероучения Православной Церкви.

С появлением иконостаса собрание верующих оказалось поставленным буквально лицом к лицу с собранием небожителей, таинственно присутствующих в образах иконостаса. В устройстве земного храма возникла догматическая полнота, было достигнуто совершенство. «Ограничение алтаря необходимо, чтобы он не оказался для нас как ничто, – пишет священник Павел Флоренский (1882-1943). Иконостас есть граница между миром видимым и миром невидимым, и осуществляется эта алтарная преграда, делается доступной сознанию сплотившимся рядом святых, облаком свидетелей, обступивших Престол Божий... Иконостас есть явление святых и ангелов...явление небесных свидетелей и прежде всего Богоматери, и Самого Христа во плоти, – свидетелей, возвещающих о том, что по ту сторону плоти». Здесь ответ на вопрос, почему этот облак свидетелей Божиих помещен так, что он непременно должен как бы закрывать собою алтарь от глаз, молящихся в храме. Но иконостас не закрывает алтарь от верующих в храме, а раскрывает для них духовную сущность того, что содержится и совершается в алтаре и вообще во всей Церкви Христовой. Прежде всего, сущность эта состоит в том обожении, к которому призваны и стремятся члены земной Церкви, и которого уже достигли члены Церкви Небесной, явленные в иконостасе. Образы иконостаса показывают тот результат сближения с Богом и пребывания в единении с Ним, к которому направлены все священнодействия Христовой Церкви, в том числе и те, что совершаются внутри алтаря. Взирая на иконостас, на иконы-образы словами святых отцов Седьмого Вселенского Собора они напоминают молящимся о своих первообразах, и, таким пониманием верующие “возносят ум от образов к первообразам.

Святые образы иконостаса, закрывая алтарь от верующих, тем самым означают, что человек не всегда может общаться с Богом прямо и непосредственно. Богу благоугодно было положить между собою и людьми сонм своих избранных и прославленных друзей и посредников. Участие святых в спасении членов земной Церкви имеет глубокие духовные основания, что подтверждается всем Священным Писанием, Преданием и учением Православной Церкви. Так что тот, кто почитает избранников и друзей, Божиих как посредников и ходатаев своих пред Богом, тот тем самым почитает Бога, освятившего и прославившего их. Это посредничество за людей – прежде всего Христа и Матери Божией, а затем – всех прочих угодников Божиих делает догматически необходимым, чтобы алтарь как знаменующий непосредственно Бога в Его собственной области бытия, был отделен от молящихся образами этих посредников.

Иконостас поэтому является не только объектом молитвенного созерцания, но и объектом самой молитвы. К образам иконостаса верующие обращаются с прошениями о земных и духовных нуждах и по мере веры и Божия смотрения получают просимое. Между верующими и святыми, изображенными на иконостасе, устанавливается живая связь взаимного общения, которая есть не что иное, как связь и общение Небесной и земной Церквей. Небесная, торжествующая Церковь, представленная иконостасом, оказывает деятельную помощь земной, воинствующей или странствующей Церкви, как принято ее называть. В этом смысл и значение иконостаса.

УДК 334(075.8)

Р.В. Окушко, к.м.н., доцент, советник РАЕН

ПГУ им. Т.Г. Шевченко

г. Тирасполь, Приднестровье

ШАГИ К РЕАЛИЗАЦИИ ЕВРАЗИЙСКОГО ВЕКТОРА В ПРИДНЕСТРОВЬЕ

На основании анализа некоторых закономерностей развития современного общества обосновывается противонаправленность процессов естественного отбора и становления культуры и науки в формировании социума. Евразийские интеграционные процессы рассматриваются с этих же позиций. Показана необходимость и возможность участия Приднестровья в этих процессах, отдавая приоритет развитию интеграции интеллектуальной.

Ключевые слова: евразийский вектор, интеллектуальная интеграция.

То, что в Приднестровье существует «Евразийский вектор», пожалуй, оспорить очень сложно. Являясь осколком Советского союза и прямым наследником духа интернационализма и поликультурности, будучи на протяжении столетий местом стыковки ислама, западно-европейской и православной культур, наш край давно готов войти в подобный союз. В силу географического положения и исторических коллизий мы предельно близки к Западно-европейской цивилизации. Но значительно ближе нам совершенно другая цивилизационная структура, настолько широкая и загадочная, что число ее названий все продолжает множиться. Суперэтнос по Л.Гумилеву, Российская цивилизация, сфера Российской надэтнической культуры. Либо – православно-славянская цивилизация по С.Хантингтону. Но рассматривая возможности реализации этого вектора, практические шаги в этом направлении, без сомнения следует обратиться к общему пониманию расстановки сил, способных повлиять на вероятность евразийского объединения. Рассматривая социальные процессы в современном мире с позиций естествоиспытателя нельзя не обратить внимания на достаточно четко определенные их крайние варианты. С одной стороны – мир естественного отбора, где главным мерилом «успешного» индивида является уровень накопленных материальных благ. Для достижения этого рода успешности используются разнообразные и всегда – холодно биологические способы. Как и в дикой природе, уничтожение слабого здесь – естественный и единственно верный путь. Ради этого совершаются убийства, разжигаются войны, организуются различные, порой весьма изощренные формы подчиненности. А для обоснования этих действий привлекаются какие-нибудь, одетые в яркие одежды идеи. Другой край – управление социальными процессами с помощью особой выдумки человека – законов. Тех, что изобретены только благодаря присущей лишь человеку особенности – способности к абстрактному мышлению. Тех, что изначально выпячивая еще одно особое человеческое качество – гуманизм – идеологически направлены на поддержание особенных, «правильных» человеческих отношений. И как обычно это бывает в нашем постоянно меняющемся мире, лишь при идеальном уравновешивании на этих двух флангах формируются условия для динамичного развития. Автора, врача по образованию, привела к таким, достаточно отвлеченным рассуждениям оценка состояния современной медицины. Достаточно четко сегодня можно говорить о формировании индустрии потребления медицинских услуг. И как только эта истинно рыночная форма ворвалась в нашу специальность, очень многое в ней приобрело вид отношений, называемых «массовым потреблением». Тем отношениям, где спрос (на медицинские услуги!) вызывает массу предложений. Где достижения науки используются в первую очередь для инициации спроса. Где уже можно пренебречь пусть даже достаточно эфемерной, но заветной целью – формировать здоровье человека. Ведь методы, с помощью которых может быть определен путь для движения к этой цели лежат в основном в зоне индивидуальности, широкого разнообразия современного человека. А это значит, что любые реальные способы могут быть только индивидуально ориентированными, то есть не обеспечивать массового спроса и, соответственно – массового производства. Так и остается на сегодняшний день эта грань медицины – индивидуализированная – уделом лишь отдельных ограниченных по числу и финансированию групп исследователей и практиков.

В медицине, как и в других отраслях, интеллектуальные усилия одной части человечества сконцентрированы на непрерывном генерировании идей, связанных с новыми способами зарабатывания денег. И в этом случае совершенно не важна та часть конечного результата, которая не может быть подсчитана в виде прибыли. Интеллектуальная деятельность противоположного края никак не связана с финансовым или политическим господством. Она направлена на формирование «человеческого» мира, если хотите – с Божественным мироустройством.

В зависимости от культурных особенностей среды, школы, в том числе научной, каждый исследователь во многом ограничен в оценке происходящих событий. Ограничен своим особым углом зрения. Своей позицией. Умение посмотреть на изучаемое явление с противоположной, или хотя бы просто с другой точки зрения – великое достоинство. Но своя позиция раскрывает и особые стороны любого явления. И те явления, которые могут оказать решающее влияние на современный социум могут быть оценены с использованием положений, представленных выше.

Глобализация общества – закономерный итог естественного его развития, направленного на управление отдельными группами экономическими потоками. Политические и экономические союзы весьма состоятельны с точки зрения естественного отбора, так как определяют преимущества каждого из членов по отношению к «необъединившимся». И эти постулаты очень отчетливо звучат в программных выступлениях, провозглашающих движение к Евразийскому союзу. «Выгодность» такого формирования очевидна. Но есть одна тонкость, особенность на которую хотелось бы обратить внимание. Предлагаемое сообщество строится на основе существования огромной общности людей, в наименовании которой на первое место можно поставить слово «православная». Вне зависимости от вероисповедания. Вне зависимости от национальной принадлежности. Объединяемое понятием, подаренным «православно-славянская цивилизация». Этой особой общности, для которой естественны действия, направленные против биологических законов миростановления, но приветствуются мысли и действия «человекоцентристского» направления.

И здесь, настойчивые упоминания о необходимости интеллектуальной интеграции, инициативе снизу по отношению к интеграционным процессам вообще, звучащие рефреном в выступлениях крупнейших фигур современного евразийского общества, особенно ценны. У Приднестровья есть чем гордиться в интеллектуальной сфере. Ученые с мировым именем. Научные школы. Участие в международных научных проектах. Организация и участие в международных конференциях. Особый опыт общественных организаций и профессиональных сообществ в международных проектах. И это тот базис, который определяет возможность предлагать свои проекты.

В создавшихся условиях назрела необходимость перехода от обобщенной, «эскизной», векторной модели причастности к формированию евразийского союза к участию в интеграционных процессах. Очевидно, для развития и продвижения на пути интеллектуальной интеграции в рамках «мегапроекта» под названием Евразийский союз нам сегодня нужен некий центр, способный консолидировать подобные усилия и четко декларировать их направленность. Какого рода это будет организация – не столь важно. Главное условие – способность через многочисленные деловые, научные и дружеские связи, через акции различного масштаба, рождающиеся по инициативе непосредственных участников процесса, объединить и пропагандировать усилия, направленные на интегративные процессы в евразийском сообществе.

УДК 621

В.В. Пономарь д.т.н., профессор

МГУТУ им. К.Г. Разумовского (филиал в г. Волоколамск Московской области)

г. Волоколамск, Россия

Православное мировоззрение и современная наука АТЕИСТИЧЕСКОЕ МРАКОБЕСИЕ В НАУКЕ XX ВЕКА

В докладе приведены современные научные данные, подтверждающие креационную модель сотворения Солнца и Вселенной. Выдвинута гипотеза о том, что плотное ядро Солнца является гироскопом – крестом, поглощающим и излучающим гравитационные и магнитные нейтрино, которые создают гравитационное и магнитное поля Солнечной системы. Учение Православной Церкви о Царствии Небесном и аде подтверждается современными научными данными о наличии скрытой энергии и массы, составляющих 90-95% энергии и массы Вселенной.

Ключевые слова: атеистическое мракобесие, скрытая энергия, Вселенная, гравитационное, магнитное поле, нейтрино.

Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных!

Ис. 45, 9

«От неверия нашего и все наши бедствия… А посмотрите на нашу молодежь университетскую и вообще всех высших учебных заведений. Она почти наголо не верующая. Пока молодежь такова, не может быть полного благоденствия России…», – говорил святой Иоанн Кронштадтский в проповеди 1 мая 1908 г. В публикациях в «Покровских чтениях» (Тирасполь, 2005-2008 гг.) и в [1] показано, что атеистическое мракобесие в XX веке стало причиной двух мировых войн, разработки учеными-атеистами самых изощренных средств убийства людей – ядерного, химического и бактериологического оружия, СПИДа.

Климатическая война, научным «прикрытием» которой стали лженаучные гипотезы «озоноопасности» фреонов и «парникового эффекта углекислого газа», привела к глобальному истощению озонового слоя на 10-12%, существенному усилению стихийных бедствий и землетрясений (ссылки в [1]). В докладе организации «Глобальный гуманитарный форум» (GHF) говорится, что изменения климата приводят к гибели 315 тысяч человек ежегодно.

Выдающийся хирург и ученый святитель Лука (Войно-Ясенецкий) в апологетическом трактате «Наука и религия» пишет: «Наука не только не противоречит религии, но более того – наука приводит к Богу… Не потому ли часть великих открытий и изобретений, принадлежит тем, которые были великими учеными и великими христианами?» [2, с. 62]. Святитель Лука, утверждая, что «Бог, творивший мир, вечен и живет вне времени», подтверждает Библию: «Прежнее Я задолго объявлял; из Моих уст выходило оно, и Я возвещал это и внезапно делал, и все сбывалось» (Ис. 48, 3).

В XXI веке можно утверждать, что все великие открытия принадлежат христианам, более того, теории и гипотезы ученых-атеистов, как правило, содержат ошибки и оказываются несостоятельными. Эволюционная теория Дарвина, которая была опорой атеистического мировоззрения весь XX век, уходит в прошлое. С.Ю. Вертьянов [3] обобщил данные, подтверждающие креационные модели сотворения жизни, детально рассмотрел случаи ошибок, подтасовок, научной недобросовестности «эволюционистов». Учитель Вселенной Иоанн Златоуст уже в IV-V веках разъяснял истины Священного Писания. Так, в проповеди «О безумии неверия и о спасении человека» он утверждал: «Что может быть жальче и безумнее людей, которые дерзают утверждать, будто всё сущее произошло само собой и всё творение лишают произволения Божия… безумные, говорящие, что нет Бога, не стоят ответа». Незнание основных научных и религиозных истин, отрицание христианской религии, безумие «души дерзкой и отчаянной» стали причиной создания атеистических теорий типа «большого взрыва», эволюционного развития Вселенной в течение миллиардов лет и др.

Грубые ошибки в атеистических теориях и гипотезах обнаруживаются как в исходных предпосылках, так и в том «фундаменте», на которых они построены. Так, гипотеза термоядерного синтеза никак не объясняет и не может объяснить наличие солнечного гравитационного и электромагнитного полей, вращение планет вокруг Солнца. Простые расчеты показывают, что температура в солнечном ядре никак не может достигать 15 млн градусов. Полная мощность излучения Солнца составляет 4 х 1026 Вт [4, с. 124], объем Солнца составляет 1,412 х 1027м3, т.е. в среднем 1 м3объема Солнца генерирует всего 0,25 Вт – меньше мощности лампочки карманного фонарика. Таким образом, термоядерные реакции в недрах Солнца проходить не могут. Это подтвердили и экспериментальные данные, показавшие существенный недостаток солнечных нейтрино.В связи с этим, в [5] предположили, что солнечные гравитационное и магнитное поля создаются потоками нейтрино, излучаемых солнечным ядром, которое само поглощает и преобразует поток космических нейтрино. Однако гипотезы, предполагающие сотворение всего сущего Творцом, не удовлетворяют современную астрофизику: весь ее фундамент строится на своей атеистической вере в самообразование и эволюционное развитие Вселенной. Пытаясь доказать эволюционное развитие Вселенной, астрофизики в своих расчетах увеличили её время существования до 13-15 млрд лет (якобы прошедших с момента «большого взрыва»). В этих расчетах лежит грубая физическая ошибка: логарифмирование физических выражений. Например, при логарифмировании 100 парсек или 1015 км получаем 2 и 15, а при извлечении корня квадратного, соответственно, 10 и 3,16 х 107? Как известно, интенсивность излучения источника убывает пропорционально квадрату расстояния от него, но вместо применения квадратичной зависимости при регистрации излучения сверхдальней звезды астрофизики применяют степенную [4, с. 140], при этом светимость звезды завышается на несколько порядков величины, т.е. реальные расстояния до сверхдальних звезд от нескольких тысяч лет возрастают до гипотетических миллиардов лет. Возможно, неправильными расчетами и вызвана «сверхвысокая светимость» голубых и красных сверхгигантов, доходящая до миллионов единиц светимости Солнца?

В основании гипотезы «большого взрыва» также лежит ошибка. «Курьезная» (по признанию самого автора А. Фридмана, выдвинувшего её в 1923 г.) гипотеза «большого взрыва» была положена атеистами в основание теории «расширяющейся Вселенной», с целью доказать самообразование Вселенной и её эволюционное развитие в течение миллиардов лет.

Гипотеза «большого взрыва» достоверно не объясняла и не объясняет современных астрофизических данных, она прямо противоречит и фундаментальным физическим законам. Именно из-за этого оказалось, что данная гипотеза «построена на песке»: ошибка обнаружена в самом основании гипотезы. При «большом взрыве» галактики, движущиеся со скоростью, допустим, в 400 км/с (О3,О4) должны оказаться в два раза дальше от центра взрыва (точка Х), чем галактики, движущиеся со скоростью 200 км/с (О1,О2); скорость движения нашей галактики Млечный Путь – допустим, это О1 – примерно равна 200 км/с (рис. 1). Свет от галактики О3 (рис. 1) будет приходить к нашей галактике О1 в два раза быстрее, чем от галактики О2, находящейся в два раза ближе к центру взрыва.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Статья опубликована в сборнике « актуальные проблемы права россии и стран снг – 2004 г материалы vi международной научно-практической конференции посвященной 75-летию и памяти профессора – 1-2 апреля 2004 г » – челябинск 2004 ч iii

    Статья
    ... опубликована в сборнике «Актуальные проблемы права России и стран СНГ – 2004 г. МатериалыVIмеждународнойнаучно-практическойконференции, посвященной 75 ... в России на рубеже нового тысячелетия: Сборникнаучных статей / Под. ред. А.П. Гуськовой. – ...
  2. Материалы III Международной научно-практической конференции 2010 г

    Документ
    ... научно - практическаяконференция Невинномысского института экономики, управления и права, материалы которой приведены в томе VI. ... : регион, город, предприятие: Сборникматериалов II Международнойнаучно-практическойконференции. – Пенза: Изд-во ...
  3. Особо охраняемые природные территории состояние проблемы и перспективы развития материалы vii международной научно-практической конференции школьников п борисовка 24 апреля 2008 года редакционная коллегия

    Книга
    ... ПРЕДИСЛОВИЕ В настоящем сборнике представлены материалы седьмой международнойнаучно-практическойконференции школьников «Особо ... Оскол, МОУДОД «СЮН» В материалахVIмеждународнойнаучно-практическойконференции школьников, проходившей в п. Борисовка ...
  4. Vi международная научно-практическая конференция «новые материалы и технологии их получения» информационное сообщение

    Доклад
    ... коллеги! Приглашаем Вас принять участие в VIМеждународнойнаучно-практическойконференции «Новые материалы и технологии их получения», которая ... доклада. Количество заказываемых сборников. Адрес для пересылки сборников (лучше – домашний), телефон, E- ...
  5. Материалы viii международной научно-практической конференции «достижения фундаментальных наук в решении актуальных проблем медицины» тезисы лекции

    Тезисы
    ... данным ультразвуковой допплерографии // МатериалыVI Российской конференции «Гепатология сегодня». – ... невынашивания беременности. // МатериалыМеждународнойнаучно-практическойконференции «Профилактика рака ... // Сборник тезисов конференции молодых ...

Другие похожие документы..