Главная > Автореферат диссертации


Для формирования определенного профиля обучения в состав учебного плана включается не менее двух предметов, изучаемых на профильном уровне. Этот выбор является прерогативой образовательного учреждения. Важно обеспечить взаимосвязь курса обществознания не только с отдельными учебными курсами истории, но и с содержанием того или иного профиля через выделение базового методологического принципа, который будет выступать в качестве основы компоновки материала и расстановки акцентов в преподавании. Содержание, необходимое для приобщения к гражданской и духовной культуре, для освоения базовых социальных компетенций, должно в классах социально-гуманитарного профиля обрасти той содержательной «оболочкой», которая будет адекватна задачам и специфическим условиям этих классов. Они ориентированы на широкую историко-обществоведческую подготовку, создающую условия для самостоятельного выбора выпускниками любого из тех вузов (или факультетов), которые относятся к социально-гуманитарному профилю (исторические, юридические, социологические, философские факультеты, а также на факультеты журналистики, управления, педагогики и психологии и т.п.). В таких классах целесообразно вводить, наряду с профильным предметом «Обществознание», курсы «История» и «Право», а в социально-экономических классах – ещё и профильный курс «Экономика».

В зависимости от особенностей школы, интересов учащихся и запросов их родителей, готовности учителей или возможностей привлечения специалистов учебный план общеобразовательного учреждения включает элективные курсы, углубляющие, расширяющие или дополняющие знания, получаемые в профильных курсах. Это могут быть курсы, во-первых, позволяющие более обстоятельно изучить какой-либо раздел профильного курса («Предпринимательство», «Менеджмент», и т.п.). Во-вторых, возможны курсы, отражающие «пограничные» области знаний («Экономическая социология», «Политическая психология» и т.д.). В-третьих, целесообразно разработать междисциплинарные курсы, объединяющие знания из курсов истории и теоретических дисциплин (например, «Глобальный мир в XXI в.», «Философия истории», «История государства и права»), или знания об определенном объекте (например, курс «Человек», объединяющий знания из философской и социальной антропологии, социологии, социальной психологии, этики, культурологи). В-четвертых, было бы полезно организовать изучение в классах социально-гуманитарного профиля курсов, дающих знания по областям знаний, не представленным в стандартах общего образования (например, логики или общей психологии).

При выборе элективных курсов по обществознанию рекомендуется использовать разработки учителей общеобразовательных учреждений Челябинской области – победителей конкурса и официально опубликованные программы:

  1. Введение в философию. 10 – 11 классы: Учебное пособие / Ю.И.Аверьянов. – М.: Экзамен, 2007. – (Элективный курс).

  2. Лавров В. М., Стецюра Т. Д. История религий: Программа курса и тематическое планирование: 10-11 классы. М.: Русское слово, 2008.

  3. Обществознание: Рекомендации по использованию учебников. Программы элективных курсов: Профильная школа. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 80 с. – (Библиотека учителя).

  4. Политология. 10 – 11 кл.: учебное пособие для профильных классов общеобразвательных учреждений / Т. В. Кашанина, А. В. Кашанин. – М.: Дрофа, 2007. – (Элективные курсы).

  5. Программы элективных курсов. История. 10 – 11 классы. Профильное обучение / М. В. Пономарев, А. М. Родригес, Е. С. Галкина и др. – М.: Дрофа, 2007. – (Элективные курсы).

Личностная ориентация образовательного процесса предполагает усиление практической направленности обществоведческого образования, которая воплощается в ориентации на подготовку подростков к сознательному выполнению типичных социальных ролей (семьянина, труженика, собственника, потребителя, гражданина, учащегося). Независимо от избранного профиля, выпускник школы должен достичь определенного уровня базовых социальных компетентностей:

  • в семейно-бытовой сфере (вести себя сообразно нравственным и правовым нормам, активно участвовать в жизни семьи и решении её проблем);

  • в сфере трудовой деятельности (быть способным самостоятельно заключать и добросовестно исполнять трудовой договор, соблюдать правила трудовой дисциплины, разумно пользоваться льготами для работников, совмещающих работу с учебой);

  • в сфере гражданско-общественной деятельности и межличностных отношениях (поступать в соответствии с нравственными и правовыми нормами, грамотно взаимодействовать с государством и важнейшими институтами гражданского общества);

  • в сфере отношений в многонациональном и многоконфессиональном обществе (проявлять толерантность, конструктивно взаимодействовать с людьми различных национальностей и вероисповеданий);

  • в сфере массовой коммуникации (быть способным находить, критически воспринимать необходимую социальную информацию и рекламу, передаваемую по каналам СМИ).

Рекомендуется проведение следующего минимального набора практических работ по обществознанию:

  • работа с различными педагогически неадаптированными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);

  • критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

  • анализ явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни, с применением методов социального познания;

  • решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания;

  • участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;

  • участие в дискуссиях, диспутах, дебатах по актуальным социальным проблемам, отстаивание и аргументацию своей позиции, оппонирование иному мнению;

  • осуществление учебно-исследовательских работ по социальной проблематике, разработку индивидуальных и групповых ученических проектов;

  • подготовка рефератов, освоение приемов оформления результатов исследования актуальных социальных проблем;

  • осмысление опыта взаимодействия с другими людьми, социальными институтами, участия в гражданских инициативах и различных формах самоуправления.

Интегрированные курсы «Обществознание» могут вести преподаватели истории (при соответствующем повышении квалификации). Для преподавания профильных курсов экономики и права необходима дополнительная специальная подготовка учителя (с получением соответствующего документа) или привлечение преподавателей из профессиональных учебных заведений. В ЧИППКРО ежегодно проводятся специальные курсы повышения квалификации как для учителей, преподающих базовый курс обществознания, так и для преподавателей экономики и права. В ноябре 2010 г. планируется проведение дополнительных хозрасчетных курсов повышения квалификации учителей обществознания с привлечением специалистов в соответствующих областях социально-гуманитарного знания.

Обзор действующих учебно-методических комплектов по обществознанию

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. № 822 утверждены федеральные перечни учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010/2011 учебный год. Рекомендованы и допущены 27 учебников по обществознанию для основной школы и 18 учебников – для средней (полной) школы (базовый и профильный уровни). Федеральные перечни учебников состоят из трех разделов: начальное, основное и среднее (полное) общее образование. Разделы структурированы по учебным предметам. В перечни учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе, включены учебники, принадлежащие завершенным предметным линиям. В перечни учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе, включены единичные учебники.

C 2008 года информационная поддержка федеральных перечней учебников возложена на Академию повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО). На официальном сайте Академии () опубликованы материалы по вопросам экспертизы учебников, утверждению федеральных перечней, а также дополнительная и справочная информация, в том числе представленные издательствами сведения о составе учебно-методических комплектов. В рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2011 годы АПКиППРО реализуется проект «Формирование системы общественно-государственной экспертизы учебников и организационно-методическое сопровождение деятельности Федерального совета по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации (ФСУ)». На специализированном портале () публикуются материалы обсуждения особенностей использования учебников из федеральных перечней и регулярно проводятся online-конференции с привлечением педагогических работников субъектов Российской Федерации. В настоящее время на портале зарегистрировано почти 2 тысячи участников из Челябинской области, большую часть которых составляют педагоги-практики – более 1 600 учителей, а также управленцы, методисты, родители обучающихся. Реализуемый проект призван привлечь внимание широкой общественности к вопросам учебно-методического обеспечения, повысить информированность педагогов, школьников и их родителей в выборе и использовании  школьных учебников. На официальном сайте ГОУ ДПО «ЧИППКРО» в разделе «Проекты. Учебно-методическое обеспечение общего образования» размещена информация об УМК по истории, выпущенными в свет ведущими российскими издательствами.

Учебно-методический комплект по обществознанию (или разделам обществознания) издательства «Просвещение» широко используется в общеобразовательных учреждениях. Наряду с обновленными «традиционными» учебниками, издательством завершены линии учебников по обществознанию и праву для средней (полной) школы на базовом и профильном уровне. Научным редактором УМК является известный методист, член-корреспондент РАО Л. Н. Боголюбов.

Учебно-методический комплект по обществознанию издательства «Русское слово» (А. И. Кравченко, Е. А. Певцова) также широко используются в общеобразовательных учреждениях. В качестве наиболее «удачных» учителя и методисты ЧИППКРО считают учебно-методический комплект издательства для основной школы.

Издательство «Вентана-Граф» проводит активную работу по продвижению УМК по обществознанию в Челябинской области. Следует обратить внимание, что выпускники 11 классов общеобразовательных учреждений, обучающиеся по учебникам «Обществознание» (Е. Н. Салыгин, Ю. Г. Салыгина), традиционно показывают лучшие результаты на государственной итоговой аттестации по обществознанию в форме ЕГЭ. Это можно объяснить тем, что в Челябинской области в 2002-2005 гг. проводилась массовая апробация данных учебников под руководством авторов УМК, методистов издательства и специалистов ЧИППКРО, в которой участвовали наиболее квалифицированные учителя обществознания. По данному УМК готовятся к изданию учебники для 10-11 классов в новой редакции, а также учебники для основной школы (Т.Б.Пасман и другие). Имеются также дополнительные пособия для 10 и 11 классов А.В.Агошкова.

Издательство «Вентана-ГРАФ» разрабатывает также новую линию учебников по обществознанию под ред. Г. А. Бордовского. Данную линию называют «учительской», поскольку к созданию УМК издательством привлечены учителя-практики из общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга. В 2009/2010 учебном году были проведены авторские модульные курсы-семинары в Челябинске, Каслях, Кыштыме и Миассе с участием методиста издательства О. В. Медведевой и автора учебников О. Б. Соболевой. На семинарах был представлен практический опыт апробации учебников в МОУ СОШ № 6, 59 г.Челябинска, МОУ СОШ № 2 и МОУ ООШ № 4 г.Кыштыма. В 2010/2011 учебном году планируется проведение подобных семинаров в г. Магнитогорске и Катав-Ивановске, апробация будет продолжена.

Издательство «Академкнига-учебник» разрабатывает новую линию учебников по обществознанию (Е.С.Королькова, Н.Г. Суворова, О.В.Кишенкова). В 2009/2010 учебном году были проведены авторские модульные курсы-семинары в Челябинске, Магнитогорске, Верхнеуральске, Карталах и Троицке с участием автора учебников О.В.Кишенковой. В 2010/2011 учебном году планируется проведение подобных семинаров и апробация учебников в общеобразовательных учреждениях Челябинской области. Обращаем внимание, что учебник для 6 класса издан в двух частях. Первую часть можно использовать для преподавания пропедевтического курса обществознания в 5 классе.

Учебно-методический комплект по обществознанию издательства «Мнемозина» рекомендуются для использования в лицеях, гимназиях, классах социально-гуманитарного профиля. Автор учебников (П. С. Гуревич) является ведущим специалистом по культурологии и философской антропологии, соответствующие разделы в учебниках считаются наиболее проработанным в содержательном плане. Учебники могут использоваться в качестве дополнительной литературы для учителей и учащихся по данным темам. В 2010/2011 учебном году в соответствии с договором с издательством планируется продолжение апробации данного учебника в общеобразовательных учреждениях г. Челябинска и Уйского района Челябинской области.

Учебно-методический комплект по обществознанию издательства «Вита-Пресс» рекомендуется для использования в лицеях, гимназиях, классах социально-экономического и социально-правового профилей. Для работы с учебниками данного издательства по экономике и праву требуется системное повышение квалификации учителей обществознания.

Особенности преподавания обществознания в 2010/2011 учебном году

Новые задачи, стоящие сегодня перед школьным образованием, значительно расширяют сферу действия и назначение государственных образовательных стандартов. Особенностью 2010/2011 учебного года является последовательная подготовка к переходу на федеральные государственные образовательные стандарты общего образовнаия. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 утверждены и вводятся в действие новые федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования. Одна из функций стандартов связана с обеспечением гарантий государства в отношении условий, при которых возможно достижение планируемых результатов. В структуре стандартов появились требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ (материально-техническим, информационно-методическим, организационным, кадровым и др.). Если условия не обеспечены, то нельзя рассчитывать на требуемый уровень качества образования.

Обращаем внимание руководителей общеобразовательных учреждений и педагогов на необходимость оборудования предметных кабинетов для учебно-методического обеспечения обществоведческого образования. В методической литературе по истории и обществознанию рассматриваются теоретические и практические аспекты использования мультимедийного оборудования в образовательном процессе.

На официальном сайте (http://www.), в предметных научно-методических журналах «Преподавание истории в школе», «Преподавание истории и обществознания в школе», газете «История» (приложение к «1 сентября») опубликованы материалы для обсуждения – проекты документов: концепция предметной области, фундаментальное ядро содержания исторического и обществоведческого образования (два варианта). Кафедрой общественных и художественно-эстетических дисциплин включен анализ этих материалов в программу курсов повышения квалификации учителей обществознания, опубликована аналитическая статья в журнале «Преподавание истории в школе» (Е. В. Киприянова). В проекте примерной программы, разработанной в рамках нового стандарта РАО, и опубликованного в журнале «Преподавание истории и обществознания в школе», изучение обществознания в качестве самостоятельного предмета предполагается начинать с 5 класса.

В 2010/2011 учебном году продолжается обновление обществоведческого образования на старшей ступени общего образования. Необходимость разработки нового курса обществознания объясняется тем, что становящееся информационное общество предъявляет новые требования к входящим в жизнь поколениям. В современном глобальном мире большое значение приобретает консолидация людей на уровне региона и страны. Интегрированный курс обществознания позволяет преодолеть распад системы межпредметных и межкурсовых связей, нарушение связи между учебной и воспитательной работой. Эффективное преподавание обществознания невозможно без активных и интерактивных стратегий. Одно из ключевых понятий курса – «суверенная демократия» – позволяет совместить патриотизм и гражданственность. Цель инновационного курса – создание максимально благоприятных условий для развития свободной, мыслящей, информированной и осознающей ответственность за совершенные поступки личности.

В указанных письмах подчеркивается необходимость обеспечения всех общеобразовательных учреждений новой учебной и методической литературой. Издательством «Просвещение» подготовлен новый учебно-методический комплект «Глобальный мир в XXI веке», включающий программу, книгу для учителя и учебник для 11 класса. Все общеобразовательные учреждения Челябинской области на бесплатной основе были обеспечены книгами для учителя. Среди авторов пособий – специалисты по соответствующим областям обществознания В. В. Федоров, К. В. Симонов, Л. Г. Ионин, А. И. Неклесса, В. Л. Жарихин, руководитель авторского коллектива – Л. В. Поляков. Автором методического аппарата учебника является известный российский методист по гражданскому образованию А. Н. Иоффе.

Преподавание курса обществознания в 10 – 11 классах организуется с обязательным использованием УМК «Глобальный мир в XXI веке»(прежде всего, книги для учителя) – вне зависимости от того, по каким программам и учебникам изучается интегрированный предмет в данном общеобразовательном учреждении. В журнале «Преподавание истории в школе» опубликована серия статей (А. Н. Иоффе, Е. Ф. Крицкая и др.) с представлением опыта использования рефлексивных технологий, реализации деятельностного подхода, методов проблемно-развивающего обучения в преподавании обществознания (2008 – 2010 гг.). При планировании курса учителям рекомендуется предусмотреть время на изучение УМК «Глобальный мир в XXI веке» в объеме 35 часов (базовый уровень) или 70 часов (профильный уровень) – в том числе, за счет резерва учебного времени, предусмотренного примерными программами. Указанные темы могут изучаться как отдельно – в качестве самостоятельного модуля, элективного курса (11 класс), так и включаться в соответствующие разделы курса «Обществознание» на базовом и профильном уровне.

Нормативные документы предусматривают обеспечение возможности для всех педагогов изучить новые подходы к преподаванию обществознания через систему повышения квалификации. Слушатели плановых курсов повышения квалификации в ЧИППКРО в обязательном порядке знакомятся с новыми пособиями и современными педагогическими технологиями обществоведческого образования в рамках теоретико-практических семинаров на базе МОУ СОШ № 59, лицея № 11 г. Челябинска (Ю. Г. Сепетёров, С. Н. Петрушин, М. С. Салмина, Е. В. Киприянова, Т. В. Дробинина). В ЧИППКРО проводятся дистанционные и очно-заочные курсы по теме «Активные и интерактивные стратегии преподавания обществознания» (В. М. Кузнецов, Т. В. Якубовская, С. Н. Петрушин).

Теоретические проблемы и вопросы обновления содержания социокультурного образования, формирование гражданско-правовой культуры учащихся, различные модели культуросообразного образования, культурологический подход в преподавании общественных и гуманитарных предметов, опыт реализации этнокультурного и краеведческого образования обсуждаются на ежегодной научно-практической конференции, которую традиционно организует ЧИППКРО. Материалы конференции опубликованы в семи сборниках «Проблемы культурного образования» под редакцией кандидатов ист. наук Г. П. Сусловой и В. М. Кузнецова. Следующая конференция будет проводиться 27 ноября 2010 г., в ней могут принять участие все желающие учителя-предметники и педагоги дополнительного образования.

Рекомендации по составлению рабочих программ по обществознанию

В соответствии со статьей 32 (п. 7) Закона Российской Федерации «Об образовании» «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» к компетенции образовательного учреждения относится «разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)». В редакции Федерального закона от 01.12.07 г. № 309-ФЗ (п. 5) установлено, что основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися результатов, установленных соответствующим федеральными государственными образовательными стандартами. В законе (п. 5.2) указано, что примерные основные образовательные программы с учетом их уровня и направленности включают в себя базисный учебный план и примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей). Разработка примерных учебных программ является компетенцией органов исполнительной власти РФ, а в части наполнения содержания программ региональной спецификой – органами исполнительной власти субъекта Федерации.

Следовательно, образовательное учреждение обязано разработать рабочие программы учебных курсов на основе примерных учебных программ. Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом возрастных особенностей учащихся, логики учебного процесса, межпредметных и внутрипредметных связей. Приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 утвержден федеральный компонент государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, на основе которого разработаны:

  • Примерная программа основного общего образования по обществознанию;

  • Примерная программа среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый уровень);

  • Примерная программа среднего (полного) общего образования по обществознанию (профильный уровень).

Государственные образовательные стандарты и примерные учебные программы опубликованы на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации (/ob-edu/noc/rub/standart), а также в различных печатных сборниках, например:

  • Сборник нормативных документов / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004. – 443 с.

  • Современное образование. Обществознание. Экономика. Право. Содержание образования: сборник нормативно-правовых документов и методических материалов / Сост. Т. Б. Васильева, И. Н. Иванова. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 256 с.

Примерных учебных программ по обществознанию, включающих региональный (национально-региональный) компонент содержания образования, и рекомендованных Министерством образования и науки Челябинской области, в настоящее время не имеется – в связи с включением в областной базисный учебный план и разработкой содержания интегрированного учебного предмета «Краеведение» (6 – 9 классы).

Примерная программа по обществознанию содействует реализации единой концепции обществоведческого образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения учебных курсов и проявления творческой инициативы учителей. Примерная программа является ориентиром для составления вариативных (авторских) учебных программ. При этом авторы вариативных учебных программ могут предложить собственный подход к структурированию учебного материала в рамках основных тематических блоков, установленных примерной программой, определения последовательности изучения этого материала, путей формирования системы знаний, умений и навыков, способов деятельности, развития и социализации учащихся.

Авторскими коллективами различных российских издательств на основе примерных программ разработаны и опубликованы несколько комплектов вариативных (авторских) программ по обществознанию для основной и средней полной школы, например:

  1. Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. 10 – 11 класс. Базовый уровень // Программы общеобразовательных учреждений: История. Обществознание: 10 –11 кл. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – С. 66 – 73.

  2. Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. 10 – 11 класс. Профильный уровень // Программы общеобразовательных учреждений: история. Обществознание: 10 –11 кл. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – С. 73 – 82.

  3. Боголюбов Л.Н. и др. Программы общеобразовательных учреждений: Обществознание: 6–11 кл. – М.: Просвещение, 2010. – 46 c.

  4. Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5 – 11 классы. 5-е изд. – М.: «Просвещение», 2007. – 128 с. – («Традиционная» программа)

  5. Никитин А.Ф. Обществознание. Программы для общеобразовательных учреждений. 6 – 11 кл. / А.Ф. Никитин. – М.: Дрофа, 2007. – 47 с.

  6. Салыгин Е.Н. Обществознание. 10 – 11 классы: Программа. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 64 с.

  7. Обществознание. Рекомендации по использованию учебников. Программы элективных курсов: Профильная школа. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 80 с.

  8. Козленко С.И., Козленко И.В. Обществознание: Программа курса для 6-7 клаасов общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: М.: ООО «ТИД ";Русское слово – РС";», 2008. – 32 с.

Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса. Вариативная часть курса формируется на основе резерва свободного учебного времени, установленного примерной программой. Принципы построения вариативной части курса определяются либо авторами учебных программ, либо самостоятельно учителем. Соотношение учебных программ различного уровня по статусу и варианты разработки рабочих учебных программ представлено на схеме:

Примерная учебная программа («министерская»)

Вариативная учебная программа («авторская»)

(1) Рабочая учебная программа («школьная»)

(2) Рабочая учебная программа («школьная»)

При составлении рабочей учебной программы учитель может использовать в качестве основы либо примерную учебную программу (1), либо любую из вариативных программ (2), соблюдая преемственность в обучении с 5 по 9 класс – на ступени основного общего образования и в 10 – 11 классах – на ступени среднего (полного) общего образования. Порядок согласования и утверждения рабочей учебной программы по предмету определяется локальными нормативными актами общеобразовательного учреждения.

Организация внеклассной работы по обществознанию

Характеристике роли обществоведческого образования в воспитании гражданственности и патриотизма посвящена статья академика РАО Л. Н. Боголюбова, опубликованная в научно-методическом журнале «Преподавание истории и обществознания в школе» (2010. № 4).

Обществознание позволяет учащимся овладеть системой жизненных ценностей, социальными нормами, способами деятельности, которые необходимы любому гражданину в его отношениях с другими людьми, институтами гражданского общества, государством. Всё перечисленное входит в понятие «гражданская культура», приобщение к которой и является воспитанием. Компетентному гражданину свойственна гражданственность – идейно-нравственное качество личности, характеризующейся свободой и ответственностью, зрелым политическим сознанием, развитым чувством патриотизма, сопричастностью судьбам своего народа, осознанием себя полноправным гражданином своей страны.

Гражданское воспитание предполагает в качестве одного из условий изучение Конституции РФ. Будучи документом высшей юридической силы, Конституция является основой всей правовой системы Российского государства. А без изучения правовых норм невозможно формировать правосознание и правомерное поведение, являющиеся неотъемлемыми качествами гражданина, невыполнимой станет актуальная задача преодоления правового нигилизма в обществе. Конституция как общегражданский документ заключает в себе систему ценностей, которые не зависят от групповых, этнических, конфессиональных воззрений и предпочтений.

В 2011 году исполняется 20 лет провозглашения Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации. Методические разработки по изучению Конституции РФ, государственной символики регулярно публикуются в предметных научно-методических журналах «Преподавание истории в школе», «Преподавание истории и обществознания в школе».

Согласно Конституции РФ, человек, его права и свободы в нашей стране – высшая ценность. Вопросам обучения правам человека посвящено письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования от 15.03.2007 г. № 03-519 «Об обучении правам человека в образовательных учреждениях Российской Федерации»;

Конституция РФ устанавливает принципы равноправия и самоопределения народов, закрепляет федеративное устройство Российского государства. Одной из задач воспитательной работы учителей обществознания является создание устойчивого нравственного иммунитета к правонарушениям на национальной почве, ксенофобии, другим негативным явлениям. Жизнь в эпоху глобализации, сталкивающая лицом к лицу носителей разных культурных традиций, ставит проблему воспитания толерантности как вопрос выживания. Государственная образовательная и языковая политика в условия полиэтничности России рассматривается в тематическом приложении к журналу «Вестник образования» (2008. № 2).

Правительство Челябинской области уделяет вопросам этнокультурного образования особое внимание, поскольку рассматривает их как важнейшее средство сохранения межнационального мира, гармонизации межнациональных отношений, которые в свою очередь расцениваются как существенный аспект национальной безопасности страны. В программу интегрированного учебного предмета «Краеведение» включен раздел «История и культура народов Южного Урала». Учителям обществознания и краеведения рекомендуется проведение воспитательных мероприятий по данной тематике, например, интерактивного фестиваля «Мозаика народов», методическая разработка которого опубликована в журнале «Преподавание истории в школе» (2010. № 4). В сентябре 2010 г. кафедрой общественных и художественно-эстетических дисциплин планируется проведение семинара для учителей-предметников и педагогов дополнительного образования краеведческой направленности по теме «История и культура народов Южного Урала».

Вместе с тем, есть вопрос о границах толерантности, пределах терпимости. Резолюция Генеральной ассамблеи ООН от 21.11.2005 г. № 60/7 определяет один из важнейших аспектов этой проблемы – вопрос о сохранении исторической памяти о Холокосте – геноциде еврейского народа в годы Второй мировой войны. В серии пособий «Российская библиотека Холокоста», издаваемой издательством МИК, публикуются методические разработки, в которых представлен опыт воспитательной и внеурочной деятельности российских и зарубежных педагогов со школьниками. Учителям обществознания рекомендуется проведение учебного занятия или воспитательного мероприятия по теме «Нравственная оценка человека» с использованием для анализа документа деятельности в годы второй мировой войны митрополита Восточной Галиции Андрея Шептицкого.

Учителя обществознания активно принимают участие в реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2011 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 11.07.2005 г. № 422. В этой воспитательной работе необходимо исходить из того, что каждый гражданин должен знать конкретную, точную и достоверную информацию о своей стране, о сегодняшнем времени. Всероссийская перепись населения 2002 года показала, что экономическая и социально-демографическая ситуация в России за последние несколько лет стала более стабильной и позволяет смотреть в будущее с надеждой и оптимизмом. Полученные результаты подтверждают наличие у нашего народа большого потенциала развития, несмотря на все перенесенные трудности. Осознание этого факта, его подтверждение конкретными примерами, иллюстрация достоверными цифрами,  всё это чрезвычайно важно для воспитания у подрастающего поколения чувства патриотизма, гордости за свою страну, оптимистического взгляда в будущее, желания внести собственный вклад в ее развитие.

В соответствии с рекомендациями ООН и мировыми стандартами, каждая страна должна проводить перепись населения примерно один раз в десять лет. В октябре 2011 г. состоится следующая Всероссийская перепись населения. Успешное проведение очередной переписи будет напрямую зависеть от понимания важности и необходимости подобных мероприятий. Следует стремиться к тому, чтобы у подрастающего поколения формировалось осознанно-положительное отношение к переписи населения, социально обусловленная установка на активное участие в ней. Без ознакомления с данными переписей населения невозможно дать учащимся полноценные знания и организовать эффективную воспитательную работу по таким дисциплинам, как обществознание, экономика, география, краеведение, история России, всеобщая история, иностранный язык. Поэтому необходимо постоянное (ежегодное) включение переписной тематики в содержание учебных занятий и воспитательных мероприятий в общеобразовательных учреждениях. Для решения этой задачи реализуется специальная Программа информационно-разъяснительной работы по сопровождению и популяризации Всероссийской переписи населения «Узнай Россию!». Учителям обществознания рекомендуется использовать следующие издания:

  • Методические рекомендации для учителей истории, граждановедения, обществознания по включению в содержание учебных программ вопросов значимости переписи населения / Сост. Л. Д. Ибрагимова. – Челябинск: ЧИППКРО, 2001. – 66 с.

  • Методические рекомендации по изучению итогов Всероссийской переписи населения 2002 года в общеобразовательных учреждениях. – М.: ЗАО «Компания развития общественных связей», 2003. – (Всероссийская перепись населения 2002 года). – 48 с.

  • Челябинская область. 75 лет: прошлое и настоящее: стат. сб. / Правительство Челяб. обл. [ред. совет: Н.М.Рязанов и др.]. – Челябинск, 2008. – 328 с.

Обществознание представляет возможности для интеграции с другими учебными предметами и реализации воспитательного потенциала при организации дополнительного образования и внеклассной работы. В 2010/2011 учебном году планируется проведение традиционных мероприятий для учащихся общеобразовательных учреждений Челябинской области, что позволит старшеклассникам составить представительный и выигрышный «портфолио» («портфель учебных достижений»).

В настоящее время в образовании повышается интерес к исследовательской деятельности обучающихся как к эффективной образовательной технологии, позволяющей решить указанные задачи воспитания, социализации и развития школьников. Отмечается рост количества конференций и конкурсов исследовательских работ учащихся и студентов разного уровня – от семинара в классе до Всероссийских научно-практических конференций детей и молодежи. Масштабы этой работы в стране требуют системной общественной поддержки. В 2007 году, по инициативе ведущих ученых и педагогов из Москвы и ряда регионов России, была создана некоммерческая организация – Общероссийское общественное Движение творческих педагогов «Исследователь» (Свидетельство о регистрации №1077799022070). Перед Движением ставятся задачи развития сетевого взаимодействия образовательных и научных учреждений, педагогов и ученых в области реализации исследовательских проектов различного уровня; развития системы повышения квалификации и переподготовки руководителей исследовательских работ школьников и студентов; информационно-методической поддержки проектно-исследовательской деятельности. Программа работы Движения на 2010 – 2011 гг. и текущая информация о его деятельности размещается на официальном сайте (http://www.oodi.ru). Движение имеет отделения в 50 субъектах Российской Федерации. Руководителем организационного комитета Челябинского регионального отделения Движения творческих педагогов «Исследователь» является зав. кафедрой общественных и художественно-эстетических дисциплин ЧИППКРО, канд. ист. наук, доцент, руководитель и учитель высшей категории В. М. Кузнецов. Проведение организационной конференции регионального отделения и обучающего семинара по вопросам организации исследовательской деятельности обучающихся планируется 18 сентября 2010 г.

Для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады по обществознанию и организации подготовки учащихся к участию в интеллектуальных состязаниях по предмету рекомендуется использовать пособие С. И. Козленко и И. В. Козленко, выпущенное издательством «Просвещение» в серии «Пять колец». Пособие содержит характеристику типов заданий с рекомендациями по их выполнению, комплекты заданий прошедших Всероссийских олимпиад по обществознанию с ответами и комментариями.

Организация оценивания уровня подготовки обучающихся по обществознанию

В целях совершенствования общего исторического образования в основной и средней (полной) школе и создания единой независимой системы оценки качества подготовки по истории проводится государственная итоговая аттестация выпускников IX и XI классов. Учителям обществознания необходимо активно использовать диалогические формы учебных занятий (дискуссий, круглых столов и др.), совершенствовать технологию текущего, тематического, поэтапного повторения и контроля, сочетать в нём разные формы устной и письменной проверки.

Важной задачей учителя является квалифицированная помощь ученикам при выборе пособия для подготовки к итоговой аттестации. Таких пособий много, но не все они могут реально помочь при подготовке к экзамену. Рекомендовать ученикам можно пособия, включённые в «Перечень изданий, допущенных Федеральным институтом педагогических измерений к использованию в учебном процессе в образовательных учреждениях», размещенном на сайте ФИПИ (). В связи с неодинаковой представленностью и раскрытием в отдельных учебниках содержательных элементов курса обществознания, зафиксированных в нормативных документах, определяющих содержание экзаменационной работы, рекомендуется использовать, помимо основного, один – два дополнительных учебника из Федерального перечня, рабочие тетради, практикумы, сборники КИМов. В издательстве «ВЛАДОС» (г. Москва) вышло пособие для подготовки к ЕГЭ по обществознанию, подготовленное авторским коллективом ЧИППКРО и лицея № 11 г.Челябинска (Е. В. Киприянова, Т. В. Дробинина, Т. В. Якубовская).

Условием для получения высоких результатов, демонстрируемых выпускниками на экзамене, является систематическая продуманная работа учителя в течение всех лет обучения, направленная на достижение целей обществоведческого образования.

В 2010/2011 учебном году муниципальным методическим службам, городским и районным методическим объединениям учителей обществознания рекомендуется:

  • спланировать систему работы по освоению концептуальных основ федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, принять участие в общественно-профессиональной экспертизе проектов фундаментального ядра содержания и примерных программ общего образования по обществознанию;

  • в рамках разработки рабочих учебных программ провести экспертизу используемых в общеобразовательных учреждениях учебно-методических комплектов и календарно-тематических планов на соответствие указанным в настоящем письме требованиям, обратив особое внимание на разделы «Введение в обществознание» (5 класс), «Челябинская область – субъект РФ» (8 – 9, 10 – 11 классы) и «Глобальный мир в XXI веке» (11 класс);

  • провести научно-методические семинары по реализации активных и интерактивных стратегий обществоведческого образования и практикумы по использованию современных педагогических технологий, с обязательным участием федеральных тьюторов – учителей обществознания и преподавателей кафедры общественных и художественно-эстетических дисциплин ЧИППКРО.

Кузнецов В.М.

(351)2634371



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Введение в философию 10 – 11 классы

    Автореферат диссертации
    ... – победителей конкурса и официально опубликованные программы: Введение в философию. 1011классы: Учебное пособие / Ю.И.Аверьянов. – М.: Экзамен, 2007 ...
  2. Тематическое планирование курса «Обществознание» 10-11 классы

    Урок
    ... , 10класс, глава 1. Кравченко А.И. Введение в социологию, 10-11классы, глава 2. Лазебникова А.Ю. и др. Обществознание, 10-11классы, глава I. Малышевский А.Ф. Введение в философию, 10-11классы, глава ...
  3. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ ПЛАН ЛЕКЦИЙ (базовый курс )

    Документ
    ... классов и групп. Философию Нового времени можно рассмотреть по этапам: философия XVII в. философия ... античной философии. 10.Проблема веры и знания в философии Средневековья. 11. ... современной философии. УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА Введение в философию. Учебник ...
  4. Философия лектор 2010/11 уч года ст преподаватель джураева

    Документ
    ... человечество, народы, классы, социальные группы, ... Моск. ун-та, 1986. Введение в философию: В 2. т. М.: ... стола"] //Вопр. философии. 1989. № 10. Человек: мыслители прошлого ... Вопр. философии. 1990. № 11. Гуссейнов С.К. Мораль и насилие // Вопр. философии. ...
  5. 11 класс Тема ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ МУЗЫКА Цель

    Документ
    11класс Тема: ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ... в раннем Средневековье (4–10 вв.). Профессиональные черты западноевропейская ... на немецкой мифологии и философии; Эдвард Григ черпал вдохновение ... литературных кругах термин «романтизм» (введен Новалисом) в полной мере ...

Другие похожие документы..