Главная > Документ


СЕМИНАРСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Семинар №1

Тема: Психометрические основы психодиагностики(4 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Критерии оценки качества тестовых процедур.

2. Стандартизация методик; основные направления стандартизации.

3. Выборка стандартизации и правила ее формирования.

4. Статистическая норма и социально-психологический норматив: сходство и принципиальные различия.

5. Надежность методики и ее оценка.

6. Валидность методики, основные виды валидности и способы их установления.

7. Независимый внешний критерий. Основные виды внешних критериев и предъявляемые к ним требования.

8. Адаптация методик и ее этапы.

Рекомендуемая литература:

1. Акимова М. К., Козлова В. Т. Статистическая норма или социально-психологический норматив?//Психологический журнал, 1986. — №2.

2. Анастази А. Психологическое тестирование. — М., 1982. Кн. 1. — С. 66-205.

3. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. — СПб., 1998.

4. Гуревич К. М. Надежность психологических тестов.//Психологическая диагностика: ее проблемы и методы. — М., 1975. — С. 162-176.

5. Гуревич К. М. Проблемы дифференциальной психологии. — М., Воронеж, 1998. — С. 256-271, 343-366.

6. Психологическая диагностика./Под ред. К. М. Гуревича. — Бийск, 1993. — С. 59-82.

7. Психологическая диагностика: проблемы и исследования./Под ред. К. М. Гуревича. — М., 1981. — С. 24-35.

Семинар № 2

Тема :Профессионально-этические нормы в психодиагностике (4 часа)

Вопросы для обсуждения:

1.Этические стандарты и кодекс поведения психодиагноста.

2. Основные пути распространения и приобретения психодиагностических методик.

3. Право клиента на информацию о результатах диагностирования и ее конфиденциальность.

4. Этические проблемы, возникающие при диагностике детей.

5.Основные правила использования диагностических результатов.

Рекомендуемая литература:

1. Анастази А. Психологическое тестирование. — М., 1982. Кн. 2. — С. 50-66.

2. Психологическая диагностика./Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. — М., 1997. — С. 223-231, 281-292.

3. Психологическая диагностика детей и подростков. /Под ред. К. М. Гуревича. — М., 1995. — С. 270-352.

4. Толстых А. В. Морально-этические проблемы психологической практики. — М., 1988.

5. Шванцара Й. и др. Диагностика психического развития. — Прага, 1978.

    6. Этические стандарты психологов // Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К. М. Гуревича и Е. М. Борисовой. — М., 1997. — (Приложение 1).

    7.Этический кодекс психолога-дигноста // Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К. М. Гуревича и Е. М. Борисовой. — М., 1997. — С. 222..

    8. Этический кодекс психолога // Психологическая газета, 1996, №№ 1 – 11.

Семинар №3

Тема: Теория личности как основа психодиагностики (4 часа)

Вопросы для обсуждения:

  1. Теории черт личности.

  2. Теории типов личности.

  3. Теории инстаций при описании личности.

  4. Психологическая структура личности в современной психологии.

  5. Концепция Big five («большой пятерки»).

  6. Психологический диагноз, его структура.

Рекомендуемая литература:

  1. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика. — СПб., 2002.

  2. Мадди Сальваторе Р. Теории личности: сравнительный анализ / Пер. с англ. — СПб.: Речь, 2002.

  3. Первин Л., Джон О. Психология личности: теория и исследования / Пер. с англ. …М.: Аспект Пресс, 2000.

  4. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия / Сост. Л. В. Куликов. — СПб.: Питер, 2000.

Практическое занятие № 4

Диагностика психофизических и психодинамических особенностей личности (6 часов)

1. Представления о темпераменте Г. Айзенка. Знакомство и практическая работа с опросником EPP-S.

2. Концепция темперамента В. М. Русалова. Знакомство и практическая работа с методами исследования темперамента В. М. Русалова (ОСТ и ОФДСИ).

3. Регуляторная теория темперамента Я. Стреляу. Знакомство и практическая работа с опросником формально-динамических характеристик поведения Я. Стреляу (ОФДХП).

4. Знакомство и практическая работа с тестом МКД Мира-и-Лопеса.

Рекомендуемая литература:

1. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология. — СПб., 2001. — С. 327 – 337.

2. Личностный профиль по Айзенку. Руководство к сокращенному варианту (Eysenk Personality Profiler – Sort). — «Когито-центр», М., 1999.

3. Мира-и-Лопеса Е. Графическая методика исследования личности./Под ред. Н. А. Розе-Грищенко. — СПб., 2003.

4. Русалов В. И. Опросник структуры темперамента. — М., 1992.

5. Стреляу Я., Митина О., Завадский Б., Бабаева Ю., Менчук Т. Методика диагностики темперамента (формально-динамических характеристик поведения). — «Смысл», М., 2005.

Практическое занятие № 5

Диагностика общих и специальных способностей (4 часа)

Знакомство и практическая работа с методикой оценки общих и специальных технических способностей Дж. Фланагана.

Рекомендуемая литература

Чикер В. А. Психологическая диагностика организации и персонала. — СПб., 2003.—Сс.244-268.

Практическое занятие №6

Диагностика умственного развития и интеллекта (6 часов)

Знакомство и практическая работа с тестом Д. Векслера (взрослый и детский варианты).

Рекомендуемая литература

1. Филимоненко Ю., Тимофеев В. Руководство к методике исследования интеллекта для взрослых Д. Векслера (WIJS). — СПб., 1992 (МГП "ИМАТОН").

2. Филимоненко Ю., Тимофеев В. Руководство к методике исследования интеллекта у детей Д. Векслера (WISC). Адаптированный вариант. — СПб., 1994 (МГП "ИМАТОН").

Практическое занятие № 7

Диагностика умственного развития и интеллекта (4 часа)

Знакомство и практическая работа с тестом Равенна.

: Рекомендуемая литература

Дж. К. Равен, Дж. Х. Курт, Дж. Равен. Руководство к прогрессивным матрицам Равенна и словарным шкалам. — М., «КОГИТО-ЦЕНТР», 1997.

Практическое занятие №8

Диагностика личностных свойств (8 часов)

1. Знакомство и практическая работа с Калифорнийским психологическим опросником.

2. Знакомство и практическая работа с отечественными адаптациями самоактуализационного теста.

Рекомендуемая литература :

1. Алешина Ю. Е., Гозман Л. Я., Дубовская Е. М. Социально-психологические методы ис­следования супружеских отношений. — М., 1987.

2. Гау Х. Г. Руководство к Калифорнийскому психологическому опроснику (CPI). /Перев. И. М. Дашкова и Н. А. Курганского. Науч. ред. Батурин Н. А. — Челябинск-СПб., 1995.

3. Гозман Л. Я., Кроз М. В. и Латинская М. В. Самоактуализационный тест. — М., 1995.

4. Калина Н. Ф. О самоактуализации личности / Приложение в книге А. Маслоу. Психоло­гия бытия. — М., 1997. — С. 283-300.

5. Опросник личностной ориентации (ЛиО). Практическое руководство. — М., 2002.

Практическое занятие № 9

Диагностика эмоционально–мотивационной сферы и психических состояний (4 часа)

Знакомство и практическая работа методикой МД-решетка Шмальта.

: Рекомендуемая литература

Афанасьева Н. В. Руководство к тесту мотивации достижения детей 9-11 лет. МД-решетка Шмальта. Серия "Библиотека практического психолога", вып. 5 — М., 1998. (КОГИТО-ЦЕНТР).

Практическое занятие № 10

Диагностика самосознания личности (4 часа)

Знакомство и практическая работа с методиками: диагностика самооценки по С. А. Будасси, репертуарные решетки Дж. Келли.

Рекомендуемая литература :

1. Будасси С. А. Способ исследования количественных характеристик личности в группе//Вопросы психологии. 1971. № 1.

2. Энциклопедия психологических тестов. Составитель А. Москвина. Том 4: Общение. Лидерство. Межличностные отношения. — М., 1997 ("бланковый " вариант методики).

Практическое занятие № 11

Диагностика межличностных отношений (4 часа)

Принципы и методы социометрической диагностики: знакомство и практическая работа с методикой.

Рекомендуемая литература

1. Кузьмин Е. С. Методы исследования в социальной психологии. — Л., 1968.

2. Энциклопедия психологических тестов. Том 4: Общение. Лидерство. Межличностные отношения. Составитель А. Москвина. — М., 1997 — С. 5-20.

Практическое занятие № 12

Патопсихологическая диагностика (4 часа)

Знакомство и практическая работа с отечественными адаптациями теста–опросника MMPI. Невротические и психотические нарушения и их проявления в профиле MMPI.

Рекомендуемая литература:

1. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Соколова Е.Д. Методика многостороннего исследова­ния личности. — М., 1994.

2. Козюля В. Г. Применение психологического теста СМОЛ для исследования подростков: Краткое руководство. — М. 1994.

3.Собчик Л. Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности./Методическое руководство. — М., 1990.

4.Энциклопедия психологических тестов. Составитель А. Москвина. Том 2: Личность. Мо­тивация. Потребность. — М., 1997 — С. 196-206.

Семинарское занятие № 13

Тема: История и теория тестологии(4 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Этапы формирования научного статуса теста как метода исследования.

2. Классическая теория тестов.

3. Характеристика эффективных психологических тестов.

4. Понятие надежности и классическая теория тестов, недостатки классической концепции надежности.

5. Современная теория тестов — теория ответов на задание тестов (JRT), преимущества, недостатки.

6. Индивидуально–ориентированное тестирование.

Рекомендуемая литература :

Анастази А. Психологическое тестирование. — М., 1982. Кн 1.

Семинарское занятие № 14

Тема: Создание надежных тестов (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Типы заданий и их последовательность в тестах интеллекта и тестах специальных способностей и достижений.

2. Проблемы конструирования личностных опросников: формулирование и содержание вопросов, устранения влияния установок на ответ.

3. Конструирование проективных тестов.

4. Проблемы конструирования мотивационных тестов.

5. Шкалы настроений и состояний, измерение аттитюдов.

: Рекомендуемая литература

Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов: введение в психометрическое проектирование. — Киев, 1994.

Семинарское занятие № 15

Тема: Стандартизация новых тестов (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Изучение надежности тестов.

2. Виды валидности и их вычисление.

3. Выборка стандартизации и правила ее формирования.

4. Статистические нормы и нормализция показателей теста.

: Рекомендуемая литература

    1. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. — М., 2000.

2. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов: введение в психометрическое проектирование. — Киев, 1994.

Практическое занятие № 16

по теме «Компьютерная психодиагностика» (4 часа)

1. Знакомство и практическая работа с методикой экспресс-диагностики суицидального риска «Сигнал».

2. Диагностик эмоциональных состояний, влечений потребностей с помощью компьютерной версии теста Л. Сонди.

Рекомендуемая литература:

1. Методическое руководство по работе с методикой экспресс-диагностики суицидального риска «Сигнал». Руководство. — «Иматон», СПб., 2003.

2. Цыганок И. И. Исследование личности с помощью теста Л. Сонди. Методическое руководство. — «Иматон», СПб., 2005.

Семинарское занятие № 17

Тема: Современные тенденции развития психодиагностики (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

  1. Основные направления в психодиагностике.

  2. Требование коррекционности по отношению к психодиагностическим методикам.

  3. Преимущества и недостатки критериально-ориентированного и нормативно-ориентированного тестирования.

  4. Преимущества содержательной психодиагностики перед страдиционной и перспективы ее применения.

Рекомендуемая литература :

1. Акимова М. К., Гуревич. К. М,, Зархин В. Г. Диагностика индивидуально-психологических различий в обучении.//Вопросы психологии, 1984, № 6. — С. 71-78.

2. Анастази А. Психологическое тестирование. — М., 1982. Кн. 2.

3. Берулава Г. А. Развитие теоретического мышления подростков. — Бийск, 1992.

3. Акимова М. К., Козлова В. Т. Статистическая норма или социально-психологический норматив?//Психологический журнал, 1986. — №2.

4. Гуревич К. М., Горбачева Е. И. Умственное развитие школьников: критерии и нормативы. — М., 1992.

5. Психологическая диагностика./Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. — М., 1997. — С. 213-222.

Практические занятия имеют целью закрепление полученных на лекциях знаний путем овладения психодиагностическими методиками. Рекомендуются для практикума следующие методики:

  • тест Равена;

  • интеллектуальный тест Кеттелла;

  • тест Векслера;

  • тест Гилфорда-Салливена;

  • школьный тест умственного развития;

  • КОТ;

  • ТСИ Амтхауэра;

  • опросник Стреляу;

  • опросники Айзенка;

  • ОФДСИ Русалова;

  • методы диагностики школьной готовности;

  • личностные опросники Кеттелла;

  • опросник Шмишека;

  • ПДО Личко;

  • Фрайбургский личностный опросник FPI;

  • Калифорнийский психологический опросник КПО;

  • Гиссенский личностный тест ГТ;

  • ТЮФ;

  • ОТеЦ;

  • тест СЖО;

  • тест УСК;

  • MMPI и его отечественные модификации;

  • тест Люшера;

  • Hand-тест;

  • тест Лири;

  • тест Розенцвейга;

  • МИС;

  • самоактуализационный тест;

  • моторная проба Шварцландера;

  • шкала тревожности Спилбергера-Ханина;

  • тест школьной тревожности Филипса;

  • опросник Баса-Дарки;

  • тест Фидлера;

  • тест Томаса;

  • тест Мира-и-Лопеса.

Отбор методик для практикума производится преподавателем в зависимости от часов, отводимых на практические занятия, и с учетом интересов студентов.

В рамках практикума студенты учатся анализировать результаты психодиагностического исследования, сводить комплекс эмпирических данных к целостному психологическому портрету личности.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ОБУЧАЮЩИЙ ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО КУРСУ «ПСИХОДИАГНОСТИКА»

(для самопроверки)

Примеры заданий

  1. Развитие тестов в психодиагностике тесно связано с методическими принципами:

    1. гештальтпсихологии

    2. бихевиоризма

    3. ассоциативной психологии

  2. Идеология проективных методов в психодиагностике формировалась под влиянием двух направлений:

    1. психоанализа и гуманистической психологии

    2. бихевиоризма и когнитивной психологии

    3. психоанализа и гештальтпсихологии

  3. К особому классу методов, которые обеспечивают сравнительно быстрое и нетрудоемкое получение надежных, объективных, чаще всего имеющих количественное выражение психологических данных об индивидуальных особенностях испытуемых относятся:

    1. диагностические игры

    2. анкеты и интервью

    3. тесты

  4. К методикам на изучение психомоторных характеристик человека относятся:

    1. измерение КГР и КЧМ

    2. тремометрия и миокинетическая диагностика

    3. миография и антропометрия

  5. Стандартизированные процедуры оценки результатов обучения в эффективности обучающих программ называются:

    1. тестами общего интеллекта

    2. тестами специальных способностей

    3. тестами достижений

  6. Соответствие психологического теста измеряемому психическому свойству обеспечивает его высокая:

    1. достоверность

    2. валидность

    3. надежность

    4. прогностичность

  7. О независимости результатов теста от действий всевозможных случайных факторов можно судить по показателю его:

    1. регрессии

    2. надежности

    3. корреляции

    4. валидности

  8. Выборка, на которой определяются статистические тестовые нормы, является:

    1. выборкой стандартизации

    2. репрезентативной выборкой

    3. экспериментальной группой

  9. Опросник Шмишека отличает от методики Личко то, что он предназначен для:

    1. диагностики акцентуаций

    2. обследования взрослых и подростков

    3. патопсихологической диагностики

  10. Индикатор типов Майерс-Бриггс (МВТI) относится к:

    1. проективным тестам

    2. самооценочным шкалам

    3. личностным опросникам

  11. Психологический профиль личности по показателям диагностируемых черт или характеристик может быть построен с помощью опросников:

    1. Личко и Шмишека

    2. Кейрси и MBTI

    3. Айзенка и Кеттелла

    4. Кетгелла и ММРI

  12. К проективным методам исследования личности относятся тесты:

    1. Лири, Роршаха и незаконченных предложений

    2. ТАТ, САТ и CPI

    3. ТЮФ, Хекхаузена и Розенцвейга

    4. Сонди, Кейрси и Hand-test

  13. Диагностика мотивационно-потребностной сферы личности осуществляется посредством следующих методик:

    1. Кеттелла, Сонди, Спилбергера, ТАТ

    2. MMPI, СРI, САТ, Hand-test

    3. ТЮФ, ТАТ, Хекхаузена, Шмальта

    4. ТАТ, САТ, Кеттелла, Hand-test

  14. Какое из утверждений верно описывает назначение теста С.Розенцвейга:

    1. выявление агрессивных реакций на стресс

    2. определение уровня стрессоустойчивости

    3. определение типов реагирования на фрустрацию

    4. диагностика типов агрессивности

  15. Какое из приведенных утверждений верно описывает отличия теста «Рисунок человека» в модификации К.Маховер от оригинального Ф.Гуденаф:

    1. в задание дополнительно вводится изображение человека другого пола

    2. оценка строится на положении об идентификации испытуемого с изображением

    3. интерпретация опирается на психоаналитическую теорию

    4. все перечисленное

    5. существенных отличий нет

  16. В каком из предлагаемых утверждений лучше определяется основная направленность метода психологических профилей Г.И.Россолимо:

    1. диагностика личностных черт

    2. изучение интеллектуальных функций

    3. З. выявление мотивационных структур

    4. измерение коммуникативных установок

  17. Минимальный возраст, начиная с которого может использоваться ЦТО А.Эткинда:

    1. 3–4 года

    2. 5–6 лет

    3. 7–8 лет

    4. 9–10лет

  18. Так называемый круг Айзенка построен на следующих осях (выбрать правильное):

    1. экстернальности-интернальности и нейротизма-уравновешенности

    2. пассивности-активности и рассудочности-эмоциональности

    3. нейротизма-стабильности и экстраверсии-интроверсии

    4. ригидности-гибкости и пессимизма-оптимизма

  19. Таблицы Шульте-Горбова предназначены для исследования:

    1. устойчивости внимания

    2. переключаемости внимания

    3. объема внимания

    4. концентрации внимания

  20. Используемая в детской диагностике методика обучаемости А.Я.Ивановой направлена на изучение:

    1. интеллектуального уровня

    2. зоны ближайшего развития

    3. мотивации учебной деятельности

    4. эмоциональных блоков интеллектуальной работы

  21. Какая из проб НЕ входит в набор заданий теста школьной готовности Керна-Йерасека:

    1. рисование человека

    2. предметный счет

    3. срисовывание букв

    4. срисовывание групп точек

  22. Какой из приводимых типов шкал используется в технике семантического дифференциала:

    1. сила 0 1 2 3 4 5

    2. сила 3 2 1 0 1 2 3 слабость

    3. сила Да Нет

    4. сила Большая Средняя Малая

  23. Опросники интересов полезны для установления:

    1. личностных черт

    2. того, что человеку нравится и не нравится

    3. вероятности успеха в той или иной области

    4. диагностики врожденных способностей



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по основам нейропсихологии специальность « психология» 020400(030301 65)

    Учебно-методический комплекс
    ... . 7. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ Специальность: « психология» 020400(030301.65) АТТЕСТАЦИОННЫЕ ...
  2. Отчет о результатах самообследования (25)

    Отчет
    ... Для обеспечения самостоятельной работы студентов разработаны и внедрены электронные учебные материалы по более чем 40 дисциплинам учебного плана специальности ... 4 года 030301.65 Психология Высшее профессиональное Психолог Преподаватель психологии 5 лет ...
  3. Информационный лист ООП (1)

    Основная образовательная программа
    ... заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает учебный план ООП по специальности 030301.65 «Психология» на основе ГОС 020400. Образовательный ...
  4. К 20-летию основания академии библиографический указатель трудов

    Библиографический указатель
    ... программу дисциплины, краткое содержание лекционного материала, планы семинарских занятий, материалы для самостоятельной работы, тесты. 65.012 ...
  5. У ТВЕРЖДАЮ Ректор РосНОУ

    Отчет
    ... 50 47 91 136 83 Психология 030301 (020400) 65 психолог Очно 172 225 235 217 ... и тем учебной дисциплины; методические рекомендации и задания для самостоятельной работы студентам. Учебная программа по каждой дисциплине включает в себя ...

Другие похожие документы..