Главная > Документ


11. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ

Также как и медицинское обследование, любое психодиагностическое обследование может существенно повлиять на судьбу человека. Важнейшими условиями успешности психодиагностики являются, с одной стороны, готовность испытуемого принять участие в процедуре тестирования и — с другой — позиция, которую занимает в этой системе взаимоотношений сам исследователь.

Поэтому во всех странах, где психодиагностическая практика широко и интенсивно развивается, она регламентируется как общим профессионально-этическим кодексом, так и специально разработанными профессионально-этическими стандартами в области тестирования и психодиагностики. Любой член психологического общества должен строго соблюдать кодеке и стандарты. В противном случае он может быть исключен из психологического общества и лишен права (лицензии) на психологическую практику.

Воссозданное в 1994 году Российское психологическое общество подготавливает совместно с отраслевыми министерствами и ведомствами (прежде всего с министерствами образования и здравоохранения РФ) серьезные законопроекты, регламентирующие доступ к психодиагностической информации и порядок использования психологических тестов в стране.

Ведомственные организационные нормативы и правила проведения психодиагностики отражены, в частности, в «Положении о службе практической психологии образования в Российской Федерации» (Вестник образования, 1995, № 7).

Конфиденциальная психологическая информация, полученная в результате обследования, не должна наносить вред испытуемому, быть объективной, достоверной и исходить из принципов социальной нравственности, закрепленных в нормах Международных профессионально-этических стандартов, принятых в работе психологов.

К этим принципам относятся:

  1. Принцип ответственности, когда исследователь отвечает за достоверность и конфиденциальность полученной информации.

  2. Принцип компетентности, то есть знание основных практических процедур психодиагностики и правильное их использование.

  3. Принцип профессиональной тайны, то есть ограничение распространения психодиагностических методик.

  4. Принцип обеспечения суверенных прав личности, то есть каждый человек имеет право на тайну, и принцип информирования клиента о целях обследования, который состоит в том, что испытуемый должен представлять общие задачи исследования;

  5. Принцип этической и юридической правомочности, который заключается в использовании полученной информации в рамках действующего законодательства.

  6. Принцип объективности, то есть беспристрастность проведения, оценки и интерпретации психодиагностической информации.

  7. Принцип конфиденциальности, то есть неразглашение сведений об испытуемом, составляющих содержание интимных, личностных сторон его жизнедеятельности.

  8. Принцип благополучия испытуемого, который заключается в том, что испытуемый по результатам тестирования не должен ухудшать своего психологического и соматического состояния, а также материального положения. Ему не должен быть нанесен вред.

  9. Принцип морально-позитивного эффекта обследования, заключающийся в том, чтобы добиваться в результате обследования и консультации повышения настроения и снижения у испытуемых вероятности проявления негативных особенностей их поведения.

  10. Принцип гражданственности и патриотизма, заключающийся в умелом сочетании принципа благополучия испытуемого с обеспечением эффективности функционирования профессиональной или социальной общности, где данный человек живет и работает.

  11. Принцип профессиональной кооперации, представляющий собой возможность обмена психологической информацией между психологами в целях повышения качества психодиагностики.

  12. Принцип квалифицированной пропаганды психологии, состоящий в такой организации работы, когда у испытуемого в результате исследований создается благоприятное впечатление от психологической диагностики.

В практической психологии сложилась определенная система требований к психодиагностическим методам, при помощи которой реализуются перечисленные принципы.

Рассмотрим некоторые из перечисленных принципов более подробно.

Принцип компетентности или знание основных практических процедур психодиагностики и правильное их использование.

Требование, чтобы диагностические методики использовались только достаточно квалифицированными пользователями, является первым шагом по защите индивида от неправильного использования психодиагностических методик и результатов диагностики. Конечно, необходимая квалификация меняется в зависимости от типа диагностической методики. Так, для правильного применения индивидуальных тестов интеллекта и большинства личностных тестов и опросников и особенно проективных техник требуется относительно длинный период интенсивного обучения, в то время как для тестирования достижений в учебной и профессиональной деятельности нужна минимальная специальная подготовка.

Психолог–диагност должен выбирать методики, которые подходят как для конкретной цели, с которой он проводит обследование, так и для конкретного человека, которого он обследует. Например, психолог, занимающийся диагностикой нарушений развития, должен не только владеть методиками, но и знать особенности детей, относящихся к разным категориям нарушенного развития, а также уметь общаться с ними таким образом, чтобы, не выходя за рамки инструкций и правил применения методик, полностью раскрыть возможности ребенка в выполнении предъявляемых заданий.

Психолог также должен знать соответствующую научную литературу, касающуюся выбранной методики, и быть способным оценить технические параметры таких ее характеристик, как репрезентативность норм, надежность, валидность, достоверность. Известно, что результаты диагностики чувствительны ко множеству условий ее проведения. Психодиагност в подписываемом им заключении должен зафиксировать, что все необходимые методические условия были соблюдены. Психодиагност делает выводы или дает рекомендации только после рассмотрения диагностической информации в свете другой касающейся индивида информации. В тех случаях, когда результаты стандартизированных методик явно противоречат другим источникам информации о человеке, психолог должен взять на себя ответственность за то, чтобы признать результаты проведенного обследования недостоверными, но обосновать это свое заключение указанием на объективные факты, свидетельствующие о недостоверности этих результатов.

Психолог должен знать границы своей компетентности и ограниченность используемых методов и не предлагать свои услуги, а также не использовать методики, которые не удовлетворяют профессиональным стандартам, установленным в отдельных областях практики и для определенных категорий методик.

Как правило, в большинстве развитых стран получения диплома о высшем психологическом образовании еще недостаточно для получения права на психологическую практику. Для получения соответствующей лицензии кандидат проходит процедуру аттестации, включающую специальные экзамены и анализ опыта работы по использованию психодиагностических методик.

Такого рода процедуры аттестации с использованием стандартной системы требований к любым исполнителям (пользователям), независимо от их уровня и направленности образования, предусматриваются в работе соответствующих комиссий Российского психологического общества. Профильное образование в данном случае служит инструментом более адекватной подготовки к подобным профессиональным испытаниям, служащим своего рода вступительным экзаменом для новых членов психологического общества.

Принцип ответственности — исследователь отвечает за достоверность и конфиденциальность полученной информации.

Если психолог привлекает к определенным работам по выполнению психодиагностического обследования каких-то исполнителей, не являющихся аттестованными специалистами в области психодиагностики (в частности, педагогов–предметников), то вся полнота ответственности за правильность проведения методики и корректность интерпретации и использования ее результатов целиком лежит именно на психологе. При проведении группового тестирования по разветвленной психодиагностической программе (независимыми исполнителями в разных помещениях в разное время) психолог должен лично завизировать разработанную им программу обследования и лично подписать отчет, содержащий проинтерпретированные им результаты обследования.

Принцип профессиональной тайны или ограничение распространения психодиагностических методик.

В кратком изложении этот принцип гласит: сертифицированные психологическим обществом профессиональные психодиагностические методики могут распространяться только среди аттестованных специалистов.

Этот принцип тесно связан с предыдущим и имеет двоякую цель: неразглашение содержания методик и предупреждение их неправильного применения. Доступ к таким методикам должен быть ограничен теми людьми, кто имеет профессиональную заинтересованность и гарантирует их правильное использование, то есть они должны быть доступны только тем специалистам, которые будут проводить психологическую диагностику и отвечать за достоверность ее результатов.

Специально подчеркнем здесь, что сохранение профессиональной тайны имеет значение не столько для поддержания авторитета и социального статуса психологов, сколько для обеспечения корректной и точной психодиагностики.

Профессиональные психодиагностические методики не должны поступать в открытую продажу. Свободный доступ к методикам может привести, например, к тому, что родители будут натаскивать своих детей на выполнение заданий, входящих в эти методики, в результате чего их диагностическое применение станет абсолютно бессмысленным, они утратят диагностическую ценность. Что приведет к серьезным ошибкам и при переводе в специальные школы детей с недостатками развития (профиль школы будет не соответствовать характеру дефекта развития), и при определении направления дальнейшего профессионального обучения и т. п.

Проиллюстрируем это одним уже историческим примером. В середине 50-х годов в России начали создаваться первые детские сады для умственно отсталых детей. Началась разработка содержания занятий в этих садах. При этом, естественно, в такие занятия стали вводиться различные действия, которыми овладевает нормально развивающийся ребенок в преддошкольном и дошкольном возрасте, например, складывание пирамидки из цветных колец, построение домиков из кубиков, складывание разрезных картинок, вкладывание предметов в «коробку форм» и др. Эти же действия традиционно использовались при диагностике детей на медико-педагогических комиссиях, осуществляющих отбор в специальные школы, с целью выявления отставания в умственном развитии. Они действительно представляют определенные трудности для умственно отсталых детей, не прошедших дошкольной подготовки. Неудивительно поэтому, что первое появление выпускников специальных детских садов для умственно отсталых на медико-педагогических комиссиях вызвало некоторое замешательство у работавших там специалистов: заведомо умственно отсталые дети довольно успешно справлялись со многими заданиями, имевшими для специалистов критическое диагностическое значение.

Вскоре после создания новой методики ее распространяют только для исследовательских целей. Это условие должно быть ясно указано в руководстве и, соответственно, применение этой методики должно быть ограничено только кругом лиц, участвующих в накоплении банка данных по этой методике и не использующих ее для вынесении отдельных выводов без параллельного использования других надежных методик.

Обязанностью автора и издателя диагностических методов является их проверка и повторная стандартизация, проводимые так часто, как это требуется, чтобы предотвратить их старение. Быстрота, с которой методика устаревает, очень различна и зависит от ее содержания. Сертифицированные психодиагностические методики и их основные части нельзя печатать в газете, журнале или популярной брошюре ни в целях описании, ни для использования их при самооценке. Исключение составляют устаревшие тесты достижений, задания этих тестов можно публиковать в специальных брошюрах для тренировки

Исключения, касающиеся тестов достижений и методов экспертной оценки, формулируются следующим образом:

  • Сертифицированные тесты достижений, разработанные в центрах, аккредитованных органами народного образования, могут использоваться педагогами как для оперативного, так и для аттестационного контроля уровня знаний. Любой педагог может самостоятельно разработать тест достижений, но использовать его он может только для оперативного контроля за уровнем знаний своих учеников.

  • Методы экспертной оценки личностных качеств учащихся могут использоваться любым педагогом, но их результаты могут иметь применение только в оперативной педагогической работе с данными учащимися и не могут иметь аттестационного значения, то есть передаваться другим лицам и организациям.

Принцип обеспечения суверенных прав личности, то есть каждый человек имеет право на тайну, которое определяется как право самому решать, в какой степени ему следует делиться с другими своими мыслями, чувствами и событиями личной жизни. С этим принципом тесно связан принцип информирования клиента о целях обследования, который состоит в том, что испытуемый должен представлять общие задачи исследования.

Вопрос, возникающий в особенности в связи с использованием личностных тестов, касается посягательства на тайну личности. Это сложный вопрос, поскольку о сущности некоторых тестов, раскрывающих эмоциональные и мотивационные особенности, а также установки личности, человеку не сообщается, и он может проявить такие черты в ходе тестирования, которые для него самого нежелательны, не осознавая, что он это делает.

Основной этический принцип в данном случае гласит: человек не должен подвергаться какому-либо обследованию обманным путем: Это значит, что человек перед обследованием должен быть предупрежден о том, кто будет иметь доступ к результатам обследования и какие решения могут быть и приняты.

В том случае, если обследованию подвергаются несовершеннолетние дети, такое предупреждение должны совершенно официально получить родители.

Поясним здесь, что проинформированный о целях и общем смысле обследования (но, конечно, не о содержании тестовых заданий) испытуемый получает следующие возможности:

а) психологически мобилизоваться для его наилучшего выполнения,

б) отказаться от обследования, осознавая при этом, от каких возможностей он отказывается в случае положительных результатов обследования,

в) не формулировать своего отказа в явной форме, но применить собственную тактику выполнения методики, которая, с его точки зрения, позволяет ему скрыть истинную информацию о себе.

Данный этический принцип, который охраняет право индивида отказываться от участия в обследовании и, следовательно, защищает тайну его личности, осложняет работу психолога и повышает требования к его квалификации. При правильных взаимоотношениях и взаимном уважении психолога и обследуемого число отказов от участия в диагностировании может быть сведено к незначительному числу.

Дополнение к этому принципу. Учащиеся проходят сертифицированные тесты достижений в обязательном порядке, если эти тесты утверждены органами народного образования в качестве возможной формы приема выпускных экзаменов в средних учебных заведениях и вступительных экзаменов в средние специальные и высшие учебные заведения.

Принцип объективности означает беспристрастность проведения, оценки и интерпретации психодиагностической информации.

Обследование должно быть абсолютно беспристрастным. На его исполнителя не должны оказывать влияние общие впечатления о личности обследуемого, симпатии или, наоборот, антипатии, равно как и собственное состояние или настроение.

К сожалению, этот принцип слишком часто нарушается лицами, не имеющими специальной подготовки для проведения психодиагностических обследований и не обладающими необходимыми элементами самоуважения в своем профессиональном самосознании и практическими навыками корректного, доброжелательно-нейтрального общения с испытуемым. Например, доброжелательное отношение к испытуемому ни в коем случае не может выразиться в появлении подсказок и других форм прямой помощи, искажающей результаты. С другой стороны, любые ошибки испытуемого, которые говорят о том, что испытуемый просто не понял инструкцию к тесту, должны быть тут же скорректированы.

Принцип конфиденциальности, то есть неразглашение сведений об испытуемом, составляющих содержание интимных, личностных сторон его жизнедеятельности. Информация должна быть доступна только для тех, для кого она предназначена.

Основной вопрос, относящийся к этому принципу, ставится так: «Кто будет иметь доступ к диагностическим результатам?»

Ответ на него в конкретных ситуациях связан с решением определенного противоречия:

  • с одной стороны, существует необходимость неразглашения содержания методики и опасность неверного понимания ее оценок;

  • с другой стороны — объективная необходимость для разных лиц знать диагностические результаты.

В отличие от предыдущей проблемы в данном случае вопрос стоит о том, кому и в какой форме психолог может сообщать информацию по результатам обследования.

Психологи признают безусловное право индивида иметь доступ к результатам своего обследования.

Один из ответов на этот вопрос вытекает из принципа обеспечения суверенных прав личности: можно сообщать информацию тем лицам, о которых был предупрежден испытуемый.

Ну, а что же это все-таки за люди? Имеет ли право сам испытуемый получать эти сведения? Или родители обследованного ребенка? Если сообщать родителям ученика результаты тестирования, то, как это делать?

Психолог должен обеспечить такое преподнесение информации, чтобы родители осознавали свою личную ответственность за возможные невысокие результаты их ребенка по тестам, а не видели в этом лишь вину ребенка, которого за это «можно и нужно наказывать». Но если ребенок не был предупрежден о том, что результаты по тесту узнают учителя и родители, то психолог вообще не имеет права сообщать их ни тем, ни другим.

Особые ситуации возникают, когда диагностические результаты запрашиваются новыми людьми, как, например, в тех случаях, когда будущий наниматель или колледж просят предоставить им данные тестового обследования индивида, проведенного в школе. В таких случаях требуется получить согласие индивида на передачу данных. Это же относится и к обследованию в клинике или консультации, а также к тестированию, осуществленному с исследовательскими целями.

Другая проблема относится к сохранению диагностических данных в учреждениях. В случаях, когда данные получены либо для длительного использования в интересах индивида, либо для научных целей, для предотвращения неправильного их применения от психолога категорически требуется обеспечить строгий контроль за доступом любых лиц к этим данным, в том числе учителей и школьной администрации.

Психолог обязан сообщать информацию по этим тестам по специальному запросу, отвечая на те вопросы, которые ему задает при этом педагог или директор школы.

Требование конфиденциальности психологической информации может нарушаться только в тех случаях, когда нераскрытие диагностических данных представляет опасность для обследуемого индивида или для общества.

Применительно к обследованию детей на психолого-педагогических консультациях (комиссиях) в целях выявления недостатков развития следует отметить, что школа получает общее заключение об итогах исследования, но официальные данные о результатах выполнения примененных тестов могут быть переданы только с согласия самого обследованного, его родителей или представляющих его лиц (например, опекунов). Положение о конфиденциальности диагностической информации введено, в частности, в Закон Российской Федерации «Об образовании лиц с ограниченными возможностями Здоровья».

Психолог отвечает за неразглашение информации об индивиде, и решение этого вопроса усложняется с появлением компьютерных систем. Поэтому разрабатываются специальные меры предосторожности для обеспечения конфиденциальности информации, особенно той, которая подлежит длительному хранению. Так, в частности, рекомендуется использовать многоступенчатое кодирование при создании банка диагностических данных.

Еще два тесно взаимосвязанных принципа:

Принцип благополучия испытуемого заключается в том, что испытуемый по результатам тестирования не должен ухудшать своего психологического и соматического состояния, а также материального положения. Ему не должен быть нанесен вред.

Принцип морально-позитивного эффекта обследования состоит в том, чтобы добиваться в результате обследования и консультации повышения настроения и снижения у испытуемых вероятности проявления негативных особенностей их поведения.

Оба принципа иногда объединяют как принцип психопрофилактического изложения результатов.

В последнее время все шире во многих странах распространяется следующий этический норматив:

испытуемый также должен иметь возможность комментировать содержание своих результатов и в случае необходимости разъяснять или исправлять фактическую информацию. Очевидно, что в этом случае мы получаем, как минимум, два серьезных производных требования:

а) при сообщении результатов самому испытуемому должны быть соблюдены соответствующие меры предосторожности, направленные против их неправильного использования, неверной интерпретации или возможного появления невротически-депрессивных реакций или обострения депрессивного состояния (то есть результат должен быть преподнесен по возможности в ободряющем, не травмирующем психику и самооценку контексте),

б) если испытуемый настаивает на том, чтобы «переделать» тестовое задание, психолог должен иметь наготове «запасной» вариант практически эквивалентной методики (ряд профессиональных методик специально имеют так называемые «параллельные формы»), чтобы убедить самого испытуемого, что ему предоставлен дополнительный шанс, с одной стороны, и что результаты первого тестирования были достаточно достоверны, с другой стороны.

В тех случаях, когда школьному психологу заведомо известно, что данные тестирования могут быть использованы родителями или учителями школьника как дополнительный инструмент в конфронтации с ним, которая носит психотравмирующий характер для ребенка, то он должен преподносить свою информацию в форме, снижающей риск обострения подобной конфронтации.

Если учитель не запрашивает какой-то информации о ребенке, а психолог владеет этой информацией, но опасается, что эта информация приведет к ухудшению положения ребенка в классе, то психолог имеет право вообще не сообщать эту информацию учителю. Во всех своих профессиональных действиях психолог следует главному императиву своего этического кодекса «Не повреди!».

И знание об этом — должно сделать понятным для всех, почему психолог ограничивает распространение психодиагностической информации: он делает так не ради сохранения этой информации в тайне, а ради благополучия, психического и физического здоровья всех людей, а в школе — прежде всего ради детей. Но, поскольку вся деятельность педагога также должна быть подчинена этому высшему этическому приоритету, то для продуктивного сотрудничества психолога и педагога в школе существуют все необходимые объективные предпосылки.

Психологи придают большое значение тому, как передавать результаты диагностирования самому обследуемому лицу и третьим лицам, заинтересованным в них.

Ясно, что их нельзя передавать в том виде, в каком они полученя, — в виде баллов, процентилей, процентов и других числовых показателей:

  • диагностическая информация должна сообщаться в форме содержательной и пригодной для использования;

  • ее нужно сопровождать объяснениями, даваемыми психологами профессионалами.

Более того, многие считают, что сообщение результатов диагностирования должно являться неотъемлемой составной частью процесса консультации. Характер сообщения должен определяться взаимоотношениями клиента и консультанта, а его содержание — служить ответами на специфические вопросы консультируемого.

Когда родителям сообщают диагностические данные их детей, полученные в школе, рекомендуется устроить общее собрание, на котором психолог объясняет цель и характер методик, характер выводов, которые целесообразно сделать на основе полученных результатов, способы их использования. После этого родителям должны быть переданы письменные сведения об их детях. Возможно дать пояснения на конкретном примере для того родителя, который пожелает это сделать. Может быть использована и устная форма сообщения результатов, но только в процессе индивидуальной консультации.

Независимо от того, в каком виде сообщаются диагностические данные, необходимое условие заключается в том, чтобы представить их в описательной форме, а не только в форме числовых данных.

Такие же правила и предосторожности следует соблюдать и при сообщении результатов учителям, школьной администрации, работодателям и другим заинтересованным лицам.

Сообщения об уровнях выполнения и качественные описания предпочтительнее специфических числовых данных, за исключением тех случаев, когда результаты передаются психологу-профессионалу. Передаваемые диагностические результаты рекомендуется сопровождать разумными пояснениями, касающимися измеренных психологических характеристик. Так, например, неспециалист может считать, что показатель интеллектуального теста отражает устойчивую способность человека («ум»), предопределяющую уровень его достижений на протяжении всей жизни.

При сообщении диагностических результатов желательно принимать во внимание индивидуальные особенности того человека, которому передается информация, такие как уровень образования, знания психологии, эмоциональные характеристики и некоторые другие. Важно учитывать и характер отношений лица, которому сообщается диагностическая информация, с продиагностированным индивидом. Например, конфликты родителей или учителей с ребенком могут препятствовать спокойному и рассудительному восприятию данных о ребенке.

Еще одна важная проблема касается сообщения диагностических результатов самому индивиду, будь то ребенок или взрослый. В этом случае, как и при сообщении данных третьему лицу, применимы те же самые общие меры предосторожности против неправильной интерпретации, о которых говорилось выше. Однако здесь особенно важна индивидуальная эмоциональная реакция на информацию. Поэтому следует не только предоставить ее правильную интерпретацию, но и создать благоприятные возможности для индивидуальной консультации каждого, кто может быть эмоционально обеспокоен такой информацией. Так, например, студент колледжа может быть серьезно озадачен, узнав о том, что он плохо выполнил тест школьных достижений; школь ник может стать непослушным, ленивым и безынициативным, узнав, что он намного превосходит своих сверстников по уровню интеллектуального развития.

Такие вредные психологические последствия могут возникать вне зависимости от того, насколько правильной является диагностическая оценка. Поэтому так важно предоставить индивиду возможность обсудить ее с профессионалом, проконсультироваться по поводу выводов, которые можно сделать на ее основе, способов саморазвития или коррекции и пр. Необходимо при этом учитывать отношение индивида к диагностическим результатам. Если он по какой-либо причине отвергает их, не верит психологу, значит диагностическое обследование проведено впустую, а его данные не имеют практического значения.

Таковы главные проблемы, затрагиваемые в этических кодексах зарубежных психодиагностов. Предлагаемые способы их решения мо гут быть полезными отечественной психологической диагностике, которая делает первые шаги в направлении создания норм профессиональной этики.

Ряд требований к измерительным методикам (тестам) определяет методические и технологические стороны. Это, прежде всего, необходимость однозначной формулировки цели, предмета и области применения методики. Сама процедура проведения должна быть задана в виде однозначного алгоритма, пригодного для передачи пользователю (или компьютеру).

Процедура обработки должна включать статистически обоснованные методы подсчета и стандартизации оценок (по статистическим или критериальным тестовым нормам) Выводы или диагностические суждения на основе полученных оценок необходимо сопровождать указанием на вероятностный уровень статистической достоверности этих выводов.

Шкалы, на основе которых построены методики, должны быть проверены на надежность и валидность в заданной области применения с возможностью воспроизведения данного стандартизированною исследования.

Процедуры, основанные на самоотчете, следует снабжать средствами контроля достоверности результатов, позволяющими автоматически отсеивать недостоверные результаты и создавать базы тестовых данных с целью периодической коррекции всех стандартов методик.

Экспертные методы также должны иметь однозначную формулировку цели, предмета и области применения. Следует подчеркнуть, что для получения надежных экспертных данных необходимо определенное количество экспертов и уровень их квалификации (оптимальное количество экспертов — 10).

Инструкции к методикам должны пройти испытания на однозначность их выполнения экспертами по отношению к некоторому стандартному набору данных — эталону.

Обработка результатов тоже должна быть стандартизированной, позволяющей любому эксперту однозначно интерпретировать промежуточные данные.

Исходя из вышеизложенных требований к методикам и методам экспертизы, инструментарий должен проходить соответствующую аттестацию.

Существует ряд требований к пользователям методик.

Во-первых, психологи должны знать и уметь практически применять общие теоретико-методологические принципы, представлять основы дифференциальной психометрии, методы анализа психологической литературы.

Во-вторых, необходимо создание банка информационных данных и банка тестовых средств.

В-третьих, психолог должен нести ответственность за решения, принимаемые на основе тестовых данных, за обеспечение соответствия валидности методик и необходимого уровня надежности диагноза.

В-четвертых, психолог, разрабатывая комплексную методику психодиагностики (тестовую батарею), должен основываться на наибольшей эффективности диагностики (максимум надежности при минимуме затрат), проводить научно-исследовательскую работу по совершенствованию методик в заданной области.

В-пятых, в процессе диагностической работы необходимо соблюдать требования стандартизации методов, обработки и интерпретации данных.

В-шестых, от психолога требуется корректное использование и распространение методических средств, обеспечение конфиденциальности психологической информации, а также выполнение требований по охране авторских прав разработчиков психодиагностических методик.

Перечисленные требования, конечно, носят рекомендательный характер и, к великому сожалению, до сих пор не имеют в России, статуса нормативных правовых актов, как, например, в США, где законодательно регулируют психодиагностическую деятельность исследователей. Подобные требования полностью основываются на нравственно-этических качествах психологов. И поэтому моральная ответственность каждого исследователя, каждого пси лога-практика за чистоту психологического эксперимента над людьми очень велика.

Многие психологи в организациях и учреждениях влияют на решение кадровых вопросов, к советам многих прислушиваются в процессе консультаций или психотерапии. Во всех случаях основной принцип «не навреди» в сознании каждого психолога должен быть возведен в ранг закона практической деятельности, а профессиональные решения должны пропускаться через совесть.

О социально-психологических основаниях этического кодекса психолога-диагноста.

Психолог должен придавать большое значение достоинству и ценности бытия каждого отдельного человека. Он принимает на себя обязательство улучшать понимание человеком самого себя и других людей.

Следуя этим обязательствам, специалист охраняет благополучие каждого человека, который может быть объектом его изучения. Он не только сам не использует свое профессиональное положение или связи во вред обследуемого, но также сознательно не позволит воспользоваться плодами своего труда другим с целью, не совместимой с ценностью этих этических эталонов. Испрашивая для себя возможности диагностического обследования, свободы и сообщения результатов, психолог принимает на себя ответственность на следующих основаниях:

• компетентности, на которую он претендует;

• объективности в сообщении данных психодиагностического следования;

• тех открытий в личностном мире индивида, которые он обнаружил, и внимания к социальным запросам и интересам своих коллег и общества.

Среди тех основных принципов, которые могут составлять этический кодекс психолога-диагноста, в первую очередь должны быть выделены следующие:

• благополучие обследуемого индивида;

• ответственность, в основе которой объективность, честность и поддержание высоких норм в своей работе;

• моральные и правовые стандарты, соответствующие моральным требованиям общества;

• корректность и сдержанность в публичных заявлениях;

• конфиденциальность, гарантирующая сохранность информации об индивиде;

• отношения с обследуемым, основанные на доверительности, информировании его о цели обследования и о последующем характере использования результатов;

• неразглашение результатов обследования;

• меры предосторожности в обследованиях;

• ограничения в публикациях методик;

• полная и правильная интерпретация диагностических результатов.

1 Нормы профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик/ - [3, с. 410-415].

2 Стандартные требования к психологическим тестам./[3 , с.416-450].

3 Для психометрического анализа тестов можно использовать пакет программ ТЕСТАН, разработчик А. Г.Шмелев, М., МГУ, фонд «Гуманитарные технологии», 2001.

4 Постановлением ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» психология была объявлена лженаукой и официально запрещена в нашей стране более, чем на двадцать лет. Не останавливаясь на анализе причин этой драмы, отметим, что значительную роль в ней сыграло неквалифицированное применение психодиагностических методов в практической психологии и существовавших тогда прикладных отраслях – педологии и психотехнике. Современный «тестовый ренессанс» в практической психологии не обернется очередным поражением психологической науки лишь в случае профессиональной психодиагностики с соблюдением принципов, норм и правил, указанных в настоящем пособии.

5 Основы психодиагностики. / Под ред. А.Г.Шмелева. — М., Р.-Д., 1996.

6 Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. — СПб., 2003.

7 Основы психодиагностики. / Под ред. А.Г.Шмелева. — М., Р.-Д., 1996.

8 Именно ошибки тестирования послужили поводом уже упоминавшегося выше запрета на психологические исследования в нашей стране в середине двадцатого века – применение тестов с отказом от психологического анализа получаемых результатов и подменой этого анализа только математической обработкой данных («манипулирование баллами»). Ошибки тестирования связаны с нарушением принципа личностного подхода, который предполагает анализ частных характеристик только в структуре целостной личности с учетом истории её развития, состояния и всех индивидуальных особенностей. Результаты тестов не имеют самостоятельного значения, а должны сопоставляться с данными других психологических и психодиагностических методов.

9 Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности: Руководство по репертуарным личностным методикам. — М., 1997.

10 Согласно теории основателя экспериментальной психосемантики Дж.Келли, личность – это система индивидуальных конструктов (или средств, путей интерпретации и толкования мира), которые составляют основу восприятия, мышления и отношений человека и объединяют объективные сведения и их субъективную интерпретацию. Такой подход позволяет определить видение ситуации с позиций самого обследуемого и корректировать его поведение и установки путем изменений и трансформации наличной системы конструктов. Выявляя и анализируя личностную систему конструктов, мы можем выйти на основные проблемы клиента, иногда им не осознаваемые, конструировать социальную ситуацию его жизнедеятельности и развития.

11 Л.Франк в 1939 г. выдвину три основных принципа, лежащих в основе проективного исследования личности:

1. Оно направлено на уникальное в структуре или организации личности. В отличие от традиционных психометрических процедур личность рассматривается как система взаимосвязанных процессов, а не перечень (набор) способностей или черт.

2. Личность в проективном подходе изучается как относительно устойчивая система динамических процессов, организованных на основе потребностей, эмоций и индивидуального опыта.

3. Эта система основных динамических процессов постоянно, активно действует на протяжении жизни индивида, «формируя, направляя, искажая, изменяя и переиначивая каждую ситуацию в систему внутреннего мира индивида». Каждое новое действие, каждое эмоциональное проявление индивида, его восприятия, чувства, высказывания, двигательные акты несут на себе отпечаток личности. Это третье и основное теоретическое положение обычно называют «проективной гипотезой».

Определяя специфику проективного подхода, Л.Франк пишет о том, что это — прием исследования личности, с помощью которого испытуемого помещают в ситуацию, реакцию на которую он осуществляет в зависимости от значения для него этой ситуации, его мыслей и чувств. Также подчеркивается то, что стимулы, используемые в проективных методиках, не являются строго однозначными, а допускают различную интерпретацию. Стимул приобретает смысл не просто в силу его объективного содержания, а прежде всего в связи с личностным значением, придаваемым ему испытуемым.

Л.Франк не рассматривает проективные методики как замену уже известным психометрическим. Назначение этих методик — исследование «идиоматичной» внутренней сферы, которая может быть рассмотрена как способ организации жизненного опыта. Проективные методики удачно дополняют существующие, позволяя заглянуть в то, что наиболее глубоко скрыто, ускользает при использовании традиционных приемов исследования.

12 Бурлакова Н.С., Олешкович В.И. Проективные методы. — М., 2001; Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психологию. — Киев, 1997; Проективная психология. Пер. с англ. — М., 2000.

13 Обращаем внимание на то, что и педагогические тесты знаний, умений и навыков, и тесты, не имеющие ограничений во времени работы испытуемого, имеют сходное название. Многие тесты достижений также не имею временных ограничений. Однако не всякий тест скорости является педагогическим тестом (например, КОТ — краткий отборочный тест, диагностирующий интеллектуальный потенциал или интеллектуальный культурно-свободный тест Кеттелла).

14 В соответствии с концепцией В. Д. Шадрикова под способностями понимаются «индивидуальные особенности, являющиеся субъективными условия ми выполнения определенного рода деятельности».

15 Грановская Р. М. Элементы практической психологии. — 3-е изд. с изм. и доп. — СПб., 1997. — С. 375–396.

16 Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982.

17 Переживание = 1) любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его собственной жизни. 2) наличие стремлений, желаний и хотений, представляющих в индивидуальном сознании процесс выбора субъектом мотивов и целей его деятельности и тем самым способствующих осознанию отношения личности к происходящим в ее жизни событиям. 3) форма активности, возникающая при невозможности достижения субъектом ведущих мотивов его жизни, крушении идеалов и ценностей и проявляющаяся в преобразовании его психологического мира, направленном на переосмысление своего существования.

18 Сказанное не означает, что в диагностической деятельности в качестве побочного продукта не может быть получено новое знание.

19 При разработке предлагаемой диагностической схемы мы исходили из теоретической основы Я.Рейковского, изложенной Л.Ф.Бурлачуком. При этом предлагаемая здесь схема включает традиционную для отечественной психологии систему понятий и методологических принципов.

20 Номотетический подход в психологическом исследовании выявляет среднестатистические закономерности, исходя из среднегрупповых данных, и не применим для индивидуального прогноза. В психодиагностике он используется:

  • на этапе выработки гипотезы;

  • на первой ступени диагностического заключения, когда необходимо дифференцировать людей по какому-то критерию – например, относительно среднего уровня выполнения того или иного задания;

  • при построении диагностического заключения любой ступени для сравнения индивидуальных данных со среднестатистическими.

Идеографический подход ориентирован на описание и объяснение целостности личности с учетом её индивидуального своеобразия. Сочетание идеографического и номотетического подходов позволяет повысить точность индивидуального диагноза и прогноза.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по основам нейропсихологии специальность « психология» 020400(030301 65)

    Учебно-методический комплекс
    ... . 7. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ Специальность: « психология» 020400(030301.65) АТТЕСТАЦИОННЫЕ ...
  2. Отчет о результатах самообследования (25)

    Отчет
    ... Для обеспечения самостоятельной работы студентов разработаны и внедрены электронные учебные материалы по более чем 40 дисциплинам учебного плана специальности ... 4 года 030301.65 Психология Высшее профессиональное Психолог Преподаватель психологии 5 лет ...
  3. Информационный лист ООП (1)

    Основная образовательная программа
    ... заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает учебный план ООП по специальности 030301.65 «Психология» на основе ГОС 020400. Образовательный ...
  4. К 20-летию основания академии библиографический указатель трудов

    Библиографический указатель
    ... программу дисциплины, краткое содержание лекционного материала, планы семинарских занятий, материалы для самостоятельной работы, тесты. 65.012 ...
  5. У ТВЕРЖДАЮ Ректор РосНОУ

    Отчет
    ... 50 47 91 136 83 Психология 030301 (020400) 65 психолог Очно 172 225 235 217 ... и тем учебной дисциплины; методические рекомендации и задания для самостоятельной работы студентам. Учебная программа по каждой дисциплине включает в себя ...

Другие похожие документы..