Главная > Государственный образовательный стандарт
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием по специальности 040106 – «инфекционные болезни» определяет минимум требований к знаниям, умениям и практическим навыкам врача-инфекциониста, а также содержит унифицированные требования к организации учебного процесса.
Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки лиц с высшим медицинским образованием по специальности 040106 – «инфекционные болезни» содержит следующие разделы:
Раздел 1 – общая характеристика специальности 040106 – «инфекционные болезни». Приведены нормативные документы, регламентирующие послевузовскую профессиональную подготовку специалистов с высшим медицинским образованием, нормативные сроки освоения Государственного стандарта послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием по специальности «инфекционные болезни» для получения квалификации «врач-инфекционист», профессиональное назначение и соответствие специальности 040106 «инфекционные болезни» квалификации (званию) «врач-инфекционист».
Раздел 2 – уровень образования врача, необходимый для послевузовской профессиональной подготовки по специальности 040106 – «инфекционные болезни».
Раздел 3 - квалификационные требования к уровню подготовки врачей, успешно завершивших обучение по программе послевузовского профессионального образования в интернатуре, клинической ординатуре или на цикле специализации по инфекционным болезням и получивших квалификацию «врач-инфекционист». Разработаны критерии профессиональной подготовки врача-инфекциониста по инфекционным болезням, гуманитарным, социально-экономическим, медико-биологическим, медико-профилактическим дисциплинам, смежным медицинским специальностям.
Раздел 4 – общие требования к унифицированной программе послевузовского профессионального образования врачей по специальности 040106 – «инфекционные болезни», обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по специальности 040106 – «инфекционные болезни», учебные планы послевузовской профессиональной подготовки врачей в интернатуре, клинической ординатуре по специальности «инфекционные болезни», переподготовки стажированных врачей по специальности «инфекционные болезни».
Разделы 5 – 9 включают требования к организации учебно-педагогического процесса (кадровому, учебно-методическому, материально-техническому обеспечению учебного процесса, организации учебных практик).
Разделы 10 – 12 содержат требования к итоговой государственной аттестации, аттестационные задания и перечень рекомендуемой литературы.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
СПЕЦИАЛЬНОСТИ 040106 – «ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ»
Специальность 040106 – «Инфекционные болезни» утверждена приказом Минздрава РФ от 27.08.99 №337 «О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации». Квалификация – «врач-инфекционист».
Нормативные документы:
Федеральный закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» № 125-ФЗ от 22.08.96.
Постановление Правительства РФ № 1387 от 05.11.97. «Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской федерации».
Приказ министерства общего и профессионального образования РФ №1221 от 18.06.97 «Об утверждении требований к содержанию дополнительных профессиональных программ».
Постановление Правительства РФ от 26.06.95 №610 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов».
«Положение о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов». Приказ Министерства образования РФ от 06.09.2000 г. №2571.
Приказ Министерства общего и профессионального образования РФ №1221 от 18.06.97. «Требования к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ».
Решение коллегии Минздрава РФ от 28.12.99., протокол №20, «О контроле качества подготовки специалистов на всех этапах непрерывного медицинского и фармацевтического образования».
Постановление Госкомвуза РФ от 27.12.95 №13 «Об утверждении форм документов государственного образца о повышении квалификации и профессиональной переподготовке специалистов и требования к документам».
Положение об аттестации врачей, провизоров и других специалистов с высшим образованием в системе здравоохранения РФ. Приложение №1 к Приказу Минздравмедпрома РФ от 16.02.95 №33.
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 040100 – лечебное дело. Квалификация – врач. Утвержден Министерством образования РФ 10.03.00., 130 мед/сп.
Нормативные сроки освоения Образовательный стандарта послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием по специальности «инфекционные болезни» для получения квалификации «врач-инфекционист»:
для выпускника лечебного факультета, получившего диплом врача, и выпускника педиатрического факультета, получившего диплом врача, в интернатуре по специальности «инфекционные болезни» – 1 год (1728 часов);
для слушателя интернатуры, получившего сертификат «врача-инфекциониста», в клинической ординатуре по специальности «инфекционные болезни» – 2 года (3456 часов);
профессиональная переподготовка стажированных врачей, имеющих диплом врача, на циклах специализации (переподготовки) по специальности «инфекционные болезни», очная форма – очно-заочная форма – 6 месяцев (864 часа), из которых не менее 504 часов обучения проводится в очной форме;
аттестационные (сертификационные) циклы послевузовской подготовки врачей-инфекционистов: очная форма, очно-заочная форма – 2 месяца (288 часов), из которых не менее 144 часов проводится в очной форме;
тематическое усовершенствование врачей-инфекционистов по избранным актуальным направлениям профессиональной деятельности: очная форма, очно-заочная форма - 72 - 100 часов.
Профессиональное назначение и соответствие специальности 040106 «инфекционные болезни» квалификации (званию) - «врач-инфекционист».
Основные функциональные обязанности врача-инфекциониста:
диагностика, лечение инфекционных болезней и предупреждение их распространения;
диагностика и лечение сопутствующих патологических состояний у инфекционных больных;
своевременная диагностика и оказание срочной помощи при неотложных состояниях у инфекционных больных;
осуществление динамического наблюдения за реконвалесцентами инфекционных заболеваний;
осуществление профилактической работы, направленной на выявление ранних и стертых форм инфекционных заболеваний и факторов риска возникновения инфекционных заболеваний;
выполнение врачебных медицинских манипуляций в объеме, соответствующем требованиям квалификационной характеристики;
проведение медицинской экспертизы у инфекционных больных в установленном порядке;
ведение утвержденных форм учетной и отчетной медицинской документации;
проведение санитарно-просветительной работы по пропаганде здорового образа жизни,
оказание консультативной помощи;
проведение научных исследований по специальности.
Местом профессиональной деятельности врача-инфекциониста являются:
государственные медицинские учреждения;
негосударственные медицинские учреждения;
органы управления службой здравоохранения различных ведомств и учреждений;
научно-исследовательские учреждения, предприятия и организации, связанные с оказанием первичной медико-санитарной помощи населению и предоставлением ему медицинских услуг.
2. УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ ВРАЧА, НЕОБХОДИМЫЙ ДЛЯ ПОСЛЕВУЗОВСКОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 040106 – «ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ».
2.1. Уровнем образования специалиста, дающим ему право на продолжение послевузовского профессионального образования по специальности 040106 – «инфекционные болезни», является высшее медицинское образование по специальности «лечебное дело» - квалификация «врач» или по специальности «педиатрия» - квалификация «врач».
Выпускник должен иметь диплом об окончании высшего учебного заведения, выданный образовательным учреждением высшего профессионального образования, имеющим лицензию на право ведения образовательной деятельности в Российской Федерации. В дипломе должна быть запись о получении высшего медицинского образования по специальности «лечебное дело» с присвоением квалификации «врач» или по специальности «педиатрия» с присвоением квалификации «врач».
3. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВРАЧЕЙ, УСПЕШНО ЗАВЕРШИВШИХ ОБУЧЕНИЕ ПО ПРОГРАММЕ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИНТЕРНАТУРЕ, КЛИНИЧЕСКОЙ ОРДИНАТУРЕ ИЛИ НА ЦИКЛЕ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ПО ИНФЕКЦИОННЫМ БОЛЕЗНЯМ И ПОЛУЧИВШИХ КВАЛИФИКАЦИЮ «ВРАЧ-ИНФЕКЦИОНИСТ».
3.1. Общие требования к уровню профессионального образования врача-инфекциониста.
3.1.1. Врач-инфекционист, завершивший обучение в интернатуре, клинической ординатуре или профессиональную переподготовку на цикле специализации по специальности 040106 – «инфекционные болезни», должен уметь оказывать квалифицированную врачебную помощь больным инфекционными заболеваниями, а также оказывать им первую врачебную помощь при смежных заболеваниях и неотложных состояниях, неукоснительно соблюдая требования врачебной этики и медицинской деонтологии.
3.1.2. Требования к уровню подготовки и минимуму содержания знаний, умений и практических навыков врача-инфекциониста пообщественному здоровью и здравоохранению.
По окончании обучения в интернатуре, клинической ординатуре или профессиональной переподготовки врач-инфекционист должен приобрести следующие знания, умения и навыки по социальной гигиене и организации здравоохранения.
З н а т ь:
основные положения законодательных актов, регламентирующих управление и финансирование здравоохранения, медицинское страхование граждан;
квалификационные требования к врачу-инфекционисту, его права и обязанности, принципы организации работы в государственных, негосударственных лечебно-профилактических учреждениях и страховых компаниях.
У м е т ь:
организовывать лечебно-диагностический процесс и проведение профилактических мероприятий при оказании медико-санитарной помощи в объеме, предусмотренном квалификационной характеристикой врача-инфекциониста;
формировать здоровый образ жизни, проводить экспертизу временной нетрудоспособности больных, соблюдать правила врачебной этики и медицинской деонтологии.
П р и о б р е с т и практические навыки управления медицинской практикой:
составление трудового договора (контракта) с государственными и негосударственными медицинскими учреждениями, муниципальными органами здравоохранения, страховыми медицинскими организациями, заявки для получения лицензии на осуществление вида медицинской деятельности;
подготовка необходимой документации в аттестационную комиссию на получение квалификационной категории по специальности «инфекционные болезни»;
организация повседневной работы по своей специальности.
3.1.3.Требования к уровню подготовки и минимуму содержания знаний, умений и практических навыков врача-инфекциониста для проведения организационных мероприятий.
По окончании интернатуры, клинической ординатуры или прохождения профессиональной переподготовки на цикле специализации врач-инфекционист должен приобрести знания, умения и практические навыки проведения следующих организационных мероприятий:
оздоровительных, профилактических и противоэпидемических мероприятий;
пропаганды медицинских знаний, здорового образа жизни, рационального питания;
гигиенического воспитания и обучения различных групп населения;
противоэпидемических мероприятий в очаге инфекции, иммунопрофилактики совместно с представителем санитарно-противоэпидемического надзора;
мероприятий по выявлению ранних клинических признаков инфекционных заболеваний, а также факторов риска возникновения инфекционных заболеваний, оказывая содействие в снижении их влияния на пациента;
комплекса диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий;
экспертизы временной нетрудоспособности больных, оформления направления на МСЭК, определения медицинских показаний к трудоустройству, переводу на облегченные условия труда, санаторно-курортному лечению;
организации работы среднего и младшего медицинского персонала;
составления плана своей работы, ведения учетно-отчетной медицинской документации.
3.2. Требования к уровню подготовки и минимуму содержания знаний, умений и практических навыков врача-инфекциониста по медицине катастроф.
По окончании обучения в интернатуре, клинической ординатуре или профессиональной переподготовки на цикле специализации врач-инфекционист должен приобрести знания, умения и практические навыки оказания первой врачебной помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях.
З н а т ь:
принципы организации и задачи службы медицины катастроф и медицинской службы гражданской обороны, их учреждения, формирования, органы управления и оснащение;
медико-тактическую характеристику очагов поражения различных видов;
принципы организации лечебно-эвакуационного обеспечения пораженного населения в чрезвычайных ситуациях (этапность и требования к оказанию медицинской помощи на этапах медицинской эвакуации);
организацию и объем первой врачебной помощи пострадавшим, поступающим из очага катастрофы;
основные принципы и способы защиты населения при катастрофах.
У м е т ь:
оказывать первую врачебную помощь в условиях экстремальной обстановки при массовом поступлении раненых и больных из очага катастрофы;
проводить основные санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия в условиях чрезвычайных ситуаций;
пользоваться коллективными и индивидуальными средствами защиты.
3.3. Требования к уровню подготовки и минимуму содержания знаний, умений и практических навыков врача-инфекциониста по научным основам медицинской профилактики.
После завершения первичной специализации в интернатуре, клинической ординатуре или профессиональной переподготовки на цикле специализации врач-инфекционист должен приобрести следующие знания, умения и практические навыки по медицинской профилактике.
З н а т ь:
определение понятий «профилактика», «медицинская профилактика»;
факторы риска возникновения распространенных заболеваний;
дифференциацию контингентных групп населения по уровню риска;
социально-гигиенические и медицинские аспекты алкоголизма, наркоманий, токсикоманий;
виды профилактических мероприятий;
теоретические основы рационального питания;
нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения;
принципы лечебно-профилактического питания;
принципы профилактики алкоголизма, табакокурения, наркомании и токсикомании.
У м е т ь:
применять принципы санологии и профилактической медицины.
В л а д е т ь:
методами определения и оценки физического развития;
методами определения и оценки функционального состояния организма;
методами обучения принципам здорового образа жизни и отказа от вредных привычек.
3.4. Требования к уровню подготовки и минимуму содержания знаний, умений и практических навыков врача-инфекциониста по медицинской деонтологии.
По завершении первичной специализации в интернатуре, клинической ординатуре или профессиональной переподготовки на цикле специализации врач-инфекционист должен приобрести следующие знания, умения и практические навыки по медицинской деонтологии.
З н а т ь:
определение понятий «этика», «деонтология», «медицинская деонтология»;
элементы медицинской деонтологии;
морально-этические нормы поведения медицинского работника;
требования медицинской деонтологии к организации работы врача-инфекциониста;
определение понятия «ятрогенные заболевания»;
факторы, способствующие возникновению и развитию ятрогенных заболеваний;
прогноз ятрогенных заболеваний.
У м е т ь;
применять правила врачебной этики и нормы медицинской деонтологии при проведении профилактических и лечебно-диагностических мероприятий во время оказания медико-санитарной помощи.
3.5. Требования к уровню подготовки и минимуму содержания знаний, умений и практических навыков врача-инфекциониста по медицинской психологии.
По завершении первичной специализации в интернатуре, клинической ординатуре или профессиональной переподготовки на цикле специализации врач-инфекционист должен приобрести следующие знания, умения и навыки по медицинской психологии.
З н а т ь:
Основы медицинской психологии:
определение понятий «психология», «медицинская психология», «психология больного человека»;
психические свойства личности;
особенности психических процессов у здорового и больного человека;
определение понятий «психогенные болезни», роль психических факторов в предупреждении возникновения и развития заболеваний.
Основы психопрофилактики и психотерапии.
У м е т ь:
применять общие принципы и методы медицинской психологии при оказании медико-санитарной помощи пациентам в условиях профессиональной деятельности врача-инфекциониста;
использовать вербальные и невербальные средства общения в психотерапевтических целях.
3.6. Требования к уровню подготовки и минимуму содержания знаний, умений и практических навыков врача-инфекциониста по медицинской информатике.
По завершении первичной специализации в интернатуре, клинической ординатуре или профессиональной переподготовки на цикле специализации врач-инфекционист должен приобрести следующие знания, умения и практические навыки по медицинской информатике:
З н а т ь:
основы информатики, вычислительной техники, медицинской кибернетики и программирования;
общие принципы статистических методов обработки медицинской информации;
общую структуру и функциональные возможности персональных компьютеров.
У м е т ь;
использовать персональный компьютер для создания базы данных и составления статистических отчетов;
пользоваться компьютерными программами, созданными для информационно-справочной поддержки врача-инфекциониста.
3.7. Требования к уровню подготовки врача-инфекциониста по фундаментальной медицине.
По завершении обучения в интернатуре, клинической ординатуре или профессиональной переподготовки на цикле специализации врач-инфекционист должен приобрести следующие знания, умения и практические навыки по фундаментальной медицине.
З н а т ь:
сущность методик исследования различных функций человека для оценки состояния его здоровья, которые широко используются в практической медицине;
основные закономерности общей этиологии (роль причин, условий и реактивности организма в возникновении заболеваний);
общие закономерности патогенеза и морфогенеза, а также основные аспекты учения о болезни;
причины, механизмы развития и проявления типовых патологических процессов, лежащих в основе различных заболеваний;
этиологию, патогенез и патоморфологию, ведущие проявления и исходы наиболее важных деструктивных, воспалительных, иммунопатологических, опухолевых и других болезней;
методологические основы лекарственных и нелекарственных методов профилактики и лечения распространенных заболеваний человека.
У м е т ь:
оценивать и объяснять основные закономерности формирования и регуляции физиологических функций человека в процессе его жизнедеятельности;
оценивать и объяснять возрастные особенности организма человека и его функциональных систем;
ориентироваться в общих вопросах нозологии, включая этиологию, патогенез и морфогенез;
представлять роль типовых патологических процессов в развитии различных по этиологии и патогенезу заболеваний – деструктивных, воспалительных, иммунопатологических, опухолевых и др.;
использовать теоретические основы лекарственных и нелекарственных методов профилактики и лечения распространенных заболеваний человека.
3.8. Требования к уровню подготовки и минимуму содержания знаний, умений и практических навыков врача-инфекциониста для проведения мероприятий неотложной медицинской помощи.
В результате завершения обучения в интернатуре, клинической ординатуре или профессиональной переподготовки на цикле специализации по инфекционным болезням врач-инфекционист должен приобрести знания, умения и практические навыки по оказанию неотложной медицинской помощи в объеме первой врачебной помощи при следующих неотложных состояниях:
шок (анафилактический, инфекционно-токсический, геморрагический, гиповолемический, кардиогенный и др.);
гипертермический синдром;
обморок;
коллапс;
кома (гипо- и гипергликемическая, мозговая, печеночная, почечная, неясной этиологии);
острая дыхательная недостаточность;
отек гортани, астматический статус;
отек Квинке;
острая сердечная недостаточность;
острое нарушение ритма сердца;
гипертензивный криз;
стенокардия;
инфаркт миокарда;
печеночная колика;
почечная колика;
кровотечения наружные (артериальное, венозное), внутренние (желудочно-кишечное, носовое, маточное, легочное);
тромбогеморрагический синдром;
острая задержка мочи;
острая почечная недостаточность;
острая печеночная недостаточность;
острый живот;
острые нарушения мозгового кровообращения;
отек легких;
отек мозга;
судорожные состояния, эпилептический статус;
абстинентный синдром при алкоголизме и наркомании;
психомоторное возбуждение;
поствакцинальная реакция;
отравления;
тиреотоксический криз;
острый приступ глаукомы;
преэклампсия, эклампсия;
клиническая смерть.
3.9. Общие требования к уровню подготовки и содержание знаний, умений и практических навыков врача-инфекциониста по инфекционным болезням для проведения профилактических, диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий.
По завершении обучения в клинической интернатуре, ординатуре или на цикле специализации стажированных врачей по инфекционным болезням врач-инфекционист должен приобрести знания, умения и практические навыки по диагностике, лечению, предупреждению распространения инфекционных болезней.
З н а т ь:
сущность инфекционного процесса в свете современных представлений;
этиологию, эпидемиологию, патогенез, клиническую картину и классификацию распространенных инфекционных болезней;
варианты течения основных инфекционных болезней;
современные методы специфической диагностики инфекционных болезней;
клинику характерных осложнений и неотложных состояний инфекционных болезней;
показания к госпитализации и амбулаторному лечению инфекционных больных;
основные принципы лечения инфекционных болезней (этиотропная, патогенетическая, симптоматическая терапия);
принципы профилактики инфекционных болезней и основы прививочного дела, календарь прививок;
эпидемиологию и профилактику внутрибольничных инфекций;
особенности течения инфекционных заболеваний у лиц пожилого и старческого возраста; лиц, страдающих наркоманией и алкоголизмом; беременных.
У м е т ь:
проводить обследование инфекционного больного (сбор анамнеза, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация);
оценивать дифференциально-диагностическую значимость симптомов и синдромов, характерных для инфекционных болезней;
проводить медицинскую сортировку, определить показания для госпитализации.
составлять план необходимого лабораторного и инструментального обследования, осуществлять забор патологических материалов от больного;
интерпретировать результаты лабораторного и инструментального обследования больного;
самостоятельно осуществлять лечение инфекционных больных и их последующую реабилитацию с учетом этиологии, тяжести болезни и сопутствующих патологических состояний.
самостоятельно проводить диагностику и лечение сопутствующих заболеваний, относящихся к смежным дисциплинам, с привлечением при необходимости для консультации соответствующих специалистов;
самостоятельно проводить диагностику и оказывать неотложную (экстренную) помощь, а также определять дальнейшую медицинскую тактику при угрожающих состояниях;
организовывать проведение противоэпидемических мероприятий в обслуживаемом медицинском учреждении;
проводить экспертизу временной нетрудоспособности больного, определение рекомендаций к санаторно-курортному лечению;
формулировать диагноз в соответствии с требованиями МКБ-10.
При обучении в интернатуре, клинической ординатуре и на цикле переподготовки врачей по специальности 040106 – «инфекционные болезни» подлежат изучению следующие инфекционные заболевания:
Похожие документы:
Учебно-методическое объединение медицинских и фармацевтических вузов (4)
Методические рекомендацииМинистерство здравоохранения Российской Федерации Учебно-методическоеобъединениемедицинских и фармацевтическихвузов Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова «СОГЛАСОВАНО» Руководитель ...Учебно-методическое объединение медицинских и фармацевтических вузов (24)
Методические рекомендацииМинистерство здравоохранения Российской Федерации Учебно-методическоеобъединениемедицинских и фармацевтическихвузов Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова «СОГЛАСОВАНО» Руководитель ...Учебно-методическое объединение медицинских и фармацевтических вузов (2)
Методические рекомендацииМинистерство здравоохранения Российской Федерации Учебно-методическоеобъединениемедицинских и фармацевтическихвузов Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова «СОГЛАСОВАНО» Руководитель ...Учебно-методическое объединение медицинских и фармацевтических вузов (3)
ДокументМинистерство здравоохранения Российской Федерации Учебно-методическоеобъединениемедицинских и фармацевтическихвузов Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова «СОГЛАСОВАНО» Руководитель ...Учебно-методическое объединение медицинских и фармацевтических вузов (20)
Государственный образовательный стандарт... Российской Федерации Учебно-методическоеобъединениемедицинских и фармацевтическихвузов Московский государственный ... Володин «УТВЕРЖДАЮ» Зам. председателя учебно-методическогообъединениямедицинских и фармацевтическихвузов И.Н. Денисов 8 ноября 2001 ...