Главная > Государственный образовательный стандарт


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием по специальности 040106 – «инфекционные болезни» определяет минимум требований к знаниям, умениям и практическим навыкам врача-инфекциониста, а также содержит унифицированные требования к организации учебного процесса.

Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки лиц с высшим медицинским образованием по специальности 040106 – «инфекционные болезни» содержит следующие разделы:

  • Раздел 1 – общая характеристика специальности 040106 – «инфекционные болезни». Приведены нормативные документы, регламентирующие послевузовскую профессиональную подготовку специалистов с высшим медицинским образованием, нормативные сроки освоения Государственного стандарта послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием по специальности «инфекционные болезни» для получения квалификации «врач-инфекционист», профессиональное назначение и соответствие специальности 040106 «инфекционные болезни» квалификации (званию) «врач-инфекционист».

  • Раздел 2 – уровень образования врача, необходимый для послевузовской профессиональной подготовки по специальности 040106 – «инфекционные болезни».

  • Раздел 3 - квалификационные требования к уровню подготовки врачей, успешно завершивших обучение по программе послевузовского профессионального образования в интернатуре, клинической ординатуре или на цикле специализации по инфекционным болезням и получивших квалификацию «врач-инфекционист». Разработаны критерии профессиональной подготовки врача-инфекциониста по инфекционным болезням, гуманитарным, социально-экономическим, медико-биологическим, медико-профилактическим дисциплинам, смежным медицинским специальностям.

  • Раздел 4 – общие требования к унифицированной программе послевузовского профессионального образования врачей по специальности 040106 – «инфекционные болезни», обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по специальности 040106 – «инфекционные болезни», учебные планы послевузовской профессиональной подготовки врачей в интернатуре, клинической ординатуре по специальности «инфекционные болезни», переподготовки стажированных врачей по специальности «инфекционные болезни».

  • Разделы 5 – 9 включают требования к организации учебно-педагогического процесса (кадровому, учебно-методическому, материально-техническому обеспечению учебного процесса, организации учебных практик).

  • Разделы 10 – 12 содержат требования к итоговой государственной аттестации, аттестационные задания и перечень рекомендуемой литературы.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
СПЕЦИАЛЬНОСТИ 040106 – «ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ»

    1. Специальность 040106 – «Инфекционные болезни» утверждена приказом Минздрава РФ от 27.08.99 №337 «О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации». Квалификация – «врач-инфекционист».

Нормативные документы:

  • Федеральный закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» № 125-ФЗ от 22.08.96.

  • Постановление Правительства РФ № 1387 от 05.11.97. «Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской федерации».

  • Приказ министерства общего и профессионального образования РФ №1221 от 18.06.97 «Об утверждении требований к содержанию дополнительных профессиональных программ».

  • Постановление Правительства РФ от 26.06.95 №610 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов».

  • «Положение о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов». Приказ Министерства образования РФ от 06.09.2000 г. №2571.

  • Приказ Министерства общего и профессионального образования РФ №1221 от 18.06.97. «Требования к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ».

  • Решение коллегии Минздрава РФ от 28.12.99., протокол №20, «О контроле качества подготовки специалистов на всех этапах непрерывного медицинского и фармацевтического образования».

  • Постановление Госкомвуза РФ от 27.12.95 №13 «Об утверждении форм документов государственного образца о повышении квалификации и профессиональной переподготовке специалистов и требования к документам».

  • Положение об аттестации врачей, провизоров и других специалистов с высшим образованием в системе здравоохранения РФ. Приложение №1 к Приказу Минздравмедпрома РФ от 16.02.95 №33.

  • Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 040100 – лечебное дело. Квалификация – врач. Утвержден Министерством образования РФ 10.03.00., 130 мед/сп.

    1. Нормативные сроки освоения Образовательный стандарта послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием по специальности «инфекционные болезни» для получения квалификации «врач-инфекционист»:

  • для выпускника лечебного факультета, получившего диплом врача, и выпускника педиатрического факультета, получившего диплом врача, в интернатуре по специальности «инфекционные болезни» – 1 год (1728 часов);

  • для слушателя интернатуры, получившего сертификат «врача-инфекциониста», в клинической ординатуре по специальности «инфекционные болезни» – 2 года (3456 часов);

  • профессиональная переподготовка стажированных врачей, имеющих диплом врача, на циклах специализации (переподготовки) по специальности «инфекционные болезни», очная форма – очно-заочная форма – 6 месяцев (864 часа), из которых не менее 504 часов обучения проводится в очной форме;

  • аттестационные (сертификационные) циклы послевузовской подготовки врачей-инфекционистов: очная форма, очно-заочная форма – 2 месяца (288 часов), из которых не менее 144 часов проводится в очной форме;

  • тематическое усовершенствование врачей-инфекционистов по избранным актуальным направлениям профессиональной деятельности: очная форма, очно-заочная форма - 72 - 100 часов.

    1. Профессиональное назначение и соответствие специальности 040106 «инфекционные болезни» квалификации (званию) - «врач-инфекционист».

      1. Основные функциональные обязанности врача-инфекциониста:

  • диагностика, лечение инфекционных болезней и предупреждение их распространения;

  • диагностика и лечение сопутствующих патологических состояний у инфекционных больных;

  • своевременная диагностика и оказание срочной помощи при неотложных состояниях у инфекционных больных;

  • осуществление динамического наблюдения за реконвалесцентами инфекционных заболеваний;

  • осуществление профилактической работы, направленной на выявление ранних и стертых форм инфекционных заболеваний и факторов риска возникновения инфекционных заболеваний;

  • выполнение врачебных медицинских манипуляций в объеме, соответствующем требованиям квалификационной характеристики;

  • проведение медицинской экспертизы у инфекционных больных в установленном порядке;

  • ведение утвержденных форм учетной и отчетной медицинской документации;

  • проведение санитарно-просветительной работы по пропаганде здорового образа жизни,

  • оказание консультативной помощи;

  • проведение научных исследований по специальности.

      1. Местом профессиональной деятельности врача-инфекциониста являются:

  • государственные медицинские учреждения;

  • негосударственные медицинские учреждения;

  • органы управления службой здравоохранения различных ведомств и учреждений;

  • научно-исследовательские учреждения, предприятия и организации, связанные с оказанием первичной медико-санитарной помощи населению и предоставлением ему медицинских услуг.

2.  УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ ВРАЧА, НЕОБХОДИМЫЙ ДЛЯ ПОСЛЕВУЗОВСКОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 040106 – «ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ».

2.1. Уровнем образования специалиста, дающим ему право на продолжение послевузовского профессионального образования по специальности 040106 – «инфекционные болезни», является высшее медицинское образование по специальности «лечебное дело» - квалификация «врач» или по специальности «педиатрия» - квалификация «врач».

Выпускник должен иметь диплом об окончании высшего учебного заведения, выданный образовательным учреждением высшего профессионального образования, имеющим лицензию на право ведения образовательной деятельности в Российской Федерации. В дипломе должна быть запись о получении высшего медицинского образования по специальности «лечебное дело» с присвоением квалификации «врач» или по специальности «педиатрия» с присвоением квалификации «врач».

3.  КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВРАЧЕЙ, УСПЕШНО ЗАВЕРШИВШИХ ОБУЧЕНИЕ ПО ПРОГРАММЕ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИНТЕРНАТУРЕ, КЛИНИЧЕСКОЙ ОРДИНАТУРЕ ИЛИ НА ЦИКЛЕ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ПО ИНФЕКЦИОННЫМ БОЛЕЗНЯМ И ПОЛУЧИВШИХ КВАЛИФИКАЦИЮ «ВРАЧ-ИНФЕКЦИОНИСТ».

3.1. Общие требования к уровню профессионального образования врача-инфекциониста.

3.1.1. Врач-инфекционист, завершивший обучение в интернатуре, клинической ординатуре или профессиональную переподготовку на цикле специализации по специальности 040106 – «инфекционные болезни», должен уметь оказывать квалифицированную врачебную помощь больным инфекционными заболеваниями, а также оказывать им первую врачебную помощь при смежных заболеваниях и неотложных состояниях, неукоснительно соблюдая требования врачебной этики и медицинской деонтологии.

3.1.2. Требования к уровню подготовки и минимуму содержания знаний, умений и практических навыков врача-инфекциониста пообщественному здоровью и здравоохранению.

По окончании обучения в интернатуре, клинической ординатуре или профессиональной переподготовки врач-инфекционист должен приобрести следующие знания, умения и навыки по социальной гигиене и организации здравоохранения.

З н а т ь:

  • основные положения законодательных актов, регламентирующих управление и финансирование здравоохранения, медицинское страхование граждан;

  • квалификационные требования к врачу-инфекционисту, его права и обязанности, принципы организации работы в государственных, негосударственных лечебно-профилактических учреждениях и страховых компаниях.

У м е т ь:

  • организовывать лечебно-диагностический процесс и проведение профилактических мероприятий при оказании медико-санитарной помощи в объеме, предусмотренном квалификационной характеристикой врача-инфекциониста;

  • формировать здоровый образ жизни, проводить экспертизу временной нетрудоспособности больных, соблюдать правила врачебной этики и медицинской деонтологии.

П р и о б р е с т и практические навыки управления медицинской практикой:

  • составление трудового договора (контракта) с государственными и негосударственными медицинскими учреждениями, муниципальными органами здравоохранения, страховыми медицинскими организациями, заявки для получения лицензии на осуществление вида медицинской деятельности;

  • подготовка необходимой документации в аттестационную комиссию на получение квалификационной категории по специальности «инфекционные болезни»;

  • организация повседневной работы по своей специальности.

3.1.3.Требования к уровню подготовки и минимуму содержания знаний, умений и практических навыков врача-инфекциониста для проведения организационных мероприятий.

По окончании интернатуры, клинической ординатуры или прохождения профессиональной переподготовки на цикле специализации врач-инфекционист должен приобрести знания, умения и практические навыки проведения следующих организационных мероприятий:

  • оздоровительных, профилактических и противоэпидемических мероприятий;

  • пропаганды медицинских знаний, здорового образа жизни, рационального питания;

  • гигиенического воспитания и обучения различных групп населения;

  • противоэпидемических мероприятий в очаге инфекции, иммунопрофилактики совместно с представителем санитарно-противоэпидемического надзора;

  • мероприятий по выявлению ранних клинических признаков инфекционных заболеваний, а также факторов риска возникновения инфекционных заболеваний, оказывая содействие в снижении их влияния на пациента;

  • комплекса диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий;

  • экспертизы временной нетрудоспособности больных, оформления направления на МСЭК, определения медицинских показаний к трудоустройству, переводу на облегченные условия труда, санаторно-курортному лечению;

  • организации работы среднего и младшего медицинского персонала;

  • составления плана своей работы, ведения учетно-отчетной медицинской документации.

3.2. Требования к уровню подготовки и минимуму содержания знаний, умений и практических навыков врача-инфекциониста по медицине катастроф.

По окончании обучения в интернатуре, клинической ординатуре или профессиональной переподготовки на цикле специализации врач-инфекционист должен приобрести знания, умения и практические навыки оказания первой врачебной помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях.

З н а т ь:

  • принципы организации и задачи службы медицины катастроф и медицинской службы гражданской обороны, их учреждения, формирования, органы управления и оснащение;

  • медико-тактическую характеристику очагов поражения различных видов;

  • принципы организации лечебно-эвакуационного обеспечения пораженного населения в чрезвычайных ситуациях (этапность и требования к оказанию медицинской помощи на этапах медицинской эвакуации);

  • организацию и объем первой врачебной помощи пострадавшим, поступающим из очага катастрофы;

  • основные принципы и способы защиты населения при катастрофах.

У м е т ь:

  • оказывать первую врачебную помощь в условиях экстремальной обстановки при массовом поступлении раненых и больных из очага катастрофы;

  • проводить основные санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия в условиях чрезвычайных ситуаций;

  • пользоваться коллективными и индивидуальными средствами защиты.

3.3. Требования к уровню подготовки и минимуму содержания знаний, умений и практических навыков врача-инфекциониста по научным основам медицинской профилактики.

После завершения первичной специализации в интернатуре, клинической ординатуре или профессиональной переподготовки на цикле специализации врач-инфекционист должен приобрести следующие знания, умения и практические навыки по медицинской профилактике.

З н а т ь:

  • определение понятий «профилактика», «медицинская профилактика»;

  • факторы риска возникновения распространенных заболеваний;

  • дифференциацию контингентных групп населения по уровню риска;

  • социально-гигиенические и медицинские аспекты алкоголизма, наркоманий, токсикоманий;

  • виды профилактических мероприятий;

  • теоретические основы рационального питания;

  • нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения;

  • принципы лечебно-профилактического питания;

  • принципы профилактики алкоголизма, табакокурения, наркомании и токсикомании.

У м е т ь:

  • применять принципы санологии и профилактической медицины.

В л а д е т ь:

  • методами определения и оценки физического развития;

  • методами определения и оценки функционального состояния организма;

  • методами обучения принципам здорового образа жизни и отказа от вредных привычек.

3.4. Требования к уровню подготовки и минимуму содержания знаний, умений и практических навыков врача-инфекциониста по медицинской деонтологии.

По завершении первичной специализации в интернатуре, клинической ординатуре или профессиональной переподготовки на цикле специализации врач-инфекционист должен приобрести следующие знания, умения и практические навыки по медицинской деонтологии.

З н а т ь:

  • определение понятий «этика», «деонтология», «медицинская деонтология»;

  • элементы медицинской деонтологии;

  • морально-этические нормы поведения медицинского работника;

  • требования медицинской деонтологии к организации работы врача-инфекциониста;

  • определение понятия «ятрогенные заболевания»;

  • факторы, способствующие возникновению и развитию ятрогенных заболеваний;

  • прогноз ятрогенных заболеваний.

У м е т ь;

  • применять правила врачебной этики и нормы медицинской деонтологии при проведении профилактических и лечебно-диагностических мероприятий во время оказания медико-санитарной помощи.

3.5. Требования к уровню подготовки и минимуму содержания знаний, умений и практических навыков врача-инфекциониста по медицинской психологии.

По завершении первичной специализации в интернатуре, клинической ординатуре или профессиональной переподготовки на цикле специализации врач-инфекционист должен приобрести следующие знания, умения и навыки по медицинской психологии.

З н а т ь:

Основы медицинской психологии:

  • определение понятий «психология», «медицинская психология», «психология больного человека»;

  • психические свойства личности;

  • особенности психических процессов у здорового и больного человека;

  • определение понятий «психогенные болезни», роль психических факторов в предупреждении возникновения и развития заболеваний.

Основы психопрофилактики и психотерапии.

У м е т ь:

  • применять общие принципы и методы медицинской психологии при оказании медико-санитарной помощи пациентам в условиях профессиональной деятельности врача-инфекциониста;

  • использовать вербальные и невербальные средства общения в психотерапевтических целях.

3.6. Требования к уровню подготовки и минимуму содержания знаний, умений и практических навыков врача-инфекциониста по медицинской информатике.

По завершении первичной специализации в интернатуре, клинической ординатуре или профессиональной переподготовки на цикле специализации врач-инфекционист должен приобрести следующие знания, умения и практические навыки по медицинской информатике:

З н а т ь:

  • основы информатики, вычислительной техники, медицинской кибернетики и программирования;

  • общие принципы статистических методов обработки медицинской информации;

  • общую структуру и функциональные возможности персональных компьютеров.

У м е т ь;

  • использовать персональный компьютер для создания базы данных и составления статистических отчетов;

  • пользоваться компьютерными программами, созданными для информационно-справочной поддержки врача-инфекциониста.

3.7. Требования к уровню подготовки врача-инфекциониста по фундаментальной медицине.

По завершении обучения в интернатуре, клинической ординатуре или профессиональной переподготовки на цикле специализации врач-инфекционист должен приобрести следующие знания, умения и практические навыки по фундаментальной медицине.

З н а т ь:

  • сущность методик исследования различных функций человека для оценки состояния его здоровья, которые широко используются в практической медицине;

  • основные закономерности общей этиологии (роль причин, условий и реактивности организма в возникновении заболеваний);

  • общие закономерности патогенеза и морфогенеза, а также основные аспекты учения о болезни;

  • причины, механизмы развития и проявления типовых патологических процессов, лежащих в основе различных заболеваний;

  • этиологию, патогенез и патоморфологию, ведущие проявления и исходы наиболее важных деструктивных, воспалительных, иммунопатологических, опухолевых и других болезней;

  • методологические основы лекарственных и нелекарственных методов профилактики и лечения распространенных заболеваний человека.

У м е т ь:

  • оценивать и объяснять основные закономерности формирования и регуляции физиологических функций человека в процессе его жизнедеятельности;

  • оценивать и объяснять возрастные особенности организма человека и его функциональных систем;

  • ориентироваться в общих вопросах нозологии, включая этиологию, патогенез и морфогенез;

  • представлять роль типовых патологических процессов в развитии различных по этиологии и патогенезу заболеваний – деструктивных, воспалительных, иммунопатологических, опухолевых и др.;

  • использовать теоретические основы лекарственных и нелекарственных методов профилактики и лечения распространенных заболеваний человека.

3.8. Требования к уровню подготовки и минимуму содержания знаний, умений и практических навыков врача-инфекциониста для проведения мероприятий неотложной медицинской помощи.

В результате завершения обучения в интернатуре, клинической ординатуре или профессиональной переподготовки на цикле специализации по инфекционным болезням врач-инфекционист должен приобрести знания, умения и практические навыки по оказанию неотложной медицинской помощи в объеме первой врачебной помощи при следующих неотложных состояниях:

  • шок (анафилактический, инфекционно-токсический, геморрагический, гиповолемический, кардиогенный и др.);

  • гипертермический синдром;

  • обморок;

  • коллапс;

  • кома (гипо- и гипергликемическая, мозговая, печеночная, почечная, неясной этиологии);

  • острая дыхательная недостаточность;

  • отек гортани, астматический статус;

  • отек Квинке;

  • острая сердечная недостаточность;

  • острое нарушение ритма сердца;

  • гипертензивный криз;

  • стенокардия;

  • инфаркт миокарда;

  • печеночная колика;

  • почечная колика;

  • кровотечения наружные (артериальное, венозное), внутренние (желудочно-кишечное, носовое, маточное, легочное);

  • тромбогеморрагический синдром;

  • острая задержка мочи;

  • острая почечная недостаточность;

  • острая печеночная недостаточность;

  • острый живот;

  • острые нарушения мозгового кровообращения;

  • отек легких;

  • отек мозга;

  • судорожные состояния, эпилептический статус;

  • абстинентный синдром при алкоголизме и наркомании;

  • психомоторное возбуждение;

  • поствакцинальная реакция;

  • отравления;

  • тиреотоксический криз;

  • острый приступ глаукомы;

  • преэклампсия, эклампсия;

  • клиническая смерть.

3.9. Общие требования к уровню подготовки и содержание знаний, умений и практических навыков врача-инфекциониста по инфекционным болезням для проведения профилактических, диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий.

По завершении обучения в клинической интернатуре, ординатуре или на цикле специализации стажированных врачей по инфекционным болезням врач-инфекционист должен приобрести знания, умения и практические навыки по диагностике, лечению, предупреждению распространения инфекционных болезней.

З н а т ь:

  • сущность инфекционного процесса в свете современных представлений;

  • этиологию, эпидемиологию, патогенез, клиническую картину и классификацию распространенных инфекционных болезней;

  • варианты течения основных инфекционных болезней;

  • современные методы специфической диагностики инфекционных болезней;

  • клинику характерных осложнений и неотложных состояний инфекционных болезней;

  • показания к госпитализации и амбулаторному лечению инфекционных больных;

  • основные принципы лечения инфекционных болезней (этиотропная, патогенетическая, симптоматическая терапия);

  • принципы профилактики инфекционных болезней и основы прививочного дела, календарь прививок;

  • эпидемиологию и профилактику внутрибольничных инфекций;

  • особенности течения инфекционных заболеваний у лиц пожилого и старческого возраста; лиц, страдающих наркоманией и алкоголизмом; беременных.

У м е т ь:

  • проводить обследование инфекционного больного (сбор анамнеза, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация);

  • оценивать дифференциально-диагностическую значимость симптомов и синдромов, характерных для инфекционных болезней;

  • проводить медицинскую сортировку, определить показания для госпитализации.

  • составлять план необходимого лабораторного и инструментального обследования, осуществлять забор патологических материалов от больного;

  • интерпретировать результаты лабораторного и инструментального обследования больного;

  • самостоятельно осуществлять лечение инфекционных больных и их последующую реабилитацию с учетом этиологии, тяжести болезни и сопутствующих патологических состояний.

  • самостоятельно проводить диагностику и лечение сопутствующих заболеваний, относящихся к смежным дисциплинам, с привлечением при необходимости для консультации соответствующих специалистов;

  • самостоятельно проводить диагностику и оказывать неотложную (экстренную) помощь, а также определять дальнейшую медицинскую тактику при угрожающих состояниях;

  • организовывать проведение противоэпидемических мероприятий в обслуживаемом медицинском учреждении;

  • проводить экспертизу временной нетрудоспособности больного, определение рекомендаций к санаторно-курортному лечению;

  • формулировать диагноз в соответствии с требованиями МКБ-10.

При обучении в интернатуре, клинической ординатуре и на цикле переподготовки врачей по специальности 040106 – «инфекционные болезни» подлежат изучению следующие инфекционные заболевания:



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методическое объединение медицинских и фармацевтических вузов (4)

    Методические рекомендации
    Министерство здравоохранения Российской Федерации Учебно-методическоеобъединениемедицинских и фармацевтическихвузов Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова «СОГЛАСОВАНО» Руководитель ...
  2. Учебно-методическое объединение медицинских и фармацевтических вузов (24)

    Методические рекомендации
    Министерство здравоохранения Российской Федерации Учебно-методическоеобъединениемедицинских и фармацевтическихвузов Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова «СОГЛАСОВАНО» Руководитель ...
  3. Учебно-методическое объединение медицинских и фармацевтических вузов (2)

    Методические рекомендации
    Министерство здравоохранения Российской Федерации Учебно-методическоеобъединениемедицинских и фармацевтическихвузов Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова «СОГЛАСОВАНО» Руководитель ...
  4. Учебно-методическое объединение медицинских и фармацевтических вузов (3)

    Документ
    Министерство здравоохранения Российской Федерации Учебно-методическоеобъединениемедицинских и фармацевтическихвузов Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова «СОГЛАСОВАНО» Руководитель ...
  5. Учебно-методическое объединение медицинских и фармацевтических вузов (20)

    Государственный образовательный стандарт
    ... Российской Федерации Учебно-методическоеобъединениемедицинских и фармацевтическихвузов Московский государственный ... Володин «УТВЕРЖДАЮ» Зам. председателя учебно-методическогообъединениямедицинских и фармацевтическихвузов И.Н. Денисов 8 ноября 2001 ...

Другие похожие документы..