Главная > Методические рекомендации


все оценки должны собираться в единый журнал, содержащий удобные механизмы для подведения итогов, создания и использования различных отчетов, импорта и экспорта оценок.

должна быть встроена удобная система учета и отслеживания активности обучающихся, позволяющая в любой момент увидеть полную картину как участия в курсе в целом, так и детальную информацию по каждому элементу курса;

должна быть интегрирована электронная почта позволяющая отправлять копии сообщений в форумах, отзывы и комментарии учителей и другую учебную информацию.

Информационная система дистанционного обучения должна поддерживать отображение любого электронного содержания: Microsoft Office, OpenOffice, flash, видео, музыка и т.п., хранящегося как локально, так и на любом внешнем сайте.

Информационная система дистанционного обучения должна обеспечивать возможность использования широкого спектра учебного инструментария, в том числе:

лекция, представляющая собой последовательность страниц, которые могут отображаться линейно, как презентации, нелинейно, с ветвлениями или условными переходами между страницами, либо комбинированно, с использованием обоих вариантов;

глоссарий, позволяющий создавать и поддерживать список определений в формате словаря с возможностью производить поиск и перемещение по записям, используя алфавит, категории, даты и имена и автоматическим преобразованием в ссылки терминов глоссария встречающихся в тексте;

база данных, расширяющая возможности глоссария и позволяющая определять произвольную структуру записей (данных) и поддерживающая такие типы полей, как: дата, картинка, ссылка, текстовая область, текстовое поле, файл, число, широта/долгота;

тест с созданием единой базы тестовых заданий, используемых в тестах различных курсов, обеспечением возможности при необходимости автоматического оценивания и определением различных ограничений по работе с тестом: время начала и окончания тестирования, задержки по времени между попытками, количество попыток, пароль на доступ, доступ только с определенных сетевых адресов и др.;

задание, дающее возможность учащемуся дать ответ в виде текста, файла, нескольких файлов;

семинар, позволяющий проводить многопозиционное и многокритериальное оценивание работ;

вебинар, обеспечивающий возможность проведения видеолекций и видеоконференций непосредственно в курсах, позволяющий гибко управлять ролями (участник, модератор), использовать наряду с видео-вещанием, белую доску, а также загрузку графических файлов любым из участников сессии.

Позволяет вести параллельную с вещанием переписку всех участников видеолекции в текстовом чате.

Информационная система дистанционного обучения должна также поддерживать стандартные сервисы, в том числе:

различные типы форумов: новостной, стандартный форум для общих обсуждений, простое обсуждение, каждый открывает одну тему, вопрос-ответ;

чат с использованием поддержки , картинок, математических формул и т.п.;

опрос, используемый для голосования или сбора мнений по какому-либо вопросу;

wiki страница, обеспечивающая возможность редактировать любым пользователем;

блог, позволяющий каждому участнику образовательного процесса вести закрытые дневники и, по желанию, публиковать записи на сайте для просмотра другими пользователями.

Компьютерное оборудование

Использование электронного дистанционного обучение в общем образовании не предъявляет высоких требований к компьютерному оборудованию. В общем случае могут использоваться практически любые достаточно современные компьютеры с установленной операционной системой. Необходимым минимальным условием является наличие интернет-браузера и подключения к интернет.

На компьютере также должен быть установлен минимальный набор программного обеспечения. Для работы с использованием аудиоканала, в том числе аудиоконференций необходимо наличие микрофона и динамиков (наушников). При использовании видеоконференций дополнительно необходимо наличие веб-камеры. Указанным требованиям соответствуют практически все современные мобильные компьютеры.

При этом одинаковые требования предъявляются как к компьютеру ученика, так и к компьютеру учителя. Место расположения компьютеров учителей и учеников зависит от используемой модели электронного дистанционного обучения. Наибольшую сложность вызывает обеспечение компьютером рабочего места ученика, расположенного у него дома, необходимое при использовании моделей:

обеспечение доступности общего образования для детей-инвалидов;

обеспечение доступности общего образования для детей, имеющих временные ограничения возможностей здоровья и находящихся на длительном лечении в больнице;

обеспечение доступности общего образования для детей, имеющих временные ограничения возможностей здоровья и находящихся на длительном домашнем лечении;

обеспечение возможности продолжения образовательного процесса в условиях введения карантина;

обеспечение возможности получения общего образования в дистанционной форме.

При использовании моделей:

обеспечение доступности общего образования для детей, имеющих временные ограничения возможностей здоровья и находящихся на длительном домашнем лечении;

обеспечение возможности продолжения образовательного процесса в условиях введения карантина;

обеспечение возможности получения общего образования в дистанционной форме;

целесообразно ориентироваться на использование личных домашних компьютеров.

В остальных случаях необходимо ориентироваться на использование компьютеров образовательных учреждений.

Более высокие требования могут быть предъявлены к компьютеру разработчика курсов.

Периферийное оборудование

Значительно увеличивает возможность обучения по ряду предметов наличие периферийного оборудования. К необходимому периферийному оборудованию, активно используемому в общем образовании необходимо отнести:

периферийное оборудование общего назначения:

веб-камера;

принтер;

сканер;

цифровой фотоаппарат;

цифровая видеокамера;

специализированное оборудование, используемое при изучении отельных предметов:

веб-камера с возможностями большого увеличения (цифровой микроскоп);

комплекты цифровых датчиков для физики, химии и биологии;

графический планшет;

программируемые конструкторы;

музыкальная клавиатура.

Место расположения периферийного оборудования учителей и учеников зависит от используемой модели электронного дистанционного обучения. Наибольшую сложность вызывает обеспечение рабочего места ученика, расположенного у него дома при использовании моделей:

обеспечение доступности общего образования для детей-инвалидов;

обеспечение возможности получения общего образования в дистанционной форме.

При этом модель обеспечения, обеспечивающая возможность получения общего образования с использованием дистанционных технологий в домашних условиях, может быть реализована в большинстве случаев только при условии, когда для оборудования рабочих мест учащихся компьютерным и периферийным оборудованием, а также обеспечения канала связи используются средства родителей. Исключение могут составлять только те случаи, когда государство не может предоставить другие способы получения общего образования (например, при проживании детей на удаленных территориях).

При использовании моделей:

повышение качества общего образования в малокомплектных школах;

обеспечение доступности качественного общего образования на профильном уровне для учащихся за пределами крупных городов;

обеспечение возможности дополнительного образования;

обеспечение возможности обучения по отдельным предметам в дистанционной форме, для учащихся получающих общее образование в очной форме

необходимо ориентироваться на оборудование, устанавливаемое в образовательных организациях (образовательных учреждениях).

Программное обеспечение

На компьютерах учителей и обучающихся при использовании электронного дистанционного обучения должно быть установлено как минимум то же программное обеспечение, которое используется при очном обучении. Данное программное обеспечение должно включать:

информационные инструменты в соответствии с возрастом обучающего:

общего назначения (текстовый редактор, редактор презентаций, графические редакторы и т.д.);

специализированные (конструкторские творческие среды, виртуальные лаборатории);

информационные источники;

комплекты ЭОР к используемым учебникам.

Поскольку обучение с использованием дистанционных образовательных технологий требует интенсивного использования компьютера, необходимо особое внимание уделить умению осуществлять десятипальцевый «слепой» компьютерный ввод текста всем участникам образовательного процесса – как учащимся, так и учителям.

Учащиеся, начиная с первого класса, должны одновременно осваивать письмо на бумаге и на компьютере и к концу «букварного» периода должны владеть техникой десятипальцевого «слепого» компьютерного ввода. Для учащихся других классов должен быть организован отдельный модуль по обучению десятипальцевому вводу текстов, а педагоги на первом этапе должны обращать внимание на способ набора текстов учащимися.

Для педагогических работников, ведущих обучение с использованием дистанционных образовательных технологий, должен быть организован отдельный модуль по обучения десятипальцевому «слепому» компьютерному вводу.

Подготовка кадров, владеющих методиками электронного дистанционного обучения

Для широкого использования различных моделей электронного дистанционного обучения необходимо уделить большое внимание подготовке кадров. При этом подготовка кадров должна охватывать технологические, методические и психологические аспекты электронного дистанционного обучения, учитывать особенности различных моделей такого обучения. Особенно это касается педагогов, предполагающих работу по модели дистанционного обучения детей–инвалидов. В данном случае должны рассматриваться специфические особенности обучения в зависимости от имеющихся ограничений возможностей здоровья.

Повышение квалификации педагогов, предполагающих осуществлять обучение с использованием дистанционных образовательных технологий целесообразно вести с использованием сходной системы дистанционного обучения, в которой в дальнейшем педагогам предстоит работать. Курсы повышения квалификации должны быть построены таким образом, чтобы часть времени слушатели обучались очно, а часть – с использованием дистанционных технологий.

В результате обучения учителя должны обладать необходимыми знаниями:

об особенностях психофизического развития детей, относящихся к разным педагогическим группам;

в области методик, технологий, подходов в организации образовательного процесса для детей, относящихся к разным педагогическим группам;

о специфическом инструментарии и возможностях, позволяющих технически осуществлять процесс обучения в дистанционной форме.

Содержание повышения квалификации педагогов, использующих дистанционные технологии должно состоять из следующих блоков:

технологические основы обучения с использованием дистанционных технологий;

педагогические и дидактические основы обучения с использованием дистанционных технологий;

методика преподавания отдельных предметов с использованием дистанционных образовательных технологий

специфические аспекты обучения с использованием дистанционных технологий различных целевых групп обучающихся и моделей электронных дистанционных технологий.

Программа повышения квалификации для каждого обучающегося (группы обучающихся) должна состоять из общих для всех - инвариантных модулей и вариативных, связанных с предметной специализацией педагогов и целевой аудиторией, которую планирует обучать педагог по окончании курсовой подготовки. Также вариативные модули должны рассматривать специфику моделей электронных дистанционных технологий.

Инвариантные модули:

технологические вопросы использования систем дистанционного обучения при реализации электронного дистанционного обучения;

педагогические и дидактические основы обучения с использованием дистанционных технологий;

Возможные вариативные модули:

методика преподавания отдельных предметов (в соответствии со списком предметов);

специфические аспекты обучения с использованием дистанционных технологий различных целевых групп обучающихся;

специфические аспекты различных моделей электронного дистанционного обучения.

Акцентирование обучения на информационных технологиях связано с умениями учителя использовать средства информационных технологий в качестве основного инструмента обучения. В результате обучения работники образовательных учреждений должны обладать технологическими умениями, которые можно объединить в группы:

умение организовать собственную работу на компьютере;

умение выбрать и использовать локальные приложения на компьютере для решения педагогических задач, как собственных, так и при взаимодействии с обучающимися;

умение использовать периферийное оборудование до степени свободы, позволяющей помочь в вопросах его использования обучающимся;

умение привлекать возможности информационных объектов, находящихся на внешних интернет-сайтах (электронные библиотеки и словари, информационные ресурсы, специализированные по предметной направленности сайты, информацию, размещенную на образовательных порталах и т.п.);

умение организовывать собственную деятельность и деятельность учащихся в информационной среде;

использование программ для организации он-лайн взаимодействия (взаимодействия в реальном времени): интернет видео-конференций, аудио-конференций, чата;

умение эффективно использовать возможности информационной системы дистанционного обучения, как основного инструмента организации обучения с использованием дистанционных технологий;

ведение электронного документооборота.

Блок «Педагогические и дидактические основы обучения с использованием дистанционных технологий» направлен на выявление различий между очным уроком в классе и уроком в интернете, в нем должны быть определены основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.

В вариативном блоке по методике преподавания содержание определяется для каждого учебного предмета или предметной области отдельно. Изучаются специфика преподавания предмета с использованием дистанционных технологий, рассматриваются и подвергаются анализу дистанционные курсы, электронные образовательные ресурсы по предмету, обсуждаются различные способы преподавания предмета.

Содержание вариативного блока «Специфические аспекты обучения с использованием дистанционных технологий различных целевых групп обучающихся» определяется особенностями учащихся. Например, при обучении детей-инвалидов с использованием дистанционных технологий содержанием являются основы коррекционной педагогики, при работе с одаренными детьми – психология одаренности и т.д.

Обеспечение методической поддержки преподавателей,
работающих в системе электронного дистанционного обучения

Для эффективного внедрения различных моделей электронного дистанционного обучения кроме подготовки кадров необходимо уделить большое внимание вопросам постоянной методической и консультационной поддержки преподавателей, работающих в системе электронного дистанционного обучения. Методическая и консультационная поддержка так же, как и обучение педагогов, должна охватывать технологические, методические и психологические аспекты электронного дистанционного обучения, учитывать особенности различных моделей такого обучения.

Методическую и консультационную поддержку педагогов, осуществляющих обучение с использованием дистанционных образовательных технологий, целесообразно вести с использованием сходной системы дистанционного обучения, в которой работают педагоги.

Для методической поддержки также целесообразно использовать интернет-ресурсы организаций, занимающихся повышением квалификации (переподготовкой) педагогических кадров и социальных педагогических сетей.

Эффективная методическая поддержка требует разработки комплекта методических рекомендаций по использованию электронного дистанционного обучения в различных типах образовательных учреждений и моделях электронного дистанционного обучения.

Методические рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения и использовании в них электронного дистанционного обучения

В настоящее время обучение детей с тяжелыми формами хронических соматических заболеваний и детей-инвалидов регламентируется письмом Министерства народного образования РСФСР от 14.11.87 №17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.96 №861 «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в не государственных образовательных учреждениях». В 2003 г. Министерство образования РФ разработало «Методические рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения» Письмо 27/2643-6 от 28.02.2003 г.

Ставя перед собой гуманные цели обеспечения достижения больными детьми образовательного стандарта, обеспечения их оптимальной социальной интеграции, сохранения и укрепления здоровья больных детей, во многих субъектах Российской Федерации были созданы школы надомного обучения.

Деятельность школ надомного обучения в настоящее время постоянно совершенствуется, ведется поиск наиболее оптимально организованных моделей такого образовательного учреждения.

С распространением информационных и дистанционных технологий, использованием дистанционных образовательных технологий значительно расширяются возможности получения детьми-инвалидами образования, что позволяет во многих случаях обеспечить освоение обучающимся основной общеобразовательной программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в полном объеме.

Правовую основу организации дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому (далее – дети-инвалиды), составляют, прежде всего, Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании», Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и приказ Минобрнауки России от 6 мая 2005 г. №137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий».

На основании статьи 18 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» детям-инвалидам, по состоянию здоровья временно или постоянно не имеющим возможности посещать образовательные учреждения, с согласия их родителей должны быть созданы необходимые условия для получения образования по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.

Вопросы организации дистанционного образования детей-инвалидов в конкретном субъекте Российской Федерации должны быть урегулированы законами и иными нормативными правовыми актами, принимаемыми органами государственной власти данного субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

В уставе и локальных актах школ надомного обучения, реализующих общеобразовательные программы с использованием дистанционных технологий обучения, должны быть закреплены соответствующие положения, касающиеся организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий. При этом необходимо обеспечить соблюдение требования пункта 5 Порядка использования дистанционных образовательных технологий, утвержденного приказом Минобрнауки России от 6 мая 2005 г. №137, согласно которому обязательным условием организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий является наличие у образовательного учреждения руководящих, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала, имеющих соответствующий уровень подготовки, и специально оборудованных помещений с соответствующей техникой, позволяющих реализовывать образовательные программы с использованием дистанционных образовательных технологий.

Обучение с использованием дистанционных технологий может быть организовано для детей-инвалидов, обучающихся на дому по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и не имеющих медицинских противопоказаний для работы с компьютером.

Данная категория обучающихся включает в том числе детей, нуждающихся в обучении по образовательной программе специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и других).

Для организации дистанционного обучения обеспечивается подключение мест проживания обучающихся и рабочих мест учителей к сети Интернет, а также оснащение их и школ надомного обучения комплектами компьютерной техники, цифрового учебного оборудования, оргтехники и программного обеспечения, адаптированными с учетом специфики нарушений развития детей-инвалидов (далее – комплект оборудования), с предоставлением необходимых расходных материалов.

Рабочие места учителей могут оснащаться комплектом оборудования и обеспечиваться доступом в Интернет как в школе надомного обучения (образовательной организации (образовательном учреждении)), так и непосредственно по месту проживания учителя. Преимуществом последнего варианта является то, что организация и проведение занятий в дистанционной форме не требуют обязательного присутствия учителя в образовательном учреждении, соответственно учитель получает возможность более гибко и эффективно планировать и осуществлять учебный процесс.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации по вопросам внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений российской федерации оглавление

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по вопросам внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений Российской Федерации Оглавление Общие положения 5 Модели внедрения электронного дистанционного обучения в систему ...
  2. Методические рекомендации по вопросам внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений российской федерации оглавление (1)

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по вопросам внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений Российской Федерации Оглавление Концепция внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность ...
  3. Содержание образовательной программы стр информационная справка(общие сведения об образовательном учреждении) 3 - 7

    Основная образовательная программа
    ... работа по внедрению электронных дневников. ... Методические рекомендации /. – М.: Вентана – Граф, 2008. Проектная деятельность ... по разделам курса. Согласно федеральному базисному учебному плану для обра­зовательных учреждений Российской Федерации ...
  4. Методические рекомендации для специалистов центров дистанционного образования в субъектах российской федерации «особенности организации обучения детей-инвалидов по дистанционным технологиям» с целью поддержки реализации мероприятия «развитие

    Методические рекомендации
    ... базе образовательного учреждения по месту жительства обучающегося. Центр при этом обеспечивает методическое сопровождение деятельности образовательного учреждения по организации дистанционного обучения ...
  5. Рекомендации по преподаванию информатики на основе умк бином для 2-11 классов 2011-2012 учебный год содержание

    Документ
    ... образовательных учреждений Российской Федерации ... деятельности в процессе обучения ... (оглавление, ... дистанционного ... Методические рекомендации по ... вопросы ... методическое пособие, Электронное ... систему обучения ... внедрения свободного программного обеспечения в учреждениях ...

Другие похожие документы..