Главная > Документ


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

(ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)

ИНСТИТУТ ТЕПЛОВОЙ И АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ (ИТАЭ)
___________________________________________________________________________________________________________

Направление подготовки: 140100 Теплоэнергетика и теплотехника

Профиль(и) подготовки: Тепловые электрические станции, Технология воды и топлива на тепловых и атомных электрических станциях, Автоматизация технологических процессов в теплоэнергетике

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

";БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ";

Цикл:

профессиональный

--

Часть цикла:

базовая

--

дисциплины по учебному плану:

ИТАЭ; Б.3.8

--

Часов (всего) по учебному плану:

108 час

--

Трудоемкость в зачетных единицах:

2

6 семестр – 2

Лекции

15 час

6 семестр

Практические занятия

15 час

6 семестр

Лабораторные работы

15 час

6 семестр

Расчетные задания, рефераты

--

--

Объем самостоятельной работы по учебному плану (всего)

63 час

6 семестр

Экзамены

--

--

Курсовые проекты (работы)

--

--

Москва - 2010

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью дисциплины является изучение основных принципов обеспечения безопасности на производстве и в быту.

По завершению освоения данной дисциплины студент способен и готов:

  • к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

  • логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

  • находить организационно-управленческие решения в нестандартных условиях и в условиях различных мнений и нести за них ответственность (ОК-4);

  • в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, к приобретению новых знаний, использовать различные средства и технологии обучения (ОК- 6);

  • к самостоятельной, индивидуальной работе, принятию решений в рамках своей профессиональной компетенции (ОК-7);

  • применять основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, использовать компьютер как средство работы с информацией (ОК-11);

  • демонстрировать базовые знания в области естественнонаучных дисциплин и использовать основные законы в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ПК-2);

  • выявить естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, и привлечь для их решения соответствующий физико-математический аппарат (ПК-3);

  • использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ПК-4);

  • владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от последствий возможных аварий, катастроф, стихийных бедствий (ПК-5);

  • анализировать научно-техническую информацию, изучать отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-6);

  • к организации рабочих мест, их технического оснащения, размещению технологического оборудования в соответствии с технологией производства, нормами техники безопасности и производственной санитарии, пожарной безопасности и охраны труда (ПК-12);

  • к контролю соблюдения экологической безопасности на производстве, к участию в разработке и осуществлении экозащитных мероприятий и мероприятий по энерго- и ресурсосбережению на производстве (ПК-17);

  • к проведению экспериментов по заданной методике и анализу результатов с привлечением соответствующего математического аппарата (ПК-18).

Задачами дисциплины являются:

  • дать информацию о влиянии антропогенных факторов на человека, основных рисках для персонала и населения, технических методах и средствах снижения воздействия этих факторов до допустимых уровней;

  • познакомить обучающихся с нормативно-правовой документацией в области безопасности жизнедеятельности;

  • научить принимать и обосновывать конкретные организационно-управленческие и технические решения в области обеспечения безопасности на производстве.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина относится к базовой части профессионального цикла Б.3 основной образовательной программы подготовки бакалавров по профилю «Тепловые электрические станции», «Технология воды и топлива на тепловых и атомных электрических станциях», «Автоматизация технологических процессов и производств», «Менеджмент организации» направления 140100 «Теплоэнергетика и теплотехника».

Дисциплина базируется на следующих дисциплинах: «Физика», «Теоретические основы электротехники».

Знания, полученные по освоению дисциплины, необходимы при выполнении бакалаврской выпускной квалификационной работы и магистерской диссертации.

3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения учебной дисциплины обучающиеся должны демонстрировать следующие результаты образования:

Знать:

  • основы обеспечения безопасности жизнедеятельности (ОК-4, ПК-2, ПК-5, ПК-12, ПК-17);

  • основные источники научно-технической информации в области обеспечения безопасности на производстве (ОК-11, ПК-4, ПК-6);

  • методы и средства защиты человека от воздействия антропогенных факторов, применяемые на производстве и в быту (ОК-4, ОК-7, ПК-5, ПК-17).

Уметь:

  • использовать инструкции, описания, технические паспорта о работе устройств и установок (ОК-1, ОК-6, ПК-18)

  • самостоятельно разбираться в нормативных методиках расчета и применять их для решения поставленной задачи (ОК-1, ОК-7, ПК-3, ПК-4, ПК-6, ПК-18);

  • осуществлять поиск и анализировать научно-техническую информацию и выбирать необходимые методы и средства защиты от воздействия антропогенных факторов (ОК-2, ОК-4, ОК-6, ОК-11, ПК-5, ПК-6, ПК-12, ПК-17);

  • самостоятельно проводить измерения значений параметров, характеризующих антропогенные факторы и анализировать результаты измерений (ОК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-18).

Владеть:

  • основами физиологии труда и комфортных условий жизнедеятельности в техносфере (ПК-5, ПК-12);

  • навыками дискуссии по профессиональной тематике (ОК-1, ОК-2, ПК-2, ПК-3);

  • навыками поиска информации о методах и средствах обеспечения безопасности жизнедеятельности и ее применения при выборе мер защиты человека от воздействия антропогенных факторов (ОК-4, ОК-6, ОК-11, ПК-5, ПК-12, ПК-17);

  • информацией о допустимых уровнях воздействия антропогенных факторов на человека (ОК-7, ПК-4, ПК-17).

4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1 Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 108 часов.

п/п

Раздел дисциплины.

Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)

Всего часов на раздел

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и
трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

(по разделам)

Лк

Пр

лаб

сам.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Безопасность жизнедеятельности: термины и определения, нормативно правовые основы

3

6

1

--

--

2

Устный опрос по знанию терминологии

2

Электробезопасность

52

6

8

6

13

25

Контрольная работа

3

Виброакустика

12

6

1

4

1

6

Домашнее задание

4

Производственное освещение

8

6

1

2

1

4

Домашнее задание

5

Электромагнитная безопасность

3

6

1

--

--

2

Устный опрос

6

Радиационная безопасность

8

6

1

1

--

6

Домашнее задание

7

Пожарная безопасность

9

6

1

2

--

6

Домашнее задание

8

Чрезвычайные ситуации

3

6

1

--

--

2

Устный опрос

Зачет

10

6

--

--

--

10

Устный опрос

Итого:

108

15

15

15

63

4.2 Содержание лекционно-практических форм обучения

4.2.1. Лекции

6 семестр

1. Безопасность жизнедеятельности: термины и определения, нормативно правовые основы.

Основные понятия и определения. Охрана труда. Промышленная безопасность. Антропогенные производственные факторы и их классификация. Вредные и опасные факторы, воздействующие на человека. Понятие риска.

Нормативно-правовые основы безопасности жизнедеятельности. Система управления безопасностью и охраной труда. Основы управления охраной труда в организациях. Аттестация рабочих мест в организациях.

2. Электробезопасность.

Электробезопасность. Действие электрического тока на организм человека. Электрическое сопротивление тела человека. Факторы, влияющие на исход поражения электрическим током.

Критерии безопасности электрического тока. Классификация помещения по степени опасности поражения электрическим током. Явления, возникающие при стекании тока в землю. Напряжение прикосновения. Напряжение шага.

Анализ опасности поражения человека электрическим током в различных электрических сетях. Виды сетей. Схемы включения человека в цепь электрического тока. Выбор схемы сети и режима нейтрали.

Основные меры защиты от поражения электрическим током в электроустановках. Защитное заземление. Зануление. Устройства защитного отключения.

3. Виброакустика.

Основные физические характеристики шума. Воздействие шума на человека. Нормирование шума. Методы борьбы с шумом.

Основные физические характеристики вибраций. Воздействие вибраций на человека. Вибрационная болезнь. Нормирование вибраций. Методы борьбы с производственными вибрациями.

4. Производственное освещение.

Освещение. Основные светотехнические понятия и величины. Виды освещения, нормирование, показатели качества освещения. Расчет производственного освещения.

5. Электромагнитная безопасность.

Влияние электромагнитного поля на здоровье человека. Источники электромагнитных полей. Нормирование воздействия электромагнитных полей. Защита от воздействия электромагнитных полей. Электромагнитная безопасность при работе с компьютерной техникой.

6. Радиационная безопасность.

Воздействие ионизирующих излучений на человека. Дозиметрические величины. Нормирование воздействия радиации. Защита от ионизирующих излучений.

7. Пожарная безопасность.

Пожарная безопасность. Общие сведения о горении. Категорирование помещений по пожаровзрывоопасности. Пожарная опасность зданий и сооружений. Тушение пожаров.

8. Чрезвычайные ситуации.

Чрезвычайные ситуации. Классификация чрезвычайных ситуаций. Основные стадии чрезвычайных ситуаций. Основные направления в решении задач по обеспечению безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях.

4.2.2. Практические занятия

6 семестр

Электробезопасность. Примеры решения задач.

Расчет производственного освещения с помощью метода использования светового потока.

Акустический расчет.

Применение теории риска. Построение дерева отказов.

Оценка воздействия ионизирующих излучений.

4.3. Лабораторные работы

6 семестр

№1. Оценка эффективности производственного освещения;

№2. Анализ опасности поражения человека электрическим током в сетях до 1000 В;

№3.Оценка эффективности системы защитного заземления;

№4. Оценка эффективности системы зануления;

№5. Оценка влияния шума на организм человека;

№6. Оценка эффективности защитных экранов для защиты от теплового излучения;

№7. Оказание первой доврачебной помощи при поражении человека электрическим током.

4.4. Расчетные задания

Расчетные задания учебным планом не предусмотрены.

4.5. Курсовые проекты и курсовые работы

Курсовой проект (курсовая работа) учебным планом не предусмотрены.

5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Лекционные занятия проводятся в форме лекций с использованием презентаций и учебных фильмов.

Практические занятия проводятся в форме обсуждения конкретных ситуаций и проведения расчетов для различных производств.

Лабораторные работы проводятся с использованием соответствующих лабораторных установок и тренажера по оказанию первой доврачебной помощи.

Самостоятельная работа включает подготовку к устным опросам, контрольным и лабораторным работам, а также подготовку к зачету.

6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Для текущего контроля успеваемости используются устные опросы, домашние задания и контрольные работы.

Аттестация по дисциплине – дифференцированный зачет.

Оценка за освоение дисциплины, рассчитывается из условия: 0,5(среднеарифметическая оценка за контрольные и устные опросы по лабораторным работам) + 0,5(оценка на зачете).

В приложение к диплому вносится оценка за зачет.

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

7.1. Литература:

а) основная литература:

1. Монахов А.Ф. Защитные меры электробезопасности в электроустановках. – М.: Энеоргосервис, 2008.-152с.

2. Инженерная экология: Учебник / Под ред. проф. Медведева В.Т. – М.: Гардарики, 2002.-687с.

3. Долин П.А. Основы техники безопасности в электроустановках: Учебное пособие для вузов. – М.: Энергоатомиздат, 2000.-440с.

4. Безопасность жизнедеятельности. Лабораторный практикум: учеб. пособие / А.Ф. Монахов, А.К. Макаров, И.В. Королев; под. Ред. В.Т. Медведева. – М.: Издательский дом МЭИ, 2009.-184с.

б) дополнительная литература:

1. Монахов А.Ф. Защитное зануление: метод. пособие. / А.Ф. Монахов, И.В. Королев, О.В. Чебышева. – М.: Издательский дом МЭИ, 2010.-64с.

2. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов. / Под общ. ред. Э.А. Арустамова. – М.: Изд. Дом «Дашков и Ко», 2006. – 476с.

3. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов. / Под общ. ред. C.B. Белова. - М.: Высшая шк., 2001. – 485с.

4. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. / Ю.Г.Сапронов, А.Б.Сыса, В.В.Шахбазян. – М.: Изд. Центр «Академия», 2004. – 320с.

5. Безопасность жизнедеятельности. Производственная безопасность и охрана труда. / П.П.Кукин, В.Л.Лапин, Н.Л.Пономарева и др. – М.: Высш. шк.,- 2003. – 439с.

7.2. Электронные образовательные ресурсы:

а) лицензионное программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

http:/bgd.alpud.ru

б) другие:

учебный фильм ";Электротравмы», учебный фильм «Оказание первой доврачебной помощи».

8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Для обеспечения освоения дисциплины необходимо наличие учебной аудитории для проведения лекционных занятий, снабженной мультимедийными средствами для представления презентаций лекций и показа учебных фильмов и аудитории для проведения лабораторных занятий, оборудованная соответствующими стендами.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению подготовки 140100 Теплоэнергетика и теплотехника и профилю «Тепловые электрические станции», «Технология воды и топлива на тепловых и атомных электрических станциях», «Автоматизация технологических процессов и производств», «Менеджмент организации».

ПРОГРАММУ СОСТАВИЛ:

д.б.н., профессор Малышев В.С.

";СОГЛАСОВАНО";:

Директор ИТАЭ

д.т.н., профессор Комов А. Т.

";УТВЕРЖДАЮ";:

Зав. кафедрой

к.т.н. Кондратьева О.Е.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Направление подготовки 140100 теплоэнергетика и теплотехника профиль(и) подготовки тепловые электрические станции технология воды и топлива на тепловых и атомных электрических станциях автоматизация технологических процессов в теплоэнергетике

    Документ
    ... направлениюподготовки140100Теплоэнергетика и теплотехника для профилей: Тепловыеэлектрическиестанции; Технологияводы и топливанатепловых и атомныхэлектрическихстанциях; Автоматизациятехнологическихпроцессов в теплоэнергетике; ПРОГРАММУ ...
  2. Направление подготовки 140100 теплоэнергетика и теплотехника профили подготовки тепловые электрические станции технология воды и топлива на тэс и аэс автоматизация технологических процессов в теплоэнергетике квалификация (степень) выпускника

    Документ
    ... ПрООП ВПО по направлениюподготовки140100 «Теплоэнергетика и теплотехника» и профилям «Тепловыеэлектрическиестанции», «Технологияводы и топливана ТЭС и АЭС», «Автоматизациятехнологическихпроцессов в теплоэнергетике» ПРОГРАММУ СОСТАВИЛ ...
  3. Направление подготовки 140100 теплоэнергетика и теплотехника профили подготовки тепловые электрические станции технология воды и топлива на тэс и аэс автоматизация технологических процессов в теплоэнергетике квалификация (степень) выпускника

    Документ
    ... ПрООП ВПО по направлениюподготовки140100 «Теплоэнергетика и теплотехника» и профилям «Тепловыеэлектрическиестанции», «Технологияводы и топливана ТЭС и АЭС», «Автоматизациятехнологическихпроцессов в теплоэнергетике» ПРОГРАММУ СОСТАВИЛ ...
  4. Направление подготовки 140100 теплоэнергетика и теплотехника профиль(и) подготовки тепловые электрические станции (1)

    Документ
    ... программы подготовки бакалавров по профилямТепловыеэлектрическиестанции», «Технологияводы и топливанатепловых и атомныхэлектрическихстанциях»направления140100Теплоэнергетика и теплотехника Дисциплина базируется на следующих ...
  5. Направление подготовки 140100 теплоэнергетика и теплотехника профиль(и) подготовки тепловые и электрические станции технология воды и топлива на тэс и аэс автоматизация технологических процессов в теплоэнергетике

    Документ
    ... ПрООП ВПО по направлениюподготовки140100 «Теплоэнергетика и теплотехника» и профилям «Тепловые и электрическиестанции», «Технологияводы и топливана ТЭС и АЭС», «Автоматизациятехнологическихпроцессов в теплоэнергетике». ПРОГРАММУ СОСТАВИЛ ...

Другие похожие документы..