Главная > Основная образовательная программа


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2

Еманжелинского муниципального района Челябинской области

Рекомендовано
на педагогическом совете Протокол №2 от 30.08.2011г.

Утверждаю

______Директор МОУ СОШ №2 А.П.Герц

Основная

образовательная программа

начального общего образования

Оглавление

1.Пояснительная записка

2.Планируемые результаты освоения обучающимися

основной образовательной программы начального общего образования

2.1.Формирование универсальных учебных действий

(личностные и метапредметные результаты)

2.2.Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)

2.3.Формирование ИКТ-компетентности обучающихся (метапредметные результаты)

2.4.Русский язык

2.5.Литературное чтение

2.6.Иностранный язык (английский, немецкий, французский)

2.7.Математика

2.8.Окружающий мир

2.9.Музыка

2.10.Изобразительное искусство

2.11.Технология

2.12.Физическая культура

3.Базисный учебный план начального общего образования

образовательного учреждения

4. Модель организации внеурочной деятельности обучающихся с учетом принципа целостности педагогического процесса в соответствии с ФГОС

5.Программа формирования универсальных учебных действий

у обучающихся на ступени начального общего образования

6.Программы отдельных учебных предметов

6.1.Общие положения

6.2.Основное содержание учебных предметов

(русский язык, литературное чтение, иностранный язык,

математика, окружающий мир, музыка, изобразительное искусство,

технология, физическая культура)

7.Программа духовно-нравственного развития и воспитания

обучающихся на ступени начального общего образования

8.Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

9.Программа коррекционной работы

10.Система оценки достижения планируемых результатов

освоения основной образовательной программы начального общего образования

Паспорт

основной образовательной программы

начального общего образования

МОУ СОШ №2 Еманжелинского муниципального района

Челябинской области

Наименование

Основная образовательная программа начального общего образования

Основание для разработки программы

- Закон РФ «Об образовании»;

- Приказ №373 от 6.10.2009 Министерство образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

- Примерная программа ООП НОО;

- Требования к структуре основных образовательных программ начального общего и основного общего образования;

- Базисный учебный план;

- Концептуальные положения УМК «Перспектива».

Заказчик Программы

Администрация школы

Основные разработчики Программы

Заместитель директора по УВР

Учителя начальных классов

Педагоги ДО

Основная цель Программы

Создание условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия; для развития ребенка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой через побуждение и поддержку детских инициатив в культуросообразных видах деятельности, обучение навыкам общения и сотрудничества, поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе, расширение опыта самостоятельного выбора, формирование желания учиться и основ умения учиться – постоянно расширять границы своих возможностей.

Задачи Программы

1.Спроектировать содержание образования и построение учебного процесса в строгом соответствии с требованиями стандарта.

2.Обеспечивать целостность образовательного процесса обучающихся путём создания комфортной развивающей образовательной среды начальной школы.

3.Осуществлять комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных достижений выпускников начальной школы в соответствии с планируемыми результатами.

4. Поддерживать становление и развитие высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.

Исполнители Программы и её основных мероприятий

Педагогический коллектив школы

Ожидаемые результаты

 Выпускник, завершивший обучение на начальной ступени общего образования, должен:

  • освоить общеобразовательные программы по предметам, включённым в учебный план учреждения на уровне, достаточном для продолжения обучения на ступени основного общего образования;

  • получить познавательное развитие, позволяющее:

- осуществлять самостоятельный поиск способов и средств деятельности, добывать информацию;

-осмысленно относиться к слову, проявлять способность к рефлексии;

- владеть элементарными приёмами запоминания и передачи учебно-научного текста;

- иметь повышенный уровень функциональной грамотности;

- уметь рассуждать, аргументировать своё мнение, выдвигать гипотезы, проявлять культуру логических рассуждений;

- уметь проявлять инициативность в познавательной деятельности;

  • получить социально-личностное развитие, позволяющее:

-стремиться к взаимодействию и сотрудничеству;

- иметь навыки оценки и самооценки;

-уметь слушать, работать совместно.

Сроки и этапы реализации Программы

1 этап – 2011/2012 уч.г. – введение ФГОС нового поколения в 1-х классах

2 этап – 2012/2013 уч.г. – введение ФГОС нового поколения во 2-х классах

3 этап – 2013/2014 уч.г. – введение ФГОС нового поколения в 3-х классах

4 этап – 2014/2015 уч.г. – введение ФГОС нового поколения в 4-х классах

Контроль исполнения Программы

Администрация школы, методический совет

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основная образовательная программа начального общего образования разработана педагогическим коллективом МОУ СОШ №2 Еманжелинского муниципального района Челябинской области), в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом Примерной основной образовательной программы начального общего образования, особенностей образовательного учреждения (муниципальное) и вида (средняя общеобразовательная), а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса, отражённых в концепции развития школы на 2011 – 2015 гг. и концептуальных положений УМК «Перспектива», реализующей фундаментальное ядро содержания современного общего начального образования, опираясь на следующие документы:

1. Закон «Об образовании»;

2. Приказ №373 от 6.10.2009 Министерство образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

4. Примерная программа ООП НОО;

5. Требования к структуре основных образовательных программ начального общего и основного общего образования;

6. Базисный учебный план;

7. Концептуальные положения УМК «Перспектива».

Основная образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ №2 определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Основная образовательная программа разработана с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения.

Миссия школы заключается в том,чтобы создать такое образовательное пространство школы, которое позволит обеспечить личностный рост обучающегося и его подготовку к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизни в условиях информационного общества. Школа создает условия и стимулы для получения качественного образования и развития ключевых компетенций.

Реализация миссии школынаправлена на то, чтобы МОУ СОШ №2 стала школой личностного роста, центром духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Стратегические направления работы школы:

1.Создание условий для эффективного перехода на обучение по новым государственным образовательным стандартам (ФГОС):

Реализация комплексно-целевой программы повышения квалификации педагогов, разработка основной образовательной программы начального общего образования школы.

2. Обновление воспитательной системы в соответствии с внедрением ФГОС. Реализация комплексно-целевых программ «Семья», «Профилактика», «Безопасность образовательного учреждения».

«Информатизация образовательного учреждения»;

3.Создание системы поддержки талантливых детей:

Реализация комплексно - целевой программы «Одаренные дети».

4.Создание школьной системы мониторинга оценки качества образования в соответствии с требованием новых государственных образовательных стандартов (ФГОС).

5. Построение здоровьесберегающей среды в школе:

Реализация комплексно - целевой программы «Здоровье».

Ежегодный план реализации концепции развития школы через комплексно-целевые программы и планы:

3.1. «Профильное и предпрофильное образование»;

3.2. «Одаренные дети»;

3.3. «Здоровье»;

3.4. «Семья»;

3.5. «Профилактика»;

3.6.«Информатизация образовательного учреждения»;

3.7. «Безопасность образовательного учреждения».

- план методической работы;

- комплексно - целевые программы по воспитательной деятельности

- план работы по внедрению новых ФГОС (на всех ступенях образования);

- комплексно - целевая программа «Одаренные дети»;

- программа мониторинга;

и через основную образовательную программу начального общего образования (далее: ООП НОО).

Цель ООП НОО: создание условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия; для развития ребенка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой через: побуждение и поддержку детских инициатив в культуросообразных видах деятельности, обучение навыкам общения и сотрудничества, поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе, расширение опыта самостоятельного выбора, формирование желания учиться и основ умения учиться – постоянно расширять границы своих возможностей.

Задачи ООП НОО:

1. Спроектировать содержание образования и построение учебного процесса в строгом соответствии с требованиями стандарта.

2. Обеспечивать целостность образовательного процесса обучающихся путём создания комфортной развивающей образовательной среды начальной школы.

3. Осуществлять комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных достижений выпускников начальной школы в соответствии с планируемыми результатами.

4. Поддерживать становление и развитие высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

5.Готовить к профессиональному выбору, т.е. научить ориентироватьсяв мире профессий, в ситуации на рынке труда и в системе профессионального образования, в собственных интересах и возможностях, подготовить к условиям обучения в профессиональном учебном заведении, сформировать знания и умения, имеющие опорное значение для профессионального образования определенного профиля.

Основные подходык формированию ООП НОО

В основе лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

  • ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

  • учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

  • разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

  • гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Общая характеристика ООП НОО

Начальная школа - особый этап в жизни ребёнка, связанный:

• с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка - с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

• с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

• с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

• с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

• с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексии;

• с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Учитываются следующие особенности, характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):

• центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

• развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

• личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

• метапредметные результаты - освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

• предметные результаты - освоенные обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Содержание основной образовательной программы начального общего образования сформировано с учётом социокультурных особенностей и потребностей региона, в котором осуществляется образовательный процесс.

Важнейшей частью основной образовательной программы является учебный план образовательного учреждения, который содержит две составляющие: обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, включающую в том числе внеурочную деятельность.

В ходе освоения образовательных программ при реализации учебного плана на первой ступени общего образования формируются базовые основы и фундамент всего последующего обучения, в том числе:

• закладывается основа формирования учебной деятельности ребёнка - система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;

• формируются универсальные учебные действия;

• развивается познавательная мотивация и интересы обучающихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формируются основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Содержание образования на этой ступени реализуется преимущественно за счёт введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, деятельностного подхода и индивидуализации обучения по каждому учебному предмету.

В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное и т. д.), которые подробно отражены в целевых комплексных программах школы:

Воспитательные программы, реализуемые в школе:

Программа

«Профилактика»

«Здоровье»

«Семья»

«Одаренные дети»

Концепция воспитательной системы школы выстраивается с ориентацией на модель выпускника как гражданина-патриота, образованного человека, личность свободную, культурную, гуманную, способную к саморазвитию. Такой системный подход позволяет сделать педагогический процесс более целесообразным, управляемыми и, самое важное - эффективным.

Внеурочная деятельность организуется в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.

Особенностью организации внеурочной деятельности обучающихся 1-4 классов МОУ СОШ №2 является совместная работа основного и дополнительного образования по развитию коммуникативных компетенций обучающихся. В результате совместной деятельности предусмотрена Модель организации внеучебной деятельности обучающихся с учётом принципа целостности педагогического процесса в соответствии с ФГОС нового поколения.

Второй особенностью школы является возможность организации внеурочной деятельности обучающихся в едином образовательном пространстве, используя ресурсы учреждений дополнительного образования, таких, как Центр детского творчества «Радуга» детско-юношеская спортивная школа, школа искусств имени Ф.Липса.

При этом формы, средства и методы обучения, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, а также система оценок, формы, порядок и периодичность их промежуточной аттестации определяются уставом образовательного учреждения и соответствуют требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании», Стандарта и положениям Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа начального общего образования (11)

    Основная образовательная программа
    ... :____________­­­­­­­­­­­­_ ОСНОВНАЯОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯПРОГРАММАНАЧАЛЬНОГООБЩЕГООБРАЗОВАНИЯОглавлениеОглавление 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 5 1. программа духовно-нравственного развития, воспитания ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГООБЩЕГООБРАЗОВАНИЯ ...
  2. Основная образовательная программа начального общего образования (16)

    Пояснительная записка
    ... д. Ореховно» ОСНОВНАЯОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯПРОГРАММАНАЧАЛЬНОГООБЩЕГООБРАЗОВАНИЯОглавление ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4 1. программа духовно-нравственного развития, воспитания ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГООБЩЕГООБРАЗОВАНИЯ ...
  3. Основная образовательная программа начального общего образования (23)

    Основная образовательная программа
    ... освоения основнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразования. 15-65 3.Учебный план начальногообщегообразования 66 4. Программа формирования ... лист, страница «Содержание» или «Оглавление», аннотация иллюстрации); составлять тематический, ...
  4. Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного Учреждения «Средняя общеобразовательная школа №9» 2011-2015 год

    Основная образовательная программа
    ... год Оглавление Раздел Стр. 1. Пояснительная записка 2. Планируемые результаты освоения обучающимися основнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразования _________ ...
  5. Основной образовательной программы начального общего образования

    Пояснительная записка
    Оглавление Паспорт программы 3 Пояснительная записка 5 Планируемые результаты освоения обучающимися основнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразования 12 Базисный учебный (образовательный) план ...

Другие похожие документы..