Главная > Программа


Программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы

МОУ СОШ №4 г. Дмитрова

Содержание:

1. Нормативно-правовая и документальная основа.

2. Пояснительная записка.

3. Цели и задачи.

4. Принципы программы.

5. Направления реализации программы.

6. Формы внеурочной деятельности по направлениям.

7. Условия реализации программы.

8. Кадровое обеспечение.

9. Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости учащихся во внеурочное

время

10. Материально-техническое обеспечение.

11. Предполагаемые результаты.

12. Условия для самореализации учащихся.

13. Внеурочная   деятельность согласно ФГОС, 1 класс на 2011-2012 учебный год.

14. Содержание воспитательной деятельности.

15. Виды внеучебной деятельности.

16. Методы и средства внеурочной деятельности.

17. Тематическое планирование.

18. Пояснительная записка.

19. Цели внеурочного планирования.

20. Задачи внеурочного планирования.

21. Прогнозируемые результаты.

22. Планируемые личностные результаты.

23. Содержание деятельности.

24. Создание материально-технической базы организации досуга учащихся.

25. Ожидаемые результаты реализации программы.

26. Информационная поддержка занятости учащихся в свободное от учебы время.

27. Мониторинг эффективности внеурочной деятельности и дополнительного

образования

28. Ожидаемые результаты реализации программы.

1. Нормативно-правовая и документальная основа:

  • Закон Российской Федерации « Об образовании».

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

  • Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.

  • Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.

  • Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.

  • Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16).

  • Должностная инструкция зам. директора по воспитательной работе.

  • Должностная инструкция классного руководителя.

  • Должностная инструкция педагога дополнительного образования.

  • Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям образования

  1. Пояснительная записка.

 Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.

Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

  Программа педагогически целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя,  глубже изучается материал. На  занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.

  Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования.

Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования.

В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.

Воспитательная парадигма школы требует от педагогического коллектива максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ребёнка, способности к творческой мысли, стремящемуся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки.

Школа работает по трём уровням результатов внеучебной деятельности школьников:

1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:

  • приобретение учащимися социального опыта;

  • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;

  • приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

3. Цель внеурочной деятельности:

Создание  условий для достижения учащимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Задачи внеурочной деятельности:

  1. Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно

с общественными организациями, ДДТ, театрами, библиотеками, семьями учащихся.

  1. Включение учащихся в разностороннюю деятельность.

  2. Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.

  3. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,

сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.

  1. Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.

  2. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)- для формирования здорового образа жизни.

  3. Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных

программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.

  1. Совершенствование системы мониторинга эффективности воспитательной работы в школе.

  2. Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.

  3. Организация информационной поддержки учащихся.

  4. Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.

4. Принципы программы:

  • Включение учащихся в активную деятельность.

  • Доступность и наглядность.

  • Связь теории с практикой.

  • Учёт возрастных особенностей.

  • Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

  • Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к

сложному).

На содержание программы оказали влияние следующие факторы:

  • Традиции школы.

  • Особенности возраста, класса, индивидуальности детей.

  • Особенности руководителей кружков и секций, их интересы, склонности, установки.

  • Месторасположение школы по отношению к лесу, каналу, реке, центру города.

  1. Направления реализации программы

1.Создание оптимального педагогически организованного пространства проведения учащимися свободного времени.

2. Проведение необходимых для оптимальной занятости учащихся в свободное от учёбы время организационно-управленческих мероприятий.

3. Совершенствование содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.

4. Информационная поддержка занятости учащихся в свободное время.

5. Научно-методическое обеспечение занятости учащихся во внеурочное время.

6. Совершенствование уровня кадрового обеспечения.

7. Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.

Программа организации внеурочной деятельности, в соответствии с приоритетными направлениями программы развития школы, состоит из подпрограмм, в рамках которых реализуются 6 направлений деятельности.

Направления

Форма проведения

Количество часов

1-а

«Школа России»

1-б

«Школа России»

1-в

«Перспективная

начальная школа»

1-г

«Школа

России»

Спортивно – оздоровительное направление – 8 часов

Лечебная

физкультура

Внеурочные

занятия

Шпагина Т.Н. – 2 ч

1

1

Ритмика

Студия

Пигарина О.О. – 4 ч

1

1

1

1

Логопедия

«Говорим правильно»

Внеурочные

занятия

Мартынова Г.Г. – 2 ч

1

1

Духовно – нравственное направление – 8 часов

Краеведение

Клуб

Фролова Л.В. -1 ч

Усова А.А. – 1 ч

1

1

Народная культура

Мастерская

народной культуры

Баскакова Т.П. – 4 ч

1

1

1

1

Путешествие по родному краю

Клуб любителей чтения

Лазарева И.С. – 2 ч

1

1

Социальное направление - 8 часов

Тропинка к своему Я

Тренинги

Тихончук Т.В. – 1 ч

1

1

1

1

Школа социальной адаптации

Внеурочные

занятия

Фролова Л.В. – 2 ч

Маслова О.П. -1 ч

1

1

1

Развитие познавательной сферы

Внеурочные

занятия

Тихончук Т.В. – 4 ч

1

Интеллектуальное направление – 8 часов

Умники и умницы

Внеурочные

занятия

Маслова О.П. – 2 ч

Горбулина И.П. – 1 ч

Усова А.А. -1 ч

1

1

1

1

Школа развития речи

Внеурочные

занятия

Маслова О.П. – 2 ч

Фролова Л.В. – 2 ч

1

1

1

1

Художественно – эстетическое направление – 8 часов

Волшебная кисточка

Художественная студия

Горбулина И.П. – 2 ч

1

1

Технология поделки

«Мастерилка»

Художественная мастерская

Хабарова М.Е. – 2 ч

1

1

Умелые руки

Художественная мастерская

Русакова А.Н.- 4 ч

1

1

1

1

40 часов

10 часов

10 часов

10 часов

10 часов

6. Формы внеурочной воспитательной работы по направлениям:

1. Спортивно-оздоровительное:

  • Работа спортивных секций по футболу, волейболу, баскетболу, теннису, лыжам, лёгкой атлетике, карате и военно - спортивной подготовке.

  • Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований.

  • Проведение бесед по охране здоровья.

  • Применение на уроках игровых моментов, физ.минуток.

  • Участие в районных и городских спортивных соревнованиях.

  • Ведение факультативов «Полезные привычки», «Разговор о правильном питании».

2. Художественно-эстетическое:

  • Организация экскурсий, Дней театра и музея, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;

  • Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;

  • Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, города, области.

3. Интеллектуальное направление:

  • Предметные недели;

  • Библиотечные уроки;

  • Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др.

4. Духовно – нравственное направление:

  • Встречи с ветеранами ВОВ и труда, «Уроки мужества»;

  • Выставки рисунков.

  • Оформление газет о боевой и трудовой славе россиян, дмитровчан

  • Встречи с участниками «горячих точек»;

  • Тематические классные часы

  • Оказание помощи ветеранам ВОВ и труда.

  • Конкурсы рисунков.

  • Фестивали патриотической песни

5. Социальное направление:

  • Проведение субботников;

  • Работа на пришкольном участке.

  • Разведение комнатных цветов.

  • Акция «Спаси дерево».

  • Акция «Тёплый дом».

  • Ведение факультатива «Тропинка к своему Я»

6. Проектная деятельность:

  • Участие в научно-исследовательских конференциях на уровне школы, города, области.

  • Разработка проектов к урокам.

  • Ведение факультатива «Развитие познавательной сферы»

7. Условия реализации программы:

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:

  • конкретное планирование деятельности,

  • кадровое обеспечение программы,

  • методическое обеспечение программы,

  • педагогические условия,

  • материально-техническое обеспечение.

8. Кадровое обеспечение:

В реализации программы участвуют:

  • педагоги школы, реализующие программу;

  • библиотекарь;

  • психолог;

  • медицинский работник школы;

  • работники ДДТ;

  • тренеры спортивных школ;

  • работники краеведческого музея;

  • работники театров.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Анализ работы МО учителей начальных классов за 2010 – 2011 учебный год

    Анализ
    ... обогащение содержания форм и методов внеурочной деятельности, ... Директор Сосенской СОШ №1 Дмитрова Г.Н. Директор Сосенской СОШ №1 Дмитрова Г.Н. ... начальной школы, их готовность выступать организаторами деятельности учащихся; программы деятельности ...
  2. Программа развития муниципальной системы образования

    Программа
    ... содержания и технологий обучения; привлечь в сферу образования квалифицированных специалистов. Программа ... внеурочной деятельности Постоянно Руководители базовых школ ... 100% учащихся начальных классов ... МОУ «Заволжская СОШ» 1.п.Заволжский-п.Дмитрово- ...
  3. «СОГЛАСОВАНА» с методическим Советом школы

    Основная образовательная программа
    ... и воспитания учащихся логически продолжает основные направления Программы духовно-нравственного развития и воспитания для начальной школы (добрые ...
  4. Публичный доклад (100)

    Документ
    ... учащимися школы; - систематически проводились проверки содержания ... Для обеспечения пожарной безопасности МОУ Сосенская СОШ ... программы общего образования (приказ МО ... Для учащихся начальной школы ... (Дмитрова Г.Н. как директор школы и ... внеурочной деятельности ...
  5. Система методической работы

    Курсовая
    ... программам работали: «Школа России»-19 школ (ГСОШ№1, ГСОШ№2, Новорогачинская СОШ, Ерзовская СОШ, Карповская СОШ, МОУ «Новожизненская СОШ», Новонадеждинская СОШ ... к экологической деятельности. Для ее успешного ... (учебники для учащихся начальной школы) - ...

Другие похожие документы..