Главная > Программа


Базовая модель организации работы образовательного учреждения

по формированию у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни

Первый этап — анализ состояния и планирование работы образовательного учреждения по данному направлению, в том числе по:

  • ·организации режима дня детей, их нагрузкам, питанию, физкультурно-оздоровительной работе, сформированности элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных привычек;

  • ·организации просветительской работы образовательного учреждения с учащимися и родителями (законными представителями);

  • ·выделению приоритетов в работе образовательного учреждения с учётом результатов проведённого анализа, а также возрастных особенностей обучающихся на ступени начального общего образования.

Второй этап — организация работы образовательного учреждения по данному направлению.

1. Просветительско-воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, включает:

  • ·внедрение в систему работы образовательного учреждения дополнительных образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, которые должны носить модульный характер, реализовываться во внеурочной деятельности либо включаться в учебный процесс;

  • ·лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактике вредных привычек;

  • ·проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни;

  • ·создание в школе общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей (законных представителей), представителей детских физкультурно-оздоровительных клубов.

2. Просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами и родителями (законными представителями), направленная на повышение квалификации работников образовательного учреждения и повышение уровня знаний родителей (законных представителей) по проблемам охраны и укрепления здоровья детей, включает:

  • ·проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т. п.;

  • ·приобретение для педагогов, специалистов и родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;

  • ·привлечение педагогов, медицинских работников, психологов и родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.

Системная работа на ступени начального общего образования по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни может быть представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков: по созданию здоровьесберегающей инфраструктуры, рациональной организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся, эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, реализации образовательной программы и просветительской работы с родителями (законными представителями) — и должна способствовать формированию у обучающихся ценности здоровья, сохранению и укреплению у них здоровья.

Направления реализации программы

Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения включает:

  • соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;

  • наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;

  • организацию качественного горячего питания учащихся, в том числе горячих завтраков;

  • оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;

  • наличие помещений для медицинского персонала;

  • наличие необходимого (в расчёте на количество обучающихся) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (логопеды, учителя физической культуры, психологи, медицинские работники).

Ответственность и контроль за реализацию этого блока возлагается на администрацию образовательного учреждения.

В школьном здании созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.

В школе работает столовая, позволяющая организовывать горячие завтраки и обеды в урочное время.

Столовая работает полный рабочий день с 8-00 до 17- 00, дотационным питанием обеспечены дети из многодетных, малообеспеченных и неполных семей, а также обуч –ся, имеющие хронические заболевания.

В школе работает спортивный зал, имеется спортивная площадка, оборудованные необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём.

В школе работает медицинский кабинет.

Эффективное функционирование созданной здоровьсберегающей инфраструктуры в школе поддерживает квалифицированный состав специалистов: учитель физической культуры имеет высшую квалификационную категорию, врач, медицинская сестра .

2. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся.

Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся, направленная на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, включает:

  • соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения;

  • использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию);

  • введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;

  • строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;

  • индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования;

  • ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и детьми с ограниченными возможностями здоровья, посещающими специальные медицинские группы под строгим контролем медицинских работников.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их деятельности достигается благодаря систематической работе педагогического коллектива над вопросами повышения эффективности учебного процесса, снижения функционального напряжения и утомления детей, создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.

Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к орга­низации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях).

В учебном процессе педагоги применяют методы и методики обучения, адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся. (Используемые в школе учебно-методический комплексы должны будут содержать материал для регулярного проведения учеником самооценки результатов собственных достижений на разных этапах обучения: в результате работы на конкретном уроке, в результате изучения темы или раздела, в результате обучения в том или ином классе начальной школы). Система заданий направленных на самооценку результатов собственных достижений, их сравнение с предыдущими результатами, на осознание происходящих приращений знаний, способствует формированию рефлексивной самооценки, личностной заинтересованности в приобретении, расширении знаний и способов действий. Достижению личностных результатов способствует тесная связь изучаемого материала с повседневной жизнью ребенка, с реальными проблемами окружающего мира, материал о правах ребенка, о государственных и семейных праздниках и знаменательных датах. Особую актуальность имеет учебный материал, связанный с проблемой безопасного поведения ребенка в природном и социальном окружении.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности может быть реализовано с помощью предметов УМК для начальной школы «Школа России» и «Перспективная начальная школа»

Система учебников формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни (с этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы). Их содержание направлено на обсуждение с детьми проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом.

В курсе «Окружающий мир» — это разделы: «Здоровье и безопасность», «Мы и наше здоровье», «Наша безопасность», «Как устроен мир», «Путешествия» (и учебный проект «Путешествуем без опасности»), «Чему учит экономика» и др. и темы: «Что вокруг нас может быть опасным?», «Зачем мы спим ночью?», «Почему нужно есть много овощей и фруктов?», «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?», «Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?», «Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?».

При выполнении упражнений на уроках русского языка учащиеся обсуждают вопросы внешнего облика ученика, соблюдения правил перехода улицы, активного отдыха летом и зимой.

Формированию бережного отношения к материальным и духовным ценностям России и мира способствуют разделы, темы учебников, художественные тексты, упражнения, задачи, иллюстративный и фотоматериал с вопросами для последующего обсуждения.

В курсе «Технология» при первом знакомстве с каждым инструментом или приспособлением в учебниках обязательно вводятся правила безопасной работы с ним. В учебнике 1 класса в разделе «Человек и информация» показаны важные для безопасного передвижения по улицам и дорогам знаки дорожного движения, а также таблица с важнейшими номерами телефонов, которые могут потребоваться ребенку в критической ситуации.

В курсе «Английский язык» в учебниках “English 2—4” содержится достаточное количество информации, направленной на воспитание ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей, на развитие интереса к прогулкам на природе (Haveyoueverbeenonapicnic? , подвижным играм (Welikeplayinggames), участию в спортивных соревнованиях (Расспросите друг друга о том, какие виды спорта или игры удаются вам лучше других.

Учащиеся приобретают первоначальные представления о роли физической культуры, знакомятся с понятием «Олимпийские игры», с символами и талисманами летних и зимних Олимпийских игр (Myfavouritemascot.Кого бы вы хотели видеть в роли талисмана Олимпийских игр, которые будут проходить в России, в городе Сочи? Олимпийские игры бывают летними и зимними. Какие из представленных ниже видов спорта летние, а какие зимние?

В курсе «Основы религиозных культур и светской этики» тема труда, образования, природы проходит через содержание всех учебников, но наиболее убедительно раскрывается на специальных уроках: «Ценность и польза образования», «Ислам и наука» («Основы исламской культуры»), «Отношение к природе» (№13 «Основы буддийской культуры»), «Христианин в труде», «Отношение христиан к природе» («Основы православной культуры») и др.

В курсе «Физическая культура» весь материал способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни. На это ориентированы все разделы книги, но особенно, те, в которых сообщаются сведения по освоению и соблюдению режима дня, личной гигиены, закаливания, приема пищи и питательных веществ, воды и питьевого режима, необходимости оказания первой помощи при травмах.

Развитию мотивации к творческому труду, работе на результат служат материалы для создания обучающимися мини - проектов по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, а также материал для организации проектной деятельности в учебниках технологии, иностранных языков, информатики (организация данной деятельности необходимо простроить таким образом, что бы она охватывала как учебную, так и внеурочную деятельность обучающихся).

В школе строго соблюдаются все требования к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств.

Педагогический коллектив учитывает в образовательной деятельности индивидуальные осо­бенности развития учащихся: темпа развития и темп деятельности. Должны быть учтены психологические и возрастные особенности младших школьников, различные учебные возможности детей. В этой связи и для достижения указанных личностных результатов в учебниках всех предметных линий представлены разнообразные упражнения, задачи и задания, обучающие игры, ребусы, загадки, которые сопровождаются красочными иллюстрациями, способствующими повышению мотивации обучающихся, учитывающими переход детей младшего школьного возраста от игровой деятельности (ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте) к учебной.

Группой учителей начальной школы разработан дидактический материал «Разноуровневые задания на уроках русского языка».

3. Организация физкультурно-оздоровительной работы

Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы, направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья, включает:

  • ·полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);

  • ·рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;

  • ·организацию занятий по лечебной физкультуре;

  • ·организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3 м и 4 м уроками;

  • ·организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;

  • ·организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;

  • ·регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).

.

4. Реализация дополнительных образовательных программ

Реализация дополнительных образовательных программ предусматривает:

  • внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс;

  • проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т. п.;

Программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, предусматривают разные формы организации занятий:

  • интеграцию в базовые образовательные дисциплины;

  • проведение часов здоровья;

  • факультативные занятия;

  • занятия в кружках;

проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т. п.;

организацию дней здоровья.

В школе реализуется дополнительная образовательная программа, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни:

  1. Курс «Полезные привычки»

Курс «Полезные привычки»

Курс предполагает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания ЗОЖ, предусматривает получение учениками знаний и навыков, для формирования потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, рационального питания и других способов самосовершенствования.

Курс включает в себя 5 блоков:

  1. Этический блок.

Содержание этического блока включает основные философские понятия о мире, жизни, закономерностях существования. Формирует такие понятия, как: забота, ответственность, любовь, красота, гармония, счастье, смысл жизни, творчество, добро и зло, жизнь и др.

  1. Психологический блок.

Содержание психологического блока формирует и развивает умения приводить в гармонию и единство различные стороны своей личности. Предлагаются темы и тренинговые упражнения, направленные на развитие личности, интеллектуальной и эмоциональной сфер, чувства собственного достоинства, профилактика болезней, асоциального поведения и умения быть здоровым.

  1. Правовой блок.

Содержание правового блока обеспечивает необходимыми знаниями о правах и обязанностях человека в семье, формирует навыки правового поведения, правильное понимание свободы и необходимости.

  1. Семьеведческий блок.

Содержание семьеведческого блока формирует ценность и потребность в семье; развивает навыки эффективного семейного взаимодействия, реализацию здорового образа жизни в семье; мужественности и женственности.

  1. Медико-гигиенический блок.

Содержание медико-гигиенического блока даёт основные знания о гигиене и профилактике болезней; раскрывает связь состояния психики с состоянием нашего тела; формирует отношение к своему телу как к ценности; развивает навыки ухода за телом, режима труда т и отдыха. Формируется негативное отношение к вредным привычкам, в том числе к употреблению наркотиков, алкоголя, табака, токсических веществ.

Виды занятий, применяемых в ходе реализации программы:

Теоретическая часть:

- беседы, рассказы, убеждения учителя;

- слушание;

- решение проблем;

- обсуждение прочитанной литературы;

- исследование причин (обучение установлению причинно-следственных связей).

Практическая часть:

- изготовление коллажа на тему здоровья (сбор рисунков, вырезок из газет и журналов, фотографий);

- ролевые игры;

- рассказывание историй, сказок;

- импровизированные сценки;

- мозговой штурм или мозговая атака;

- мини-лекция (используется для введения новой темы урока);

- изготовление школьной газеты, посвященной проблемам здоровья;

- анализ прессы (создание антиреклам);

- моделирование;

- тренинги;

- проведение комплекса гимнастики до занятий, динамических перемен,

- опросы, анкетирование;

- экскурсии.

5. Просветительская работа с родителями (законными представителями).

Сложившаяся (или складывающаяся) система работы с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укрепления здоровья детей направлена на повышение их уровня знаний и включает:

  • лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребенка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т.д.;

  • приобретение для родителей (законных представителей) необходимой научно—методической литературы;

  • организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т.п.

Основные методы работы на уроке:

  • Театрализация

  • Импровизация

  • Моделирование и анализ заданных ситуаций

  • Тренинг

  • Психогимнастика

  • Иллюстративный

Оценка эффективности реализации программы

Основные результаты реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости, хронических заболеваний уч – ся.

Развиваемые у учащихся в образовательном процессе компетенции в области здоровьсбережения выявляются в процессе урочной и внеурочной работы. На уроках в процессе обсуждения вопросов, связанных с охраной и укреплением здоровья. Во внеурочной деятельности в процессе реализации дополнительных программ оздоровительной направленности.

Комплексный план мероприятий, направленных на реализацию программы формирования здорового и безопасного образа жизни

Направление деятельности

Содержание деятельности, мероприятия

Сроки

Ответствен-ные

Здоровьесберегающая инфраструктура ОУ – должна быть направлена на создание условий для эффективной организации образовательного процесса

Выявление категорий детей, нуждающихся в бесплатном питании.

Витаминизация блюд.

Организация работы буфета.

Наличие различных видов спортивного оборудования в спорт. зале и на спорт. площадке.

Наличие в штате педагога-психолога, логопеда, учителей физкультуры, мед. работников.

сентябрь

Администрация школы, кл. руководители

Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся – должна быть направлена на повышение эффективности учебного процесса

Проведение тематических педсоветов по вопросам нормирования домашней работы обучающихся.

Замеры объёма времени, расходуемого учащимися на выполнение тех или иных заданий.

Работа в классах строится на основе УМК, система которых формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни «Школа России», «Перспективная начальная школа»).

Наличие в школе оснащенных компьютерных классов, режим работы в этих классах, режим использования ТСО и компьютерной техники на уроке.

Проведение психологических тренингов для учителей по вопросам индивидуального подхода к обучающимся.

Разработка разноуровневых заданий для самостоятельной работы учащихся.

Создание ситуаций выбора учащимися заданий, форм их представления и т.п.

в течение

года

админстрация школы,

мед. работник, психолог

Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы – должна быть направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, сохранение и укрепление здоровья детей и формирование культуры здоровья

«Весёлые старты».

Спартакиады.

Оздоровительные минутки на уроках.

Ритмические паузы на переменах.

Кругосветка «Будь здоров!»

«Дни здоровья».

Игра-путешествие «Я здоровье берегу – сам себе я помогу!»

Театрализованное представление «Откуда берутся грязнули?»

Тренинг безопасного поведения «Почему вредной привычке ты скажешь «нет»?»

в течение года

кл. руководители, учитель физ –ры, родители, психолог

Реализация дополнительных образовательных программ – должна быть направлена на формирование ценности здоровья и ЗОЖ у детей

Реализация спец. курса «Час здоровья» ( «Полезные привычки»).

Реализация общешкольного проекта «Здоровье!»

Работа кружка «Азбука здоровья»

в течение года

Администрация школы, педагоги дополнительного образования

Просветительская работа с родителями – должна быть направлена на объединение усилий для формирования ЗОЖ у обучающихся

Лекции, семинары, консультации для родителей по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья («Почему дети и родители не всегда понимают друг друга?», «Как доставить радость маме?», «Агрессивные дети. Причины детской агрессии», «Утомляемость ребёнка и как с ней бороться», «Вредные привычки – профилактика в раннем возрасте» и т.п.).

Приобретение для родителей необходимой научно-методической литературы.

Совместные праздники для детей и родителей по профилактике вредных привычек («Папа, мама, я – спортивная семья», «Самая спортивная семья», «Вперёд, отцы! Вперёд, мальчишки!», «Вредная привычка: быть или не быть?», «А мой папа не курит!» и т.п.).

в течение года

Администрация школы, кл. руководители,

психолог.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Анализ работы МО учителей начальных классов за 2010 – 2011 учебный год

    Анализ
    ... обогащение содержания форм и методов внеурочнойдеятельности, ... Директор Сосенской СОШ №1 Дмитрова Г.Н. Директор Сосенской СОШ №1 Дмитрова Г.Н. ... начальнойшколы, их готовность выступать организаторами деятельностиучащихся; программыдеятельности ...
  2. Программа развития муниципальной системы образования

    Программа
    ... содержания и технологий обучения; привлечь в сферу образования квалифицированных специалистов. Программа ... внеурочнойдеятельности Постоянно Руководители базовых школ ... 100% учащихсяначальных классов ... МОУ «Заволжская СОШ» 1.п.Заволжский-п.Дмитрово- ...
  3. «СОГЛАСОВАНА» с методическим Советом школы

    Основная образовательная программа
    ... и воспитания учащихся логически продолжает основные направления Программы духовно-нравственного развития и воспитания дляначальнойшколы (добрые ...
  4. Публичный доклад (100)

    Документ
    ... учащимисяшколы; - систематически проводились проверки содержания ... Для обеспечения пожарной безопасности МОУ Сосенская СОШ ... программы общего образования (приказ МО ... Дляучащихсяначальнойшколы ... (Дмитрова Г.Н. как директор школы и ... внеурочнойдеятельности ...
  5. Система методической работы

    Курсовая
    ... программам работали: «Школа России»-19 школ (ГСОШ№1, ГСОШ№2, Новорогачинская СОШ, Ерзовская СОШ, Карповская СОШ, МОУ «Новожизненская СОШ», Новонадеждинская СОШ ... к экологической деятельности. Для ее успешного ... (учебники дляучащихсяначальнойшколы) - ...

Другие похожие документы..