Главная > Автореферат диссертации


«Публично-правовое регулирование навигационной деятельности в Российской Федерации»

Оглавление

Оглавление 2

Введение 3

Глава I. Общие вопросы публично-правового регулирования навигационной деятельности 7

1.1.Навигационная деятельность: Основные понятия 7

1.2.Принципы реализации навигационной деятельности 16

1.3.Методы публично-правового регулирования навигационной деятельности 28

Глава II. публично-правовые основы навигационной деятельности 34

2.1.содержание и особенности публичного характера 34

2.2.Субъекты навигационной деятельности 40

2.3.Полномочия органов исполнительной власти в сфере навигационной деятельности 44

Глава III. Состояние и перспективы публично-правового регулирования навигационной деятельности 50

3.1.Система публично правового регулирования навигационной деятельности 50

3.2.Применение действующего законодательства и его проблемы 63

3.3. Совершенствование законодательства навигационной деятельности. 68

Заключение 78

Введение

О публично-правовом регулировании навигационной деятельности стало возможным говорить после принятия Федерального закона от 14 февраля 2009 г. «О навигационной деятельности». Данный Федеральный закон был, прежде всего, направлен на создание условий для удовлетворения потребностей в средствах навигации и услугах в сфере навигационной деятельности. Важно отметить, что данный Закон в большей степени носит рамочный характер, то есть дает только основы регулирования навигационной деятельности, не рассматривает детально все необходимые термины, принципы и возможные ситуации в исследуемой нами сфере. Тем не менее, развитие законодательства в сфере навигационной деятельности позволит со временем упорядочить и усовершенствовать многие аспекты в этой области1.

Принятие указанного нормативно-правового акта стало важным и своевременным решением, которое было направленно, прежде всего, на удовлетворение интересов страны. В частности на ее социально-экономическое развитие, а так же на обеспечение ее безопасности. Количество областей, в которых уже сейчас можно наблюдать постепенное внедрение навигационных технологий достаточно велико. Появление новых услуг соответственно повлияло на создание нового рынка, который на сегодняшний день только начинает развиваться. На наш взгляд, рынок предоставления навигационных товаров и услуг в Российской Федерации имеет огромные перспективы для роста. Его перспектива открывается благодаря общей тенденции развития навигационного законодательства, направленного на всеобъемлющее оснащение навигационными системами всех видов транспорта как муниципального, так и частного. Согласно исследованиям федерального оператора «НИС ГЛОНАСС»2 сегодня российские компании имеют шанс стать лидерами нового инновационного глобального рынка.

Сам рынок навигационных услуг в Российской Федерации появился за несколько лет до принятия Закона. Уже в 1997 году свою деятельность осуществляли первые компании, предоставляющие услуги, основанные на результатах навигационной деятельности. Это произошло благодаря естественному технологическому прогрессу, в результате которого, стоимость технического оборудования стала доступной для широкого ряда потребителей. А так же общим ростом экономических показателей компаний, потенциальных потребителей навигационных услуг. Помимо этого толчком к развитию рассматриваемого рынка стала политика государства направленная на развитие инноваций в целом, и навигационного сектора в частности.

С течением времени произошло неизбежное развитие и разрастание рынка, появились различные формы отношений между всеми его участниками. Сегодня рынок навигационно-телематических услуг имеет все основные признаки самостоятельного пласта публично-правовых отношений. Эти отношения требуют не только регулирования со стороны федеральных и муниципальных органов власти, но и формирования здоровых тенденций для нормального, конкурентоспособного развития рынка.

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена социальными, экономическими и правовыми факторами, а также теоретическими и практическими проблемами правового регулирования и правоприменительной практики в сфере навигационной деятельности. Навигационная деятельность представляет собой сложное, многогранное экономико-правовое явление. С позиций существующих проблем правового регулирования экономических отношений, где традиционно отдается предпочтение гражданско-правовым средствам и методам регулирования, названные обстоятельства обусловливают потребность публично-правового регулирования навигационной деятельности, от совершенствования которой и будет зависеть дальнейшее развитие молодой, но очень перспективной отрасли.

Цель и задачи дипломной работы. Целью дипломной работы является исследование навигационной деятельности с точки зрения ее публично-правового регулирования. В соответствии с целью в дипломной работе поставлены следующие задачи:

- раскрыть основные понятия навигационной деятельности;

- определить и проанализировать принципы реализации навигационной деятельности;

- определить основные методы публично-правового регулирования навигационной деятельности;

- рассмотреть систему субъектов навигационной деятельности и определить их роль;

- определить систему публично-правового регулирования навигационной деятельности;

- на основе проведенного исследования выработать предложения по уточнению понятийно-категориального аппарата;

- сформулировать предложения по совершенствованию российского законодательства в сфере навигационной деятельности.

Объектом дипломного исследования являются публично-правовые отношения, возникающие в процессе осуществления навигационной деятельности.

Предметом исследования являются вопросы понимания публичной сущности навигационной деятельности и практические проблемы ее публично-правового регулирования в Российской Федерации.

Методология исследования, используемая в работе, основывается на общенаучных методах, которые определены спецификой объекта и предмета исследования (системно-структурный подход, системно-функциональный анализ, сравнительно-правовой метод, нормативно-правовой метод и т.д.). В частности нормативно-правовой метод применялся при разрешении противоречий в исследуемом категориальном аппарате, а также при определении системы публично-правового регулирования навигационной деятельности.

Глава I. Общие вопросы публично-правового регулирования навигационной деятельности

1.1.Навигационная деятельность: Основные понятия

В Российской Федерации реализация навигационной деятельности стала возможна благодаря отечественной системе спутниковой навигации ГЛОНАСС. И прежде чем перейти к анализу правовых категорий в исследуемой нами сфере, необходимо дать краткую характеристику спутниковой навигации. Без посвящения в такую, на первый взгляд, не правовую тему невозможно будет определить публично-правовое регулирование навигационной деятельности.

Система спутниковой навигации это комплексная электронно-техническая система, состоящая из совокупности наземного и космического оборудования, предназначенная для определения местоположения (географических координат и высоты), а также параметров движения (скорости и направления движения и т. д.) для наземных, водных и воздушных объектов. Принцип работы спутниковых систем навигации основан на измерении расстояния от антенны на объекте (координаты которого необходимо получить) до спутников, положение которых известно с большой точностью. Таблица положений всех спутников называется альманахом, которым должен располагать любой спутниковый приёмник до начала измерений. Обычно приёмник сохраняет альманах в памяти со времени последнего выключения и если он не устарел — мгновенно использует его. Каждый спутник передаёт в своём сигнале весь альманах. Таким образом, зная расстояния до нескольких спутников системы, с помощью обычных геометрических построений, на основе альманаха, можно вычислить положение объекта в пространстве.3

Метод измерения расстояния от спутника до антенны приёмника основан на определённости скорости распространения радиоволн. Для осуществления возможности измерения времени распространяемого радиосигнала каждый спутник навигационной системы излучает сигналы точного времени, используя точно синхронизированные с системным временем атомные часы. При работе спутникового приёмника его часы синхронизируются с системным временем, и при дальнейшем приёме сигналов вычисляется задержка между временем излучения, содержащимся в самом сигнале, и временем приёма сигнала. Располагая этой информацией, навигационный приёмник вычисляет координаты антенны. Все остальные параметры движения (скорость, курс, пройденное расстояние) вычисляются на основе измерения времени, которое объект затратил на перемещение между двумя или более точками с определёнными координатами.4

Группировка спутников ГЛОНАСС состоит из 31 космического аппарата, что позволяет системе оставаться конкурентоспособной среди других подобных систем (в частности американский GPS). В первую очередь это обуславливается точностью определения параметров позиционирования и информации на каком либо объекте, а так же скоростью принятия обработки и обмена информации. Эти параметры несут в себе большое количество важных информативных показателей для тех субъектов, кто занимается реализацией навигационной деятельности, в том числе и для конечных потребителей. Возможность получать и обрабатывать полученную информацию является важнейшим элементом возникновения публично – правовых отношений в этой сфере. Ведь на основе получаемых данных могут возникать различные услуги. Фактически самостоятельной отраслью публично правовых отношений Навигационная деятельность стала, как мы уже писали, с момента разработки Федеральной целевой программы «ГЛОНАСС». На сегодняшний день Президиум правительства Российской Федерации рассматривает возможности проработки и реализации второй Федеральной целевой программы посвященной навигационной деятельности «ГЛОНАСС 2012-2020». Документ разработали и представили в правительство Роскосмос совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, а так же при участии компаний – лидеров отечественного рынка навигационных услуг. Действие федеральной целевой программы по развитию системы ГЛОНАСС истекло в 2011 году. Новую программу должны были принять до конца 2011 года, однако этого не произошло.

Тем не менее очевидно что появление новой площадки для взаимодействия всех заинтересованных лиц, поспособствовало бурному развитию правовой составляющей навигационной деятельности. Как и в любой другой отрасли с широким составом субъектов-участников, в навигационной деятельности появилась необходимость публичного контроля. Сейчас, во время осуществления навигационной деятельности, участники сталкиваются с проблемами связанными с тем, что законодательство, регулирующее навигационную деятельность, не совершенно. Несмотря на это определенный базис уже заложен и участие в навигационной деятельности имеет определенные, установленные законом, рамки, а так же общий вектор развития.

Вышеизложенное позволяет перейти к анализу правовых понятий в сфере навигационной деятельности, которым, и посвящен данный параграф. Прежде всего, необходимо рассмотреть непосредственное определение навигационной деятельности. В соответствии с действующим законодательством - навигационная деятельность - деятельность, связанная с определением и использованием координатно-временных параметров объектов.5 Указанное определение раскрывает не столько понятие «навигационная деятельность», сколько понятие «навигация», а понятие деятельности как таковой в определении отсутствует. Известно, что под деятельностью в праве понимается как действие, так и бездействие, влекущее за собой какие-либо правовые последствия. В этой связи следует отметить, что навигационная деятельность должна рассматриваться учитывая следующие обязательные аспекты:

-она должна быть связана как с определением, так и с использованием,

-либо только с определением, но не использованием,

-либо только с использованием уже известных координатно-временных параметров объектов,

-либо с отказом в определении и использовании координатно-временных параметров объектов, когда этого требует Закон.

Именно здесь может возникнуть проблема непонимания. Например, под объектами гражданских прав понимаются не только вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, но и имущественные права, работы и услуги, информация, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, нематериальные блага.6 Определить координатно-временные параметры по всем только что перечисленным объектам невозможно. Но там, где Закон понимание какого-либо вопроса отдает на откуп здравой логике, там как раз и начинаются споры и загружаются судебные инстанции выработкой новой судебной практики, которая была бы не нужна, будь законодатель более четким в своих формулировках. Например, могут возникнуть споры по поводу навигационной деятельности относительно местонахождения той или иной информации или места и времени выполнения каких-либо работ или услуг. Каким бы это ни казалось абсурдным, но Закон не исключает наличие подобных ситуаций.

Следующее понятие, которое необходимо рассмотреть понятие «средства навигации». Законодатель рассматривает средства навигации как технические средства, устройства и системы, предназначенные для формирования навигационных сигналов, передачи, приема, обработки, хранения и визуализации навигационной информации.

Понятие «средства» в данном определении включает в себя как широкое, так и узкое значение этого слова. Широкое значение заключается в том, что под средствами понимаются не только средства, но также устройства и системы с разделительным союзом «и». Причем расширение толкования слова «средства» в данном случае совершенно необоснованно, так как все средства, обладающие такими свойствами, как формирование сигналов, передача, прием, обработка, хранение и визуализация информации, являются устройствами и системами. А сужается понятие «навигационные средства» следующими рамками: под средствами понимаются только технические средства, устройства и системы, а не какие-либо другие; например, средства могут быть химические, экономические и т.п.; однако данное сужение тоже не является обоснованным, так как в навигации возможно использование не только технических средств, но, например, и биологических; таким образом, данный Закон ограничивает нас в понятии «навигационные средства» только техническими устройствами и системами.7 Эти технические средства, устройства и системы должны иметь строго определенное в Законе предназначение, характеризуемое шестью основными аспектами, объединенными союзом «и», а именно использоваться для формирования навигационных сигналов, передачи, приема, обработки, хранения и визуализации навигационной информации.

Раскрывая понятие «средства навигации», законодатель допускает ошибку в том, что ставит союз «и». Дело в том, что союз «и» в русском языке в разных случаях может выражать разный смысл и использоваться как в разделительном значении («или»), так и в объединяющем значении («как, так и»). Причем, как мы уже заметили, по смыслу в первой части определения стоит разделительный «и», а во второй части - объединительный «и».

Следуя данным умозаключениям, было бы правильнее представить рассматриваемое определение следующим образом: «Средства навигации - технические устройства и (или) системы, предназначенные одновременно как для формирования навигационных сигналов, так и для передачи, приема, обработки, хранения, визуализации навигационной информации».

В данной части дипломной работы следует обратиться к такому понятию, как «объекты навигационной деятельности». Итак, объекты навигационной деятельности это объекты, оснащенные средствами навигации и (или) использующие средства навигации в целях навигационной деятельности, а также объекты, обеспечивающие функционирование средств навигации. Расширим это определение, используя понятие навигационной деятельности, данное Законе: «Объекты навигационной деятельности или деятельности, связанной с определением и использованием координатно-временных параметров объектов, - это объекты, оснащенные средствами навигации (средствами определения и использования координатно-временных параметров объектов) и (или) использующие средства навигации (средства определения и использования координатно-временных параметров объектов) в целях навигационной деятельности, т.е. деятельности, связанной с определением и использованием координатно-временных параметров объектов, а также объекты, обеспечивающие функционирование средств навигации (средств определения и использования координатно-временных параметров объектов)».8

Здесь наблюдается определённая казуистика c понятием «Объекты». Как и в первом случае, законодатель не дает четкого определения объекта, которое в понятии гражданского права включает не только материальные вещи, но и различные нематериальные блага, имущественные права, работы, услуги, информацию, результаты интеллектуальной деятельности. Здесь лишь приводятся внешние характеристики объектов навигационной деятельности в рамках Закона. В результате получается, что существует несколько видов объектов рассматриваемой деятельности, которые могут быть:

-оснащены средствами навигации, но не использовать средства навигации в целях навигационной деятельности и не обеспечивать функционирование средств навигации;

-сами не оснащены средствами навигации, но использовать средства навигации в целях навигационной деятельности, при этом не обеспечивать функционирование средств навигации;

- оснащены средствами навигации, и использовать эти средства навигации в целях навигационной деятельности, при этом не обеспечивать функционирование средств навигации;

-как не оснащены сами средствами навигации, так и не использовать средства навигации в целях навигационной деятельности, но обеспечивать функционирование средств навигации;

оснащены средствами навигации, не использовать средства навигации в целях навигационной деятельности, но обеспечивать функционирование средств навигации;

-сами не оснащены средствами навигации, но использовать средства навигации в целях навигационной деятельности и обеспечивать функционирование средств навигации;

-оснащены средствами навигации, и использовать эти средства навигации в целях навигационной деятельности, и обеспечивать функционирование средств навигации.

Рассматривая понятие «навигационной деятельности» необходимо рассмотреть еще одно немаловажное определение как «навигационные сигналы с открытым доступом»9

Навигационные сигналы с открытым доступом - сигналы, предназначенные для решения задач координатно-временного и навигационного обеспечения без ограничений, связанных с режимом санкционированного доступа.10 Следует отметить имеющуюся тавтологию в данном определении. Согласно первому определению в Законе: «навигационная деятельность - деятельность, связанная с определением и использованием координатно-временных параметров объектов». Следовательно, понятия «задачи координатно-временного обеспечения» и «задачи навигационного обеспечения» являются идентичными.

Единственное, что раскрывает, на наш взгляд, данный пункт статьи, так это то, что навигационные сигналы делятся на сигналы санкционированного доступа, которые могут иметь какие-либо (какие именно, Закон не оговаривает) ограничения, и сигналы открытого доступа, которые этих ограничений не имеют. Следовательно, и само определение можно упростить:

Навигационные сигналы с открытым доступом - сигналы, предназначенные для решения задач навигационного обеспечения без ограничений, связанных с режимом санкционированного доступа.

Что означает понятие «сигналы санкционированного доступа», кто имеет право их вводить и каков режим введения ограничений на них, этого законодатель не оговаривает. Например, может быть ограничение частотного спектра в соответствии с законодательством о связи.11 На осуществление услуг связи, в том числе и с целью осуществления навигационной деятельности, выдается лицензия, срок действия которой зависит от указанного в решении государственной комиссии по радиочастотам о выделении полосы радиочастот срока в случае, если услуга связи оказывается с использованием радиочастотного спектра (ст. 33 Федерального закона «О связи»). Также существует таблица распределения полос частот между радиослужбами Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2006 N 439-23.12 Санкционированный доступ к навигационным сигналам может быть также связан с тем, что они подаются в рамках каких-либо секретных учений Вооруженных Сил РФ или с целью нахождения секретного объекта. Но это пока только предположения, которые должны быть разрешены законодателем и (или) непосредственной практикой, связанной с осуществлением навигационной деятельности. Далее мы подробно рассмотрим необходимость и важность открытости и доступности этих сигналов.

В заключении настоящего параграфа следует акцентировать внимание на недоработках понятийного аппарата исследуемой нами сферы. Для нормального функционирования отрасли, законодателю необходимо привести в порядок систему понятий, а так же расширить эту систему, сделав ее максимально подробной и конкретной, что бы избежать двойных стандартов и подмены понятий в конкретной отрасли.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. М инистерство образования и науки Российской Федерации (13)

    Основная образовательная программа
    ... . 17. Правовоерегулирование аудиторской деятельности в РоссийскойФедерации. 18. Правовоерегулирование основ приватизации государственного и муниципального имущества в РоссийскойФедерации. 19. Правовое положение ...
  2. Программа социально-экономического развития российской федерации на среднесрочную перспективу (2005-2008 годы)

    Программа
    ... правовоерегулирование отношений в области установления, использования и прекращения частных и публичных ... РоссийскойФедерации осуществляли нормативное правовоерегулирование предпринимательской деятельности, субъекты РоссийскойФедерации ... навигационно- ...
  3. Федеральный закон кодекс российской федерации об административных правонарушениях *о) (1)

    Закон
    ... регулирования торговой деятельности в РоссийскойФедерации акта и (или) о прекращении действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта РоссийскойФедерации ...
  4. Федеральный закон кодекс российской федерации об административных правонарушениях *о) (2)

    Закон
    ... регулирования торговой деятельности в РоссийскойФедерации акта и (или) о прекращении действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта РоссийскойФедерации ...
  5. Кодекс российской федерации об административных правонарушениях

    Кодекс
    ... регулирования торговой деятельности в РоссийскойФедерации акта и (или) о прекращении действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта РоссийскойФедерации ...

Другие похожие документы..