Главная > Учебное пособие


Общая характеристика наркоманий (токсикомании):

• непреодолимое влечение и прием препаратов (пристрастие к ним)

  • тенденция к повышению количества принимаемого вещества

  • психическая (психологическая), а затем и физическая (физиологическая) зависимость от препаратов. Психическая зависимость возникает в процессе привыкания к наркотику

Для привыкания характерно:

  • желание (но не непреодолимое) дальнейшего приема наркотика с целью улучшения настроения

  • незначительная тенденция или ее отсутствие к увеличению дозировки

  • некоторая степень психической зависимости от эффекта наркотика, но отсутствие физической зависимости, что означает отсутствие абстинентного синдрома

• отрицательные последствия если и наступают, то касаются только личности наркомана

Для зависимости характерно:

  • сильное желание или непреодолимая потребность (навязчивое состояние) дальнейшего приема наркотика, а также попытки получить его любой ценой

  • тенденция увеличения дозировки по мере развития зависимости

  • психическая (психологическая или эмоциональная) зависимость от эффекта наркотиков

  • губительные последствия для личности и общества

Для наркомании характерно развитие трех синдромов:

• синдром измененной реактивности организма к действию данного наркотика (защитные реакции, толерантность, форма опьянения и потребления)

  • синдром психической зависимости (обсессивное влечение, психический комфорт в интоксикации)

  • синдром физической зависимости (компульсивное влечение, потеря контроля над дозой, абстинентный синдром, физический комфорт в интоксикации)

Чтобы лучше понять сущность наркомании, дадим определение этих синдромов.

Синдром измененной реактивности включает:

  • изменение формы потребления

  • изменение толерантности1

  • исчезновение защитных реакций при передозировке

  • изменение формы опьянения

Синдром зависимости (психической и физической) – это «...психическое, а иногда даже физическое состояние, характеризующееся определенными поведенческими реакциями, которые всегда включают настоятельную потребность в постоянном или периодически возобновляемом приеме определенного средства для того, чтобы избежать неприятных симптомов, обусловленных прекращением приема этого средства» (ВОЗ, 1969).

В обзоре М. Л. Рохлиной (1999) отмечается, что понимание механизмов наркотической зависимости существенно расширилось в течение последних двух десятилетий в связи с прогрессом знаний в области функционирования нейрохимических систем мозга, их рецепторов и нейротрансмиттеров. Это дало основание D. S. Nutt (1997) высказать следующее положение: «Вещества, к которым развивается зависимость, обладают специфичностью, в основе которой лежит их действие на мозговые рецепторы и нейротрансмиттеры». Рассматривая особенности отдельных наркотиков, он выделяет основные точки приложения их действия: опиаты - агонисты опиатных рецепторов; стимуляторы (кокаин, амфетамин) - блокада обратного захвата дофамина и увеличение его выделения; седативные средства (бензодиазепины, барбитураты) - усиление эффектов ГАМК-рецепторов и т.п. На уровне нейротрансмиттерных систем действие различных наркотиков может конвергировать и главными путями их общего влияния являются дофаминергическая (особенно ее мезолимбическолобный отдел) и эндогенная опиоидная системы.

В соответствии с данными о полных и частичных агонистах и антагонистах рецепторов и установлении зависимости эффективности наркотика от силы его взаимодействия с рецептором возникло представление, согласно которому было сформулировано следующее положение: чем более эффективно это взаимодействие, тем более наркогенным является соответствующее вещество (Nutt D. S., 1997). Это видно на примере веществ опийной группы, где полные агонисты опиатных рецепторов, такие как морфин, выступают значительно более сильными наркотиками, чем частичные агонисты. Последние действуют мягче, вместе с тем занимая соответствующие рецепторы, они конкурируют с полными агонистами, и это может иметь большое значение в разработке новых методов терапии наркоманий и токсикомании.

Механизм действия наркотиков рассматривается сейчас и на уровне клеточных и субклеточных механизмов - экспрессии генов, изменения активности внутриклеточных ферментов, концентрации ионов в клетке (Jaffe H. S., 1989).

Длительный прием опиатов вызывает гиперчувствительность дофаминергической, норадренергической, серотонинергической и холинергической систем мозга. Одновременно при этом отмечается торможение активности адренергических нейронов в голубом пятне (locus cereleus). Усиление этой активности играет роль в развитии абстиненции, а применение а2-адренергических агонистов (например, клонидина), которые тормозят активность нейронов в голубом пятне, возможно при лечении такой абстиненции. Кроме того, опиаты могут нарушать экспрессию генов, кодирующих опиоидные нейротрансмит-теры, а также влиять на С-белки, которые служат трансдукторами между генерирующими сигналы рецепторами и вторичными мессенджерами, такими, например, как циклическая АМФ (цАМФ).

Психическая зависимость - это форма отношения между наркотиком и личностью, а его степень зависит как от специфичности эффекта наркотика, так и от потребностей личности, которая этот наркотик удовлетворяет. Возникает психическое влечение к наркотику и способность достижения психического комфорта в состоянии опьянения.

Физическая зависимость - это состояние адаптации, выражающееся в явных нарушениях физиологии в случае прекращения употребления наркотиков или в случае нейтрализации их эффектов посредством применения соответствующих антагонистов. Это явление находится в непосредственной связи с фармакологическим действием наркотика на живую клетку.

Физическая зависимость включает:

  • физическое (компулъсивное) влечение

  • способность достигать состояния физического комфорта в интоксикации

  • абстинентный синдром (П. Д. Шабанов, О. Ю. Штакельберг, 2001)

Позитивная привязанность отмечается тогда, когда наркотик принимают для достижения приятного эффекта (эйфория, «кайф», чувство бодрости, повышенное настроение). Физическая зависимость означает тягостные и даже мучительные ощущения - «ломка», болезненное состояние при перерыве в постоянном приеме наркотика (абстинентный синдром - синдром воздержания или синдром отмены). От этих ощущений избавляет прием наркотиков, которые наркоман стремится добыть любым путем, даже преступлением.

Чаще всего наблюдается так называемая негативная привязанность: прием наркотика для того, чтобы избавиться от напряжения и плохого самочувствия.

ПРИЧИНЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ

Самыми высокими темпами развивается наркомания в молодежной среде. Приобщение к наркотикам начинается, как правило, в подростковом возрасте (13 лет), известны и более ранние случаи - в возрасте 9-10 лет. Подростковый возраст является самым опасным периодом формирования аддиктивного поведения. Ни один период жизни человека не имеет столько названий, как подростковый: трудный, переходный, критический. Происходит сложный переход из детства к взрослой жизни: формирование «Я-концепции», самосознания и самодисциплины, половое созревание.

Жажда самоутверждения, соответствуя при этом нормам, принятым в среде сверстников, является закономерным явлением в подростковой среде. Уход из семьи, принадлежность к «стае», одобряемые сверстниками факты нарушения закона формируют у подростков как индивидуальность, так и чувство принадлежности к коллективу. Общество и социальная среда влияют на процесс приобщения к наркотикам (Г. Коен с соавт., 1998).

  • Родители формируют у ребенка представление о нормах и ценностях жизни, поэтому они могут оказать огромное влияние, как положительное, так и отрицательное, на приобщение подростка к наркотикам. Оно зависит от того, употребляют ли наркотики их родители. Ряд исследований показывает, что в семьях, где родители употребляют наркотические вещества, подростки или полностью воздерживаются от их употребления, или среди них наблюдается наиболее высокая распространенность употребления наркотиков.

  • Семья и характер взаимоотношений в ней оказывают сильное влияние на употребление наркотиков подростками, которое коррелирует с необоснованным применением мер принуждения, отсутствием взаимопонимания между родителями и детьми, равнодушием родителей и отсутствием контроля с их стороны. Подростки могут пытаться справиться с семейными проблемами при помощи наркотиков. И, наконец, несоизмеримо чаще случаи употребления наркотиков встречаются среди детей из неполных семей или воспитываемых приемными родителями.

  • Сибсы (родные братья и сестры) могут являться как положительными, так и отрицательными примерами для подражания, а также поставщиками наркотиков. Что касается мужчин, то старшие братья оказывают сильное положительное или отрицательное влияние на младших в ситуации, когда наркотики употребляют родители или сверстники.

  • Пихологические особенности, а именно: низкая самооценка, подверженность влиянию сверстников и психические заболевания (депрессивный синдром, маниакальный синдром и синдром дефицита внимания) - влияют на начало употребления наркотиков в раннем возрасте.

  • Врачи могут оказать положительное воздействие, но, к сожалению, они в ряде случаев назначают лекарства, которыми потенциально возможно злоупотребление, например, анаболические стероиды, бензодиазепины и опиаты.

  • Продавцы наркотиков, как было установлено, не оказывают серьезного влияния на приобщение к наркотикам.

  • Массовая культура по-разному отражает проблему употребления наркотиков. Формирование ее осуществляется посредством рекламы, телевидения, кино- и видеопродукции.

Мотивы употребления наркотиков:

  • любопытство

  • завоевание популярности

  • облегчение контактов

  • стремление к подражанию

  • конфликты

  • безделье

  • страх перед жизненными трудностями

Каковы бы ни были мотивы употребления наркотиков, общество и социальная среда приобретают особое значение в процессеприобщения к наркотикам и формировании психологических особенностей подросткового возраста.

Психологические особенности подросткового возраста или подростковый комплекс нередко сопровождаются существенными нарушениями поведения - «пубертатный криз» (Homburger, 1986) или так называемый «трудный возраст».

Эту проблему пристально изучает подростковая психиатрия - раздел психиатрической науки, изучающий особенности проявления, течения, причины и механизмы развития психических нарушений в период полового созревания, а также особенности их лечения и предупреждения в данном возрасте, научные основы организации психиатрической помощи подросткам. В своей монографии А. Е. Личко (1991) подробно останавливается на особенностях подросткового возраста, подробно описывает свойственные ему реакции и состояния. Автор подчеркивает, что подростковый возраст труден прежде всего для самого ребенка, когда происходит сложный процесс становления характера. Подросток чрезвычайно возбудим, склонен к переменам настроения. Его отношения с окружающими напряжены и эмоциональны. Он неровен со сверстниками, конфликтен с родителями, противится всему, что хоть в какой-то мере ущемляет его интересы. Подростковый период подобен ветрянке, которой надо переболеть, и подавляющее большинство подростков благополучно проходят через «рифы» и «отмели» трудного возраста. Но кое-кто оказывается выбитым из колеи. Особенно сильно здесь сказывается влияние среды и ближайшего окружения, в это время человек особенно восприимчив к происходящему вокруг - как к хорошему, так и дурному. По образному выражению известного психиатра, характер подростка подобен расплавленному металлу, из которого могут быть отлиты разные формы. Пройдет время, возмужает человек, застынет металл - изменить характер будет поздно.

  • Количество пробовавших наркотики учащихся в 11-х классах в 2 раза превышает количество учащихся, пробовавших наркотики, в 7-х - 8-х классах

  • Каждый десятый школьник знает вкус наркотика.

  • Чаще всего пробуют наркотики на дискотеках и в подъездах

90% опрошенных школьников самым популярным местом покупки наркотиков назвали дискотеку

Какую же роль играет наследственность? Конечно, в каждом характере есть наследственное ядро. Но в значительной степени наследственными бывают лишь задатки. Разовьются они или нет - это зависит от условий жизни, среды, воспитания, от того, как поведут себя родители, педагоги, окружающие подростка люди. От них зависит многое, иногда судьба человека. Не надо думать, что молодежь знает нечто такое, что недоступно взрослым. Юные неопытные люди еще очень мало знают о жизни, и их непримиримость, максимализм по отношению к взрослым лишь маскируют потребность в действительном учителе жизни. Эти негативные реакции временны, основаны больше на эмоциях и проходят с возрастом.

Беда заключается в том, что пока дети взрослеют, они могут совершить много непоправимых поступков, за которые всю жизнь будут расплачиваться.

Одной из частых причин превращения трудных подростков в правонарушителей является их неудовлетворенность своим положением среди одноклассников. А так как вне общения подросток жить не может, он активно ищет себе соответствующую среду и находит - вне школы. Желая занять достаточно высокое положение в компании, он прибегает подчас к неприемлемым в нравственном и социальном отношении способам «возвысить» себя над окружающими. Страх быть отвергнутым группой сверстников, «осрамиться» или невыгодно отличаться от приятелей, стремление быть «не хуже других», быть на уровне соответствующего в его окружении стандарта нередко толкает подростка к дерзким поступкам, токсическим веществам, спиртному и даже к правонарушениям. Подросток может быть одновременно агрессивным и боязливым, решительным и робким, он стремится к независимости, но, будучи несамостоятельным, испытывает страх перед реальностью - становится более зависимым, чем в детстве. Подросток действует подобно тому водителю автомобиля, который одновременно нажимает на педали газа и тормоза. В этот чрезвычайно эмоциональный период жизни все чрезмерно, все душевные движения: любовь и ненависть, вражда и дружба, привязанности и антипатии, преклонение и непримиримость, наглость и застенчивость и другие полярно противоположные качества. И поэтому жестокость, если случается, нередко рука об руку идет с чувствительностью и даже сентиментальностью.

Важная проблема возраста - одиночество. Долгое время писали, что одинокими люди у нас быть не могут. Потом открыли, что существует одинокая старость. Теперь с удивлением пишут, что одиночество волнует подростков. Чувство это имеет не только социальные, но и психологические причины. Одиночество в юности переживается острее всего, потому что идет формирование личности, человек осознает свою непохожесть на других, это его одновременно радует и пугает, влечет к другим и отталкивает. Потому юность одновременно самый коллективный, общительный и самый одинокий возраст.

Уместен вопрос: есть ли у мальчишек, которых мы называем трудными, другой, легальный способ утвердить себя, проявить свою доблесть?

Учатся они в большинстве своем плохо, и это не столько вина их, сколько беда. Но беда, которой никто не сочувствует, а напротив, «все гонят, все клянут» - учителя, родители, воспитатели. Ему, который плохо учится, заказана дорога в спортивную секцию, драмкружок и т.д.

Считается: зачем ему тратить время на тренировки - пусть учит уроки. А он сидит - и не учит. И не может учить, пока не найдет такой почвы, на которой могли бы прорезаться сильные стороны если не ума, то характера. Он испытывает острейшую нужду в самоуважении. Но как же уважать себя тому, кого никто не уважает, кто вечно чувствует себя отстающим, то есть хуже других? Тогда он идет на улицу, в подворотню, где собираются отнюдь не те, кому хорошо и уютно дома и в классе. Не те, кто учится шутя, - если такие и попадаются в сомнительных компаниях (это, конечно, случается), то лишь в порядке исключения. Он ищет себе подобных - это закон «стаи», в которую собираются те, кого отвергает школа или семья. Он последний на уроке математики, первый здесь, где ценится не знание теорем, а осведомленность относительно самых модных ансамблей, словечек, по которым они узнают друг друга, смелость, с которой он может бросить вызов общественному вкусу и приличию, закурить сигарету с наркотиком.

Формирование характера ребенка, особенностей его личности происходит в первую очередь под влиянием родителей. Именно они закладывают основу характера, от них ребенок получает первые уроки нравственности. Это касается буквально всех сторон жизни семьи. В определенных обстоятельствах приходится наказывать ребенка, но ни в коем случае наказание не должно носить характера торжества силы над слабостью, не должно унижать человеческого достоинства. Иначе ребенок приходит к выводу, о котором Вы и не подозреваете, - сильный всегда прав. Эти уроки насилия, полученные в семье, он несет на улицу, в свою компанию.

Исследования, проведенные учеными, показали, что в возникновении правонарушений среди несовершеннолетних не последнюю роль играет семья, являющаяся той микросредой, в которой растет и формируется ребенок. При этом здесь на первое место выступает не уровень материального благополучия семьи, а морально-психологический климат, который царит там (большинство правонарушителей живет в семьях с удовлетворительными материальными и жилищными условиями). Трудные подростки вырастают в трудных семьях, где наблюдается скрытая от глаз окружающих безнадзорность детей. Ребенок одет, обут, вовремя накормлен, а на самом деле семью раздирают внутренние противоречия и конфликты, отец и мать заняты собой и своими отношениями, им не до детей. В такой семье каждый сам по себе, никто не хочет поступиться своими личными интересами. В семье зачастую недостает атмосферы подлинной духовности, способствующей развитию у ребенка доброго и внимательного отношения к природе, людям, ко всему живому, уважения к личности.

Существует расхожее мнение: раз трудный, значит, упустили, недосмотрели, «не хватило строгости». Здесь важно отметь, что подростки, взрослея, претендуют на иные, чем прежде, отношения со взрослыми - на более равноправные. Взрослые подобные претензии встречают чаще всего без понимания, и на подростка сыплются замечания, его одергивают, унижают, иногда даже прибегают к насилию. Но насилие порождает насилие, он протестует, и протест этот может выразиться в форме непослушания, грубости, в дерзких выходках.

В подростковом возрасте возникает желание «сотворить себе кумира» и поведение может носить характер «имитации» - стремления подражать во всем определенному лицу или образу. Эта реакция может носить и противоположный характер, когда ребенок выстраивает свое поведение как бы «в пику» идеалам ближайшего окружения: в семье царит дух накопительства, стяжательства - подросток отказывается от всех материальных благ, одевается кое-как, выбирает подчеркнуто непрестижную профессию. У отца-пьяницы сын с ненавистью относится к спиртному. Подростку плохо дается учеба, не удовлетворяет положение, которое он занимает в классе. Тогда он стремится завоевать авторитет отрицательными формами поведения - хулиганством, паясничаньем, стремлением командовать сверстниками с помощью угроз и побоев или совершает какой-то особенно дерзкий поступок. По этим же мотивам болезненный и слабый мальчик стремится компенсировать свою слабость успехами в учебе, глубоким изучением какой-либо отрасли знания, способным повысить его авторитет в глазах сверстников. В других случаях у подростка появляется подчеркнутое стремление к самостоятельности (реакция эмансипации) - стремление поступать только по-своему даже в мелочах, особенно в тех случаях, когда он подвергается чрезмерному контролю и опеке со стороны взрослых.

  • Большинство школьников считает, что информацию о наркотиках они должны получать в возрасте 12-14 лет, причем достоверную, правдивую, ведущую к осознанию гибельности пути

  • Больше всего в разговорах, связанных с употреблением наркотиков, доверяют врачам-наркологам, людям, испытавшим на себе действие наркотиков, родителям и родственникам.

Ничто не может оправдать самоустранения родителей от воспитания детей. Детская безнадзорность независимо оттого, какими обстоятельствами она вызвана, служит главным источником девиантного поведения несовершеннолетних, нередко приводит их в среду наркоманов, где они, испытав наркотический «кайф», в короткий срок, буквально на глазах, превращаются в зависимого от наркотиков, больного человека. И болезнь эта - наркомания.

А ведь родители - еще до того, как разовьется болезнь - могут заподозрить ребенка в том, что он начал принимать наркотики. Вот признаки, свидетельствующие об этом:

1) Изменения в поведении подростка:

  • внезапная смена компании, друзей, которые отличаются некоммуникабельностью, резки и непочтительны со старшими; носят одежду с длинными рукавами независимо от погоды, нередко внешне неряшливы, зрачки глаз узкие или широкие, волосы сухие, отекшие кисти рук, поведение выпившего - при отсутствии запаха алкоголя; после посещения квартир в них нередко пропадают деньги или вещи

  • часто исчезает из дома, поздно возвращается, становится замкнутым, избегает встреч с родителями после возвращения

  • беспричинные перепады настроения с проявлением депрессии, может появиться немотивированная агрессивность; спокойствие - при скандале, раздражительность - при спокойной обстановке

  • изменение суточного ритма: наибольшая активность ночью, днем спит

  • безразличие к своему внешнему виду

  • поведение, напоминающее алкогольное опьянение, при отсутствии запаха

  • внезапный интерес к домашней аптечке, литературе по фармакологии

  • прогулы в школе, перестает посещать секцию или кружок

  • резкое снижение успеваемости

  • увеличение финансовых запросов («вдруг» пропадают деньги или вещи)

  • непонятный разговор по телефону: «дурь», «колеса», «машина», «чума» и др.

  • могут быть обнаружены облатки от лекарственных препаратов, шприцы и иглы к ним

2) Изменение внешнего вида:

  • бледность или покраснение лица

  • узкие или широкие зрачки

  • потливость ладоней

  • зуд кожи

  • частое облизывание губ

  • осиплость голоса

  • обильное слюнотечение

  • частые выделения из носа и кровотечения

  • покраснение склер

  • следы от инъекций по ходу вен предплечья, в локтевых сгибах, кистей, стоп, шеи

РАЗВИТИЕ НАРКОМАНИИ

Развитию наркомании предшествует этап поискового подросткового полинаркотизма (Личко А. Е., Битенский В. С., 1991). Затем происходит формирование предпочтения определенному наркотику и регулярный его прием. Считается, что с момента определения предпочитаемого наркотика и регулярности его приема начинается развитие наркомании.

В развитии наркомании можно выделить три стадии:

Первая стадия характеризуется развитием синдрома психической зависимости от наркотика. Постепенно начинает угасать состояние эйфории от дозы принятого наркотического вещества. Изменяется переносимость (толерантность) наркотика. Для создания прежних ощущений необходимо увеличивать дозу. Между приемами наркотика состояние ухудшается: снижается работоспособность, появляется чувство неудовлетворенности, явления дискомфорта. Возникает необходимость регулярного приема наркотика. Все мысли больного направлены к одной цели - получение новых доз и снятие неприятных для него ощущений. При систематическом употреблении наркотика в организме прекращается действие защитных реакций, которые проявляются в возникновении тошноты, рвоты, головокружения, профузного пота, зуда. Теперь при приеме наркотика эти реакции исчезают. Длительность первой стадии заболевания различна и зависит от вида наркотика (от нескольких месяцев до нескольких лет).

Вторая стадия характеризуется формированием синдрома физической зависимости на фоне психической зависимости. Организм больного адаптируется к приему наркотика, и прекращение приема вызывает развитие абстинентного синдрома (синдром лишения, отмены, воздержания). Он возникает через несколько часов или сутки после последнего приема наркотика. У наркомана возникает злоба, тоска, тревога, беспокойство. На фоне такого психического состояния появляются мышечные боли, боли в суставах, животе, тошнота и рвота, потливость, чувство жара и озноба. Больной мечется, кричит, требует наркотика. Достаточно небольшой дозы, чтобы облегчить состояние. Возникает интоксикация всего организма.

На этой стадии развития наркомании происходят значительные изменения в психической сфере: снижение работоспособности, памяти, интеллекта. Утрачиваются связи с родными, друзьями. Как правило, наркоман лишается работы. Все чувства человека направлены теперь на то, где достать наркотик, без которого он жить уже не может. И наркоман совершает правонарушения.

Третья стадия характеризуется развитием тяжелой соматической патологии, которая начинает формироваться на первой и второй стадии развития наркомании, и деградацией личности. На этой стадии эйфория от приема наркотика отсутствует и прием необходим только для предупреждения возникновения абстинентного синдрома. Редко кто-то из наркоманов доживают до этой стадии. Они погибают значительно раньше: от передозировки, болезней, в тюрьме, в драках, в результате несчастных случаев, некоторые совершают суицид.

Для наркомании характерно развитие следующих друг за другом стадий болезни независимо от того, какой наркотик принимает человек.

КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ НАРКОМАНИЙ

Клинические проявления наркомании зависят от принимаемого наркотического средства, но для всех характерно наличие, как уже отмечалось выше, трех синдромов: измененной реактивности, психической и физической зависимости.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основы собриологии (лекции по антинаркотическому воспитанию)

    Книга
    Книга посвящена проблемам преодоления зависимостей и формированию здорового и трезвого образа жизни среди подростков и молодежи. Собриология - новая, развивающаяся наука о путях отрезвления народа.
  2. ОСНОВЫ МАСТЕРСТВА П рофессионализм и клиническая психотерапия * Бурно М Е

    Документ
    Обсуждается существо профессионализма. Рассказывается о сегодняшнем профессионализме на Западе и в Рос­сии, в российской медицине. Предполагается, что профессионализм, стандартизация возможны и в российской кли­нической психотерапии,
  3. наркология/ анонимные игроки история создания общества

    Документ
    Общество «Анонимных игроков» организовалось в США в январе 1957 года, в Лос-Анджелесе. Оно было образовано двумя отчаявшимися игроками (Джимом и Сэмом), потерявшими семьи и работу вследствие своего болезненного пристрастия.
  4. В созданной им школе разработана новая комплексная методология в изучении вопросов ангиологии и обоснована фундаментальная концепция гомеостаза с теоретической основой микроциркуляции - кроволимфообращение - основа иммунологической реактивности

    Диплом
    Ибатуллин И.А. в 1956 г. окончил Казанский государственный медицинский институт. Доктор медицинских наук, заслуженный деятель науки Республики Татарстан, профессор Казанской государственной медицинской академии постдипломного образования
  5. Основы социального служения сборник методических рекомендаций социального центра «попечение» при храме во имя святой великомученицы екатерины и кромо «равновесие»

    Документ
    Американский университет им. Дж. Хопкинса в конце 90-х гг. ХХ в. провел исследование в 22-х странах, которое показало, что суммарное количество времени труда добровольцев эквивалентно труду 10,5 млн.
  6. Основы медитации вводный практический курс

    Документ
    Данную книгу следует рассматривать прежде всего как элементарное введение в медитативную практику, т. е. как пособие для людей, которые ранее не занимались медитацией и вообще имели о ней весьма смутное представление.

Другие похожие документы..