Главная > Конспект


Аннотация.

Лекционный курс дает представление о наиболее значимых тенденциях в изобразительном искусстве и дизайне XX века и первого десятилетия XI века.

Освещены ключевые проблемы, выдвинутые искусством последнего столетия. Явления современного искусства рассматриваются сообразно формально – стилистическим признакам и концепциям, которым следовали творцы авангардного метода либо приверженцы реалистической традиции.

Рассмотрены тенденции отечественного и зарубежного искусства, эстетическая взаимосвязь между ними.

Конспект дополнен биографиями представителей современных тенденций. В качестве иллюстрации событий приведены описания некоторых коллективных акций.

Оглавление

курса лекций.

1.Обзор основных тенденций в искусстве XX – начала XI веков. Общие положения. Культурно – историческая ситуация. Символизм и модерн в качестве истоков новых тенденций.

МОДЕРНИСТСКАЯ ТЕНДЕНЦИЯ.

2. Фовизм. Экспрессионизм.

3. Кубизм. Футуризм.

4. Абстрактное искусство. Супрематизм

5. Дадаизм. Сюрреализм.

6. Лучизм. Аналитическое искусство.

7. Конструктивизм. Баухауз – ВХУТЕМАС.

Модернизм середины XI века.

8. Абстрактный экспрессионизм.

Абстрактная живопись в СССР 50 – 70 – х. годов.

9. Неоконструктивизм. Оп – арт. Кинетическое искусство в зарубежном и отечественном искусстве.

10. Поп – арт и гиперреализм.

ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ ТЕНДЕНЦИЯ.

11. Акционизм.

12. Концептуализм в Западной Европе и США. Московский концептуализм 60 – 80 – х. годов.

13. Трансавангард.

РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ТЕНДЕНЦИЯ.

14. Соцреализм. Неоклассицизм, как интернациональная тенденция.

15. «Суровый стиль».

16. Основные тенденции в современном дизайне.

Введение.

Культура и художественное творчество XX века вызывают сегодня противоречивые суждения и оценки. Стремительные перемены, произошедшие во всех областях жизни человечества, - политической, экономической, социальной, - совместились во времени с изменениями в сфере изобразительного искусства. Не только обывательскому сознанию, но и профессиональной критике эти изменения казались оглушительными ,– столь резко и категорично определился в них разрыв с классической традицией.

Традиционно визуальное искусство воспроизводило образы реального мира или моделировало образы человеческих фантазий, отвлеченных понятий. Но оба типа образов обладали устойчивыми формально – эмоциональными признаками и не вызывали у зрителей существенных разночтений. Скажем, изображение женщины окруженной детьми, могло восприниматься в прямом значении, а также могло служить аллегорией Изобилия.

Искусство начала XX века ломало вековую традицию. Яростно разрушая старое, творцы нового искусства создали неожиданные построения форм и образов «иного» визуального мира.

Так, кубист П. Пикассо «взорвет» голову А. Воллара, превратив классический портрет в видение хаоса частиц материи. Так, К. Малевич, творя вселенную супрематизма, придет к созданию живописного эквивалента, – «нуль – форме», - своему «Черному квадрату».

С понятием новизны художественной формы и содержания будут связаны большинство процессов в культуре XX века.

Эти процессы, сменяя друг друга во времени, создадут новую лексику.

Термины «модерн», «модернизм», «постмодернизм», наконец, «постпостмодернизм» имеют общий корень ( франц. – moderne – новейший, современный ). Это семантическое единство, родовая связь, многое проясняет.

Во – первых, единство устанавливает сам факт процесса и его стадиальность.

Во – вторых, констатирует настойчивое стремление к новизне, как важнейшей составляющей процесса.

В – третьих, бесконечное утверждение нового на каждой последующей стадии предполагает и бесконечную разрушительную работу с прошлым опытом, но и память о нем. Не случайна цепь однокоренных терминов с приставкой «пост».

Модернизм имеет также синонимы «авангард», «актуальное (т.е. злободневное) искусство». Обнаруживается и процесс трансформации внутри каждой стадии: новейшая тенденция возникает как радикальная, далее переходит в разряд мейнстрима, и, наконец, приобретает статус классической. Сегодня критика фиксирует состояние стагнации, тупика и смерти искусства.

Общим свойством на всех стадиях является критичность. Модернизм формирует социально – критическую практику. Постмодернизм критически воспринимает идеи модернизма.

Актуальные процессы в художественной практике последнего десятилетия демонстрируют нам авторитетные мировые выставки. Это биеннале в Венеции, Сан – Паулу, Москве, «Документа». Музеи современного искусства есть в каждой столице мира. Характер их экспозиций выявляет лакуну-отсутствие интереса к реальным формам мира, человека в нем. Реалистическая тенденция, некогда игравшая роль основного вектора, сегодня существует как маргинальная либо в форме музейных экспонатов, а также как материал для , в духе соц-арта. Вместе с исчезновением этой тенденции уходит культура пластических ценностей. . Проблема невостребованности высоких духовных норм, отторжения человеческого начала от основ современного искусства указывает на мощные процессы деструкции, кризис методов визуального искусства.

История искусств XX века окончательно еще не сформирована. Пока мы имеем описание и неоднозначный критический анализ каждой из тенденций. Но и здесь возникает сложность, так как критерии оценки в течение последнего века меняли свою полярность как перевертыши. Так, еще в 70-е годы XX века отечественное искусствознание рассматривало современное искусство с позиции «свое – чужое».

«Своим» был метод реализма с устойчивой демократической тенденции, которому следовала похвала: ведь данная тенденция подкреплялась многовековыми чаяниями гуманизма. «Чужому» методу модернизма, действительно антигуманистическому, следовала лишь хула.

С подобных позиций написано, пожалуй, самое фундаментальное в СССР коллективное исследование «Модернизм. Анализ и критика основных направлений». Его фактологическая содержательность и сегодня вызовет интерес.

В годы перестройки вектор предпочтений, как флюгер, круто развернет ветер перемен..

Легкое, свободное повествование о непростом искусстве в ней похоже на монолог умного, виртуозно перебирающего фактами рассказчика историй в компании сочувствующих интеллектуалов.

Необходимо отметить также основательное, глубокое исследование Е.Ю. Андреевой «Постмодернизм».

По мере того, как искусство в своей проблематике и методологии все более отождествлялось с формами мыслительной деятельности, менялся характер исследований и публикаций. Авторами их в последнее время являются уже не искусствоведы, а философы а также кураторы выставочных проектов. Данное обстоятельство влияет на характер профессиональной лексики. Тексты последних публикаций по вопросам изобразительного искусства рассчитаны на подготовленного, посвященного в обрано-метафорический язык читателя. Эти публикации собраны в специальных изданиях, подобных отечественному журналу «ХЖ», а также на профессионально ориентированных интернет – порталах.

Критический анализ реалистической тенденции сегодня имеет эпизодический характер

Лекционный курс «Современные тенденции в изобразительном, прикладном искусстве и дизайне» не ставит своей задачей знакомство с историей искусства XX века. Хронология в изложении необходима , поскольку позволяет выявить закономерности эволюционного либо ретроградного интереса творцов искусства к явлениям, которые это искусство питали.

Наша цель заключается в обнаружении тех тенденций в изобразительной культуре двадцатого столетия, которые наиболее ярко выразили характер поисков и предпочтений в сфере художественных смыслов и практик, в проектных методах дизайна, но при этом формировались как универсальные в различных видах искусства, включая литературу, музыку, театр и т.д.

Лекционный материал выстроен с учетом выявления смысловых и формообразующих связей между зарубежным и отечественным опытом.

ЛЕКЦИЯ№1

Образы и формы искусства каждой эпохи вызревали под воздействием ряда нехудожественных факторов. Двадцатое столетие не исключение. Факторами влияния здесь стали, например, стремительные перемены в технике, яркие научные открытия, новые средства передвижения, позволившие увидеть пейзаж планетарным, - с воздуха, из окна, быстрого поезда или автомобиля. На обложках модных журналов начала века будут не только томные красавицы, но и автомобилистки в костюмах для новых амазонок с футуристическим декором. Открытия А. Эйнштейна представят новую картину мира.

Идеи З. Фрейда, А. Бергсона сместят направление интереса с объективно – реального мира к миру подсознания и бессознательного. Фантазии русских космистов и итальянских футуристов нарисуют новый образ человека, крылатого, высотой 10-20 тыс. м. Русский визионер, поэт В. Хлебников будет грезить о человеке – световом потоке, питающемся энергией космоса. Веру во Всевышнего Творца заменит новая религия – вера в безграничность техницистского разума, который будет править в обновленной Вселенной, где дух и плоть человеческая ( видоизмененная, конечно) станут бессмертны.

Определенно можно утверждать, что мир созданный по законам божественной гармонии, перестал удовлетворять.

Сам зеленый ландшафт, его зримые приметы следовало изменить координально.

Например, течение рек. «Течет вода Кубань – реки, куда велят большевики», - эту огромную надпись в 70-е годы XX века можно было читать на дороге, ведущей в Домбай.

Измененный мир следовало приспособить для идеального функционирования. Отсюда идея «дома – машины» в функционализме, «летающего дома» у ранних русских кинетов (Г. Крутикова). Из подобного пафоса родился дизайн как особый метод формотворчества, метод эстетизации обыденных предметов и большого вещного мира.

Теория дизайна начнет формироваться еще в середине XIX века в трудах Г. Земпера, Ф. Рело, а позже у А. Лооса, Ф. Л. Райта, в творческих коллективах Баухауза и ВХУТЕМАСа.

Дизайн, как новая сфера творчества, определял связи функции и эстетики в предметном мире человека. При этом, традиционные виды художественной деятельности, - живопись, скульптура, графика, - по-прежнему связаны с миром человеческих чувств. Это качество демонстрируют как реалисты, так и модернисты, для которых важны были эмоции.

Проектные разработки предметов дизайна приобретут статус выставочных экспонатов. Но проектировались они для серийного производства, где стирался эффект уникальности.

В 60-е поп – арт сделает клиширование уникального своим стилистическим приемом Например, у Энди Уорхолла визуальные образы Жаклин Кеннеди, Мерилин Монро, а также бутылка «Кока –колы» (выпитая, она становится мусором) – эквиваленты престижа, но и банальности.

Как оказалось, миры изобразительного искусства и промышленного дизайна связаны между собой. Идеи и образы живописи, скульптуры питали дизайнерское эксперементаторство. Налицо и обратная связь, которую в начале XX века отметил П. Беренс: «Во власти промышленности созидание культуры путем сведения вместе искусства и техники. Массовое производство потребитительских вещей, отвечающих высоким эстетическим представлениям, стало бы благом не только для людей с тонким художественным восприятием, самым широким слоям народа был бы открыт доступ к понятиям вкуса и приличия…»

Связь обнаруживается и на уровне функционирования в социуме: изобразительное искусство, оперируя « языками» модернизма, создает «художественный объект», дизайн создает промышленно – эстетические объекты.

Не только дизайн вначале века был сферой приложения творческих сил. Кинематограф, фотография, поэзия, танец и театр, -области искусства, которое стремясь к синтетичности, ищет единый стилистический язык.

Поиски будут идти в русле определенных тенденций.

Тенденция – ( от лат. Tendentia – направленность). В искусстве направленность произведений, авторское осмысление действительности через систему образов.

В первой половине XX века в искусстве прослеживаются две основные тенденции: модернистская и реалистическая.

Модернизм – совокупное наименование художественных тенденций в изобразительной культуре XX века, программно противопоставивших себя традиционализму в качестве единственно истинного «искусства современности» или «искусства будущего».

Стилистические направления модернизма – импрессионизм, постимпрессионизм, символизм, модерн, - постепенно подготовили почву для разрыва с традицией , согласно которой искусство должно правдиво отражать реальные явления. Импрессионизм привил интерес к свежему, непосредственному взгляду на мир. Постмодернизм развил идею значимости личного впечатления, возможности изменять видение мира по своему усмотрению. Во многом переплетаясь с постимпрессионизмом в идеях и времени складываются стилистики символизма и модерна. Символизм интересует выражение невысказанного, «спрятанного под покровом видимости».

Модерн творит мир выразительных образов, используя особый орнаментальный стиль, оперирующий плоским пятном и широкой контурной линией, именно модерн привил умение колдовать с формой.

Различают несколько стадий модернизма.

Первая приходится на 1880-1910-е годы. Здесь решается задача освобождения художественных средств, таких как цвет, линия, плоскость, от объекта изображения.

В абстракции, которая появится к концу периода, эти средства обретут самостоятельную жизнь без связи с объектом изображения.

Вторая стадия модернизма определяется между 1917 годом и началом Второй мировой войны.

В этот период сложатся стилистические почерки фовизма, кубизма, абстрактного искусства, экспрессионизма.

Здесь складывается эстетика дадаизма, который научит манипулировать вещами массового производства ( ready made – апогей разрыва с традиционным творческим процессом и его результатом), футуризма, сюрреализма.

Третья стадия – это время около двух десятилетий после Второй Мировой войны. Абстрактный экспрессионизм в США и его европейский вариант- ташизм,поп – арт и гиперреализм демонстрируют эклектичный метод переосмысления идей довоенного модернизма.

В русской культуре налицо другая ситуация. Идеи модернизма здесь были заимствованы, но ( как это уже бывало с чужим опытом на своей почве), дали исключительные результаты. Они выразились в феномене русского авангарда. Данное явление и сегодня имеет определяющее значение для современного искусства. В России модернистская тенденция объединила несколько различных группировок: это футуристы – будетляне, супрематисты, конструктивисты. Объединяющим был пафос жизнестроительства, «огромные затеи будущего» - (В. Каменский). Требование полной свободы в построении нового искусства в русской версии модернизма приравнивалось к построению самой жизни.

Поэтому революцию в России в модернистских кругах изначально приняли восторженно.

К 20-30 годам в СССР усилиями наиболее радикальных художников был выдвинут проект «советского искусства». В нем недолго сохранялись методы модернизма. Гораздо важнее оказалось культивирование позитивного отношения к реальности, в том числе к политической власти. Постепенно советское искусство было объявлено синтезом всего созданного человечеством. Из этого утверждения вытекал отказ от особых современных форм искусства.

Таким образом, на период 20-30-х годов приходится ситуация формирования двух культур, сообразно двум мировым политическим системам капитализма и социализма..

В 1930-1950-е годы складываются каноны соцреализма, который противопоставляет себя модернизму.

Но уже в конце данного периода, в 1950-е годы, в советском искусстве возникает процесс формирования неофициальной, «подпольной» культуры. Эта культура проявится в новой абстракции 1950-1960-х годов, в неоконструктивистких экспериментах.

Уже в раннем авангарде, особенно в России, можно найти примеры критики модернизма. Этот критический метод во второй половине XX века получит название «постмодернизм».

Постмодернизм– совокупность направлений, для которых характерен эстетический негативизм, отказ от создания художественных произведений, стремление дематериализовать искусство, растворить его в предметном мире. Имеет целью критику институтов модернизма.

Начала постмодернизма определяют с американских выставок рубежа 70-80-х годов. Термин впервые использует критик Лео Стейнберг в 1968 году. Постмодернизм обращен не в будущее, а в прошлое, в том числе, прошлое модернизма. По выражению У. Эко он – «ироническое посещение прошлого».

Культура постмодернизма использует тему повторений, отрицает личное авторство. Автором становится зритель – интерпретатор.

Постмодернизм наиболее тесно смыкается с новейшей философией, используя ее научную лексику и методы толкования множественных художественных и нехудожественных смыслов. Именно постмодернизму мы обязаны распространением плюрализма, всеядности и всеприятия.

Одним из первых выражений постмодернистской позиции станет концептуализм. В России уже во второй половине 60-х годов проявятся его экспортированные идеи.

Русский постмодернизм восстановит критический статус искусства через создание критического текста. Этим занималась школа московского концептуализма, соц-арт.

Все названные тенденции искусства XX века имели интернациональный характер, который сохраняется в культуре сегодня. Соцреализм не преследовал создание новых форм. Модернизм и постмодернизм (особенно последний) констатировали тупик в процессе бесконечного поиска нового или игры с новыми - старыми формами.

Для дизайна идеи и образы высокого искусства оказались весьма плодотворными, т.к. в нем сняты противоречия мировоззренческого порядка.

Теперь необходимо перейти к подробному анализу актуальных и, ставших уже классическими, явлений искусства XX века.

СИМВОЛИЗМ

,

М. Клигнер,

Ф. Штук.

А. Гауди,

У. Боччони,

М. Чюрленис.

Э. Мунк.

Г. Моро,

П. Пюви де Шаванн,

О. Редон.

Г. Климт,

А. Кубин,

Ф. Купка,

А. Муха.

А. Беклин,

Ф. Ходлер.

Символизм – от греческого symbolon – символ, знак – одно из крупнейших направлений в искусстве, возникшее во Франции в 1870 – 80 гг. и достигшее наибольшего развития в конце XIX – XX веков, прежде всего в самой Франции, России, Бельгии, Германии, Норвегии, а также в Америке. Художники символисты стали причиной радикальных изменений не только различных видов искусства, но и самого отношения к нему. Благодаря их экспериментаторскому характеру, стремлению к новаторству, космополитизму и обширному диапазону влияний они стали образцом для большинства современных направлений искусства.

Символизм, как существенное свойство искусства, призванное устанавливать связь видимого и конкретного с областью идеальных представлений стал одним из самых плодотворных и самостоятельных направлений в искусстве. Символика означает систематическое использование символов или аллегоричных иллюстраций. Но, стоит отметить, что содержание символического изображения всегда шире того объекта, непосредственным отражением которого он является. Символика – важный элемент большинства религиозных искусств поэтому черты символизма присутствуют в искусстве с древнейших времен. С символами связано искусство Древнего Востока с его культом мертвых. Также и христианские символы занимают важное место в готической фресковой живописи. Символично и искусство мастеров эпохи Возрождения (С. Ботичелли, Л. Да Винчи в Италии, А. Дюрер в Германии, Я. Ван Эйк, И. Босх, П. Брейгель в Нидерландах). Еще черты символизма можно увидеть в мистических и призрачных работах художников барокко и романтизма (Ф. Гойя и К. Д. Фридрих). А в 1860 – 80 гг., некоторые черты символизма (желание уйти от гнетущей повседневности в постижение вневременных идеалов бытия, вернуться к искренности, «чистоте» искусства прошлого и воссоздать эти качества в настоящем) в разной мере стали присущи поздне - романтическому движению прерафаэлитов в Великобритании, творчеству П. Пюви де Шаванна во Франции и мастеров неоидеализма в Германии, обращавшихся к стилизации искусства минувших эпох, к мотивам античной мифологии, евангельским сюжетам, средневековым легендам.

Однако само направление «символизм» возникло в искусстве XIX века, как противовес буржуазному искусству – реализму и импрессионизму. В противоположность импрессионистскому преимущественно живописному течению, символизм в пластических искусствах стал визуальным эквивалентом литературно – интеллектуального движения и отразил многообразные художественные влияния. В нем отразился страх художников перед научным миром с его научными и техническими достижениями, которые заслонили духовные идеалы прошлых эпох. Художники символисты в своих работах выразили неприятие буржуазности, тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социально – исторических сдвигов.

Сам термин «символизм» в искусстве был введен в обращение французским поэтом Жаном Мореасом. В «манифесте символизма» – «Le Symbolisme», который вышел в свет 18 сентября 1886 года с помощью публикации в газете «Le Figaro». В нем он излагает общие тенденции и теоритические принципы движения. Провозглашает, что символизм чужд «простым значениям, заявлениям, фальшивой сентиментальности и реалистическому описанию», определяет природу символа, который вытеснял традиционный художественный образ и становился основным материалом символистской поэзии. «Символистская поэзия ищет способа облачить идею в чувственную форму, которая не была бы самодостаточной, но при этом, служа выражению Идеи, сохраняла бы свою индивидуальность», – писал Мореас. Подобная «чувственная форма», в которую облекается Идея – символ.

Эстетика символизма

Символистская эстетика воплощается в самых неожиданных формах, углубляя творческий поиск в областях, прежде почти не исследованных: мечта и воображаемый мир, фантастика и ирреальность, магия и эзотеризм, сон и смерть. В своих произведениях символисты старались отобразить жизнь каждой души - неясных, смутных настроений, тонких чувств, мимолётных впечатлений.

Идеи символистов были впервые провозглашены в литературе французским поэтом Ш. Бодлером, считавшим что изобразительные средства в живописи (краски, линии и т. д.) являются символами, в которых отражается мир души художника.

Первыми теоретиками символизма были декаденты. Стоит отметить что в европейских странах это не два противоположных термина. В Европе термином «декадентство» пренебрежительно нарекали новые формы в поэзии их критики. В России же, после первых русских декадентских сочинений, термины стали противопоставлять: в символизме видели идеалы и духовность, а в декадентстве – безволие, безнравственность и увлечение лишь внешней формой. Вплоть до 1890 г. Символизм в изобразительном искусстве оставался в полной зависимости от литературы.

Основы эстетики символизма заложили А. Рембо, С. Малларме, П. Верлен, К. Гамсун, М. Метерлинк, Э. Верхарн, О. Уайльд, Г. Ибсен, Р. Рильке и др. Эстетические принципы символизма во многом восходили к идеям романтизма, а также к некоторым доктринам идеалистической философии А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, отчасти Ф. Ницше, к творчеству и теоретизированию немецкого композитора Р. Вагнера. Живой реальности символизм противополагал мир видений игрез. Универсальным инструментом постижения тайн бытия и индивидуального сознания считается символ, порожденный поэтическим прозрением и выражающий потусторонний, скрытый от обыденного сознания смысл явлений. Принципиальное отличие символа от художественного образа – его многозначность. Символ нельзя осмыслить усилиями рассудка: на последней глубине он темен и не доступен окончательному толкованию. На русской почве эта особенность символа была удачно определена Ф. Сологубом: «Символ – окно в бесконечность». Движение и игра смысловых оттенков создают неразгадываемость, тайну символа. Многослойность символа, его незамкнутая многозначность опиралась на мифологические, религиозные, философско-эстетические представления о сверхреальности, непостижимой в своем существе. Теория и практика символизма были тесно сопряжены с идеалистической философией И.Канта, А.Шопенгауэра, Ф.Шеллинга, а также размышлениями Ф.Ницше о сверхчеловеке, пребывании «по ту сторону добра и зла». В своей основе символизм смыкался с платонической и христианской концепциями мира, усвоив романтические традиции и новые веяния. Не осознаваясь продолжением какого-то конкретного направления в искусстве символизм нес в себе генетический код романтизма: корни символизма – в романтической приверженности высшему принципу, идеальному миру. «Картины природы, человеческие деяния, все феномены нашей жизни значимы для искусства символов не сами по себе, а лишь как неосязаемые отражения первоидей, указующие на свое тайное сродство с ними», – писал Ж.Мореас. Отсюда новые задачи искусства, возлагаемые ранее на науку и философию, – приблизиться к сущности «реальнейшего» посредством создания символической картины мира, выковать «ключи тайн». Именно символ, а не точные науки позволят человеку прорваться к идеальной сущности мира, пройти, по определению Вяч.Иванова, «от реального к реальнейшему». Всякий символ есть образ, поскольку в единичном выражает общее, и всякий раз в определенной мере символ. Именно поэтому посредством художественных образов становится возможным изображение таких абстрактных понятий, как истина, добро, красота.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Общая характеристика программы обучения Присуждаемые степени/квалификации

    Документ
    ... Изобразительные средства радиожурналистики. Искусство радиозвука. Озвученное слово - главное изобразительное ... века», «История русской литературы Х1Х века (первая половина)», «Введение в литературоведение». Содержание курса: В процессе изучения курса ...
  2. Первая международная научно-методическая конференция

    Документ
    ... темам лекционныхкурсов, ... XXвека ... изобразительногоискусства и во внеклассной деятельности. Рассматриваемый уровень интеграции в общем среднем образовании представлен ... дизайне, умения чувствовать меняющиеся тенденции ... дает человеку первые ... Наиболеезначимым ...
  3. Примерная основная образовательная программа направление подготовки 073900 теория и история искусств

    Основная образовательная программа
    ... искусства. М., 1996. «Научные методы изучения искусства» Цель курса: получить представление ... изобразительногоискусства. Вопросы периодизации. Историография вопроса, основные тенденции в изучении и оценке русского искус­ствапервой половины XIX века ...
  4. Примерная основная образовательная программа направление подготовки 073900 теория и история искусств

    Основная образовательная программа
    ... искусства. М., 1996. «Научные методы изучения искусства» Цель курса: получить представление ... изобразительногоискусства. Вопросы периодизации. Историография вопроса, основные тенденции в изучении и оценке русского искус­ствапервой половины XIX века ...
  5. история россии с древнейших времен до конца хх века пособие для поступающих в вузы

    Автореферат диссертации
    ... лекционныекурсы ... XXвека ... XIвека ... дает ... Наиболеезначимыми ... иллюзорность представлений ... десятилетие царствования Александра - это период нарастания консервативных тенденций во внутриполитическом курсе ... изобразительногоискусствапервой половине века ... дизайна, ...

Другие похожие документы..