Главная > Программа дисциплины


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВЕЛИКОЛУКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе ВЛГАФК

___________________ Е.Ю. Андриянова

___________________________________

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине «Управление персоналом»

Великие Луки, 2011

Программу составила:

Кузьмина Наталья Алексеевна, к.п.н., старший преподаватель.

Программа дисциплины «Управление персоналом» цикла специальные дисциплины составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом 2000 г. высшего профессионального образования и рекомендована для студентов очного отделения специальности 080507 «Менеджмент организации».

Программа одобрена методическим советом Великолукской государственной академии физической культуры и спорта.

ОГЛАВЛЕНИЕ

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 4

1. Основные дидактические единицы дисциплины 4

2. Цель дисциплины 4

3. Задачи дисциплины 4

4. Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника 4

5. Требования к уровню освоения содержания дисциплины 4

II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 5

1. Темы и их краткое содержание 5

2. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы 8

3. Примерная тематика рефератов 8

4. Перечень вопросов к экзамену 9

III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ 11

IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН лекций и семинарских занятий по дисциплине 12

V. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ 12

VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 12

1. Рекомендуемая литература (основная) 12

2. Рекомендуемая литература (дополнительная) 13

ПРИЛОЖЕНИЕ №1 14

ПРИЛОЖЕНИЕ №2 21

I.ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1.Основные дидактические единицы дисциплины

Требования в государственном образовательном стандарте: Персонал предприятия как объект управления; место и роль управления персоналом в системе управления предприятием; принципы управления персоналом; функциональное разделение труда и организационная структура службы управления персоналом; кадровое, информационное, техническое и правовое обеспечение системы управления персоналом; анализ кадрового потенциала; перемещения, работа с кадровым резервом, планирование деловой карьеры; подбор персонала и профориентация; подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала; мотивация поведения в процессе трудовой деятельности; профессиональная и организационная адаптация персонала; конфликты в коллективе; оценка эффективности управления персоналом.

2.Цель дисциплины

Цель дисциплины: дать представление о целях, задачах, структуре и функциях служб по управлению персоналом, роли руководителей в этой работе, изучить методы и организационно- правовые основы управления персоналом.

3.Задачи дисциплины

Основными задачами изучения дисциплины являются следующие: познакомить с основными концепциями управления человеческими ресурсами; раскрыть теоретические основы методологии управления персоналом; разъяснить, как используются принципы и методы управления персоналом на практике; познакомить с методами кадрового планирования; дать представление о целях, задачах и функциях служб управления персоналом; разъяснить подходы к определению численности персонала; изучить цели, задачи и методы деловой оценки руководителей и специалистов; познакомить с порядком проведения аттестации; изучить методы адаптации и закрепления кадров; изучить формы и методы подготовки персонала; уметь применять методики оценки результативности труда руководителей и специалистов.

4.Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника

Дисциплина «Управление персоналом» дает возможность специалисту в области менеджмента определить кадровую политику организации, разрабатывать технологию и применять методы управления персоналом, в соответствии с миссией и стратегией развития организации и в рамках действующего законодательства.
В курсе не повторяются, а приминаются как известные основные положения общего менеджмента, теории организации, организационного поведения, психологии, социологии и других дисциплин, предусмотренных государственным образовательным стандартом и учебным планом.

5.Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины студенты должны

знать: основы кадровой политики предприятия; цели и задачи кадрового планирования; способы учета персонала; документы, регламентирующие деятельность по управлению персоналом; методы стимулирования; цели и методы деловой оценки; проблемы аттестации кадров; методы привлечения и найма персонала.

В результате изучения дисциплины студенты должны овладеть: подходами к обоснованию численности персонала; приемами и способами профессиональной ориентации и профотбора.

В результате изучения дисциплины студенты должны усвоить и развить: практические навыки планирования деловой карьеры.

В результате изучения дисциплины студенты должны уметь: организовать систему управления персоналом; разрабатывать эффективные системы адаптации работников; организовать систему подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров; подобрать эффективные формы и методы подготовки для различных групп работников; организовывать и проводить собеседования; проводить анализ удовлетворенности труда и стабильности кадров на предприятии; разрабатывать систему стимулирования персонала.

II.СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1.Темы и их краткое содержание

Тема 1. Управление персоналом: место и роль в системе управления предприятием

Лекция (2часа)

Управление персоналом – часть менеджмента. Цели и задачи управления персоналом. Управление персоналом как система. Персонал предприятия как объект управления. Трудовые ресурсы и проблемы занятости. Управление персоналом и управление человеческими ресурсами.

Семинарское занятие (2 часа)

Человеческий фактор трудовой деятельности. Управление трудовыми ресурсами. Статус занятости.

Самостоятельная работа (4 часа)

История становления и развития управления персоналом. Принципы научного менеджмента Ф. Тейлор. А. Файоль как основатель административной школы. Школа «человеческих отношений» и ее значение для развития теории управления персоналом.

Тема 2. Методология управления персоналом организации

Лекция (2часа)

Концепция управления персоналом. Методы управления персоналом. Функции управления персоналом. Принципы управления персоналом. Стили управления персоналом и их характеристики.

Семинарское занятие (2 часа)

Методы управления персоналом. Стили управления персоналом. Системы управления персоналом в Японии и США.

Самостоятельная работа (4 часа)

Системы управления персоналом в Японии, США и России.

Тема 3. Система управления персоналом организации

Лекция (2 часа)

Цели и функции системы управления персоналом. Разделение труда на предприятии. Организационная структура системы управления персоналом. Кадровое, делопроизводственное, информационное, техническое, нормативно-методическое и правовое обеспечение системы управления персоналом.

Семинарское занятие (2часа)

Функциональное разделение труда. Классификация деятельности и функций. Построение организационной структуры службы управления персоналом. Кадровое обеспечение системы управления персоналом.

Самостоятельная работа (4 часа)

Традиционная, современная и «будущая» система управления персоналом. Организационная структура фирмы. Разработайте структуру и функции службы управления персоналом организации.

Менеджер, его место и роль в системе управления персоналом.

Делопроизводственное, информационное, техническое, нормативно-методическое и правовое обеспечение системы управления персоналом.

Тема 4. Планирование работы с персоналом в организации

Лекция (4 часа)

Кадровая политика предприятия. Сущность, цели и задачи кадрового планирования. Оперативный план работы с персоналом. Маркетинг персонала. Определение потребности в персонале. Анализ и планирование показателей по труду, расходов на персонал. Основы нормативного подхода к планированию персонала.

Семинарское занятие (4 часа)

Планирование привлечения персонала. Планирование и анализ показателей по труду. Составление и анализ баланса рабочего времени. Определение потребности в персонале. Нормирование и учет численности персонала.

Самостоятельная работа (8 часа)

Качественная потребность в персонале. Разработка системы должностей и должностных инструкций.

Тема 5. Технология найма, отбора и приема персонала

Лекция (2 часа)

Источники найма работников и эффективность. Методы привлечения кандидатов. Процесс отбора персонала в организацию. Контракт и контрактная система.

Семинарское занятие (2 часа)

Плюсы и минусы источников набора персонала. Квалификационные требования. Резюме кандидата на работу. Анкета для приема на работу. Собеседование. Испытания кандидатов на работу.

Самостоятельная работа (4 часа)

Подготовьте собственное резюме с учетом предполагаемого места работы. Объясните важность указанных сведений и формы их изложения именно для данной организации и места работы.

Разработайте план подготовки и проведения собеседования со стороны нанимателя и нанимаемого.

Контрактная система найма. Правовое регулирование кадровой работы в организации.

Тема 6. Деловая оценка персонала

Лекция (2 часа)

Понятие и типология оценки персонала. Методы оценки персонала. Организация аттестации персонала.

Семинарское занятие (2 часа)

Аттестация персонала в организации. Порядок организации и проведения аттестации персонала.

Самостоятельная работа (4 часа)

Составить служебную характеристику на себя по итогам практики или деятельности в организации.

Правила проведения аттестационных встреч. Наиболее распространенные ошибки при проведении оценки персонала.

Тема 7. Технология управления профориентацией и адаптацией персонала.

Лекция (2 часа)

Задачи и организация профессиональной ориентации. Сущность и виды профессиональной адаптации. Управление адаптацией персонала. Подбор и расстановка персонала. Использование персонала.

Семинарское занятие (2 часа)

Управление адаптацией персонала. Виды профессиональной адаптации.

Самостоятельная работа (4 часа)

Особенности профессиональной ориентации и социальной адаптации в японских и американских системах управления кадрами.

Тема 8. Организация системы обучения персонала

Лекция (2 часа)

Определение потребностей в обучении. Составление учебных планов и программ. Методы обучения и их выбор. Виды обучения. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров.

Семинарское занятие (2 часа)

Особенности обучения в организации. Методы обучения на рабочем месте. Методы обучения вне рабочего места. Достоинства и недостатки методов обучения в организации.

Самостоятельная работа (4 часа)

Повышение квалификации руководителей, специалистов и служащих. Активные методы обучения.

Тема 9. Планирование и развитие деловой карьеры

Лекция (2 часа)

Понятие и виды деловой карьеры. Этапы деловой карьеры менеджера. Управление деловой карьерой. Система служебно-профессионального продвижения. Управление кадровым резервом.

Семинарское занятие (2 часа)

Построение карьерограммы для менеджера. Составление личного жизненного плана карьеры. Технология планирования карьеры.

Самостоятельная работа (4 часа)

Управление карьерой – составная часть развития потенциала кадров фирмы.

Разработка профессиограммы.

Тема 10. Перемещение и высвобождение персонала

Лекция (2 часа)

Повышение и понижение должностного статуса, перевод и увольнение персонала. Виды увольнений. Система мероприятий по высвобождению персонала.

Семинарское занятие (2 часа)

Правовые основы перемещения и увольнения персонала. Порядок расторжения трудового договора. Ситуация «Пора отставки».

Самостоятельная работа (4 часа)

Процесс сокращения численности персонала. Основания прекращения трудового договора. Технологии поддержки высвобожденного персонала.

Тема 11. Управление поведением персонала организации

Лекция (2 часа)

Мотивация трудовой деятельности. Управление конфликтами и стрессом. Организация труда управленческого персонала.

Семинарское занятие (2 часа)

Управление трудовой мотивацией. Структура дохода сотрудника предприятия. Формы и системы заработной платы. Конфликты и управление ими.

Самостоятельная работа (4 часа)

Управление стрессами. Методы нейтрализации стрессов.

Анализ затрат рабочего времени руководителя.

Методы разрешения конфликтных ситуаций.

Тема 12. Оценка эффективности управления персоналом

Лекция (2 часа)

Оценка результативности труда руководителей и специалистов управления. Основные методы оценки результативности труда управленческих работников. Показатели оценки эффективности управления персоналом.

Семинарское занятие (2 часа)

Методика оценки результативности труда руководителей и специалистов управления.

Самостоятельная работа (4 часа)

Приведите примеры критериев оценки результатов труда для разных должностей управленческих работников.

2.Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

  1. Теории управления персоналом.

  2. Философия управления персоналом.

  3. Основы государственной политики в области управления трудовыми ресурсами.

  4. Методы регулирования занятости населения.

  5. Формирование кадровой политики предприятия.

  6. Документы организации по управлению персоналом.

  7. Делопроизводство в кадровой службе.

  8. Организация аттестации персонала.

  9. Роль руководителя в управлении персоналом.

  10. Управление персоналом в кризисных ситуациях.

  11. Управление социальным развитием организации.

  12. Этика деловых отношений.

  13. Управление конфликтами и стрессами.

  14. Управление безопасностью.

  15. Организация труда управленческого персонала.

3.Примерная тематика рефератов

  1. Развитие науки управление персоналом в процессе эволюции теорий менеджмента.

  2. Место, статус и роль управления персоналом в организации.

  3. Кадровая политика предприятия.

  4. Система управления персоналом организации.

  5. Организация службы управления персоналом предприятия.

  6. Рекрутинг: набор, отбор и наем персонала.

  7. Организация профессионального отбора.

  8. Организация собеседования по отбору персонала.

  9. Контрактная система. Заключения контракта.

  10. Особенности управления персоналом в США, Японии и Европе.

  11. Особенности управления персоналом в России.

  12. Технологии мотивации персонала.

  13. Методы разрешения конфликтов в организации.

  14. Деловая оценка персонала.

  15. Организация и проведение аттестации персонала.

  16. Адаптация персонала, ее основные виды.

  17. Деловая карьера и виды деловой карьеры.

  18. Профессиональное обучение кадров.

  19. Формирование резерва кадров на выдвижение.

  20. Удовлетворенность трудом на предприятии.

  21. Высвобождение персонала.

4.Перечень вопросов к экзамену

  1. Что такое трудовые ресурсы? Раскройте понятие и состав.

  2. Что такое безработица? Каковы ее формы.

  3. Назовите виды и формы занятости.

  4. Персонал предприятия, его основные признаки и структура.

  5. Раскройте сущность американской, японской и российской философии управления персоналом и сравните их.

  6. В чем состоит российская специфика при формировании философии управления персоналом?

  7. Что такое управление персоналом?

  8. Что такое концепция управление персоналом? Каковы ее цели и составные части?

  9. Назовите основные функции управления персоналом.

  10. Что такое система управления персоналом? Каков состав ее подсистем?

  11. В чем состоит главная цель системы управления персоналом?

  12. Что такое принципы управления персоналом?

  13. Охарактеризуйте основные стили руководства.

  14. Что такое методы управления персоналом?

  15. Перечислите административные методы управления персоналом.

  16. Охарактеризуйте экономические методы управления персоналом.

  17. Раскройте содержание социально-психологических методов управления персоналом.

  18. Дайте характеристику основных целей организации.

  19. Какие цели ставит администрация организации, нанимая работника?

  20. Какие цели ставит работник, нанимаясь на работу в организацию?

  21. Назовите цели и функции основных подразделений службы управления персоналом организации.

  22. Что такое организационная структура системы управления персоналом?

  23. В чем сущность основных типов организационных структур управления организацией?

  24. Раскройте содержание и особенности элементарной, линейной, функциональной и матричной организационных структур управления персоналом.

  25. Что понимается под кадровым обеспечением системы управления персоналом?

  26. Какие факторы влияют на численность работников кадровых служб?

  27. Что включает в себя понятие «качественная потребность в персонале»?

  28. Что такое «нормативно-методическое обеспечение» системы управление персоналом?

  29. Что такое «делопроизводственное обеспечение» системы управления персоналом?

  30. В чем состоят функции делопроизводственного обеспечения?

  31. Дайте определение категории «информационное обеспечение» службы управления персоналом и выделите его главные характеристики.

  32. Что такое правовое обеспечение системы управления персоналом?

  33. Что такое кадровая политика организации?

  34. Какие виды кадровой политики вы знаете?

  35. Назовите цели и задачи кадровой политики организации.

  36. Что такое стратегия управления персоналом?

  37. Охарактеризуйте основные направления кадровой политики организации, сформированные на основе выбранной стратегии управления персоналом.

  38. Что такое кадровое планирование? В чем заключаются требования к кадровому планированию?

  39. Что такое кадровый контролинг? Каковы цели и задачи кадрового контролинга?

  40. Что такое оперативный план работы с персоналом?

  41. Раскройте содержание отдельных разделов оперативного плана работы с персоналом.

  42. Охарактеризуйте внутренние и внешние источники привлечения персонала.

  43. Что такое затраты на персонал организации? Охарактеризуйте структуру затрат на персонал.

  44. Что такое набор кадров?

  45. Что такое наем на работу?

  46. Назовите источники найма на работу?

  47. Что такое деловая оценка персонала?

  48. Раскройте содержание важнейших методов оценки управленческого персонала.

  49. Что такое отбор персонала? Опишите процедуру процесса отбора персонала.

  50. Дайте характеристику методам от бора персонала.

  51. Что такое маркетинг персонала? Раскройте содержание основных направлений маркетинговой деятельности в области персонала.

  52. Что такое подбор и расстановка кадров?

  53. Раскройте сущность принципов подбора и расстановка кадров.

  54. В чем заключается основная задача подбора и расстановки кадров?

  55. Что такое профессиональная ориентация? В чем состоят ее цели и задачи?

  56. Раскройте сущность форм профориентационной работы.

  57. Раскройте сущность трудовой адаптации персонала.

  58. Приведите классификацию видов трудовой адаптации.

  59. Дайте характеристики факторов, влияющих на адаптацию персонала.

  60. Назовите цели трудовой адаптации.

  61. Определение потребности в персонале.

  62. Нормирование труда. Какие виды норм применяются для расчета численности персонала?

  63. Что такое деловая карьера?

  64. Какие виды деловой карьеры вам известны?

  65. В чем заключается планирование и контроль деловой карьеры?

  66. Охарактеризуйте этапы деловой карьеры менеджера.

  67. Какие факторы влияют на успех деловой карьеры7

  68. Раскройте сущность понятия «управления деловой карьерой».

  69. Назовите важнейшие цели и мотивы менеджера на различных этапах карьеры.

  70. Что такое аттестация персонала? В чем заключаются цели аттестации персонала?

  71. Раскройте сущность этапов аттестации персонала.

  72. Что такое кадровый резерв? Раскройте сущность планирования кадрового резерва.

  73. Что такое обучение персонала? Какие виды обучения вам известны?

  74. Раскройте содержание важнейших концепций обучения кадров.

  75. Какие методы обучения персонала на рабочем месте вы знаете?

  76. Какие методы обучения персонала вне рабочего места вам известны?

  77. Что такое служебно-профессиональное продвижение персонала?

  78. Раскройте содержание этапов системы служебно-профессионального продвижения персонала.

  79. Что такое высвобождение персонала? Назовите виды увольнений.

  80. Что понимается под оценкой результативности труда руководителей и специалистов управления? Приведите примеры критериев оценки результатов труда для разных должностей управленческих работников.

  81. Какие методы используются для оценки результативности труда? Дайте характеристику метода «управления по целям».

  82. Какие методы используются при оценке степени удовлетворенности работников?

  83. Раскройте сущность и назовите виды и мотивы текучести кадров.

  84. Назовите основные группы показателей оценки деятельности кадровых служб.

III.РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ

Наименование

тем и разделов

Всего (часов)

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Лекции

Семинарские занятия

Тема 1. Управление персоналом: место и роль в системе управления предприятием

8

2

2

4

Тема 2. Методология управления персоналом организации

8

2

2

4

Тема 3. Система управления персоналом организации

8

2

2

4

Тема 4. Планирование работы с персоналом в организации

16

4

4

8

Тема 5. Технология найма, отбора и приема персонала

8

2

2

4

Тема 6. Деловая оценка персонала

8

2

2

4

Тема 7. Технология управления профориентацией и адаптацией персонала.

8

2

2

4

Тема 8. Организация системы обучения персонала

8

2

2

4

Тема 9. Планирование и развитие деловой карьеры

8

2

2

4

Тема 10. Перемещение и высвобождение персонала

8

2

2

4

Тема 11. Управление поведением персонала организации

8

2

2

4

Тема 12. Оценка эффективности управления персоналом

8

2

2

4

Итого:

104

26

26

52



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине Управление персоналом

    Учебно-методический комплекс
    Персонал предприятия как объект управления. Место и роль управления персоналом в системе управления предприятием. Принципы управления персоналом. Функциональное разделение труда и организационная структура службы управления персоналом.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине Управление персоналом

    Учебно-методический комплекс
    Персонал предприятия как объект управления. Место и роль управления персоналом в системе управления предприятием. Принципы управления персоналом. Функциональное разделение труда и организационная структура службы управления персоналом.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине Управление проектами

    Учебно-методический комплекс
    1. Рабочая программа по основной образовательной программе подготовки специалистов по специальности 080507.65 «Менеджмент организации» заочного обучения 6 курс
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «информационные технологии в бизнес-планировании»

    Учебно-методический комплекс
    Содержит учебную программу дисциплины «Информационные технологии в бизнес-планировании», методические указания по изучению дисциплины, курс лекций, задания и методические указания по их выполнению.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине (101)

    Учебно-методический комплекс
    (название дисциплины) составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Основной образовательной программой по специальности «Политология»
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине (192)

    Учебно-методический комплекс
    (название дисциплины) составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Основной образовательной программой по специальности «Политология»

Другие похожие документы..