Главная > Методическое пособие


Следует учитывать интересы жителей новых поселений, поскольку эти люди являются экологически чувствительными, а действия, разрушающие природные объекты вокруг таких поселений, могут спровоцировать острые конфликты. Кроме того, жители новых поселений обычно хорошо организованы, высоко образованы, среди них есть специалисты в различных областях, они социально активны, знают законы и способы, как защитить лес. Поэтому конструктивное сотрудничество с такими людьми может оказаться взаимовыгодным.

В декабре 2007 года в 300 м от недавно созданного экопоселения Ковчег в Калужской области начались рубки, производившиеся частным предпринимателем по заказу лесхоза. Рубки были назначены как сплошные санитарные и формально выглядели законными. Эти леса являются значимыми для жителей нового поселения как место прогулок, сбора грибов и ягод, пищевых и лекарственных растений, сухостоя и ветровала для дров.

Жители экопоселения, видя, что пилят абсолютно здоровый лес, засомневались в законности данной рубки и начала ей противодействовать. В то время как одна часть экопоселенцев пикетировала рубку, физически ненасильственным способом мешала рубить деревья, другая писала заявления, собирала подписи жителей экопоселения, обращалась в различные государственные лесные и надзорные органы, начиная от районного уровня лесхоза, заканчивая Федеральным агентством лесного хозяйства.

В результате выяснилось, что разрешительные документы были выписаны на множество небольших участков, которые при сложении их на карте оказались сплошным значительным массивом площадью 10-12 га. Рубка была признана незаконной и остановлена. Последствием инцидента стало сохранение значимого для экопоселения массива леса и наказание ряда чиновников.63

6.2.12. Места археологической значимости.Информацию о местах археологической значимости можно узнать в официальных организациях, занимающихся вопросами охраны объектов культурного наследия (министерство культуры, районная администрация и др.). Для уточнения данных можно заключить договор со специалистами-археологами. Следует учитывать, что полученная информация не должна стать общественно доступной, так как это поставит под угрозу охраняемый памятник.

К объектам археологического значения относятся курганы, сопки, стоянки древнего человека, жальничные могильники и др. Некоторые из них, например, жальники, могут одновременно иметь культурно-религиозное значение для местного населения. Большинство жальников удалено от жилья, расположено на естественных возвышенностях и поросло деревьями. Местное население считает жальники могилами «забудущих родителей»64 и воспринимает их в единстве с деревьями, выросшими вокруг, поэтому негативно относится к их вырубке. На многих жальниках раньше стояли часовни или каменные кресты.

На территориях аренды Сегежского ЦБК выделена из рубки и взята под охрану стоянка древнего человека «Тунгуда» (XIV-IV-III тыс. до н.э.), стоянка «Маслозеро» (II-VI-IV тыс. до н.э.) и др. В 2007 году было еще раз проведено выделение мест археологической значимости, согласно обновленному списку недавно обнаруженных объектов, опубликованному в газете «Карелия».

6.2.13. Места экологической значимости.В целом места экологической значимости относятся к другим типам ЛВПЦ. Однако в некоторых случаях они одновременно являются и социально значимыми для местного населения, поэтому должны быть описаны в рамках социальных типов ЛВПЦ. К таким местам социально-экологической значимости относятся: водопады, особо красивые участки леса, лесопосадки, парковые зоны и др.

К местам социально-экологической значимости относятся также экологические тропы, которые могут создаваться школьниками, учителями, кружками юннатов и общественными экологическими организациями. Компании следует узнать, нет ли на ее территории уже созданных ранее экологических троп, и если они будут обнаружены, то обязательно выделить их в качестве ЛВПЦ социальных типов. Кроме того, в целях более успешного сотрудничества с населением в многоцелевом лесопользовании компаниям рекомендуется помогать жителям создавать местные экотропы.

Компания «Тернейлес» провела исследования по выявлению объектов социально-экологической значимости в бассейне реки Самарги и обнаружила вблизи арендуемых ею площадей тисовую рощу и плантацию женьшеня, заложенную ученым-географом А.А. Степановым.

В рамках реализуемого Сегежским ЦБК и природоохранной общественной организацией СПОК проекта «Модельный лес Сегозерье» возле села Паданы в республике Карелия создана экологическая тропа для демонстрации модели устойчивого лесопользования и обучения работников компании выделению ключевых биотопов при рубках. В Псковской обл. в Псковском модельном лесу на арендных площадях СТФ «Струг» была создана экологическая тропа для демонстрации выделения ключевых биотопов и сохранения биоразнообразия. Там же активисты создали эколого-краеведческую тропу по местным достопримечательностям.

В республике Коми в модельном лесу «Прилузье» школьники из экологических кружков создали экологические тропы вокруг всех деревень и поселков.

6.3.Процесс выделения социальных ЛВПЦ

Основными методами сбора информации о социальных типах ЛВПЦ являются запросы в официальные учреждения, консультации с местным населением и общинами коренных народов как в виде собраний, сходов или общественных слушаний, так и индивидуальные консультации с местными краеведами, сотрудниками музеев и другими специалистами: этнографами, фольклористами, историками, археологами. На основании полученной информации компания принимает решение о выделении из рубок тех или иных социальных ЛВПЦ, после чего наносит их на карту для дальнейшего выделения и сохранения в ходе лесозаготовок.

6.3.1. Запросы. Для выделения социальных типов ЛВПЦ компания должна написать официальный запрос о наличии мест культурной, исторической, археологической, религиозной, хозяйственной и прочей значимости в соответствующие инстанции. К примеру, следует обратиться:

  • в комитет (как правило, республиканский или областной/районный) по государственной охране объектов культурного наследия;

  • в областные или местные национальные общественные организации (например, национально-культурный центр «Поморское возрождение» в г. Архангельск, Санкт-Петербургское Вепсское общество, Региональный фонд «Санкт-Петербургский дом национальных культур», центр Вепсской культуры п. Винницы Подпорожского р-на Ленинградской области);

  • в российские и региональные научные учреждения, в том числе на соответствующие факультеты (исторический, филологический) университетов (например, кафедра этнографии и антропологии Санкт-Петербургского госуниверситета, Российский этнографический музей в Санкт-Петербурге, Российский институт истории искусств в Санкт-Петербурге, Карельский институт литературы, языка и истории РАН, Санкт-Петербургский университет культуры и искусства);

  • в отдел культуры районной администрации;

  • в администрацию сельских поселений;

  • в краеведческий музей;

  • в краевые и местные библиотеки (например, Ленинградская областная универсальная библиотека, сектор краеведческой фактографии);

  • в областные и районные органы управления охотничьим хозяйством, охотнадзоры;

  • в областные, районные и местные общества охотников и рыболовов.

Кроме того, в Интернете следует поискать информацию о том, какие еще организации занимаются данными вопросами, в каких изданиях или на каких сайтах можно найти интересующие сведения. В ответ на запросы компании, как правило, получают официальный список памятников культурного наследия – исторических, археологических, архитектурных и т. д., расположенных на территории административной единицы. Если компания получит отрицательный ответ, то это не означает, что на территории действительно не существует объектов для выделения ЛВПЦ. При получении как положительного, так и отрицательного ответа от официальных инстанций следует учитывать, что большинство объектов, важных для местного населения, в этом списке не указано и их следует выявить в ходе консультаций с местным населением.

6.3.2. Консультации по вопросам выделения ЛВПЦ. Представитель компании, который проводит консультации по выделению ЛВПЦ, должен хорошо знать лесной фонд на всей территории аренды и особенно вблизи населенных пунктов, где проводятся консультации. Он должен обязательно знать, где проходили в последние 2-3 года рубки, где предприятие проводит рубки в данный момент, где и когда планируется проведение рубок, какого вида рубки планируются, где и как будет проходить лесовосстановление.

Представитель лесозаготовительной компании может пригласить с собой на консультации местного, регионального или других экспертов из общественной организации. Присутствие экспертов помогает правильному ходу процесса консультаций.

Следует иметь с собой максимально подробные карты (планы лесонасаждений масштаба 1 : 25 000 или 1: 50 000). Тогда можно будет сразу достаточно точно нанести на карты предлагаемые к выделению объекты. На более мелкомасштабных картах (например, 1: 100 000 1: 200 000) нельзя будет указать, например, охотничьи избы и путики с необходимой точностью. Однако следует взять с собой и географические физические карты, например, масштабом 1: 200000, чтобы по ним могли сориентироваться жители, не разбирающиеся в картах с квартальной сеткой и планах лесонасаждений.

При проведении консультаций следует учесть, что наиболее эффективными для выделения социальных ЛВПЦ, как правило, бывают индивидуальные консультации и консультации в малых группах с местными краеведами и охотниками. Компаниям необходимо вести журнал индивидуальных консультаций, в котором записывать дату консультации, фамилию, имя и отчество лица, с кем консультировались, контактную информацию, предложения по ЛВПЦ, требует ли предложение дополнительных уточнений. Консультации в малых группах также необходимо заносить в журнал консультаций или вести по ним отдельные протоколы, как по собраниям. Такой подход позволяет получить официальный документ – протокол, в котором будет выражено мнение населения по вопросу выделения ЛВПЦ.

Компании «Русский Лес», Тихвинский КЛПХ и «Сведвуд Тихвин» провели с заинтересованными сторонами конференцию по выделению ЛВПЦ 5-6 в Тихвинском и Бокситогорском районах Ленинградской области.

Компании «Запкареллес» индивидуальные консультации с краеведами п. Лахколампи в местной школе позволили определить как экологические, так и исторические места особой значимости. В частности оказалось, что школьный биологический кружок обнаружил 12 гнезд редких хищных птиц, находившихся на назначенных в рубку делянках. В результате гнёзда удалось сохранить. Члены кружка помогли выделить место прохождения старинных русско-шведской и русско-финской границ и место памятного знака на русско-финской границе. Здесь же подтвердилась значимость для местного населения старинных финских хуторов и финского кладбища в посёлке Старый Вегарус.

В Республике Карелия Сегежским ЦБК в ходе индивидуальной консультации с местным краеведом из села Паданы были выявлены расположенные на территории аренды места боевой славы. В ходе консультаций с жителями деревни Сельги были выделены священный остров и старые кладбища.

В феврале-апреле 2008 г. компания «Русский Лес» провела 52 индивидуальных консультации, 14 консультаций в малых группах и 7 встреч с заинтересованными сторонами в деревнях и поселках вблизи аренды. В результате заинтересованные стороны предложили 33 участка ЛВПЦ 5-6, местоположение которых потребовало уточнения.

Несмотря на высокую информативность индивидуальных консультаций и консультаций в малых группах, ими нельзя ограничиться. Нужно организовать общественные (групповые) обсуждения: сходы, собрания, семинары для заинтересованных сторон.

6.3.3. Выделение ЛВПЦ 5-6 на собрании заинтересованных сторон. Во время консультаций, сходов и собраний заинтересованных сторон ситуация может быть различной:

А) Собирается большое количество предложений. Необходимо оставить контакты сотрудника компании, к которому можно обратиться, в том случае если будут дополнительные предложения по местам социальной значимости. Следует учесть, что жители не всегда сразу готовы назвать и показать эти места на карте. Обычно во время слушаний оговаривается срок, в течение которого они могут высказать свои предложения, и назначается ответственный за их сбор и передачу в компанию.

Часто местные краеведы предлагают компании дополнительные источники информации (литературу, карты) и контакты (старожилы, эксперты, ученые), которые могут помочь в определении мест особой социальной значимости. В этом случае компания должна воспользоваться новыми возможностями для более тщательного выделения ЛВПЦ 5-6.

Краевед Л.А. Старовойтов из города Пикалево предложил компании «Русской Лес» воспользоваться своей книгой по истории Тихвинского края и археологической картой Ленинградской области (В. А. Лапшин, часть 2, 1995 г.). Кроме того, он посоветовал проконсультироваться с сотрудниками Русского Этнографического музея (О. Фишман и В. Корольковой) по вопросу местонахождения священных рощ, камней, лютеранских и старообрядческих кладбищ.

Б) Предложений не поступает или они неконкретные, люди ссылаются на то, что надо подумать и обсудить с другими жителями, которые не участвовали в консультациях. В этом случае надо найти человека в местном сообществе, который готов собирать предложения. Этому человеку надо оставить копию карты аренды, чтобы люди понимали, где находится аренда. Если ответственный за сбор информации не ориентируется по карте, то надо на общих консультациях выяснить, кто сможет ему помочь идентифицировать места по карте (это может быть лесник, охотник и т.д.).

В Республике Карелия Сегежский ЦБК выделил малый грант средней школе с. Паданы для описания пролегавшей возле села части пути партизанской бригады местного героя Григорьева, расстрелянной во время Великой Отечественной войны. Это место оказалось значимым как для российских, так и для финских граждан.

После того, как предложения о выделении социальных ЛВПЦ собраны, компании необходимо определиться с тем, какие именно участки она должна выделить.

6.3.4. Документирование результатов проведенных консультаций. Компаниям необходимо вести журнал индивидуальных консультаций, в котором записывать дату, с кем консультировались, контактную информацию, предложения по ЛВПЦ, требует ли предложение уточнения, или место сразу можно наносить на карты. Консультации в малых группах также необходимо заносить в журнал консультаций или вести по ним отдельные протоколы, как по собраниям65.

При проведении консультаций в виде собраний заинтересованных сторон, сходов или общественных слушаний надо вести протокол, который должны подписать представитель местного сообщества, эксперт из общественной организации и компании. Если затруднительно получить подпись представителя местного сообщества, тогда его подписывают эксперт из общественной организации и представитель компании. В любом случае, в конце консультаций лучше озвучить все предложения. Необходимо спросить, правильно ли поняты и сформулированы в протоколе предложения местных жителей. Копии протокола надо обязательно послать в администрацию и/или в библиотеку, школу или клуб, контору сельхозпредприятия, общину коренного народа.

Выделение ЛВПЦ 5-6 – это не одноразовое действие. В тех случаях, когда в одном и том же районе имеется несколько арендаторов, а также лесные территории, не находящиеся в аренде (сельские леса, земли межтерриториального лесничества), как правило, не удается сразу выяснить, находятся ли предложенные «кандидаты» на ЛВПЦ 5-6 на территории аренды компании, которая проводит их выделение. В этом случае следует записывать все места социальной значимости, предложенные заинтересованными сторонами, и впоследствии уточнить их местонахождение.

Выделение ЛВПЦ и их документирование важно довести до конца, то есть нанести участки на карту и определить на местности, а не просто собрать предложения.

6.3.5. Принятие решений по выделению ЛВПЦ 5-6. Следует рассмотреть все предложения населения с теми представителями компании, которые обладают правом принятия решений о выделении ЛВПЦ 5-6. После принятия решения необходимо в предусмотренный процедурой срок сообщить о нем местному населению. Обычно ответ по предложениям должен быть дан в течение месяца. Если это невозможно, то необходимо в течение месяца сообщить, когда будет принято решение по предложениям. Для того чтобы четко указать участок или точку на карте, следует связаться с представителями местного населения, выехать на место и определить точное местонахождение с помощью GPS или по крупномасштабным картам. Если работа с подробными картами сразу проведена хорошо, то уточнений будет меньше или они вообще не потребуются.

По предложениям, которые не были приняты в том виде, в котором были предложены, например, по созданию значительных буферных зон, примыкающих к водоохранным, или выделению мест традиционного природопользования, следует вступить в переговоры с сообществом, найти компромисс (например, договорившись о компенсациях) и согласовать предлагаемые границы ЛВПЦ. Для обоснования выделяемых участков лучше привлечь экспертов.

6.3.6. Картографирование. После всех уточнений и согласований следует нанести ЛВПЦ 5-6 на карту. Необходимость наличия карт аренды с выделенными ЛВПЦ 5-6 диктуется рядом показателей и индикаторов принципа 966. При нанесении объектов на карту необходимо разработать условные обозначения и придерживаться их. При этом должен быть составлен полный перечень нанесенных объектов, произведена нумерация, цифры нанесены на карту рядом с условным обозначением.

Карты с выделенными и нанесенными ЛВПЦ должны содержать следующую информацию:

  • границы участков аренды;

  • квартальная сеть;

  • все населенные пункты, которые расположены на обозначенной на этой карте территории, при этом неважно, находятся ли они внутри границ аренды или располагаются за ее пределами;

  • водные объекты (озера, реки, ручьи с названиями),

  • дороги.

Нередко часть информации, касающейся ЛВПЦ 5-6, местные жители или специалисты хотели бы оставить конфиденциальной. Таковой может быть, например, информация по охотничьим и другим недревесным ресурсным угодьям (глухариным токам), путикам, археологическим и некоторым историческим памятникам. Поэтому может возникнуть необходимость иметь две карты с выделенными и нанесенными ЛВПЦ. На одной, которая предназначена для служебного пользования и для аудиторов, должны быть нанесены все объекты. На другой, доступной для общественности, специалистов и представителей администраций различного уровня, часть объектов может отсутствовать по названной выше причине. Какие это объекты, необходимо решать с теми, кто дает эту информацию. При этом полный список объектов без географических координат и нанесения на карты должен быть доступен в любом случае.

Наличие карты с выделенными и нанесенными ЛВПЦ - это сложное действие для компаний, поскольку готовых карт такого рода нет, нет опыта и методики их создания. Поэтому необходимо прилагать усилия, чтобы такие карты появились. Заказывать где-либо их дорого, иногда невозможно заказанные карты сделать доступными для населения, поскольку они могут считаться только для служебного пользования. В этих условиях можно пойти несколькими путями:

  1. На подробную физическую карту территории (топографическую, с нанесенными на нее дорогами и населенными пунктами) самостоятельно нанести квартальную сетку и границы аренды.

  2. На карту с квартальной сеткой и границами аренды, по которым вы работаете, нужно нанести населенные пункты с названиями, подписать названия водных объектов, обозначить наиболее значимые дороги, если они не обозначены.

  3. Наиболее удобно использовать ГИС (геоинформационные системы), то есть иметь серию электронных карт, содержащих всю нужную информацию, из которых можно составить любую требуемую карту67.

Компания «Олонецлес» провела собрание заинтересованных сторон в г. Олонце, на котором активисты создали инициативную группу по определению мест культурной, исторической и религиозной значимости для карел. Компания заказала для них специальную карту.

Компания «Сведвуд Карелия» использовала листы географического атласа для нанесения объектов в виде точек.

Сегежский ЦБК наносил объекты социально-экономической и культурно-религиозной значимости на собственные карты от руки.

Одновременно следует составить общий список ЛВПЦ с указанием категорий и их краткой характеристикой. После этого карта с выделенными и нанесенными ЛВПЦ должна стать доступной для общественности, специалистов и администраций разного уровня. То есть она должна находиться не только в офисе компании и предоставляться по запросу при посещении самой компании, но ее копии должны быть размещены, например, в районной библиотеке (если компания располагается в районном центре), или в поселковой библиотеке (если компания располагается в поселке) или в других ключевых социальных организациях. Карту лучше размещать там вместе с другой информацией о сертификации, оформленной в виде стенда.

В соответствии со Стандартом, в обязанности компании также входит мониторинг ЛВПЦ социальных типов и регулярное обновление карт. Поэтому процесс нанесения информации на карту с выделенными и нанесенными ЛВПЦ может продолжаться и после ее создания. То есть необходимо наносить ЛВПЦ по мере их выявления. Таким образом, надо быть готовым к тому, что карта должна переиздаваться.

7. Мониторинг социальных последствий

Работа предприятия имеет серьёзные социальные последствия, касающиеся коренных народов и местных сообществ тех населённых пунктов, где находятся его технологические структуры и рядом с которыми оно ведёт хозяйственную деятельность. Предприятие оказывает влияние (положительное или отрицательное) на следующие моменты:

  • Занятость населения;

  • Платежи в местный и районный бюджет;

  • Поддержку социальной инфраструктуры.

  • Деятельность предприятия также может иметь следующее негативное воздействие на жизнь местного населения:

  • Повреждать дороги, по которым происходит вывозка древесины (работа предприятия негативно сказывается на дорогах тогда, когда вывозка древесины происходит через населённый пункт, в этом случае происходит не только ухудшение состояния дорог, но и возрастает опасность ДТП для населения, жители страдают от пыли и шума, в том числе в ночной период).

  • Повреждать хозяйственные постройки, огороды, заборы, дачные участки заготовительной техникой.

  • Вырубать места социальной значимости (в местах традиционной охоты и отдыха, сбора ягод и грибов местным населением).

  • Оставлять захламленными места рубок.

В соответствии с требованиями Стандарта 68 компания должна вести мониторинг лесохозяйственной деятельности и её социальных и экологических последствий. По результатам мониторинга должны составляться отчеты69, резюме которых, не содержащие конфиденциальной информации, должны быть доступными для общественности70. Оценка социальных последствий результатов хозяйственной деятельности также отражена в Принципе 471.

На основе соответствующих индикаторов и показателей Стандарта компания может самостоятельно разработать количественные показатели, позволяющие проследить динамику изменений социальных последствий из года в год.

Предлагаем следующие возможные показатели оценки:

1) Коэффициент реструктуризации компании. Реструктуризация прежде всего выражается в сокращении количества рабочих мест в связи с переходом на заготовку с помощью лесозаготовительных машин. При этом меняется набор профессий. Коэффициент реструктуризации компании можно высчитать, разделив количество сократившихся рабочих мест, в том числе по профессиям, на количество вновь созданных рабочих мест, в том числе по профессиям. Следует также учитывать количество людей, прошедших переквалификацию, в том числе по профессиям.

Коэффициент рестуктуризации компании можно уточнить с учётом трудоустройства уволенных работников во вновь созданные, в связи с реорганизацией, структуры. Когда компании обвиняют в массовых увольнениях, обычно не учитывают того факта, что происходит отделение части работ и передача их созданным организациям подрядчиков. Например, в составе компании была бригада по строительству дороги, её сделали отдельной компанией или была создана отдельная компания для вывозки дровяной древесины и т.д. При такой реорганизации большая часть работников компании обычно переходит на работу в эти компании-подрядчики. Для оценки социальных последствий важно провести опрос бывших работников и показать, где они нашли рабочие места, вычислить, сколько (в процентах) бывших работников предприятия оказалось безработными, а сколько человек стали работать у подрядчиков.

2) Коэффициент занятости населения в компании можно получить, если количество работников компании + количество работающих у подрядчиков и субподрядчиков разделить на количество местных жителей трудоспособного возраста.

3) Значимыми показателями будут: доля налогов компании в районном и местном бюджетахи средний вклад в районный бюджет на одного работника компании, то есть коэффициенты эффективности компании для районного бюджета.

4) Выполнение компанией социального блока сертификации может быть оценено показателем социальной поддержки населения. Он вычисляется из суммы нескольких параметров социальных отчислений (см. таблицу) в расчёте на кубометр заготовленной древесины. Если сложить А + Б + В + Г + Д, то получим Х рублей. Эту сумму нужно разделить на количество заготовленной древесины в год, результатом будет наглядный показатель социальной поддержки в рублях на кубометр заготовленной древесины. Тенденцию изменения социальной поддержки будет характеризовать динамика этого показателя по годам.

А

Социальные платежи по договору аренды или иные, поступающие в районную администрацию в рублях.

Б

Стоимость в рублях бесплатного снабжения кругляком и пиломатериалами, в том числе дровами. Если древесина продавалась по льготной цене, то учитывается разница в цене. (Обычно такое снабжение тоже предусматривается договором аренды)

В

Благотворительность по просьбе жителей и организаций в рублях. Если благотворительность была оказана материалами или услугами (к примеру, транспортными), то следует пересчитать их стоимость в рублях.

Г

Если есть профсоюз и/или коллективный договор, то работникам и населению также идут дополнительные денежные средства, материалы и услуги (оплата услуг) компанией, которые следует учесть в рублях.

Д

Разнообразные затраты на реализацию внешней составляющей социального блока сертификации: на поддержку малых проектов, социальных объектов, организаций и населения. (Сюда не входят прямые затраты на подготовку к сертификации: на спецодежду, аттестацию рабочих мест и др.).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Экологическая модернизация лесного сектора в россии и сша ecological modernization of forest sector in russia and the united states eds st petersburg st petersburg state university press 2003 180 p

    Исследовательская работа
    ... и финансовый консультант. ДЛС связывает ... исследований (ЦНСИ), Санкт-Петербург, Россия. В ... Фокс» и зарегистрированных на территории ... Лесной Службе и Частному Лесному Хозяйству включают издание ... ЛеснойПопечительскийСовет Для проведения лесной сертификации ...
  2. Российская ассоциация политической науки

    Сборник статей
    ... попечительскиесоветы; попечительскиесоветы ... 1 3 Иссл. центры 3 1 2 Консультанты 2 1 1 Общественные организации 2 1 ... Издание ... лесных ... Зарегистрированные ... России» (Санкт-Петербург-Иркутск) для студентов американских университетов. Постоянные тесные связи ЦНСИО ...

Другие похожие документы..