Главная > Методическое пособие


2) За два-три дня до предстоящей встречи следует вновь обзвонить ключевые институты и напомнить о мероприятии и об их обещании помочь с оповещением.

3) За день или в день проведения мероприятия следует заранее приехать на место проведения, обойти ключевые социальные объекты (администрация, почта, магазин, школа, библиотека, детский сад и др.), оставить там листовки или плакаты с информацией о мероприятии и попросить ответственного раздавать их всем посетителям. Полезно в день обсуждений пройтись по улице и пригласить на консультацию всех прохожих, также вручая им письменную информацию.

Очень полезно накануне общественного обсуждения провести индивидуальные консультации с представителями заинтересованных сторон и одновременно пригласить их на встречу.

При проведении семинара по сертификации в посёлке Валдай, Республика Карелия, вблизи территории аренды Сегежского ЦБК, за неделю до события были расклеены объявления в посёлке, напечатаны приглашения, в которые вписывались фамилия, имя и отчество, и они адресно раздавались тем, кого компания особенно хотела увидеть на семинаре. За 2 дня до семинара начали проводиться индивидуальные консультации с представителями учреждений (библиотекари, директор и учителя школы, работники клуба, егеря лесничества) и частными лицами (сборщики ягод, грибов, охотники, старожилы), во время которых жители также приглашались на семинар. Накануне семинара секретарь компании обзвонила все учреждения посёлка и тех, кому выдавались именные приглашения, и ещё раз пригласила прийти. В результате явка на семинар была высокой, и присутствовали практически все заинтересованные группы данного посёлка.

5.1.4. Что взять с собой на общественные обсуждения. Для проведения общественных обсуждений рекомендуем подготовить:

  • Листы для регистрации участников, где записываются ФИО, место работы и должность, адрес и телефон. Бумагу с ручкой для пометок.

  • Диктофон для уточнения протокола, фотоаппарат или видеокамеру для фото-видеосъёмки. В случае использования диктофонов и фотографирования или видеосъемки, рекомендуем спрашивать разрешение у участников мероприятия, и разъяснить, что это будет открытая информация о компании, свидетельствующая об открытости её деятельности, пообещать передать записи в их библиотеку.

  • Компьютер для составления и оформления протокола мероприятия.

  • Электронную презентацию, которую можно было бы продемонстрировать на мультимедийной технике. Если возможности для электронной презентации нет, нужно использовать наглядные материалы, которые оживляют выступление, делают его более запоминающимся, помогают слушателям сформулировать вопрос, замечание, предложение. Такими наглядными материалами могут быть, например, плакаты по сертификации, список категорий мест, которые можно выделять как социальные ЛВПЦ 5-6, карты аренды и рубок, схемы структуры компании, и прочее.

  • Кнопки, скотч, ножницы и другие канцелярские принадлежности, которые могут понадобиться во время выступления.

В случае использования интерактивных методов понадобятся также маленькие листочки, ручки или карандаши для участников, листы ватмана, флипчарт, маркеры для наглядного изображения и анализа собранной информации.

5.1.5. Предупреждение агрессии во время общественных обсуждений. Зачастую на общественных обсуждениях люди настроены агрессивно по отношению к лесной компании. Их высказывания эмоциональны, не конструктивны, не относятся напрямую к теме обсуждения. Чтобы преодолеть агрессию можно:

  • При подготовке консультаций заранее поговорить с наиболее оппозиционно настроенными людьми (если таковые известны), чтобы они выплеснули свои эмоции до обсуждения, и ответственный за сертификацию провёл бы с ними индивидуальную работу, поговорил, объяснил ситуацию, был готов к их критике. Как правило, в этом случае во время обсуждений люди ведут себя уже более мирно.

  • При подготовке консультаций, семинаров или других подобных мероприятий важно привлечь к организации само местное сообщество. Например, чтобы они подготовили чаепитие, концерт, спектакль и т.д. Тогда люди будут воспринимать это мероприятие «как своё», переживать, чтобы спектакль или концерт хорошо получился, хватило времени на чаепитие. При этом неконструктивные эмоциональные выпады будут преодолеваться легче.

  • Во время самих мероприятий для снятия напряжения можно применять интерактивные методики, например, «дерево проблем».

Местом проведения семинара в посёлке Валдай, Республика Карелия, стала школа, где был подготовлен актовый зал, школьная мультимедийная техника для показа презентации, чаепитие и небольшой концерт школьников и учителей после семинара. В результате была создана доверительная атмосфера, и диалог получился конструктивным.

При проведении групповой консультации в ходе подготовки к сертификации в сельских населённых пунктах республики Карелия на территории аренды компании «Запкареллес» за 1-2 дня до мероприятия проводились консультации в малых группах и индивидуальные консультации. Организаторы посетили тех представителей заинтересованных сторон, которые имели самые большие претензии к компании. В начале этих консультаций высказывания жителей посёлков были очень агрессивны и эмоциональны, к концу начинался конструктивный диалог. В результате последовавшая групповая консультация прошла в конструктивном ключе.

Бывают случаи, когда конфликтная ситуация сложилась еще до вступления компании на путь сертификации и трудно рассчитывать на конструктивный диалог с общественностью во время встречи. В условиях такого застарелого конфликта можно пригласить на мероприятие в качестве экспертов представителей заинтересованных сторон регионального, федерального или международного уровня, продвигающих сертификацию и пользующихся авторитетом и доверием общественности, чтобы они могли высказать своё экспертное мнение и способствовать разрешению конфликта. Кроме того, можно пригласить модераторов: социальных экспертов или психологов, имеющих опыт решения конфликтных ситуаций и нахождения компромиссов, чтобы они помогли подготовить и провести общественное обсуждение конструктивно.

Представители компании, работающие с населением, не должны обижаться за критику, резкие или даже агрессивные высказывания в адрес компании. Необходимо понимать, что эти высказывания вызваны другим интересом в отношении лесопользования, иной системой ценностей в отношении леса. Люди беспокоятся за сохранение леса как их среды для жизни, ведения традиционного природопользования, места отдыха, культового места и т.д. Поэтому лесозаготовителей жители могут воспринимать как своих «врагов».

В этом случае нельзя принимать такое отношение на свой личный счёт. Следует стараться объяснить свою позицию, рассказать о процессе сертификации, социальной и экологической ответственности компании, практиках лесовосстановления и т.д., возможных выгодах сотрудничества и партнёрства, то есть постараться вести максимально корректный диалог. В этом случае враждебное отношение может быть преодолено и можно будет выстроить максимально конструктивные отношения с населением.

5.1.6. Процедура проведения общественных обсуждений. Перед началом обсуждений необходимо провести регистрацию участников, записав их фамилию, имя, отчество, место работы, контактную информацию (адрес, телефон). Необходимо заранее определить того, кто будет вести подробный протокол обсуждений, в котором следует фиксировать все вопросы и ответы на них с указанием фамилии говорившего. Если количество присутствующих велико (больше 20 человек), целесообразно попросить местного представителя помогать секретарю, уточняя фамилию говорящего и место его работы.

В ходе обсуждений подразумевается донесение определенной информации от компании в форме печатных текстов, речей и презентации и получение обратной связи от местного населения в форме вопросов и ответов на них, критических замечаний и предложений. Бывает полезным разнообразить формы проведения мероприятия – чередовать выступления с обсуждениями и другими интерактивными формами, что поможет оптимизировать диалог с населением, ввести его в конструктивное русло и привлечь к нему неактивную часть населения. В качестве примера такой интерактивной формы взаимодействия ниже приведена методика «Дерево проблем».

Рекомендуем детально продумать ход мероприятия и придерживаться намеченного плана, не давая сбить себя провокационными репликами.

5.1.7. «Дерево проблем». Методику «дерево проблем» применяют во время групповых консультаций для того, чтобы голос каждого участника был услышан, и люди, высказывая наболевшие проблемы, разобрались в том, какие социальные институты и структуры (организации и социальные группы) несут ответственность за решение каждого из поставленных вопросов. Это важно для структурирования самих проблем, выделения тех из них, которые может и должна решать компания, и планирования их решения.

Методика заключается в следующем:

1) Нужно раздать участникам обсуждений небольшие листочки бумаги и карандаши (ручки). Попросить записать на них все значимые, с их точки зрения, проблемы их населённого пункта и прилегающей территории, в том числе связанные с деятельностью компания. Важно, чтобы соблюдался принцип – одна проблема записана на одном листочке бумаги, но количество листочков для каждого участника не ограничивается. На написание проблем отводится 7-10 минут.

2) После этого следует собрать заполненные листки и карандаши. Если кто-то не успел написать, то дайте им ещё несколько минут. Если большинство написали, но кто-то не успел, то можно начать следующее выступление и разрешить не успевшим дописать и сдать свои листки в ходе этого выступления.

3) Необходимо рассортировать сданные листки по группам сформулированных проблем. Оптимальное количество 5-7 групп, максимум 10. Это нужно сделать во время очередного выступления (если выступают два или более человек).

4) По окончании выступления вместе с участниками мероприятия составляется «дерево проблем». На ватмане рисуется ствол и крона, и выписываются обобщенные группы проблем. При этом можно соблюсти их порядок по количеству человек, указавших на данную проблему, вписав более значимые проблемы ближе к стволу и корню, менее значимые – в кроне.

5) Вместе с участниками определяется, кто ответственен за решение каждой проблемы. Для наглядности каждая проблема обводится определённым цветом, символизирующим ответственного за нее (компания, администрация, население и т.д.). Если ответственность распределяется между несколькими сторонами, то проблема обводится несколькими соответствующими цветами.

6) После этого по каждой проблеме, входящей в компетенцию компании, идёт обсуждение между её представителями и участниками встречи.

Методика «дерево проблем» была применена авторами во время ряда общественных обсуждений в сельских населённых пунктах, находящихся вблизи территории аренды сертифицированных по схеме FSC Двинского ЛПХ, Сегежского ЦБК, Муезерского леспромхоза, компаний «Олонецлес» и «Русский лес». В результате те обсуждения, где этот метод применялся, прошли более конструктивно, чем те, где он не был применен. Там, где проводилось «дерево проблем», практически все участники смогли высказать свои претензии и пожелания к компании. Хотя люди были часто настроены весьма негативно и даже воинственно по отношению к компании, удалось избежать всплесков недовольства, выкриков, которые в других местах приводили к длительному неконструктивному выплеску эмоций без высказывания предложений и достижения каких-либо договоренностей. Также удалось избежать длительных обсуждений тех тем, которые волнуют население, но не входят в компетенцию компании (вывоз мусора, незаконные рубки в сельских лесах рядом с арендой сертифицированных компаний и т.д.). В ходе обсуждения были предложены механизмы решения важных для населения проблем, например, таких как обеспечение населения дровами, пиломатериалами и круглым лесом.

Обычно «дерево проблем» проводится после первого выступления, когда уже кратко объяснено, что такое сертификация. Если в повестке встречи только одно выступление, можно разделить его на две части, между которыми начать проводить «дерево проблем» (п.п.1-2), и затем провести обсуждения (п.п. 4,5,6) после выступления.

Данные, полученные в ходе построения «дерева проблем», имеет смысл использовать для экспресс-мониторинга социальных последствий лесохозяйственной деятельности компании51. Для этих целей следует сохранять полученные материалы: листочки с перечисленными проблемами, рассортированные по конвертам, до следующих консультаций, для проведения сравнительного анализа.

Понятно, что при использовании этой методики уместно проявлять творческий подход и менять её формы в зависимости от поставленных целей и задач. Например, можно предложить рассмотреть только коллективные проблемы, связанные с лесами, или попробовать рассмотреть все проблемы данного населённого пункта с целью составить план его социально-экономического развития.

Методика «дерево проблем» хорошо подходит для тех консультаций, на которые приходят случайные представители населения, и обсуждение грозит уйти в неконструктивное русло высказывания населением наболевших проблем. В тех же случаях, когда на консультации присутствуют представители заинтересованных сторон, уже привыкших вести предметный диалог с компанией, можно выбрать другой формат обсуждения.

5.1.8. Протоколы общественных обсуждений. Независимо от формата мероприятия, важно, чтобы принятые на нём решения выполнялись как компанией, так и заинтересованными сторонами. Для этого во время встречи необходимо зафиксировать принятые решения, после встречи оставить составленный протокол представителям заинтересованных сторон, организовать работу для реализации решений встречи и разрешения обозначенных проблем.

Следует понимать, что составленный протокол фактически является протоколом групповой консультации с населением и заинтересованными сторонами. Значит, активные участники встречи вносятся в список заинтересованных сторон либо как представители организации, либо как представители группы местного населения. На их обращения необходимо в месячный срок сообщить о том, что их предложения учтены, либо не учтены, и в этом случае указать конкретную причину (к примеру, если выяснилось, что предложенный к выделению из рубок участок находится вне территории аренды данной компании). Либо, если вопрос нуждается в дополнительном уточнении, сообщить об этом (например, даётся ответ, что предложение по выделению из рубок участка с охотничьей избой учтено, будет рассмотрено после уточнения местоположения избы во время отвода делянки). В любом случае, на все предложения должны быть даны конструктивные ответы.

5.2. Процедура обращения заинтересованных сторон. Компания должна разработать Процедуру обращения заинтересованных сторон, в том числе коренных народов и местного населения, по вопросам лесопользования на территории аренды. Часто компании ограничиваются составлением процедуры рассмотрения жалоб и требований о возмещении ущерба. Однако практика консультаций показывает, что это не единственные из существующих видов обращений. Среди последних могут быть протесты или требования, когда обратившийся не намерен вести переговоры, идти на компромисс, готов совершать акции, бороться и воевать; замечания делаются в случае, если обратившийся считает деятельность компании в чём-то не законной, однако это не ущемляет напрямую его интересы; предложения от обратившегося носят обычно конструктивный характер и могут перерасти в партнёрство по устойчивому лесопользованию; благодарности характеризуют отношения обратившегося и компании с положительной стороны. Все эти виды обращений стоит перечислить в процедуре.

5.3. Другие виды взаимодействия с населением

5.3.1. Индивидуальные консультации с местным населением. Выше уже упоминалось о необходимости для лесной компании проводить индивидуальные консультации с представителями местных заинтересованных сторон. Такие консультации оказываются очень полезными для выделения ЛВПЦ. В этом вопросе они гораздо важнее групповых, так как во время групповых встреч в большей степени происходит информирование населения о тех или иных аспектах сертификации и обсуждение многих вопросов.

Индивидуальные же консультации дают возможность подробно расспросить о значимых для местного населения лесах именно тех людей, кто этими знаниями обладает. Вот почему важно проводить консультации с работниками лесничеств, местными краеведами и старожилами (их можно найти через школы, библиотеки, дома культуры), охотниками и рыболовами, представителями коренных народов. Кроме того, эти люди и организации смогут помочь в информировании всего населения, в работе с ним, о чём мы уже говорили выше.

В ходе индивидуальных консультаций компания, с одной стороны, получает необходимые ей сведения о значимых для населения лесах, с другой стороны, к ней возникает доверие, способствующее её успешной деятельности. Доверие к лесной компании появляется тогда, когда местные заинтересованные стороны понимают, что они могут повлиять на процесс лесоуправления, их голос может быть услышан, их интересы могут быть приняты во внимание.

Консультации удобно проводить перед встречами с заинтересованными лицами и общественностью. Консультации могут проходить в разной форме: с отдельной группой людей по конкретной проблеме или в виде индивидуальных бесед. После консультации следует не забыть пригласить того, с кем они проводились, также и на групповую встречу. Рекомендуем завести журнал индивидуальных консультаций, в котором необходимо фиксировать все услышанные полезные сведения и предложения. В отдельную тетрадь следует вносить предложения по выделению мест особой социальной значимости, выявленных в ходе индивидуальных консультаций с населением.

В посёлке Попов Порог Сегежского района Республики Карелия в ходе индивидуальных консультаций Сегежским ЦБК были выявлены места особой значимости для местного населения: два родника и территория, где местное население традиционно собирает белые грибы.

Индивидуальные консультации были чрезвычайно важны для Костомукшского леспромхоза, чьи арендные территории располагаются, в числе прочего, в буферной зоне Калевальского национального парка и в пограничной зоне, где много рунопевческих троп, мест, где собирался эпос Калевала. Для выяснения расположения этих мест и троп, подлежащих сохранению, Костомукшский леспромхоз встречался с уроженцами деревни Ладвозеро, находящейся в погранзоне рядом с Калевальским парком, с жителями деревни Суднозеро находящейся в самом парке, с руководством Калевальского парка.

5.4. Поддержка проектов местного населения. Для эффективного взаимодействия компании и населения можно использовать финансовую поддержку проектов местного населения. Система малых грантов была отработана в программах Модельного леса Прилузье и Псковском модельном лесу. Впоследствии эту инициативу подхватил Сегежский ЦБК.

Проекты, поддержанные малыми грантами, должны быть направлены на помощь компании в выполнении принципов и критериев FSC, и в то же время быть интересными и полезными для развития социальной сферы местного сообщества и сохранения лесных ресурсов. Они могут быть направлены на выделение и сохранение объектов культурной, религиозной и социальной и экологической значимости. Например, места боевой славы часто трудно определить. Для розыска таких мест целесообразно создать поисковый отряд из школьников, членов исторического или краеведческого кружка и выделить им средства для организации поисковой работы.

В республике Карелия Сегежский ЦБК выделил малый грант средней школе села Паданы Медвежьегорского района для описания пролегавшей возле села части пути партизанской бригады местного героя Григорьева, расстрелянной во время Великой Отечественной войны.

Малые гранты могут выделяться на краеведческие и экологические проекты, например, экологические и этнографические тропы, пропаганду устойчивого лесопользования, здорового и экологически дружественного образа жизни, неистощительного и традиционного природопользования, одним словом, на то, что актуально для данного социума и данной местности.

Перед началом программы поддержки проектов местного населения компании следует продумать процедуру конкурса, получения финансирования и систему отчётности. Для облегчения задачи написания заявки можно разработать типовую форму заявки и приложить к ней образец заполненной формы. Важно, чтобы люди указывали в заявке, какой краткосрочный и долгосрочный результат будет получен, как собираются информировать об этом сообщество, каков их собственный вклад в проект, есть ли какая-либо поддержка их проекта со стороны третьих сторон (софинансирование), каково будет продолжение их инициативного проекта.

Наиболее перспективны те проекты, над реализацией которых инициаторы будут продолжать работать по истечении срока гранта, а также те проекты, где предполагается софинансирование, к примеру, со стороны администрации и/или местного бизнеса. Инициатором проекта могут выступить школы, библиотеки, дома культуры, биологические, экологические, краеведческие кружки, просто инициативные группы граждан с общими интересами.

На первом этапе самой компании нужно активно продвигать свою программу поддержки проектов, подталкивать местных активистов к инициированию проектов. Чтобы эта новая форма работы с местным населением была успешной, люди захотели разработать и реализовать свои замыслы, нужно поработать с ними, разъяснить цели программы, её связь с сертификацией. Следует рассказать, как оформить заявку на грант. Во время консультаций, информационных семинаров или общественных обсуждений можно выявить желающих реализовать проект, понять их интересы и тематику, продумать, как можно связать интересы людей и компании в деле продвижения сертификации.

На начальном этапе, пока заявок мало, и инициатива местного сообщества невелика, важно поддерживать все проекты. Информацию о местных инициативах и поддержанных компанией проектах хорошо давать в СМИ, на семинарах и на дальнейших мероприятиях. Компании важно поддерживать инициативы напрямую, а не через посредников (районные или местные администрации). В том случае, если компания будет только давать деньги на программу, а распределять их будет администрация, население не будет воспринимать эту поддержку как взаимодействие с компанией. Лесная компания может выделять совсем небольшие средства (10-30 тысяч рублей на проект), при этом добиваться большого эффекта, получая, с одной стороны, помощь в выполнении требований сертификации, с другой, заинтересованных партнеров в местном сообществе.

5.5. Лесные клубы поддержки сертификации. Лесные компании могут успешно тиражировать опыт Псковского модельного леса и «Модельного леса «Прилузье» по созданию лесных клубов. Лесные клубы - это группа инициативных людей, заинтересованных во взаимодействии с компанией по вопросам лесопользования. Их можно организовать на основе групп поддержки сертификации, а также клубов, библиотек и т.д., школ. Лесной клуб может быть организован как один из проектов местного населения, поддержанных программой малых грантов.

Можно так организовать работу лесного клуба, чтобы в каждом из сельских населённых пунктов с определённой периодичностью (к примеру, раз в 3 месяца) проводить его заседания при предварительном информировании и участии основных заинтересованных сторон, с представительством всех групп населения. Лесной клуб, таким образом, может стать одной из форм регулярных консультаций с населением. На заседаниях лесного клуба можно ставить и обсуждать вопросы и проблемы, искать пути их решения, отслеживать шаги по реализации этих решений.

Заседания лесного клуба должны проходить по заранее разработанному плану и способствовать выражению населением своих интересов. Для компании важно наглядно и жизненно подготовить ту информацию, которую она хочет донести, постепенно углубляясь в основы и принципы сертификации. На собраниях лесного клуба можно обсуждать план рубок, информировать население о новшествах в правилах рубок (объяснять, как ведутся работы по лесовосстановлению, почему не убираются сучья с делянок, как проводятся выборочные рубки, какие подрядные бригады работают на делянках, в чём преимущества новой техники и т.п.).

Важно информировать население о новшествах в лесном законодательстве, возникших в связи с вводом в действие нового Лесного кодекса. Заседания лесного клуба могут стать хорошим поводом для приглашения заинтересованных журналистов, которые в своих материалах донесут обсуждавшиеся вопросы до всего населения района. В результате регулярные заседания лесного клуба будут стимулировать гражданскую активность населения и устойчивое лесопользование.

5.6. Работа с молодёжью. Как правило, активной частью местного населения является молодёжь, и её целесообразно привлекать к распространению информации о сертификации и устойчивом лесопользовании. Опираться в этом деле можно на различные экологические, краеведческие кружки, школьные лесничества, в которых школьники старших классов обычно с удовольствием участвуют. Для работы с молодежью можно использовать такую традиционную форму, как школьные лесничества. Если вблизи территории аренды компании есть школьное лесничество, полезно подключить эту профильную общественную организацию к работе по сертификации.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Экологическая модернизация лесного сектора в россии и сша ecological modernization of forest sector in russia and the united states eds st petersburg st petersburg state university press 2003 180 p

    Исследовательская работа
    ... и финансовый консультант. ДЛС связывает ... исследований (ЦНСИ), Санкт-Петербург, Россия. В ... Фокс» и зарегистрированных на территории ... Лесной Службе и Частному Лесному Хозяйству включают издание ... ЛеснойПопечительскийСовет Для проведения лесной сертификации ...
  2. Российская ассоциация политической науки

    Сборник статей
    ... попечительскиесоветы; попечительскиесоветы ... 1 3 Иссл. центры 3 1 2 Консультанты 2 1 1 Общественные организации 2 1 ... Издание ... лесных ... Зарегистрированные ... России» (Санкт-Петербург-Иркутск) для студентов американских университетов. Постоянные тесные связи ЦНСИО ...

Другие похожие документы..