Главная > Методическое пособие


3. Информирование

Информирование заинтересованных сторон и работников компании о процессе сертификации по схеме FSC является очень важной задачей компании. Благодаря информированию работа с заинтересованными лицами приобретает конструктивный характер, работники компании становятся приверженцами идей сертификации и правильно выполняют её требования. Население, проживающее рядом с территорией аренды, узнав о процессе сертификации, новом статусе территории и своих правах в связи с сертификацией, помогает устойчивому лесопользованию.

Информировать население можно с помощью СМИ, адресного целевого информирования, доступных для общественности документов. Каждый из этих способов информирования имеет свои плюсы. Так, использование СМИ даёт возможность широкого охвата аудитории. Адресное целевое информирование даёт возможность обратиться к целевой аудитории, людям, живущим в отдалённых населённых пунктах, где нет доступа к сети Интернет, телекоммуникация и телефонная связь затруднены, библиотеки и клубы в запущенном состоянии, работа почты зависит от сезона, погоды, техники и т.д. Составление доступных для общественности документов позволяет заинтересованным сторонам более тщательно ознакомиться с деятельностью компании.

Рассмотрим более подробно те способы информирования, которые лесная компания может использовать в своей работе.

3.1. Широкое информирование через СМИ

Прежде чем начать работу с СМИ, компании следует изучить, какие в данной местности есть газеты, радиопередачи, местные телепрограммы, где они распространяются, имеют ли к ним доступ отдаленные населенные пункты. Также поискать Интернет-ресурсы, подходящие для широкого информирования населения.

1) Информационные материалы о сертификации следует разослать в наиболее известные местные СМИ и добиться публикации информационных статей на данную тему. Бывает, что компания выбирает для информирования какую-либо одну газету. Если аренда находится в нескольких районах, то, как правило, она останавливает выбор на областной газете и в ней печатает материал. При этом зачастую информация о деятельности компании не доходит до местных жителей, поскольку выбранная для информирования газета может не поступать в библиотеки и подписка на неё среди населения может быть небольшой. Поэтому лучше помещать материалы в нескольких газетах: в областной и, обязательно, в главных районных газетах во всех районах, где работает компания.

Статьи общего характера часто удается напечатать бесплатно, поскольку, как правило, информационных поводов в районах не так уж много, и журналисты сами бывают заинтересованы в новом материале. Связанная с сертификацией информация не должна быть формальной, просто описывающей деятельность Лесного попечительского совета, его Принципы и критерии. Необходимо рассказывать о конкретных фактах, о новых правах граждан, связанных с сертификацией компании. Материал нужно подавать таким образом, чтобы читатель связывал свою жизнь с получаемой информацией и понимал, что его голос и пожелания в отношении лесоуправления теперь могут быть услышаны.

2) Объявления о предстоящих общественных слушаниях также печатаются в местных изданиях, как правило, платно. Любой подобный повод: проводимые компанией индивидуальные и групповые консультации, общественные слушания, сходы, собрания, семинары и т.д. нужно использовать для информирования о сертификации.

Например, можно организовать общественные обсуждения планов ведения хозяйственной деятельности, к примеру, планов строительства дорог лесной компанией, обсуждение выделения лесов высокой социальной значимости, и другие мероприятия. Объявления о предстоящих событиях можно сопровождать информационными статьями о сертификации, привлекая к их написанию журналистов местных газет, пишущих на социальные или экологические темы. Таким образом, каждое событие послужит регулярному информированию населения о сертификации.

Костомукшский леспромхоз, входящий в Северную лесозаготовительную компанию, разместил информацию о предстоящей встрече компании с заинтересованными сторонами на сайте города Костомукши, сопроводив её общими сведениями о сертификации и тех правах, которые она даёт местному населению. Для оповещения о встрече компания также использовала объявления по радио. На саму встречу были приглашены местные СМИ. После встречи газета «Новости Костомукши» опубликовала подробную статью о событии. Пресс-релиз с результатами встречи и списком предложенных жителями ЛВПЦ компания разместила на сайте города.

3) Следует информировать СМИ о проектах населения и гражданских инициативах, появившихся в результате участия в процессе сертификации, приглашать журналистов на посвященные сертификации акции, семинары, выступления и все мероприятия, направленные на реализацию социальной и экологической политики компании.

4) Лесная компания может провести акцию по оформлению подписки всех поселковых библиотек и/или школ, находящихся вблизи территории аренды, на профильные газеты и журналы. Такими изданиями, в которых регулярно публикуются материалы по вопросам лесопользования и сертификации, являются, например, «Лесная газета»17, журналы «Лесной бюллетень»18 и «Устойчивое лесопользование»19. Если материалы о сертификации публикуются во внутренней газете компании и/или её дочерних компаний, то важно оформить подписку и на эти издания. Это не только поможет в информировании населения по вопросам сертификации, но и продемонстрирует заботу о местном сообществе, что будет способствовать позитивному имиджу компании.

Очень важно всю опубликованную в СМИ информацию собирать, подшивать в отдельную папку для того, чтобы иметь возможность продемонстрировать её аудиторам и заинтересованным сторонам. Полезно также иметь папку с электронными копиями публикаций, чтобы при запросах была возможность предоставить материалы заинтересованным лицам. Собранные материалы будут служить для аудиторов и общественности наглядным доказательством работы компании по информированию населения, выполнению экологической и социальной политики.

Информирование через СМИ не всегда достигает целевой аудитории, поэтому мы предлагаем дополнительно проводить адресное целевое информирование.

3.2. Адресное целевое информирование

Под адресным целевым информированием в нашем случае подразумевается информирование населения о сертификации через ключевые заинтересованные стороны.

В каждом сельском поселении есть организации или отдельные лица, проявляющие наибольший интерес к сертификации и связанным с ней новым правам населения. Мы называем их ключевыми институтами. Компании необходимо выявить их. Это могут быть библиотека, местная администрация, школа, клуб или другое место, наиболее посещаемое населением. Компании следует найти в данных ключевых институтах человека, готового сотрудничать и помогать в организации информирования населения о сертификации.

Одним из способов адресного целевого информирования является оформление стендов о сертификации в ключевых институтах. Такие стенды могут включать следующий минимальный набор информации:

  1. Название сертифицированной компании (компаний), и логотип холдинга, если она входит в его состав, чтобы жители различали деятельность сертифицированной компании и других лесозаготовителей.

  2. Краткую общую пояснительную информацию о международной добровольной лесной сертификации и её 10 Принципах.

  3. Более подробные выдержки из Стандарта, касающиеся заинтересованных сторон, коренного народа и местного населения20.

  4. Копию сертификата FSC, если он уже получен.

  5. Карту аренды (общий вид) с выделенными социальными и другими ЛВПЦ (неконфиденциальной информацией).

  6. Материалы по ЛВПЦ.

  7. Контактную информацию – адрес и телефон ответственного за сертификацию и время, когда можно обратиться.

На стендах дополнительно можно разместить папки с пакетом подробных материалов о сертификации: Стандартом, общественными отчётами компании об аудитах, отчетами об экологическом и социальном мониторинге, другими материалами (к примеру, статьями о выделении ЛВПЦ из журнала «Устойчивое лесопользование») и документами, доступными для общественности (картами с ЛВПЦ и т.д.)21. Также можно дополнительно сформировать электронный диск со всей информацией стенда, которую можно скопировать заинтересованному лицу. В российском офисе FSC можно заказать постеры о сертификации22. На стенде следует также предусмотреть место для размещения публикаций СМИ о процессе сертификации и периодически обновлять их.

Желательно организовать стенды о сертификации в каждом населённом пункте, находящемся вблизи территории аренды. Если в данной местности есть несколько сертифицированных компаний, целесообразно организовать с ними общий стенд.

В Тихвинском и Бокситогорском районах Ленинградской области работали три сертифицированных компании: «Русский лес» / концерн «Стора Энсо», «Тихвинский КЛПХ» / компания «ЮПМ Кюммене» и «Сведвуд Тихвин» / «Сведвуд». Компания «Русский лес» передала пакеты своих информационных документов в ключевые институты на территории аренды и отослала список этих ключевых институтов в остальные лесные компании района, чтобы они имели возможность передать свои документы тем же людям, а общая информация о сертификации не дублировалась.

Другим способом целевого адресного информирования является раздаточный материал, специально изготовленный компанией: листовки, плакаты, брошюры разного характера и содержания. Для населения могут быть составлены приглашения на консультации и согласования в сочетании с краткой информацией о принципах и критериях FSC, подлежащих обсуждению. Для работников компании листовки могут содержать информацию по технике безопасности, по утилизации проливов ГСМ и др.

Публикация листовок, плакатов, брошюр не требует больших средств. Можно сделать их на принтере или ксероксе. Большего внимания и умения потребует изложение информации доступным языком и объяснение значения сертификации для всех заинтересованных сторон.

Листовки для населения с объяснением его прав, связанных с сертификацией, являются наиболее продуктивным способом информирования, требующим минимальных затрат времени и ресурсов. По нашему опыту, во всех поселковых школах администрация, учителя и ученики согласны разнести листовки в каждый дом. Это можно включить в проекты сотрудничества компании и школы. Как правило, компании помогают школам, и те, в свою очередь, не откажут в помощи, тем более что речь идёт о важной для населения информации. Стимулировать информирование можно, устроив среди школьников конкурс на лучшую листовку. Это будет способствовать неформальному осмыслению школьниками информации о сертификации, а также поможет вовлечь в процесс учителей и родителей, что тоже будет способствовать информированию о сертификации.

Кроме школ, к адресному целевому информированию можно привлекать сельские органы местного самоуправления, лесничества, библиотеки, клубы. Общественные организации и гражданские инициативы могут стать проводниками работы лесной компании с другими заинтересованными сторонами. Поэтому важно дать им наиболее полную информацию о сертификации.

4. Ведение документации

Учитывая большой объём работы с документами по разным аспектам сертификации, её лучше вести систематически, а не эпизодически («авралами») при подготовке к очередному аудиту. На место ответственного за сертификацию следует найти человека с хорошими секретарскими навыками и способностями.

Наиболее целесообразным является завести отдельную папку для каждого принципа Стандарта. В этой папке должны быть отдельные ячейки (файлы) по каждому критерию, входящему в данный принцип. Это существенно облегчит задачу компании при аудиторской проверке, так как аудитор может запросить все документы по любому из критериев.

Требования по разным принципам и критериям часто пересекаются между собой. Например, выделение ЛВПЦ 5 и 6 для коренных народов требуется по принципам 3, 4 и 9. Соответственно, в этом случае копии одних и тех же документов следует поместить сразу в три папки. Так будет гораздо легче работать аудиторам и самой компании.

Аудиторы часто распределяют между собой проверку разных принципов и критериев, и удобнее, если аудитор найдет все необходимые документы (или их копии) в переданной ему папке. Кроме того, в этом случае он не станет ходить по всем отделам компании в поисках необходимого документа и расспрашивать сотрудников, которые могут оказаться неподготовленными к таким разговорам и даже могут ненароком навредить компании.

4.1. Составление доступных для общественности документов

Для того чтобы продемонстрировать приверженность компании принципам и критериям FSC, открытость своей социальной и экологической политики, важно создать ряд документов, доступных для общественности. Список этих документов может быть расширен за счет подборки статей и материалов, опубликованных в СМИ. Важно широко информировать население о перечне доступных документов, статей и материалов, а также о процедуре их предоставления.

Компании следует выделить доступные для населения и заинтересованных сторон документы23 в отдельную папку и проинструктировать сотрудников, чтобы они выдавали эти документы по первому требованию представителей общественности. Выделять документы нужно по принципу: всё, что не содержит конфиденциальной коммерческой информации, является открытым для заинтересованных сторон и общественности, поскольку сертификация это процесс открытый. Открытые для общественности документы подтверждают корпоративную социально-экологическую ответственность компании в глазах заинтересованных сторон, таким образом, повышают доверие к ней.

Примерный набор доступных документов может включать в себя следующие24 материалы.

  1. Стандарт25.

  2. Резюме плана лесоуправления26 (Проекта освоения лесов)

  3. Краткий ежегодный отчёт о лесохозяйственной деятельности27.

  4. Общественный отчёт о результатах проводимых мониторингов лесоуправления за год28.

  5. Политика приверженности компании принципам и критериям FSC, в том числе экологическая и социальная политики компании, политика лесоуправления 29.

  6. Резюме сертификационного отчёта для общественности30.

  7. Список ЛВПЦ 5 и 6 с описанием выделенных участков31.

  8. Географическую карту аренды с выделенными ЛВПЦ, с нанесёнными населёнными пунктами, границами районов и квартальной сеткой32.

  9. Список заинтересованных сторон с их контактами33.

  10. Процедура рассмотрения споров по вопросам владения, аренды или пользования лесными участками34.

  11. Положение о порядке работы с письменными и устными обращениями граждан в адрес компании и дочерних организаций или процедура обращения заинтересованных сторон по вопросам лесопользования на аренде.35.

  12. Материалы консультаций с местными сообществами, общинами коренных народов (общественным обсуждениям): заключения по итогам общественных обсуждений, протоколы консультаций и выписки из них36, журналы индивидуальных консультаций, ответы компании на обращения заинтересованных сторон, коренных народов и местного населения.

  13. Соглашения и/или протоколы согласования планов лесохозяйственной деятельности с федеральными, региональными и местными органами самоуправления, общественными организациями и общинами коренных народов.

  14. Заключения по итогам общественных обсуждений, протоколы консультаций и выписки из них37, журналы индивидуальных консультаций, ответы компании на обращения заинтересованных сторон, коренных народов и местного населения.

  15. Соглашения и/или протоколы согласования планов лесохозяйственной деятельности с федеральными, региональными и местными органами самоуправления, общественными организациями и общинами коренных народов, в том числе моратории на рубки леса и карты с обозначением этих участков и обоснованием их ценности38.

  16. Протоколы консультаций в том числе общественных слушаний, сходов, журналы и протоколы индивидуальных консультаций, и ответы на обращения, жалобы, замечания, предложения граждан и заинтересованных сторон39.

  17. Тексты международных ратифицированных Россией конвенций40.

  18. Инструкция по сохранению биоразнообразия при осуществлении лесозаготовок и ведении лесного хозяйства на арендуемых участках41.

  19. Инструкция по методам и способам снижения негативного воздействия на окружающую среду в процессе хозяйственной деятельности42.

  20. Результаты мониторинга воздействия на окружающую среду лесохозяйственной деятельности компании43.

  21. Договора о взаимодействии и социальном партнёрстве с общественными организациями, государственными учреждениями, социальными организациями44.

  22. Совместные с государственными органами и всеми группами интересов долгосрочные (на период аренды) планы социально-экономического развития территории45.

  23. Процедура выделения компанией древесины на корню местному населению на участках лесного фонда46.

  24. Список пользователей, имеющих право ведения хозяйственной деятельности на аренде47.

  25. Положение о системе мер по предотвращению незаконных рубок и хищению древесины48.

  26. Положение о системе мер по противопожарной безопасности (этот вопрос волнует население) и др.

Все доступные для общественности документы должны быть не только в головном офисе компании-получателя сертификата, но и во всех структурных подразделениях, дочерних компаниях, подрядных организациях. Папки с копиями основных (п.п.1-5) доступных документов должны быть переданы в местные администрации и библиотеки, где размещаются стенды сертификации. Вывесите список всех доступных документов и тексты основных из них на сайт компании, остальные предоставляйте по запросам. Документы (п.п. 6-23) могут варьироваться у разных компаний, в зависимости от её специфики некоторые документы могут отсутствовать. Компании могут сделать доступными для общественности и другие документы, которых нет в списке.

Предлагайте заинтересованным лицам, сделавшим запрос, объяснить свой интерес к лесоуправлению, оставить свои данные и контактную информацию, включите их в список заинтересованных сторон.

5. Взаимодействие с заинтересованными сторонами и проведение мероприятий с населением

5.1. Общественные обсуждения

Сертификация требует проведения общественных обсуждений или согласований по нескольким вопросам: проектам освоения лесов, выделению ЛВПЦ 5-6 и некоторым другим. Общественные обсуждения проводятся в форме групповых консультаций, сходов, общественных слушаний, встреч заинтересованных сторон, тематических семинаров.

Общественные обсуждения полезны самой компании, так как служат делу совершенствования лесоуправления и помогают наладить диалог с местным населением и избегать конфликтов. В результате использования консультаций как постоянной формы работы с населением улучшается имидж и работа компании, повышается доверие населения к ней.

При планировании взаимодействия с заинтересованными сторонами следует избегать распространенного подхода, когда компания основное внимание уделяет контактам с администрацией, воспринимая её как представителя интересов местного населения. При этом взаимодействия с местными заинтересованными сторонами не происходит или в процесс сертификации вовлекаются не все местные заинтересованные стороны.

На общественных обсуждениях могут присутствовать все желающие. Обязательно должны быть приглашены основные местные заинтересованные стороны (см. выше Список заинтересованных сторон).

Инициировать общественные обсуждения по вопросам лесопользования компании, затрагивающим интересы местного населения, может как компания, так и сами заинтересованные стороны. Например, их инициатором могут стать местная администрация, группа граждан, общественная организация. В этом случае компании стоит активно включиться в подготовку общественных обсуждений и ни в коем случае не игнорировать их, иначе может начаться открытый конфликт, что повлечёт приостановку сертификата.

Перед подготовкой и проведением общественных обсуждений полезно ознакомиться с имеющимися методическими пособиями49.

Независимо от формата мероприятия, важно, чтобы принятые на нём решения выполнялись как компанией, так и заинтересованными сторонами. Для этого во время встречи необходимо вести подробный протокол мероприятия и зафиксировать принятые решения.

Проведение общественных обсуждений включает несколько этапов:

  • подготовку мероприятия;

  • проведение мероприятия;

  • дальнейшую работу по реализации принятых решений.

Рассмотрим эти этапы более подробно, исходя из успешного опыта авторов данного методического пособия.

5.1.1. Подготовка мероприятия. Выбирая формат предстоящих общественных обсуждений, следует иметь в виду, что общественные слушания и сходы являются законодательно регулируемым форматом, поэтому при организации подобных мероприятий необходимо соблюдать соответствующие нормативы оповещения и проведения50. Более свободным форматом является встреча заинтересованных сторон.

При планировании мероприятия следует учесть, что целесообразно во время проведения общественных обсуждений решать сразу несколько вопросов, требующих, согласно критериям FSC, консультирования со заинтересованными сторонами. Например, на одной встрече можно обсудить и согласовать план рубок, провести выделение мест особой социальной значимости, выявить проблемы, возникающие в результате лесохозяйственной деятельности компании и найти компромиссные решения. При сочетании различных тем важно хорошо продумать план проведения общественных обсуждений, последовательность вопросов, доступные формы изложения информации для обеспечения конструктивного диалога.

5.1.2. Время и место проведения общественных обсуждений. При выборе времени проведения общественных обсуждений нужно учитывать, что их не следует назначать в дни особенно активных сельскохозяйственных работ или во время пика сбора грибов и ягод. В отношении времени суток лучше посоветоваться с теми местными представителями заинтересованных сторон, которые оказывают помощь в организации мероприятия. Следует при этом иметь в виду, что какое бы вы ни выбрали время, всегда найдутся люди, которые сочтут его не слишком удобным.

Очень серьёзно следует подойти и к выбору места. Как правило, обсуждения назначаются в домах культуры, где есть большой зал, однако, это не всегда самый оптимальный выбор. Если зал очень большой, а на встречу придёт не так много людей, встречу будет вести труднее психологически. В этом случае нужно попросить присутствующих сесть поближе к ведущим. Не стоит вести встречу со сцены, так как это вызывает ощущение разделённости ведущих с аудиторией, и не способствует конструктивному диалогу. В прохладное время года недостатком домов культуры, как места проведения общественных обсуждений, является также то, что часто они не отапливаются (в межсезонье) или плохо отапливаются (зимой).

Если есть возможность, следует выбрать для консультации помещение того ключевого института, руководитель которого настроен к компании и сертификации положительно, и где сотрудники готовы оказать помощь в организации мероприятия. Лучше, если помещение своими размерами будет соответствовать количеству людей, пришедших на встречу. Можно договориться об использовании помещения школы, библиотеки или администрации, поскольку они всегда более тёплые и уютные. Преимущество школы и в том, что там обычно есть оборудование для презентаций: мультимедийная техника, стойки или доски для плакатов.

На место проведения групповых консультаций следует приехать заранее, чтобы иметь возможность переговорить с представителями ключевых организаций, убедиться в том, что помещение для проведения обсуждений свободно и готово принять людей, а также, чтобы дополнительно «зазывать» на обсуждения всех прохожих, что одновременно является их информированием о сертификации.

5.1.3. Оповещение об общественных обсуждениях. По опыту авторов настоящего пособия, чтобы добиться явки местного населения на общественные обсуждения, следует уделить достаточное внимание оповещению. Целесообразно провести оповещение минимум в три этапа:

1) Необходимо заранее, за две-три недели до мероприятия, оповестить заинтересованные стороны о его дате и времени, обзвонив местные ключевые институты, и договориться об их содействии в оповещении местного населения и участии во встрече. Полезно при этом переслать им факсом или электронной почтой текст объявления о мероприятии и попросить вывесить его в их учреждении. Можно послать именные приглашения ключевым заинтересованным сторонам.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Экологическая модернизация лесного сектора в россии и сша ecological modernization of forest sector in russia and the united states eds st petersburg st petersburg state university press 2003 180 p

    Исследовательская работа
    ... и финансовый консультант. ДЛС связывает ... исследований (ЦНСИ), Санкт-Петербург, Россия. В ... Фокс» и зарегистрированных на территории ... Лесной Службе и Частному Лесному Хозяйству включают издание ... ЛеснойПопечительскийСовет Для проведения лесной сертификации ...
  2. Российская ассоциация политической науки

    Сборник статей
    ... попечительскиесоветы; попечительскиесоветы ... 1 3 Иссл. центры 3 1 2 Консультанты 2 1 1 Общественные организации 2 1 ... Издание ... лесных ... Зарегистрированные ... России» (Санкт-Петербург-Иркутск) для студентов американских университетов. Постоянные тесные связи ЦНСИО ...

Другие похожие документы..