Главная > Исследовательская работа


Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №34

Исследовательская работа

по теме:

П.Л.Чебышев – гордость русской науки

Выполнила: учащаяся 10 «А»

Бабушкина Елизавета

Научный руководитель:

Андреева Наталья

Александровна

Владимир 2011

План работы:

Введение

  1. Глава I. Особенности организации мыслительной деятельности ученых: внелогизм мышления.

    1. Анализ понятия гордость науки.

    2. Энциклопедизм мышления ученых как детерминанта

гениальной интуиции.

    1. Исследование некоторых аспектов творческого процесса.

    2. П.Л. Чебышев – гордость русской науки

  1. Тренинги для изучения и развития внелогических форм мышления

    1. Методики для изучения каналов восприятия, типов мышления и его внелогических форм (интуиции).

    2. Тренинг для развития внелогических форм мышления.

Заключение

Список используемой литературы

ВВЕДЕНИЕ

Определив тему исследования «П.Л.Чебышев – гордость русской науки», мне захотелось изучить жизнедеятельность ученого, его достижения в науке, изобретения, труды в различных областях, его вклад и оценку его творчества другими учеными.

Цель исследования: выявление и исследование некоторых аспектов творческого процесса, связанных с высокомыслием, высокоумием, энциклопедичностью познаний, проявляющихся в активности внелогических форм мышления.

Объект исследования: творчество П.Л.Чебышева

Предмет исследования: внелогические формы мышления

Задачи исследования:

  1. Провести анализ понятия гордости и выявить аспекты определения гордости науки.

  2. Рассмотреть особенности организации мыслительной деятельности ученых (внелогизм мышления).

  3. Исследование некоторых аспектов творческого процесса.

  4. Доказать, что П.Л. Чебышев – гордость науки

  5. Определить методики для изучения каналов восприятия, типов мышления и его внелогических форм (интуиции).

  6. Разработать и провести тренинги для развития внелогических форм мышления.

Были выделены следующие этапы исследовательской работы:

№ п/п

Этап исследования

Содержание деятельности

Срок исполнения

1

Проектировочный

Сбор и изучение исходной информации, необходимый для выполнения исследования

Сентябрь

2

Диагностический

Выявление некоторых аспектов творческого мышления

Октябрь

3

Практический

Изучение вклада Чебышева в развитие науки

Ноябрь-декабрь

4

Контрольно-диагностический

Подбор методик и проведение

диагностики

Январь

5

Обобщающий

Создание и проведение тренингов

Февраль

Актуальность данной работы состоит в том, что в ней рассмотрены некоторые аспекты творческого процесса, выявлена внелогическая составляющая, подобраны методики диагностики мышления и его внелогических форм и предложены тренинги, позволяющие познакомиться с нешаблонным мышлением, подобраны упражнения, для развития интуиции, которые могут быть использованы во внеклассной работе по предмету.

Глава I. Особенности организации мыслительной деятельности ученых: внелогизм мышления.

1.1 Анализ понятия гордость науки.

Рассмотрим значение слова гордость в различных словарях:

Толковый словарь Ожегова: Гордость – завышенное чувство собственного достоинства, самоуважения, высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе, осознание своего превосходства над другими.

Значение слова ГОРДОСТЬ:

ГОРДОСТЬ, -и, ж. I. Чувство собственного достоинства, самоуважения. Национальная г. 2. Чувство удовлетворения от чего-н. Г. победой. 3. кого или чья. О том, кем (чем) гордятся. Этот студент - г. института. 4. Высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе, спесь (разг.). Из-за своей гордости ни с кем не дружит.

Синонимы к слову «Гордость»: горделивость, гордыня, высокомерие, заносчивость, надменность, кичливость, претенциозность, спесь, тщеславие, чванство, самолюбие, амбиция, гонор, самомнение; высокомудрие, высокомыслие, высокоумие.

Го́рдость (лат. superbia) — сильное чувство (или желание) самоуважения, удовольствия от собственных успехов.

По мнению Фридриха Ницше: Гордость — это чувство превосходства без общественного признания.

В узком значении — поведение, требующее от окружающих уважительного отношения к человеку, народу, стране (это уже скорее честь). В широком — стремление возвыситься, укрепить свои моральные, социальные или идеологические позиции.

ГОРДОСТЬ – это, по словарям - чувство собственного достоинства, самоуважение, а также чувство удовлетворения своими успехами и чувство высокомерия.

Если ГОРДОСТЬ считать просто САМОУВАЖЕНИЕМ, тогда в ней есть смысл, однако ГОРДОСТЬ – это нечто большее, то есть, потеряна мера и мозг может посчитать, что разумом можно тоже гордиться. А это не так. Разум нужно просто иметь и не терять его, тогда он будет оставаться идеальным мышлением и абсолютной категорией.

Толковый словарь русского языка Ушакова

ГО'РДОСТЬ, и, мн. нет, ж.

Отвлеч. сущ. к гордый. Г. характера. Г. по́ступ. 2. Поведение, характер гордого (в 1 и 2 знач.) человека. Моя г. мне этого не позволяет. Смирись, гордый человек, и прежде всего смири свою г. Достоевский. 3. То, чем (или тот, кем) гордятся. Эта турбина — г. нашего завода. Матросы, краса и г. революции.

Исходя из выше изложенного, мы будем рассматривать понимание гордости за человека как уважение его высокомыслия, высокоумия и чувство удовлетворения его успехами. Под высокомыслием и высокоумием мы будем понимать высоко развитые как логические, так и внелогические формы мышления ученого.

В связи с этим под гордостью науки будем понимать ученого, обладающего высокомыслием, высокоумием, энциклопедичностью познаний, проявляющихся в творческой активности, вклад, которого в развитие науки неоспоримо велик.

Наиболее яркими представителями высокомыслия, высокоумия и энциклопедичности познаний и интересов, на наш взгляд являются трое уче­ных разных эпох и стран: Аристотель, Леонардо да Винчи и М.В.Ломоносов.

1.2 Энциклопедизм мышления ученых как детерминанта гениальной интуиции.

А.Ф. Лосев и А.Л. Тахо-Годи пишут о древнегреческом философе Ари­стотеле (384-322 гг. до н.э.) следующее: «Энциклопедизм Аристотеля поистине бесконечен, Аристотель интересовался проблемами разлива Нила. Аристотель установил на действительных наблюдениях, что разливыНила происходят от дождей в его горных истоках .., . В своей работе «Физические проблемы» Ари­стотель затрагивает вопросы о фазах Лупы, о причине вредности талого снега для питья, о том, почему хуже стирать белье в морской воде, почему белое вино меньше опьяняет,как солнечное тепло передается плодам, почему от стыда краснеют, а от страха бледнеют. Аристотель также интересуется проблемами предсказания погоды в связи с направлением ветра, поведением птиц и живот­ных» [4, с. 255], Далее они описывают широту интересов Аристотеля: «Это был человек, которые везде и всюду искал прежде всего смысл действительно­сти и который формулировал смысл необходимых ... вещей вболее обширных и более глубоких размерах. Если взять одну биологию, то в своих зоологиче­ских трактатах Аристотель устанавливает и характеризует более 400 видов жи­вотных. Если взять общественно-политические сочинения, то оказывается, он характеризовал 158 различных греческих и не греческих законодательств. Вся V книга его основного трактата «Метафизика» специально посвящена его фило­софской терминологии, и каждый термин выступает у него в двух-трех, а то и пяти или шести смыслах. Вся жизнь этого человека состояла в бесконечномус­тановлении того или иного смысла окружавших его предметов» [4, с. 345]

Аристотель оставил большой след в истории эстетики и теории литерату­ры, явился основоположником формальной логики, создал понятийный аппа­рат, который до сих пор составляет важную часть философского лексикона и определяет стиль научного мышления. «Первая философия» Аристотеля (позд­нее названная метафизикой) содержит учение об основных принципах бытия: о возможности исуществовании, форме и материи, действующей причине и це­ли. Внутренние движущие силы вещейпо Аристотелю - идеи (формы, эйдосы), источник движения и изменения бытия— вечный инеподвижный «ум» (нус)перводвигатель. Ступени природы по Аристотелю - неорганический мир, рас­тение, животное, человек. Человек - существо общественное, наилучшая форма государства — монархия, аристократия, «политика» - умеренная демократия, наихудшая — тирания, олигархия. Сутью искусства считал подражание(мимесис), а целью трагедии - очищение духа (катарсис). Аристотель за­нимался также историей греческой литературы. Основные его сочинения: «Ор­ганон», «Метафизика», «Физика», «О возникновении животных», «О душе», «Этика», «Политика»,«Поэтика» [9, с. 42].

Леонардо да Винчи (1452-1519 г.г.) — второй из трех выделенных нами ученых с энциклопедическим складом ума - итальянский живопи­сец, скульптор, архитектор, ученый,инженер — обладал огромным объемом на­выков и научных интересов.

«Если это живое тело - Леонардо действует как анатом, если механизм - он углубляется в секреты механики, совершенствует конструкцию. Он исследу­ет законы трепля (Леонардо первым из ученых понимает роль трения), создает для машин такие механические конструкции, которые помогают им функцио­нировать сбольшей свободой и совершенством … . Изучая явления природы: свет Луны, закаты, радугу он ставит опыта как исследовательприроды, изучает ее как физик. ... Как художника и скульптора его занимает проблема светотени. Решает ее он как физик. Частный вопрос приводит его к размышлению о при­роде света. Он проявляет в этом вопросе такую глубокую интуицию,что удивляет даже позднейших профессионалов-оптиков. Не обремененный грузом старых теорий, не стараясь втиснуть свои впечатления в обойму устоявшихся концепций,он пишет трудыпо физике, отличающиеся удивительно свежим подходом кизучению природы света. ... Он оченьблизко подходитк интерпре­тации света, которую впоследствии примет волновая теория. Наблюдая распро­странение звука, света и волн на воде, он проводит между этимипроцессами аналогию, И обобщает свое впечатление выводом о том, что волновое движе­нии — самоеестественное для природы. Более того, он даже готов утверждать, что ни только свет, звук, но и цвет, запах, магнетизм – и даже мысль! - распро­страняются волнами. Такая догадка будет еще не раз вспыхиватьнаарене на­учных событий, но в более позднее время, когда для этого будетбольше факти­ческих оснований. Леонардо же руководствовался только интуицией..» [ 7, с. 169].

Леонардо да Винчи явился такжесоздателем многих научных изобретений, опередивших его эпоху: проектов гидроканалов, ирригационных систем, металлургических печей, прокатных станов, ткацких станков, землеройных и других машин,подводной лодки и танка, летательных аппаратов и парашюта,

Леонардо да Винчи впервые описал работу ряд костей и нервов, высказал новаторские предположения о работе мышц, занималсяэкспериментированием по удалению органов у животных, исследовал движение соков и другие физио­логические процессы у растений. Был близок к созданию гелиоцентрической системы мира. Все изобретения Леонардо да Винчи описаны в егозаписных книжках,состоящих из семи тысяч листов.

Всю эту многоаспектную научно-исследовательскую деятельность Лео­нардо да Винчи вел помимо вида занятий, традиционно считавшихся основным его предназначением - живописи.

В живописи Леонардо да Винчи создает образ человека, отвечающего гу­манистическим идеалам Высокого Возрождения. В росписях («Тайная вечеря» 1495-1497 гг., трапезная монастыря Санта-Марияделе Грация в Милане), рели­гиозных картинах («Мадонна в скалах», 1483-1494 гг. и около 1497-1511гг.), портретах («Джоконда»» 1503 г) высокое этическое содержание выражено в строгих закономерностях и композиции, ясной системе жестов и мимики пер­сонажей [9, с. 308].

Третьим из самых ярких ученых с энциклопедической широтой взглядов является М.В. Ломоносов (1711-1765 гг.) - первым российский ученый-естествоиспытатель мирового значения, поэт, заложивший основы русского ли­тературного языка, художник, поборник отечественного просвещения, науки и экономики. Только наличием хорошо развитой интуиции и потрясающей рабо­тоспособности можно объяснить широту и разнообразие достижений М.В, Ло­моносова. Б. В. Шергин всвоем «Слове о Ломоносове» пишет: «Обыкновенно бывает так:кто посвятил себя поэзии или живописи,тот равнодушен к матема­тике, к физике. Но талант Ломоносова был всеобъемлющ. Вдохновенно любя стихи и поэзию, едва ли не с большим волнением слушал он лекции Генкеля о богатствах земных недр» [5, с- 31].

Л. Эйлер пишет об интуиции М.В. Ломоносова и таланте приложения ее на практике: «Сочиненно г. Ломоносова об этом предмете [«Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих», 1753] я прочел с величай­шим удовольствием. Объяснения, данные им относительно столь внезапного возникновения стужи и происхождения последней от верхних слоев воздуха в атмосфере я считаю совершенно основательными. Недавно я сделал подобные же выводы из учения о равновесии атмосферы. Прочие догадки столь же остро­умны, сколь и верноподобны, и выказывают в г. Авторе счастливое дарование к распространению истинного познания естествоведения, чему образцы, впрочем, и прежде он представил в своих сочинениях. Ныне таковые умывесьма редки, так как большая часть остается только при опытах, почему и не желает пус­каться в рассуждения;другие же опадают в нелепые толки, что они в противоречии всем началам здравого естествознания. Поэтому догадки г. Ломоносова тем большую имеют цену, что они удачно задуманы и верноподобны». [5, с.94].

Исходя из выше изложенного можно говорить о энциклопедичности мышления П.Л.Чебышева. Он проводил исследования в различных областях науки, умел получить посредством элементарных средств большие научные результаты и проявлял неизменный интерес к вопросам практики. Исследования Чебышева относятся к теории приближения функций многочленами, интегральному исчислению, теории чисел, теории вероятностей, теории механизмов и многим другим разделам математики и смежных областей знания. В каждом из упомянутых разделов Чебышев сумел создать ряд основных, общих методов и выдвинул идеи, наметившие ведущие направления в их дальнейшем развитии. Стремление увязать проблемы математики с принципиальными вопросами естествознания и техники в значительной мере определяет его своеобразие как учёного, обладающего высокомыслием, высокоумием и интуицией.

1.3. Исследование некоторых аспектов творческого процесса.

А.Пуанкаре указывал на роль интуиции в творческом процессе как взаимодействие сознательной и бессознательной части психики. Процесс решения какой-либо задачи, проблемы начинается с сознательных усилий, которые повышают активность бессознательной части психики. Выделяя роль сознательного акта, он говорит: «внезапные вдохновения происходят лишь после нескольких дней сознательных усилий, которые оказались абсолютно бесплодными, и когда кажется, что выбран совершенно ошибочный путь. Эти усилия … пустили в ход бессознательную машину, без них она не пришла бы в действие и ничего бы не произвела». В бессознательном акте формируется множество комбинаций решения и здесь подключается эстетическое видение, о роли которого А.Пуанкаре пишет следующее: «… среди многих комбинаций, образованных нашим подсознанием, большинство безынтересно… и они не способны подействовать на наше эстетическое чувство; они никогда не будут нами осознаны».[10,c.357]

Нелогичные (внесознательные) решения задачи, проблемы могут быть наиболее эффективными, идя в разрез с логикой и разрушая её. Ролло Мэй о внесознательной мыслительной деятельности писал: «Все мы иногда употребляли такие выражения, как «мне пришло в голову», «откуда-то взялась мысль», «мне приснилось» или «обрушилось на меня как гром среди ясного неба». Они различным образом описывают общий для нас всех опыт: высвобождение мысли откуда-то из-под уровня сознательного…».[6,c.48]

В творчестве достаточно большую роль играет интуиция. Интуиция является проявлением работы сверхсознательного, и, следовательно, протекает внелогическим путем.

Ни один ученый не может восстановить логику, по которой шла работа интуиции вплоть до озарения – проникновения готового продукта в сферы сознания. Можно сказать о том, что ученые совершали открытия используя, преимущественно, внелогические формы мышления.

С.А.Шапоринский указывает: «Логика науки и психология научного творчества утверждают, что как построение теории с учетом определенных

фактов, так и объяснение мало-мальски сложного факта, не входящего в эмпирический базис теории, есть процесс творческий и содержащий, следовательно, внелогические моменты».[11,c.125]

О.В.Швецова определяет интуицию, Инсайт и серендипитство как сферы проявления внелогического. Под интуицией она понимает работу сверхсознания, Инсайт рассматривает как момент осознания продукта интуиции, т.е. «поступления продукта работы интуиции из сферы сверхсознания в сферу сознательного, а серендипитство – как своего рода разновидность инсайта, характеризующуюся наличием внешнего стимула

для совершения Инсайта (какой-нибудь особенности явления окружающего мира, наблюдение и осознание которой приведет к Инсайту). [12,c.53]

Пифагор считал: « … чтобы познать суть, меру и связь явлений, надо погасить в себе суетность, пробудить интуицию – волшебное и необъяснимое свойство, которое помимо воли человека помогает ему проникнуть мысленным взором в загадочный механизм, управляющий жизнью Вселенной. Пифагор был убежден, что только в состоянии напряженной сосредоточенности можно надеяться понять тайну сущего…» .[7, c.15]

При рассмотрении творчества как процесса, условно выделяют следующие его основные стадии:

L Стадия возникновения чувства направленной напряженности, которая мобилизует творческие силы.

2. Осознание проблемы, анализ ситуации.

3. Работа над решением проблемы. Она представляет собой смесь осознаваемых и неосознаваемым усилий, использование внелогических форм.

4. Возникновение идеи решения. Природа этой стадии остается пока мало изученной и на прямую связана с внелогичекими формами мышления.

5. Техническая стадия. Исполнение бывает порой трудоемким.[10,c.400]

Условность этих стадий обусловлена индивидуальностью мышления, большой значимостью интуиции, внелогических форм мышления.

Джудит Орлофф утверждает, что «творчество особенно прочно связано с интуицией, вдвоем они действуют подобно родственным энергиям, дополняющим друг друга. Обе разновидности существуют преимущественно в виде потока и привносят в ваши действия то великолепие, которого невозможно добиться лишь силой разума». [2,c.293].Далее она приводит способы, которыми творчество освобождает энергию.

  • Позволяя вам ощутить радость

  • Приводя в движение застоявшуюся жизненную силу

  • Улучшая здоровье и настроение

  • Позволяя на время позабыть о проблемах

  • Борясь с усталостью

  • Вырывая вас из привычной колеи.[2,c.295]

Линн Робинсон говорит об интуиции как о естественной способности разума, ключевом моменте творческого процесса, составной части постановки и решения проблемы.[8,c.8]

Рассматривая творчество как способность человека отказываться от стереотипных способов мышления и использовать его внелогические формы, в психологии выделяют следующие основные характеристики:

1.Оригинальность - способность продуцировать оригинальные ответы, отдаленные ассоциации.

2.Семантическая гибкость - способность выделить функцию объекта и предложить его новое использование.

3.Образная адаптивная гибкость - способность изменить форму стимула так, чтобы увидеть в нем новые возможности

4.Семантическая спонтанная гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи.[10, c.400]

В этом случае творчество является способностью обостренного восприятия недостатков, недостающих элементов, дисгармонии и т. д.

Творческий акт включает в себя поиск решений, возникновение и формулирование гипотез, проверку и перепроверку этих гипотез, возможность их модификаций.

Одно из направлений изучения творчества ориентируется на исследование личности. Выяснено, что акт творчества может совершаться только в том случае, когда человек полностью поглощен соответствующим видом деятельности. Большое внимание в этих исследованиях уделяется мотивационным характеристикам творчества, изучению черт, характерных творческой личности.[10, c. 395]

В психологической литературе перечисляются такие личностные черты, как:

-любопытство,

-высокая концентрация на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна,

-хорошо развитое чувство юмора, любовь к игре слов,

-умение широко пользоваться накопленными знаниями, способность классифицировать информацию и опыт,

- склонность к преувеличенным страхам, поскольку творческие личности способны вообразить множество опасных последствий,

- разнообразие интересов

-способность видеть неожиданные связи между предметами и явлениями, наблюдательность.[10, c.396]

Познание есть творчество, а не пассивное отражение предметов и явлений, и в этом контексте «интуиция есть не только узрение предмета, но и творческое проникновение в смысл».[1, c.184]



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Исследовательская работа по теме – гордость русской науки

    Исследовательская работа
    ... средняя общеобразовательная школа №34 Исследовательскаяработапотеме: П.Л.Чебышев – гордостьрусскойнауки Выполнила: учащаяся 10 «А» ... литературы ВВЕДЕНИЕ Определив тему исследования «П.Л.Чебышев – гордостьрусскойнауки», мне захотелось изучить ...
  2. Исследовательская работа по математике жизненный путь работу выполнили учащиеся 8 класса «а»

    Исследовательская работа
    ... Исследовательскаяработапо математике Жизненный путь П.Л. Чебышева Работу ... гордостьюрусскойнауки ... работы: Петербургская Академия наук Известен как специалист по равновесным фигурам Александр Михайлович Ляпунов - русский ... сообщением по следующим темам: ...
  3. Исследовательская работа по английскому языку

    Исследовательская работа
    ... муниципального района Исследовательскаяработапо английскому языку ... самых разнообразных наук (лингвисты, географы ... обусловило выбор темы нашего исследования. ... валлийца, с гордостью произносящего свое имя ... книги «Современные русские фамилии» о ...
  4. Исследовательская работа по математике «женщины-

    Исследовательская работа
    ... средняя общеобразовательная школа» Исследовательскаяработапо математике «Женщины- ... гордости. Жизнь женщин – математиков сложилась трудно. Нелегко было пробивать дорогу к науке ... был крайне удивлен тем, что его ... и работать на пользу русскойнауки не ...
  5. Исследовательская работа по математике «женщины-

    Исследовательская работа
    ... средняя общеобразовательная школа» Исследовательскаяработапо математике «Женщины- ... гордости. Жизнь женщин – математиков сложилась трудно. Нелегко было пробивать дорогу к науке ... был крайне удивлен тем, что его ... и работать на пользу русскойнауки не ...

Другие похожие документы..