Главная > Документ


Ни в коем случае нельзя входить в квартиру.

  • Необходимо позвонить в дверь к соседям и попросить их вызвать милицию.

  • Следует сообщить родителям о случившемся.

  • До приезда милиции лучше находиться в квартире соседей, либо выйти на улицу-

    5. Помните, что вы имеете право требовать присутствия родителей при соверше­нии следственных действий.

    БИЛЕТ № 27

    1. Налоги, уплачиваемые гражданами.

    Налоги дают возможность государству выполнять свои функции. Под налогом принято пони­мать определенную сумму денежных средств, которую каждый производитель товара, получатель дохода, владелец определенного имущества должен уплатить в пользу государства. Налоги появи­лись с возникновением государства и представляют собой основной источник доходов государства, средство оплаты расходов правительства.

    Благодаря налогам перераспределяется часть национального дохода от тех, кто создает прибыль или, не создавая ее, занимается другой общественно полезной деятельностью (врачи, учителя, работ­ники правоохранительных органов, военнослужащие). Также за счет налогов осуществляется и соци­альная поддержка населения (в виде стипендий, пенсий, пособий, компенсаций, ежемесячных де­нежных выплат). Уплату налогов осуществляют основные участники производства - работники, непосредственно своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход (физические лица), и хозяйствующие субъекты (юридические лица).

    Разделяют прямые и косвенные налоги. К прямым налогам относятся те, которые уплачиваются с какого-то имущества или дохода в определенном размере (например, подоходный налог все гражда­не нашей страны должны уплачивать в размере 13 процентов от дохода).

    Косвенные же налоги взимаются обычно в сфере реализации или потребления товаров и услуг, сле­довательно, в конечном счете — с потребителей (когда вы покупаете товар в магазине, то уплачивая его цену, дополнительно должны оплатить и налог на добавленную стоимость).

    Виды налогов

    Прямые налоги

    Косвенные налоги

    Личный подоходный налог Налог на наследство Налог на имущество Налог с владельцев транспортных средств и т.д.

    Налог на добавленную стоимость Акцизный налог (на сигареты, алко­голь и др.)

    В современной России налоговая система как необходимое условие построения цивилизованных рыночных экономических взаимоотношений предприятий и граждан с государством, начала форми­роваться с 1992 г. По структуре и принципам построения она в основном отражает общераспростра­ненные в мировой практике налоговые системы и включает:

    • федеральные налоги (налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий, акцизы,
      налог на операции с ценными бумагами, таможенная пошлина);

    • налоги субъектов Российской Федерации (налог на имущество предприятий, лесной налог, плата
      за воду и т.д.);

    • местные (или муниципальные) налоги (налог на имущество физических лиц, земельный налог,
      сбор за право торговли, налог на вмененный доход и др.).

    Подобное разнообразие налогов обеспечивает решение многочисленных целей и задач, стоящих перед различными уровнями государственной и муниципальной власти, дает возможность реализо­вать разнообразные функции в процессах регулирования экономической деятельности различных слоев общества.

    2. Председатель Конституционного суда Российской Федерации В.Д. Зорькин считает: «Любая демократическая конституция создается для граждан и для властей, но по разному. Конституция призвана гарантировать права и свободы граждан. Что касается любой из вла­стей, она должна ограничить их свободу действовать «по усмотрению по отношению как к гражданам, так и к другим властям. Конституция в отличие от других законов нуждается в га­рантиях повышенной стабильности, в защите от частых (и не всегда оправданных) изменений, зачастую диктуемых политическими устремлениями». Сформулируйте главные идеи текста. Опираясь на знания курса, объясните, почему конституция нуждается в гарантиях повышен­ной стабильности.

    Конституция (от лат. constitutio —установление, учреждение) — это основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основные принципы государственного строя, высшие правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина, а также структуру и взаимоотноше­ния органов государственной власти и управления.

    Конституция призвана выражать интересы народа в целом либо отдельных социальных слоев (групп) общества. Конституционные нормы являются основополагающими для деятельности госу­дарственных органов, политических партий и иных общественных объединений, должностных лиц, граждан данной страны и пребывающих на ее территории иностранцев.

    Конституция выполняет несколько функций, в том числе учредительную, организаторскую и юри­дическую. Учредительная функция выражается в том, что конституция либо закрепляет то, что уже су­ществует как результат деяний людей, либо создает предпосылки для совсем новых общественных от­ношений, созревших в обществе, учреждая для них соответствующую нормативную базу. То есть учредительные начала конституции проявляются и по отношению к политической системе общества в целом, и по отношению к системе государственных органов.

    Организаторская функция Конституции заключается в том, что она стимулирует политическую активность, нацеливает государственные органы и общественные объединения, всех граждан на дея­тельность в духе Основного закона.

    Конституция носит основополагающий характер, так как она регулирует наиболее важные обще­ственные отношения, является базой развития общества. Ее задачей является раскрытие и закрепле­ние самого главного в общественных отношениях. Одновременно конституция должна выражать ин­тересы народа.

    Чтобы созданные Конституцией новые общественные отношения заработали в полную силу, этот документ должен действовать достаточно долго и быть стабильным. Стабильность, являясь одной из основных черт конституции, означает длительность ее действия без внесения существенных измене­ний. Стабильность конституции основывается на незыблемости самого социального строя, в условиях которого она принимается и который оформляет. Стабильность конституции обеспечивается и услож­ненным порядком внесения изменений в Основной закон.

    3. Составьте перечень своих социальных ролей в семье, школе, компании друзей. Возникают ли противоречия между вашими различными социальными ролями? Если да, то как вы их мо­жете разрешить?

    Положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией и другими показателями и предполагающее определенные права и обязанности, называется социальным статусом. Каждая личность в обществе выполняет определенные социальные функции: для школьника и студента — это учеба, для солдата — служба, для профессора — преподавание. И у каждой личности таких функций множество. Человек может быть одновременно школьником, спортсменом, сы­ном и т.д., то есть может иметь несколько статусов. Один статус личность приобретает по рождению и его называют предписанным (например, если родители родившегося ребенка являются гражданами России, он тоже становится гражданином России; предписанным является статус мужчины или статус женщины, статус национальности и т.д.). Другие статусы приобретаются в течение жизни и называются достигае­мыми. К ним можно отнести статус руководителя предприятия, статус чемпиона мира по плаванию, ста­тус учителя и т.д.). Принятая в обществе иерархия статусов является основой социальной стратификации.

    С каждым статусом соотносится определенное ожидаемое поведение при исполнении соответст­вующих функций. В этом случае говорят о социальной роли личности. То есть социальная роль личности — это набор функций, более или менее четко определенный шаблон поведения, кото­рый ожидается от человека, занимающего определенный статус в обществе. Социальная роль представляет собой некоторый образец поведения, признанный целесообразным для людей денного статуса в данном обществе. Социальная роль может быть закреплена за человеком формально (на­пример, министр, президент и т.п.) или же иметь неформальный характер.

    Ролевая идентификация — это процесс усвоения образцов поведения, связанных с той или иной статусной позицией. Как правило, человек обладает не одной, а несколькими социальными ро­лями. Совокупность таких социальных ролей называется ролевой системой. Уильям Шекспир такое состояние гениально описал:

    «Весь мир — театр.

    В нем женщины, мужчины — все актеры.

    У них свои есть выходы, уходы.

    И каждый не одну играет роль».

    Конечно, не все социальные роли равнозначны для общества и равноценны для личности. В каче­стве основных можно выделить семейно-бытовые, профессиональные и общественно-политические роли. Благодаря их успешному выполнению членами общества возможно и нормальное функциони­рование общества в целом.

    Но каждому человеку приходится исполнять и множество ситуационных ролей. Войдя в автобус, человек становится пассажиром и обязан выполнять правила проезда в автобусе, в магазине человек выполняет роль покупателя, в театре — роль зрителя и т.д.

    Многообразие социальных ролей может стать причиной межролевых конфликтов. Например, тя­жело совмещать роль любящего отца, который много времени должен проводить с детьми, и роль крупного государственного деятеля, который по роду своей деятельности не имеет возможности много времени уделять семье. Но человек всегда имеет возможность выбрать из множества социаль­ных ролей те, которые позволяют ему лучше реализовать свои планы, максимально адекватно при­менять свои способности.

    БИЛЕТ № 28

    1. Человек и его ближайшее окружение.

    Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависят от социальной среды, в которой люди объединены в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения, называемые группами. Они делятся на большие (государство, нация, партия, класс, и т.п.) и малые группы. Человек всегда зависит прежде всего от влияния малой группы, которая пред­ставляет собой небольшое объединение людей — от 2-3 (например, семья) до 20-30 (например, школьный класс), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Такие малые группы представляют собой элементарную ячейку общества, именно в них человек проводит большую часть своей жизни.

    Для участников малой группы характерны общие цели, задачи деятельности, психологические и поведенческие особенности. Мера психологической общности определяет сплоченность группы.

    По признаку совместной деятельности выделяются следующие виды малых групп: производст­венные, семейные, учебные, спортивные и т.д.

    По характеру взаимоотношений между членами группы они делятся на формальные (официаль­ные) и неформальные (неофициальные). Формальные группы создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций (например, школьный класс, спортивная команда «Спартак» и т.д.). Неформальные группы обычно возникают и существуют на базе личных интересов их участников, могут совпадать или расходиться с целями официальных организаций. К ним можно отнести, напри­мер, поэтический кружок, клуб любителей бардовской песни, организацию болельщиков какого-либо футбольного клуба и т.д.

    Один и тот же человек одновременно является участником неопределенно многих малых групп, и в каждой из них его положение (статус) меняется. Например, один и тот же человек является млад­шим братом, учеником в классе, капитаном сборной команды по футболу, бас-гитаристом в рок-группе и т.д.

    Группа всегда оказывает существенное влияние на психологию и поведение человека через отно­шения его с остальными участниками группы. И это влияние может быть как положительным, так и от­рицательным. Положительное воздействие на человека малой группы в том, что:

    • отношения между людьми, складывающиеся в группах, приучают человека выполнять сущест­
      вующие социальные нормы, они несут в себе ценностные ориентиры, которые усваиваются лич­
      ностью;

    • группа является тем местом, где человек отрабатывает свои коммуникативные умения и навыки;

    • от участников группы человек получает информацию, позволяющую ему правильно восприни­
      мать и оценивать себя, сохранять и укреплять все положительное в своей личности, избавляться
      от отрицательного и недостатков;

    • группа дает человеку уверенность в себе, снабжает его системой положительных эмоций, необ­
      ходимых для его развития.

    Для нормального психологического развития человек должен иметь максимально объективные знания о самом себе. Иначе, как от других людей, в процессе непосредственного общения с ними, он эти знания получить не может. Группа и составляющие ее люди являются для личности своеобраз­ными зеркалами, в которых отражается человеческое «Я». Точность и глубина отражения личности в группе прямо зависят от открытости, интенсивности и разносторонности общения данной личности с остальными членами группы. Для развития индивида как личности группа представляется незамени­мой, особенно, если группа представляет собой сплоченный высокоразвитый коллектив.

    Помимо положительного воздействия группа может оказать и отрицательное влияние на челове­ка. Такое случается, например, тогда, когда цели группы достигаются за счет ущемления интересов отдельных ее членов в ущерб интересов всего общества. В психологии это называют групповым эго­измом.

    Другим возможным отрицательным следствием группового влияния может быть то воздействие, которое оказывается обычно на одаренных творческих личностей. Известный ученый В.М.Бехтерев, проведя ряд индивидуальных и групповых экспериментов, в которых сравнивались показатели творческой работы группы и индивида, выяснил, что в творчестве группа может уступать особо одарен­ным личностям. Их оригинальные идеи отвергались большинством потому, что были непонятны, и такие личности, находясь под сильным психологическим давлением большинства, сдерживаются, подавляются в своем развитии. История России XX в. знала множество примеров, когда выдающиеся композиторы, художники, ученые, писатели исключались из профессиональных союзов и даже пре­следовались.

    Иногда человек для того, чтобы оставаться в группе, идет на внутренний конфликт и ведет себя конформно, становится конформистом. Конформным называют такое поведение человека, при кото­ром он, осознанно расходясь в мнениях с окружающими людьми, тем не менее соглашается с ними, исходя из каких-либо соображений.

    Существуют три способа реагирования человека на давление группы. Первый — внушаемость, когда человек бессознательно принимает линию поведения, мнение группы. Второй — конформизм, т.е. осознанное внешнее согласие при внутреннем расхождении с мнением группы. Третий способ реагирования на требование группы - сознательное согласие с мнением группы, принятие и активное отстаивание ее ценностей, норм и идеалов.

    2. Каким кодексом предусмотрена защита личности, охрана прав и свобод человека и граж­
    данина? Приведите примеры соответствующих правоотношений.

    Уголовный кодекс Российской Федерации, принятый в 1996 г. и вступивший в действие с 1 янва­ря 1997 г., воплотил в себе гуманистические начала уголовного права, последовательно реализовы-вая принцип приоритета общечеловеческих ценностей. Уголовный кодекс РФ ориентирован в пер­вую очередь на охрану от преступных посягательств жизни, здоровья, чести, достоинства, прав и свобод граждан, а также на предупреждение преступлений.

    В отличие от прежних Уголовных кодексов, ставивших на первое место защиту государственных интересов, Особенная часть УК начинается с раздела о преступлениях против личности. Конституция провозгласила человека, его права и свободы высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — это обязанность государства Защита личности предполагает прежде всего защиту жизни и здоровья человека, что согласуется с нормами международного права (ст. 6 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.).

    В раздел VII «Преступления против личности» Особенной части Уголовного кодекса РФ входят следующие главы: гл. 16 «Преступления против жизни и здоровья», гл. 17 «Преступления против свободы, чести и достоинства личности», гл. 18 «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности», гл. 19 «Преступления против конституционных прав и свобод челове­ка и гражданина», гл. 20 «Преступления против семьи и несовершеннолетних».

    3. Семья Петровых накопила значительную сумму сбережений. Семья рассматривает не­
    сколько вариантов размещения своих накоплений: открыть счет в банке, купить новую ме­
    бель, приобрести земельный участок для постройки дачи. Помогите семье сделать наиболее
    рациональный (выгодный) выбор с учетом того, что экономисты прогнозируют рост инфляции
    в течение года 25%.

    В банке размещать сбережения нерационально, потому что размер инфляции будет намного пре­вышать процентную ставку по вкладу, которая, как правило, в среднем обычно составляет 9%. Таким образом, денежные средства будут быстро обесцениваться.

    Наиболее удачным следует признать либо покупку мебели, либо приобретение земельного участка. Покупка мебели является долгосрочным вложением, но не приносит владельцу прибыли, тогда как по­купка земли, учитывая рост цен на земельные участки, при последующей продаже, сдаче в аренду, мо­жет оказаться источником прибыли. К тому же земля как ресурс экономики позволяет производить продукцию. Мебель же имеет тенденцию к амортизации и износу, то есть через некоторое время она исчерпает свой ресурс, как любой потребительский товар.

    Таким образом, лучшим вложением денег является приобретение земельного участка для по­стройки дачи. Но следует помнить, что такая покупка требует длительного времени и оформления многочисленных документов.

    БИЛЕТ № 29

    1. Личность. Межличностные отношения.

    Под личностью понимают устойчивую систему социально-значимых черт, характеризую­щих индивида как члена того или иного общества. Личность — это продукт общественного раз­вития и включения индивидов в систему социальных отношений путем активной предметной дея­тельности и общения.

    Поведение отдельного человека как личности существенно зависит от его отношений с окру­жающими его людьми. Такие взаимосвязи с одним человеком, группой (большой или малой) назы­ваются межличностными отношениями. Они могут быть классифицированы по различным основа­ниям.

    1. Официальные и неофициальные. Официальными называют отношения, которые складываются
      между людьми в силу их должностного положения (например, учитель — ученик, директор школы
      — учитель, Президент РФ — глава Правительства РФ и т.д.). Такие отношения строятся на основе
      официально утвержденных правил и норм (например, на основе Устава образовательного учрежде­ния, Конституции РФ и др.), с соблюдением каких-либо формальностей. Отношения, которые возни­
      кают между людьми в связи с их совместной работой, также могут называться деловыми.

    2. Неофициальные отношения (их часто называют личными отношениями) не регулируются нор­
      мами права, для них не существует соответствующей юридической основы. Они складываются меж­ду людьми вне зависимости от выполняемой работы и не ограничены установленными формальными правилами.

    В основе межличностных отношений лежат определенные чувства людей, их отношение к дру­гому человеку. Чувства колеблются между двумя полюсами — симпатией (внутреннее расположе­ние, привлекательность человека) и антипатией (внутреннее недовольство человеком, неудовлетво­ренность его поведением). Человек воспринимает другого человека прежде всего на основе внешнего облика, а потом уже, складывая свои впечатления от его слов, поступков и черт характера, формиру­ет общее впечатление о нем. Следовательно, в основе восприятия любой личности лежит взаимо­связь характера, поведения и внешнего облика человека.

    Ученые-психологи выделяют несколько факторов, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей. К ним можно отнести:

    1. неумение различать намерения и мотивы действия людей;

    2. неумение понимать состояние дел и самочувствие людей в момент наблюдения за ними;

    3. наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у человека задолго
      до первого знакомства (например: «А что он может мне сказать такого, что я не знаю?..»);

    4. наличие стереотипов, в соответствии с которыми все люди заранее относятся к определенной
      категории (например: «Все мальчишки грубияны», «Все девчонки не умеют держать язык за зуба­
      ми»);

    5. стремление делать преждевременные заключения о личности человека задолго до того, как о
      нем получена достаточная и исчерпывающая информация;

    6. отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление пола­
      гаться только на собственное мнение.

    Нормальные отношения между людьми складываются при наличии желания и потребности со­чувствовать, сопереживать другим людям, ставить себя в положение другого человека.

    Самой широкой формой межличностных отношений является знакомство. В определенных ус­ловиях знакомство перерастает в более тесные межличностные отношения — дружбу и любовь. Дружбой можно назвать положительные межличностные взаимоотношения, основанные на взаим­ной открытости, полном доверии, общности интересов, преданности людей друг другу, постоянной готовности в любой момент прийти друг другу на помощь.

    Любовь — высшее духовное чувство человека, богатое разнообразными эмоциональными пере­живаниями, основанное на благородных чувствах и высокой морали, сопровождаемое готовностью сделать все возможное для благополучия любимого человека.

    2. Определите, о каком виде юридической ответственности идет речь в перечисленных слу­чаях: а) ответственность наступает только за совершение преступления. Реализуется ответст­венность в наиболее жесткой форме государственного принуждения — лишения свободы; б) от­ветственность выражается в таких мерах, как выговор, строгий выговор, увольнение и др.; в) ответственность выражается в возложении на виновного обязанности возместить причиненный им имущественный вред. Приведите примеры правонарушений, за которые последует со­ответствующий вид юридической ответственности.

    A) Уголовная ответственность — это правовое последствие совершения преступления, заклю­чающееся в применении к виновному мер государственного принуждения в виде наказания. Привле­чение к уголовной ответственности означает возбуждение уголовного дела, последующее расследо­вание и судебное разбирательство. От других форм юридической ответственности она отличается повышенной тяжестью. Уголовная ответственность возникает с момента совершения преступления, но реализуется постепенно, начиная с момента привлечения лица в качестве обвиняемого и прекра­щается либо по отбытии наказания, либо освобождения от уголовной ответственности, либо в силу актов об амнистии или помиловании. Совершение преступления является юридическим фактом, вле­кущим возникновение специфических юридических отношений между виновным и государством,
    осуществляющим правосудие. Все составы преступлений зафиксированы в Уголовном кодексе РФ,
    например: убийство (ст. 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111), умышлен­ное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112), похищение человека (ст. 126), изнасило­вание (ст. 131), насильственные действия сексуального характера (статья 132), кража (ст. 158), гра­беж (ст. 161), разбой (ст. 162), вымогательство (ст. 163) и др.

    Б) Дисциплинарная ответственность — вид юридической ответственности, который наступает за совершение дисциплинарного проступка, т.е. за нарушение служебных обязанностей, которые ус­танавливаются Трудовым кодексом РФ, правилами внутреннего трудового распорядка, должност­ными инструкциями, действующими на предприятиях и в организациях, уставами и др. (например, за опоздание на работу, прогул, появление на работе в нетрезвом состоянии и т.д.). Применяется к на­рушителям трудовой, служебной дисциплины. Заключается в наложении дисциплинарных взыска­ний администрацией того предприятия, где трудится работник, или вышестоящим в порядке подчи­ненности органом.

    B) Гражданско-правовая ответственность — это установленные нормами гражданского права
    юридические последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения лицом предусмотренных
    гражданским правом обязанностей, что связано с нарушением субъективных гражданских прав дру­гого лица. Заключается она в применении к правонарушителю (должнику) в интересах другого лица (кредитора) либо государства установленных законом или договором мер воздействия, влекущих для него отрицательные, экономически невыгодные последствия имущественного характера (возмеще­ние убытков, уплату неустойки, возмещение вреда). Неправомерное поведение может состоять в недобросовестности продавца, продавшего некачественный товар, в совершении незаконной сделки, в причинении имущественного ущерба и морального вреда и т.д. В качестве гражданско-правовых санкций применяются: ограничение дееспособности; признание сделки недействительной; растор­жение договора; взыскание удвоенной суммы задатка; выселение из жилого помещения; взыскание неустойки, убытков, компенсация морального вреда и др.

    3. Вы решили укрепить свое здоровье и приобрести все необходимое для занятий лыжным спортом. Определившись с предметами покупки, вы оценили свои денежные ресурсы. Осталось выбрать место и условия покупки. Есть несколько вариантов выбора: объявления в газете, ме­стный потребительский рынок, крупный универмаг, специализированный магазин. Как осуще­ствить доступную и качественную покупку желаемого? Предложите ваши действия и обоснуйте ваш выбор.

    При выборе подходящего варианта необходимо учитывать следующее.

    1. Объявление в газете. Во-первых, если давать объявление, публикация займет достаточно дол­
      гое время — не менее 1 недели. При изучении тех объявлений, которые уже опубликованы, следует понимать, что, как правило, там размещается информация о товарах, бывщих в употреблении. С од­ной стороны, цены, вероятно, на такие товары ниже, но необходимо потратить достаточно много времени на телефонные звонки и выезды, чтобы увидеть товар.

    2. Местный потребительский рынок не дает достаточных гарантий качества товара, но предлагает его по сравнительно небольшим ценам.

    3. В крупном универмаге уровень цен, как правило, выше, чем в предыдущих вариантах, но он
      предлагает гарантированное качество.

    4. Специализированный магазин предлагает, как правило, более высокие цены, но ассортимент
      товаров позволяет удовлетворить любые вкусы и гарантирует высокое качество. Если даже необхо­димого товара нет, то его можно заказать.

    БИЛЕТ № 30

    1. Конституция Российской Федерации об основах государственного строя России.

    Основы конституционного строя — это главные принципы государства, обеспечивающие под­чинение его праву и характеризующие его как конституционное государство. Они изложены в главе 1 Конституции «Основы конституционного строя».

    1. Россия демократическое государство. Важнейшими признаками демократического госу­
    дарства являются:

    а) народовластие,

    б) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную,

    в) идеологическое и политическое многообразие,

    г) обеспечение прав и свобод человека и гражданина,

    д) обеспечение местного самоуправления. Россиянам предоставляются все известные современной
    политической практике формы участия населения в делах государства и формировании его органов,
    свобода слова, митингов, шествий и демонстраций и иные политические права

    1. Россия правовое государство. Правовым государством признается демократическое госу­
      дарство, в котором обеспечивается верховенство закона, последовательно проводится принцип раз­
      деления властей, а также признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина. На­
      званные принципы закреплены Конституцией, однако они являются скорее задачей, которую
      предстоит решить в ходе реформирования России, чем свершившимся фактом.

    2. Россия федеративное государство. Оно состоит из равноправных субъектов Федерации —
      республик, краев, областей, городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), автономной
      области и автономных округов. Представительные (законодательные) органы субъекта Федерации в
      пределах, предоставленных им Конституцией, самостоятельно осуществляют полномочия по ряду важ­
      нейших направлений государственно-правовой деятельности, принимают законы и иные нормативные
      правовые акты. В то же время значительную часть вопросов решают непосредственно федеральные ор­
      ганы государственной власти: Федеральное Собрание, Президент, Правительство РФ.

    3. Россия государство с республиканской формой правления. Это означает, что все граждане,
      согласно Конституции, имеют право участвовать в формировании законодательной власти Россий­
      ской Федерации — Федерального Собрания, а также избрания главы государства — Президента
      Российской Федерации. Осуществление государственной власти основано на принципе разделения
      властей. Россию можно охарактеризовать как республику с сильной президентской властью. Об
      этом говорит тот факт, что Президент России юридически обладает полномочиями главы государст­
      ва, а фактически — и главы исполнительной власти, а также то, что Президент избирается всенарод­
      ным голосованием. Но России присущи и некоторые черты парламентской республики, например,
      наличие Председателя Правительства, назначение которого происходит с согласия Государственной
      Думы. Таким образом, Россию можно назвать президентской республикой с некоторыми чертами
      республики парламентской.

    4. Россия суверенное государство. Суверенитет предполагает независимость государства во
      внешнеполитической сфере (в области международных отношений) и верховенство, непререкае­
      мость его решений в делах внутренних. Суверенитет России был закреплен в Декларации «О госу­
      дарственном суверенитете РСФСР», принятой 12 июня 1990 г. первым Съездом народных депута­
      тов РСФСР. Носителем суверинитета и единственным источником власти в России признается ее
      многонациональный народ.

    Российская Федерация, как всякое подлинно независимое, свободное государство, обладает всей полнотой власти на своей территории. Никакая другая власть на территории России не вправе присво­ить себе функции верховной суверенной власти, а тем более поставить себя над ней.

    1. Россия социальное государство. Это один из основополагающих принципов деятельности
      современного демократического государства, согласно которому создание условий, обеспечивающих
      достойную жизнь и свободное развитие человека, не является сугубо личным делом самого человека
      и его родителей, а возводится в ранг общегосударственной политики. Социальная политика Россий­
      ской Федерации ориентирована на самые разные слои населения. Особое значение имеет государст­
      венная помощь малообеспеченным слоям, группам людей, которые по тем или иным причинам не
      могут найти себе работу либо вовсе не способны трудиться.

    2. Россия светское государство. Светский характер Российского государства подразумевает,
      что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а так­
      же означает отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности. Это отделение
      проявляется, например, в гражданском характере правосудия, в государственной регистрации актов
      гражданского состояния, в отсутствии у государственных служащих обязанностей исповедовать оп­
      ределенную религию.

    1. Экономической основой России является частная, государственная, муниципальная и другие
      формы собственности. Статья 8 Конституции гарантирует единство экономического пространства,
      свободное перемещение товаров, услуг и финансов, поддержку конкуренции, свободу экономиче­
      ской деятельности.

    2. Человек, его права и свободы высшая ценность. Это одна из фундаментальных основ кон­
      ституционного строя России. Конституционным провозглашением прав и свобод человека как выс­
      шей ценности Российская Федерация признала требования таких общепризнанных актов междуна­
      родного права, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт об
      экономических, социальных, культурных правах и Международный пакт о гражданских и политиче­
      ских правах 1966 г. Конституция исходит из понимания того, что права и свободы возникают и су­
      ществуют не по соизволению государства. Провозглашение прав и свобод человека и гражданина оз­
      начает государственную обязанность создать специальные учреждения по охране прав и свобод. Это
      суды, органы охраны общественного правопорядка, прокуратуры и институт Уполномоченного по
      правам человека.

    2. Инженер, закончивший вуз в середине позапрошлого века, мог не заботиться о повыше­
    нии квалификации до конца своей трудовой биографии - институтского багажа было вполне
    достаточно. Знания выпускников начала прошлого века устаревали через 30 лет; современные
    инженеры должны переучиваться каждое десятилетие. О какой черте (тенденции) обществен­
    ного развития говорят приведенные факты? Почему современные специалисты должны так
    часто обновлять свои знания?

    Данная ситуация говорит о результате научно-технической революции — тенденции сближения науки и производства. Сокращается время от научной идеи и научно-технических разработок к но­вым технологиям и массовому производству. Сложное производство требует новой организации коллектива и труда. Происходит слияние индустриальных технологий с информационными техноло­гиями.

    Особого внимания требует проблема обеспечения надежности и безопасности техники и оборудова­ния, которое является источником повышенной опасности и создает определенный риск как для окру­жающей среды, так и для населения, проживающего рядом с производством.

    В связи с этим новая техника и технологии требуют нового работника — высококвалифицирован­ного специалиста, человека, уровень образования которого должен быть выше, чем даже десять лет назад. Но поскольку техники и технологии меняются постоянно, любой работник, а тем более инже­нер, должен проходить периодическую переподготовку и повышение квалификации.

    3. Вашему классу дали задание подготовить устный журнал «Экономические проблемы
    развития нашего региона». Предложите план подготовки журнала. Какие страницы можно
    включить в журнал? Где найти материал для их оформления?

    Необходимо собрать группу учеников, которые будут готовить журнал. После обсуждения (так называемого «мозгового штурма»), нужно определить те ключевые проблемы, которые будут озву­чены в журнале, и закрепить за ними ответственных. Материалы для подготовки следует искать, в первую очередь, в региональных средствах массовой информации. Также можно привлечь и ресурсы сети Интернет.

    Какие же проблемы могут быть представлены для обсуждения?

    • сокращение прироста трудовых ресурсов из-за негативной демографической ситуации;

    • дефицит на рынке труда квалифицированных рабочих и специалистов;

    • недостаточное развитие энергосберегающих технологий;

    • недостаточное внедрение инновационных технологий в производство;

    • несвоевременная замена устаревшего оборудования;

    • отсутствие достаточного объема инвестиций для развития производства;

    • загрязнение окружающей среды и т.д.



  • Скачать документ

    Похожие документы:

    1. Религия ее роль в жизни современного общества

      Вопросы к экзамену
      Билет № 1 Религия, еероль в жизнисовременногообщества. В России в процессе перехода к рыночной экономике ... быть срок вашего задержания? Билет № 15 Экономика и еероль в жизниобщества. Определите, о каком виде юридической ...
    2. Билеты для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений

      Литература
      ... по каждому из трех вопросов билета. Билет № 1 1. Религия, еероль в жизнисовременногообщества. 2. По данным Всероссийского ... проигнорируют? Билет № 10 1. Экономика и еероль в жизниобщества. 2. Прочитай отрывок из работы современного социолога. ...
    3. Билеты для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений

      Литература
      ... по каждому из трех вопросов билета. Билет № 1 1. Религия, еероль в жизнисовременногообщества. 2. По данным Всероссийского ... проигнорируют? Билет № 10 1. Экономика и еероль в жизниобщества. 2. Прочитай отрывок из работы современного социолога. ...
    4. Билеты по обществознанию 9 класс б илет № 1

      Документ
      Билеты по обществознанию 9 класс Билет № 1 Религия, еероль в жизнисовременногообщества. В России в процессе перехода к рыночной ... проигно­рируют? Билет № 10 Экономика и еероль в жизниобщества. Прочитай отрывок из работы современного социолога. ...
    5. О примерных билетах по обществознанию для сдачи экзамена по выбору выпускниками 9 классов общеобразовательных учреждений

      Документ
      ... основного общего образования Экзаменационный билет по обществознанию № 1 Религия, еероль в жизнисовременногообщества. В России в процессе перехода к рыночной ...

    Другие похожие документы..