Главная > Руководство


От реферата –

к научно-исследовательской работе

Методическое руководство

для учащихся и педагогов

по подготовке к написанию

реферативных и научно-исследовательских работ

Рецензент:

проректор по учебной работе УрГПУ, зав. кафедрой ТПУО,

кандидат педагогических наук, доцент А. А. Симонова

Нифонтов В. И., Козымина Е. Ю.

От реферата - к научно-исследовательской работе. Методическое руко­водство для учащихся и педагогов по подготовке и написанию рефера­тивных и научно-исследовательских работ. - Екатеринбург: ИД «Гриф», 2005. - 88 с.

В методическом руководстве описана технология подготовки, напи­сания, оформления и презентации результатов реферативных и научно-исследовательских работ, владение которой учащимися позволяет вос­полнить существующий в настоящее время пробел в специальных знани­ях и умениях школьников, необходимых для ведения качественной науч­но-исследовательской деятельности. Книга обобщает литературные дан­ные, а также собственный опыт авторов по организации реферативной и научно-исследовательской деятельности в условиях общеобразователь­ной школы.

Книга адресована учащимся и педагогам - научным руководителям исследовательских работ, а также всем, кто занимается исследователь­ской деятельностью.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1. ПОДГОТОВКА И НАПИСАНИЕ РЕФЕРАТИВНОЙ РАБОТЫ 6

1.1. Реферат, его отличительные особенности, цель и задачи 6

1.2. Современные требования к реферату 7

1.3. Основные этапы работы над рефератом 7

1.3.1. Подготовительный этап 7

1.3.1.1. С чего начинать реферативную работу 7

1.3.1.2. Как выбрать тему реферата 7

1.3.1.3. Как правильно определить цель и задачи реферативной работы 9

1.3.1.4. Как осуществить поиск и отбор нужной литературы по теме 10

1.3.2. Исполнительский этап 14

1.3.2.1. Как читать и анализировать тексты первоисточников 14

1.3.2.2. Как и зачем составлять выписки, справки, планы, тезисы и конспекты по тексту первоисточников 16

1.3.3. Заключительный этап 19

1.3.3.1. С чего начинать написание черновика текста реферативной работы 19

1.3.3.2. План реферата составлен, что делать дальше 20

1.3.3.3. Написание аналитического обзора литературных данных (основной текстовой части реферата) и списка использованной литературы 21

1.3.3.4. Написание заключения к работе 24

1.3.3.5. Оформление списка использованной литературы 25

1.3.3.6. Оформление приложений 25

1.3.3.7. Написание введения 26

1.3.3.8. Оформление чистовика реферативной работы 26

1.3.3.9. Составление раздела «Содержание» 27

1.3.3.10. Написание аннотации 27

1.4. Подготовка и проведение презентации результатов реферативной работы 28

1.4.1. Написание доклада 28

1.4.2. Подготовка иллюстративных материалов к докладу 28

1.4.3. Отработка навыков публичного выступления 28

1.4.4. Публичная защита реферативной работы 29

1.4.5. О критериях оценки качества выполнения и презентации результатов реферативных работ учащихся 30

ГЛАВА 2. ПОДГОТОВКА И НАПИСАНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ 32

2.1. В чем отличие научно-исследовательской работы от реферативной 32

2.1.1. Цели и задачи научно-исследовательской работы 32

2.1.2. Структура и содержание научно-исследовательской работы 33

2.2. Современные требования к научно-исследовательской работе 34

2.3. Основные этапы подготовки научно-исследовательской работы 35

2.3.1. Пробный эксперимент или предварительный анализ произведения 35

2.3.2. Сбор и анализ дополнительных литературных данных по теме научно-исследовательской работы 36

2.3.3. Выполнение теоретической (исследовательской) части работы и ее оформление 37

2.3.3.1. Определение объекта и предмета исследования 37

2.3.3.2. Разработка гипотезы 38

2.3.3.3. Формулирование задач работы 39

2.3.3.4. Планирование и описание этапов исследования 40

2.3.3.5. Краткие выводы 42

2.3.4. Проведение экспериментальной работы по теме и ее оформление 42

2.3.4.1. Особенности эксперимента и его планирования 42

2.3.4.2. Проведение эксперимента 45

2.3.4.3. Анализ результатов эксперимента 45

2.3.5. Написание заключения к работе 46

2.3.6. Оформление списка использованной литературы 46

2.3.7. Оформление приложений 46

2.3.8. Написание введения 46

2.3.9. Оформление чистовики научно-исследовательской работы и презентации ее результатов 47

2.3.10. О критериях оценки качества выполнения и презентации результатов научно-исследовательских работ учащихся 47

ГЛАВА 3. НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА 48

3.1. Рабочее место 48

3.2. Составление картотек 48

3.3. Работа с книгой 49

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ, ИЛИ НЕСКОЛЬКО СЛОВ О РОЛИ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ 50

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52

ВВЕДЕНИЕ

Написание и презентация результатов реферативных и научно-исследовательских работ учащимися - одно из важных и актуальных на­правлений подготовки выпускника современной средней общеобразова­тельной школы, позволяющее сформировать необходимые для дальней­шей жизни и успешного продолжения учебы в институте умения грамот­но работать с информацией, а также навыки публичных выступлений.

К сожалению, в существующей методической литературе основное внимание уделяется вопросам оформления реферативных и научно-исследовательских работ, но не технологии подготовки и их написания. В то же время наш опыт работы с детьми и учителями показывает, что именно технология является наиболее слабым местом не только подго­товки выпускников средней школы, но и их педагогов, выступающих в роли научных руководителей работ учащихся. Таким образом, отсутст­вие специальных знаний, необходимых для выполнения такого сложно­го вида работы, как реферативная и, тем более, научно-исследовательская, заметно снижает качество подготовки учащихся и представляет собой серьезную проблему. Это обстоятельство и побуди­ло нас начать работу по написанию настоящего методического руково­дства.

Надо отметить, что очень часто реферативную работу представля­ют как особый вид деятельности, который никак не связан с учебно-исследовательской и научно-исследовательской работой. Мы придержи­ваемся другого мнения: реферативная работа является важным этапом любого научного исследования и представляет собой проблемно-ориентированный анализ имеющихся информационных источников по избранной теме, без которого невозможно правильно сформулировать проблему, а значит, и поставить цель научно-исследовательской работы, направленной на ее решение. Таким образом, любая научно-исследовательская работа всегда включает в виде первой главы рефера­тивную работу, следовательно, навыки ее проведения абсолютно необ­ходимы каждому исследователю.

В настоящем методическом руководстве мы не использовали термин «учебно-исследовательская работа», а описали технологию подготовки лишь реферативной и научно-исследовательской работ. По этому поводу следует сказать, что развитие реферата в полноценную научно-исследовательскую работу, конечно, может проходить через ряд проме­жуточных этапов, отражающих стадии процесса становления и усложнения навыков исследовательской деятельности учащихся. Например, тра­диционный реферат, выполненный учеником в 8 классе, может быть через год с успехом дополнен небольшим экспериментом с использованием анкетирования, опросов общественного мнения учащихся школы и т. п. и «превратиться» в работу ученика 9 класса с элементами научного иссле­дования. Последняя может через год «вырасти» до учебно-исследовательской работы, особенно если этому благоприятствует учеб­ный план школы, предусматривающий специальное обучение учащихся технологии исследовательской деятельности. Развивая и дополняя резуль­таты учебно-исследовательской работы, выпускник школы может реали­зовать свой творческий потенциал в виде подготовки полноценной науч­но-исследовательской работы, как показывает наша практика, по своему уровню ничем не уступающей курсовой работе студента вуза.

Основной целью настоящего методического руководства, написан­ного авторами в стиле настольной книги начинающего исследователя, является оказание помощи учащимся 8-11 классов в подготовке рефера­тивных и научно-исследовательских работ. Но мы искренне надеемся, что это руководство может пригодиться и педагогам — научным руково­дителям работ учащихся, стремящимся повысить свою квалификацию в организации исследовательской деятельности. Ведь технологии этой работы пока что нигде специально не обучают, а овладение ею учителем сегодня становится как никогда актуальным. Вопрос о том, какова роль учителя при подготовке реферативной и научно-исследовательской ра­боты, какова должна быть доля самостоятельности ученика в выборе темы, определении проблемы и цели предстоящей работы и многие дру­гие вопросы, касающиеся совместной работы учителя и ученика в ходе исследовательской деятельности, также требуют обсуждения.

С этой целью в главе 1 работы подробно рассматриваются совре­менные требования к реферату и основные этапы работы над ним (под­готовительный, исполнительский и заключительный этапы). Особое внимание уделяется описанию подготовки и проведения презентации результатов реферативной работы: написанию доклада, подготовке ил­люстративных материалов, отработке навыков публичных выступлений учащихся, публичной защите реферата, критериям оценки реферативной работы и презентации ее результатов.

Вторая глава методического руководства посвящена технологии подготовки и написания научно-исследовательской работы. Ее содержа­ние построено на сопоставлении с материалами главы 1, чтобы более наглядно показать отличие научно-исследовательской работы от реферативной по целям, задачам и требованиям, предъявляемым к содержа­нию, а также выделить общее в технологии подготовки и написания.

Подробно рассматривается выполнение теоретической (исследова­тельской) части работы и ее оформление. В частности, описывается процедура выделения объекта и предмета исследования, способы фор­мулировки гипотезы исследования, формулирование задач работы, пла­нирование и описание этапов исследования.

Один из разделов главы 2 посвящен рассмотрению технологии экспериментальной работы: особенностям эксперимента и его планиро­вания, проведению эксперимента и анализу его результатов.

Достаточно подробно обсуждается написание заключения к работе, оформление приложений. Даются рекомендации по написанию введе­ния, оформлению чистовика научно-исследовательской работы, а также приводятся критерии оценки научно-исследовательской работы и пре­зентации ее результатов в ходе публичной защиты.

Третья глава настоящей работы посвящена краткому освещению некоторых важных вопросов научной организации труда исследователя: оборудованию рабочего места, технологии составления карточек при работе с источниками информации, существующим правилам работы с книгой.

В заключительном разделе методического руководства обсужда­ются вопросы о роли научного руководителя в организации рефератив­ной и научно-исследовательской работы. Завершают методическое ру­ководство список использованной литературы и приложения.

ГЛАВА 1. ПОДГОТОВКА И НАПИСАНИЕ РЕФЕРАТИВНОЙ РАБОТЫ

1.1. Реферат, его отличительные особенности, цель и задачи

В соответствии с определением, опубликованным в ГОСТ 7.9 - 77 «Реферат и аннотация», реферат (от латинского refero - докладываю, сообщаю) - это «.краткое изложение содержания документа или его части, включающее основные фактические сведения и выводы, необхо­димые для первоначального ознакомления и определения целесообраз­ности обращения к нему».

Специфика реферата как жанра письменной работы учащегося наилучшим образом отражается в определении, которое дано в словаре «Педагогическое речеведение»: реферат - «вторичный текст, семанти­чески адекватный первоисточнику, ограниченный малым объемом и вместе с тем максимально полно излагающий содержание исходного текста».

На практике реферат ученика - это чаще всего письменная работа в виде краткого обзора (изложения в определенной последовательности) и сопоставления содержания прочитанных учащимся материалов (статей, книг, публицистики и пр.) по выбранной теме, отражающая собствен­ную позицию автора реферата (ученика), т. е. его отношение к выска­занным в реферируемых первоисточниках идеям по этой теме.

Количество первоисточников, по которым пишется реферат, должно быть достаточным для того, чтобы можно было сопоставить несколько (не менее двух-трех) различных точек зрения по избранной к изучению теме.

Отличительными признаками реферата являются:

  • определенная (типовая) структура текста;

  • смысловая адекватность первоисточнику;

  • информационная полнота, т. е. полнота изложения содержания первоисточника при небольшом объеме реферата;

  • точность и объективность в передаче содержания первоисточ­ников;

  • выдержанность в научном стиле (не в научно-популярном и не в научно-публицистическом);

  • использование особых, характерных для реферата, языковых клише (шаблонных выражений).

Говоря об отличительных особенностях реферата, важно сравнить его с конспектом, который также является вторичным текстом и пред­ставляет собой сжатое изложение первоисточников. Реферат, в отличие от конспекта, создается не для сугубо личных целей, а для пользования всех желающих.

Цель реферата - дать полное объективное представление о харак­тере освещаемой работы (работ) по данной теме в компактной, эконом­ной форме, понятной для читателя. Именно поэтому текст реферата должен быть структурно упорядочен, завершен и не должен включать каких-либо сокращений, условных или графических обозначений, кото­рые могут быть непонятны другим людям.

Задачи реферата сформулировать на основе анализа, сопоставле­ния и смысловой переработки первичного текста, в чем заключаются сходство и противоречия взглядов различных авторов по изучаемой теме, а также связанную с этим проблему, научное (теоретическое или экспериментальное) решение которой является актуальным и может представлять интерес в качестве предмета дальнейших исследований. Иными словами, качественно выполненный реферат позволяет обосно­вать актуальность и целесообразность проведения в дальнейшем спе­циальной научно-исследовательской работы по данной теме, т. е. по­ставить цель и сформулировать задачи по решению выявленной в ходе реферативной работы научной проблемы. Именно поэтому ре­феративная работа с литературой является начальным и необходимым этапом любой научно-исследовательской деятельности, а овладение учащимися умениями и навыками этой работы обеспечивает успешный характер дальнейшего научного творчества.

1.2. Современные требования к реферату

Современные требования к реферату, учитывая его отличительные признаки как одной из форм письменной работы ученика, специфиче­ские цели и задачи, сводятся к следующему:

  1. наличие логически завершенной (целостной) структуры работы, отраженной в элементах ее содержания;

  2. точность и объективность изложения смысла содержания рефе­рируемых первоисточников;

  3. полнота отображения основных элементов содержания при огра­ниченности объема (как правило, средний объем реферата учени­ка составляет 10-15 печатных страниц);

  4. наличие конкретных сведений и фактических данных о путях и методах изучения проблемы по данной теме;

  5. доступность восприятия текста реферата как по содержанию, так и по форме;

  6. использование автором реферата научного стиля, стилевая одно­родность всех частей (разделов или глав) реферата;

  7. наличие в тексте реферата правильно оформленных ссылок на список использованной учеником литературы, приведенный в конце работы;

  8. обязательное наличие выводов автора реферата (ученика) по су­ществу изучаемой темы, первичная оценка новизны и значения полученных результатов работы (что нового вносит реферируе­мый материал в теорию и практику), перспектив дальнейшего развития работы (где конкретно могут быть использованы в даль­нейшем материалы, полученные в ходе реферативной работы).

1.3. Основные этапы работы над рефератом

Работа над рефератом состоит из трех основных этапов:

I этап - подготовительный, посвященный выбору темы, поиску и от­бору нужной литературы по теме;

II этап - исполнительский, целью которого является чтение и анализ текстов первоисточников;

III этап - заключительный, в ходе которого осуществляется обработ­ка первичного текста, первоисточников и составляется текст рефера­та (вторичный текст) в соответствии с его структурой и требованиями к оформлению, а также готовится устное сообщение (доклад) по выпол­ненной реферативной работе.

Рассмотрим последовательно краткое содержание каждого из этих этапов.

1.3.1. Подготовительный этап

1.3.1.1. С чего начинать реферативную работу

Прежде чем приступить к работе по подготовке реферата, особенно если это приходится делать впервые, надо хорошо себе представлять специфику, т. е. отличительные признаки этого жанра научной литера­туры. Для этого вам надо еще раз внимательно перечитать и осмыслить содержание двух предыдущих разделов (разделы 1.1 и 1.2) настоящих методических рекомендаций.

Теперь, когда вам стало более-менее понятно, какую работу пред­стоит выполнить, необходимо перейти к выбору конкретной темы рефе­рата.

1.3.1.2. Как выбрать тему реферата

Тема - это основное содержание вашей будущей работы, выражен­ное в одном предложении. «Тема работы, - пишет В. С. Безрукова, цити­руя одного известного ученого, - подобна шляпе: она может украсить даму, а может ее изуродовать». Поэтому выбор темы - очень важный мо­мент в работе над рефератом. К сожалению, не секрет, что на практике тема реферата часто выбирается учащимися стихийно и необдуманно.

В принципе, существует три пути выбора темы:

  • самостоятельный выбор темы учащимся с последующим ее со­гласованием с учителем как более опытным человеком;

  • исходя из примерного списка тем, которые рекомендуются учи­телем по данному предмету;

  • с помощью руководителей кружков, факультативов и проблем­ных групп, а также по совету ваших родителей. В любом из упомянутых выше случаев, чтобы в дальнейшем, как говорится, не осложнять напрасно себе жизнь, бывает полезно руковод­ствоваться следующими критериями. Тема должна быть:

    1. актуальной, т.е. отражать злободневные проблемы науки, практики, общества и школы;

    2. интересной, т.е. она должна опираться на материал изучаемой вами учебной программы, но обязательно содержать элемент новизны;

    3. довольно хорошо разработанной в науке и технике, чтобы по ней можно было найти достаточное количество литературы;

    4. проблемной, т.е. содержать какой-то спорный момент, что по­зволяет отразить в тексте реферата столкновение различных то­чек зрения;

    5. конкретной. Объемные темы, формулировка которых носит общий характер, очень трудно раскрыть полностью, так как это требует освещения очень многих вопросов, а время на подго­товку реферата всегда ограничено. Если все же тема получилась общей, то постарайтесь ее сузить. Обычно для этого пользуются одним из следующих способов:

      • выберите один из аспектов общей темы. Например, из темы «Лексика» выберите только раздел «Фразеологизм». Тогда формулировка темы будет выглядеть так: «Выразительные воз­можности фразеологизмов в русском языке»;

      • ограничьте тему периодом времени, о котором идет речь в ре­феративной работе. Например, вместо обширной формулировки темы реферата «История развития Великобритании» целесооб­разно использовать тему «История развития Великобритании в XIX веке», если собранный вами материал в основном касается исторического, экономического и политического развития этой страны в указанный временной период;

6) обратите внимание на формулировку темы реферата. Она долж­на быть краткой. В этой работе вам поможет знание структу­ры формулировки темы. Откроем вам секрет: формулировка темы всегда содержит в своем составе предмет и объект пред­стоящей реферативной работы.

Предмет - это то, что подвергается непосредственному исследо­ванию (описанию) в рамках темы работы.

Объект - это область, в которой изучается предмет. Таким обра­зом, предмет - это всегда часть объекта реферативной работы.

Для того чтобы грамотно и быстро сформулировать тему работы, удобно пользоваться алгоритмом, описанным в книге В.С. Безруковой и приведенным нами ниже в виде табл. 1.

Таблица 1

Алгоритм формулировки темы работы

Алгоритм

Пример формулировки темы

Предмет

Объект

1. Изменение «чего-то» у «ко­го-то» в «каких-то» условиях

Динамика изменения ин­тересов учащихся 5 и 6 классов в условиях обще­образовательной школы

Динамика изменения интересов учащихся

5 и 6 классы в условиях об­щеобразова­тельной школы

2. Условия из­менения «чего-то» у «кого-то»

Соотношение фантастиче­ского и реального в повес­ти А. Матвеевой «Перевал Дятлова»

Соотноше­ние фанта­стического и реального

Повесть А. Матвеевой «Перевал Дят­лова»

3. «Это» как «что-то»

Фильм как способ интер­претации повести А. П. Чехова «Драма на охоте»

Фильм как способ ин­терпретации

Повесть А. П. Чехова «Драма на охоте»

4. «Что-то» в «чем-то»

Мифологические традиции в современной литературе

Мифологи­ческие тра­диции

Современная литература

5. Тема опреде­ляет область, которая подвер­гается исследо­ванию

Новые возможности ком­пьютерных технологий для публичных выступле­ний

Новые воз­можности

Компьютерные технологии для публичных выступлений

Заголовок темы реферата может включать «проблемность», как, например, в теме: «Вербальный имидж современного молодого человека: проблемы его формирования». Однако слова «проблема» в заголовке

реферата может и не быть, но, тем не менее, «проблемность» работы может подразумеваться, например: «Жизнь после смерти: иллюзия или реальность?», или «Готовы ли мы к электронной революции?»

Иногда на подготовительном этапе работы заголовок темы рефера­та не удается сразу сформулировать кратко и содержательно точно. То­гда тему формулируют условно, в общем виде, стремясь как можно бы­стрее ее сузить и конкретизировать, так как от этого во многом зависит четкое определение цели и задач всей реферативной работы. В окончательном варианте тема реферата должна:

  • включать ключевые слова, точно отражающие предмет иссле­дования и обозначающие объект исследования;

  • содержать форму связи между первым и вторым (см. алгоритмы формулировки темы);

  • отражать проблемность связи первого и второго.

При окончательном редактировании темы реферата В. С. Безрукова рекомендует из заголовка убрать все лишние слова и проверить тему на благозвучность. Например, тема реферата «Экологическая проблема человечества как негативный результат деятельности человека» сфор­мулирована неудачно и звучит неблагозвучно. Во-первых, формулиров­ка темы длинновата (содержит лишние слова) и в ней нет проблемности (несмотря на наличие слова проблема), так как ее раскрытие сразу же предполагает однозначность выводов. Во-вторых, сочетание в формули­ровке темы однокоренных слов «человечества» и «человека» звучит не лучшим образом (неблагозвучно).

В переформулированном виде тема данной реферативной работы может быть представлена более компактно, например: «Экологические проблемы - прогресс человечества или начало его конца?» Очевидно, что в этой новой формулировке сохраняется проблемность темы и акту­альность ее звучания.

Теперь, когда тема вашего реферата полностью готова, можно при­ступать к формулировке цели и задач реферативной работы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Научно-исследовательская работа по географии

    Научно-исследовательская работа
    ... Мокроусовская средняя общеобразовательная школа №1 Научно-исследовательскаяработа по географии Автор: Савин ... страна. Может, сузить? Цель реферата: изучение истории часовых поясов и ... хотят быть отрезанными и от Москвы, и от Европы». Что же реально ...
  2. Положение о x юбилейной международной научно-практической конференции школьных исследовательских работ «психология глазами юных» 1 общие положения

    Документ
    ... - 1 см, без переносов). Поля: слева от текста - 3 см, справа - 1 см, сверху ... - технической среды. 8.3. Требования к содержанию реферата: 1. Реферат - это самостоятельная научно-исследовательскаяработа учащегося, где автор раскрывает ...
  3. Научно-методическая работа с учителями

    Заседание
    ... . Заседание кафедры № 1 от 01.09.2011. Единые ... курсах и в группах организации научно-исследовательскойработы (по русскому языку, литературе ... : «Виды исследовательскихработ», оформление рефератов к НОУ. Практикум: презентация рефератов НОУ. Оформление ...
  4. Психология в профессиональной деятельности Дисциплины по выбору студентов Реферативные и научно-исследовательские работы

    Автореферат диссертации
    ... К СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХРАБОТ Теоретическая научно-исследовательскаяработа (НИР) в отличие отреферата представляет собой не только ...
  5. Методические указания по написанию и оформлению научно-исследовательских работ студентов обучающихся по специальности 040101 «социальная работа» мурманск 2008

    Методические указания
    ... научно-исследовательскихработ. Основные виды научно-исследовательскойработы студента К основным видам и организационным формам научнойработы студентов относятся доклад, реферат ... -модели научно-исследовательскойработы. - Переход от перечисления ...

Другие похожие документы..