Главная > Руководство


ГЛАВА 3. НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА

Предлагаемая вашему вниманию глава 3 настоящего методическо­го руководства невелика по объему, lie содержание можно было бы без особого труда включить в соответствующие разделы двух предыдущих глав. Однако, учитывая важность правильной научной организации тру­да начинающего исследователя, мы решили специально вынести этот материал в отдельную главу. Дело в том, что вопросам эффективной организации рабочего места, составлению картотек библиографических источников, приемам работы с книгой обычно не уделяется особою внимания в повседневной практике, а именно эти частные аспекты во многом определяют результативность реферативной и научно-исследовательской работы.

3.1. Рабочее место

Для того, чтобы ваша работа была для вас удовольствием, а не му­чением, будет лучше, если вы заранее приготовите свое рабочее место.

Освободите книжную полку рядом с вашим письменным столом (если ее нет, можно сделать в комнате перестановку и приблизить друг к другу полку и стол). На этой полке будут стоять подобранные книги по вашей теме. После написания реферата или научно-исследовательской работы их можно расставить по тем местам, где они находились ранее.

Приготовьте пластиковые файлы для ксерокопий, которые теперь можно сделать почти в любой библиотеке.

По окончании работы не поддавайтесь искушению оставить на столе все так, как есть, т.е. в «творческом беспорядке». Прибирая каж­дый вечер рабочий стол, вы тем самым упорядочиваете все усвоенное вами за сегодняшний день. Да и на следующий день приятнее садиться за чистый и опрятный рабочий стол, чем разбирать завалы, оставленные накануне. К тому же за ночь вы можете забыть, в какую папку положили вчерашние выписки и почему книга раскрыта именно на этой странице.

Поставьте на стол мелкие предметы, которые будят у вас творче­ское воображение. А те, которые отвлекают от рабочего процесса, убе­рите на время подальше.

Стоит ли во время работы слушать музыку? Те, кто много работает за письменным столом, уже смогли узнать себя и понять, что им помо­гает, а что отвлекает. Вы, возможно, этого еще не знаете. Поэкспери­ментируйте над собой: позанимайтесь с музыкой и без. Какая работа оказалась плодотворней? Если с музыкой - слушайте ее сколько угодно, не забывайте только подготовить несколько самых любимых дисков. Если же музыка мешает - откажитесь от нее на время вашей напряжен­ной умственной работы.

3.2. Составление картотек

Для повышения эффективности и скорости работы имеет смысл пользоваться несколькими картотеками, которые вы создадите сами.

Какие бывают картотеки? Самая главная и абсолютно необходимая библиографическая. О ней мы уже говорили в разделе 1.3.1.4. «Как осуществить поиск и выбор нужной литературы по теме».

Классификацию других картотек предложил в своей книге «Как написать дипломную работу» очень известный писатель, профессор не­скольких университетов Умберто Эко. Он выделяет такие карточки:

  1. па содержание книг/статей;

  2. тематические:

  3. именные;

  4. на примеры (цитаты);

  5. рабочие.

С книгой Умберто Эко вы можете ознакомиться сами, а мы остано­вимся лишь на пояснении следующих типов карточек.

Карточки на содержание книг/статей. Если в вашей рефератив­ной или научно-исследовательской работе вы анализируете художест­венную литературу и в количестве большем, чем две книги, лучше, если вы на каждую книгу составите карточку с кратким пересказом содержа­ния произведения (чтобы потом не запутаться в именах героев и местах действия!).

Карточки на примеры (цитаты). Читая книгу, вы чувствуете, что вот это предложение звучит очень и очень убедительно и ею лучше не пересказывать своими словами, а поместить в реферат или научно-исследовательскую работу в виде цитаты. Составьте карточку с точным указанием имени автора, названия работы, выходных данных и выпи­шите в нее понравившееся вам предложение. Не забудьте указать но­мер страницы (или номера страниц), где располагается цитата!

Карточки рабочие. Они могут быть разного типа: «карточки, свя­зывающие между собой идеи и подпункты плана, проблемные карточки (как подходить к какой-либо проблеме?), карточки-подсказки (куда за­носятся идеи, заимствованные у кого-то, с добавлением подсказок о на­правлении возможного развития) и так далее...».

3.3. Работа с книгой

Речь пойдет о пометках, которые удобнее всего делать прямо в книге (если вы не хотите ее конспектировать или готовите материал для конспектирования). В этом случае действует непреложное правило: по­метки можно делать только в собственных книгах, да и то не во всех. Нельзя помечать материал в редких или очень хорошо (подарочно) из­данных книгах; книгах, которые изданы в XIX веке и ранее.

Во всех остальных книгах пометки делать можно.

Многие исследователи считают, что книга без пометок - непрочи­танная книга. Разработайте свою систему пометок. Вот самые простые советы:

  • помечайте информацию разными цветами;

  • делайте буквенные пометки;

  • включайте также и цифровые пометки;

  • обязательно делайте пометки, свидетельствующие о важности информации («очень важно», «NB» и др.);

  • используйте пометки, указывающие на то, что этот фрагмент текста нужно перечитать.

Это почти все, что нам хотелось бы рассказать по поводу подго­товки и написания реферативных и научно-исследовательских работ. В заключение нам остается надеяться, что приведенные в настоящем руководстве методические рекомендации будут вам полезны и смогут пригодиться не только в школе, но и в будущей учебе в институте, когда вам придется выполнять курсовые и дипломные исследовательские ра­боты или проекты.

Успехов вам в предстоящей научно-исследовательской деятельно­сти!

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ, ИЛИ НЕСКОЛЬКО СЛОВ О РОЛИ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Подготовку реферативных и научно-исследовательских работ уча­щимися по классификации И.П. Раченко относят к так называемым учебным задачам, требующим письменного сообщения данных. Круг задач этого типа достаточно широк и разнообразен:

  • составление планов;

  • написание тезисов и конспектов;

  • составление аннотаций;

  • написание рецензий;

  • цитирование первоисточников;

  • умение делать выписки:

  • написание сочинений, изложений и писем;

  • составление договоров, отчетов и служебных записок;

  • написание заявлений и пр.

Из приведенного перечня видно, что реферативная, а особенно на­учно-исследовательская работа носят интегральный характер, так как опираются на умения учащихся выполнять комплексно перечисленные выше менее сложные учебные задачи. Это всегда достаточно трудно для ученика, особенно в начале, и именно поэтому ему абсолютно необхо­дима помощь учителя - научного руководителя работы.

Надо сказать, что традиции научного руководства, связанные с ка­чественным ведением совместной научной деятельности, сформирова­лись давно, достаточно устойчивы, и мы не стремимся их нарушать. Здесь важно определить для себя, какова роль, доля самостоятельности и мера ответственности обеих сторон в этой работе.

Научный руководитель это, прежде всего, главный консультант-наставник учащегося по теме предстоящей работы, отвечающий за на­учность ее содержания. Он занимает это положение в силу большего кругозора, эрудиции и опыта проведения научных исследований. По­этому к его мнению очень важно вовремя прислушиваться по ходу дела, особенно в вопросах, которые касаются выбора аппарата научного ис­следования: обоснование актуальности, выделение противоречий, фор­мулировка проблем, постановка целей, определение объекта и предмета исследования, разработка гипотезы, формулирование задач работы, пла­нирование этапов, проведение эксперимента. Не менее будут важны для вас советы научного руководителя по написанию введения, заключения, оформлению чистовика работы, ее презентации в форме доклада.

Научный руководитель - генератор идей, с которым, как с умуд­ренным человеком, всегда приятно и, главное, полезно пообщаться, что­бы обсудить и уточнить возникшие смутные научные (и не только) мыс­ли, терзающие вас. Но не доводите дело до абсурда. Помните, что он тоже имеет право на отдых в кругу своей семьи.

Научный руководитель - ваш личный контролер качества, отве­чающий перед администрацией за сроки выполнения этапов рефератив­ной или научно-исследовательской работы и своевременное представле­ние результатов. Никогда не подводите его, делайте работу точно в ус­тановленные сроки, ведь штурмовщина на стадии завершения и оформ­ления реферативного или научного исследования обязательно приводи! к снижению качества работы. А это досадно. Помните слова Ж. Ренара: «Лень это привычка отдыхать перед усталостью». Не ленитесь, чтобы потом не изнемогать от непосильного объема работы.

Научный руководитель - первый и самый компетентный критик вашей работы, обучающий вас еще в процессе ее выполнения «держать удар» рецензента при представлении результатов реферативной или на­учно-исследовательской работы на защите.

Научный руководитель - ваш научный редактор ИЛИ специалист, обучающий вас умению пользоваться научным стилем изложения ре­зультатов вашей работы в пояснительной записке. Не надо на него оби­жаться, лучше примите новую информацию к сведению и исполнению, т. е. исправьте то, что еще можно исправить в вашей работе.

Научный руководитель - ваш личный защитник от несправедливой критики вашей работы оппонентами в ходе публичной защиты. Поверь­те, в этой ситуации всегда необходим человек, на которого можно по­ложиться. И он у вас есть!

И, наконец, научный руководитель это тот человек, которого вы обязаны поблагодарить после защиты вашей работы, независимо от ее результата, ведь он помог вам осуществить попытку или сделать новый шаг в развитии вашей творческой индивидуальности, почувствовать вкус научного творчества и успеха. В научном мире в этой ситуации в качестве знака благодарности принято дарить цветы, как мужчинам, так и женщинам.

Теперь несколько слов о том, чего никогда не делает научный ру­ководитель.

Главное - научный руководитель никогда не выполняет и не пи­шет реферативную или научно-исследовательскую работу за ученика

Научный руководитель - человек требовательный, но объективный. Поэтому он никогда не составляет положительный отзыв на работу уча­щегося, необходимый на защите для получения высокой оценки степени самостоятельности выполненной работы, в том случае, если работа велась неритмично, а экземпляр чистовика работы и текст доклада впервые поя­вился у него на столе за несколько часов (минут, секунд) до защиты. Так что в этой ситуации вам остается пенять только на самого себя.

Сказанное относительно роли научного руководителя в проведе­нии и оформлении реферативной и научно-исследовательской работы не оставляет сомнения в том, что основная роль учащихся в совместной исследовательской деятельности состоит в том, чтобы, перефразировав известное высказывание Ж. Жакотто, «попытаться понять то, что они должны самостоятельно сделать, чтобы научиться тому, чему их учат». Это. конечно, не означает, что ученику в паре с учителем отводится вто­ростепенная роль » научном творчестве. Задача как раз в другом: не вы­полняя работу за ученика, давая ему возможность работать самостоя­тельно, навести его на собственные мысли относительно изучаемого предмета исследования, создать условия для того, чтобы на пути от ре­феративной работы к научно-исследовательской постепенно «чужие мысли, выраженные чужими словами» (по определению Л. А. Беляевой), явились источником для генерации «собственных мыс­лей, выраженных своими словами».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Безрукова В. С. Настольная книга педагога-исследователя. - Ека­теринбург: Издательство Дома учителя, 2000. - 236 с.

  2. Беляева Л. А. Проблема понимания в педагогической деятельно­сти: учебное пособие к спецкурсу / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1995.-74 с.

  3. Борикова Л. В., Виноградова Н. Л. Пишем реферат, доклад, выпу­скную квалификационную работу: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М: Издательский центр «Академия», 2000. 128 с.

  4. Викулова П. П. Учителю и ученику о реферате. Методическая разработка. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2001. - 25 с.

  5. Воронцов Г. А. Работа над рефератом. Ростов н/Д: Издательский центр «MapT», 2002. - 64 с.

  6. Гринберг Б. М. Работа над школьным рефератом но литературе в филологическом классе 7 Проблемы литературного образования школь­ников. Материалы V зональной научно-практической конференции «Филологический класс: наука ВУЗ школа». Екатеринбург. 25 - 26 марта 1999 г. 4.1. Екатеринбург, 1999.

  7. ГОСТ 7.9 - 95. (ИСО) 214 76). Реферат и аннотация. - Взамен ГОСТ 7.9 77. Дата ввел. 1997 -07-01 // Библиотека и Закон. 2000. -Вып. 8(1). С. 344 349.

  8. Демина JI. А. и др. Школьный реферат как средство повышения эффективности экологического образования /'Образование в современ­ной школе. - 2001. - № I. - С. 38 - 40.

  9. Калмыкова И. Р. Методика подготовки учащихся к экзаменацион­ному реферату 7 Русский язык: прил. к газ. «Первое сентября». - 2000. -№ 16.-С. 2- 13.

  1. Карпова 11. М., Комарова 3. И.. Краев В. С. Руководство по на­писанию рефератов, курсовых и дипломных работ. - Екатеринбург: Ин­ститут международных связей, 2000. 23 с.

  2. Кузин Ф. А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и процедура защиты. Практическое пособие для студентов-магистрантов. М.: «Ось-89», 1997. 304 с,

  3. Методические рекомендации по развитию у учащихся умений работать с различными источниками информации. - Ленинград, 1989. 90 с.

  4. Михайлова С. Ю., Нефедова Р. М. Как писать изложения, кон­спекты, рефераты. Пособие для 7 - 11 классов. - М.: ЮНВЕС, 2001. -256 с.

  5. Пантелеева Н. К. Реферат - один из активных видов самостоя­тельной деятельности учащихся // География в школе. - 2001 - 7 С. 68-71.

  6. Педагогическое речеведение: словарь-справочник / под ред. Т.А.Ладыженской. М., 1993.

  7. Раченко И. П. НОТ учителя. - М.: Просвещение, 1982. 208 с.

  8. Хуторецкий М. И., Новикова Т. А. Школьный реферат и основ­ные требования к его написанию // Завуч. 2001. - № 8. - С. 82-85.

  9. Чечель И. Д. Управление исследовательской деятельностью пе­дагога и учащегося в современной школе // Библиотека журнала «Ди­ректор школы». - М.: Сентябрь, 1998. - 144с.

  10. Эко У. Как написать дипломную работу. I уманитарные науки. Уч.-метод. пособие. - М.: Книжный дом «Университет». 2003. - 240 с.

Приложение 1

Образец оформления титульного листа работы

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

МОУО г. Екатеринбурга

МОУ Гимназия №212

Образовательная область

Предмет

ТЕМА РЕФЕРАТА

Исполнитель: учащийся .... класса

_________________________________________________________

(Ф. И. О.)

Научный руководитель:

_________________________________________________________

(Ф. И. О., место работы, должность)

Внешний рецензент:

______________________________________________________

(Ф. И. О., место работы, должность)

Рецензент областного тура:

______________________________________________________

(Ф. И. О., место работы, должность)

Екатеринбург 2005

Приложение 2

ОБРАЗЦЫ

правильного библиографического описания документов и статей

из источников (научно-популярной, художественной, периодической литературы), которым необходимо следовать при составлении списка использованной литературы

Описание книг

        1. Ссылки на книги и периодические издания даются с обязательным указанием автора (авторов), названия книги, города, в котором Осуществлено гадание, издательства, вода издания и общего коли­чества страниц. Например, если издание является книгой, то это выглядит следующим образом:

Фромм Э. Психоанализ и этика. - М.: Республика, 1993. - 415 с.

Если число авторов больше трех, то допускается указание первых трех:

Иванов В. А., Петров В. В., Сидоров Г. И. и др. Психология. - М.: Изда­тельство Новое время, 1995. - 230 с.

    1. Иногда ссылка дается на периодическое издание в целом, тогда она оформляется без указания авторов и далее страниц текста, но со­держит название периодического издания, года выпуска и номера журнала, например:

Новый мир.-2001. №7.

Или название статьи, название сборника статей, тома, города, в ко­тором осуществлено издание, года выпуска и страниц теста цитируе­мой статьи, например:

Верхний Тагил // Свердловская область. Золотые страницы Среднего Урала. Т.З. - Екатеринбург. 1999. - С. 162 - 163: ил.

Описание статей

1. Ссылка на статью из журнала содержит фамилию и инициалы автора (авторов), название статьи, название журнала, год его выпуска, номер журнала, страницы цитируемой статьи, на­пример:

Есипов В. М. Кому же посвящена пушкинская «Полтава»? // Философ­ские науки. 1993. - № 4. - C.3I - 42.

2. Ссылка на статью из газеты содержит фамилию и инициалы
автора, название статьи, название газеты, год и дату издания,
страницы цитируемого текста,
например:

Эйдельман Н. Ю. «Евгений Онегин»: загадка десятой главы.// Лит. газ. -1974.-5 июня. С.7.

3. Ссылка на доклад или сообщение на конференции содержит
фамилию и инициалы автора, название статьи, название сбор­ника .материалов или тезисов конференции, города, в котором происходила конференция, года выпуска сборника, страниц цитируемого теста статьи, например:

Лянсбсрг Л. С. Памятники истории и культуры Невьянска. Их значение, роль и проблемы // Культурное наследие Российской провинции: исто­рия и современность.

К 400-летию г. Верхотурья: тез. докл. и сообш. Всерос. науч.-практ. конф. - Екатеринбург, 1998. - С.202 - 205.

4. Ссылка на статью энциклопедии должна содержать названия
статьи, раздача, энциклопедии, фамилии гл. редактора, изда­тельства, года выпуска и страниц цитируемого текста,
на­пример:

Нижний Тагил// Города России: Энцикл / Гл. ред. Г. М. Лаппо. - М., 1994- C.30I - 302.

Приложение 3

Лист оценки исследовательской работы

п/п

Основные критерии

Баллы

Эксп.

оценка

1

Оценка собственных достижений автора:

  • обоснование актуальности работы

  • новизна работы

  • самостоятельность автора в подходе к раскры­тию темы

  • использование знаний вне школьной програм­мы

  • достоверность результатов

  • возможность использования результатов рабо­ты в учебном процессе

40

6.6

6.6

6.7

6.7

6.7

6.7

2

Эрудированность автора в рассматриваемой области:

  • использование известных результатов и научных фактом

  • знакомство с современным состоянием проблемы

  • отражение связи с другими науками

  • владение научной терминологией

  • использование специальной, научно-популярной литературы, информационных изданий и др.

20

4

4

4

4

4

3

Структурно-содержательный компонент:

  • формулировка цели и задач работы

  • логика изложения, убедительность рассужде­ний, оригинальность мышления

  • глубина раскрытия темы

  • структурное оформление работы (наличие введения, глав или разделов, заключения, списка литературы)

  • наличие и содержание иллюстративного мате­риала (таблицы, схемы, рисунки, фото и пр.)

  • качество оформления

20

3.3

3.4

3.4

3.3

3.3

3.3

4

Особое мнение рецензента

5

5

Итоги индивидуальной защиты

15

ИТОГО:

100

Подпись рецензента 200... г.

Подпись председателя жюри. 200... г.

Приложение 4

ПАМЯТКА

выступающего на научно-практической конференции

1. Регламент выступления 10 минут. В это время входит:

  • доклад учащегося по теме работы (5-7 минут);

  • ответы на вопросы жюри и присутствующих (3 - 5 минут).

2. Доклад на конференции представляет собой краткое изложение на­писанной реферативной или научно-исследовательской работы по следующей примерной схеме:

  • актуальность темы работы, ее цели и задачи:

  • краткое описание основных этапов работы;

  • полученные результаты и выводы;

  • перспективы развития работ, возможные пути ее дальнейшего применения в учебном процессе.

    1. Доклад для выступления следует написать на отдельном листке, откорректировать его содержание с помощью руководителя и вы­учить наизусть.

    2. Подготовить необходимые для доклада иллюстрации, схемы, слай­ды или другой демонстрационный материал и указку.

    3. Потренироваться в громком и выразительном рассказе доклада с учетом времени.

    4. После доклада принято задавать вопросы. Старайтесь внимательно их слушать и отвечать точно на поставленный вопрос.

    5. До доклада и после него следует принимать активное участие в ра­боте конференции: внимательно слушать своих товарищей, старать­ся ничем их не отвлекать, задавать вопросы точно и понятно, со­блюдая правила вежливости.

    6. Форма одежды парадная.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Научно-исследовательская работа по географии

    Научно-исследовательская работа
    ... Мокроусовская средняя общеобразовательная школа №1 Научно-исследовательскаяработа по географии Автор: Савин ... страна. Может, сузить? Цель реферата: изучение истории часовых поясов и ... хотят быть отрезанными и от Москвы, и от Европы». Что же реально ...
  2. Положение о x юбилейной международной научно-практической конференции школьных исследовательских работ «психология глазами юных» 1 общие положения

    Документ
    ... - 1 см, без переносов). Поля: слева от текста - 3 см, справа - 1 см, сверху ... - технической среды. 8.3. Требования к содержанию реферата: 1. Реферат - это самостоятельная научно-исследовательскаяработа учащегося, где автор раскрывает ...
  3. Научно-методическая работа с учителями

    Заседание
    ... . Заседание кафедры № 1 от 01.09.2011. Единые ... курсах и в группах организации научно-исследовательскойработы (по русскому языку, литературе ... : «Виды исследовательскихработ», оформление рефератов к НОУ. Практикум: презентация рефератов НОУ. Оформление ...
  4. Психология в профессиональной деятельности Дисциплины по выбору студентов Реферативные и научно-исследовательские работы

    Автореферат диссертации
    ... К СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХРАБОТ Теоретическая научно-исследовательскаяработа (НИР) в отличие отреферата представляет собой не только ...
  5. Методические указания по написанию и оформлению научно-исследовательских работ студентов обучающихся по специальности 040101 «социальная работа» мурманск 2008

    Методические указания
    ... научно-исследовательскихработ. Основные виды научно-исследовательскойработы студента К основным видам и организационным формам научнойработы студентов относятся доклад, реферат ... -модели научно-исследовательскойработы. - Переход от перечисления ...

Другие похожие документы..