Главная > Руководство


2.3.3.4. Планирование и описание этапов исследования

Завершение формулировки задач предстоящего исследования по­зволят вам правильно спланировать его этапы - составные части ис­следовательской деятельности, которые объединяют несколько задач сходных по объекту изучения.

Но надо ли планировать этапы выполнения работы? Нельзя ли просто обойтись постановкой задач? Мы уверены, что нет.

Представьте себе, что, начиная работать с литературой, вы будете решать лишь задачу поиска информации по теории вопроса, упусти из виду анализ литературных данных ПО практике применения этой теория на том основании, что это другая задача. В этом случае рано или поздно вам все равно придется снова возвращаться в библиотеку, чтобы пол новым (практическим) углом зрения просматривать те же первоисточ­ники, поскольку эти данные крайне необходимы для того, чтобы пра­вильно сформулировать противоречие, проблему и цель работы. В результате отсутствие планирования этапов исследования на практике обязательно оборачивается потерей драгоценного времени, которою гак не хватает для проведения эксперимента. Планирование этапов предпо­лагает уточнение сроков, что позволяет лучше организовать выполнение всей научно-исследовательской работы в точно отведенное время.

В науке сложились дедуктивная или индуктивная структуры по­строения этапов теоретической (исследовательской) части работ, точно так же, как это имеет место при написании реферативной работы (см. раздел 1.3.3.1). Дедуктивная стратегия предполагает ход от общей тео­рии к практике и эксперименту, индуктивная - от опыта практической деятельности и экспериментов к обобщающей теории. Выбор, как и все­гда, за вами и вашим научным руководителем, который наверняка смо­жет оказать помощь, так как он должен быть лучше знаком с литерату­рой по данному вопросу.

Для примера приведем в виде табл. 7 типовое разбиение научно-исследовательской работы на этапы, чтобы было более понятно, о чем идет речь и зачем это необходимо делать. Такое разбиение, конечно, носит примерный характер, и вы вправе его изменить, например, увели­чить или уменьшить количество этапов, поменять их содержание и г. п. Однако при этом не должна быть нарушена логика научного исследова­ния.

Таблица 7

Типовое разбиение научно-исследовательской работы на этапы

Название эта­па

Характеристика этапа

Основные операции

I. Работа с литературой

Задачи, связанные с изу-чением теории и прак-тики вопроса по теме предстоя­щего исследова-ния

Разработка логики и уточнение научно­го аппарата исследования (противоре­чия, проблемы, цели, предмета, объекта исследования, гипотезы, задач) на основе анализа литературных данных

2. Разработка теоретического обоснования темы исследо­вания

Задачи, связанные с со-зиданием новых теорий, идей, уче­ний, преобразо-ва­нием предмета иссле-дования, подготовкой эксперимента, анализа произведения и т. д.

Разработка новых научных подходов к решению выявленной проблемы пред­стоящего исследования. Выявление путей, средств и условий преобразова­ния предмета исследования. Обоснова­ние выбора методов исследования, опи­сание способа доказательства или оп­ровержения достоверности выдвинутой гипотезы. Разработка новых моделей, программы эксперимента и экспери­ментальной базы

3. Проведение эксперимента / анализ произ­ведения

Задачи, связанные с про-ведением экс­перимента и дока­зательством гипо­тезы

Получение результатов эксперимента, их анализ и оценка адекватности выво­дов

4. Обобщение теории и прак­тики по теме проведенного исследования

Задачи, связанные с раз-работкой рекомендате-льных ма­териалов на основе результатов ис-сле­дования, обобще­нием полученных научных и практических резуль-татов

Написание рекомендательных материа­лов. Формулирование общих выводов по работе, включающих оценку акту­альности, новизны, научного и практи­ческого значения, перспектив дальней­шего развития исследования

Рассмотрев полезность и сущность примерного планирования этапов «ведения научно-исследовательской работы и сроков их выполнения, обращаем ваше внимание на то, что каждый этап исследования предполагает описание, которое приводится в пояснительной записке к работе:

  • описанию хода и результатов 1-го этапа в основном посвящен литературный обзор по теме (глава 1 работы), хотя отдельные вопросы, связанные с анализом литературных данных, могут приводиться и в других главах пояснительной записки;

  • содержание 2-го этапа приводится в теоретической части рабо­ты (глава 2);

  • результаты 3 и 4 этапов могут быть описаны в главе 3 - экспе­риментальной части научно-исследовательской работы.

Следует отметить, что иногда описание хода поисковой (экспери­ментальной) работы и обобщенное обсуждение результатов и перспек­тив научного исследования целиком приводят во 2-й главе работы, называемой в этом случае исследовательской. В этом случае в экспе­риментальной части излагаются конкретные методики, которые были использованы в данной работе, с указанием ссылок на первоисточники, если при этом были использованы известные и описанные в литературе технологии, процедуры или методы. Например, так чаще всего посту­пают в научно-исследовательских работах по естественно-научным дис­циплинам (химии, физике, биологии и др.), когда для достижения цели требуется проведение многочисленных сравнительных экспериментом по одной и той же методике (методикам), либо проводится разработка новых экспериментальных методик.

Таким образом, последовательное изложение по плану всех опера­ций каждого из этапов работы, но существу, позволит вам без особого труда написать этот заключительный раздел 2 главы.

2.3.3.5. Краткие выводы

Исследовательская часть пояснительной записки работы обычно завершается краткими выводами, в которых подчеркивается широта и глубина (объем), новизна, научная (теоретическая) и практическая (прикладная) значимость проведенного исследования, а также пер­спективы дальнейшего развития работы. Техника составления выводов была нами подробно рассмотрена в разделе 1.3.3.4.

В эти выводы, естественно, не должны включаться выводы, ка­сающиеся анализа литературных данных по теме исследования, так как они уже были описаны в конце литературного обзора (глава 1). В дальнейшем выводы 1, 2 и 3 глав будут составлять основу для написа­ния заключения по работе.

2.3.4. Проведение экспериментальной работы по теме и ее оформление

2.3.4.1. Особенности эксперимента и его планирования

Как уже упоминалось ранее, сущность научно-исследовательской работы состоит в доказательстве выдвинутой гипотезы, которая описывает предполагаемое влияние предмета на объект исследования. Гипоте­за иными словами, предполагает существование взаимосвязи незави­симой переменной (условий или средств изменения предмета исследо­вания, которые устанавливает сам экспериментатор) и зависимой пере­менной (предмета и объекта исследования, которые один за другим ме­няются под воздействием новых экспериментальных условий).

Эксперимент в работах по естественно-научной инаучно-технической тематике является разновидностью исследовательской дея­тельности (наряду с теоретической и опытной), которая заключается в том, что исследователь осуществляет манипуляцию независимой пере­менной и наблюдает эффект, производимый этими действиями на зави­симую переменную. При этом результат любого изменяющего действия в эксперименте ограничивается рамками объекта исследования.

Для гуманитарных работ, в которых исследованию часто подвергаются произведения, существует исключение: экспериментальная часть работы может носить другое название, например, аналитической части (см. раздел 2.1.2), в которой описывается ход анализа литературных и (художественных произведений, документальных информационных ма­териалов, аудио-видео информации, музыкальных произведений и др. и обсуждаются полученные при этом результаты, связанные с доказатель­ством выдвинутой гипотезы.

Практика показывает, что лишь в ходе правильно спланированного эксперимента результат или подтверждает, или опровергает гипотезу, развивая тем самым наше знание о характере взаимосвязи условий, предмета и объекта исследования. Весь вопрос состоит в том, как это сделать?

Чтобы ответить на этот вопрос, отметим, что эксперимент обладает существенными признаками, отличающими его от других видов дея­тельности, которые очень важно учитывать при планировании.

Во-первых, проведение эксперимента всегда предполагает диагно­стирование исходного состояния, промежуточных изменений и конеч­ного результата изменения объекта исследования, возникающих под влиянием изменения предмета. Такое диагностирование становится воз­можным, если вами будут разработаны показатели (качество, уровень, степень развития и т. п.), состояние которых требуется периодически измерять в ходе эксперимента, а также определены параметры (область изменения) этих показателей.

Во-вторых, эксперимент - это всегда сознательно планируемая, ненаправленная, специально организованная и управляемая деятельность, осуществляемая с прогнозируемым результатом.

В-третьих, экспериментальная деятельность всегда является инно­вационной и внедренческой, так как связана с внедрением в практику специально используемых новых средств, обеспечивающих развитие предмета и объекта исследования в новых условиях.

По характеру целей эксперименты делятся на:

  • констатирующие, связанные с изучением путем диагностики состояния зависимой переменной; такие эксперименты обычно проводят в начале исследований с тем, чтобы зафиксировать исходный уровень показателей исследуемой системы;

  • формирующие, связанные с плановым изменением независимой и отслеживанием последующего изменения зависимой пере­менной.

Часто для определения результатов сравнительного эксперимента параллельно с ним (если это возможно) проводят так называемый «хо­лостой опыт» или отслеживают изменение показателей исследуемого явления в обычных условиях, в так называемых контрольных группах, т. е. при отсутствии эксперимента, а затем сравнивают результаты, по­лученные в первом и втором случае, и делают выводы.

Однако на практике бывают случаи, когда так сделать невозможно. Тогда поступают иначе: эксперимент проводят без контрольных групп, сравнивая результаты роста зависимых переменных от начала экспери­ментирования до его завершения. Допускается использование в качестве контрольных групп опубликованных в печати экспериментальных дан­ных других исследований, посвященных изучению этой же или близкой по тематике проблемы. Необходимо только вовремя отыскать эти дан­ные в соответствующих первоисточниках.

Важную роль при планировании эксперимента играет параметри­зация - выделение критериев (критериальных показателей) его эф­фективности, которые позволяют сделать вам обоснованное заключе­ние о подтверждении или опровержении выдвинутой гипотезы на осно­вании анализа полученных экспериментальных данных. При этом сле­дует учитывать, что как независимая, так и зависимая переменные не являются простыми объектами, изменения которых могут быть измере­ны и описаны лишь по одному показателю. Как правило, таких показа­телей может быть несколько, а их состав надо тщательно продумать и обосновать, прежде чем приступать к проведению эксперимента.

Когда вы завершите параметризацию переменных, следует проду­мать, с помощью каких методов (теоретических и практических) вы будете фиксировать изменение показателей. Как правило, в любой научно-исследовательской работе для фиксации изменения показателей используется не один, а система методов.

Методы экспериментального исследования могут быть теоретиче­скими и практическими. К теоретическим относят: абстрагирование (выделение существенного), анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, систематизацию, схематизацию и др. Каждый теорети­ческий метод исследования, в свою очередь, может иметь несколько видов. Например, анализ может быть структурным, феноменологиче­ским, сравнительным, системным, факторным, аспектным, контент-анализом, монографическим и др.

Среди практических методов чаще всего используются: анкетиро­вание, опрос, наблюдение, тестирование, рейтинг, интервью, написание сочинения, изучение документации, измерение показателей с помощью физико-химических методов и др.

Критерии выбора методов, на первый взгляд, выглядят довольно просто: каждый метод должен соответствовать цели работы, научным возможностям исследователя и давать надежные (достоверные) результаты. Однако реально разработка системы методов исследова­ния - это не только серьезная наука, но и настоящее искусство. Поэтому здесь вам, дорогой читатель, наверняка не обойтись без мудрых советов вашего научного руководителя как более опытного исследователя.

По существующей в науке классификации все планируемые экспе­рименты (экспериментальные задачи) являются:

  • естественными, т. е. носят характер опытно-экспериментальной работы, в ходе которой экспериментаторы воздействуют на предмет и объект новыми средствами, позво­ляющими добиться поставленных целей, или

  • лабораторными, которые осуществляют в специально создан­ных условиях, что позволяет избежать нежелательного влияния посторонних факторов, неизбежно проявляющихся в естест­венных экспериментах.

В зависимости от специфики целей планируемые эксперименты могут делиться на дидактические, методические, воспитательные, управленческие, синтетические (например, в химии), физико-химические и др. Часто эксперименты проводят «на стыке наук», ис­пользуя зависимые и независимые переменные из разных наук. В этом случае говорят о психолого-педагогическом, медико-биологическом, лингво-страноведческом, историко-биологическом и других типах экс­периментов, которые называют пограничными.

Надо знать, что все эксперименты можно также подразделить на мерительные и квазиэксперименты.

Мерительными или критериальными экспериментами называют такие, которые предполагают тщательное отслеживание изменений пе­ременных с последующей обработкой статистически значимых данных и представлением аналитических и итоговых материалов, как правило, в виде таблиц, графиков, диаграмм и схем.

Квазиэксперименты отличаются от мерительных тем, что они проводятся при полном отсутствии контроля за текущим изменением переменных, но предусматривают измерение только исходного и конеч­ного состояний этих переменных (на «входе» и «выходе»).

Каждый из планируемых экспериментов обычно включает два эта­па:

  • проведение констатирующего эксперимента, имеющего целью зафиксировать исходное состояние зависимой переменной;

  • проведение формирующего эксперимента с целью преобразова­ния зависимой переменной посредством изменения независи­мой переменной в соответствии с гипотезой.

Планирование эксперимента важный этап научно-исследовательской работы, который обычно завершается составлением программы эксперимента и разработкой его графика. Типовая струк­тура программы эксперимента, приведенная в книге В.С. Безруковой, имеет следующий вид.

Общие данные об эксперименте:

  • Тема эксперимента.

  • Общая характеристика места проведения эксперимента.

  • Общая характеристика участников эксперимента.

  • Виды и типы (модель) эксперимента.

Научный аппарат эксперимента:

  • Теоретические основы эксперимента (опорные теории, основные понятия).

  • Цель экспериментального исследования.

  • Экспериментальная гипотеза.

  • Описание независимых переменных.

  • Описание зависимых переменных.

  • Методы диагностирования независимых переменных.

  • Методы диагностирования зависимых переменных.

  • Методы обработки эмпирических данных.

Организация эксперимента

  • Материально-техническое обеспечение эксперимента.

  • Методическое обеспечение эксперимента.

  • Организационная подготовка эксперимента.

  • Психологическая подготовка участников эксперимента.

  • График проведения эксперимента.

Заканчивая этот раздел, не будем подробно комментировать со­держание каждого из пунктов представленной программы эксперимента, так как мы уже касались их существа ранее. Предлагаем это сделать ав­торам самостоятельно, тем более, что программа эксперимента должна носить конкретный характер, т. е. содержать описание научного аппара­та конкретно вашего исследования. Эта программа завершает подгото­вительный этан экспериментальной работы.

2.3.4.2. Проведение эксперимента

Следующим этапом экспериментальной части работы является собственно проведение эксперимента. Последовательность действий исследователя на этом этапе обычно предполагает выполнение следую­щих операций:

  • исходное диагностирование состояния зависимых переменных (до опыта) с помощью диагностических методов («первая экспери­ментальная точка»);

  • обработка этих данных (статистическая, аналитическая и т. п.);

  • корректировка программы эксперимента или его графика (если возникла необходимость);

  • частичное или полное изменение независимой переменной с по­мощью избранных вами «средств влияния»;

  • повторное диагностирование состояния зависимых переменных («вторая экспериментальная точка»);

  • обработка полученных данных и их сравнение с исходными;

  • корректировка эксперимента (если возникла такая необходи­мость);

  • изменение независимой переменной;

  • финальное диагностирование состояния зависимых переменных («третья экспериментальная точка»);

  • обработка полученных данных и их сравнение с предыдущими.

Относительно количества «экспериментальных точек», которые требуется и достаточно получить в ходе эксперимента, можно сказать следующее: «Чем больше - тем лучше, но... в разумных пределах». Количество «экспериментальных точек» должно быть достаточным для того, чтобы по ним можно было достоверно судить о закономерностях процесса изме­нения зависимой переменной под влиянием независимой переменной экс­перимента, например, построить график этою изменения. Для этого двух «точек» мало, так как изменения могут носить нелинейный характер, а вы этого не сумеете заметить, выбрав «двухточечный» вариант псевдоэкспе­римента. С другой стороны, если вы решили замерить состояние зависимой переменной в 100 «экспериментальных точках», то вам просто может не хватить времени. Так что планируйте разумно.

2.3.4.3. Анализ результатов эксперимента

Третьим и заключительным этапом экспериментального исследо­вания является анализ его результатов. Этот этап включает:

  • сравнительный анализ изменений зависимых и независимых пе­ременных, выявленных в ходе эксперимента с целью нахождения и, если удастся, то математического описания закономерностей их взаимосвязи; дело в том, что математическое описание экспери­ментальных зависимостей на практике далеко не всегда оказыва­ется возможным, особенно в гуманитарных и некоторых естест­венно-научных дисциплинах, математический аппарат которых пока слабо разработан;

  • формулировка выводов по эксперименту и их сравнение с гипоте­зой исследования с целью подведения итогов работы (удалось ли доказать выдвинутую гипотезу или нет и что перспективно делать дальше);

  • описание эксперимента в главе 3 пояснительной записки в той по­следовательности изложения материалов, которая полностью со­ответствует рассмотренной нами выше последовательности опи­сания его трех этапов.

Иными словами, в этой главе подробно и последовательно излага­ется ход проведенных экспериментов, обычно в специальном подразде­ле приводятся подробные методики их проведения (сравнительного изучения, классификации, системного анализа, опенки качества, эффек­тивности, результативности, научного обобщения и т. п.). Здесь же об­суждаются полученные промежуточные и конечные результаты ис­следования, обычно представляемые наглядно в виде таблиц или обоб­щенных схем, динамика и закономерности установленных причинно-следственных связей изучаемых явлений, приводятся краткие выводы по данному разделу работы и перспективы ее дальнейшего развития. Для написания выводов вы вновь можете воспользоваться приемами, кото­рые были описаны ранее в разделе 1.3.3.4 настоящей работы.

2.3.5. Написание заключения к работе

Заключение к научно-исследовательской работе написать довольно просто. Для этого надо воспользоваться выводами, которые были сдела­ны вами в конце литературного обзора (глава 1), теоретической (иссле­довательской) части (глава 2) и экспериментальной части (глава 3). Эти выводы желательно перефразировать и расположить их в последова­тельности от теории к практике, т. с. так же, как это вы уже делали при написании заключении к реферативной работе.

2.3.6. Оформление списка использованной литературы

Правила оформления списка использованной литературы к научно-исследовательской работе ничем не отличаются от ранее рассмотренных нами в разделе 1.3.3.5 настоящего руководства аналогичных правил дня реферативной работы. Образцы правильного библиографического опи­сания различных источников информации приведены в Приложении 2.

2.3.7. Оформление приложений

Техника и правила оформления приложений к научно-исследовательской работе также ничем не отличаются от того, которая уже была описана в разделе 1.3.3.6 для реферативной работы. Так что здесь вам не должно встретиться никаких проблем. Важно не переусерд­ствовать с подбором материала для этого раздела, особенно в тех случа­ях, когда объем экспериментальной части достаточно велик. Помните, что в приложения следует включать лишь тот экспериментальный мате­риал, который свидетельствует (документально подтверждает) большой экспериментальный объем проведенного исследования и активно ис­пользуется при обсуждении хода и результатов работы. Об этом должны свидетельствовать ссылки в тексте теоретической и экспериментальной частей, заключаемые в круглые скобки.

2.3.8. Написание введения

Как вы, наверное, уже догадались, техника написания введения к на­учно-исследовательской работе ничем не отличается от таковой, обычно используемой при написании реферативных работ (см. раздел 1.3.3.7).

Трудности здесь обычно возникают, во-первых, из-за требований изложить обширный материал всей (!) работы в строго ограниченном объеме, не более четырех страниц текста. Для сравнения здесь уместно сказать, что размеры введения даже в кандидатских диссертациях не превышают 4,5 - 8 страниц на 150 страниц общего объема текста, который разрешен Высшей аттестационной комиссией.

Во-вторых, трудности могут быть связаны с необходимостью изла­гать текст введения «другими словами», естественно, не изменяя смысла содержания глав работы и заключения. Согласитесь, что прямое цити­рование (а проще говоря, переписывание) набора нужных фрагментов работы во введении будет выглядеть очень странно, хотя, откровенно говоря, этого не всегда удается избежать. Постарайтесь все же перефра­зировать текст работы, излагая ее ход и результаты во введении. Часто в процессе этой работы удается даже значительно улучшить стиль и каче­ство новых формулировок.

2.3.9. Оформление чистовики научно-исследовательской работы и презентации ее результатов

Правила и порядок оформления чистовика, включая оформление титульного листа (см. Приложение 1), написание раздела «Содержа­ние» и аннотации к научно-исследовательской работы те же, что и при оформлении реферативной работы, Поэтому, если возникну! вопросы, то вам нужно просто воспользоваться достаточно подробной инструкци­ей по выполнению этих операций, изложенной ранее в разделах 1.3.3.8 - 1.3.3.10.

Аналогичные рекомендации - воспользоваться информацией, ра­нее изложенной в разделе 1.4, можно дать и но подготовке и проведе­нию презентации результатов научно-исследовательской работы в ходе ее публичной защиты, которая является заключительным этапом науч­но-исследовательской работы и оформляется точно так же, как и защит реферативной работы (см. раздел 1.4). Несмотря на некоторый опыт, которым вы обогатились, зашитая реферативную работу, при подготов­ке презентации результатов научного исследования по-прежнему следу­ет обратить самое пристальное внимание на:

  • написание доклада по теме научно-исследовательской работы;

  • подготовку необходимых иллюстративных материалов к докладу;

  • тщательную отработку навыков публичного выступления с докладом по теме вашего исследования.

2.3.10. О критериях оценки качества выполнения и презентации результатов научно-исследовательских работ учащихся

Основные критерии оценки качества выполнения и презентации результатов научно-исследовательских и реферативных работ учащихся совпадают. Ими являются:

  1. уровень структурно-содержательного компонента работы;

  2. уровень собственных достижений автора;

  3. эрудированность автора в рассматриваемой области.

По указанным критериям оценка качества выполнения и презентации работ проводится точно также, как это было описано нами в разделе 1.4.5.

Отличие в оценке результатов научно-исследовательской работы от реферативной состоит в том, что больший вес в баллах (40 баллов из 100) имеет уровень собственных достижений автора (это и понятно). Остальные два других показателя (эрудированность автора и уровень структурно-содержательного компонента работы) также, как и в рефера­тивной работе, оцениваются, исходя из 20 баллов каждый. Немаловаж­ную роль в общей оценке по-прежнему играет качество индивидуальной защиты работы (15 баллов), т. е. ваше умение представить работу в док­ладе и отвечать на вопросы (см. Приложения 3 и 4).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Научно-исследовательская работа по географии

    Научно-исследовательская работа
    ... Мокроусовская средняя общеобразовательная школа №1 Научно-исследовательскаяработа по географии Автор: Савин ... страна. Может, сузить? Цель реферата: изучение истории часовых поясов и ... хотят быть отрезанными и от Москвы, и от Европы». Что же реально ...
  2. Положение о x юбилейной международной научно-практической конференции школьных исследовательских работ «психология глазами юных» 1 общие положения

    Документ
    ... - 1 см, без переносов). Поля: слева от текста - 3 см, справа - 1 см, сверху ... - технической среды. 8.3. Требования к содержанию реферата: 1. Реферат - это самостоятельная научно-исследовательскаяработа учащегося, где автор раскрывает ...
  3. Научно-методическая работа с учителями

    Заседание
    ... . Заседание кафедры № 1 от 01.09.2011. Единые ... курсах и в группах организации научно-исследовательскойработы (по русскому языку, литературе ... : «Виды исследовательскихработ», оформление рефератов к НОУ. Практикум: презентация рефератов НОУ. Оформление ...
  4. Психология в профессиональной деятельности Дисциплины по выбору студентов Реферативные и научно-исследовательские работы

    Автореферат диссертации
    ... К СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХРАБОТ Теоретическая научно-исследовательскаяработа (НИР) в отличие отреферата представляет собой не только ...
  5. Методические указания по написанию и оформлению научно-исследовательских работ студентов обучающихся по специальности 040101 «социальная работа» мурманск 2008

    Методические указания
    ... научно-исследовательскихработ. Основные виды научно-исследовательскойработы студента К основным видам и организационным формам научнойработы студентов относятся доклад, реферат ... -модели научно-исследовательскойработы. - Переход от перечисления ...

Другие похожие документы..