Главная > Руководство


2.3. Основные этапы подготовки научно-исследовательской работы

Мы полагаем, что, приступая к выполнению научно-исследовательской работы по избранной вами или рекомендованной учителем (научным руководителем) теме, вы уже в достаточной степени овладели некоторыми понятиями, умениями и навыками работы с лите­ратурой, правилами написания и оформления пояснительной записки при выполнении реферативной работы. Если же это не совсем так, то при изучении материалов главы 2 вы можете воспользоваться текстом главы 1 настоящей работы, чтобы уточнить некоторые понятия, о кото­рых пойдет речь ниже.

Рассмотрим более подробно содержание основных этапов подго­товки научно-исследовательской работы, которые приведены в табл. 4.

Таблица 4

Основные этапы подготовки научно-исследовательской работы

Научно-исследовательские работы

по естественно-научной и научно-технической тематике

Научно-исследовательские работы по гуманитарной тематике

  1. Пробный эксперимент, направ­ленный на анализ изучаемого явле­ния, формулировку проблемы и вы­движение гипотезы

  2. Сбор и анализ научных литера­турных данных по теме

  3. Выполнение теоретической (ис­следовательской) части работы

  4. 11роведенис экспериментальной работы по теме

  5. Написание заключения к работе

  6. Оформление приложений

  7. Написание введения

  8. Оформление чистовика рефера­тивной работы (включая оформле­ние титульного листа и списка ис­пользованной литературы)

  9. Составление раздела «Содержа­ние работы»

  10. Написание аннотации

    1. Предварительный анализ изучае­мого произведения, направленный на формулировку проблемы и выдвижение гипотезы

    2. Сбор и анализ научных данных по теме

    3. Выполнение теоретической час­ти

    4. Выполнение основной аналити­ческой части работы

    5. Написание заключения к работе

    6. Оформление приложений

    7. Написание введения

    8. Оформление чистовика рефера­тивной работы (включая оформле­ние титульного листа и списка ис­пользованной литературы)

    9. Составление раздела «Содержа­ние работы»

    10. Написание аннотации

Приведенная последовательность этапов выполнения научно-исследовательских работ по естественно-научной и научно-технической тематике, а также по гуманитарной тематике заметно отличается от по­следовательности выполнения реферативной работы содержанием пер­вого этапа, который носит эмпирический (опытный или пробный) ха­рактер. Это отличие не является случайным, а отражает существующую тактику ведения научного поиска.

2.3.1. Пробный эксперимент или предварительный анализ произведения

Мы рекомендуем начинать новое научное изучение предполагае­мого предмета исследования с пробного эксперимента, чтобы попытать­ся хотя бы приблизительно обозначить проблемное поле или, по образ­ному выражению культурологов, «точки удивления» предстоящей рабо­ты, чтобы в самом начале как можно лучше понять, действительно ли существует перспектива и необходимость выполнения исследования.

В том случае, если с самого начала учащегося как исследователя ничто не удивляет и не привлекает в будущей работе, а ее результаты после пробных опытов носят тривиальный характер, то стоит ли тратить время на изучение несуществующей или уже изученной проблемы?

В виде такою пробного эксперимента могут выступать: серия обычных химических реакций с целью получения не описанных в лите­ратуре химических соединений, попытка использования нового доказа­тельства математической теоремы, предварительное прочтение и ос­мысление новой информации или художественного текста с использо­ванием багажа ранее приобретенных и успешно апробированных мето­дов анализа и других методов.

Наоборот, если ход пробных экспериментов хотя бы чем-то удив­ляет исследователя, а полученные первичные результаты кажутся не­обычными и новыми, самое время приступить к целенаправленному сбору и анализу дополнительной информации, необходимых литератур­ных данных по теме, чтобы попытаться с их помощью объяснить на­блюдаемые необычные явления. Ведь может статься, что то же самое уже детали другие исследователи до вас и как-то уже пытались объяс­нить полученные результаты.

Мы считаем, что пробные эксперименты и попытки собственной интерпретации полученных результатов принципиально валено прово­дить до вашего знакомства с обширной литературой, которая вполне Может быть опубликована по теме исследования, но не вами. Ни в коем Случае не надо бояться при этом «изобрести велосипед». Говоря конкретно, прежде чем приступать, например, к литературоведческому анализу текста художественного произведения, надо начинать не с изуче­ния работ критиков, а попытаться осмыслить свою читательскую позицию относительно изучаемого произведения.

Надо заметить, что именно этим эмпирическим путем идут боль­шинство исследователей-первооткрывателей, которые по данному поводу остроумно замечают, что, как ни покажется странным, именно собственное невежество и незнание чего-либо часто становятся источником нового, нетрадиционного взгляда на окружающий нас мир. Причина этого, парадоксального, на первый взгляд, явления кроется в том, что тщательное изучение информации по интересующей проблеме, если оно предшествует научному поиску, активно формирует в сознании иссле­дователя закрепление существующих стереотипов в виде мнения авто­ритетных ученых и не способствует выработке собственной точки зре­ния, необходимой для продуктивной творческой деятельности. Обычные аргументы в защиту такой позиции: мнение авторитетных ученых надо ценить и уважать, а не подвергать сомнению и критике. Если согласить­ся с этим, то на вашей дальнейшей продуктивной исследовательской деятельности можно смело поставить крест, гак как остается лини, воспроизводить сказанные кем-то «умные мысли».

2.3.2. Сбор и анализ дополнительных литературных данных по теме научно-исследовательской работы

Сбор и анализ литературных данных по теме работы, написание черновика литературного обзора - все эти этапы уже были рассмотрены нами достаточно подробно в главе 1 настоящей работы. Поэтому ограничимся лишь уточнением, что аналитический обзор литературных дан­ных по теме научно-исследовательской работы, в отличие от рефератив­ной работы, более основательный по объему и списку анализируемых источников (в 8 классе это не менее 6-7 специальных научных работ по данной теме) и обычно содержит обоснование выбора стратегии предстоящего исследования, включающей:

  • выбор темы;

  • определение степени ее актуальности;

  • выявление и обсуждение противоречий в точках зрения различных авторов по существу изучаемого вопроса;

  • формулировку проблемы;

  • постановку цели научного поиска.

Если чисто реферативная работа, как правило, завершается выяв­лением противоречий в точках зрения различных авторов, формулиро­ванием актуальных проблем по теме, выводов и обобщений о научном и практическом значении изучаемой проблемы, то выполнение научно-исследовательской работы уже предполагает четкую формулировку в финале литературного обзора цели предстоящего научного поиска. содержание которого далее подробно раскрывается в теоретической (ис­следовательской) и экспериментальной главах научно-исследовательской работы (соответственно для гуманитарных работ - в теоретической и основной аналитической частях).

Литературный обзор по теме имеет свой заголовок, который отра­жает совокупность литературных данных по существу темы.

2.3.3. Выполнение теоретической (исследовательской) части работы и ее оформление

Выполнение теоретической (исследовательской) части работы служит для описания подходов и принципов предстоящего исследования и его тактики. К тактическим операциям, позволяющим более гибко, но последовательно реализовать стратегию научно-исследовательской работы, обоснованную и описанную в литературном обзоре, относят:

  • определение объекта и предмета исследования;

  • разработку гипотезы;

  • разбивку цели на подцели, т. е. формулирование задач работы;

  • описание этапов и содержания исследования;

  • краткие выводы по второй главе.

Для научно-исследовательских работ гуманитарного типа (напри­мер, по литературоведению) в этой части работы предполагается обосновать выбранный способ анализа источников, дать исчерпывающие формулировки тех аспектов произведения, которые подвергаются анализу. При наличии в научной литературе противоречивых формулиро­вок аспектов, необходимо обосновать свой выбор той или иной позиции. Рассмотрим более подробно содержание каждого из этих подраз­делов, чтобы лучше представлять себе особенности изложения и оформ­ления теоретической (исследовательской) части научно-исследовательской работы.

2.3.3.1. Определение объекта и предмета исследования

Как уже было указано ранее в разделе 1.3.1.3, цель работы всегда отражает действие исследователя (ученика), которое он будет совершать Над предметом в рамках объекта исследования как области научного знания, в котором ведется исследование. Зная эту структуру цели науч­но-исследовательской работы, сформулированной вами ранее в аналитическом литературном обзоре, теперь следует попытаться выделить («извлечь») из нее объект и предмет исследования. Здесь нет ничего нового по сравнению с реферативной работой. Кроме того, эту процеду­ру «извлечения» предмета и объекта исследования из цели мы уже рас сматривали ранее в разделе 2.1.1 настоящей работы достаточно подроб­но и на конкретных примерах.

Чтобы научиться лучше выявлять предмет и объект в цели иссле­дования, приведем дополнительно некоторые характерные черты этих двух компонентов цели. Предмет исследования всегда связан с на­стоящим и будущим процесса развития науки и практики (объекта) как часть и целое со всеми его противоречиями и проблемами. Поскольку между предметом и объектом в науке всегда существует внутренняя (иногда очень сложная) взаимосвязь, сознательно и последовательно изучая (или изменяя) предмет, исследователь может отследить качественное своеобразие (или изменения) объекта и сформулировать закономерности предполагаемой взаимосвязи. В этом и заключается подлинный смысл научного поиска, организуемого в направлении по­ставленной цели научно-исследовательской работы.

В литературоведческих работах, посвященных анализу литератур­ного произведения, например, с целью определения его жанра, роль предмета исследования играет само художественное произведение, а объекта - жанр изучаемого произведения.

2.3.3.2. Разработка гипотезы

Первоначальное предположение о взаимосвязи предмета и объекта исследования в науке принято формулировать в виде гипотезы. Таким образом, гипотеза - это тезис, высказанный изначально, априори, т.е. до опыта (до экспериментальной проверки).

Древняя мудрость гласит: «Наука без гипотез, что конь без сбруи». Действительно, ключевую роль разработки гипотезы в успешном прове­дении научных исследований невозможно переоценить. Эта исследова­тельская операция позволяет предсказать пути и способы достижения цели, т. е. осуществить проектирование способа разрешения выявлен­ного противоречия (проблемы) в направлении достижения цели на осно­ве исследования, с помощью которого существующий предмет изучения переводная в новое состояние, приводящее к изменению объекта ис­следования. Если вы внимательно прочитали последнее предложение, то, видимо, вам стало совершенно ясно, что в гипотезе, по существу, соединились все элементы аппарата научного исследования: противоре­чие и проблема, цель, предмет и объект исследования.

Любая гипотеза, являясь научным предположением, требует доказа­тельства, в ходе которого она обязательно приводит исследователя к выводу как новому научному знанию. К сожалению, практика показывает, что не всякая гипотеза подтверждается в ходе научного исследования. По образному выражению Т. Гексли, «большая трагедия науки состоит в убий­стве прекрасных гипотез низкими фактами». Но отрицательный результат в науке - это тоже важный результат, так как он позволяет изменить тактику исследования в направлении поставленной цели. В этом случае на смену старой гипотезе приходит (разрабатывается) новая, более совершенная, которая снова проверяется на практике. Так от вывода к выводу по провер­ке гипотез и развивается новое научное знание.

Чтобы научиться правильно строить гипотезы, можно воспользовать­ся алгоритмами, приведенными в книге В. С. Безруковой. В связи с этим рассмотрим в качестве примера некоторые типовые алгоритмы построения гипотез научно-исследовательских работ учащихся (табл. 5). Безусловно, описанными алгоритмами не описывается их возможное разнообразие.

Таблица5

Типовые алгоритмы построения гипотез научно-исследовательских работ

Алгоритм

Пример

1. «А» есть «Б», либо «С».

Если «Б», то должно на­блюдаться «В», если «С», то должно наблюдаться «Д».

Варианты:

  • «А» возможно при условии …».

  • «А» возможно при наличии …».

  • «А» возможно в случае, если ...»

Это произведение либо роман, либо повесть. Тогда, если предположить, что «Драма на охоте» это роман, то наряду с другими при­знаками романного жанра в исследуемом произведении должен быть описан выбор героя, который влияет на судьбу мира. Если же это повесть, то выбор героя должен влиять только на его судьбу. Кроме того, если это повесть, то должна быть цикличе­ская сюжетная схема и определенная автор­ская позиция, более отдаленная, чем в рома­не, от описываемых событий

2. «А» определяются «Б»

Основные свойства существующих поверх­ностно-активных веществ определяются их
строением

3. Чтобы получить «А», надо взять «Б» и совершить по от­ношению к нему действия «В», «С» и «Д»

Чтобы синтезировать неописанное в литера­туре нитропроизводное вещества X, надо осуществить реакцию нитрования исходного соединения У в условиях, исключающих его разложение, и попытаться выделить и очи­стить конечный продукт с помощью хроматографических методов

Как видно из приведенных примеров, гипотезы могут формулиро­ваться либо дедуктивным, либо индуктивным способами. Оба этих способа абсолютно равноценны, а выбор одного из них зависит от жела­ния и вкуса автора.

А теперь воспользуйтесь этими алгоритмами и попробуйте сфор­мулировать гипотезу вашей научно-исследовательской работы, исходя из выявленного ранее противоречия, проблемы, цели работы, предмета и объекта исследования. Если у вас все получилось, то запишите гипотезу. Далее ее предстоит еще как следует доказать.

2.3.3.3. Формулирование задач работы

Достижение цели научно-исследовательской работы не может быть осуществлено сразу, так как проверка и доказательство гипотезы всегда предполагает постановку ряда промежуточных подцелей, которые по отношению к главной цели принято называть задачами. В свою оче­редь, любам задача может делиться на подзадачи, становясь для них це­лью. Процесс деления задач продолжают до тех пор, пока достаточно абстрактная цель не превратится в набор задач, для решения которых необходимы простые и конкретные действии. Таким образом, задачи - это те «препятствия», которые мы намечаем себе сами и которые нам следует последовательно преодолевать для того, чтобы, наконец, дос­тигнуть поставленной цели. Чем сложнее достижение цели, тем большее количество шагов (задач) требуется пройти.

На практике очень часто приходится сталкиваться с затруднениями учащихся в формулировке задач исследования. Дело в том, что напря­мую разделить цель исследования на задачи, как правило, бывает очень трудно. Помогаю! правильно сформулировать задачи выделение объек­та и предмета исследования, а также формулировка гипотезы. Внима­тельно прочитайте их, и вам наверняка станет более ясно, какие задачи по преобразованию (изучению) предмета с целью изменения (описа­ния) объекта в направлении поставленной цели вам предстоит сделать, чтобы на практике или в ходе эксперимента доказать справедливость теории, гипотезы. Понятно, что этим задачам, обусловленным необхо­димостью доказательства гипотезы, должны предшествовать задачи. связанные с поиском и анализом литературных данных по изучаемой теме, а завершать перечень вполне могут задачи, направленные на прак­тическое применение результатов работы (например, выработка и при­менение каких-либо рекомендаций, методик, программ и т. п.).

Чтобы сформулировать и расставить все задачи «по ранжиру», от первой и до последней, полезно воспользоваться классификацией задач. приведенной в книге В. С. Безруковой, а также примерным перечнем глаголов, с которых формулировки этих задач начинаются (табл. 6).

Таблица 6

Классификация задач и примерный перечень глаголов,

применяе­мых для их формулировки

Класс задач и его

отличительные

особенности

Глаголы, с которых начиняются формулировки задач

Пример

1. Задачи, связан­ные с изучением теории вопроса

Изучить (проблему), дать обосно­вание (подхода), раскрыть (сущ­ность), обобщить, проанализиро­вать, выявить, описать и т. п.

«Провести феноменологи-ческий анализ понятия ....»

2. Задачи, связанные с изучением состояния практики вопроса и предмета исследования

Изучить (методы), ознакомиться, вскрыть (состояние), установить, выделить, оценить, проследить, охарактеризовать, описать (опыт), определить (роль) и т.п.

«Описать опыт использова-ния теории (методики) струк­турного анализа текста для ...»

3. Задачи, связан­ные с созиданием новых тео-рий, идей, учений, пре-образованием предмета иссле­дования

Усовершенствовать, классифици­ровать, систематизировать, обоб­щить, выявить подготовить, соз­дать, разработать, сформулиро­вать, определить, выработать и т.п.

«Разработать классифика-цию методов определения ....»

4. Задачи, связан­ные с проведением экспери-мента и доказатель-ством гипотезы

Проверить (экспериментально),
установить (условия), выполнить (проверку), проверить (опытно-
экспериментальным путем), изучить (экспериментально)

«Выполнить эксперимен-тальную про­верку предла-гаемого способа...»

5. Задачи, связан­ные с разработкой рекомен-дательных материалов на основе результа­тов исследования

Разработать (программу), соста­вить (рекомендации), описать, сформули-ровать, раскрыть, наме­тить и т. п.

«Составить реко­мендации по приме­нению получен-ных закономерностей по … в практической деятельнос-ти»

6. Прочие задачи по соз-данию, раз­работке, изу-чению чего-то нового

Создать, разработать, провести исследование, изучить (материалы архивов) и т. п.

«Разработать мето­дику оценки ....»

Очень часто задачи научно-исследовательской работы представляют собой комплекс задач разных классов: описать теорию и практику (вопроса, провести теоретическое исследование, связанное с выбором путей решения выявленных проблем, осуществить экспериментальную проверку разработанного теоретического подхода, разработать методи­ческие рекомендации по практическому применению выявленных подходов, закономерностей, программ, методик и т.п.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Научно-исследовательская работа по географии

    Научно-исследовательская работа
    ... Мокроусовская средняя общеобразовательная школа №1 Научно-исследовательскаяработа по географии Автор: Савин ... страна. Может, сузить? Цель реферата: изучение истории часовых поясов и ... хотят быть отрезанными и от Москвы, и от Европы». Что же реально ...
  2. Положение о x юбилейной международной научно-практической конференции школьных исследовательских работ «психология глазами юных» 1 общие положения

    Документ
    ... - 1 см, без переносов). Поля: слева от текста - 3 см, справа - 1 см, сверху ... - технической среды. 8.3. Требования к содержанию реферата: 1. Реферат - это самостоятельная научно-исследовательскаяработа учащегося, где автор раскрывает ...
  3. Научно-методическая работа с учителями

    Заседание
    ... . Заседание кафедры № 1 от 01.09.2011. Единые ... курсах и в группах организации научно-исследовательскойработы (по русскому языку, литературе ... : «Виды исследовательскихработ», оформление рефератов к НОУ. Практикум: презентация рефератов НОУ. Оформление ...
  4. Психология в профессиональной деятельности Дисциплины по выбору студентов Реферативные и научно-исследовательские работы

    Автореферат диссертации
    ... К СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХРАБОТ Теоретическая научно-исследовательскаяработа (НИР) в отличие отреферата представляет собой не только ...
  5. Методические указания по написанию и оформлению научно-исследовательских работ студентов обучающихся по специальности 040101 «социальная работа» мурманск 2008

    Методические указания
    ... научно-исследовательскихработ. Основные виды научно-исследовательскойработы студента К основным видам и организационным формам научнойработы студентов относятся доклад, реферат ... -модели научно-исследовательскойработы. - Переход от перечисления ...

Другие похожие документы..