Главная > Руководство


1.4.2. Подготовка иллюстративных материалов к докладу

Написанный и откорректированный по содержанию и объему (времени выступления) текст доклада поможет вам определить, какие конкретно иллюстративные материалы необходимо подготовить. Это могут быть крупные иллюстрации, схемы, таблицы, слайды для показа с помощью видеопроектора, фотографии, модели, видеофильмы, аудио-материалы и, наконец, специальные компьютерные презентации, разра­ботанные с помощью современных компьютерных программ (например, МС Роvеr Роint). Отсутствие достаточного количества иллюстративных материалов обедняет содержание любой работы и, как правило, снижает ее оценку, вызывая много недоуменных вопросов у слушателей. Так что старайтесь этого избегать.

Естественно, что, выбрав иллюстрационный материал, вам необхо­димо продумать отдельно вопросы технического оснащения вашей предстоящей презентации: наличие в аудитории стенда и крепления для схем и таблиц, наличие (если требуется) доски, мела и тряпки, удлини­телей, переходников и розеток, телевизора, видеомагнитофона, магни­тофона, проектора, компьютерной техники и т. п.

Не забудьте про указку!

1.4.3. Отработка навыков публичного выступления

Откорректированный по содержанию и объему доклад по теме ре­феративной работы необходимо:

  • первоначально прочитать вслух в среднем темпе, используя напечатанный текст и подготовленный иллюстративный материал, заметив время, которое будет вами потрачено на это сообщение;

  • сделать то же самое, но в присутствии вашего товарища (това­рищей), мнению которого (которых) вы доверяете, а затем обязательно в присутствии вашего научного руководителя;

  • исправить текст доклада (изменить, сократить или увеличить отдельные его части) и иллюстративные материалы к нему с учетом высказанных конструктивных замечаний товарищей и научного руководителя, а также регламента выступления (не более 7 минут);

  • повторно напечатать (крупно) окончательный текст доклада и выучить его наизусть, многократно тренируясь в безошибоч­ном и выразительном изложении материала.

В ходе таких тренировок вам следует обращать особое внимание на:

  • четкость дикции и эмоциональную выразительность речи;

  • правильное произношение терминов, использование верного ударения в словах (плохо знакомые слова не поленитесь прове­рить по словарю. Существует специальный «Словарь ударе­ний», или можно воспользоваться любым орфоэпическим сло­варем);

  • достаточную громкость голоса докладчика в расчете на боль­шую аудиторию слушателей и отсутствие микрофона;

  • своевременное и эффективное использование иллюстративного материала.

Практика показывает, что выученный наизусть текст доклада сразу же дает вам «фору» в его оценке на защите минимум в один балл, так как создает впечатление свободного владения вами содержанием рефе­ративной работы, что, по-видимому, и должно соответствовать действи­тельности. Так что не разочаровывайте ваших слушателей чтением док­лада «по бумажке» и никогда не жалейте времени на то, чтобы как сле­дует выучить текст выступления. Это особенно важно, если вы сильно волнуетесь, выступая публично.

Помните, единственное, что прилично читать, выступая с докла­дом, так это выводы по работе, из-за их особой значимости и недопус­тимости случайной ошибки.

1.4.4. Публичная защита реферативной работы

Презентация результатов вашей реферативной работы завершается в ходе ее публичной защиты, на которой специальной комиссией (жю­ри) дается внешняя оценка качества выполненной работы.

Процесс защиты работы включает:

  • доклад учащегося по теме работы (не более 7 минут);

  • ответы выступающего на вопросы членов жюри и присутст­вующих (не более 5 минут); такие вопросы после доклада при­нято задавать выступающему, что называется, «по процедуре», т. е. не потому, что уважаемые члены жюри или присутствую­щие ничего не поняли в докладе или очень недовольны резуль­татами работы, а потому, что так принято в науке; приветст­вуется активное участие в задавании вопросов присутствующих учащихся, ответы на вопросы которых могут реально помочь вам более полно раскрыть содержание работы, так сказать, «за пределами регламента»;

  • выступление (чтение отзыва) научного руководителя работы (не более 2 минут);

  • выступление (чтение отзыва) рецензента (не более 2 минут);

  • ответы на вопросы, возникшие у рецензента, жюри и присутст­вующих (не более 4 минут); при окончательном обсуждении ра­боты вновь приветствуется активное участие учащихся, присут­ствующих в аудитории.

В заключение этого раздела несколько полезных советов для вы­ступающих:

    1. Обратите внимание на свой внешний вид. Форма одежды долж­на быть строгой и деловой (парадной), обувь - быть чистой и со­ответствовать по цвету и фасону вашему костюму, волосы - при­чесаны. Неверно подобранная одежда или неряшливый внешний вид отвлекают слушателей и свидетельствуют о недостаточном уровне вашей культуры, что косвенно может сказаться и на оцен­ке вашей работы.

    2. Сделав доклад и приступая к ответам на вопросы комиссии или присутствующих, постарайтесь сосредоточиться и отвечать точ­но на поставленные вопросы. Не надо пытаться демонстрировать комиссии всю «широту знаний» по данной проблеме, т. к., во-первых, существует регламент, а во-вторых, такой ответ невольно стимулирует членов комиссии задавать все новые и новые уточ­няющие вопросы. Подумайте, вам это надо?

    3. Если вам кажется, что на заданный вопрос вы уже отвечали в ходе, доклада, не следует прерывать члена жюри возмущенным возгласом: «Так я же об этом только что сказал в докладе!». Веди­те себя вежливо. Лучше начните ответ со слов: «Как я уже отме­тил (сказал, сообщил) в своем докладе ...».

    4. Иногда в ходе вашего выступления среди членов жюри может возникнуть «громкая дискуссия» (обмен мнениями и, к сожале­нию, довольно громким голосом). В этом случае не надо останав­ливать свой доклад и прислушиваться, о чем говорят члены жюри. Лучше постарайтесь не обращать на это никакого внимания и спокойно продолжайте свой доклад. Практика показывает, что в большинстве случаев эти «громкие разговоры» не имеет никакого отношения к вашей работе.

    5. До доклада и после него следует принимать самое активное участие в работе конференции: внимательно слушать своих то­варищей, стараться ничем их не отвлекать, задавать вопросы точ­но и понятно, соблюдая правила вежливости и всячески помогая товарищам более полно раскрыть сущность, новизну, теоретиче­ское и практическое значение изученной проблемы.

1.4.5. О критериях оценки качества выполнения и презентации результатов реферативных работ учащихся

Основными критериями оценки качества выполнения и презента­ции результатов реферативных работ учащихся, которые используются жюри областного фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала» являются:

1) уровень структурно-содержательного компонента работы;

2) уровень собственных достижений автора;

3) эрудированность автора в рассматриваемой области.

По указанным критериям оценка качества выполнения и презента­ции работ проводится:

  • научным руководителем и фиксируется в его отзыве о работе учащегося; при этом особое внимание уделяется характеристике отношения учащегося к выполнявшемуся исследованию и сте­пени его самостоятельности;

  • рецензентом - специалистом в той области научного знания, ко­торой посвящена реферативная или научно-исследовательская работа учащегося; эта оценка фиксируется в письменной рецен­зии до защиты работы;

  • членами жюри научно-практической конференции учащихся ОУ, на которой проводится публичная защита результатов вы­полненных исследований: оценка жюри фиксируется в листе оценки исследовательской работы (см. Приложение 3).

При оценке структурно-содержательного компонента работы осо­бое внимание обращается на:

  • формулировку цели и задач работы;

  • логику изложения, убедительность рассуждений, оригиналь­ность мышления;

  • глубину раскрытия темы;

  • структурное оформление работы (наличие введения, глав или разделов, заключения, списка литературы);

  • наличие и содержание иллюстративного материала (таблицы, схемы, рисунки, фото и др.);

  • качество оформления работы и приложений.

В ходе оценки собственных достижений автора учитываются:

  • обоснование актуальности работы;

  • новизна работы;

  • самостоятельность автора в подходе к раскрытию темы;

  • использование знаний вне школьной программы;

  • достоверность результатов;

  • возможность использования результатов работы в учебном процессе.

На положительную оценку работы большое влияние оказывает эрудированность автора в рассматриваемой области, проявляющаяся в ходе публичной защиты и ответов на вопросы рецензентов, аудитории и членов жюри, а именно:

  • уверенное владение необходимой научной терминологией;

  • знание и использование известных результатов и научных фак­тов в данной области исследований;

  • знакомство с современным состоянием проблемы;

  • понимание связей проведенного исследования с другими наука­ми;

  • использование в работе специальной, научно-популярной лите­ратуры, информационных изданий и др.

В заключение следует отметить, что при оценке качества выполне­ния и презентации работы учащихся равный «вес» в баллах (каждый но 20 баллов из общей суммы в 80 баллов) имеет уровень собственных дос­тижений автора, эрудированность автора и уровень структурно-содержательного компонента работы. Немаловажную роль в общей оценке играет также качество индивидуальной защиты работы (15 бал­лов), т. е. умение представить работу в докладе и отвечать на вопросы. Поэтому мы рекомендуем вам обратить на этот момент особое внима­ние. Полезно при подготовке доклада пользоваться рекомендациями, которые изложены в памятке выступающего (см. Приложение 4).

ГЛАВА 2. ПОДГОТОВКА И НАПИСАНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

2.1. В чем отличие научно-исследовательской работы от реферативной

Как уже отмечалось в главе 1 настоящей работы, написание рефе­рата в виде анализа литературных данных с целью выделения актуаль­ной научной проблемы является необходимым этапом и важной предпо­сылкой для дальнейшего, более глубокого ее изучения, но уже в рамках выполнения научно-исследовательской работы. Именно поэтому любая научно исследовательская работа всегда содержит в себе в качестве од­ного из разделов проблемно-ориентированный анализ литературных данных по теме, т. е. реферативную работу.

Однако научно-исследовательская работа, безусловно, отличает­ся от реферативной:

  • постановкой исследовательских целей и задач;

  • особой структурой и содержанием работы. Рассмотрим каждое из этих отличий более подробно.

2.1.1. Цели и задачи научно-исследовательской работы

Целью любой научно-исследовательской работы, если говорить обобщенно, является изучение влияния предмета исследования на объектисследования, которое осуществляется с помощью средств дости­жения цели (методов) в рамках сформулированной гипотезы.

Поясним это сложное для понимания определение на примерах кон­кретных целей нескольких научно-исследовательских работ учащихся.

Например. Тема: «Жанр «Драмы на охоте» Л. П. Чехова».

Гипотеза может выглядеть следующим образом: Это произведе­ние либо роман, либо повесть. Тогда, если предположить, что «Драма на охоте» это роман, то наряду с другими признаками романного жанра в Исследуемом произведении должен быть описан выбор 1«роя, который влияет на судьбу мира.

Если же это повесть, то выбор героя должен влиять только на его судьбу. Кроме того, если это повесть, то должна быть циклическая сю­жетная схема и определенная авторская позиция, более отдаленная, чем романе, от описываемых событий.

Цель: выявить с помощью анализа произведения «Драма на охоте» его основные жанровые признаки. В этом примере предметом исследо­вания являются жанровые признаки, объектом - произведение А. П. Чехова «Драма на охоте», а средством достижения цели - жанро­вый анализ произведения.

Аналогичный пример из работ естественно-научного характера. Тема: «Изучение взаимосвязи строения и основных свойств поверхно­стно-активных веществ». Гипотеза: основные свойства существующих поверхностно-активных веществ определяются их строением. Цепь: изучить взаимосвязь строения и основных свойств серии поверхностно-активных веществ. В данной формулировке цели предметом исследо­вания является строение, а объектом - свойства поверхностно-активных веществ. Средство достижения цели в се формулировке не указано, так как это не является обязательным. Скорее всего, такими средствами будут аналитические и спектроскопические методы иссле­дования строения химических соединений, экспериментальные методы, связанные с определением основных свойств поверхностно-активных веществ, корреляционный анализ, позволяющий установить взаимосвязь строения и свойств химических соединений.

Задачами любой научно-исследовательской работы обычно явля­ются:

  • проблемно-ориентированный анализ информации (литератур­ных данных) по избранной актуальной научной проблеме;

  • разработка гипотезы исследования - научного предположения, связанного с объяснением выявленных противоречий и выбо­ром возможных путей решения актуальных проблем в данной работе;

  • теоретическое обоснование выбора методов исследования и экспериментальное подтверждение или опровержение выдви­нутой гипотезы;

  • обобщение полученных результатов и оценка их научного и практического значения.

2.1.2. Структура и содержание научно-исследовательской работы

Прежде чем мы будем анализировать структуру и содержание на­учно-исследовательских работ, оговоримся, что такие работы нами бу­дут условно разделены на два типа:

  • по естественно-научной и научно-технической тематике;

  • по гуманитарной тематике.

Главное отличие гуманитарных исследовательских работ от есте­ственно-научных и научно-технических заключается в специфике объ­ектов исследования. Например, в научно-исследовательских работах по литературоведению (работах гуманитарного типа) в качестве объектов обычно используются:

  1. собственно тексты и/или художественный мир изучаемых произведений (источники);

  2. научная литература об источниках;

  3. научная литература, содержащая в себе теоретические (фунда­ментальные) положения и обобщения литературоведения.

В работах естественно-научной и научно-технической направлен­ности в качестве объекта обычно выступают:

  1. сами явления природы или техники (технологии), а также объ­екты теоретического знания (теории, закономерности);

  2. научная литература по аналогичной или близкой тематике, опи­сывающая результаты ранее проведенных экспериментальных или теоретических исследований;

  3. экспериментальные данные, описанные во всевозможной спра­вочной литературе (например, данные спектроскопии органиче­ских соединений, необходимые для доказательства строения новых веществ).

Типовая структура и содержание пояснительной записки работ ес­тественно-научной и гуманитарной направленности представлены в виде табл. 3.

Сравнение структуры пояснительной записки научно-исследовательской работы с типовой структурой реферата показывает, что первая из перечисленных отличается наличием двух новых до­полнительных и достаточно больших по объему разделов (глав): тео­ретической (исследовательской) и экспериментальной частей. Иными словами, если итогом реферативной работы является лишь вы­ведение проблемы в ходе проблемно-ориентированного анализа объ­екта исследования (источников информации), то научно-исследовательская работа позволяет с помощью построения и доказа­тельства гипотезы разрешить выделенную ранее проблему.

Таблица 3

Типовая структура и содержание пояснительной записки

научно-исследовательских работ

Научно-исследовательские работы

по естественно-научной и научно-технической тематике

Научно-исследовательские работы

по гуманитарной тематике

  1. Аннотация

  2. Титульный лист

  3. Содержание

  4. Введение

  5. Глава 1. Аналитический обзор литературных данных по теме (за­вершается постановкой проблемы, обоснованием актуальности темы и цели предстоящего исследования)

  6. Глава 2. Теоретическая (исследо­вательская) часть (выделение пред­мета и объекта исследования, фор­мулировка гипотезы и постановка задач работы, обоснование выбора методов исследования на основе об­зора существующих или новых на­учных подходов, направленных на доказательство гипотезы, описание хода (этапов) выполнения экспери­ментальной работы и полученных результатов)

  7. Глава 3. Экспериментальная часть (описание методик эксперименталь­ного исследования)

  8. Заключение

  9. Список использованной литера­туры

  10. Приложения

    1. Аннотация

    2. Титульный лист

    3. Содержание

    4. Введение

    5. Глава 1. Аналитический обзор научной литературы по теме (за­вершается постановкой проблемы, обоснованием актуальности темы и цели предстоящего исследования)

    6. Глава 2. Теоретическая часть (вы­деление предмета и объекта иссле­дования, формулировка гипотезы и постановка задач исследования, обоснование выбора методов иссле­дования на основе обзора сущест­вующих или новых научных подхо­дов, направленных на доказательст­во гипотезы)

    7. Глава 3. Аналитическая часть (анализ художественных произведе­ний, описание хода (этапов) выпол­нения аналитической работы и по­лученных результатов)

    8. Заключение

    9. Список использованной литера­туры

    10. Приложения

2.2. Современные требования к научно-исследовательской работе

Современные требования к научно-исследовательской работе во многом совпадают с требованиями к реферативной работе, но имеют и свои отличия, обусловленные спецификой целей и задач, выраженным творческим характером предпринимаемого научного исследования.

Суммарно эти требования сводятся к следующему:

  1. наличие логически завершенной (целостной) структуры рабо­ты, отраженной в элементах ее содержания;

  2. точность и объективность изложения проблемно-ориентированного анализа литературно-научных данных, со­держания теоретической (исследовательской) и эксперимен­тальной (в литературоведческих гуманитарных работах - анали­тической) частей работы, а также выводов;

  3. полнота отображения основных элементов содержания при ог­раниченности объема. Каких-либо единых нормативов, ограни­чивающих объем научно-исследовательской работы, не сущест­вует. Обычно считается нормой, если объем вместе взятых тео­ретической (исследовательской) и экспериментальной частей научно-исследовательской работы (соответственно теоретиче­ской и аналитической частей) равен или чуть больше (но не меньше!) объема аналитического обзора литературы (т. е. объема реферативной части этой же работы);

  4. доступность восприятия текста научно-исследовательской ра­боты как по содержанию, так и по форме;

  5. обязательное использование автором научного стиля, соблюде­ние стилевой однородности всех частей (разделов или глав) ра­боты;

  6. обязательное наличие в тексте научно-исследовательской рабо­ты правильно оформленных ссылок на список использованной учеником литературы, приведенный в конце работы;

  7. обязательное наличие выводов автора (ученика) по существу изучаемой темы, первичная оценка новизны и значения полу­ченных результатов работы (что нового вносят полученные ре­зультаты в теорию и практику), обсуждение перспектив даль­нейшего развития работы (где конкретно могут быть использо­ваны полученные результаты).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Научно-исследовательская работа по географии

    Научно-исследовательская работа
    ... Мокроусовская средняя общеобразовательная школа №1 Научно-исследовательскаяработа по географии Автор: Савин ... страна. Может, сузить? Цель реферата: изучение истории часовых поясов и ... хотят быть отрезанными и от Москвы, и от Европы». Что же реально ...
  2. Положение о x юбилейной международной научно-практической конференции школьных исследовательских работ «психология глазами юных» 1 общие положения

    Документ
    ... - 1 см, без переносов). Поля: слева от текста - 3 см, справа - 1 см, сверху ... - технической среды. 8.3. Требования к содержанию реферата: 1. Реферат - это самостоятельная научно-исследовательскаяработа учащегося, где автор раскрывает ...
  3. Научно-методическая работа с учителями

    Заседание
    ... . Заседание кафедры № 1 от 01.09.2011. Единые ... курсах и в группах организации научно-исследовательскойработы (по русскому языку, литературе ... : «Виды исследовательскихработ», оформление рефератов к НОУ. Практикум: презентация рефератов НОУ. Оформление ...
  4. Психология в профессиональной деятельности Дисциплины по выбору студентов Реферативные и научно-исследовательские работы

    Автореферат диссертации
    ... К СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХРАБОТ Теоретическая научно-исследовательскаяработа (НИР) в отличие отреферата представляет собой не только ...
  5. Методические указания по написанию и оформлению научно-исследовательских работ студентов обучающихся по специальности 040101 «социальная работа» мурманск 2008

    Методические указания
    ... научно-исследовательскихработ. Основные виды научно-исследовательскойработы студента К основным видам и организационным формам научнойработы студентов относятся доклад, реферат ... -модели научно-исследовательскойработы. - Переход от перечисления ...

Другие похожие документы..