Главная > Руководство


1.3.3.3. Написание аналитического обзора литературных данных (основной текстовой части реферата) и списка использованной литературы

Написание текста реферативной работы требует, как уже упомина­лось выше, создания «нового текста» на основе сделанных вами выпи­сок, справок, планов, тезисов и конспектов первоисточников, составлен­ных с помощью приемов сжатия и смысловой переработки. Этот «новый текст» должен быть изложен в соответствии с выбранной вами компо­зицией (индуктивной или дедуктивной) и планом.

Как уже отмечалось ранее, на практике помогает быстрее овладеть приемами написания единого по стилю научного текста использование клише. Ниже мы специально приводим достаточно полный перечень таких клише из работы И.Р. Калмыковой, чтобы вы как автор реферата чувствовали себя более уверенно в любой ситуации, а не думали мучи­тельно, с каких слов начинать написание того или иного раздела работы. Список этих клише полезно выучить наизусть.

      1. Описание темы:

  • Настоящая реферативная работа посвящена (актуальному во­просу..., характеристике проблемы ..., решению вопроса ..., анализу литературных данных по проблеме ... и т.п.).

  • Темой реферативной работы является ...

  • В реферативной работе (рассматривается ..., говорится о ..., да­ется анализ и оценка ..., обобщаются данные о ...).

      1. Обоснование актуальности темы (проблемы), описанию которой посвящена реферативная работа:

  • Данная тема (проблема) (представляет собой особую актуаль­ность, так как..., чрезвычайно актуальна в последние годы, так как ..., привлекает внимание многих ученых (исследовате­лей, критиков и т. п.), так как является актуальной для ...).

  • Актуальность изучения данной темы (проблемы) обусловлена тем, что ...

  • ... Это и определило актуальность более глубокого рассмотре­ния темы (проблемы), посвященной ...

  • Актуальность изучения данной (темы) проблемы не вызывает сомнений, так как ...

      1. Характеристика первоисточников, используемых автором рефера­тивной работы:

  • Материалом исследования послужили ...

  • Нами для анализа литературных данных были использованы…

  • В связи с изучением поставленной проблемы основой для ана­лиза послужили...

      1. Характеристика основных подходов к решению поставленной про­блемы:

  • Анализ приведенных литературных данных показывает, что в настоящее время в науке нет единого мнения по поводу данной проблемы, и можно выделить несколько подходов к ее реше­нию.

  • Существует несколько подходов к решению указанной пробле­мы. Первый, описанный в работах ..., предполагает ..... Второй подход прослеживается в исследованиях ... и заключается в .... Третий, описанный в публикациях ...., базируется (основан) на ….

  • В исследовании данной проблемы можно выделить несколько направлений (точек зрения).

      1. Изложение сущности различных точек зрения (подходов):

  • Первая точка зрения заключается в том, что ... Вторая точка зрения, представленная в работах ..., сводится к тому, что .... Сущность третьего подхода раскрывается в работах ... и состо­ит в том, что ...

      1. Выражение отношения к различным точкам зрения:

а) согласие:

  • Мы разделяем точку зрения автора ...

  • Нельзя не согласиться с мнением автора о том, что ...

  • Реализация (использование) такого подхода не вызывает сомне­ний, так как ...

  • Заслуживает внимания точка зрения автора ...

б) несогласие, критика:

  • Трудно (нельзя) согласиться с тем, что ...

  • Нельзя принять утверждения ... о том, что ...

  • Дискуссионной (спорной) представляется точка зрения ... на ...., так как ...

  • Недостаточно аргументированным представляется суждение ав­тора о том, что ...

  • Недостаточно четко сформулировано положение о ...

  • Автор упускает из виду ..., не подтверждает выводы о ..., не­обоснованно утверждает то, что ...

7. Выбор той или иной точки зрения. Выводы:

  • Анализ литературных данных позволил выявить (позволяет сделать вывод о том, что ...) наиболее обоснованную точку зре­ния ...

  • Таким образом, есть все основания полагать, что ....

  • Можно считать, что наиболее убедительной является точка зре­ния ...

  • Из всего сказанного следует, что наиболее доказанной (аргу­ментированной, убедительной) является точка зрения ...

  • В итоге можно придти к выводу о том, что наиболее интересной (оригинальной, научно обоснованной) является идея ....

  • На основании анализа литературных данных можно сделать за­ключение о том...

В ходе написания черновика основной части реферативной работы полезно помнить, что:

  • каждый абзац «нового текста», выражая тот или иной тезис, имеет достаточно стандартную структуру, состоящую минимум из трех связанных по смыслу предложений: постановка во­проса (тезиса), его рассмотрение (анализ) и вывод (обобщение);

  • все абзацы «нового текста» должны быть логически связаны между собой, т. е. подчинены реализации одной цели, сквозной идеи, основной мысли, которой посвящена реферативная рабо­та; это достигается использованием «предложений-связок», а также вводных слов и словосочетаний (например, «Несмотря на описанные противоречия ...», «К сожалению, ...», «Как и сле­довало ожидать ...», «Эти выводы позволили высказать предпо­ложение ...», «Во-первых, ...», «Во-вторых,...» и т. д.);

  • при любой композиции основной части реферативной работы в ней должны быть последовательно рассмотрены:

    1. актуальность темы (проблемы), которая показывает роль и место вашей темы (выявленной проблемы) в теории и практике, соответствие выбранной темы возникшим об­щественным потребностям;

    2. цель работы, которая, как уже отмечалось в разделе 1.3.1.2, всегда отражает действие исследователя (ученика), совершаемое над предметом в рамках объекта исследова­ния;

    3. предмет изучения - то, что подвергается непосредствен­ному исследованию (описанию) в рамках темы работы;

    4. объект изучения - область знания (науки), в которой изучается предмет;

    5. обоснование выбора методов исследования;

    6. задачи и этапы выполнения работы;

    7. описание существующих подходов к решению проблемы и изложение сущности различных точек зрения;

    8. обсуждение и сопоставление различных точек зрения (анализ);

    9. изложение собственного отношения к обсуждаемой проблеме (аргументированное принятие или непринятие точек зрения, существующих в научной литературе). В случае аргументированного неприятия вами сущест­вующих в литературе точек зрения по существу обсуж­даемых вопросов необходимо сформулировать собствен­ное видение сущности обсуждаемых противоречий и про­блем, а также гипотезу о возможных путях их решения. Тогда подготовленный вами реферат может быть исполь­зован в качестве литературного обзора дальнейшей на­учно-исследовательской работы по данной теме. Более подробно эти вопросы обсуждаются во второй главе на­стоящей работы;

  • черновик реферата может печататься на компьютере, а может быть и рукописным. В последнем случае текст пишется разбор­чиво, с полями для пометок с одной стороны листа формата А-4, чтобы потом можно было его корректировать, не прибегая к переписыванию (экономия времени!), а вырезая и переклеивая отдельные фрагменты текста в любом порядке;

  • объем черновика должен быть таким, чтобы объем чистовика основной текстовой части реферативной работы не превышал 15 страниц машинописного текста (компьютерного текста в формате \Уогс1 — 7, шрифт- 12).

Одновременно с написанием черновика реферативной работы вам следует сразу правильно (т.е. по Государственному Всероссийскому Стандарту или ГОСТу) оформлять список использованной литерату­ры, точно отмечая местоположение каждой ссылки на первоисточник в тексте реферата. Практика показывает, что несоблюдение этих реко­мендаций может привести к самым печальным последствиям. Как ми­нимум, вам снизят оценку за реферат из-за отсутствия или неправильно­го оформления списка литературы. Худшее будет заключаться в том, что вы не сможете впоследствии найти цитируемую работу, даже если очень этого захотите.

При оформлении списка использованной литературы к рефератив­ной работе следует соблюдать следующие правила:

    1. Ссылки на цитируемые в тексте реферата литературные источники сразу же заносятся в раздел «Список использованной литературы» для удобства сначала в том порядке, в котором они встречаются в тексте (т. е. с первого и до последнего номера).

    2. При оформлении ссылок на различные источники необходимо строго следовать образцам, которые приводятся нами ниже.

    3. После завершения составления списка использованной литературы (т. е. после написания всех частей реферативной работы, а не только основной текстовой части) все ссылки расставляются заново, уже по алфавиту. Это можно легко сделать, если вы печатали черновик на компьютере. Если в списке литературы имеются ссылки на работы иностранных авторов, то они приводятся в списке после ссылок отечественных авторов в порядке, определяемом латинским ал­фавитом.

    4. На основании откорректированного окончательного списка исполь­зованной литературы вносятся изменения в нумерацию ссылок в тексте реферативной работы перед оформлением чистовика.

В заключение этого раздела еще раз обращаем ваше внимание на необходимость строгого соблюдения всех правил оформления ссы­лок на первоисточники. Это означает, что все точки, запятые, двое­точия, скобки, тире и другие знаки препинания в вашем списке должны стоять точно так же и там же, как и в соответствующих образцах, Поверьте, что это позволит вам избежать очень многих ошибок и заме­чании рецензента.

1.3.3.4. Написание заключения к работе

Заключение - это раздел реферативной работы, в котором подво­дятся ее итоги и кратко обсуждаются основные выводы, чтобы акценти­ровать на них внимание читателя (рецензента). Заключение к работе начинается словами: «На основании проделанной работы по ......... можно сделать следующие выводы». Далее следует перечень выводов под порядковыми номерами (1,2,3 и т. д.).

Практика показывает, что начинать выводы лучше всего с обозна­чения цели выполненной работы, например:

    1. С целью выяснения взаимосвязи ... с ... осуществлен анализ ли­тературных данных по ...

Далее в выводах нужно «чередовать глаголы» (глаголы «осуществ­лен», «исследовано», «изучено» и т.п. следует чередовать в выводах с глаголами «показано», «установлено», «обнаружено» и т.д.), подчерки­вая тем самым логическую последовательность раскрытия темы работы, например:

    1. Показано, что ...

    2. Исследовано...

    3. Впервые установлено, что ...

    4. Изучено...

    5. Впервые обнаружено противоречие ...

Хорошо, если ряд выводов был сделан вами впервые. Это свиде­тельствует о новизне полученных результатов, что, естественно, привет­ствуется.

Завершать выводы принято сведениями о практической значимо­сти полученных результатов и перспективах дальнейшей разработки вопроса. Такой вывод обычно делается в конце заключения и без поряд­кового номера, например: «Таким образом, сделанные в ходе проведен­ного исследования выводы, свидетельствуют о его научной и практиче­ской значимости, а также о перспективах дальнейшего изучения постав­ленной в работе актуальной научной проблемы».

Руководствуясь этими правилами, написать заключение к выпол­ненной реферативной работе вам не составит особого труда. Нужно лишь помнить, что по объему заключение к работе должно быть чуть меньше введения (обычно 1-1,5 страницы).

1.3.3.5. Оформление списка использованной литературы

При оформлении списка литературы следует соблюдать следую­щие правила:

1. описание всех библиографических ссылок должно строго со­ответствовать образцам, приведенным в Приложении 2. Это не прихоть авторов настоящей работы, а требование ГОСТа. Следует обратить особое внимание на то, что библио­графические описания книг, статей из газет, журналов и эн­циклопедий, материалов докладов конференции не совпадают: Для каждого отдельного вида источника информации существу­ет свой образец его правильного оформления. Нарушение этого требования при оформлении списка использованной литерату­ры однозначно приводит к снижению оценки реферативной ра­боты и свидетельствует о вашей недостаточной компетентности в этом вопросе;

  1. список использованной литературы составляется по алфавиту, а не в том порядке, в каком происходило цитирование первоис­точников или ссылка на них в тексте реферативной работы;

  2. ссылки на работы иностранных авторов, если таковые имеются, оформляются в списке также по алфавиту, но после работ оте­чественных авторов.

Затруднения с правильным оформлением списка использованной литературы часто бывают связаны с тем, что в тексте черновика, на ста­дии его написания, бывает удобнее использовать возрастающую нуме­рацию ссылок (не по алфавиту), тем более, что часто в ходе работы над рефератом появляются новые ссылки на публикации ранее неизвестных авторов. В этом случае черновой список использованной литературы следует переделать, т. е. составить по алфавиту при завершении работы над черновиком, не забыв при этом поменять нумерацию ссылок в тек­сте реферата.

1.3.3.6. Оформление приложений

Реферативная работа может содержать раздел «Приложения». В этот раздел обычно включают большой по объему, но важный для раскрытия сущности темы материал: ксерокопии документов, схе­мы, графики, рисунки, диаграммы, таблицы, иллюстрации, фотографии, географические карты и т. п. Дело в том, что приложения не входят в общий объем текста реферативной работы (страницы приложения имеют свою нумерацию). Этим можно воспользоваться на вполне за­конном основании в том случае, если объем вашей реферативной работы (основной текстовой части) превышает установленные стандарты (15 страниц машинописного текста). Раздел «Приложения» может включать несколько подразделов, каждый из которых имеет свое название (заго­ловок) и которые нумеруются: Приложение 1, Приложение 2 и т. д. По ходу изложения основной части реферативной работы на материалы приложений можно делать ссылки. Если в тексте реферативной работы с использованием этих материалов излагается какой-либо тезис, то в скобках указывается ссылка: (см. Приложение 1).

Небольшие по объему иллюстрации, схемы, таблицы и прочие ил­люстративные материалы не следует помещать в раздел «Приложения», так как это неудобство может затруднить процесс чтения реферата и, более того, вызвать раздражение у читателя (рецензента). Такие иллю­стративные материалы под отдельными заголовками (например: «Взаимосвязь строения и свойств углеводородов») следует размещать в основном тексте, соблюдая нумерацию отдельно для рисунков, схем, таблиц, графиков и диаграмм, ссылки на которые в тексте также при­нято делать в круглых скобках, например: (рис. 3) или (табл. 2) и т. д.

1.3.3.7. Написание введения

Среди учащихся существует устойчивое заблуждение, что введе­ние к реферативной работе должно включать лишь несколько фраз, ка­сающихся причин, повлиявших на выбор автором темы выполненной работы. На самом деле это совсем не так.

Во введении, по существу, описывается вся работа, но только в сильно сокращенном виде. Не случайно этот раздел пояснительной за­писки пишется после основной текстовой части реферата, составления списка использованной литературы, заключения и приложения, т. е. в самом конце работы. Структура этого раздела включает:

  • обоснование актуальности исследования;

  • описание противоречий и проблем;

  • тему исследования;

  • цель исследования;

  • объект и предмет исследования;

  • задачи исследования;

  • описание базы, на которой проводилось исследование;

  • описание методов исследования;

  • этапы исследования (они могут совпадать с задачами, а могут и не совпадать по желанию автора);

  • краткое описание структуры реферативной работы, раскры­вающее содержание каждой части (чему посвящены) и основ­ные выводы (теоретические или научные и практические ре­зультаты) всей работы (так называемая пояснительная записка);

  • сведения об объеме пояснительной записки (на скольких стра­ницах изложена), включающей ... таблиц, .... рисунков, ... схем и пр. (указывается, сколько каждого), количестве цитируемых литературных источников, наличии приложения.

При подготовке текста введения вас не должно смущать то, что описание проведенных исследований по анализу литературных данных по избранной теме еще впереди, т. е. будет подробно обсуждаться далее в основной части реферата. Ничего не поделаешь, таковы правила напи­сания введения к любой работе.

По объему введение к реферативной работе не должно превы­шать двух страниц машинописного текста. Это сделать не всегда про­сто из-за обилия материала, но необходимо.

1.3.3.8. Оформление чистовика реферативной работы

Чистовик реферативной работы печатается на компьютере (Word - 7 шрифт - 12, через 1,5 интервала) в двух экземплярах на бумаге фор­мата А-4. Параметры страницы: верхнее поле - 2 см, левое поле - 3 см, нижнее поле - 2 см, правое поле - 1,5 см.

Первый экземпляр - для рецензента, который обычно выбирается вашим научным руководителем и которому передается работа для напи­сания рецензии перед ее защитой на комиссии. Второй тождественный экземпляр - ваш собственный, который вам очень пригодится в даль­нейшем при составлении доклада по теме реферата.

Первой страницей работы является титульный лист, который оформляется строго по образцу, представленному в Приложении 1. Вто­рой - «Содержание». Обе эти страницы не нумеруются. Далее, начиная с 3-й страницы, на которой обычно располагают раздел «Введение», они нумеруются по порядку. Номер страницы ставится в правом верхнем углу арабскими цифрами.

Раздел «Приложения» может содержать несколько приложений. В этом случае они нумеруются так: Приложение 1, Приложение 2 и т. д. Страницы каждого из приложений нумеруются отдельно, начиная с первой.

Теперь чистовик реферативной работы полностью готов и его не­обходимо переплести с помощью папки-скоросшивателя.

Внимание! Печатая работу на компьютере, следует пользоваться жестким диском, а не дискетой, во избежание неприятностей (дискеты имеют обыкновение не открываться в самый неподходящий момент и в этом случае восстановить текст вашей реферативной работы не удастся ни при каких условиях!). Плюс к этому копию текста реферативной ра­боты обязательно сохраните на дискете.

1.3.3.9. Составление раздела «Содержание»

Составление раздела «Содержание» реферативной работы прово­дят тогда, когда подготовка чистовика уже полностью завершена и каж­дый раздел печатного текста «имеет свою страницу».

Сначала составляют перечень глав, разделов и подразделов работы, которые в печатном тексте обычно выделяются жирным шрифтом. Этот перечень с указанием страниц, с которых начинаются разделы поясни­тельной записки, заносится в раздел «Содержание». Обращаем ваше внимание на то, что данный раздел называется именно «Содержание», а не «Оглавление».

При составлении данного раздела следует соблюдать следующие правила:

    1. В разделе «Содержание» не нумеруются разделы «Введение», «Заключение», «Список использованной литературы» и «При­ложения». В разделе «Содержание», да и в тексте работы, они записываются без кавычек.

    2. Остальные главы (разделы и подразделы) нумеруются арабски­ми цифрами.

    3. Раздел может содержать несколько подразделов. В этом случае номер каждого подраздела обязательно включает номер раз­дела. Например, как видно из раздела «Содержание» настоящей работы, глава 1 состоит из четырех разделов, которые нумеру­ются: 1Л, 1.2, 1.3 и 1.4. В свою очередь, раздел 1.3 включает три подраздела: 1.3.1, 1.3.2 и 1.3.3. Подраздел 1.3.1, например, де­лится еще на четыре части: 1.3.1.1, 1.3.1.2, 1.3.1.3 и 1.3.1.4 и т. д.

    4. В разделе «Приложения» не указываются количество приложе­ний и их названия.

    5. Составив раздел «Содержание», тщательно проверьте, совпа­дают ли названия глав, разделов и подразделов, а также номера страниц с теми, которые приведены в тексте реферативной ра­боты.

1.3.3.10. Написание аннотации

Аннотация к реферативной работе есть ее краткая характеристика. Размеры аннотации ограничены - 0,5 страницы машинописного текста. По существу - аннотация это 3-4 предложения (или 5-7 строк), в кото­рых, тем не менее, раскрывается актуальность темы, решению которой посвящена работа, основные научные и практические результаты, полученные в ходе ее выполнения. Естественно, что для написания ан­нотации можно смело использовать любые нужные фрагменты текста вашей реферативной работы.

Аннотация оформляется отдельным листом. Она не переплета­ется вместе с работой, а прикладывается к ней обычно в том количестве экземпляров, который равен числу членов комиссии, на заседании кото­рой вам предстоит защищать реферативную работу. Аннотация, таким образом, нужна для того, чтобы быстро ввести в курс дела любого чита­теля или слушателя.

1.4. Подготовка и проведение презентации результатов реферативной работы

Заключительным этапом подготовки реферата (в том случае, если реферативная работа входит в план подготовки учащихся 8-11 классов как специальный вид учебно-познавательной деятельности) является презентация (представление) ее результатов в ходе публичной защити на научно-практической конференции.

Подготовка к презентации включает:

  • написание доклада по теме реферативной работы;

  • подготовку необходимых иллюстративных материалов к докладу;

  • отработку навыков публичного выступления с докладом по теме реферативной работы.

Рассмотрим каждый из этих разделов более подробно, так как они играют исключительно важную роль в презентации полученных вами результатов.

1.4.1. Написание доклада

Доклад по теме написанной вами реферативной работы представ­ляет собой краткое изложение ее содержания по следующей примерной схеме:

  • объявление темы работы;

  • обоснование ее актуальности, определение цели и задач;

  • краткое описание основных этапов работы (что, в какой после­довательности и как делали);

  • изложение полученных результатов и выводов, степени но­визны и научного значения работы;

  • изложение перспектив развития работы, возможных путей ее дальнейшего применения в учебном процессе (практическое значение).

Доклад для выступления следует разборчиво написать (напечатать) на отдельном листке (листах) бумаги, откорректировать его содержа­ние и объем с помощью вашего научного руководителя с учетом того, что время для выступления по докладу строго регламентировано и не должно превышать 7 минут.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Научно-исследовательская работа по географии

    Научно-исследовательская работа
    ... Мокроусовская средняя общеобразовательная школа №1 Научно-исследовательскаяработа по географии Автор: Савин ... страна. Может, сузить? Цель реферата: изучение истории часовых поясов и ... хотят быть отрезанными и от Москвы, и от Европы». Что же реально ...
  2. Положение о x юбилейной международной научно-практической конференции школьных исследовательских работ «психология глазами юных» 1 общие положения

    Документ
    ... - 1 см, без переносов). Поля: слева от текста - 3 см, справа - 1 см, сверху ... - технической среды. 8.3. Требования к содержанию реферата: 1. Реферат - это самостоятельная научно-исследовательскаяработа учащегося, где автор раскрывает ...
  3. Научно-методическая работа с учителями

    Заседание
    ... . Заседание кафедры № 1 от 01.09.2011. Единые ... курсах и в группах организации научно-исследовательскойработы (по русскому языку, литературе ... : «Виды исследовательскихработ», оформление рефератов к НОУ. Практикум: презентация рефератов НОУ. Оформление ...
  4. Психология в профессиональной деятельности Дисциплины по выбору студентов Реферативные и научно-исследовательские работы

    Автореферат диссертации
    ... К СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХРАБОТ Теоретическая научно-исследовательскаяработа (НИР) в отличие отреферата представляет собой не только ...
  5. Методические указания по написанию и оформлению научно-исследовательских работ студентов обучающихся по специальности 040101 «социальная работа» мурманск 2008

    Методические указания
    ... научно-исследовательскихработ. Основные виды научно-исследовательскойработы студента К основным видам и организационным формам научнойработы студентов относятся доклад, реферат ... -модели научно-исследовательскойработы. - Переход от перечисления ...

Другие похожие документы..