Главная > Руководство


1.3.2.2. Как и зачем составлять выписки, справки, планы, тезисы и конспекты по тексту первоисточников

Надо ли что-то записывать, читая текст первоисточника, или де­лать записи уже после прочтения книги? Или вообще достаточно просто запоминать или отмечать понравившиеся мысли на полях книги каран­дашом? Все это не праздные вопросы.

Чтобы ответить на них, надо разобраться, во-первых, в том, зачем мы читаем текст первоисточника. Если речь идет об изучающем чтении, обычно используемом для реферирования, которое бывает медленным, неторопливым, с многочисленными возвратами, то ответ может быть лишь один: для углубленного и точного понимания смысла изложенной информации, выраженного в главных, наиболее существенных тезисах автора. Поскольку таких тезисов, которые связаны между собой внут­ренней логикой автора, может быть несколько, то их обычно бывает трудно сразу удержать в памяти. Это и служит основным аргументом в пользу ведения записей при реферировании.

Обычно к главной информации относят определения научных по­нятий, формулировки законов, правил, принципов, основные положения и утверждения автора, классификацию явлений и фактов, выводы.

Второстепенная информация всегда детализирует, конкретизиру­ет и делает более понятной главную мысль автора. К ней относятся ар­гументы, обоснования, примеры, подробные характеристики, описания, факты из жизни писателя или истории создания произведений, а также различные комментарии.

Практика реферирования текстов показывает, что чаще всего глав­ные мысли автора бывают сосредоточены в так называемых «сильных позициях» учебных и научных текстов, каковыми являются: 1) заглавие, 2) зачин (введение), 3) концовка (заключение).

Кроме того, полезно знать, что каждый абзац основного текста также содержит свою «сильную позицию». Это обычно первое предло­жение абзаца, которое является наиболее информативным, так как оно содержит тезис, т. е. основное положение автора, которое далее конкре­тизируется в основной части абзаца. В любом предложении текста более информативной, как правило, является вторая его часть, отражающая новое.

Помимо позиционного обозначения главной информации, автора­ми часто используется графический прием - выделение главных мыслей курсивом, жирным шрифтом, подчеркиванием и т. п.

Различать главную и второстепенную информацию надо научиться очень четко, так как это в дальнейшем позволит избежать очень многих досадных ошибок при написании реферата. Дело в том, что при подго­товке реферативной работы действует нерушимое правило: главная ин­формация первоисточника в тексте реферата должна воспроизво­диться полностью, т.е. в буквальном смысле - дословно. Только вто­ростепенную информацию допустимо и, более того, просто необходимо подвергать смысловой переработке и сжатию специальными приема­ми, сущность которых будет рассмотрена нами ниже.

Правильное ведение записей прочитанного — признак высокой культуры вашего интеллектуального труда. Кроме того, полезно пом­нить, что записи:

  • облегчают понимание, так как записывая информацию, человек заново осмысливает прочитанное, удлиняя процесс восприятия, что способствует выделению и лучшему запоминанию наиболее важных моментов;

  • экономят время, так как в дальнейшей работе уже не требуется заново перечитывать текст первоисточников при написании ре­ферата, кроме того, возникает возможность систематически накапливать и обобщать сведения по разным темам;

  • дисциплинируют мысль читающего и повышают общий уровень устной и письменной речи, способствуют выработке у читателя собственного стиля изложения.

Остановимся более подробно на простейших видах записей - по­метках, выписках, цитатах, тезисах и конспектах.

Пометки - специальная, разработанная вами как читателем, сис­тема условных обозначений наиболее важных частей текста первоис­точника. Пометки обычно делаются по ходу чтения текста на полях кни­ги карандашом, если она принадлежит лично вам. При чтении библио­течного экземпляра книг, статей и журналов делать пометки недопусти­мо, так как это может испортить текст первоисточника и затруднит в дальнейшем его использование другими читателями. Кроме того, ваши пометки могут помешать другим проявить свою индивидуальность при чтении и анализе того же текста. В этом случае лучше сделать выписки.

Выписки - это трудно запоминающиеся, но очень важные и понра­вившиеся места текста, которые содержат, на ваш взгляд, самое главное, самое существенное. Их не следует записывать дословно, а необходимо (желательно) переводить с книжного на собственный язык, чтобы лучше понять сущность высказываний автора. В этом случае составление вы­писки при чтении авторского текста полезно тем, что способно навести вас на собственные мысли по обсуждаемому в тексте поводу. Это в дальнейшем позволяет очень эффективно использовать выписки при составлении текста реферата.

Цитаты (от лат. zitо - «призываю в свидетели») - это дословные выписки из текста статей (книг), которые должны быть соответствую­щим образом оформлены:

  1. цитировать следует по возможности законченными частями тек­ста (цельными предложениями или небольшими абзацами);

  2. каждая цитата заключается в кавычки;

  3. после каждой цитаты нужно указывать ее источник, который обозначается арабской цифрой, соответствующей порядковому номеру цитируемой книги, под которым она указана в списке использованной литературы. Например: «В лекции Ю. Лотмана «В искусстве путь к истине» по этому поводу отмечалось, что эпическое художественное произведение всегда кончается во­просом; «оно не дает ответа, оно открывает путь» [2]. Это озна­чает, что высказанная мысль цитируется по источнику, который в списке использованной литературы при подготовке реферата стоит под порядковым номером 2 и при желании читающего его легко можно там найти. Иногда в ссылке может быть указана страница цитируемой книги или статьи, например: [2, с. 171]. Это делается, как правило, в том случае, если на одну и ту же книгу (большую статью) в реферате делается несколько ссылок, отличающихся расположением цитат в тексте первоисточника. При использовании одного и того же источника, уже упомянуто­го в предыдущей цитате, указывают в скобках или в списке ли­тературы: «там же». Приведение полного текста ссылки в тексте реферата (фамилии и инициалов автора, названия статьи, изда­тельства, года выпуска, страниц) в круглых скобках, или оформ­ление ссылки в виде надстрочной цифры (например, 1) с после­дующим приведением первоисточника внизу страницы разреша­лось делать ранее, по новым правилам оформления рефератив­ных и научно-исследовательских работ это не допускается;

  4. иногда при оформлении цитат допускается пропуск одного или нескольких слов цитируемого текста (если это не искажает его смысла), вместо которых в тексте цитаты ставится многоточие. Многоточие может ставиться в начале, середине или в конце ци­таты, перед кавычками, если из предложения выпущены послед­ние слова текста, например, «Свой знаменитый труд «О вреде табака» [7], опубликованный в 1604 году, Яков 1 закончил сло­вами: «Курение - привычка, противная зрению, невыносимая для обоняния, вредная для мозга, опасная для легких ...»;

  5. при цитировании необходимо в точности воспроизводить все имеющиеся в тексте выделения, примененные автором (курсив, жирный шрифт, разрядку и т. п.), так как в противном случае возможно искажение главной мысли. В случае, если вы хотите внести в текст цитаты какие-либо свои выделения текста, то это должно быть особо отмечено с указанием инициалов имени и фамилии автора реферативной работы в круглых скобках, на пример: «Три дня после роковой ночи ...» [6] (курсив мой –В.Н.);

  6. правила составления списка литературы рассматриваются ниже.

Несоблюдение приведенных правил в реферативной работе чрева­то обвинением вас в плагиате - присвоении чужих идей и мыслей, что, конечно же, абсолютно недопустимо, или может привести к утере воз­можности найти необходимый цитируемый источник в дальнейшем. Чтобы этого не случилось, надо руководствоваться «правилом-заклинанием»: «Эту статью я вижу в первый и последний раз в жизни и никогда ее больше не смогу найти, даже если очень понадобится, если сейчас же не запишу правильно и полно текст ссылки в соответствии с правилами цитирования». Поверьте - очень помогает и проверено не один раз!

Тезисы (от греч. 1его - «утверждаю») - это значительно более сложная и совершенная форма записи текста первоисточника, сохра­няющая логику изложения основных его мыслей. По степени полноты тезисы делятся на краткие и развернутые, по способу изложения - на текстуальные и свободные. В текстуальных тезисах допустимо излагать мысль реферируемого текста словами первоисточника, точно соблюдая логику изложения материала автором, т. е. излагать чужую мысль чу­жими словами, проще говоря, достаточно просто выборочно списать нужные разделы текста первоисточника.

В свободных тезисах требуется изложить без искажения чужую мысль своими словами, при этом допустимо не придерживаться поряд­ка изложения материала первоисточника. Это, конечно, труднее, но зна­чительно полезнее для вас как автора будущей реферативной работы. Кроме того, это придает тезисам краткость и лаконичность, а «крат­кость (по А. П. Чехову) - сестра таланта».

В зависимости от необходимости ваши тезисы могут быть также простыми (краткими), если они содержат только одно утверждение, ко­торое ничем далее не подтверждается, и сложными (развернутыми), если они подкрепляются доводами, аргументами. Использование тех или дру­гих тезисов - ваше право, которое определяется необходимостью.

Умению грамотно составлять тезисы надо учиться, так как ваша будущая реферативная работа, по сути дела, представляет собой сово­купность связанных по смыслу тезисов отреферированной литературы, выстроенную в заданной планом последовательности.

Иногда при реферировании наиболее важных первоисточников следует прибегать к конспектированию. Конспект (от лат. cоnspectus - «обзор, изложение») - универсальная форма записи прочитанного, объединяющая в себе пометки, выписки, цитаты, план и тезисы. Конспекты, как и тезисы, тоже могут быть текстуальными или свободными, т. е. соответствовать по изложению материала логике книги (чужые мысли -чужими словами), или содержать изложение мыслей автора своими сло­вами (чужие мысли - своими словами) в вашей собственной последова­тельности, отличающейся от авторской. Иногда конспект может содер­жать элементы текстуального и свободного. Это вполне допустимо, если продиктовано необходимостью, и такой конспект будет называться сме­шанным.

Конспектирование - самый сложный вид работы с книгой. Нау­читься еще в школе правильно конспектировать тексты - очень важно, особенно, если вы решили продолжить свое образование в вузе. Там этому, к сожалению, не учат. Так что - дерзайте!

Теперь разберемся в том, как следует правильно пользоваться приемами смысловой переработки и сжатия текста, содержащего второстепенную информацию, изложенную в научной работе.

В качестве таких приемов обычно используют:

  • исключение подробностей, деталей, авторских отступлений и т.п.;

  • обобщение однородных мелких (частных) вопросов, которые предварительно находятся учеником в тексте, и переформули­рование обобщенной мысли своими словами;

  • сочетание исключения и обобщения.

Чтобы научиться активно пользоваться этими приемами смысло­вой переработки текста, вам надо потренироваться в выполнении сле­дующих действий в приведенной ниже последовательности (алгоритме):

    1. читая абзац текста, выделяйте опорные слова в предложениях, от которых зависит их смысл;

    2. закончив чтение очередного абзаца текста и используя опорные слова, составьте простую опорную фразу, являющуюся ключом к его пониманию;

    3. изложите кратко содержание прочитанного абзаца текста, ис­пользуя приемы сжатия теста, и переходите к чтению и смысло­вой переработке следующего абзаца, и так до конца;

    4. сформулируйте главную мысль всего текста в виде предложе­ния с подлежащим и сказуемым;

    5. сгруппируйте абзацы по одной микротеме в смысловые части и дайте каждой из них заглавие;

    6. используя заглавия и основные мысли смысловых частей тек­ста, составьте план его изложения;

    7. восстановите по этому плану полный текст своими словами;

    8. сравните результат «восстановления» текста с исходным ори­гиналом.

Если вы будете постоянно тренироваться в выполнении этих дей­ствий при чтении и конспектировании текстов не только при написании реферата, но и при подготовке текущих домашних заданий, то вы быст­ро овладеете умениями выражать чужие мысли своими словами, а это, как известно, и есть первый шаг от пассивного и неинтересного списы­вания текста к его активной и творческой переработке без искажения авторского смысла.

1.3.3. Заключительный этап

1.3.3.1. С чего начинать написание черновика текста реферативной работы

Итак, вы собрали и обработали необходимый литературный мате­риал по избранной теме реферативной работы. Эта информация лежит перед вами в виде ксерокопий статей, книг, газет, выписок, справок, планов, тезисов и конспектов прочитанных первоисточников. Что же теперь с этим делать?

Теперь этот материал необходимо связно изложитьв виде «ново­го текста»,последовательно раскрывая тему реферативной работы в направлении поставленной цели.Чтобы выполнить эту задачу, необхо­димо, прежде всего:

  1. структурировать (классифицировать) собранные материалы, чтобы лучше понять: материалы какого рода и в каком объеме вам удалось собрать;

  2. выбрать композицию будущей реферативной работы;

  3. в соответствии с композицией составить планреферата.

Сущность любой реферативной работы состоит в том, что она все­гда представляет собой доказательство или опровержение какой-то главной мысли (тезиса), появившейся у вас в ходе чтения литературных источников по избранной теме. С точки зрения логики, построение ком­позиции такого доказательства может носить индуктивныйили дедуктивный характер. Надо хорошо разобраться в том, что это такое. Тогда вам будет значительно проще составлять любые планы.

При индуктивном построении реферативной работы всегда руко­водствуются принципом «от частного - к общему». Именно таким спо­собом изложения материала часто пользуются ученые. Они сначала из­лагают отдельные факты, описанные в литературе и имеющие отношение к исследуемой проблеме. Это описание затем служит основой для промежуточных выводов. Обобщение этого материала, как правило, позволяет сформулировать собственное понимание (т. е. так, как это видится исследователю) сущности выявленных противоречий, их воз­можные причины и сформулировать проблему в виде обобщенного те­зиса (развернутого по содержанию вывода).

При дедуктивном изложении материала всегда поступают наобо­рот, по принципу «от общего - к частному». Сначала формулируют обобщенный тезис (например, гипотезу предстоящей работы), затем - литературные данные и экспериментальные факты, его подтверждаю­щие или опровергающие, а затем - частные выводы (в данном примере - о справедливости высказанной гипотезы). Это позволяет сформулиро­вать заключение по работе, т.е. как бы вновь вернуться к уже доказан­ному обобщенному тезису и обсудить его справедливость. Грамотные читатели, наверное, уже обратили внимание, что работы, построенные по этому принципу, сильно напоминают детективы. Это действительно так и есть. Поэтому они, как правило, и читаются с большим интересом.

Композиция изложения материала реферативной работы во многом зависит от степени изученности темы, специфики собранного литера­турного материала, опыта написания подобных работ и ваших личных пристрастий как автора. Поэтому, чтобы выбрать композицию наилуч­шим образом, все-таки стоит посоветоваться по этой проблеме с вашим научным руководителем.

Общие рекомендации сводятся к следующему. При наличии боль­шого количества описанных в литературе экспериментальных данных по изучаемой проблеме и отсутствии каких-либо попыток их обобщения стоит предпочесть индуктивный способ изложения материала. И, наобо­рот, если тема выглядит вроде бы «достаточно изученной», формулиро­вание необычного по своему характеру и противоречивого по своей сути обобщенного тезиса в начале работы позволяет «оживить» дальнейший процесс ее изложения. Это впечатление создается за счет избранной ва­ми дедуктивной композиции построения реферативной работы: возник­новения необходимости доказать достоверность вроде бы совершенно неочевидного исходного обобщенного тезиса (положения).

План реферата может быть простым и развернутым (подробным, детальным).

Лучше всего составить развернутый план, пронумеровав каждый раздел определенным образом. Так будет легче группировать собранный вами материал в виде тезисов, конспектов и т.п.

1.3.3.2. План реферата составлен, что делать дальше

На первый взгляд, заголовок этого раздела может показаться странным. Что делать? Конечно, начинать писать черновик рефератив­ной работы, скажете вы, последовательно раскрывая один за другим все пункты плана от первого до последнего, используя для этого собранный и структурированный в соответствии с планом литературный материал! Однако это не совсем так.

Дело в том, что последовательность написания разделов рефера­тивной работы не совпадает со структурой ее разделов.

Типовая структура пояснительной записки реферативной работы обычно включает ряд обязательных разделов (частей), каковыми явля­ются:

  1. Аннотация.

  2. Титульный лист.

  3. Содержание.

  4. Введение.

  5. Аналитический обзор литературных данных по проблеме (ос­новная текстовая часть реферата).

  6. Заключение.

  7. Список использованной литературы.

  8. Приложения.

Практика подготовки реферативных работ показывает, что написа­ние черновика разделов работы лучше всего проводить в другой после­довательности:

      1. написание аналитического обзора литературных данных (ос­новной текстовой части реферата) и списка использованной ли­тературы;

      2. написание заключения, к работе;

      3. оформление приложений;

      4. написание введения;

      5. составление содержания работы;

  1. оформление чистовика реферативной работы;

  2. оформление титульного листа;

  3. написание аннотации.

Приступая к подготовке черновика основной текстовой части ре­ферата, следует также учитывать ряд специфических особенностей жан­ра нового текста, который вам предстоит написать - жанра научной литературы, для которого характерен особый научный стиль речи.

Для научного стиля речи типичны:

  • строгая логичность изложения материала, которая предполага­ет расположение предложений текста в полном соответствии с причинно-следственной связью явлений, изложение выводов, вытекающих из фактов, описанных в тексте;

  • точность, которая достигается употреблением слов по воз­можности в их прямом значении, научных терминов и специ­альной лексики (например, не принято использовать эмоцио­нально-оценочную лексику, а вместо местоимения «я» и глагола в первом лице единственного числа употребляются неопреде­ленно-личные («Считают, что ...»), безличные («Известно, что ...»), определенно-личные («Рассмотрим проблему ...»); в на­учной речи (в реферате и в научных докладах) принято также излагать материал, используя местоимение «мы» или «нами», а не «я» или «мною» («Мы установили, что ...» или «Нами было показано, что ...»). Такой стиль изложения нисколько не умаля­ет авторских заслуг референта, но свидетельствует о его компе­тентности в применении норм специальной лексики при изло­жении содержания научного текста. Кроме того, в подготовке реферата ученика как минимум принимают участие два челове­ка: он сам и его научный руководитель. Так что «мы» — вполне оправдано;

  • объективность изложения фактов, недопустимость эмоцио­нальности в изложении материала. Например, нельзя писать: «это утверждение - абсолютно нелепо и могло придти в голову только ограниченному человеку»; корректнее было бы напи­сать: «это утверждение, по нашему мнению, не соответствует действительности» и привести аргументы, которые позволяют сделать вам это заключение;

  • отвлеченность и обобщенность изложения материала, кото­рые достигаются за счет преобладания абстрактной лексики над конкретной;

  • широкое использование в тексте реферата так называемых язы­ковых клише - особых лексико-синтаксических конструкций, речевых стереотипов, регулярно встречающихся в определен­ных повторяющихся ситуациях. Использование клише позволя­ет обеспечить связность и целостность научного текста, дос­тигнуть единства стиля изложения его различных частей.

Рассмотрим последовательно содержание и особенности написания каждой части (раздела) реферативной работы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Научно-исследовательская работа по географии

    Научно-исследовательская работа
    ... Мокроусовская средняя общеобразовательная школа №1 Научно-исследовательскаяработа по географии Автор: Савин ... страна. Может, сузить? Цель реферата: изучение истории часовых поясов и ... хотят быть отрезанными и от Москвы, и от Европы». Что же реально ...
  2. Положение о x юбилейной международной научно-практической конференции школьных исследовательских работ «психология глазами юных» 1 общие положения

    Документ
    ... - 1 см, без переносов). Поля: слева от текста - 3 см, справа - 1 см, сверху ... - технической среды. 8.3. Требования к содержанию реферата: 1. Реферат - это самостоятельная научно-исследовательскаяработа учащегося, где автор раскрывает ...
  3. Научно-методическая работа с учителями

    Заседание
    ... . Заседание кафедры № 1 от 01.09.2011. Единые ... курсах и в группах организации научно-исследовательскойработы (по русскому языку, литературе ... : «Виды исследовательскихработ», оформление рефератов к НОУ. Практикум: презентация рефератов НОУ. Оформление ...
  4. Психология в профессиональной деятельности Дисциплины по выбору студентов Реферативные и научно-исследовательские работы

    Автореферат диссертации
    ... К СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХРАБОТ Теоретическая научно-исследовательскаяработа (НИР) в отличие отреферата представляет собой не только ...
  5. Методические указания по написанию и оформлению научно-исследовательских работ студентов обучающихся по специальности 040101 «социальная работа» мурманск 2008

    Методические указания
    ... научно-исследовательскихработ. Основные виды научно-исследовательскойработы студента К основным видам и организационным формам научнойработы студентов относятся доклад, реферат ... -модели научно-исследовательскойработы. - Переход от перечисления ...

Другие похожие документы..