Главная > Основная образовательная программа


Сольфеджио (письменно)

Письменный экзамен предполагает запись одноголосного музыкального диктанта в форме периода протяженностью 7-9 тактов. Размеры: 2/4, 3/4, 4/4.

Интонационные и ритмические трудности:

  • различные виды мажора и минора;

  • ритмические группы с шестнадцатыми.

Перед проигрыванием диктанта объявляется тональность и дается настройка в этой тональности. Диктант проигрывается 12-14 раз в течение 25-30 минут.

Сольфеджио (устно)

  • Сольфеджирование. Чтение с листа одноголосного музыкального примера с предварительным анализом его структуры (Калмыков, Фридкин «Сольфеджио», часть 1, №№ 331, 335).

  • Слуховой анализ:

Ступени лада. Определение ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора. Устный диктант. Пример проигрывается два раза.

Определение интервалов вне лада: чистых, больших, малых, тритонов.

Интервалы в ладу: все названные интервалы на основных ступенях лада, тритоны на VII (в миноре на VII#), на II, на IV, на VI (в мажоре – на VIb ступени), характерные интервалы гармонического мажора и минора. Интервальные последовательности, включающие 5-7 интервалов. Последовательность проигрывается два раза. Необходимо точно определить интервал и ступень, на которой он находится.

Аккорды вне лада: трезвучия (мажорные и минорные с обращениями, увеличенное и уменьшенное трезвучия в основном виде), септаккорды (малый мажорный с обращениями, малый минорный, малый с уменьшенной квинтой, уменьшенный в основном виде).

Аккорды в ладу: тоническое, доминантовое, субдоминантовое трезвучия с обращениями, уменьшенные трезвучия на VII и II ступенях мажора, VII# ступени и II ступени минора, увеличенные трезвучия на VIb ступени гармонического мажора и III ступени гармонического минора в основном виде. Доминантсептаккорд с обращениями. Септаккорды II и VII ступеней в основном виде. Аккордовые последовательности, включающие 5-7 аккордов. Последовательность проигрывается два раза. В последовательности могут встретиться неполные аккорды (например, тоническое и доминантовое трезвучия без квинтового тона).

Интонационные упражнения вне лада и в ладу на уровне требований, предъявляемых к слуховому анализу. Интонирование ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора. Пение интервалов и аккордов от данного звука вверх и вниз от звука, с последующим разрешением в тональности мажора и минора, а также пение указанных интервалов и аккордов в ладу с разрешением.

Устная форма экзамена по сольфеджио предполагает устные задания по музыкальной грамоте по следующим темам: «Кварто-квинтовый круг тональностей»; «Хроматизм»; «Альтерация»; «Энгармонизм звуков и интервалов»; «Тональности первой степени родства»; «Наиболее употребительные музыкальные термины».

по виду инструментов «Орган»

Исполнение сольной программы

Поступающий должен исполнить:

  • прелюдию, прелюдию и фугу, чакону эпохи барокко;

  • хоральную прелюдию эпохи барокко;

  • произведение композитора 19-20 вв.

Примерная программа:

на выбор одно из произведений

  • И.С.Бах. Прелюдия и фуга соль минор BWV535;

  • И.Пахельбель. Фуга до минор;

  • И.С.Бах. Прелюдия и фуга до минор BWV549;

  • И.С.Бах. Хоральная прелюдия BWV 614, 645.

на выбор одно из произведений

  • Ф.Гундер. Канцона;

  • Л.Боэльман. Готическая сюита;

  • Э.Жигу. Токката си минор.

Сольфеджио (письменно)

Уровень требований должен соответствовать программе по сольфеджио для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств с 7-ми – 8-ми летним сроком обучения.

Письменная форма предполагает запись одноголосного музыкального диктанта в форме периода протяженностью 8-12 тактов. Размеры: 3/4, 4/4.

Интонационные и ритмические трудности:

  • различные виды мажора и минора, внутритональный и модуляционный хроматизм, отклонения в тональности первой степени родства, секвенции тональные и модулирующие;

  • пунктирный ритм, ритмические группы с шестнадцатыми, триоли, синкопы.

Перед проигрыванием диктанта объявляется тональность и дается настройка в этой тональности. Диктант проигрывается 12-14 раз в течение 25-30 минут.

Сольфеджио (устно):

  • Сольфеджирование. Чтение с листа одноголосного музыкального примера с предварительным анализом его структуры, примером мелодических и ритмических трудностей служат №№ 95, 111 «Одноголосное сольфеджио» (А.Рубец).

  • Слуховой анализ:

Ступени лада. Определение ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора. Определение альтерированных ступеней: II#, IIb, IV#, VIb в мажоре; IIb, IV#, IVb, VII# в миноре. Тональная перестройка на основе ступеней лада. Устный диктант. Пример проигрывается два раза.

Определение интервалов вне лада: чистых, больших, малых, тритонов. Тональная перестройка на основе интервалов.

Интервалы в ладу: все чистые, большие, малые интервалы на основных ступенях лада, тритоны на VII (в миноре на VII#), на II, на IV, на VI (в мажоре – на VIb ступени), характерные интервалы гармонического мажора и минора. Интервальные последовательности, включающие 7-10 интервалов. Последовательность проигрывается два раза. Необходимо точно определить интервал и ступень, на которой он находится.

Аккорды вне лада: трезвучия (мажорные и минорные с обращениями, увеличенное и уменьшенное трезвучия в основном виде), септаккорды (малый мажорный с обращениями, малый минорный, малый с уменьшенной квинтой, уменьшенный в основном виде). Тональная перестройка на основе трезвучий и их обращений, а также малого с уменьшенной квинтой септаккорда.

Аккорды в ладу: тоническое, доминантовое, субдоминантовое трезвучия с обращениями, уменьшенные трезвучия на VII и II ступенях мажора, VII# ступени и II ступени минора, увеличенные трезвучия на VIb ступени гармонического мажора и III ступени гармонического минора в основном виде. Доминантсептаккорд с обращениями. Септаккорды II и VII ступеней в основном виде. Аккордовые последовательности, включающие 7-10 аккордов. Последовательность проигрывается два раза. Возможна мелодизация верхнего голоса с помощью неаккордовых звуков. В последовательности могут встретиться неполные аккорды (например, тоническое и доминантовое трезвучия без квинтового тона).

Интонационные упражнения вне лада и в ладу на уровне требований, предъявляемых к слуховому анализу. Интонирование ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора. Интонирование альтерированных ступеней: II#, IIb, IV#, VIb в мажоре; IIb, IV#, IVb, VII# в миноре. Пение обозначенных выше интервалов и аккордов от данного звука вверх и вниз. Пение интервалов и аккордов в ладу с разрешением.

Устная форма экзамена по сольфеджио предполагает устные задания по музыкальной грамоте по следующим темам: «Кварто-квинтовый круг тональностей»; «Хроматизм»; «Альтерация»; «Энгармонизм звуков и интервалов»; «Тональности первой степени родства»; «Наиболее употребительные музыкальные термины».

по виду инструментов «Национальные инструменты народов России»

Исполнение сольной программы

Поступающий должен исполнить:

  • программу, состоящую из трех разнохарактерных пьес на различные виды исполнительской техники.

Сольфеджио (письменно).

Письменный экзамен предполагает запись одноголосного музыкального диктанта в форме периода протяженностью 7-9 тактов. Размеры: 2/4, 3/4, 4/4.

Интонационные и ритмические трудности:

  • различные виды мажора и минора;

  • ритмические группы с шестнадцатыми.

Перед проигрыванием диктанта объявляется тональность и дается настройка в этой тональности. Диктант проигрывается 12-14 раз в течение 25-30 минут.

Сольфеджио (устно)

  • Сольфеджирование. Чтение с листа одноголосного музыкального примера с предварительным анализом его структуры (Калмыков, Фридкин «Сольфеджио», часть 1, №№ 331, 335).

  • Слуховой анализ:

Ступени лада. Определение ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора. Устный диктант. Пример проигрывается два раза.

Определение интервалов вне лада: чистых, больших, малых, тритонов.

Интервалы в ладу: все названные интервалы на основных ступенях лада, тритоны на VII (в миноре на VII#), на II, на IV, на VI (в мажоре – на VIb ступени), характерные интервалы гармонического мажора и минора. Интервальные последовательности, включающие 5-7 интервалов. Последовательность проигрывается два раза. Необходимо точно определить интервал и ступень, на которой он находится.

Аккорды вне лада: трезвучия (мажорные и минорные с обращениями, увеличенное и уменьшенное трезвучия в основном виде), септаккорды (малый мажорный с обращениями, малый минорный, малый с уменьшенной квинтой, уменьшенный в основном виде).

Аккорды в ладу: тоническое, доминантовое, субдоминантовое трезвучия с обращениями, уменьшенные трезвучия на VII и II ступенях мажора, VII# ступени и II ступени минора, увеличенные трезвучия на VIb ступени гармонического мажора и III ступени гармонического минора в основном виде. Доминантсептаккорд с обращениями. Септаккорды II и VII ступеней в основном виде. Аккордовые последовательности, включающие 5-7 аккордов. Последовательность проигрывается два раза. В последовательности могут встретиться неполные аккорды (например, тоническое и доминантовое трезвучия без квинтового тона).

Интонационные упражнения вне лада и в ладу на уровне требований, предъявляемых к слуховому анализу. Интонирование ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора. Пение интервалов и аккордов от данного звука вверх и вниз от звука, с последующим разрешением в тональности мажора и минора, а также пение указанных интервалов и аккордов в ладу с разрешением.

Устная форма экзамена по сольфеджио предполагает устные задания по музыкальной грамоте по следующим темам: «Кварто-квинтовый круг тональностей»; «Хроматизм»; «Альтерация»; «Энгармонизм звуков и интервалов»;

«Тональности первой степени родства»; «Наиболее употребительные музыкальные термины».

6.2. Рекомендации по использованию образовательных технологий

6.2.1. Методы организации и реализации образовательного процесса

а) методы, направленные на теоретическую подготовку:

лекция;

семинар;

практические занятия (индивидуальные и групповые, в том числе мелкогрупповые занятия по исполнительским дисциплинам и дисциплинам в области теории и истории музыки);

самостоятельная работа студентов;

коллоквиум;

консультация;

различные межсеместровые формы контроля теоретических знаний;

б) методы, направленные на практическую подготовку:

индивидуальные и групповые, в том числе мелкогрупповые занятия по исполнительским дисциплинам;

мастер-классы преподавателей и приглашенных специалистов;

академические концерты;

учебная практика;

реферат;

выпускная квалификационная работа.

При реализации учебным заведением ОПОП по видам инструментов «Оркестровые струнные инструменты», «Оркестровые духовые и ударные инструменты», «Инструменты народного оркестра», «Национальные инструменты народов России» необходимо обеспечивать подготовку специалистов на базе учебных творческих коллективов - оркестров (симфонического, камерного, духового, народных инструментов, оркестра национальных инструментов), сформированных из обучающихся по данной образовательной программе. При необходимости, учебные творческие коллективы могут доукомплектовываться приглашенными артистами, но не более чем на 20%.

В целях обеспечения реализации профессиональных дисциплин (оркестровый класс, ансамбль, квартет, оркестровая практика) по видам инструментов «Оркестровые струнные инструменты (скрипка, альт, виолончель, контрабас (возможно арфа)», «Оркестровые духовые и ударные инструменты (флейта, гобой, кларнет, фагот, труба, валторна, тромбон (возможно туба, тенор, баритон саксофон), ударные инструменты», «Инструменты народного оркестра (домра, балалайка, аккордеон, баян, гитара (возможно гусли, гармонь)», прием абитуриентов должен осуществляться с учетом полной комплектации всех оркестровых групп.

При приеме абитуриентов необходимо учитывать условие комплектования обучающихся в группы:

не менее 4-х человек по виду «Фортепиано»;

не менее 2-х человек по виду «Орган»;

от 5 человек по виду «Оркестровые струнные инструменты»;

от 5 человек по виду «Оркестровые духовые и ударные инструменты»;

от 5 человек по виду «Инструменты народного оркестра»;

от 5 человек по виду «Национальные инструменты народов России».

Учебное заведение обязано планировать работу концертмейстеров из расчета 100% количества времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия по междисциплинарным курсам профессиональных модулей, требующим сопровождения концертмейстера.

На виды учебной практики, требующие сопровождения концертмейстера, необходимо планировать работу концертмейстеров с учетом сложившейся традиции и методической целесообразности, но не менее 50% от объема времени, отведенного на изучение данного вида практики.

Занятия по дисциплинам обязательной и вариативной частей профессионального цикла проводятся в форме групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий:

групповые занятия – не более 25 человек из студентов данного курса одной или, при необходимости, нескольких специальностей;

по дисциплинам «Музыкальная литература», «Народная музыкальная культура» – не более 15 человек;

мелкогрупповые занятия – от 2-х до 8-ми человек;

индивидуальные занятия – 1 человек.

6.2.2. Рекомендации по использованию методов организации и реализации образовательного процесса, направленных на обеспечение теоретической и практической подготовки

Лекция. Рекомендуется использовать различные типы лекций: вводную, мотивационную (способствующую проявлению интереса к осваиваемой дисциплине), подготовительную (готовящую студента к более сложному материалу), интегрирующую (дающую общий теоретический анализ предшествующего материала), установочную (направляющую студентов к источникам информации для дальнейшей самостоятельной работы), междисциплинарную.

Содержание и структура лекционного материала должны быть направлены на формирование у студента соответствующих компетенций и соответствовать выбранным преподавателем методам контроля.

Основными активными формами обучения профессиональным компетенциям являются:

Практические занятия. Этоиндивидуальные, мелкогрупповые и групповые занятия, которые проводятся по дисциплинам учебного плана. К практическим занятиям также относятся репетиции и творческие вступления обучающихся. В рамках творческих выступлений обучающихся должны быть предусмотрены встречи с представителями учреждений культуры (филармоний, театров, концертных организаций и т.д.), учреждений дополнительного образования детей, общеобразовательных учреждений, средств массовой информации.

Семинар. Этот метод обучения должен проходить в различных диалогических формах – дискуссий, деловых и ролевых игр, разборов конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, обсуждения результатов студенческих работ (докладов, сообщений).

К участию в семинарах могут привлекаться ведущие деятели искусства и культуры, специалисты-практики.

Самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа представляет собой обязательную часть основной образовательной программы (выражаемую в часах), выполняемую студентом вне аудиторных занятий в соответствии с заданиями преподавателя. Результат самостоятельной работы контролируется преподавателем. Самостоятельная работа может выполняться студентом в репетиционных аудиториях, читальном зале библиотеки, компьютерных классах, а также в домашних условиях.

Самостоятельная работа студентов должна подкрепляться учебно-методическим и информационным обеспечением, включающим учебники, учебно-методические пособия, конспекты лекций, аудио и видео материалами.

Реферат. Форма практической самостоятельной работы студента, позволяющая ему критически освоить один из разделов учебной программы дисциплины или междисциплинарного курса. Рекомендуемый план реферата: 1) тема, предмет (объект) и цель работы; 2) метод проведения работы; 3) результаты работы; 4) выводы (оценки, предложения), принятые и отвергнутые гипотезы; 5) области применения, 6) библиография. В течение семестра рекомендуется выполнять не более одного реферата.

6.2.3. Требования к организации учебной практики обучающихся

Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся, в том числе обеспечивающую подготовку и защиту выпускной квалификационной работы.

При реализации ОПОП СПО предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.

Цели и задачи, программы и формы отчетности по каждому виду практики определяются образовательным учреждением самостоятельно.

Учебная практика

Учебная практика проводится рассредоточено по всему периоду обучения (суммарно – 19 недель) в форме учебно-практических аудиторных занятий под руководством преподавателей и дополняет междисциплинарные курсы профессиональных модулей.

Реализация учебной практики осуществляется следующим образом:

«Фортепиано» – УП.01.

УП.01.01. Концертмейстерская подготовка

УП.01.02. Фортепианный дуэт

УП.01.03. Чтение с листа и транспозиция

УП.01.04. Ансамблевое исполнительство

УП.01.05. Педагогическая работа

«Оркестровые струнные инструменты» – УП.02.

УП.02.01. Оркестр

УП.02.02. Педагогическая работа

«Оркестровые духовые и ударные инструменты» – УП.03.

УП.03.01. Оркестр

УП.03.02. Педагогическая работа

«Инструменты народного оркестра» – УП.04.

УП.04.01. Оркестр

УП 04.02. Концертмейстерская подготовка

УП.04.03. Педагогическая работа

«Орган» – УП.05.

УП.05.01. Концертмейстерская подготовка

УП.05.02. Фортепианный дуэт (орган и фортепиано)

УП.05.03. Чтение с листа и транспозиция

УП.05.04. Ансамблевое исполнительство

УП.05.05. Педагогическая работа

«Национальные инструменты народов России» – УП.06.

УП.06.01. Оркестр

УП.06.02. Концертмейстерская подготовка

УП.06.03. Педагогическая работа

Учебная практика по педагогической работе (УП.01.05; УП. 02.02.; УП.03.02.; УП. 04.03; УП.05.05; УП.06.03.) проводится в активной форме и представляет собой занятия студента с практикуемым (учащимся детской музыкальной школы, детской школы искусств, других учреждений дополнительного образования детей или обучающимся в секторе педагогической практики, по профильным образовательным программам) под руководстовм преподавателя. Результатом педагогической работы студента является открытый урок с практикуемым, по итогам которого проводится широкое обсуждение проведенного занятия.

Учебная практика по педагогической работе может проходить как под руководством преподавателя учебного заведения, в котором обучается студент, так и под руководством преподавателя детской музыкальной школы, детской школы искусств, других учреждений дополнительного образования детей. В случае прохождения студентом данной учебной практики под руководством преподавателя другого образовательного учреждения, с данным преподавателем заключается договор на соответствующий вид и объем работ.

При прохождении студентом учебной практики по педагогической работе в другом образовательном учреждении учебное заведение, в котором обучается студент, должно заключить договор о сотрудничестве с данным образовательным учреждением, в котором среди прочих необходимо обозначить условия по предоставлению учебных аудиторий для проведения занятий студента с практикуемым.

Производственная практика

Производственная практика проводится рассредоточено по всему периоду обучения (6 недель). Производственная практика состоит из двух этапов:

  • производственная практика (по профилю специальности) – 4 нед.; производственная практика (педагогическая) – 1 нед.;

  • производственная практика (преддипломная) – 1 нед.

Производственная практика (по профилю специальности) исполнительская проводится рассредоточено в течение всего периода обучения (суммарно – 5 недель) и представляет собой самостоятельную работу студентов (подготовка к концертным выступлениям, выступления на конкурсах, фестивалях, участие в концертных программах, в том числе проводимых учебным заведением).

Производственная практика (педагогическая) проводится рассредоточено в течение всего периода обучения в пассивной форме в виде ознакомления с методикой обучения игре на инструменте в классах опытных преподавателей. Базами производственной практики (педагогической) должны быть детские школы искусств, детские музыкальные школы, другие образовательные учреждения дополнительного образования детей, общеобразовательные учреждения. Отношения с данными образовательными учреждениями должны оформляться договором.

Производственная практика (преддипломная) проводится рассредоточено в течение VII – VIII семестров под руководством преподавателя. Производственная практика (преддипломная) включает практические занятия по дисциплинам, обеспечивающим подготовку к государственной (итоговой) аттестации.

Цели и задачи, программы и формы отчетности по каждому этапу производственной практики определяются образовательным учреждением самостоятельно.

6.3. Требования к кадровому обеспечению

Реализация основной профессиональной образовательной программы должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины,междисциплинарных курсов. Доля преподавателей, имеющих высшее профессиональное образование, должна составлять не менее 95% в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной профессиональной образовательной программе.

Наличие опыта работы в организациях и учреждениях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла. Эти преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях и учреждениях не реже 1 раза в 5 лет. К профильным организациям и учреждениям относятся учреждения культуры (филармонии, театры, концертные организации, творческие коллективы), а также образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования, реализующие образовательные программы в области музыкально-инструментального искусства.

До 10% от общего числа преподавателей, имеющих высшее образование, может быть заменено преподавателями, имеющими среднее профессиональное образование и государственные почетные звания Российской Федерации в соответствующей профессиональной сфере, или специалистами, имеющими среднее профессиональное образование и стаж практической работы в соответствующей профессиональной сфере более 10 последних лет.

Преподаватели учебного заведения должны регулярно осуществлять художественно-творческую и методическую работу, не менее одного раза в пять лет проходить повышение квалификации.

К методической работе преподавателей наряду с разработкой учебно-методических пособий, написанием и подготовкой к изданию учебников, могут приравниваться следующие формы художественно-творческой деятельности, которые публично представлены, опубликованы, или имеются в виде аудио- и видеозаписи:

новая сольная концертная программа музыканта-исполнителя;

участие в качестве артиста оркестра или ансамбля в новой концертной программе оркестра или ансамбля;

создание произведения музыкального искусства;

создание переложений, аранжировок и других форм обработки музыкальных произведений.

Оценку художественно-творческой деятельности преподавателей осуществляет художественный совет учебного заведения (при наличии), либо Совет учебного заведения. Результаты оценки художественно-творческой деятельности преподавателей утверждаются руководителем учебного заведения.

К формам повышения квалификации преподавателей могут относиться:

присуждение государственной премии;

присвоение почетного звания;

присуждение ученой степени;

присвоение ученого звания;

получение звания лауреата международного или всероссийского конкурса.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Примерная основная образовательная программа среднего профессионального образования по специальности

    Основная образовательная программа
    Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограммасреднегопрофессиональногообразованияпоспециальности 073101 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов) Москва 2011 Материал ...
  2. Примерная основная образовательная программа среднего профессионального образования по специальности (1)

    Основная образовательная программа
    Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограммасреднегопрофессиональногообразованияпоспециальности 073101 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов) Москва 2011 Материал ...
  3. Примерная основная образовательная программа среднего профессионального образования по специальности (3)

    Основная образовательная программа
    ... Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограммасреднегопрофессиональногообразованияпоспециальности ... 1.1. Определение Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограммасреднегопрофессиональногообразования (ПООП СПО) поспециальности 073002 Теория ...
  4. Основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования

    Программа
    ... ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙПРОФЕССИОНАЛЬНОЙОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙПРОГРАММЫ………………………………………………………… …….22 АННОТАЦИИ К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ…………... ……24 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Основнаяобразовательнаяпрограммасреднегопрофессиональногообразованияпоспециальности ...
  5. Профессионально-образовательная программа среднего профессионального образования

    Документ
    ... РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙПРОГРАММЫСПЕЦИАЛЬНОСТИ 230103 Автоматизированные системы обработки информации и управления 4.1.1. Основнаяобразовательнаяпрограммасреднегопрофессиональногообразованияпоспециальности 030503 Правоведение ...

Другие похожие документы..