Главная > Урок


Эстетико-ценностная ориентация личности школьника в процессе формирования графических навыков на уроках технологии

А.В. Ионисян, Р.Д. Гусейнов

Совершенно очевидно, что искусство, безусловно принадлежащее народу, станет внутренним достоянием каждого из нас только в том случае, если будем пробуждать и развивать мастеров в себе самих и в наших детях. Весьма заметна роль формирования графических навыков различными средствами искусства, в том числе и народного творчества, в развитии познавательной способности личности. Вместе с тем, отдавая дань формированию графических навыков как специфическому способу развития интеллекта, нельзя абсолютизировать гносеологический подход, что на практике может выразиться в сугубо просветительском понимании сущности и задач развития графических навыков, к сведению последнего к художественному образованию, обучению. В широком смысле под формированием графических навыков понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом по отношению к объекту с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями о их характере и назначении. В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание путем интериоризации. На этой основе формируется и развивается способность человека к графическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве. Научить школьника воспринимать уже готовые продукты графической деятельности — это важное, но отнюдь не исчерпывающее всего комплекса задач в качестве специфической стороны любого вида творческой деятельности, поскольку именно развитие эстетических чувств, эстетического отношения, творческого воображения личности и следует считать в качестве главной задачи формирования графических навыков на уроках технологии. Приобщение школьников к сокровищнице мировой культуры и искусства — необходимое условие для достижения одной из целей формирования целостной личности, действующей по законам любви и красоты. Полагаясь на сложившуюся практику технологической подготовки школьников, обычно выделяют следующие структурные компоненты в процессе формирования графических навыков: эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности; художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентаций, вкусов; самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности; воспитание творческих потребностей и способностей. Среди последних особую значимость имеют так называемые конструктивные способности: творческое воображение, индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, видение проблем, преодоление стереотипов и др. Формирование графических навыков осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше этот процесс попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность. Эстетическое переживание служит одновременно индикатором художественной ценности произведений народного искусства и в своей завершающей стадии выливается в графическую оценку. Таким образом, художественная деятельность, художественный вкус предстают в виде непосредственной способности личности к восприятию произведений искусства, эмоционально-чувственному переживанию их содержательно-формальных характеристик к мотивированной их оценке и суждению. Художественное начало помимо искусства широко представлено в материальном производстве, в быту, реализуясь в форме красоты и образной выразительности создаваемых человеком предметов. Показывая школьникам произведения народных мастеров, желательно напомнить об их живой связи с традициями народного творчества. Важно, чтобы дети ощутили красоту этих вещей, почувствовали поэзию труда, утонченность линий. Таким путем можно приблизить детей к подлинной красоте, не ушедшей в прошлое, не забытой, а сохраняющей большое значение в нашей сегодняшней жизни и способной оказать самое положительное воздействие на формирование их художественного вкуса. Роль формирования графических навыков велика особенно в творческой деятельности школьника на уроках технологии. Огромная роль в этом принадлежит учителю технологии, который должен пробуждать в детях чувство прекрасного и возвышенного. Еще Достоевский Ф.М. говорил: «Без зачатков положительного и прекрасного нельзя выходить человеку в жизнь из детства, без зачатков положительного и прекрасного нельзя пускать поколение в путь». Эстетико-ценностная ориентация школьника невозможна без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Технология», которые включают формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к явлениям действительности и искусства, формирование художественно-образного мышления как основы развития творческой личности, развитие у школьников способности воспринимать произведения народного творчества как проявление духовной деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства, формирование целостного представления о национальной художественной и графической культуре и их месте в мировой художественной культуре. Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций в процессе развития графических навыков, составления эскизов оформительских работ. На уроках технологии учащиеся знакомятся с произведениями народного творчества и декоративно-прикладного искусства. Практические работы выполняются на основе художественной переработки формы и цвета реальных объектов - листьев, цветов, бабочек, жуков и т.д. Дети начинают выполнять несложные операции с бумагой, картоном, глиной, деревом, металлом и другими природными материалами, а затем продолжают работу кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи. Простые и красивые художественные изделия народных мастеров помогают прививать детям любовь к родному краю, учить их видеть и любить природу, ценить традиции народа, уважать труд взрослых. Произведения декоративно-прикладного искусства передают детям представления народа о красоте и добре. Понимание ритма, гармоничности цветовых отношений, зрительного равновесия форм и цвета, полученное учащимися в процессе декоративной работы, находит затем применение в различных работах на уроках технологии в аппликациях, плетениях, изготовлении игрушек, вышивке и т.д. Формирование графических навыков и художественная культура — важнейшие составляющие духовного облика личности. От их наличия и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Инновационные образовательные технологии в художественно-эстетическом и трудовом воспитании

    Документ
    ... ценностныхориентацийна творческую самореализацию и саморазвитие. Такое ценностное отношение возникает только тогда, когда процесс ... Применение ИКТ наурокахтехнологии 84 Исмагилова Г. И. Труд – великая сила формированияличностишкольника 87 ...
  2. Конструирование современного урока в школе учебно-методическое пособие

    Урок
    ... деятельности, формированию системы ценностныхориентации. Наиболее применимы такие уроки в работе со школьниками среднего и ... дифференцированного подхода науроках обучения грамоте / Е.А. Громкова, Н.И. Наумова // Развитие личности в процессе обучения и ...
  3. Инновационные технологии

    Документ
    ... в системе ценностно-целевых приоритетов ... личностишкольника ... формирования и развития навыков и умений, необходимых для преимущественно учебной коммуникации с ориентациейнапроцесс – образцовую речь на ... технологий создает ситуацию успеха науроках ...
  4. - формирование общей культуры обучающихся

    Основная образовательная программа
    ... предполагает ориентациюпроцессов обучения, воспитания и социализации личностина её само-определение – жизненное, ценностно- ... , развиваются коммуникативные навыки, расширяется опыт социализации. Проект наурокахтехнологии – это самостоятельная ...
  5. Формирование информационной компетентности учащихся на уроках истории и обществознания (из опыта работы)

    Документ
    ... . Информационные технологии позволяют по-новому использовать науроках истории текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию ... личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом ...

Другие похожие документы..