Главная > Отчет


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Шадринский государственный педагогический институт»

ОТЧЕТ

О РЕЗУЛЬТАТАХ САМООБСЛЕДОВАНИЯ

ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА

ЗА 2002 – 2006 ГОДЫ

Шадринск 2006

Редакционная комиссия: В.А. Куприн (председатель), Л.И. Пономарева, О.В. Калинина, Н.Н. Колмогорцева, А.Р. Дзиов

Результаты, приведенные в этом отчете – итог напряженной, кропотливой, повседневной, черновой работы большого коллектива преподавателей, студентов, работников структурных подразделений института за довольно длительный период.

Естественно, что все это в свое время обсуждалось, планировалось, утверждалось на заседаниях Ученого совета института, совещаниях при ректоре, Советах факультетов, заседаниях кафедр.

Представленный отчет института о самообследовании обсужден на Советах факультетов и утвержден на Ученом совете института 21 июня 2006 г. Протокол № 5.

ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», 2006

СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ

  • ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА

  • СТРУКТУРА ВУЗА И СИСТЕМА ЕГО УПРАВЛЕНИЯ

  • СТРУКТУРА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

  • КАЧЕСТВО СОДЕРЖАНИЯ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

  • КАЧЕСТВО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

  • КАЧЕСТВО ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ

  • ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ

  • ВНУТРИВУЗОВСКАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

  • КАЧЕСТВО КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВУЗА

  • КАЧЕСТВО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО, ИНФОРМАЦИОННОГО И БИБЛИОТЕЧНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВУЗА

  • КАЧЕСТВО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА

  • КАЧЕСТВО МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ВУЗА

  • ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

В декабре 2001 года Шадринский государственный педагогический институт успешно прошел государственную аттестацию, комплексную лицензионную экспертизу, а затем и аккредитацию. В ходе аттестации было проверено выполнение требований к условиям реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования, установленных лицензией Минобразования России, качество подготовки специалистов в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов, оценено содержание профессиональных образовательных программ вуза. Все реализуемые вузом программы ВПО получили положительную оценку, а большая группа специальностей, по которым состоялся выпуск специалистов, прошла государственную аккредитацию. Государственную аккредитацию получил и вуз в целом (Свидетельство о государственной аккредитации от 03.12.2002 №0747, в 2003 г. в связи с изменением предельной численности обучающихся выдано новое - серия А № 001147 от 22.04.2003). Институт аттестован и аккредитован до ноября 2007 г. по профессиональным образовательным программам: 8 направлений подготовки и 31 специальности высшего профессионального образования, 5 специальностям подготовки и 2 направлениям послевузовского образования.

В акте проверки комиссии основными пожеланиями были:

- разработать долгосрочную программу развития вуза;

- усилить координацию работы и структуру управления кафедр, учебной и научной части;

- разработать программу подготовки дипломированных специалистов для вуза и повышения квалификации преподавателей.

На сегодня все эти пожелания выполнены.

В ходе работы Государственной инспекции по аттестации высших учебных заведений РФ был проведен анализ и дана положительная оценка основных направлений деятельности института, отмечена хорошая динамика его развития за последние годы. За время, прошедшее после аттестации, вуз продолжил работу по совершенствованию качества подготовки специалистов, развитию научных исследований, укреплению материальной базы.

С 2003 года ежегодно проводится аттестация и аккредитация отдельных образовательных программ, по которым осуществляется первый выпуск специалистов. В 2003 г. аккредитованы специальности «Изобразительное искусство» и «Юриспруденция». В 2004 г. – «Биология» и «Социальная педагогика». В 2006 году аккредитацию проходят специальности «История», «Безопасность жизнедеятельности», «Логопедия», «Менеджмент организации».

В настоящее время государственную аккредитацию имеют 15 программ высшего профессионального образования. (См. таблицу 4). Обучение ведется по 38 лицензированным основным образовательным программам высшего профессионального образования 8 укрупненных групп специальностей. (См. таблицу 3)

Существенно улучшилось за последние годы материально-техническое обеспечение учебного процесса, постоянно обновляется учебное оборудование: вуз располагает 28 компьютерными классами, общее количество компьютеров в них – 529, 154 компьютера задействовано в управлении институтом. Непрерывно расширяются учебно-лабораторные площади: в 2006 г. общая площадь учебно-лабораторных зданий составляет 42456 кв.м, площадь общежитий 7913 кв.м. (См. таблицу 5, 6, 21).

В вузе работают 390 преподавателей, из них 80 докторов наук, 161 кандидат. 61,8% преподавателей имеют ученые степени и звания, в том числе 20,5% - ученую степень доктора наук и (или) звание профессора. (См. таблицу 20). В аспирантуре вуза по 5 научным специальностям обучается 72 человека, 93 работают над диссертациями в качестве соискателей. 39 человек обучается во внешней аспирантуре. За последние 5 лет преподавателями вуза защищено 67 кандидатских и 7 докторских диссертаций. Проведено 32 научных конференции, выпущено 39 монографий объемом 478,1 печатных листов. Научные исследования выполняются в 8 отраслях науки, а количество научных направлений составляет 15.

В соответствии с законодательством, вуз должен проходить очередное лицензирование и государственную аккредитацию, он включен в график комплексной оценки на ноябрь 2006 г. В процессе подготовки к ней, руководствуясь нормативными документами Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, вуз проходил процедуру самообследования, по результатам которого подготовлен настоящий отчет.

Динамика развития за последние пять лет (основные показатели):

показатель

2001 г.

2006 г.

состояние материальной базы (м кв.)

37945

42456

процент дипломированных специалистов

из них докторов наук

42,3

11,1

61.8%

20.5%

количество учебных факультетов

9

12

количество специальностей подготовки

17

38

укрупненные группы специальностей

5

8

монографии

19

39 (с 2002 г.)

защиты диссертаций

в том числе докторские

63(за 5 лет)

3 (за 5 лет)

67(за 5 лет)

7(за 5 лет)

контингент студентов (стационар)

заочное отделение

3395

1813

4535

2738

выпуск специалистов

в том числе очное отделение

700

435

1195(2005 г)

692(2005 г.)

конференции, в том числе:

международные

всероссийские

межрегиональные

27 (за 5 лет)

-

3

24

32 (за 5 лет)

5

5

22

  • ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА

Шадринский государственный педагогический институт (далее институт) является государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования. Институт организован в 1939 г. по постановлению Совета Народных Комиссаров РСФСР от 27 июля 1939 г. № 318 как учительский институт. В 1943 г. на основании распоряжения СНК СССР №22285 реорганизован в Шадринский государственный педагогический институт. Институт имеет статус юридического лица. Его учредителем является Правительство Российской Федерации. Полномочия учредителя осуществляет Федеральное агентство по образованию.

Деятельность вуза осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», законодательными и нормативными актами Правительства Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации, Федерального агентства по образованию, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, «Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования Российской Федерации», Уставом и внутренней нормативной документацией. Устав института утвержден Минобразованием России 17.02.1997 и зарегистрирован Администрацией г. Шадринска Курганской области от 05.03.1997 г. №151. Новая редакция Устава принята конференцией вуза 23 января 2002 года, утверждена Министерством образования РФ 9 апреля 2002 г. и зарегистрирована постановлением администрации г. Шадринска 22 мая 2002 г. № 432. Дополнения к Уставу (новая редакция) приняты конференцией вуза 31 января 2003 г., утверждены Министерством образования РФ 21 февраля 2003 г. и зарегистрированы решением инспекции МНС России по г. Шадринску № И-49 от 06 марта 2003г. Дополнения и изменения в Устав приняты конференцией вуза 08 октября 2004 г., утверждены Федеральным агентством по образованию 23 ноября 2004 г.

Образовательная деятельность вуза осуществляется в соответствии с лицензией Государственного Комитета Российской Федерации по высшему образованию от 06.03.94 №16Г-219, приказами Минобразования России: от 23.05.95 № 252, от 16.12.96 № 484, от 22.05.97 № 983, от 20.08.97 № 1260, от.02.04.98 № 847, от 16.02.99 № 376, лицензией Министерства образования Российской Федерации от 01.04.99 № 24Г-0393, приказами Минобразования России: от 02.02.2000 № 308, от 01.02.2001 № 332, от 15.02.2001 № 497, от 11.03.2001 № 857, от 11.03.2001 № 892, 30.07.2001 № 2836, лицензией Министерства образования Российской Федерации от 12.04.02 № 24Г-1779, приказом Минобразования России от 18.11.02 № 4014, лицензией Министерства образования Российской Федерации от 22.04.03, регистрационный № 0600, серия А № 000620, приказами Минобразования России: от 19.12.03 № 4686, от25.02.2004 № 861, приказами Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 02.02.2005 № 165, от 12.04.2005 № 939, от 06.12.2005 № 2281, от 12.01.2006 № 4.

Институт осуществляет подготовку по 38 профессиональным образовательным программам специальностей подготовки в сфере высшего профессионального образования, 5 программам послевузовского образования.

Первая аттестация института состоялась в 1996 году. Приказ Минобразования России об аттестации Шадринского государственного педагогического института от 15.07.96 № 364. Срок окончания действия аккредитации – декабрь 2001 года.

Вторая аттестация вуза состоялась в 2001 г. Приказ Госинспекции при Минобразовании о проведении аттестационной экспертизы вуза от 30.11.2001 № 46-986. Постановление Госинспекции при Минобразовании России от 09.09.2002 № 4204, заключение по государственной аттестации Госинспекции по аттестации учебных заведений России при Минобразовании РФ от 03.12.2002 №0372. Свидетельство о государственной аккредитации серии А № 00789 от 03.12.2002, регистрационный № 0747. Приказом Министерства образования РФ от 22.04.2003 № 1733 вузу установлена новая предельная численность контингента обучающихся 4900 человек и выданы новые лицензия и свидетельство о государственной аккредитации. Срок окончания действия лицензии – июнь 2007 г.

Свидетельство о государственной аккредитации серия А № 001147 от 22.04.2003, приказы Минобразования РФ от 22.04.2003 №1733, от 10.12.2003 № 4549, приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 01.12.2004 № 461. Шадринский государственный педагогический институт является аккредитованным образовательным учреждением.

Срок окончания действия аккредитации – ноябрь 2007 г.

Вуз имеет Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, серия 45 № 000488464, основной регистрационный № 1024501204034 10 февраля 2004 г., за государственным регистрационным № 2044515000396. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе серия 45 № 00111996, ИНН 4502000900 от 29.05.2002.

Свидетельство о внесении в Реестр федерального имущества имущества, закрепленного за вузом на праве оперативного управления № 015251, реестровый № 04500309 присвоен 24.12.1999.

Оформлены договорные отношения на арендуемые вузом для учебных нужд площади. Договор безвозмездной аренды помещений, находящихся в муниципальной собственности г. Шадринска № 131 от 31.03.2003.

Оформлены договорные отношения с учреждениями и организациями, с которыми вуз постоянно взаимодействует, осуществляя образовательную деятельность. Заключены и действуют следующие договоры:

Учредительный договор ассоциации Тюменский региональный научно-образовательный комплекс» с соучредителями от 29.01.2004;

Договор о совместной деятельности и коллективном членстве с Международной академией наук педагогического образования от 25.06.2004

Договор о сотрудничестве с ГОУ СПО Тюменский государственный колледж связи, информатики и управления;

Договор о сотрудничестве с ГОУ СПО Челябинский государственный профессионально-педагогический колледж;

Договор о сотрудничестве с ГОУ СПО Тюменский государственный колледж профессионально-педагогических технологий;

Договор о сотрудничестве с ГОУ СПО Шадринский государственный профессионально-педагогический колледж от 02.02.2004;

Договор о сотрудничестве с ГОУ СПО Куртамышское педагогическое училище от 18.05.2004

Договор о сотрудничестве с ГОУ СПО Мишкинское педагогическое училище от22.06.2004;

Трехсторонний договор с ГлавУО Курганской области и отделом образования Администрации г. Шадринск о совместной деятельности в системе дошкольного образования Курганской области от 10.01.2006;

Договор о совместной деятельности с МОУ «Лицей № 1» г. Шадринск от 06.02.2006;

Трехсторонний договор о совместной деятельности с МОУ «Гимназия № 9» г. Шадринска и ГУ «Центр занятости населения» г. Шадринск от 28.02.2006;

Договор о совместных действиях по реализации целевой контрактной подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием с ГлавУО Курганской области от 24.03.2006;

Заключены договоры с учреждениями и организациями, предоставляющими базы практик для проведения различных видов практик в соответствии с ГОС по специальностям, реализуемым в вузе.

Различные стороны вузовской деятельности регулируются внутривузовскими нормативными документами (локальными актами), принятыми, в соответствии с Уставом, Ученым советом (конференцией) и утвержденными ректором.

Внутренние локальные акты:

  1. Коллективный договор;

  2. Правила внутреннего распорядка;

  3. Положение об Ученом совете;

  4. Положение о библиотеке;

  5. Положение о факультете;

  6. Положение о кафедре;

  7. Должностные инструкции профессорско-преподавательского состава;

  8. Положение о порядке замещения должностей профессорско-преподавательского состава;

  9. Положение об Учебно-методическом управлении;

  10. Положение об Учебно-методическом совете;

  11. Положение о Совете по воспитательной работе;

  12. Положение о факультете довузовской подготовки;

  13. Положение о факультете повышения квалификации и профессиональной переподготовки;

  14. Положение о послевузовском образовании;

  15. Положение о внутривузовских грантах;

  16. Положение о заочном отделении;

  17. Положение о приемной комиссии;

  18. Положение об организации практики студентов;

  19. Положение об Итоговой государственной аттестации выпускников;

  20. Положение о выпускных квалификационных работах;

  21. Положение о порядке контроля учебной работы и оценке знаний студентов;

  22. Положение о стипендиальном обеспечении студентов и аспирантов;

  23. Положение о порядке предоставления академических отпусков студентам;

  24. Положение о порядке обучения студентов в сокращенные сроки;

  25. Положение о порядке перевода студентов в ШГПИ из другого высшего учебного заведения;

  26. Положение о системе управления качеством образования

  27. Положение о выборах декана факультета

  28. Положение о выборах заведующего кафедрой.

  29. Положение о студенческом отряде охраны правопорядка.

  30. Положении об организации воспитательной работы со студентами.

  31. Должностная инструкция заместителя декана по воспитательной работе.

  32. Положение о студенческом клубе.

  33. Положение о спортивном клубе.

  34. Положение о деятельности психолого-социологического центра.

  35. Положение о кураторе студенческой академической группы.

  36. Положение о студенческом совете.

  37. Положение о студенческой Думе.

  38. Положение о студенческом общежитии

На основании проведенного самообследования можно сделать вывод, что нормативно-правовая база вуза обеспечивает выполнение лицензионных, аттестационных, аккредитационных требований.

  • СТРУКТУРА ВУЗА И СИСТЕМА ЕГО УПРАВЛЕНИЯ

В соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными актами Министерства образования и науки, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по образованию и Уставом ШГПИ управление вуза осуществляется на принципах единоначалия и коллегиальности.

Высший представительный орган института – конференция.

Общее руководство институтом осуществляет выборный представительный орган – Ученый совет. Ежегодно на первом заседании Ученого совета утверждается план его работы на учебный год.

Непосредственное управление деятельностью институтом осуществляет ректор, который руководствуется в своей деятельности Положением о статусе ректора государственного высшего учебного заведения федерального подчинения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 695 от 11.07.1996 г.

Управление структурными подразделениями института по различным направлениям осуществляется проректорами. Руководители структурных подразделений назначаются или утверждаются ректором в соответствии с положениями об этих подразделениях. Проректоры работают в соответствии с возложенными на них обязанностями по направлениям деятельности вуза. Планы работы проректоров по направлениям ежегодно утверждаются ректором. Узловые вопросы деятельности вуза постоянно рассматриваются на заседаниях Ученого совета, совещаниях при ректоре, на советах факультетов, заседаниях учебно-методического и других советов.

Факультет в составе института – самостоятельное подразделение, имеющее в своей структуре кафедры, отделения, лаборатории. Руководит факультетом декан, который в своей деятельности опирается на Устав вуза, внутривузовское Положение о факультете, другие нормативно-распорядительные документы. По основным направлениям работы деканата: учебной и воспитательной, в соответствии с возложенными на них обязанностями действуют заместители декана. Заведующий кафедрой осуществляет свои полномочия в соответствии с Уставом вуза, Положением о кафедре и другими нормативными документами. Должности декана и заведующего кафедрой – выборные.

Анализ выполнения лицензионных требований показал, что Шадринскому государственному педагогическому институту удалось добиться значительных положительных изменений в деятельности большинства выпускающих кафедр и факультетов института.

За последние 5 лет в структуре института увеличилось число учебных подразделений, а именно: число факультетов возросло с 13 до 14, из них 12 учебных факультетов, факультет довузовской подготовки, факультет переподготовки и повышения квалификации работников образования, число кафедр вуза увеличилось с 26 до 35. Обучение ведется по 38 основным лицензированным специальностям. Таким образом, очевидна наметившаяся динамика становления Шадринского государственного педагогического института как ведущего регионального центра подготовки педагогических кадров.

В 2003 г. На базе учебного отдела образовано учебно-методическое управление, которое возглавило работу по развитию методического обеспечения учебного процесса, расширению внутривузовской нормативной базы. Управление осуществляет, в соответствии с внутривузовским Положением о его деятельности, функции координации, организации и контроля учебной работы в вузе. В рамках своих полномочий, управление запрашивает в структурных подразделениях вуза отчетные материалы. На управление также возложена общая организация учебных и производственных практик. Важнейшим направлением деятельности управления является контроль за соблюдением лицензионных и аккредитационных требований и условий осуществления учебного процесса, обеспечение качества образования. При этом оно тесно взаимодействует с заместителями деканов по учебной работе, Учебно-методическим советом, кафедрами. Усилиями учебно-методического управления были разработаны и изданы справочно-нормативные материалы по организационно-методическому обеспечению работы кафедр и деканатов. Разработано и внедрено «Положение об организации практики студентов Шадринского государственного педагогического института», на основе которого действуют факультетские положения о практиках.

В целях развития системы управления качества образования, лучшей координации работы учебных подразделений в 2005 г. создан Учебно-методический совет вуза, в состав которого вошли наиболее авторитетные и опытные преподаватели – представители факультетов. Совет работает в соответствии с Положением об УМС и согласно плану работы, который утверждается ежегодно. В рамках своей деятельности совет рассматривает актуальные вопросы учебной и методической работы кафедр, выносит рекомендации по изданию учебно-методической литературы. Первостепенное внимание совет уделяет также разработке аттестационных (тестовых) материалов по специальностям вуза. Публикацией учебно-методических изданий занимается редакционно-издательский отдел.

В 2005 г. начал работу вычислительный центр института, на который возложены задачи обеспечения внедрения информационных технологий в учебный процесс.

На основе проведенного самообследования можно сделать вывод, что структура вуза и система его управления обеспечивают выполнение лицензионных, аттестационных и аккредитационных требований.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Результаты самообследования за 2011-2012 учебный год

    Документ
    РЕЗУЛЬТАТЫСАМООБСЛЕДОВАНИЯ За 2011-2012 учебный ... сад компенсирующего вида № 1703 Результатысамообследования ГБОУ детский сад № 1703 ... т.п. Основные направления деятельности учреждения с учетом результатов прошедшего года. Запланированы мероприятия по ...
  2. Результаты самообследования деятельности маоусош д ореховно за 2011/2012 учебный год

    Документ
    Результатысамообследования деятельности МАОУСОШ д. Ореховно за 2011/ ... и молодежной политики Новгородской области 0 38 Результат смотра-конкурса 3 место 39**** % учащихся ...
  3. Результаты самообследования «русская классическая школа» г рязани

    Документ
    Результатысамообследования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа ... , всероссийских конкурсах. Конечным результатом воспитания в Русской классической ... – 1 (10-11кл. -3) - - 20 9.3. Результаты участия в соревнованиях, конкурса, конференциях, других ...
  4. Результаты самообследования

    архив
    Результатысамообследования МБОУ «Жабская основная ... , технологии, ОБЖ, физической культуре, результаты которых подведены на общешкольной линейке ... Литература Гребеник А.В. призёр - - Анализ результатов олимпиад показал, что количество победителей ...
  5. О результатах самообследования (

    Автореферат диссертации
    ... «5» ноября 2009 года (протокол №3) О Т Ч Е Т о результатахсамообследования Стерлитамакского института физической культуры (филиала ... сельские районы Республики Башкортостан. В результатесамообследования рассмотрены отзывы Министерства образования, ...

Другие похожие документы..