Главная > Документ
Публичное/приватное
вгендерноманализе
Часть 1
Публичное/приватное
как мужское/женское
постулат о базовой биологической
дихотомии между мужчиной
и женщиной = биологический детерминизм
Андроцентризм антропологии
Мужчины – эксперты, лучшие информанты
Женщины как подчиненные мужчине во многих обществах
Асимметрия и различия как универсальные неравенство и иерархия
Предысторияпонятий на примере антропологии
«Антропология –этоизучениечеловека (man), включаяженщину» (Б.Малиновский)
Мужские роли в центре анализа, как образцы жизненного опыта всей общины
Социальная антропология: функционализм 1920е-1980е
Исследования женщин и женских ролей в эволюции человеческого общества, рода и семьи, в условиях глобального капитализма
Категория «женщина»
Маргарет Мид
«Пол и темперамент», 1935
«…многие, еслиневсечертыличности, которыемысчитаеммужскимиилиженскими, такжеслабосвязанысполом, кактаодежда, манерыилиголовнойубор, которыеобществовданныйпериодпредписываеткаждомуполу»
Структурный функционализм
Женская – экспрессивная
Мужская- инструментальная
взаимодополняемостьролей
Парсонс о семье
Основнаяобязанность материальной поддержки нуклеарной семьи лежит на одном из ее членов - взрослом мужчине.
Большая часть работающих женщин - незамужние, либо вдовы, и даже, если они замужем, то не имеют детей (либо их дети уже выросли)
Women’s studies
Gender studies (1970-1980)
Критика андроцентричных и евроцентричных предрассудков в науке
Патриархат: интересы женщин подчинены интересам мужчин – в разделении труда и других формах социальной организации
Чем объясняются патриархатные отношения? Биология? Психология?
Субъективные намерения индивидов?
Структурализм
Шерри Ортнер «Относится ли женское к мужскому так же, как природа к культуре?» (1974)
Дихотомии публичный-приватный, продукция-репродукция и культура-природа
Подчинение женщин = универсальный и кросскультурный феномен
Причины – в социальной структуре, культуре и социализации
Контроль над природой/женщиной
«..мы отождествляем культуру с представлением о человеческом сознании и продуктах этого сознания (например, системах мышления и технологией), посредством которых человек стремиться осуществить контроль над природой» (Ш.О.)
Репродуктивныефункции:
Тело/разум = Природа/культура = статусная иерархия
Женское тело и его функции кажутся близкими к природе
традиционные женские роли кажутся менее «окультуренными»
девальвация женского труда в целом
«Женскаяработа»
Естественное занятие для женщин
«Идеология семейной оплаты»
Моральное вознаграждение
Более легкие задания (не нужны навыки, сила)
Ортнер и после: механизмы производства сексистских идеологий
стратегии колонизации: гендер, раса и класс
оправдание экспансии цивилизационной миссией, цивилизация как западная модель культуры и общества
белая женщина на страже морали, «цивилизаторская функция» женщин
Публичное/приватное в экономическом объяснении гендерного неравенства
Подчинение женщин (Энгельс: прибавочный продукт и наследование)
Женщины при капитализме являются резервной рабочей силой
Пол, разделениетрудаистратификация: ДжоанХубер
Джоан Хубер («заглянуть внутрь домохозяйства»):
женская домашняя работа
рождение и грудное вскармливание детей
не дают прибавочного продукта и не включается в совокупный национальный продукт
Приватноеипубличное:
ДжоанХубер, 1970е–модельгендернойстратификации
1) члены семьи, производящие продукты, обладают большей властью и престижем, чем потребляющие
2) та работа, которую выполняют женщины, должна быть совместима с беременностью и грудным вскармливанием
3) наибольшая власть и престиж в обществе у тех, кто контролирует распределение материальных ценностей за пределами семьи
Как это применить к анализу социал. политики?
Гендер, экономика и
социальная политика
1) Существует разделение труда по признаку пола: оплачиваемая занятость и _______ _____ труд.
2) Обществом признается и одобряется _____ труд.
3) Оплачиваемый труд женщин характеризуется ____, ______ , _____
4) модели социальной поддержки, связанные с рынком и занятостью, являются _______ механизмами распределения социальных ресурсов
Джоан Хубер
статус женщин - их степень участия в обеспечении пищей
добывание еды предполагает длительное отсутствие дома (кочевые общества, охота)
война становится значимым способом увеличения «излишков»
исключение женщин из этой деятельности сопровождается их отдалением от оружия и технологии
Усовершенствование орудий труда увеличение количества пищи, снижение уровней смертности и рождаемости
В постиндустриальную эпоху статус женщин улучшается
однако ключевым становится внутрисемейное разделение труда.
поддержание патриархатного порядка в обществе
Гендерныйподходвсоциологии
Анализ отношений власти, организованных на основании культурно-символического определения пола
Гендер – комплексная характеристика статуса, которая возникает на пересечении множества признаков индивида и/или группы.
Социальное конструирование гендера: Сью Шарп
Следует анализировать:
историческую перспективу
требования сегодняшней экономической и социальной структуры
идеи, убеждения и ценности, касающиеся мужчин и женщин, которые укоренены в научном знании (биологии и психологии)
Социальное конструирование гендерных различий
Маргарет Мид: не существует универсальных “мужских” и “женских” черт личности
маскулинные” и “феминные” качества достаточно иллюзорны и не могут принадлежать исключительно одному полу
Сью Шарп
«Я была бы рада сказать, что, хотя мужчинам и женщинам традиционно приписываются разные черты, они, по крайней мере, имеют одинаковую ценность и статус. К сожалению, это не так»
«…вероятнее всего, девочки из рабочих семей более непосредственно вспоминают те различия в ролевых ожиданиях, которые существуют между мужчинами и женщинами».
Социальное конструирование гендера
Биологический пол vs. социальная категория принадлежности к полу
Гендер – работа общества по приписыванию пола
создание гендера на микроуровне
воспроизводство гендерного неравенства в повседневном взаимодействии
«Женщина не существует»
Пересмотрструктурализма
(1980понастоящеевремя)
Универсальность женской субординации?
Применимы ли дихотомии для кросскультурного анализа
Возможны ли общества, где мужчины и женщины имели хотя и дополнительные, но равные роли?
Пересмотрдихотомий«тело/разум», «теория/практика», «женщина/мужчина», «мы/они»
Контроль над телом вообще и над телом женщин в особенности?
Представление женщин как «более телесных», чем мужчин?
«Мужские исследования»
Субъект и объект исследования. Кто определяет канон текста?
Культурная история «снизу», слово замалчиваемым. Постколониальные исследования
Публичное/приватное
вгендерноманализе
Часть 1
Публичность/приватность: переосмысление
С возникновением государственных институтов модерности и становлением капиталистической экономики термин ";приватное"; стал относиться:
к домашнему хозяйству,
к экономическому порядку рыночного производства, обмена, распределения и потребления
к сфере гражданских, культурных, научных, художественных ассоциаций, функционирующих в рамках гражданского общества
Публичность/приватность: переосмысление
Граница между интимностью и публичностью стерта
";Публичностьприватного"; – новая общественная ценность (Р. Барт) ";взрыв приватного на публике";, т.е. публичное потребление приватного, есть процесс глубоко амбивалентный – постоянное переопределение границ
расширение участия женщин в жизни публичной сферы
«Личное есть политическое»
Публичность/приватность: переосмысление
защита privacy в условиях роста государственной и не-государственной бюрократии в современных обществах
Приватное – те аспекты жизни и деятельности, куда личность имеет право не допускать других
то, что сама личность предпочитает держать подальше от публичного внимания (Айрис Янг Private and Public Identities )
Гендерная система:
публичное и приватное
(Е. Здравомыслова, А. Темкина)
Гендерная система – совокупность отношений между мужчинами и женщинами, включая идеи, неформальные и формальные правила и нормы, определенные в соответствии с местом
Гендерная система – это институты, поведение и социальные взаимодействия, которые предписываются в соответствии с полом
Гендерная система
представляет собой совокупность гендерныхконтрактов
предполагает гендерное измерение публичной и приватной сферы
относительно устойчива и воспроизводится социализационными механизмами
Публичность/приватность: трансформации гендерной системы
«Классический капитализм» первой половины 20-го века: публичная сфера как преимущественно сфера мужской занятости (первичная по значимости), частная сфера – женской (вторичная по значимости, обслуживающая).
иерархия ролей гендерной системы («патриархатная»)
базовый гендерный контракт = ";домохозяйка"; (housewife) и ";кормилец"; (breadwinner)
Сегодня для среднего класса -- контракт ";равного статуса";
выравнивание положения прав и возможностей мужчин и женщин как в публичной, так и в приватной сфере
«Квазипубличная сфера»
Гендерная система, окончательно сложившаяся в России (СССР) в 30-е годы, соединила радикальные марксистские и традиционные российские ценности:
вовлечение женщины в производство за пределами семьи
в сочетании с традиционными ценностями
Гендерный контракт “работающая мать”
участие женщин в общественно полезном труде и контролируемой общественной деятельности
специфическая роль в приватной сфере социалистического общества.
Квази-общественная жизнь
Государство/семья
Роль женщины в советском и традиционном обществе
";Кухня"; как сфера женского доминирования и символ интеллектуальной жизни
Чуйкина: феномен “открытого дома” - квартиры, функционирующей в качестве квази-публичного пространства
функция места встречи, штаб-квартиры лидера, места оказания помощи, информационного центра, библиотеки
Семья как эрзац общественной (публичной) сферы, анти-государство и сфера свободы (Havelkova 1993).
Частная сфера – организация отношений “взятка-блат” и система государственного распределения
Женскийактивизм
Социальная конструкция гендера в России и соответствующая ему гендерная система предполагают высокую степень социального активизма женщин
Гендерная специфика активизма - воспроизводит существующие гендерные стереотипы
Изменение гендерных стереотипов в процессе участия
Факторы мотивации и гендерная идентичность
эссенциалистская идеология женского предназначения
отказ от традиционной роли
«Женщины
и развитие», ООН
критерии определения статуса женщин приблизительны и зависят от методов сбора данных и желания зачастую скрыть положение дел, напр. статистика по
сравнительному потреблению и расходу калорий мужчинами и женщинами,
насилию в отношении женщин
государственной политике по улучшению их положения
политика, которую выстраивает на основании этих данных Всемирный банк и Международный валютный фонд, вызывает разрушение тех традиционных систем (землепользования, наследования, ирригации), в которых женщины могут обладать властью, и формирует новую капиталистическую стратификацию, в которой они ее теряют.
Публичное/приватное
вгендерноманализе
Похожие документы:
- Программа курса
... публичную и приватную сферы. Вертикальная и горизонтальная сегрегация: «женская» и «мужская» работа. Рынок труда какгендерный институт. Гендерные аспекты технологии. Гендерное ...
- Программа курса
... публичную и приватную сферы. Вертикальная и горизонтальная сегрегация: «женская» и «мужская» работа. Рынок труда какгендерный институт. Гендерные аспекты технологии. Гендерное ...
- Список учебников
... как ее основополагающая часть, как ... приватность ... публичного права. Теоретик публичного ... какмужское (а правильнее как маскулинное) или какженское ... гендерными. Ахцент постепенно переносится с "женского фактора" на анализгендерных отношений и того, как ...
- Список учебников
... как ее основополагающая часть, как ... приватность ... публичного права. Теоретик публичного ... какмужское (а правильнее как маскулинное) или какженское ... гендерными. Ахцент постепенно переносится с "женского фактора" на анализгендерных отношений и того, как ...
- Исследование
... о мужском и женскомкак базовых категориях социального порядка. Гендерные стереотипы ... и гражданин) женщины в приватной – вторичной и, соответственно, ... основной частиженского движения ... Франции и анализа современного положения публичного образования ...
Другие похожие документы..