Главная > Программа


город Маркс Саратовской области

« Согласовано» «Рассмотрено»

Председатель комитета образования на Управляющем совете

Администрации ММР МОУ - СОШ № 6 г. Маркса

Саратовской области

_________________Г.В. Воеводина «30» апреля 2008г.

«05» мая 2008г

«Утверждаю»

Приказ № 160 от 05.05.2008 г

Директор школы ________ Г.Н.Полищук

ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ

на 2008 -2010 годы

СОДЕРЖАНИЕ

1.

2.

Пояснительная записка к Программе развития.

Паспорт программы.

4

5

3.

Обоснование программы.

5 - 11

4.

Основные направления программы.

11

5.

Содержательная характеристика этапов программы.

12 - 15

6.

Структура управления программой.

15 - 17

7.

Критерии эффективности программы.

17 - 18

8.

Информационно – аналитическая справка .

18 - 38

9.

Концепция развития школы. Модель выпускника школы.

38-42

10.

11.

Приложение. План мероприятий по реализации Программы развития.

Приложение. Программа «Здоровье». Подпрограммы.

43-47

48

Программа развития Муниципального общеобразовательного учреждения- средней общеобразовательной школы №6

города Маркса Саратовской области

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к программе развития МОУ - СОШ № 6 г Маркса

Программа развития школы разработана педагогичес­ким коллективом на период с 2008 по 2010 г. В програм­ме отражены тенденции развития школы, охарактери­зованы главные проблемы и задачи работы педагоги­ческого и ученического коллективов, представлены меры по изменению содержания и организации обра­зовательного процесса. Развитие школы в данный пе­риод предполагает поиск путей и создание условий для личностного роста учащегося, его подготовки к полно­ценному и эффективному участию в различных видах жизнедеятельности в информационном обществе. Специфика развития школы в данный период опреде­ляется тем, что образовательное учреждение нацелено на перспективу с 1 сентября 2008 работать в режиме многопрофильного ресурсного центра через сетевое взаимодействие с ОУ города и района.

В связи с этим многие положения программы развития школы отра­жают приоритетные направления развития российс­кого образования и программы развития образования Марксовского муниципального района.

  • Цели III Программы развития школы на период с 2008 по 2010 годы: создание эффективной образовательной среды, способствующей обеспечению основных прав детей на образование;

повышение качества оказываемых потребителям образовательных услуг;

создание необходимых условий для поступательного развития многопрофиль-

ной общеобразовательной школы, в дальнейшем многопрофильного ресурсно-

го центра.

  • Назначение Программы: данная программа разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», законом РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка», с «Конвенцией о правах ребёнка», «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года» - является организационной основой деятельности МОУ - СОШ №6. Программа определяет стратегию приоритетного развития обучающихся в условиях эффективной образовательной среды, способствующей обеспечению основных прав детей на образование, гарантию полноценного развития каждого обучающегося.

  • Сроки реализации программы: 2008 – 2010 год.

  • Программа обсуждена и утверждена на Совете школы. Функцию управления реализацией программы развития выполняет Научно – методический Совет школы.

Национальный проект в сфере образования ставит задачу достижения нового социального качества образования на основе обеспечения «инновационного прорыва». Инновационное развитие современного образовательного учреждения возможно на основе эффективной работы.

Средняя общеобразовательная школа №6 является муниципальной экспериментальной площадкой по предпрофильной подготовке и профильному обучению. В настоящее время работа в этом направлении является условием достижения школой значимых социальных результатов.

В концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006 – 2010 годы, утверждённой Правительством Российской Федерации 3.09.2005 года говорится о том, что «главное преимущество высокоразвитой страны связано с её человеческим потенциалом, во многом определяющимся образованием. Именно поэтому в настоящее время перед образованием стоят задачи, заключающиеся в:

  • создании условий для повышения конкурентноспособности личности;

  • формировании квалифицированных кадров, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал страны;

  • формировании кадровой элиты общества, основанном на свободном развитии личности.

В контексте решения стратегических задач современного образования строит свою деятельность школа №6.

Актуальность проблемы, над которой работает школа в режиме муниципальной экспериментальной площадки, обусловлена целым рядом причин:

  • Концепция модернизации Российского образования в качестве одного из основных результатов образовательной деятельности определяет формирование у выпускников основной школы набора ключевых компетентностей.

Понятие компетентности включает не только когнитивную и операционно-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает результаты обучения, систему ценностных ориентаций, привычки и др. Компетентности формируются не только в процессе обучения, но и под влиянием внеурочной (надпредметной) деятельности, уклада жизни школы – то есть образовательной среды школы. В связи с этим реализация компетентностного подхода зависит в целом от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живёт и развивается школьник.

  • В современном мире ухудшается экологическая обстановка, возникают эмоциональные и физические перегрузки. В условиях российского общества на личность оказывает отрицательное влияние социально-экономическая обстановка. Всё это непосредственно отражается на физическом, психическом и духовном здоровье населения. Поэтому ребёнок и взрослый нуждаются в благоприятной комфортной безопасной образовательной среде школы. В настоящее время родители обучающихся оценивают деятельность образовательного учреждения по характеру образовательной среды.

  • Современный школьник «включён» в различные информационные потоки, через средства массовой информации и Интернет связей с остальным миром. Очень часто внешние информационные влияния оказывают негативное воздействие на развитие личности. Поэтому важно представлять и учитывать информационные влияния. Необходимо воспитывать критическое отношение к получаемой информации, умение самостоятельно принимать решения и прогнозировать последствия применяемых решений и поведения. На решение этих задач также нацелена эффективная образовательная среда школы.

  • Как показывают современные исследования, образовательная среда школы может оказывать значительное влияние на развитие индивидуальных качеств учащегося, его способностей и интересов. Образовательная среда, обладающая избыточными возможностями, позволяет решать целый спектр воспитательных психолого-педагогических задач – от поддержки детей, нуждающихся в более интенсивном развитии, до обеспечения возможностей высших достижений для одарённых детей.

  • Образовательная среда, формирующаяся в школе, имеет решающее значение для процессов успешной социализации и воспитания учащихся. От условий школьной среды зависит становление качеств личности молодых людей.

  • Школа призвана эффективно содействовать развитию и проявлению ребенком своих личностных качеств, формированию его индивидуальности, способности к нравственной творческой реализации своих возможностей.

  • Необходимо осуществление дифференциации обучения старших школьников на основе профилизации.

  • В соответствии с современными требованиями необходима разработка индивидуальных учебных траекторий для каждого старшего школьника в соответствии с его способностями, интересами и устремлениями, а также желаниями родителей.

  • Для совершенствования интеллектуального потенциала учащихся имеет важное значение функционирование научного общества обучающихся с выходом на научные конференции, в том числе в высших учебных заведениях.

  • Для оптимизации и продуктивности учебно-воспитательного процесса имеет решающее значение внедрение новых информационно-коммуникационных технологий в методику преподавания, апробация возможностей дистанционного обучения.

Таковы общие причины, определяющие актуальность направлений и содержания программы развития школы.

Анализ современной образовательной ситуации показывает, что необходимы:

• выработка и реализация качественно нового, личностного и развивающеориентированного образования на основе сохранения и поддержки индивидуальности ребенка;

• создание условий для предметно — нравственной среды, стимулирующей коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка — организованную в зависимости от возрастной специфики его развития;

• интенсивное включение в образовательный процесс школы возможностей дополнительного образования (кружки, секции, студии);

• создание условий и механизмов внутри школы для возникновения детских, общественных организаций, ученического самоуправления;

• формирование устойчивости к асоциальным влияниям, к возникновению вредных привычек и неадекватных способов поведения;

• создание условий для осознанного выбора каждым учащимся своей образовательной траектории.

Анализ внутренних факторов.

Положительным в работе школы являются следующие моменты:

  • создана методическая служба школы, включающая творческие объединения педагогов, предметные кабинеты;

  • разработаны договорные основы взаимоотношения администрации и педагога;

  • в школе стали ежегодными конкурсы: «Учитель года», «Самый классный классный», систематически проводится профессиональная учёба;

  • педагогами школы практикуются задания для учащихся с разным уровнем обученности и обучаемости;

  • разработана многоуровневая система оценки индивидуальных достижений учащихся;

  • разработан пакет диагностических работ по всем предметам учебного плана;

  • разработана программа валеологического просвещения школьников, игры и упражнения для учащихся в соответствии с их группами здоровья;

  • создана психолого-социальная служба.

  • образовательные услуги школы имеют устойчивый высокий рейтинг у населения;

  • за период реализации предыдущей Программы развития школа стала приоритетной по количеству учащихся, опорной в отделе образования по ряду учебных дисциплин, воспитательной работе, и по реализации здоровьесберегающей программы;

  • результативна творческая работа школьного методического совета и ШМО как внутри школы, так и на районном уровне: регулярно проводятся обучающие и проблемные семинары, мастер-классы по ряду предметов;

  • широкий спектр элективных курсов по различным предметам учебного плана способствует осознанному выбору профиля обучения;

  • ежедневные динамические паузы и профилактические мероприятия по плану, проведение уроков оздоровительной физкультуры и занятия ОЗОЖ снизили уровень заболеваемости и асоциального поведения обучающихся.

Вместе с тем анализ внутренних факторов позволяет выявить и

недостатки в работе коллектива и их причины:

На параллели 9х классов школа реализовывала идею профильного обучения. Были созданы профильные классы: социально - экономический, социально-гуманитарный, информационно-технологический. В ходе профориентационной работы, выявилось, что профессиональные намерения учащихся и уровень их выбора будущей профессии не всегда осознан. Полученные результаты позволили условно выделить три уровня осознанности профессионального плана: хорошо осознанный, недостаточно осознанный и неосознанный. У учащихся 9-х классов преобладают недостаточно осознанные мотивы выбора профессий. У старшеклассников преобладает внешняя мотивация. Причиной, затрудняющей осознанный выбор профессии, является низкий уровень психологических знаний учащихся, недостаточная осведомленность о своих способностях, индивидуально-психологических особенностей. В связи с этим необходимо решение комплекса задач по профконсультированию и профпросвещению учащихся.

  • Другое направление проблемно-ориентированного анализа связано с изучением сформированности интеллектуальных, познавательных и исследовательских умений школьников, что является основой для организации учебно-развивающей деятельности учащихся. При выявлении уровня сформированности интеллектуальных и исследовательских умений у школьников 9-х классов были получены следующие результаты. В классах более высокого уровня обучения интеллектуальные и исследовательские умения более развиты. Вместе с тем учителям необходимо уделить большее внимание развитию таких умений, как наблюдение, выделение главного, постановка проблемы, анализ и синтез информации.

  • Таким образом, обозначим другую проблему, связанную с необходимостью развития интеллектуальных и исследовательских умений учащихся.

Эта проблема связана с недостаточной разработанностью технологического и методического обеспечения для развития данных личностных качеств обучающихся в школе. Разработка способов повышения эффективности учебного процесса в школе является актуальной проблемой и по другой причине. Расширение ведет за собой непрерывное увеличение объема и сложности учебного материала, что при использовании неэффективных технологий обучения может вести к перегрузке учащихся, которая становится причиной ухудшения здоровья детей.

  • Так, изучая продолжительность учебной нагрузки школьников в течение дня, убедились, что у 51% учащихся нагрузка превышает максимально допустимую. Необходим отбор и внедрение в учебно-воспитательный процесс эффективных образовательных технологий, обеспечивающих расширенное изучение отдельных предметов, профильную подготовку при соблюдении здоровьесберегающих технологий.

Основные сохраняющиеся проблемы школы:

  • недостаточная доля участия одаренных детей в конкурсах городского, регионального, Российского уровней с достижением высоких результатов;

  • малоактивное участие родителей в совместной деятельности по вопросам обучения и воспитания;

  • низкая оснащенность компьютерами;

  • недостаточная материально-техническая база школы;

  • отсутствие финансирования на проведение капитального ремонта здания школы (качественных ремонтно-восстановительных работ по замене кровли, канализации, водопровода, оконных блоков и пр);

  • правонарушения со стороны несовершеннолетних обучающихся;

  • несоответствующий современным требованиям уровень компетентности и профессионализма некоторых педагогов;

  • консерватизм части педагогов в вопросах внедрения современных педагогических технологий и инноваций;

  • отсутствие пополнения молодых педагогических кадров;

  • низкая компьютерная грамотность некоторых учителей.

Выявленные в ходе анализа проблемы потребовали создания программы развития учреждения.

Приоритетные направления работы школы:

  • развитие благоприятной и мотивирующей на учебу атмосферы в школе, обучение учащихся навыкам самоконтроля, самообразования;

  • развитие творческих способностей обучающихся;

  • работа по развитию одаренности и творческих возможностей учеников;

  • совершенствование процедуры мониторинга обученности учащихся с целью повышения качества образования;

  • проведение работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся и привитие им навыков здорового образа жизни;

  • стимулирование учителей к применению новых методик обучения, внедрению в практику современных педагогических технологий;

  • совершенствование педагогического мастерства;

Основные задачи:

  1. Формирование нового образовательного пространства, которое позволит обеспечить личную ориентированность и индивидуализацию учебно-воспитательного процесса, духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, подготовку обучающихся к жизненному самоопределению, представление учащимся возможности самостоятельного выбора форм и видов деятельности:

  • создание условий для реализации субъектно-объектных отношений учеников и учителей; ценностно-смыслового равенства взрослого и ребенка в образовательном процессе школы в связи с переходом на предпрофильную подготовку и профильное обучение;

  • учет индивидуально – возрастных возможностей при инновационном обучении, поиск условий для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка;

  • обеспечение необходимой подготовки учащихся по основным направлениям применения информационных и коммуникативных технологий;

  • создание психолого-педагогической и социальной службы сопровождения учебно-воспитательного процесса;

  • развитие системы научно-исследовательской и инновационной деятельности педагогов и учащихся;

  • подготовка к переходу на федеральный базисный учебный план (БУП) 2004 г. и поиск новых форм его наполнения.

  1. Обучение школьников технологиям инновационной деятельности и изобретательства:

  • поиск содержания и организационных форм включения, учащихся в учебно-научное исследование, расширение этой работы до 5-8-х классов в рамках предметов по выбору;

  • формирование потребностей решать инновационные задачи, связанные с тематикой предпрофильной подготовки и профильного обучения;

3. Определение педагогической основы и создание соответствующей базы для последующего формирования детской самодеятельной организации, объединяющей разнообразные зоны развивающей деятельности (кружки, секции, общества, система соуправления и самоуправления):

  • воспитание патриотических чувств, любви и гордости к истории России, малой Родины;

  • воспитание духовно и культурно развитой личности ученика;

  • ния и взаимодействие субъектов образовательного процесса «ученик – родитель-учитель»;

  • совершенствование системы воспитания здорового образа жизни, системы здоровьесберегающих технологий обучения и формирование учащихся целостного отношения к своему здоровью;

  • расширение системы общественной поддержки школы.

4. Формирование психологической и функциональной готовности учащихся

к осознанному жизненному и профессиональному самоопределению и вы

бору профессии на основе ознакомления с инновационным содержанием

раз личных видов труда.

  1. Реализация современных педагогических технологий: личностно-развивающее обучение, проблемное обучение, проектные и исследовательские методы обучения и воспитания, блочно-модульное обучение, игровое обучение и воспитание, обучение и воспитание в сотрудничестве, ИКТ, коммуникативные технологии, здоровьесберегающие технологии, разноуровневое и дифференцированное обучение, коллективная и групповая системы обучения, перспективно-опережающее обучение, технология «Портфолио», интегративное обучение, работа с одарёнными детьми, эвристическое обучение, шоу-технологии, этнокультурные технологии.

  • Направление работы №1.

Создание эффективной образовательной среды.

Цель:

Создание такой образовательной среды, которая обеспечивает основные права школьников на образование, гарантирует полноценное развитие каждого участника образовательного процесса.

  • Направление работы №2.

Расширение поля выбора для каждого участника образовательного процесса.

Цель:

Создание условий для выбора содержания и уровня усвоения учебного материала в соответствии с возможностями, интересами и потребностями учащихся. Реализация программы предпрофильной подготовки и профильного обучения.

  • Направление работы №3.

Формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, поддержка активных и талантливых детей.

Цель:

Использование возможностей каждого члена школьного коллектива для максимального развития его интеллектуального и творческого потенциала, для дальнейшего самоопределения и самореализации, осознанного выбора будущей профессии.

  • Направление работы №4.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. На Управляющем Совете школы

    Отчет
    ... образования Департамента образования города Москвы на ... на заседании Управляющегосовета учреждения. Заключение подписывается председателем экспертного совета и председателем ... согласовании с Управляющимсоветом школы, профсоюзным комитетом и трудовым коллективом. ...
  2. Председатель управляющего совета моу сош №93 имени героя социалистического труда

    Программа
    ... _____________ 2008г. УТВЕРЖДАЮ ПредседательУправляющегосовета МОУ СОШ №93 имени ... родительский комитет Общешкольная Конференция Педагогический совет Директор ... и родителей на процесс управления качеством образования через Управляющийсовет; сохранение ...
  3. Начальник управления образования решением педагогического совета

    Основная образовательная программа
    ... образование Принята управляющимСоветом МБОУ СОШ №5 Протокол № ____ от ____2011г. ____________ /Строцкая И.А./ председательсовета ... на ступени начального общего образования и одобренных педагогическим советом гимназии и родительским комитетом ...
  4. Комитет российской федерации по стандартизации метрологии и сертификации постановление от 26 декабря 1994 г n 367

    Документ
    ... Директор (управляющий) производственного ... Председателькомитета (комиссии) 1 1110 Государственной Думы Федерального Собрания 25683 0 Председателькомитета (комиссии) Совета ... 3 Председатель кооператива (на транспорте, ... 2340 специального образования) 25824 ...
  5. Комитет российской федерации по стандартизации метрологии и сертификации постановление от 26 декабря 1994 г n 367

    Документ
    ... Директор (управляющий) производственного ... Председателькомитета (комиссии) 1 1110 Государственной Думы Федерального Собрания 25683 0 Председателькомитета (комиссии) Совета ... 3 Председатель кооператива (на транспорте, ... 2340 специального образования) 25824 ...

Другие похожие документы..