Главная > Документ


§1. Великая Мать.

Эволюция письма.

Винчанские письмена.

Древние знаки в минойском и винчанском письменах.

Палеолитические статуэтки в круге винчанских культур.

Священные камни. Посвящение и молитвы.

Интерпретация священных знаков на статуэтках.

Значение имени Деметра. Деметра-Старуха. Мать-река.

История зарождения и развития письменности изучена, можно сказать, досконально. Этому вопросу посвящено множество капитальных исследований и нам нет необходимости повторять здесь известные результаты. Но в двух словах скажем об основном выводе исследований по этому вопросу: начало письменности – рисунки, изображения, сделанные первобытными людьми; позже из этих рисунков развилась иероглифическая письменность, на последней стадии существования этой письменности знаки представляли собой слоги СГ; эта письменность трансформировалась в линейную письменность, на начальном этапе знаки линейной письменности также представляли собой слоги СГ. Все этапы развития письменности характеризовались трудностями точной передачи не только фонетики, но и значения слова. Приводим пример таких трудностей. В табличках ЛПА есть выражение KI-RE-TA-NA = κι-α-νε-θε, в одном случае выражение читается как семя укропа (κιρα ανηθον), в другом – представлено в храм богам (κιχραν απο νεως θεοι). Эта проблема была решена переходом на алфавитную письменность. Эволюционное развитие письменности до алфавитной продолжалось приблизительно пять тысячелетий. Можно этот период уменьшить или, наоборот, увеличить в зависимости региональных особенностей и степени развития цивилизации на конечном отрезке времени. Всё прямолинейно, ясно и понятно, если не вникать в исследовательские дебри. Здесь мы хотели бы обратить внимание на некоторые знаки письменности, которые своё начало берут в палеолите, пережили тысячелетия и вошли в состав позднейших систем письменностей.

Известно, что самой старой письменностью Европы является письменность, относящаяся к археологической культуре Винча. Самый ранний период существования этой письменности определяется VI т.л. до н.э. И, как считают исследователи, приблизительно в конце V т.л. до н.э. винчанская и другие линейные письменности балкано-дунайского региона исчезают со страниц истории. Пеласги и минии пришли на территорию Греции и на Крит в конце IV – начале III т.л. до н.э. с территорий балкано-дунайских археологических культур, входящих в круг культур родственных Винчанской археологической культуре. Принесли ли они с собой знаки древней винчанской письменности или создали в самом конце III т.л. до н.э. свою письменность на новом месте, на далёкой периферии индоевропейского мира, - науке до сих пор неизвестно. Но всем известно, что в репертуаре линейной письменности А Крита оказалось почти треть знаков по графике сходных со знаками винчанской линейной письменности. Объяснений этому феномену в исследовательских работах нет. У нас есть своя точка зрения по этому вопросу, в другой работе мы её изложим.



В Интернете любой человек, интересующийся происхождением письменности, найдёт не менее пяти таблиц знаков письменности Винча. Археологическая культура Винча относится к кругу неолитических культур Европы 6-5 тыс. до н.э. Приводим здесь две самые распространённые таблицы знаков письменности этой культуры. Выше знаки самой ранней письменности Винча.

Югославский исследователь, сербский исследователь Р.Антич, дал другой (полный) репертуар знаков, можно сказать, полностью отличающийся от вышеприведенного, но нужно принять во внимание, что автор отнёс эти знаки к 5 тыс. до н.э. За тысячу лет существования письменности изменение репертуара и графики знаков неизбежны, но не до такой же степени.


Считается, что перечисленные знаки расположены по алфавиту, т.е., фонетика знаков известна, предположение более чем смелое. Если это так, то не составляет никакого труда прочесть надписи на артефактах Винчанской культуры, но сегодня ни одного слова с артефактов Винчанской культуры не переведено.

Обратим внимание, если в первом репертуаре совпадение знаков со знаками критского линейного письма А незначительно, а некоторых случаях сомнительно, то во втором репертуаре (Антича) число совпадений резко возросло. Но не число совпадений нас интересует в этой статье. Для нас имеет значение время возникновение графики некоторых знаков, сохранение этой графики, и, может быть, фонетики во времени в среде индоевропейских народов. Речь идёт вот о чём. Знак «Стрелы» входит в репертуары знаков письменностей культуры Винча 5 т.л. до н.э. и критской ЛПА II т.л. до н.э., знак 304 со слоговым чтением τι. И мы находим его прототип на палеолитических росписях на стенах пещер во Франции и Испании (см. рис.1. Изображение бизона из пещеры Нио во Франции).

Знак «Ёлочки» мы видим в первом, раннем репертуаре винчанских знаков (6-5 тыс. лет до н.э.), присутствует он и в репертуаре критской ЛПА (II т.л. до н.э., знак 04 со слоговым значением σι). И если первый рассмотренный знак пришёл в письменность из палеолита из эпохи охотников на оленей, бизонов, медведей, козлов, то время возникновения второго знака определить трудно. Но факт его присутствия в репертуаре знаков 6-5 тыс. лет до н.э. говорит о его древности и сохранности вплоть до II т.л. до н.э. в земледельческих культурах индоевропейцев, например в Трипольской культуре. В критской ЛПА знак 04 – «Ёлочка» мы находим в составе слова σιρος – хлеб в табличках1: НТ7 (строка а.5), НТ13 (строка .3), НТ85 (строка b.2). Важно, что в греческом слово σιτος означает хлеб, хлеб в зерне (σιτων - хлебное поле). У англосаксов ciđ – росток, побег. Это слово присутствует в большинстве славянских языков в виде жито в том же значении – зерно, хлеб (зерно) немолотый (укр., болг., сербхорв., словен. и др.). Рисунок на венчике сосуда III-IV вв., раскопанного в 1957 году в селе Лепесовка представляет собой календарь, на котором мы видим рисунки «Ёлочек» в феврале, мае и августе. Здесь «Ёлочка» – хлеб, в мае отмечается рост посеянного хлеба, в августе - уборка хлеба (зерна)2.

На Крите на рубеже III - II тысячелетий н.э. знак перестал быть символом хлеба, хлебного колоса, он перешёл в письменность как слог письма, как обычный слог в названии хлеба-зерна и хлебных изделий. Но на сосуде из Лепесовки он остался символом зерна до IV в. н.э. (задержка не менее, чем на две тысячи лет).

Приведенные примеры показывают, как долго могли жить некоторые знаки в ареале расселения индоевропейцев, переходя из древнего символа в слоги письма. Можно высказать предположение, что при этом некоторые из них могли сохранить одно из своих первоначальных значений и звучаний.

Среди подобных долго живущих знаков следует остановиться на следующих знаках винчанской письменности первого репертуара (см. справа). Нам кажется, что первый из приведенных знаков является повторением второго знака «Меандр» в редакции другого автора письма на артефакте. Для того, чтобы идти дальше по теме необходимо остановиться на определении слова меандр. Словари дружно переписывают однажды принятое значение, особенно не задумываясь о происхождении этого слова. Итак, меандр - 1. Распространенный тип геометрического орнамента; имеет вид линии, ломанной под прямым углом. Широко применялся в искусстве Древней Греции; получил название от извилистой реки Меандр в Малой Азии. 2. Древнегреческое название извилистой реки Большой Мендерес, в Турции. Название Меандр стало нарицательным для обозначения речных излучин — меандров. Читатель вряд ли будет удовлетворён таким определением, если внимательно прочтёт его. Сразу видно, что оно дано уже давно известному элементу орнамента. Что же первично: орнамент или название речки? У греков не было орнаментов в виде меандра до посещения ими речки Меандра в Малой Азии? Или они стали называть рисунок орнамента меандром сразу после того, как посмотрели на речку и узнали её название? Особенно нелепо выглядит первое определение. Неужели извилины речки прямоугольны?

Всё оказывается сложнее и интереснее. В 1965 г. палеонтолог В. И. Бибикова при изучении структуры дентина мамонтовых бивней установила, что поперечный, или косой, срез мамонтовой кости образует на поверхности любого изделия как бы ковровый узор, составленный из соприкасающихся и надвигающихся друг на друга ромбов естественного происхождения3. Основные, мелкие первичные ромбики дентина группируются в крупные, ромбические или зигзагообразные, системы, достигающие 10 мм. Системы эти не очень правильны, но они создают впечатление коврового узора на поверхности костяного изделия.

Открытие В. И. Бибиковой позволило объяснить происхождение ромбического орнамента, на костяных изделиях из Мезинской позднепалеолитической стоянки на Черниговщине. Различный угол среза мамонтова бивня давал разные варианты ромбического «орнамента» на самой кости. Исследовательница убедительно доказала, что ромбы, ромбический меандр и серии параллельно идущих зигзаговых линий являются сознательным воспроизведением первобытным художником естественного облика мамонтовой кости, её природного «коврового узора». Палеолитический художник придавал четкость и строгую геометричность исходным естественным формам, но его стремление покрыть свои изделия всеми видами естественного «рисунка» дентина, увеличить его и подчеркнуть глубокими бороздами гравировки не подлежит сомнению.

Б.А.Рыбаков высоко оценил открытие В. И. Бибиковой, подчеркнул правильность объяснения искусственного орнамента на древнейших артефактах как выражение «представлений о мощи, силе, благоденствии», связанных с мамонтом, как главным источником пищи, а, следовательно, и благоденствия. Свое открытие В. И. Бибикова применила только к геометрическому искусству палеолита, только к тому времени, когда у древних художников был постоянно перед глазами природный образец – исходная форма для подражания и воспроизведения – бивни мамонта. Обратите особое внимание на меандр третьей фигурки.

Это открытие проливает свет на последующее, постпалеолитическое искусство каменного и бронзового веков, где ромбический или меандровый ковровый узор, зигзаговый узор, характерные для периода охоты на мамонта, продолжают существовать на протяжении нескольких тысячелетий4 в большом количестве в культурах неолита, энеолита и даже железного века. Они широко представлены в балканских культурах Старчево‑Кёрёш, Винча, Караново I, Боян; в линейно‑ленточной культуре и в Триполье‑Кукутени, доходит этот орнамент до Гальштата и до дипилонской живописи Греции. Ромбо‑меандровый орнамент обычен на посуде, особенно на ритуальных, щедро украшенных сосудах, на глиняных антропоморфных фигурках, на ритуальных глиняных тронах богинь или жриц. Подчеркнём этот факт, т.к. именно он сыграл главную роль в сохранении узора в течение тысячелетий. Везде имитировался ромбо‑меандровый рисунок мамонтовой кости.

Применялся он для ритуальной татуировки женского тела. Здесь присутствовала естественная для человека того времени логика, если голое тело статуэтки Праматери покрыто ромбами и зигзагами, то и обычные женщины, приступая к какому-либо празднеству, священному танцу или жертвоприношениям, должны были украсить свое тело подобным узором, чтобы стать подобными образу Праматери из мамонтового бивня. Ромбо‑меандровый орнамент, символ, связанный с мамонтом, главным источником благоденствия людей палеолита, в последующие эпохи переходит в магический символ удачи и блага, успешной охоты и сытости, обилия и плодовитости, оставаясь связанным с женским божеством – Великой Матерью. По этой причине ромбо‑меандровый узор, покрывавший женские глиняные статуэтки от неолита до бронзового века, обосновался на жертвенниках и ритуальной посуде. Родившись в эпоху охотников на мамонтов, узор сохранился вплоть до перехода европейских племён к производящему земледельческому хозяйству.

В земледельческих культурах Европы ромбо‑меандровый орнамент применялся и как магический общий фон на ритуальных предметах, и как отдельный знак, обособленный символ плодородия. И не только. Меандр вошёл отдельным знаком в первые письменности балкано-дунайских культур.

Просмотр доступных нам палеолитических женских статуэток однозначно показывает, что узоры, проявляющиеся при обработке мамонтовых бивней, целиком воспроизводились на женском теле, на сакральных статуэтках древних богинь. Эта связь из области подражания постепенно переходила в область духовной жизни. Узор на статуэтке богини становился магическим элементом. Посмотрите, как менялось значение меандрового знака на теле божества во времени.

Приведенные здесь фигурки женщин с Мезенской стоянки (рис. 4) несут на себе набор узоров, получившихся при обработке кусков мамонтовых бивней, но расположены они довольно беспорядочно. Причина очевидна – прихотливость поверхности статуэтки. Следующая женская неолитическая статуэтка (рис. 5.) уже отличается от мезенских тем, что роспись тела узорами, оставаясь такой же беспорядочной, занимает поверхность тела женщины не выше грудей. Резчик всё ещё воспроизводит узоры эпохи охоты на мамонта, но для него уже важно, чтобы узоры располагались не выше грудей статуэтки. Это свидетельствует о том, что произошли какие-то изменения в представлениях людей того времени роли или функций Великой Матери, что и отразилось в расположении узоров на теле статуэтки.

На следующем примере винчанских статуэток (рис.6 и рис.7) видно, что время росписи поверхности тела узорами предшествующего периода прошло. И если расположение росписи на теле ещё сохранилось, то вместо узоров появились чёткие группы знаков, ограниченные друг от друга сплошными линиями. На этом этапе представлений о роли статуэток в жизни людей того периода выработался определённый «стандарт» нанесения знаков на статуэтку. Нанесены только самые необходимые знаки. А если учесть, что знаки стали повторяться на разных статуэтках, то это уже знаки протописьменности. Даже на этих двух статуэтках (рис.6 и рис.7) видны повторяющиеся знаки. Например, сложный знак на животе и спине первой статуэтки. Знак «Два завитка» на лицевой стороне внизу в овале первой же статуэтки и на спине второй статуэтки. Обратим внимание на расположение знаков в овале этой статуэтки и одинаковое расположение знаков на терракоте рис. 9. Повторение знаков можно видеть не только на разных статуэтках, но и на сидениях (тронах).

Следовало ожидать следующего шага – появление на каких-то видах артефактов более чётких единичных знаков, как следующей ступени перехода письма на слоговую письменность. И такие знаки есть в распоряжении исследователей. В первую очередь укажем на ожидаемые знаки, нанесённые на груди статуэток (см. рис. 8)5. У первой из приведенных статуэток на всей поверхности груди имеет единственный и чёткий меандровый узор.

Узор, символ, знак письма? Несомненно, это письменный знак. В качестве подтверждения нашему предположению приводим ещё несколько статуэток со знаками на груди. Вторая и третья статуэтки женские, обе имеют отметки грудей. Изображение первой статуэтки взято из книги М.Гимбутас «Цивилизация Великой Богини. Мир Древней Европы» (взято из Интернета). Но подпись под этим рисунком там столь странная, что комментировать её невозможно. Другие четыре изображения взяты с сайта Virtual Museum of the Inscription, и там нет никаких данных, которые могли бы быть использованы в нашей статье. Странно, что такой красноречивый ряд обойдён вниманием исследователей. Согласитесь, дорогой читатель, статуэтки терпеливо ждут, когда им предоставят возможность заговорить.

Для понимания существа первых двух статуэток играет большую роль «овальная терракотовая пласти­на (символ священного кара­вая?) с вырезанным в центре меандром, вокруг которого рас­полагаются «письменные» зна­ки» (М.Гимбутас). Этот терракотовый предмет является важным памятником духовного развития человечества, отобразивший один из основных этапов духовной жизни первобытного человека, его философии, которую сегодня мы называем анимизмом. Анимизм зародился в той тьме истории, когда весь мир был одушевлён в представлении человека, который не выделял и не противопоставлял себя этому живому миру, где он был его рядовой единицей наравне с любым зверем, птицей, камнем, деревом, тучей, речкой и т.д. Человек считал, что всё вокруг имеет такую же душу, такой же разум, как и он сам. Даже камни он делил на мужчин и женщин, у которых были дети. Души окружающего мира того периода анимизма постоянно пребывали в своих природных телах и не имели какого-либо отличительного обличия. Затем человек начал делить души природных единиц на хороших и злых, обнаружил, что не во всех камнях или пеньках живут духи, что они могут перемещаться от одного местообитания в другое. Больше того, в одном месте могут жить несколько духов. При разделении духов на больших, могущественных и мелких человек определил, что могущественные духи, некоторые из них позже ставшие богами, могут жить одновременно в нескольких местах, духу всё равно где пребывать. Человек прикладывал все силы, чтобы могущественные духи были его покровителями, помогали ему в добыче пропитания в первую очередь. Но духов много, не всегда можно точно определить, где сейчас пребывает дух-покровитель, как найти его в самый ответственный момент. И человек на этом этапе развития анимизма находит решение этой проблемы: он заклинаниями, магическими действиями вселяет нужного ему духа в любой удобный для человека предмет, из которого дух не может уйти. Этот предмет ныне называют фетиш, который говорит, видит, слышит, понимает всё и действует, а обладатель фетиша поклоняется ему, делает ему возлияния. Чаще всего человек для фетиша использовал камни. Показателен пример создания фетиша у племени Дакота: человек поднимает с земли круглый булыжник, раскрашивает его, величает его дедом, начинает приносить ему дары и молиться ему об избавлении от опасностей. Такое поклонение камням свойственно не только североамериканским индейцам. Возьмём Библию, в книге Исайи читаем: «В гладких камнях ручьёв доля твоя, они, они жребий твой, им ты делаешь возлияние и приносишь жертвы…» (Исаия, 57, 6). И теперь мы подходим к важному для нас событию. На определённом этапе развития фетишизма человек сталкивается с новой проблемой. Богов-духов много, они разные по силе, по отношению к человеку, их как-то нужно различать, кому из них приносить жертвы, кому нет, лучше бы видеть живое изображение бога, на худой конец божественный предмет для поклонения, да просто всегда знать о присутствии избранного духовного существа в фетише. Для этого на фетиш наносятся определённого вида царапины (позднее знаки), как символическое определение какого-либо существа, часто его раскрашивают (покрывают узорами). Но это уже не фетиш, это идол, знак на фетише делает из фетиша идола. Через заклинания и магические действия идол становится вместилищем божественной субстанции и наделяется сверхъестественной силой настоящих богов. «..Идол мой сделал это, и истукан мой и изваянный мой повелел этому быть» (Исаия, 48, 5). Начинается эра идолопоклонства. Сам идол и постоянная субстанция бога-духа в нём с этой поры постепенно приобретает антропоморфный вид. Но не всегда это так. Не всегда фетиш или идол творился из камня, дух может обитать в любом материале, например, в керамическом предмете или деревянном. Бог-дух может обретаться в любом месте, не только в храме, но и на семейном алтаре частного жилища в любой вещице. С началом письменности имя идола может быть написано на его теле знаками этой письменности или обозначением атрибутов данного бога, например, голова богини плодородия Деметры украшалась венком из колосьев хлеба. Помещая небольшой предмет в виде фетиша-идола в своём доме, человек получал возможность в любое время почтить своё божество и обратиться к нему с просьбой о помощи. Это можно было сделать напрямую без посредника жреца.

Такой памятник верований народа раннего периода культуры Винча (ок. 5200-5000гг. до н.э.) и был найден в Банице вблизи Белграда. Можно по-разному интерпретировать вид памятника: и как заменитель камня на керамическую поделку, напоминающую каменный фетиш, и как каравай хлеба, замещающий настоящий жертвенный хлеб и что-то другое. Этого мы не будем знать до тех пор, пока не поймём, что написано на этом фетише. Но эти письмена до сих пор никто не прочитал, значения знаков этого письма не числятся даже в области предположений. Но некоторым из них, как символам, на основании обобщения по месту нанесения, по месту нахождения, по временному фактору, принадлежности к определённым культурам, исследователями дана достаточно надёжная интерпретация. В начале статьи мы обратили внимание читателей на большую древность некоторых знаков, которые оставались неизменными со времён палеолита до бронзового века (около 15 т.л.). В первую очередь это относится к знакам на статуэтках богинь. Из всех знаков на рассматриваемом керамическом фетише понятными представляются два: знак «V» и «Меандр», занимающий центральную часть фетиша. Кажется, все исследователи считают, что знак «V» происхо­дит от обозначения вульвы или лобкового тре­угольника, одного из древнейших символов во всем доисторическом искусстве, и сохраняет во весь период неизменную графику основного знака. Это говорит об его главной роли в символической системе отображения Богини, главного действующего лица идеологических представлений древних людей. Правда, он может быть выре­зан на статуэтке один раз или повторен несколько раз, или его линии повторены несколько раз. Это можно объяснить с большой долей правдоподобия, как свидетельство о заклинательном или магическом предназначении начертанного таким образом знака. На фетише находятся два удвоенных знака «V» в крайних положениях по воображаемой центральной линии. Значит, фетиш посвящён женскому существу, а в письменных знаках отображен текст заклинания или мольбы к богине-духу фетиша.

Центральное место на поверхности фетиша занимает знак «Меандр». Некоторые исследователи считают, что, если этот знак нанесён обособленно, то его нужно считать символом плодородия. Вернёмся к критской ЛПА, где этот знак , в незначительно изменённой форме относительно винчанской графики, имеет фонетику 58 = με = «ме».

Приведенные в статье женские статуэтки в исследовательских работах называются Матерью или Великой Матерью. Не будем ссылаться на ностратические выводы, что почти у всех народов слово мать начинается со слога «ма». Так оно и есть, в том числе, и может быть, в первую очередь у всех индоевропейских народов. Но для нас важно, что в имени греческой богини Деметры = Де+Метры входит слово метра - μητηρ - мать. Выше мы показали, что знак меандра пришёл в знаки балкано-винчанских культур из глубины палеолита. В течение многих тысячелетий он не изменил свою графику. По­скольку знак оставался неизменным с тех давних времен, то его фонетический эквивалент также мог не менять­ся в течение тысячелетий. Это может относиться и другим древним знакам. Нужно учесть и другое. Протогреческие племена мигрировали в ΙΙΙ тысячелетии на территорию Греции и острова из областей балкано-винчанских культур, где существовало семейство родственных языков, лучше сказать единый индоевропейский язык. Оттуда они принесли слово мать-метра и обозначающий её знак меандра, который затем перешёл в письменность с фонетическим значением ме6. Значит, главный знак на рассматриваемом керамическом фетише означают МА, т.е. знак меандра – это слог винчанской письменности МА, ме может быть диалектным изменением слога основного винчанского слова в пеласгском или греческом языках. Остальные знаки на фетише не известны, за исключением знаков «Вульвы», семантика которого однозначно указывает на женское начало. Из нашего рассмотрения можно только предположить, что эти знаки могут содержать формулы посвящения, молитву или какие-то эпитеты этой Матери. Форма керамического фетиша наталкивает нас на мысль, что это божество плодородия или, точнее, хлеба. Первое, в форме фетиша иногда видят копию хлебного каравая, известны и другие подобные керамические караваи. Второе, по размерам (длина 15 см.) и форме фетиш может быть керамической копией каменного куранта7. Любой из этих признаков может быть отнесён к атрибутам богини хлеба – Матери хлеба (Богини плодородия). Этот терракотовый атрибут, знаки «Вульвы» и «Меандра» дают основание относить эти знаки к слову Мать.

Выше (рис. 8) приведены две древние статуэтки с единичными знаками меандра на груди. Значение и чтение знака меандра там также единственное – МА. Очевидно, в контексте этот знак – слог вида СГ. Одиночный знак на статуэтке можно интерпретировать как Мать. Ошибки в этом случае не будет, основание в такой уверенности мы находим в Малой Азии, где с незапамятных времён в городе Комана в Каппадокии существовал храм  с культом богини Ма8.

На этом можно было бы, и закончить статью. Но, остаются некоторые интересные вопросы, прямо связанные с основными положениями статьи. Нет сомнения в том, что Деметра Великая Богиня плодородия, что её имя состоит из двух слов Де и Метра. И если второе слово Метра=Мать ни у кого не вызывает вопросов, то что же значит слово Де? Есть несколько версий объяснения этого слова.

1. Словари9 приводят этимологию имени Деметра столь неудовлетворительную, что постоянно сталкиваемся с постоянными попытками исследователей найти точное значение имени богини. По этому варианту Деметра имеет хтоническое происхождение, которое зафиксировано в её имени как Δημητηρ = Земля Мать. Здесь считают, что Де – это греческое δα, δη = γη = земля. Это из области фантазий, нет в греческом языке и мифах равенства δα, δη = γη. Богиню Гею по этой логике никоем образом приравнять к Деметре невозможно.

2. У Д.Д.Фрезера10 приведено мнение В. Маннхардта о том, что имя Деметра нужно переводить не как мать – земля (γεια - земля, μητηρ - мать), а мать ячменя от слова δεαι – ячмень. Корень этого слова будто бы применяется для обозначения различных видов ячменя. Если проследить представления и обряды поклонения людей Деметре, то происхождение её имени от слова δεαι – ячмень было бы вполне логичным. Но Фрезер указывает, что в греческом языке нет слова δεαι – ячмень. Кроме того, если в одном районе была Мать Ячменя, то в других соседних районах были Матери Пшеницы, Ржи, Овса, Гороха и т.д. И даже в одном селении все эти Матери присутствовали на своих полях в виде последнего снопа злака. Этот вариант отклоняется.

3. Некоторые считают, что имена Деметра и Персефона не могут быть объяснены из греческого языка и относятся к неизвестному вымершему языку народа, населявшего земли Эгеиды до прихода сюда протогреков. Этимология имён этих богинь по этому варианту остаётся неизвестной. Простой до глупости вывод. Если народ вымер, его язык исчез, разве на той земле больше никто не живёт? Как могло слово неизвестного значения тысячи лет сохраняться в языке греков?

4. Интересный вариант предлагает Б.А.Рыбаков11. Объясняя значение слов Дид‑Ладо, он указывает, что ещё в прошлом веке этому было найдено соответствие в литовском языке - Dedis Dewie, что означает Великое божество12. При этом он делает важное замечание, что припев в русских песни «Ой, Дид‑Ладо!» распространён в широком поясе, где в праславянское время расселялись многочисленные балтские племена, позднее ассимилированные славянами. И это очень хорошо объясняет восприятие славянами архаичного балтского ритуального слова dedis – великая. И дальше он не пошёл.

5. Мы продолжим мысль Б.А.Рыбакова. При рассмотрении темы о Делале (см. §72 Книги) было прямо указано на древнюю связь латышского слова Deds - дед, чучело с древнегреческим значением слова Дедал. Мы сочли, что эта связь может быть объяснена тем, что это слово входило в лексикон праиндоевропейцев до распада их на ареалы родственных археологических культур в конце IV- начале III т.л. до н.э. И с учётом времени миграции пеласгов и протогреческих племён из ареала винчанской культуры можно говорить, что оттуда греческие племена принесли слово deds - дед, старик, чучело. Если действительно существовало архаичное литовское слово dedis – великая, то и оно в то же время ушло с пеласгами (или протогреками) на территорию Греции, где вошло в имя богини Деметры. Деметра = δε(dis) μητηρ – Великая Мать. Из этого видно, что и балтские, и древнегреческие определения древних богинь, и знак богинь - меандр сходятся в круге родственных винчанских культур. А значение слова Деметра получает приемлемое объяснение. Если, конечно, не рассматривать возможность временной трансформации deds в полноценное божество Деметру. А рассматривать нужно.

Взглянём на карту расселения тех племён, где по Б.А.Рыбакову было широко распространено песенное слово Дид (к этому слову мы вернёмся ниже). В ареале Культуры воронковидных кубков (КВК) в 27-26 вв. до н.э. возникают две новые археологические культуры: Культура шнуровой керамики и Культура шаровидных амфор. Регион, занятый КШК, был заселён в основном германцами, балтами и славянами. И в ареале расселения этих народов вплоть до XIX века божество Мать хлеба называли Старухой (там же встречается Старик в той же ипостаси, что и Мать хлеба – Старуха). И если deds – дед, старик то, естественно, Деметра – Старая Мать. Этот вариант имеет право на рассмотрение. На территории Греции древние мифы прародины постепенно забывались, затем мифологи в течение более тысячи лет создавали и шлифовали новую мифологию, в которой Старая мать-Старуха приобрела вид прекраснейшей из богинь Олимпа. А не благозвучная Старуха была забыта. Не эта ли основная причина того, что Деметра не была у греков Великой Матерью, равной Рее или Кибеле?

6. Выше мы пришли к выводу, что рисунок меандра на груди женской статуэтки на начальном периоде является знаком-символом женского божества ныне всеми трактуемого как Мать, позднее этот знак перешёл в критскую линейную письменность А как слог ме = με. В древнегреческом языке меандр и название реки в Малой Азии пишется Μαιανδρος. Первое слово - μαια, эпическое слово, и мы видели, что в минойских письменах очень много эпических слов. Слово имеет два значения: 1.кормилица, 2. матушка (обращение к старшим женщинам). Кормилица кого? Естественно, ảνδρος. Но ảνδρος сущ. род. п. от ανηρ - мужчина, человек, т.е. в этом случае мы получаем имя Великой Матери – Мать человеков (Мать людей). Если мы принимаем чтение меандра как Мать народа (людей), то должны признать глубокую древность не только знака-символа, но и этого имени богини. Это отголосок палеолита, память о Матери Прародительнице. Если мы принимаем чтение знака меандра как Кормилица людей, то это более позднее имя богини, это эпоха производящего хозяйства, как мы предположили выше для фетиша, эпоха земледелия. Но, кажется, правильней принять определение названия реки как Кормилица людей. Извилистая река – это показатель медленного течения, широкой и низкой поймы, где в климатических условиях Малой Азии люди получали богатые и устойчивые урожаи земледельческих культур. Поскольку река была местом пребывания благожелательного к людям духа реки, то земледельцы долины реки по справедливости называли реку Кормилица людей. Некоторое различие значений меандра для Великой матери Μητηρ и реки Μαιανδρος видно по правописанию имён, μαια - не μητηρ (mater, matra), и μητηρ (mater, matra) – не μαια, для греков II тысячелетия до н.э. это имело значение, а нам даёт основание к правильному объяснению названия реки.

Интересен факт не только существования у римлян богиней Майей, имя которой имело значение матушка, кормилица, но сами римляне отождествляли её с богиней Майей соседних италийских племён, у которых она была покровительницей плодородия земли.

Кратко остановимся на ещё одном варианте интерпретации форманта –андр = -ảνδρ. В древнегреческом языке есть слово ανδριας – 1. статуя, изваяние, фигура (изображение человека), 2. прозвище – куколка. Если рассматривать меандр на теле богини и саму статуэтку, то древний скульптор записал: изображение (статуэтка) Матери или куколка Матери. Учитывая большое значение культа Матери для людей той эпохи, нужно этот вариант интерпретации надписи отбросить, и принять первый вариант интерпретации слова меандр.

Следует принять во внимание, что у русского народа Волга была Матушкой (в песне о Степане Разине «Волга, Волга – мать родная…»), Матушкой-кормилицей, т.к. давала возможность заработать на жизнь, на содержание семьи. Других вариантов объяснения значения названия Волги-Матушки в этом случае не было. Самой известной священной рекой Индии была и остаётся до сих пор Ганг (Ганг – древнеиндийская богиня Ганга). Считается, что её воды очищают людей от грехов, избавляют от болезней, даруют небесное блаженство, покровительствует материнству. Меконг — река на полуострове Индокитай. Название восходит к Мa-Тaнгa  в значении "Мать река"; конг (из ганга). Название реки  Сибири Енисей, происходит от древнекиргизского «Эне-Сай» — Мать-река. Эти примеры свидетельствуют о том, что провести чёткую границу значения в названии Мать-река или Кормилица-река у разных народов по имеющимся данным пока трудно. Мы склоняемся в пользу трактовки названия реки Меандр как (Мать) Кормилица народа, в том же значении, как наша Волга Матушка – кормилица. Меандр, как рисунок и знак первобытного искусства, их значение, и словарное определение меандра, как извилины речки, не имеют ничего общего13.

Сделаем маленькое отступление относительно значения имени Волга Матушка. В течение последних столетий время от времени в сюжетах произведений поэтов мистически, фантастически возникают образы, отображающие мировоззрение первобытного человека. Мы уже показали этот феномен в своей Книге (последние строки в §67. Загробный мир минойцев). И имя Волга Матушка ещё одно подтверждение этому.

Осмысление имени богини, отмеченной рисунком меандра на теле, в разных вариантах нисколько не меняет общего имени богини как Великой Матери, но вносит уточнение в процесс изменения сакрального значения имени в ходе развития общества того времени. Это тема может быть продолжена при изучении всех известных статуэток с надписями с распределением их по временной шкале.

1 Словарное значение σιρος – яма для хранения зернового хлеба (лат. Sirus) в текстах указанных табличек не подтверждается, т.к. слово входит в перечень продуктов.

2 Рыбаков Б.А. Календарь IV в. н.э. из земли полян. СА. 1962. №4. стр.79. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М. Наука. 1989. стр. 62.

3 Бибикова В. И. О происхождении мезинского палеолитического орнамента. – СА, 1965, № 1, с. 3‑8; Бiбiкова В. I. Про джерела геометричного стилю в палеолiтичному мистецтвi Схiдної Европи. – В кн.: Sbornik Narodniho Muzea v Praze, 1966. t. XX, вып. 1/2, s. 7‑15.

4 Рыбаков Б. А. Происхождение и семантика ромбического орнамента. – В кн.: Сб. тр. Науч.‑исслед. ин‑та художественной промышленности. М., 1972, вып. 5, с. 127 – 134, рис. на с. 130.

5 Рисунки статуэток взяты из Virtual Museum of the Inscriptions. 2 и 3 из Jela, 3-4 из Парты.

6 Знак Меандра перешёл также в иероглифическую письменность хеттов в графическом исполнении. В письменных документах других малоазийских народов, современников хеттов, хорошо

виден этот знак на примерах названий городов: верхняя строка – название города

Ku+r(a) – ku – ma = Каркемиш, вторая строка – A – ma – tu = Хамат. Графика знаков

здесь немного отличается от хеттского знака приведенного в книге И. Фридриха

«Дешифровка забытых письменностей и языков» (Изд. Иностранной литературы.

М. 1961. стр.103).

В лувийской письменности этот знак известен в приведенной графике и с той же

огласовкой МА.

7 Курант – верхний камень первобытных зернотёрок.

8 Страбон. XII, 3.

9 Мифы народов мира. М. Изд. «Советская энциклопедия». 1987. т. 1. стр.364.

10 Д.Д. Фрезер. Золотая ветвь. М. Изд-во полит. литературы. 1980. Стр.442-468.

11 Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М. Наука. 1989.стр. 308.

12 М.Фасмер в статье «Дед» своего словаря пишет, что «Необходимо отвергнуть сравнение дед с лит. dìdis большой, великий». Исследователи, кажется, совсем запутались: didis -великий или dedis – великая? Did-Ладо – Великий богиня Лада? Или Deds Μητηρ – Старый Мать?

13 Не говорят ли полученные результаты о том, что название реки Болгарии Марицы следует перевести как Мать-река? Местонахождение рек Меандра и Марица в зоне расселения индоевропейского населения в ΙΙΙ т.л. до н.э. предполагают такую возможность. В древнерусских летописях обращает на себя правописание слова речка: «..на реце Гзе..», «..по реце Ишне..», «..на реце Каяле..» и т.д. Река – реца – рица → Ма-рица. Другой аргумент: восточная часть Черноморья: в Абхазии находится известное озеро Рица; западная часть Черноморья: в Болгарии протекает речка Марица. Есть над чем подумать. Гидроним Рица может иметь происхождение не индоевропейское, а кавказское, а индоевропейское реце наложилось на более раннее по близкому созвучию рица. Формант Ма- приобретает собственное, определяющее значение, но на индоевропейской основе. Выводить происхождение слова Марица от мор, моор – болото лишено оснований. Не утверждаем окончательно, но наш вариант более убедителен.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Доблесть родителей - наследство детей дороже этого наследства нет на земле иных сокровищ!

    Документ
    ... в процессе эволюции планет и ... таблица знаков праславянской письменности. "Рунические письмена, подобные винчанским, ... Россия-мать - хранительница Великой культуры ... исследовал минойскую культуру, доказал существование "дофиникийского" письма у древних ...
  2. Историко-культурное объединение «родина» союз патриотических организаций урала и сибири липатниковский православный казачий круг

    Документ
    ... ДРЕВНЕ РУССКОЕ ПИСЬМО БЫЛО С-ЛО-ГО-ВЫ-М. Каждый знак ... А еще Великая Мать посадила Великое Древо, с ... также Украины. Винчанской волне переселенцев предшествовало ... и создали неповторимую минойскую культуру. ИСТОЧНИК ... результате дарвинской эволюции: чтобы ...
  3. Историко-культурное объединение «родина» союз патриотических организаций урала и сибири липатниковский православный казачий круг (1)

    Документ
    ... ДРЕВНЕ РУССКОЕ ПИСЬМО БЫЛО С-ЛО-ГО-ВЫ-М. Каждый знак ... А еще Великая Мать посадила Великое Древо, с ... также Украины. Винчанской волне переселенцев предшествовало ... и создали неповторимую минойскую культуру. ИСТОЧНИК ... результате дарвинской эволюции: чтобы ...
  4. Историко-культурное объединение «родина» союз патриотических организаций урала и сибири липатниковский православный казачий круг (2)

    Документ
    ... ДРЕВНЕ РУССКОЕ ПИСЬМО БЫЛО С-ЛО-ГО-ВЫ-М. Каждый знак ... А еще Великая Мать посадила Великое Древо, с ... также Украины. Винчанской волне переселенцев предшествовало ... и создали неповторимую минойскую культуру. ИСТОЧНИК ... результате дарвинской эволюции: чтобы ...
  5. Историко-культурное объединение «родина» союз патриотических организаций урала и сибири липатниковский православный казачий круг (3)

    Документ
    ... ДРЕВНЕ РУССКОЕ ПИСЬМО БЫЛО С-ЛО-ГО-ВЫ-М. Каждый знак ... А еще Великая Мать посадила Великое Древо, с ... также Украины. Винчанской волне переселенцев предшествовало ... и создали неповторимую минойскую культуру. ИСТОЧНИК ... результате дарвинской эволюции: чтобы ...

Другие похожие документы..