Главная > Руководство


Министерство образования и науки

Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ТУЛЬСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

Е.Д. Грязева, М.В. Жукова, О.Ю. Кузнецов, Г.С. Петрова

РУКОВОДСТВО

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

УЧЕБНО-НАУЧНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЮ

СТУДЕНТОВ

Учебник для слушателей факультетов (отделений)

подготовки педагогических кадров высшей квалификации

высших учебных заведений

Тула

Тульский государственный университет

2011

УДК 378.091.313

ББК 74.584.

Г 928

Грязева Е.Д., Жукова М.В., Кузнецов О.Ю., Петрова Г.С.

Руководство самостоятельной учебно-научной деятельностью студентов: Учебник для слушателей факультетов (отделений) подготовки педагогических кадров высшей квалификации высших учебных заведений. – Тула: Изд-во ТулГУ; 2011. – 368 с.

Рецензенты:

БАЛБЕКО Анатолий Михайлович, доктор педагогических наук, профессор, почетный работник высшей школы Российской Федерации, директор Межотраслевого института профессиональной переподготовки специалистов Московской академии государственного и муниципального управления;

ДАВЫДОВ Николай Алексеевич, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии Московского института права;

ЧЕСНОКОВ Николай Николаевич, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, академик РАЕН, проректор по связям с государственными и общественными организациями, заведующий кафедрой теории и методики легкой атлетики Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма.

Кафедра теории и методики профессионального образования Тульского государственного университета (заведующий кафедрой – ПЕТРОВИЧЕВ Владимир Матвеевич, доктор педагогических наук, профессор, академик РАПО).

Печатается по решению библиотечно-издательского совета

Тульского государственного университета

Учебник в доступной форме излагает основы знаний о нейрофизиологии и психологии познавательной деятельности человека, структуре и функциях мышления, механизмах его физиологического обеспечения, гигиене умственного труда, а также разъясняет основные методические требования к организации и руководству самостоятельной учебной и учебно-научной деятельности студентов по подготовке к практическим занятиям и написанию различного работ текущей, промежуточной и итоговой аттестации. Кроме того, популярно и подробно представлены и прокомментированы новейшие нормативные и методические требования к оформлению и защите учебно-научных письменных работ.

Учебник рассчитан на слушателей факультетов (отделений) подготовки педагогических кадров высшей квалификации высших учебных заведений.

© Грязева Е.Д., Жукова М.В.,

Кузнецов О.Ю., Петрова Г.С., 2011

© Издательство ТулГУ, 2011

ISBN 978-7679-1926-0

Введение

Сегодня все мы являемся свидетелями и участниками масштабных модернизационных перемен, которые переживает российское государство и общество. Бурное развитие естественнонаучного и научно-технического прогресса, появление новых и более совершенных образцов техники и промышленного оборудования, а также массовая компьютеризация населения и повсеместное внедрение новых коммуникационных технологий, не только значительно облегчили труд и быт людей физически, но и существенно ускорили темп их жизни, информационно насытили бытование человека, тем самым усложнив его существование интеллектуально.

За какие-то четверть века Россия из страны тотального дефицита (как товарного, так и информационного) превратилась в страну с неограниченными возможностями потребления, единственным регулятором разумности которого является обладание индивидом достоверной информацией. Умение работать с все возрастающим потоком сведений, анализировать их, отбирать все нужное и существенное, отсеивать все наносное – конъюнктурное и рекламное, а также грамотно применять полученную информацию в практической жизни – на работе и в быту в настоящее время является главным критерием при оценке субъективного уровня интеллектуального развития, социальной зрелости и профессиональной подготовленности современного специалиста.

Сегодня каждый руководитель среднего звена (именно на их подготовку традиционно ориентирована деятельность отечественной системы высшего профессионального образования) должен не только иметь базовые знания в сфере своей трудовой функции, полученные на студенческой скамье, и активно применять их при выполнении производственных или служебных задач, но также постоянно расширять и пополнять их, самосовершенствоваться как профессионал, ибо только таким образом он сможет успешно конкурировать своей сфере производства или оказания услуг, а также на рынке труда. Следовательно, умение грамотно работать с общей и специальной информацией является одним из важнейших критериев профессионального мастерства работника, занятого в области общественного или производственного управления (менеджмента), в сфере социальных услуг и на государственной или муниципальной службе, словом, там, где обычно трудятся специалисты с высшим профессиональным образованием.

Качественно новые условия все убыстряющейся жизни большинства жителей нашей страны и требования рынка труда заставили российское общество пересмотреть взгляды на казалось бы традиционные ценности, одной из которых еще с советских времен являлось обучение в высшей школе и сопутствующее ему получение определенных специальных знаний как своеобразная гарантия для каждого молодого человека его стабильной и успешной будущей жизни и обеспеченной старости. Сегодня в отличие от предыдущей исторической эпохи одно наличие документа о высшем профессиональном образовании не гарантирует производственной или социальной карьеры, успешного трудоустройства и относительного материального достатка, как это было еще двадцать-тридцать лет назад. В настоящее время работодатели при приеме на работу требуют от соискателей не только наличие базовых профессиональных знаний и документов, их подтверждающих, но и уже имеющегося опыта работы, рассматриваемого ими как своеобразная гарантия наличия у кандидата на должность сформированных навыков соответствующей трудовой деятельности.

Иными словами, наличие у индивида определенного набора и количества знаний, полученных в высшей школе, может быть вполне достаточно, но только на первых шагах профессиональной карьеры, а дальнейшее повышение его производственного, материального и социального статуса будет напрямую зависеть главным образом от расширения производственного опыта и усвоения новых специальных знаний. Таким образом, перед каждым современным студентом жизнь ставит задачу не только получить за время обучения максимальный объем знаний по избранному направлению подготовки или специальности, но и выработать навык самостоятельного поиска, интеллектуальной переработки и практического применения новой и постоянно появляющейся профессиональной информации (в первую очередь это касается будущих специалистов среднего управленческого звена – служащих органов государственной власти и местного самоуправления, производственных и социальных менеджеров, объективно вынужденных организовывать свою деятельность и деятельность подчиненных им структур в условиях перманентного и динамичного изменения отечественного законодательства, административной и судебной практики).

Смена условий интеллектуальной деятельности человека на основе информатизации и компьютеризации общества существенно изменило субъективную эмоциональную ценность знания для современного студенчества. Еще какие-то двадцать лет назад их родители часами просиживали в библиотеках, от руки заполняли конспектами необходимых для учебы и будущей работы сведений толстые общие тетради. Для них каждая крупица профессионального знания являлась результатом организационно сложного и психологически тяжелого труда, результат которого, однако, имел огромный положительный эмоциональный заряд, когда знание являлось субъективной интеллектуальной собственностью и нравственной ценностью каждого человека. Сегодня же с помощью компьютера и электронных средств Интернет поиск, обработка и представление пользователю необходимых сведений, материалов и данных осуществляются автоматически, не требует от него затрат времени и сил, интеллектуального напряжения, а поэтому обладание ими утратило субъективную ценностную эмоциональную оценку обладания результатом собственного познавательного труда. По сути, знание сегодня объективно трансформировалось в информацию – постоянно обновляемый возобновляемый ресурс материального производства, свободный и легальный доступ к которому превратился из личностно ориентированного достижения в обыденную возможность практически для каждого человека, умеющего работать с компьютером.

Глобальная информатизация человечества, превращение Интернет во всемирное хранилище опыта цивилизации, откуда можно получить практически любую информацию, кардинально повлияло на изменение содержания процесса обучения в высшей школе. При наличии свободного (или почти свободного) доступа к достижениям человеческой мысли объективно отпадает необходимость в накоплении знаний как определенного объема специальных сведений по избранной профессии из-за их открытости и быстрого устаревания (в современных условиях многие профессиональные сведения прикладного характера, полученные в начале обучения в высшем учебном заведении, нередко морально и материально устаревают ко времени окончания учебы), а поэтому содержание профессионального обучения постепенно меняет свою направленность: от передачи студентам определенной суммы знаний осуществляется переход к формированию у них устойчивых навыков обработки и применения на практике постоянно меняющейся профильной информации в избранной ими сфере трудовой деятельности.

Для современной молодежи главной ценностью содержания процесса обучения в высшей школе являются уже не знания как таковые, а навыки их получения и прикладного применения, врабатывания молодого специалиста в профессиональную деятельность, а также эмоционально-психологическая адаптация его личности к будущей работе. Иными словами, высшая школа должна не только снабжать студента знаниями, которые рано или поздно устареют, но и в первую очередь формировать у него навыки самообразования и самосовершенствования в избранной им сфере производства, оказания услуг или управления, для чего студент должен превратиться из объекта педагогического воздействия в субъект процесса обучения, самостоятельно реализующий (при участии и под контролем преподавателей) свои интеллектуальные потребности в рамках предоставляемых ему образовательным учреждением возможностей.

Всякая индивидуальная самореализация, как известно, начинается с самопознания: каждый студент должен знать, чего именно он хочет, к чему он будет стремиться, и какие усилия на этом пути он будет готов приложить. К сожалению, отечественная система общего образования не формирует у школьников представлений о собственном «Я» и его отношении к окружающему миру, взаимоотношения с которым строятся спонтанно, зачастую основываясь на негативных эмоциях и переживаниях. Поэтому к моменту поступления в высшее учебное заведение редко кто из студентов отчетливо представляет себе, что именно он хочет получить от процесса обучения в университете или институте, в лучшем случае подобное осознание приходит на старших курсах. Но и оно не дает четкого образа будущей трудовой деятельности, поскольку обычно не соотносится с осознанием внутренних желаний и субъективных социальных потребностей. Важное место в этом процессе занимает самопознание и саморазвитие, к которому вчерашние школьники объективно бывают не готовы: их научили только давать готовые ответы на заранее заданные вопросы, группировать факты, а самостоятельно отслеживать динамику развития какого-либо процесса или явления они не умеют. Тем не менее, получение профессионального образования изначально ориентировано на самостоятельную учебную работу, без которой современный студент не может превратиться в успешного молодого специалиста.

В современном профессиональном образовании любого уровня (от начального до послевузовского) все более актуальным становится инновационный принцип педагогической науки «Обучение через всю жизнь» (или «Lifelonglearning»). Сегодня цель обучения – предоставить каждому человеку простор и сферу деятельности, необходимые для развития его инициативы и формирования самостоятельного суждения. «Обучение через всю жизнь» подразумевает, что все люди способны к обучению и развитию своих потенциальных возможностей, получению новых знаний, причем в любом возрасте.

Вместе с тем, такие возможности люди должны развивать в себе сами, – ими не обладают в равной степени от рождения. Основу программ беспрерывного образования в его современной редакции составляет ориентация на развитие отдельных личностей и совместное обеспечение этого развития благодаря снятию возрастных, социальных и организационных и иных ограничений. Во многих странах, где общество и власть осознали, что без системы постоянного обновления знаний и компетентности работников невозможно строить инновационную экономику, уже давно создают условия для массового участия взрослого населения в программах дополнительного профессионального обучения и переподготовки. В Австрии в них задействовано 89 процентов жителей страны, в Дании – почти 80, Финляндии – 77, Швеции – 71 процент. Каждый американский инженер ежегодно дополнительно учится или повышает квалификацию 120 часов, то есть, как минимум, месяц.

Для реализации принципа «Обучение через всю жизнь» недостаточно директивных заявлений и призывов, – обучающиеся сами должны уметь обучаться. К сожалению, современная отечественная средняя школа не настроена на то, чтобы «учить учиться», и молодые люди, поступив в вуз, где они впервые серьезно и постоянно должны заниматься решением проблемы «самообучения», не умеют этого делать, ищут «простые» пути не получения знания и практических навыков профессиональной деятельности, а лишь школярского представления преподавателям ответов на поставленные перед ними учебные вопросы.

К сожалению, отсутствие умений заниматься самостоятельной учебной работой не только интеллектуально обедняет студента во время его обучения в высшем учебном заведении (объем самостоятельной работы в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования составляет не менее половины всего объема учебной нагрузки современного студента), но и становится препятствием для дальнейшего самообразования молодого специалиста после получения высшего профессионального образования на пути «обучение через всю жизнь». К сожалению, многие современные педагоги высшей школы, сформировавшиеся как специалисты еще в советские годы, не имеют достаточных теоретических знаний в деле организационно-методического руководства самостоятельной учебно-научной деятельностью студентов, хотя практических навыков у них в этом деле более чем достаточно. Поэтому авторский коллектив учебника поставил перед собой цель дать им такие знания.

Сегодня активная самостоятельная работа студентов по освоению ими своей будущей профессии параллельно с аудиторными теоретическими и практическими занятиями становится неотъемлемой и чрезвычайно важной частью образовательного процесса в каждом высшем учебном заведении. По сути, при сознательном и творческом осуществлении этой деятельности каждый обучающийся оттачивает навыки своей профессии, которые так или иначе потребуются ему в будущем, станут залогом его конкурентоспособности на рынке труда. И наоборот, леность и отказ от самостоятельной учебной работы и, следовательно, собственного самосовершенствования неизбежно приведут к застою в развитии личности, оставят нерадивого студента за бортом бурно развивающегося мира, лишат его возможности сделать успешную профессиональную карьеру.

Однако прежде чем ожидать или требовать от студентов активной самостоятельной познавательной деятельности, самоподготовки к практическим занятиям, методически грамотного и стилистически выдержанного написания учебных и учебно-научных работ и проектов, изначально необходимо сообщить им базовые знания о том, каким образом функционирует их организм (в первую очередь – центральная нервная система) при осуществлении ими интеллектуальной работы, с помощью каких нейрофизиологических механизмов обеспечивается в головном мозге человека восприятие, анализ, переработка и хранение поступающей из внешнего мира информации, как развивается психика человека, и какие психологические компоненты присутствуют в субъективной познавательной деятельности. Кроме того, обучающиеся должны быть заранее проинформированы, какие виды учебных занятий предполагают обязательную к ним самоподготовку, в чем состоит их содержание, и каковы основные методические требования к участию в них студентов. Также они должны иметь представление об основных видах учебных и учебно-научных заданий, которые они должны выполнять в процессе обучения, нормативных и методических требованиях к их содержанию, оформлению и представлению на проверку. Только при соблюдении всех этих условий каждый студент сможет понять, что конкретно от него требуется при самоподготовке и самообразовании, какие физиологические, нейродинамические и психологические процессы будут сопровождать эту деятельность, как она повлияет на его индивидуальное интеллектуальное и физиологическое развитие, почему с точки зрения нормального функционирования центральной нервной системы важно выполнять все требования учебной программы, каким образом в процессе познания в деятельности мозга сочетаются между собой психические и биологические процессы, а также с помощью каких действий и при соблюдении каких правил можно избежать в процессе получения высшего профессионального образования некоторых хронических заболеваний. Собственно, именно с этой целью и был подготовлен данный учебник.

1. Психофизиологические основы

познавательной деятельности человека

1.1. Морфофункциональные основы

познавательной деятельности человека

В последнее столетие вся совокупность наук, исследующих мыслительную деятельность человека, являющуюся составной частью его высшей нервной деятельности, – биология, психология, медицина – занята решением фундаментальной психофизиологической проблемы, содержание которой в общих чертах может быть сведено к определению и установлении соотношения физиологического и психологического, биологического и социального в природе человека. В сжатой форме содержание этой проблемы может быть сведено к вопросу, сформулированному И.П. Павловым еще в начале ХХ века: каким образом материя мозга производит субъективное явление (например, желание или мысль)?

Основная сложность естественнонаучного описания психофизиологической проблемы заключается в необходимости объяснения специфических особенностей психических процессов на основе материальных механизмов деятельности нервной системы человека. К этим особенностям относятся предметность восприятия объектов и информации и его проецируемость во внешнее пространство, целостность, активность и недоступность психических процессов человека прямому чувственному наблюдению стороннего исследователя. Иными словами, психические процессы каждого человека индивидуальны, субъективны, целостны, активны, но непознаваемы обычными инструментальными методами, хотя совокупно и подчиняются общим биолого-психологическим законам.

То или иное решение психофизиологической проблемы всегда являлось основой разных моделей реализации государством и обществом задач воспитания, обучения, организации труда и жизнедеятельности людей, охраны их здоровья. Долгое время в поиске ответов на интеллектуальный вызов этой проблемы играла теория психофизиологического параллелизма, которая в общих чертах сводилась к утверждению, что биологическими методами нельзя проникнуть в тайны человеческой психики и высшей нервной деятельности, включая процессы мышления и познания, поскольку психические процессы развиваются параллельно телесным и не определяются ими. Однако господство этой теории завело науки, исследующие высшую нервную деятельность человека, в гносеологический (познавательный) тупик, поскольку объективно возник разрыв между физиологическими и психологическими исследованиями, каждая группа которых в отдельности оказалась неспособна составить и представить на суд научной общественности целостную картину мыслительной деятельности человека. Выходом из данного кризиса научного познания стало последовательное изучение физиологических механизмов, лежащих в основе психических феноменов человека. Их результатом стало формирование научных концепций интегрального образа А.А. Ухтомского и функциональных систем П.К. Анохина.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Дополнительного профессионального образования «всероссийский учебно-научно-методический центр по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию»

    Документ
    ... обеспечения и руководствасамостоятельной работой в образовательном учреждении разрабатываются учебные пособия, методические ... выполненную в письменном виде самостоятельнуюучебнуюнаучно-исследовательскую работу, раскрывающую теоретические ...
  2. УЧЕБНО-НАУЧНЫЙ ЦЕНТР БИОЛОГИИ И ПОЧВОВЕДЕНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО VII НАУЧНАЯ СЕССИЯ МОРСКОЙ БИОЛОГИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО 9 февраля 2006 г

    Тезисы
    ... от лица всех участников благодарит руководство и сотрудников Учебно-научного центра биологии и почвоведения Санкт ... году М.Н.Юрова, Е.В.Цыбатова и В.П.Медведева в своей самостоятельной работе дополнительно измеряли число концептакул ...
  3. УЧЕБНО-НАУЧНЫЙ ЦЕНТР БИОЛОГИИ И ПОЧВОВЕДЕНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО VI НАУЧНАЯ СЕССИЯ МОРСКОЙ БИОЛОГИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО к 80-летию проф

    Тезисы
    ... от лица всех участников благодарит руководство и сотрудников Учебно-научного центра биологии и почвоведения Санкт ... система L. marisalbi состоит из четырех самостоятельных групп мышц: продольных и спиральных мышц ...
  4. Научный редактор рецензенты (1)

    Учебно-методическое пособие
    ... самостоятельнойучебной и научно-исследовательской работы студентов. Цель - овладение технологией подготовки учебных и научных текстов, обусловленных задачами учебного ... педагога, осуществляющего руководствосамостоятельной работой студентов. ...
  5. Научный редактор рецензенты (2)

    Учебно-методическое пособие
    ... самостоятельнойучебной и научно-исследовательской работы студентов. Цель - овладение технологией подготовки учебных и научных текстов, обусловленных задачами учебного ... педагога, осуществляющего руководствосамостоятельной работой студентов. ...

Другие похожие документы..