Главная > Основная образовательная программа


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Киреевская средняя общеобразовательная школа № 6» администрации муниципального образования Киреевский район

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

\

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Киреевск 2011

1.Пояснительная записка 1.1 Введение

Данный документ разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - Стандарт), с учетом рекомендаций Примерной программы образовательного учреждения (далее - Примерная программа), особенностей МБОУ «Киреевская СОШ №6», образовательных потребностей и запросов обучающихся, а также концептуальных положений учебно-методического комплекта (далее - УМК) «Перспективная начальная школа», реализующих фундаментальное ядро содержания современного общего начального образования (базовые национальные ценности, программные элементы научного знания, УУД).

1.2. Цели и задачи реализации Основной образовательной программы, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта к

результатам образования.

Основная образовательная программа (далее - Образовательная программа) предусматривает достижение следующих результатов образования:

- личностные результаты: готовность и способность к саморазвитию; сформированность познавательной мотивации; ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции обучающихся;

- метапредметные результаты: освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетентностями, которые составляют основу умения учиться, и межпредметными понятиями;

- предметные результаты: освоенный опыт специфической для предметной области деятельности, готовность его преобразования и применения; система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Целью реализации Образовательной программы является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенции, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Цель Образовательной программы конкретизируют основные цели концептуальных положений выбранного нами УМК «Перспективная начальная школа».

Основной целью развивающей личностно-ориентированной системы обучения, реализуемой УМК «Перспективная начальная школа», является оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности. Ученик как равноправный участник процесса обучения выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.

УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивает планируемые результаты Образовательной программы, к числу которых относятся:

- личностные результаты: знание моральных норм, умение соотносить свои поступки с принятыми этическими нормами, умение выделять' нравственный аспект поведения, сформированность мотивации к обучению, сформированность умения учиться;

- метапредметные результаты: освоение обучающимися в процессе урочной и внеурочной деятельности универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных);

- предметные результаты: освоение обучающимися в ходе изучения того или иного предмета (в условиях урочной и внеурочной деятельности) системы знаний и опыта специфичного для предметной области, по получению этих знаний, их преобразованию и применению в практике повседневной жизни.

В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования

решаются следующие задачи:

- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения

обучающихся; • • v

ч~'' - формирование основ умения учиться и способности к организации
своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в
учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять
ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в
учебном процессе;

- духовно-нравственное развитие воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

- укрепление физического здоровья обучающихся.

В УМК «Перспективная начальная школа» задачи начального общего образования в соответствии с требованиями Стандарта сформулированы следующим образом:

- развитие личности школьника, его творческих способностей;

- воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально- ценностного позитивного отношения к себе и окружающим, интереса к
учению;

- формирование желания и умения учиться, освоение основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира, и опыта его применения и преобразования в условиях решения учебных и жизненных задач.

Конкретные задачи МБОУ «Киреевская СОШ № 6» в соответствии со Стандартом и программой развития:

- овладение первоначальными умениями интегрироваться в систему мировой и национальной культуры;

- формирование у младших школьников основ культуросообразного поведения;

- понимание особенностей Тульской области на основе первичных представлений о ее природе, истории, населении, быте, культуре; гражданской позиции, бережного отношения к памятникам культуры и истории, сохранения традиций народа;

- овладение нормами гигиены для сохранения своего здоровья и здоровья окружающих.

1.3. Принципы и подходы к формированию Образовательной программы

В соответствии со Стандартом УМК «Перспективная начальная школа» направлен на обеспечение равных возможностей получения качественного начального общего образования всем обучающимся с учетом разновозрастного зачисления детей в первый класс (с 6.,6 до 8 лет); разного уровня дошкольной подготовки (дети, посещающие и не посещающие детский сад); топографической принадлежности детей; разного уровня владения русским языком (дети, у которых русский язык не единственный язык общения, а также имеющие логопедические проблемы).

Основными принципами (требованиями) развивающей личностно-ориентированной системы обучения «Перспективная начальная школа» являются:

1.Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка в условиях обучения, идущего впереди развития. Предусматривает ориентацию содержания на интеллектуальное эмоциональное , духовно-нравственное , физическое и психическое развитие и саморазвитие каждого ребенка.

2.Принцип целостности образа мира связан с отбором интегрированного содержания предметных областей и межпредметных УУД, которые позволяют удержать и воссоздать целостность картины мира, обеспечить осознание ребенком разнообразных связей между его объектами и явлениями.

3.Принцип практической направленности предусматривает формирование универсальных учебных действий средствами всех предметов, способности их применять в условиях решения учебных задач и практической деятельности повседневной жизни, умений работать с разными источниками информации (учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь) и продуманная система выхода за рамки этих трех единиц в область словарей, научно-популярных и научных книг, журналов и газет, других источников информации; умений работать в сотрудничестве (малой и большой учебных группах) в разном качестве (ведущего, ведомого, организатора), способности работать самостоятельно (работа по ~ч—* самообразованию).

4.Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников. Это использование разноуровневого по трудности и объему представления предметного содержания через систему заданий, что открывает широкие возможности для вариативности образования, реализации индивидуальных образовательных программ, адекватных развитию ребенка. Каждый ребенок получает возможность усвоить основной (базовый) программный материал, а более подготовленные учащиеся имеют шанс расширить свои знания (по сравнению с базовыми).

5.Принцип прочности и наглядности реализуется через рассмотрение частного (конкретное наблюдение) к пониманию общего (постижение закономерностей) и затем от общего (от усвоенной закономерности) к частному (к способу решения конкретной учебной или практической задачи). Основанием реализации принципа прочности является разноуровневое по глубине и трудности содержание учебных заданий. Это требование предполагает продуманную систему повторения , что приводит к принципиально новой структуре учебников и подаче материала: каждое последующее возвращение к пройденному материалу продуктивно только в том случае, если имел место этап обобщения, который дал школьнику в руки

инструмент для очередного возвращения к частному на более высоком уровне трудности.

6. Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня, участие их в оздоровительных мероприятиях.

Основным принципом Программы развития МБОУ «Киреевская СОШ № 6» является принцип личностно-ориентированного обучения и воспитания:

1.Принцип целостности образовательного процесса.

Воспитание - помощь в формировании личности, а не развитие отдельных

качеств (трудолюбия, вежливость, и т.д.). Обучай, воспитывая, и воспитывай,

обучая.

2.Принцип единства образовательной среды. Создание единой системы внутришкольного и внешкольного образования и воспитания вообще, то есть системы, включающей общее и дополнительное образование в качестве равноправных компонентов.

3. Принцип индивидуализации предполагает определение индивидуальной траектории перспектив развития каждого ученика через создание модели школы, ориентированной на предоставление каждому учащемуся возможности для самореализации.

4. Принцип воспитания успехом предполагает совершенствование системы оценочной деятельности педагогов как фактора мотивации учащихся на успешность во всех сферах жизнедеятельности.

5. Принцип социального творчества и социальной активности ориентирует обучающихся не на пассивное усвоение тех или иных социальных и нравственных норм, а на способность к действию, способность на поступок; обучащийся является полноценным субъектом образовательного процесса; он не только готовится к будущей жизни, но и уже живет в том микросоциуме, которым является школа.

1.4.Общая характеристика Образовательной программы. Образовательная программа начального общего образования , разработанная МБОУ «Киреевская СОШ № 6», предусматривает:

- достижение планируемых результатов освоения Образовательной программы всеми обучающимися, создание условий для образования детей с особыми образовательными потребностями и детей с ограниченными возможностями здоровья на основе уровневого подхода в обучении, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания;

- выявление и развитие способностей обучающихся, включая одаренных детей, через систему клубов, секций и кружков, организацию общественно полезной деятельности;

- организацию интеллектуальных и творческих соревнований, конкурсов и проектно-исследовательской деятельности через различные формы организации внеурочной деятельности;

- участие обучающихся и их родителей, педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды на основе выработки общих позиций, единых требований, создания условий, согласования деятельности школы и семьи по воспитанию и обучению учащихся;

- использование в образовательном процессе современных образовательных технологий, и в первую очередь личностно-ориентированного развивающего обучения;

- возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся на уроке и за его пределами благодаря взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности. Общая структура Образовательной программы:

• пояснительная записка;

• планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

• учебный план начального общего образования;

• программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

• программы отдельных учебных предметов, курсов;

• программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

• программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

• система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

1.5. Состав участников образовательного процесса МБОУ «Киреевская

СОШ№6»

В соответствии со Стандартом, Типовым положением об общеобразовательном учреждении и Уставом МБОУ «Киреевская СОШ № 6» участниками образовательного процесса являются обучающиеся, педагогические работники образовательного учреждения, родители (законные представители) обучающихся.

2.Планируемые результаты освоения обучающимися Образовательной программы начального общего образования.

В соответствии со Стандартом планируемые результаты освоения Образовательной программы начального общего образования (далее -планируемые результаты) представляют собой систему обобщенных личностно ориентированных целей образования, которые

-обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения Основной образовательной программы;

-являются содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы.

Цели-ориентиры определяют основные ожидаемые результаты изучения данной учебной программы в развитии личности обучающихся. Их

включение призвано дать ответ на вопрос: «Зачем нужно изучать данный предмет в образовательном учреждении?» Оценка достижения этих целей ведется в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонофицированной информации, а полученные результаты характеризуют деятельность системы образования на федеральном и региональных уровнях. Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, приводятся в блоках «Выпускник научится». В эту группу включается система знаний и учебных действий, необходимая для успешного обучения в начальной и основной школе и может в принципе быть освоена подавляющим большинством детей. Достижение этих целей выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться по итогам ее освоения (с помощью итоговой работы).

Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета, приводятся в блоках «Выпускник получит возможность научиться» к каждому разделу программы учебного предмета и выделяются курсивом. Уровень достижений этой группы, могут продемонстрировать только отдельные обучающиеся. Оценка достижения ведется в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации. Частично задания, ориентированные на оценку достижений этой группы планируемых результатов, могут включаться в материалы итогового контроля. Невыполнение обучающимися заданий, с помощью которых ведется оценка достижений планируемых результатов этой группы, не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения. При организации образовательного процесса, направленного на реализацию и достижение планируемых результатов, используются педагогические технологии, которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся.

На ступени начального общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения:

-двух междисциплинарных программ - «Формирование универсальных

учебных действий» и «Чтение. Работа с текстом»;

-программ по всем учебным предметам — «Русский язык», «Литературное чтение», «Иностранный язык», «Математика», «Окружающий мир», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Технология», «Физическая культура».

2.1. Формирование универсальных учебных действий в соответствии со Стандартом и содержанием УМК «Перспективная начальная

школа»

2.1.1.Планируемые личностные результаты Самоопределение:

• готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

• внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;

• принятие образа «хорошего ученика»;

• самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

• экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

• гражданская идентичность в форме осознания себя как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю;

• осознание ответственности за свое благополучие;

• осознание своей этнической принадлежности;

гуманистическое сознание;

социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам;

начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. Смыслообразование:

• мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная, внешняя);

• самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;

• целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

• эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. Нравственно-этическая ориентация:

• уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

• навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

• эстетические потребности, ценности и чувства;

• этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

• гуманистические и демократические ценности многонационального

российского общества.

Таким образом, в сфере личностных результатов у выпускников начальной школы, обучающихся по УМК «Перспективная начальная школа», будут сформированы следующие характеристики:

• внутренняя позиция;

• адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы;

• ориентация на моральные нормы и их выполнение.

2.1.2. Планируемые метапредметные результаты. Регулятивные универсальные учебные действия Целеполаган ие:

• формулировать и удерживать учебную задачу;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
Планирование: *

• применять установленные правила в планировании способа решения;

• выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

• определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;

• составлять план и последовательность действий;
С_ • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей

деятельности. Осуществление учебных действий:

• выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах;

• использовать речь для регуляции своего действия. Прогнозирование:

• предвосхищать результат;

предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;

• предвидеть возможности получения конкретного результата при решении

задачи. Контроль и самоконтроль:

• сравнивать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью

выявления отклонений от эталона;
ч-/ • различать способ и результат действия;

• использовать установленные правила в контроле способа решения;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по

результату и способу действия. Коррекция:

• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок;

• адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

• вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в

случае расхождения эталона, реального действия и его результата. Оценка:

• выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень освоения;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. 1 пояснительная записка 1 1 введение 1 2 цели и задачи реализации основной образовательной программы конкретизированные в соответствии с требованиями стандарта к результатам образования основная образовательная программа (далее - образовательная

    Основная образовательная программа
    ... , УУД). 1.2. Цели и задачиреализацииОсновнойобразовательнойпрограммы, конкретизированные в соответствии с требованиямиСтандарта к результатамобразования. Основнаяобразовательнаяпрограмма (далее - Образовательнаяпрограмма) предусматривает ...
  2. Ю 1 пояснительная записка 1 1 введение 1 2 цели и задачи реализации основной образовательной программы конкретизированные в соответствии с требованиями стандарта к результатам образования

    Пояснительная записка
    ... Пояснительнаязаписка 1.1 Введение ... Цели и задачиреализацииОсновнойобразовательнойпрограммы, конкретизированные в соответствии с требованиямиСтандарта к результатамобразования. Основнаяобразовательнаяпрограмма (далееОбразовательнаяпрограмма ...
  3. Основная образовательная программа (147)

    Пояснительная записка
    ... . 1.2. Цели и задачиреализацииОсновнойобразовательнойпрограммы, конкретизированные в соответствии с требованиямиСтандарта к результатамобразования. Основнаяобразовательнаяпрограмма (далееОбразовательнаяпрограмма) предусматривает ...
  4. Содержание 1 пояснительная записка с 2-12 2 планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования с 12-30

    Пояснительная записка
    ... ………с.189-198 I. ПояснительнаязапискаВведениеЦели и задачиреализацииОбразовательнойпрограммы, конкретизированные в соответствии с требованиямиСтандарта к результатамобразования Принципы и подходы к формированию Образовательнойпрограммы Общая ...
  5. 1 Пояснительная записка (43)

    Пояснительная записка
    ... Цели и задачиреализацииОбразовательнойпрограммы, конкретизированные в соответствии с требованиямиСтандарта к результатамобразования. Образовательнаяпрограмма предусматривает достижение следующих результатовобразования: – личностные результаты ...

Другие похожие документы..