Главная > Урок


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №86 г.Сочи

Использование проблемно-поискового метода обучения на уроках биологии.

Автор: Новоселова Ирина Анатольевна,

учитель биологии

Сочи 2011

«Самостоятельность головы учащегося-

единственное прочное основание

всякого плодотворного учения».

К.Д.Ушинский

Использование проблемно-поискового метода обучения на уроках биологии.

1.Литературный обзор состояния вопроса.

В современной школе происходят глобальные изменения, связанные с корректировкой содержательных, методических, технологических процессов образования. Изменения требуют использования новых способов образования, педагогических технологий, творческого развития, как ученика, так и педагога.

Процесс обучения для современного школьника – это не просто приобретение новых знаний, механическое заучивание законов, правил, терминов. Это – возможность использования полученных знаний на практике, в повседневной жизни. Это - формирование умения и желания учиться, развитие инициативности, способности самостоятельно мыслить и принимать решения, планировать действия, уметь сотрудничать с разными группами людей.

Таким образом, в ходе обучения современный школьник должен стать обладателем определенных личностных характеристик (компетенций), использовать их в получении необходимых знаний и применять эти знания для решения практических задач разного плана.

Важнейшие предметные компетентности курса биологии определены в работе Г.С. Калиновой, заведующей лабораторией биологического образования ИСМО РАО: эколого-природоохранные; здоровьесберегающие; информационные; практико-исследовательские.

Для получения всех данных компетенций, а также для обеспечения активного характера педагогического процесса, может быть применен метод проблемно-поискового обучения. Данный метод является одним из элементов теории развивающего обучения. Основанная Л.С.Выготским в 1930-х годах, она базируется на соотношении обучения и развития учащихся. В настоящее время складывается из различных подходов. По мнению различных разработчиков данной теории, основная задача развивающего обучения состоит в формировании у учащихся приемов умственной деятельности, творческого мышления, способствует развитию памяти, речи, внимания, воображения.

Проблемно-поисковое обучение – такой вид обучения, при котором учитель организует относительно самостоятельную деятельность учеников, в ходе которой они усваивают новые знания, умения и развивают общие способности, а также исследовательскую активность, формируют творческие умения.

Теоретические аспекты по использованию современных образовательных технологий, в том числе и проблемно-поискового обучения, изложено в книге «Современные технологии в процессе преподавания химии» авторов С.В.Дендебер и О.В.Ключниковой. Несмотря на рассмотрение педтехнологий в приложении к предмету химии, рекомендации по использованию различных технологичных элементов могут быть успешно использованы в преподавании любого школьного предмета.

Не секрет, что «все новое - это хорошо забытое старое». Поэтому, используя методические пособия советской школы, изданные в 1980-90г.г., я нахожу в них теоретическую основу и практическое применение проблемно-поисковых заданий. В частности в книге Г.М.Муртазина «Активные формы и методы обучения биологии» подобным заданиям уделяется значительное место при изучении практически любой темы и указывается, что «проблемное обучение по биологии остается одним из средств более полной реализации дидактического принципа активности и сознательного обучения» (с.39-40).

1.1.История темы педагогического опыта в педагогике.

В древние времена было известно, что умственная активность способствует и лучшему запоминанию, и более глубокому проникновению в суть предметов, процессов и явлений.

Постановкой проблемных вопросов, разнообразными вариантами ответов на один вопрос славились древние ученые-философы пифагорейской школы, а так же Сократ, приводивший собеседников своими вопросами в затруднение.

В новой истории к активному проблемному обучению обращались Ф.Бэкон, Я.А.Коменский, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци.

Во второй половине 19в. английский педагог Г.Э.Армстронг ввел преподавание эвристический метод, развивающий мыслительные способности учащихся. При этом Армстронг ставил перед собой задачу научить ученика методу познания, поставив ребенка на место исследователя и заставив его добывать знания и делать выводы.

В начале 20 века профессор Мичиганского, Чикагского и Колумбийского университетов (1904—1930) Джон Дьюи стал одним из основателей Новой школы социальных исследований в Нью-Йорке. Он сформулировал одну из концепций проблемного обучения: учащиеся должны сами практически решать все вопросы и находить на них ответы. Однако эта идея приводила к игнорированию теоретических знаний. Дьюи предлагал изучать только те научные факты, которые крайне необходимы в практической деятельности.

Другая концепция Дж.Бруннера предполагала структурирование учебного материала и доминирование роли интуитивного мышления в процессе усвоения новых знаний. Однако, идеи Бруннера не нашли поддержки среди педагогического сообщества, так как были слишком насыщены психологическими тонкостями и для педагогической практики неэффективны. В советской школе разработал теорию методов проблемно-развивающего обучения М.И.Махмутов.

1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании.

Я преподаю биологию в Уч-Дерской средней школе №86 с 1991 года.

Применяя разные технологии, я опираюсь на то, что ребенку свойственна высокая познавательная активность. Интерес его всегда направлен в окружающий мир, и это хорошо и необходимо. Поэтому главным условием реализации воспитательного потенциала современного урока является активная познавательная деятельность детей.

Кроме этого мне необходимо, чтобы дети на уроке проявляли эмоциональное отношение к изучаемому материалу: это может быть чувство моральной ответственности, сопереживания; проявление творческих способностей, фантазии, воображения; потребности в реализации своего потенциала.

Мне хочется добиться, чтобы учащиеся научились критически мыслить – т.е. осмысливать прочитанное, определять главное, анализировать и передавать информацию. А критическое мышление начинается не с ответов, а с вопросов и проблем.

Поэтому, используя различные технологии в обучении (развивающее обучение; проблемное обучение; групповая работа; учебный диалог; включение в проектную деятельность; информационные технологии; индивидуального обучения; здоровьесберегающие технологии), я все-таки особое место отвожу проблемно-поисковым технологиям. Именно они позволяют развивать творческий потенциал в процессе обучения, ориентируют учащихся на самостоятельное освоение нового опыта, развитие познавательной активности и личностных возможностей.

Вводя в процесс обучения проблемные задачи, я стремлюсь научить школьников видеть проблему, формулировать её, искать варианты решения, комбинировать разные аналитические подходы, версии, позиции, синтезировать их, формулировать выводы.

Мои действия направлены на такую организацию учебного процесса, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.

Например, при изучении темы «Строение клетки. Клеточная мембрана» в старших классах я ставлю перед учащимися такую проблему: благодаря каким свойствам вещества, составляющие клеточные мембраны, осуществляют функции клеточной мембраны. Для ответа на данный вопрос необходимы сведения не только из курса биологической науки, но также химии. Из этой проблемной задачи может вытекать следующая: почему одни вещества являются гидрофобными, а другие гидрофильными (требуется установить связь между теорией строения веществ и различным поведением веществ в растворе).

На протяжении нескольких лет я веду элективный курс «Генетические закономерности» для учащихся 10-11 классов. Включенные в курс практические работы направлены на решение учащимися проблемных задач по генеалогии, на приобретение навыков анализа родословных и наследования генетически обусловленных болезней. Учащиеся решают проблемные задачи, связанные с использованием генетически модифицированных организмов, анализируют этические аспекты применения генной инженерии применительно к человеку.

Большую роль в достижении результата (в поиске проблемы, в исследовательской работе) я отвожу выработке навыков групповой учебно-поисковой деятельности. В своей работе я использую групповые формы работы в проектной деятельности, в исследовательских работах, которые требуют переработки большого объема информации и сложных совместных действий (например, при подготовке урока-конференции «Экологические проблемы малых рек», при подготовке лабораторных и практических работ). Совместная работа дает множество новых идей, поисков, смекалки, творчества, это прекрасное средство для эффективного развития открытого мышления личности.

Групповая работа необходима при работе с большими объемами тестов учебника, при подготовке к итоговой аттестации. При изучении человека в 8 классе групповая работа иной раз просто необходима - для проведения практических работ, для наблюдений и экспериментов. Особое место групповая работа имеет при обучении пятиклассников природоведению, она помогает школьникам пройти адаптационный период от начальной школы к школе нового уровня.

Эта работа позволила мне поделиться накопленным опытом на семинарах, организованных Сочинским Центром Развития Образования для учителей биологии «Обновление содержания и методики преподавания школьного курса биологии»; «Практическая направленность элективных курсов по биологии», «Содержание биологического обучения в школе: УМК для базового и профильного уровней», в рамках КПК учителей биологии «Обновление содержания и методики преподавания школьного курса биологии», «Обсуждение содержательного материала двухуровневого УМК на 2007-2008 учебный год».

Поскольку проблемно-поисковые технологии направлены на формирование исследовательских, информационных, коммуникативных компетенций я использую их в экологической воспитательной деятельности.

Проживание большинства учащихся в экологически неблагоприятной местности (недалеко от школы расположен полигон твердых бытовых отходов Лоо), привело к появлению творческих работ учащихся, основанных на поисках решения проблем своей малой родины.

И поскольку одной из приоритетных задач общего образования является экологизация образовательной среды, повышение образовательного процесса, направленного на изменение сознания людей, воспитание граждан, способных предупреждать и разрешать экологические проблемы, я стремлюсь воспитывать любовь к природе, своему отечеству, учу понимать экологические проблемы и разобраться в их причинах.

Как помочь ребенку быть ответственным за сохранение жизни на Земле? Как помочь ему понять всю ценность жизни и сохранять культуру отношений с окружающей средой?

Одним из таких средств является эколого-просветительская работа, которую провожу я со своими учениками на протяжении последних лет. В нее вовлекается большое количество школьников разного возрастного диапазона. Она отражает интересы и детей, и взрослых, предусматривает связь с другими видами человеческой деятельности.

С учениками старших классов мы создавали проекты школьного двора, изменения и благоустройства пришкольной территории. Результатом работы стала победы школы в конкурсах на лучший школьный двор в 2008г., участие в аналогичных конкурсах 2009г. и 2010г. В 2010г. стали участниками Городской акции «Зеленые острова».

В преддверии 65-летия Великой Победы осуществляли проект «Солдатская летопись», работа над которым еще не окончена и требует продолжения.

Учащиеся применяют полученные на уроках умения и навыки, используют безопасные приёмы труда, опираясь на жизненный опыт, с большим удовольствием работают над проблемными проектами в творческих группах. При этом используются межпредметные связи и проводится работа по профориентации. Например, в 2008-2009 уч.г. учащиеся школы осуществляли проект «Антропологические измерения как система оценки здоровья». В ней принимали участие все ученики школы, каждый из которых был исследован по специально составленной для проекта методике. Результаты проекта были озвучены на «Дне российской науки» в школе и на конференции «Первые шаги в науку». Участники проекта в 2010г. стали студентами медицинских учебных заведений.

Проект «Экологический вестник» является самым длительным. Это выпуск школьных газет, направленных на решение проблем эколого-социальной направленности. Работа над выпусками газеты развивает и раскрывает творческие способности ребёнка, учат предлагать оригинальные решения; содержат в себе элементы межпредметной интеграции (истории, кубановедения, мировой художественной культуры и музыки; физики, химии, биологии, географии и экологии, иностранного языка, информатики и информационных технологий). Например, выпуски, посвященные Сочинскому национальному парку, Акции «Марш парков», «Летопись Великой Победы».

В своей работе по реализации проблемно-поискового обучения я использую все возможные информационные ресурсы: мультимедийные, интернет, электронные уроки, интерактивные задания. Участвую в профессиональных конкурсах «Лучшая методическая разработка урока с использованием ИКТ».

Использование в работе электронного микроскопа БИОРулучшило умение учащихся работать с микроскопом, объектами микромира, готовыми микропрепаратами, повысило интерес учащихся к изучению темы «Клетка».Позволило подготовить исследовательские работы для Краевого конкурса – заседания малой сельскохозяйственной академии учащихся, материалы для школьной конференции «День российской науки», материалов к выпуску газеты «Школьные вести». Использование электронных учебников улучшает знания учащихся по предмету, активизирует мыслительную деятельность, увеличивает интерес к предмету.

1.3.Основные понятия, термины в описании педагогического опыта.

Проблемно-поисковое обучение – это такая организация учебного процесса, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций, а также активная самостоятельная поисковая деятельность учащихся по разрешению проблем. Основу теории составляет идея использования творческой деятельности обучающихся посредством постановки проблемно сформулированных заданий и активизации, за счет этого, их познавательного интереса и, в конечном счете, всей познавательной деятельности.

Такой вид обучения предполагает:

-самостоятельный поиск учащимися новых понятий и способов действий;

-последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем;

-новый способ мышления, прочность знаний и творческое применение их в практической деятельности

При проблемном обучении преподаватель не сообщает готовых знаний, а организует учащихся на их поиск: понятия, закономерности, теории познаются в ходе поиска, наблюдений, анализа фактов, мыслительной деятельности.

В проблемном обучении используются следующие основные понятия:

- Проблема – «сложный вопрос, задача, требующая решения» (С.И.Ожегов). Она может быть учебной или научной.

- Учебная проблема – это вопрос или задание, способ решения или результат которого ученику заранее неизвестен, но ученик обладает определенными знаниями и умениями для того, чтобы осуществить поиск этого результата или способа выполнения задания. Вопрос, на который ученик заранее знает ответ, не является проблемой.

- Проблемная ситуация – это психическое состояние личности, при котором возникает познавательная потребность.

Для построения проблемного обучения требуется преднамеренное и систематическое создание соответствующих проблемных ситуаций. Их можно разделить на несколько групп:

1. Проблемные ситуации возникают тогда, когда учащиеся сталкиваются с необходимостью использовать ранее усвоенные знаний в новых практических условиях. При этом учащиеся могут столкнуться с недостатком знаний, умений и навыков для решения конкретной задачи. Осознание этого факта возбуждает познавательный интерес.

2.Имеется противоречие между теоретически возможным путем решения и практической неосуществимостью избранного способа.

3.Имеется противоречие между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования.

4.Учащиеся не знают способа решения поставленной задачи, т.е. осознают недостаточность прежних знаний для объяснения нового факта.

При изучении практически любого раздела биологии возможно создание проблемных ситуаций. Однако, для того, чтобы проблема стала предметом поиска для ученика, и он смог ее решить, она должна стать личностно важной. При этом метод проблем и поиска решений – это систематическая работа учителя, а не однократная акция. Ученик должен быть готов «увидеть» проблему, сформулированную учителем, и определить пути поиска ее решения.

Проблемные ситуации могут возникать на всех этапах обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Психологические условия для успешного применения проблемного обучения:

- проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний;

- быть доступным для учащихся;

- должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность;

- задания должны быть таковыми, чтобы учащийся не мог выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.

Достоинства проблемного обучения:

1.Высокая самостоятельность учащихся;

2.Формирование познавательного интереса или личностной мотивации учащегося.

Наиболее удачной проблемной ситуацией следует считать такую, которую сформулировали сами учащиеся.

2.Психолого-педагогический портрет группы (класса) обучающихся, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта.

Использование проблемно-поискового метода я осуществляю в 5-11 классах. Одним из условий успешного использования данного метода обучения является наиболее раннее привлечение учащихся к поисковой деятельности в начальной школе на уроках «Окружающий мир», участие школьников в научно-практических конференциях «Первые шаги в науку», «Я - исследователь», конкурсах, викторинах, школьных мероприятиях биологической направленности «Экологический марафон», ежегодных конференциях «День науки».

К решению проблемно-поисковых заданий готовы те учащиеся, которые способны:

- осуществлять мыслительные операции по выявлению, перечислению, описанию фактов, процессов, способов действий, разбору и структуре (т.е. проводить анализ); сопоставлять и различать объекты и явления (проводить сравнение); распределять биологические объекты по группам (классифицировать и систематизировать); выявлять взаимоотношения между фактами (причина-следствие, цель-средство); абстрактно мыслить.

- выполнять задания по применению мыслительной деятельности: трансформировать и транслировать тексты, разъяснять смысл, значение.

- выполнять задания, требующие сообщения данных.

- осуществлять творческую мыслительную деятельность.

Очень трудно решаются проблемно-поисковые задания учащимися, нацеленными только на воспроизведение данных, т.е. на репродуктивное изложение.

Проблемно-поисковый вид обучения требует от школьника максимального приложения все своих творческих способностей, творческого мышления. Развитие мышления учащихся существенно зависит от природных задатков и социальных условий жизнедеятельности.

Мышление школьника может принимать различные формы: творческое (продуктивное мышление), практическое, наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

Развитие творческого мышления учащихся осуществляется путем вовлечения их в процесс выдвижения оригинальных гипотез, нетривиального решения различных проблем. Отличительной особенностью проявления нестандартного мышления является так же и наличие множества вариантов решения одной и той же проблемы. И, что самое важное, у школьника присутствует стремление к поиску.

В ходе обучения ученик приобретает целый ряд умений:

-используя законы, учится объяснять явления (например, на основании закона зародышевого сходства, сделать вывод о сходстве зародышей разных систематических групп);

-используя биологическую терминологию, учится давать правильные последовательные формулировки и четко, логически излагать содержание;

-используя весь арсенал знаний, ученик получает возможность анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать, систематизировать полученную информацию.

Развитие практического мышления связано с решением практических задач, выполнения лабораторных работ, моделирования биологических объектов, конструирования схем.

Развитие наглядно-действенного мышления начинается с непосредственного взаимодействия учащихся с реальными биологическими объектами, определения их существенных свойств и отношений. Например, когда требуется сравнить строение листьев однодольных и двудольных комнатных растений; хвою различных представителей класса хвойных. Или когда требуется провести эксперимент по денатурации белка. Учащиеся обычно принимают происходящие с белком изменения, как нечто обыденное, с чем они довольно часто сталкиваются. Однако понять, что на самом деле происходит с молекулой белка, поможет другая форма мышления - наглядно-образное, которое базируется на сочетания решения практических задач и представлений учащихся. В данном примере, видимые процессы денатурации не раскрывают сути явления, поэтому задача учителя – помочь представить изменения, которые произойдут с молекулой белка, причем с каждой структурой белка , объяснить необратимость денатурации яичного белка при нагревании и т.д.

Словесно-логическое мышление способствует умению формулировать свои собственные гипотезы, доказывать их, четко излагать мысли.

3.Педагогический опыт.

3.1. Описание основных методов и методик, используемых в предоставляемом педагогическом опыте.

Многие годы деятельность школьного учителя была направлена на то, чтобы преподнести ученику в готовом виде комплекс знаний, наивно полагая, что умения и навыки ученики, имея знания, приобретут сами. На практике этого не происходит, и выпускники покидают школу с небольшим багажом разрозненных элементов из разных областей наук. Как научить ученика творчески мыслить? Как развить их умения и способности?

Только творчески работающий учитель способен воспитать творчески мыслящего ученика. Заставить мыслить творчески нельзя. Нужно повести за собой, показать пример, растревожить скрытые возможности ребенка. И, естественно, учитель должен сам уметь использовать в работе такие методы, которые позволят ученику не только вооружиться полноценными знаниями, но развить свои познавательные способности.

Одним из методов, направленных на развитие познавательной активности ученика, является проблемно - поисковый.

Целью проблемного обучения я ставлю не только усвоение учеником результатов научного познания, но и осмысление самого пути, процесса получения этих результатов.

Проблемно-поисковое обучение реализуется путем сочетания репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности ученика. Путем задания проблемных вопросов, постановкой проблем или ситуаций учитель создает условия для активизации мыслительной деятельности школьников, стимулирует их к поиску решения или получения знаний, необходимых для решения.

Способами проблемно-поискового обучения являются:

Проблемное изложение.

В этом случае учащиеся не обладают достаточным запасом знаний, не сталкивались ранее с явлениями, выдвигаемыми в качестве проблемы. Учитель, излагая проблемный материал, руководит направлениями мыслительной деятельности учеников, ставит вопросы, ориентирующие на нахождение верного решения. После того, как учитель озвучит верный ответ, ученики могут сравнить свои варианты ответов и оценить свои пути решения. Например, при изучении темы «Выделение у растений» (биология, 6 класс) важно помочь учащимся понять, почему у растений происходит листопад – удаление ненужных накопившихся в листьях веществ, подготовка деревьев к зимнему периоду, уменьшение испарения. И, казалось бы, обычное для каждого ребенка явление листопада, предстает в новом виде, как сложный эколого-биологический процесс.

Поисковая беседа.

Умение ставить разумные вопросы есть

уже важный и необходимый признак

ума или проницательности.

И.Кант

Данный вид деятельности используется в том случае, когда школьники обладают минимумом знаний, необходимых для активного участия в решении проблемы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Годовой план учебно-воспитательной работы на 2011 / 2012 учебный год

    Автореферат диссертации
    ... учитель Журавлева Л.Л. Использованиеметодов и приемов здоровьесберегающих технологий наурокахбиологии. 4 Храмкова Л.Л. Создание здоровьесберегающей среды наурокахбиологии. 4 Басалаева ...
  2. Г лавное управление образования педагогическое зауралье научно-практический журнал

    Документ
    ... Использование активных и интерактивных методовобучениянауроках ... ИринаАнатольевна, учитель биологии ... урок»; «Классификация методовобучения»; «Личностно-ориентированный подход в обучении»; «Проблемноеобучение» ... Вахтомин А.В., Новоселова Н.П., КТММ; ...
  3. Г лавное управление образования педагогическое зауралье научно-практический журнал (2)

    Документ
    ... Использование активных и интерактивных методовобучениянауроках ... ИринаАнатольевна, учитель биологии ... урок»; «Классификация методовобучения»; «Личностно-ориентированный подход в обучении»; «Проблемноеобучение» ... Вахтомин А.В., Новоселова Н.П., КТММ; ...
  4. Южное окружное управление образования департамента образования города москвы лаборатория педагогических проблем социализации детей и юношества

    Документ
    ... базе данных, в электронном документе, в Интернете с использованиемпоисковых систем. Поиск и обработка информации могут ... , использует репродуктивные методыобучениянауроке. Формируя систему используемых приёмов обучения мы опираемся на схему ведущих ...
  5. План работы «информационно - методический центр» на апрель 2012 года

    Документ
    ... , Новоселова, ... Использование интерактивной доски наурокахбиологии. Открытый урок ... творческих, проблемных групп ... обучениена ... методов и законченность решения: степень новизны использованныхметодов ... Татьяна Анатольевна - ... поисковую, ... Смирнова Ирина Рудольфовна ...

Другие похожие документы..