Главная > Программа


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова»

«У Т В Е Р Ж Д А Ю»

Ректор _______________Е.И. Михайлова

«______»____________________2011 г.

ПРОГРАММА

развития Технического института

(филиала) СВФУ в г. Нерюнгри

на 2011-2015 годы

Рассмотрена и одобрена на заседании

Ученого Совета ТИ (ф) СВФУ

Протокол № 4 от 24.12.2010 года

Нерюнгри, 2010

Введение

Технический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» в г. Нерюнгри (далее - Филиал) является обособленным структурным подразделением федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (далее - Университет), расположенным вне места нахождения Университета и осуществляющим постоянно все или часть его функций по оказанию услуг и выполнению работ в области образования и науки, подготовки высококвалифицированных специалистов, обеспечения необходимых условий для развития науки, всестороннего развития личности.

История становления Филиала берет свое начало с 1981 г., когда в г. Нерюнгри был образован Учебно-консультационный пункт инженерно-технического факультета Якутского государственного университета с целью обеспечения потребности региона в кадрах с высшим образованием для строительства объектов Южно-Якутского территориального производственного комплекса. За 10 лет своего существования Учебно-консультационный пункт завоевал авторитет среди населения Южной Якутии, прежде всего, среди молодежи г. Нерюнгри. Учитывая перспективы развития Южной Якутии, а также потребность в квалифицированных специалистах в отраслях народного хозяйства республики, распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 1992 г. №723-р, приказом Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. №116 на базе учебно-консультационного пункта инженерно-технического факультета ЯГУ был создан филиал Якутского государственного университета в г. Нерюнгри.

Задачи, поставленные перед Филиалом, сводились к удовлетворению потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, приобретении высшего образования и квалификации в избранной области профессиональной деятельности; организации и проведению в тесной связи с учебным процессом фундаментальных, прикладных научных исследований и опытно-конструкторских работ; переподготовке и повышению квалификации специалистов и научно-педагогических кадров; распространению знаний среди населения республики, повышению его образовательного и культурного уровня.

Событием крупного политического, социального и культурного значения стало преобразование в 1999 г. филиала Якутского государственного университета в Технический институт (филиал) Якутского государственного университета в г. Нерюнгри (приказ Министерства образования Российской Федерации от 14 декабря 1999 г. № 1168). Данное преобразование осуществлено с целью создания единого образовательного пространства в Южной Якутии, оно стало возможным благодаря наличию в Филиале необходимой учебно-материальной базы, научно-педагогических работников, информационного и социально-бытового обеспечения образовательного процесса, соответствующего требованиям, предъявляемым к высшим учебным заведениям РФ.

Приказом Федерального агентства по образованию от 18 ноября 2004 г. № 253 Филиал переименован в Технический институт (филиал) государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Якутский государственный университет имени М.К. Аммосова» в г. Нерюнгри, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 апреля 2010 г. № 435 переименован в Технический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» в г. Нерюнгри.

Программа развития Технического института (филиала) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» в г. Нерюнгри на 2011–2015 гг. (далее – Программа) разрабатывается в соответствии с Программой развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» на 2010 - 2019 годы.

Целью Программы является обоснование приоритетов и стратегических направлений развития Филиала, обеспечивающих его преобразование в учебное заведение нового типа в системе высшего профессионального образования Российской Федерации, являющееся интеллектуальным центром экономического и социального развития Южной Якутии, способствующим повышению конкурентоспособности экономики и образования в Республике Саха (Якутия) и на Северо-Востоке России в целом.

Для этого в течение означенного периода Филиалу предстоит решить проблемы кадрового, материально-технического и методического обеспечения своей деятельности.

Разработка Программы осуществляется в соответствии с:

- Указом Президента Российский Федерации от 21 октября 2009 г. № 1172 «О создании федеральных университетов в Северо-Западном, Приволжском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах»,

- Уставом ГОУ ВПО «Якутский государственный университет имени М.К. Аммосова», утвержденным МО РФ 12 февраля 2002 г.,

- изменениями в Устав ГОУ ВПО «Якутский государственный университет имени М.К. Аммосова», утвержденными министром образования и науки РФ 2 июня 2010 г.,

- Положением о Техническом институте (филиале) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» в г. Нерюнгри, утвержденным ректором ФГАОУ ВПО СВФУ 22 июня 2010 г.,

- Программой развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» на 2010-2019 гг., одобренной Правительством Российской Федерации от 7 октября 2010 г. № 1694-р.

Организационно-методической основой Программы является Концепция формирования и государственной поддержки развития сети федеральных университетов, разработанная Министерством образования и науки РФ и одобренная на заседании Межведомственной рабочей группы по приоритетному национальному проекту «Образование» при Совете при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 22 сентября 2009 г.

В концептуально-методологическом отношении Программа исходит из Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года (приказ Министерства образования и науки РФ от 11 февраля 2002 г. № 393 «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года») и «Приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации» (одобрены на заседании Правительства от 9 декабря 2004 г.), а в нормативно-правовом аспекте опирается на положения закона от 10 февраля 2009 г. № 18-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов».

Программа учитывает положения таких стратегических документов, как:

  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. №1662-р);

  • Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р);

  • Энергетическая стратегия РФ до 2020 года (одобрена на заседании Правительства РФ от 27.08.2009 г.);

  • Транспортная стратегия РФ до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 г. №1734-р);

  • Государственная «Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 16.07.02 г. №975-р, приказ Минпромэнерго России от 03 сентября 2007 г. №340);

  • Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (распоряжение Правительства РФ от 04 февраля 2009 г. №132-р);

  • Комплекс мер по социально-экономическому развитию Республики Саха (Якутия) (одобрен Первым заместителем Председателя Правительства РФ И. Шуваловым от 30 мая 2009 г. №ИШ-П16-3069);

  • Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года (постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 6 сентября 2006 года №411, Протокол заседания Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2007 г. №5 «О вопросах социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)»);

  • Энергетическая стратегия Республики Саха (Якутия) до 2030 года (постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 29 октября 2009 г. №441);

  • Программа комплексного развития Южной Якутии (паспорт Комплексного инвестиционного проекта «Разработка проектной документации для реализации инвестиционного проекта «Комплексное развитие Южной Якутии», реализуемого при государственной поддержке за счет бюджетных ассигнований инвестиционного фонда РФ» утвержден распоряжением Правительства РФ от 10 марта 2009 г. № 302-р).

Программа одобрена решением Ученого совета ТИ (ф) СВФУ (Протокол № 4 от 24 декабря 2010 г.).

Программа состоит из введения, девяти разделов и приложения.

Раздел 1 содержит описание социально-экономического положения и рынка труда в Южно-Якутском регионе. В разделе представлена общая характеристика региона и анализ социально-экономического положения, построенный на оценке макроэкономических и основных социальных показателей. На основе анализа ключевых проблем развития региона и перспектив социально-экономического развития и рынка труда сформулирована миссия Филиала.

Миссия определяет позицию Филиала в социально-экономическом пространстве региона, выделяя сферы деятельности и целевые группы, на которые Филиал ориентируется. Миссия Филиала выражает его стратегические ориентиры в качестве намерений, которые вуз стремится осуществить в будущем, а также определяет области компетенций Филиала, его конкурентные преимущества и ценности корпоративной культуры. Миссия Филиала согласована с миссией Университета.

В этом же разделе определяются глобальная стратегическая цель и стратегические задачи Филиала. Если формулировка цели базируется на анализе внешних вызовов, отражая приоритетные направления и миссию Филиала, то постановка задач позволяет конкретизировать выбранные направления и способы деятельности, обеспечивающие достижение целей Программы. Задачи формулируются конкретно, содержат четкое представление о сути решений, требованиях, предъявляемых к ним, а также о влиянии этих решений на достижение соответствующей цели.

На основании задач социально-экономического развития Южно-Якутского региона и Республики Саха (Якутия), в решении которых призван участвовать Филиал, рассматриваются сильные и слабые стороны Филиала в отношении его целей и задач, дается анализ существующего продуктового портфеля вуза.

Раздел 2 содержит сведения о Филиале и основные результаты проведения внутренней экспертизы по итогам последних 5 лет, что позволило проанализировать состояние вуза по основным направлениям деятельности, а также провести рефлексию состояния и перспектив развития путем выявления сильных и слабых сторон, проблем и возможностей как вуза в целом, так и отдельных направлений его деятельности.

В разделе 3 выделены приоритетные направления развития Филиала, сообразных задачам социально-экономического развития Южной Якутии и Республики Саха (Якутия), ответственность за решение которых принимает на себя Филиал. Каждое из направлений обосновано в качестве ответа на вызовы внешней среды с описанием конкретных проблем, на решение которых будет направлена деятельность Филиала. Кроме того, по каждому приоритетному направлению предусмотрена ответственность Филиала за раскрытие человеческого потенциала региона, развитие научных исследований, создание и коммерциализацию наукоемкой продукции.

В разделе4 обозначены мероприятия Программы, которые в совокупности представляют собой систему конкретных согласованных по срокам проектов и действий, обеспечивающих решение сформулированных в Программе задач (направлений развития). Мероприятия описаны в едином формате и сгруппированы в ряд комплексов.

Раздел5 содержит финансовый план обеспечения Программы с разбивкой по годам реализации, по решаемым задачам, по мероприятиям, по источникам финансирования.

Раздел 6 посвящен ожидаемым результатам реализации Программы, главный из которых заключается в создании качественно нового высшего учебного заведения, обладающего собственным потенциалом дальнейшего развития и способного успешно решать задачи социально-экономического развития Южно-Якутского региона. В качестве результатов также фигурируют система управления Филиалом, система научного и образовательного менеджмента, предложены новые организационные решения, в значительной мере ориентированные на развитие сетевых форм взаимодействия с учреждениями профессионального образования и научными организациями на территории географического размещения Филиала и за ее пределами.

В разделе 7 приведен перечень показателей и критериев оценки эффективности деятельности Филиала, включая ограниченный набор целевых показателей (целевых значений показателей эффективности), которые должны быть достигнуты Филиалом к концу реализации Программы и ее этапов. Для каждой цели определены комплексные количественно измеримые показатели, а для каждой задачи предложены свои измерительные характеристики и заданы их плановые значения. Значение каждого целевого показателя приводится в динамике по годам реализации для осуществления ежегодного мониторинга хода реализации Программы.

Раздел 8 представляет собой конструктивное описание процесса развития Филиала в составе федерального Университета как качественно нового образовательного учреждения. В разделе предложен основной принцип выделения этапов реализации Программы, точные временные границы этих этапов, а также описание тех качественных изменений, которые должны быть достигнуты к моменту окончания каждого этапа.

Раздел 9 содержит описание структуры управления ходом реализации Программы, интегрированной в общую систему управления Филиалом. Предусмотрена ежегодная защита отчета о проделанной работе и утверждение планов выполнения мероприятий Программы на очередной год, включая соответствующий финансовый план расходов и доходов на заседаниях Ученых советов Филиала и Университета.

Приложение содержит перспективную организационную структуру Филиала.

Раздел 1. социально-экономическоЕ ПОЛОЖЕНИЕ

и РЫНОК ТРУДА В ЮЖНО-ЯКУТСКОМ РЕГИОНЕ

1.1. Общая характеристика Южно-Якутского региона

Южная Якутия - это географическая зона, в которую входят юго-западные и юго-восточные территории Республики Саха (Якутия). Граничит на востоке с Хабаровским краем, на юге – с Амурской, Читинской и Иркутской областями, на севере – с семью районами Республики Саха (Якутия): Усть-Майским, Амгинским, Хангаласским, Горным, Верхневилюйским, Сунтарским, Ленским. Общая площадь территории Южной Якутии составляет 416,5 тыс. кв. км.

Южная Якутия включает в себя Алданский, Нерюнгринский и Олекминский административные образования. Административным, промышленным и культурным центром Южной Якутии является г. Нерюнгри – центр Нерюнгринского района, расположенного на самом юге республики. Административным центром Алданского района является г. Алдан, Олекминского района – г. Олекминск.

Население Южной Якутии насчитывает 162,9 тыс. человек, что составляет 17,2% всего населения Республики Саха (Якутия). Средний возраст населения – 33 года.

Природно-климатические условия Южной Якутии можно охарактеризовать как суровые и резко континентальные. Средняя температура января от - 30…- 36 °С, июля +12…+18 °С. Осадков выпадает в год от 200-300 до 400-500 мм, в горах - до 600 мм и более.

Территория Южной Якутии состоит из ряда горных хребтов, плоскогорий, горных впадин с довольно сложной геологической историей и разнообразным геоморфологическим строением. Здесь преобладают среднегорный и высокогорный ландшафты с колебанием высот от 650 до 2420 м над уровнем моря. Большая её часть занята Алданским нагорьем, высота которого колеблется в пределах 800-1200 м над уровнем моря. Значительную территорию Алданского нагорья занимает Сутамское плато с высотой 1000-1300 м, расположенное западнее Токинского плата. С юга и юго-запада Южную Якутию окаймляет Становой хребет.

Крупные реки: Лена, Алдан с притоками Тимптон, Чульман, Олекма и др. Крупное озеро - Большое Токо. Одна из характерных особенностей природного ландшафта, присущая всей территории Якутии, - многолетняя мерзлота.

Территория Южно-Якутского региона является богатейшей ресурсной базой не только республиканского, но и российского значения. Она располагает уникальными запасами природных ресурсов, позволяющих удовлетворить потребности Дальневосточного федерального округа (уголь, гидроэнергия, железные руды), Российской Федерации (уголь, гидроэнергия, железные руды, уран, удобрения), КНР (нефть, уголь, газ, удобрения), Республики Корея (газ, нефть, электроэнергия) и др.

В Южной Якутии расположены значительные разведанные запасы золота, коксующихся и энергетических углей, железных и урановых руд, апатитов, слюды-флогопита, вермикулита, кристаллосырья (пьезокварц), полудрагоценных и облицовочных камней, нерудных полезных ископаемых. В настоящее время активно разрабатываются только месторождения золота и угля. Конкурентные преимущества географического положения Южной Якутии заключаются в непосредственной близости уникальных месторождений к транспортным и энергетическим коммуникациям (от 15 до 200 км от железных дорог).

Среди всех промышленно освоенных районов Республики Саха (Якутия) лишь Южная Якутия имеет базовую транспортную инфраструктуру и связана с железной дорогой с БАМом и Транссибирской железнодорожной магистралью. Транспортным каркасом территории являются железная дорога «Тында (БАМ) - Беркакит - Томмот» протяженностью 524,9 км и федеральная автодорога «Лена», связывающая станции Большой Невер Амурской области и поселок Нижний Бестях, расположенный в 50 км от Якутска. Эти транспортные артерии, проходящие практически параллельно друг другу, пересекают территории Нерюнгринского и Алданского районов с юга на север.

В 2005 году начато строительство железной дороги «Томмот – Кердем». В перспективе строительство совмещенного железнодорожно-автомобильного моста через реку Лена доведет нитку железной дороги «Томмот - Кердем» до г. Якутска.

Большая часть территории Олекминского района оторвана в транспортном плане от других районов Южной Якутии. Внутритерриториальные связи осуществляются автомобильным транспортом, летом - частично речным транспортом, а также малой авиацией. Основной транспортной артерией района является река Лена, связывающая район, как с республиканской столицей, так и с Иркутской областью. Олекминский речной порт ОАО «Ленское объединенное речное пароходство» оказывает только грузовые перевозки. Пассажирские перевозки в Олекминском районе осуществляются судами на подводных крыльях ОАО «Якутский речной порт» по скоростной линии «Якутск – Олекминск - Якутск» и пароходами по линии «Якутск - Усть-Кут - Якутск».

Крупный речной порт, расположенный в г. Томмоте, используется, в основном, как перевалочная база, через которую проходят грузы с железной дороги «Тында – Беркакит – Томмот» для заречной группы улусов и северных районов Якутии.

В Южной Якутии располагается один из трех крупнейших в Республике Саха (Якутия) (после Якутска и Мирного) аэропорт г. Нерюнгри в поселке Чульман (45 км от г. Нерюнгри). Аэропорт имеет бетонную полосу длиной 3600 м, что позволяет принимать вертолеты всех типов, воздушные суда Ан-12,-24, Ил-76, Як-40, Ту-154, а также большие суда класса «Боинг» и аэробусы.

Аэропорт г. Алдана имеет взлетно-посадочную полосу для приема самолетов АН-24 и АН-26, а также незавершенную строительством полосу для приема самолетов ТУ-154.

В Олёкминском районе имеется 16 неклассифицированных авиа- площадок, из них в настоящее время функционирует только 6. Аэропорт «Олёкминск», расположенный на трассе перегонки воздушных судов в АРЗ с Камчатки до Новосибирска, является транзитным пунктом между городами Ленск, Нерюнгри, Иркутск, Улан-Удэ, поэтому перспективы развития аэропорта выглядят многообещающими.

Республика Саха (Якутия) обладает одним из крупных на Дальнем Востоке гидроэнергетическим потенциалом. В настоящее время основой энергосистемы Южной Якутии является Нерюнгринская ГРЭС мощностью 570 МВт, обеспечивающая электроэнергией Нерюнгринский и Алданский промышленные районы и связанная с единой энергетической системой Дальнего Востока двумя ВЛ 220 кВ «Нерюнгри – Тында».

На Нерюнгринской ГРЭС, проектная установленная мощность которой составляет 1200/1270 МВт, осуществлено строительство первой очереди из трех энергоблоков суммарной мощностью 570 МВт, работающих на промпродукте, получаемом при обогащении коксующихся углей Нерюнгринского месторождения. Строительство четвертого энергоблока с проектной мощностью 215 МВт не завершено. В настоящее время выработка электроэнергии на ГРЭС составляет около 2,6 млрд. кВт-ч в год, половина из которой передается в ОЭС Востока. Общая установленная мощность Южно-Якутского энергорайона составляет 618,82 МВт и, помимо Нерюнгринской ГРЭС, включает Чульманскую ТЭЦ мощностью 48 МВт и дизельные электростанции ОАО «Сахаэнерго». Электроснабжение потребителей Южной Якутии осуществляется по семи ВЛ 110 кВ и одной ВЛ 220 кВ «Нерюнгринская ГРЭС – Нижний Куранах». Участок двухцепной ВЛ 220 кВ «Нижний Куранах – Томмот» введен в 2002 году во временную эксплуатацию на напряжении 110 кВ и находится в стадии строительства.

В настоящее время энергосистема Южной Якутии (зона централизованного электроснабжения) энергоизбыточна. При общей выработке 3 млрд. кВт-ч в год поставки электроэнергии за пределы Республики Саха (Якутия), в единую энергосистему Востока составляет порядка 1,5-1,6 млрд. кВт-ч в год, т.е. около половины производимой электроэнергии. В то же время происходит сокращение перетоков электроэнергии в Амурскую область (в т.ч. в связи с вводом мощностей Бурейской ГЭС), что создает двухкратный запас мощности в Южной Якутии.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Республиканская программа на 2011 – 2015 годы направлена на снижение уровней производственного травматизма и профессиональной заболеваемости за счет

    Программа
    Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июня 2010 г. № 982 утверждена Республиканская целевая программа по улучшению условий и охраны труда на 2011 – 2015 годы.
  2. ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЕЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОГРАММ НА 2011 - 2015 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА ПРЕДСЕДАТЕЛИ КООРДИНАЦИОННЫХ СОВЕТОВ ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ КОМПЛЕКСНЫМ ЦЕЛЕВЫМ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИМ ПРОГРАММАМ НА 2011 - 2015 ГОДЫ

    Программа
    ПРЕДСЕДАТЕЛИ КООРДИНАЦИОННЫХ СОВЕТОВ ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ КОМПЛЕКСНЫМ ЦЕЛЕВЫМ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИМ ПРОГРАММАМ НА 2011 - 2015 ГОДЫ, РУКОВОДИТЕЛИ ЭТИХ ПРОГРАММ И ИХ ЗАМЕСТИТЕЛИ
  3. Программа на 2011-2015 годы» «инновационная школа»

    Программа
    Смена парадигмы образования от традиционной к личностно-ориентированной требует формирования нового профессионального мышления, совершенствования качества образования, запуска новых механизмов психолого-педагогического и медико-социального
  4. Программа комплексного социально-экономического развития уссурийского городского округа на 2011- 2015 годы

    Программа
    Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ ";Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";, распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 года №2136-р ";Об
  5. На 2011 – 2015 годы содержание

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования муниципального образовательного учреждения «Заливинская средняя общеобразовательная школа» Тарского муниципального района Омской области
  6. Программа перспективного развития МОУ СОШ № 3 с Прасковея по модернизации общего образования на 2011-2015 годы

    Программа
    Программа перспективного развития МОУ СОШ № 3 с. Прасковея отражает основные направления государственной политики в области образования в соответствии с:

Другие похожие документы..