Главная > Документ



равнины, моря, реки, границы России, некоторые города России. В разделе использование знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни – ориентировка в окружающем пространстве с помощью компаса, определение температуры с помощью термометра.

География относится к ряду учебных предметов, которые в федеральном компоненте государственного стандарта определены как обязательные для изучения в основной школе. Базовое содержание образования, требования к подготовке учащихся по предмету и контроль за выполнением этих требований независимы от типа учебного заведения или территории, где ведется обучение, его профиля или источника финансирования. Современная учебная география как систематический предметный курс изучается в основной школе с 6 по 9 класс, а также по выбору учреждения в общеобразовательных и ряде профильных классах полной (средней) школы. Необходимо учитывать предварительную подготовку учащихся в 5 классе в курсе «Природоведение», которая позволяет сформировать целостную структуру восприятия живой и неживой природы, её развития во времени и пространстве. Это необходимо учитывать при переходе к изучению начального курса географии. Вопросы преемственности географических знаний между 5 классами и курсом географии остаются весьма актуальными.

Учебный план является основным нормативным документом образовательного учреждения, осуществляющего учебный процесс в рамках классно-урочной системы и предметной структуры обучения. Учебный план – элемент государственного образовательного стандарта, база для разработки учебных программ и учебно-методических пособий. В основной школе предусмотрено на изучение географии 245 учебных часов, которые распределены следующим образом: 6 класс-35 ч., 7 класс-70 ч., 8 класс-70 ч., 9 класс-70 ч. Вместе с тем в рамках регионального компонента областного базисного плана в VI классе выделяется 1 час на преподавание учебного предмета «Краеведение», который рекомендуется использовать учителям географии для проведения практических работ по темам начального курса географии (VI класс) с использованием краеведческого материала и выполнения практических работ на местности. Особо выделяем, что итоговая аттестация в форме ЕГЭ предполагает изучение учащимися курса географии в 6 классе в полном объеме.

Особенностью географического образования на ступени основного общего образования также является необходимость организации предпрофильной подготовки учащихся. Эта задача решается в IX классе за счет учебного времени из регионального компонента и компонента образовательного учреждения.

На ступени среднего (полного) общего образования федеральный компонент базисного учебного плана включает совокупность базовых и профильных общеобразовательных учебных предметов. Учебное время, отведенное для изучения географии на базовом уровне, составляет 70 часов в год (т.е. из расчета 1 час в неделю в 10 и 11 классах или 2 часа в неделю только в 10 классе). Если география выбирается для изучения на профильном уровне, то учебное время составляет 210 часов (за два года).

Для формирования определенного профиля обучения в состав учебного плана включается не менее двух предметов, изучаемых на профильном уровне. Этот выбор является прерогативой образовательного учреждения. При этом важно обеспечить взаимосвязь курса географии не только с другими учебными курсами, но и с содержанием того или иного профиля, который будет выступать в качестве основы компоновки материала и расстановки акцентов в обучении. Курс географии на профильном уровне призван завершить формирование географической компетентности выпускников школы. Формирование географической компетентности учащихся на профильном уровне служит достижению соответствия географического образования реальностям окружающей среды в личностном, общественном, территориальном-пространственном измерениях. При отборе содержания курса географии на любом профильном уровне следует основное внимание уделять:

а) осознанию пространственно-временного единства и взаимосвязи развития в географической действительности природных, социально-экономических, техногенных процессов и объектов;

б) умелому применению знаний и навыков в своей деятельности, в том числе в природопользовании с учетом хозяйственной целесообразности и экологических требований в геопространственной реальности.

в) умению самостоятельно различать и оценивать уровень безопасности или опасности окружающей среды для выработки личностной линии в сфере жизнедеятельности.

С точки зрения задач профильного изучения географии, наиболее эффективным представляется формирование социально-экономического профиля, где наряду с географией на профильном уровне могут изучаться обществознание, право, экономика и математика. Возможным вариантом является и формирование биолого-географического профиля, где наряду с географией на профильном уровне могут изучаться математика и биология.

Министерство образования и науки РФ разработало и утвердило на основе федерального компонента государственного стандарта примерные программы по географии, которым следует неукоснительно пользоваться. Примерные программы по географии призваны сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрывают неиспользованные резервы, главным образом, в структуре содержания и организации обучения.Учебное время на изучение разделов программы является примерным и рассчитано по ступеням обучения в 6—7, 8—9, 10-11 классах. Тем самым, примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию школьников. Кроме того, географическая проблематика может изучаться и в составе элективных курсов – обязательных учебных предметов по выбору обучающихся из компонента образовательного учреждения. В составе географического образования в средней (полной) школе элективные курсы могут выполнять три основных функции: 1) развитие содержания базового курса географии (в том случае, когда изучение географии на профильном уровне не запланировано, но учащиеся стремятся получить дополнительную подготовку по предмету, например, для сдачи единого государственного экзамена); 2) развитие содержания профильного курса географии (углублённое изучение географии, которое позволяет на более высоком уровне развивать умения и навыки учащихся, расширить содержание курса, использовать методику исследовательских проектов); 3) удовлетворение познавательных интересов учащихся по отдельным направлениям современных географических исследований.

Вопросы организации предпрофильной подготовки и профильного обучения по географии рассматриваются в научно-методических журналах «География в школе», «География и Экология в школе XXI века», газете «География», а также в следующих изданиях:

Алексеева М.С. Особенности реализации учебной программы в модульной технологии по дисциплине «Профильное обучение географии в школе» // География в школе. 2008. №4.

Воронина Г.А. Элективные курсы. – М.: Изд-во «Айрис Пресс»,2006.

Кривых С.В., Макареня А.А. Программное обеспечение подготовки педагога профильной школы. – Санкт-Петербург: ГНУ ИОВ РАО, 2004.-88с.

Кривых С.В., Шорникова Г.Н. Организация профильного обучения. Учебное пособие. – Новокузнецк: ИПК, 2003.-165 с.

Крылова О.Н. технологии работы с учебным содержанием в профильной школе. - Санкт-Петербург: Изд-во «Каро», 2005.-112 с.

Министерством образования и науки Челябинской области в 2004 – 2006 гг. проводился конкурс учебных программ и материалов элективных курсов. При выборе элективных курсов по географии рекомендуется использовать разработки учителей общеобразовательных учреждений Челябинской области - победителей конкурса и официально опубликованные программы:

Базовый уровень

Название курса,

состав материалов

Автор(ы), грифы

Выходные данные

1

2

3

4

Экономика

1

История менеджмента

Белоусова Н.Н. «Допущено МОиН Челябинской области»

Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2005

2

Экология и экономика: враги или друзья?

Носова Н.В.
«Допущено МОиН Челябинской области»

Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2005

3

«Невидимая рука» рынка (Графическое моделирование рыночной динамики)

Хрущева Э.Н. «Допущено МОиН Челябинской области»

Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2005

География

1

Живи, Земля!

Проскуркина Н.И. «Допущено МОиН Челябинской области»

Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2005

2

Люблю тебя, Урал мой синекаменный

Орлова О.В., Хабибуллина В.Г. «Допущено МОиН Челябинской области»

Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2005

3

География российского порубежья: мы и наши соседи

Учебное пособие для учащихся 9 кл. Программа

Бабурин В.Л., Даньшин А.И.

«Допущено МОиН РФ»

М.: Просвещение, 2006.–304 с.:ил.–Пер.

4

Краеведение

Журавская М.Б.

География и экология в школе XXI века. - 2006.–№ 5.–С.72--76

5

Рекреация и туризм Калининградской области

Гасько Е.О.

География и экология в школе XXI века. - 2006.–№ 5.–С.76--78

6

Программа элективного курса «Основы почвоведения»

Царева Л.А. Постникова Е.А.

География в школе – 2008 - №5

7

Программа курса «Географическая этика»

Ярина О.Г.

География в школе – 2008 - №2

Профильный уровень

Название курса

состав материалов

Автор(ы), грифы

Выходные данные

1

География человеческой деятельности: Экономика, культура, политика.

В.Н. Холина

«Допущено МОиН РФ»

М.: Просвещение, 2006.–352 с.:ил.–Пер.

2

География человеческих перспектив

Программа. УМК. Учебное пособие для учащихся 10-11 кл.

«Допущено МОиН РФ»

М.:Вентана-Граф,2005

3

Геология

Учебное пособие

Короновский Н.В. «Допущено МОиН РФ»

М.:Дрофа,2005

4

Региональные геоэкологические проблемы

Климанова О.А.

География в школе.–2004.–№ 5.–с.52-54.
ISSN 0016-7207

5

География населения с основами демографии

Сухинин С.А.

«Допущено МОиН РФ»

Первое сентября. География.–2006.–№ 1.–с.37-42.

6

Природные ресурсы России и их роль в экономике страны

Груненко Е.А.

«Допущено МОиН РФ»

Первое сентября. География.–2006.–№ 6.–с.36-37.

7

География международного туризма

Павлова И.В.

«Допущено МОиН РФ»

Первое сентября. География.–2006.–№ 7.–с.41-42.

8

Этнология и этногеография

Лобжанидзе А.А., Заяц Д.В.

«Допущено МОиН РФ»

Первое сентября. География.–2005.–№ 4.–с.27-29; 2006.–№6.–С.29-31

9

Этногеография и география религий

Лобжанидзе А.А., Заяц Д.В.

Профильная школа.–2005.–№ 4.–С. 30-37

9

Пространственное разнообразие России

Рогачев С.В.

«Допущено МОиН РФ»

Первое сентября. География.–2005.–№ 4.–с.30-32; 2006.–№6.–С.33-35

10

Экономико-статистический метод в курсе коммерческой географии (Методика) Учебник.

Плисецкий Е.Л.

«Допущено МОиН РФ»

Первое сентября. География.–2006.–№ 4.–с.33-37.

11

Природопользование

Учебное пособие для учащихся 10-11 кл. УМК

Винокурова Н.Ф. и др.

«Допущено МОиН РФ»

М.: Просвещение, 2004

12

Географическая речь

Миллер А.Л.

Первое сентября. География.–2006.–№ 9.–с.40-44.

13

Этногеография и этнокультурные регионы мира

Лобжанидзе А.А., Заяц Д.В.

География в школе.–2006.–№ 3.–с.44—49, №4 –с.35-37.

14

Географическая культура

Винокурова Н.Ф., Демидова Н.Н.

География и экология в школе XXI века.- 2006.–№ 4.–с.39--43

15

Рекреационная география Хабаровского края

Гришина Э.М.

География и экология в школе XXI века.- 2006.–№ 4.–с44—47 и 60.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Среднее (полное) общее образование (3)

    Программа
    СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕОБРАЗОВАНИЕ Часть I. Предметные линии ... Л.М. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по русскому языку. ... Информатика. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы. 2000 Дрофа Кузнецов А.А., ...
  2. Среднее (полное) общее образование (1)

    Программа
    СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕОБРАЗОВАНИЕ Русский язык 196 Власенков А.И. и ... Л.М. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по русскому языку. ... В.А. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по физике 2001 Дрофа ...
  3. Среднее (полное) общее образование (2)

    Программа
    ... Обществознание История 10 2 Примерная программа среднего (полного) общегообразования по истории. Базовый уровень. ... Просвещение, 2007 Данюшкин В.С., Коршунова О.В. Программа среднего (полного) общегообразования по физике к комплекту учебников «Физика ...
  4. (полного) общего образования Обязательный минимум распределяет учебный материал по ступеням общего образования

    Документ
    ... образовательных учреждений, реализующих программы основного общего и среднего (полного) общегообразования. В базисном учебном плане впервые ... компонента на базовом уровне среднего (полного) общегообразования направлено на формирование следующих ...
  5. Среднее (полное) общее образование 10 б-в (?)

    Документ
    Среднее (полное) общееобразование 10 б-в (?) 1 Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык ( ...
  6. Среднее (полное) общее образование 2010-2011

    Документ
    СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕОБРАЗОВАНИЕ 2010-2011 Русский язык 894 ...

Другие похожие документы..