Главная > Автореферат диссертации


ЖОҒАРҒЫ СОТ КІТАПХАНАСЫ

БИБЛИОТЕКА ВЕРХОВНОГО СУДА

введение института помощников судей

Астана

2008

ЖОҒАРҒЫ СОТ КІТАПХАНАСЫ

БИБЛИОТЕКА ВЕРХОВНОГО СУДА

введение института помощников судей

Астана

2008

347.1

ББК 67.71

М 18

Под общей редакцией Председателя Верховного Суда Республики Казахстан, доктора юридических наук, профессора Мами К.А.

Члены редакционной коллегии:

Алимбеков М.Т. Председатель коллегии по гражданским делам

Верховного Суда Республики Казахстан,

Шамшиев Д.А. Руководитель Аппарата Верховного Суда Республики Казахстан;

Абдрасулов Е.Б. Заведующий Центром по исследованию судебной

системы Аппарата Верховного Суда Республики

Казахстан, доктор юридических наук, профессор;

Кабиева Р.М. Заместитель заведующего Центром по исследованию судебной

системы Аппарата Верховного Суда Республики Казахстан

Керимова К. К. Заведующий сектором по исследованию судебной

системы Центра по исследованию судебной системы

Аппара Верховного Суда Республики Казахстан

Тюзюльбаева Б. И. Главный консультант Центра по исследованию судебной

системы Аппара Верховного Суда Республики Казахстан

Медерова И. Ж. Главный консультант Центра по исследованию судебной

системы Аппара Верховного Суда Республики Казахстан

ISBN 978-601-236-005-9

Научно-исследовательский проект «Введение института помощников судей» подготовлен Центром по исследованию судебной системы Аппарата Верховного Суда Республики Казахстан, раскрывает вопросы правового статуса помощника судьи, его место в осуществлении правосудия, а также необходимость законодательного регулирования отношений, связаных с введением данного института.

Материалы данного проекта будут полезны для судей, прокуроров, адвокатов, следователей и дознавателей, практикующих юристов, а также широкому кругу читателей, интересующихся развитием судебной системы современного Казахстана.

ISBN 978-601-236-005-9 УДК 347.1

ББК 67.71

© Верховный Суд Республики Казахстан, 2008

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

  1. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА ПОМОЩНИКОВ СУДЕЙ

2.1 Институт помощников судей в Российской Федерации

2.2 Институт помощников судей в США

2.3 Институт помощников судей во Франции

2.4 Институт помощников судей в Англии

2.5 Институт помощников судей в Италии

  1. НОРМАТИВНЫЕ НАГРУЗКИ СУДЕЙ, КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА КАЧЕСТВО ОТПРАВЛЕНИЯ ПРАВОСУДИЯ

  1. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ПОМОЩНИКОВ СУДЕЙ

  1. ИНСТИТУТ ПОМОЩНИКОВ СУДЕЙ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СУДЕЙСКОГО КОРПУСА

  1. ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. МАТЕРИАЛЫ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

«Совершенствование процесса отправления правосудия и введение института помощников судей»

  1. ПРИЛОЖЕНИЯ

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность исследования

Республика Казахстан уверенно идет по пути построения правового государства и гражданского общества. Выступая на четвертом съезде судей в июне 2005 года, Президент Республики Казахстан подчеркнул, что современная судебная система - это одна из главных составляющих основ государства, один из рычагов демократического развития страны на пути социальной, экономической и политической модернизации1. Именно от ее состояния зависит отношение граждан к государственной правовой политике, уровень доверия к власти со стороны общества. Поэтому логика развития правового государства объективно предполагает сильную и независимую судебную власть как реальную основу новой государственности, как одну из принципиальных гарантий гармоничного взаимодействия государства и гражданского общества, главный инструмент защиты конституционных прав граждан.

Говоря в своих выступлениях о реформировании судебной системы, Председатель Верховного Суда Республики Казахстан Мами К.А. не раз подчеркивал, что судебная система Республики Казахстан постоянно совершенствуется, достигнуты значительные успехи в ее реформировании: решены принципиальные вопросы обеспечения независимости судей; создана единая судебная система (объединение судов общей юрисдикции и арбитражных судов), что обеспечило единую и стабильную судебную практику; образованы специализированные суды; создан Комитет по судебному администрированию при Верховном Суде, призванный решать организационно-технические вопросы судебной системы; созданы органы судейского сообщества, судебное жюри, дисциплинарно-квалификационные коллегии судей, комиссии по судейской этике; введен и успешно функционирует институт присяжных заседателей. Обновлено процессуальное законодательство, что способствовало расширению сферы судебной компетенции, обеспечению доступности и открытости правосудия. Реализовано принципиально значимое положение Конституции - передача санкционирования ареста судам, что является важнейшим шагом, направленным на укрепление ключевых принципов демократии и правового государства, на обеспечение гарантий и защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина. Как следствие всех проведенных преобразований, люди получили реальную возможность защищать свои права и разрешать практически все споры в суде.

Судебная реформа, особенно ее современный этап, смогла приблизить общество к правовому государству и гражданскому обществу, «создать совершенно иную конструкцию защиты прав человека, обусловить иной, более справедливый с правовой точки зрения процесс экономической трансформации. В связи с этим Глава государства отмечал, что главным итогом судебно-правовой реформы стало то, что люди, наконец, поверили в суд и стали все чаще обращаться за защитой своих прав, именно в суды, как это принято в цивилизованных обществах. Такие же выводы были озвучены и в выступлении Председателя Верховного Суда Мами К.А. на торжественном собрании, посвященном дню Конституции 29 августа 2008 года: важнейшими результатами судебной реформы стали «обеспечение широкого доступа населения к судебной защите, определение конституционных механизмов общественного контроля над деятельностью судов, введение институт присяжных заседателей, повышение доверия граждан к судам и правосудию, что, в конечном счете, способствует укреплению правового государства»2.

Вместе с тем, осуществляемые государством преобразования, происходящие процессы демократизации, роста экономики обусловили необходимость проведения адекватных изменений в сфере правосудия. В Послании Президента страны «Повышение благосостояния граждан Казахстана – главная цель государственной политики»3, его выступлении на оперативном совещании правоохранительных органов, состоявшемся в рамках расширенной коллегии Генеральной прокуратуры 25 января 2008 года, указывалось на необходимость дальнейшего углубления судебной реформы. Судебная реформа должна быть направлена на окончательное решение проблемы доступности правосудия, исключения фактов бюрократической волокиты в разрешении судебных дел и вынесения ошибочных судебных решений, фактов совершения работниками судебной системы коррупционных и иных видов правонарушений. Учитывая важность и необходимость дальнейших преобразований в судебной системе, следует отметить, что продвижение вперед возможно лишь при значительном совершенствовании правового регулирования отношений, связанных с осуществлением правосудия, формированием судейских кадров, надлежащего финансового, материально-технического обеспечения судебной деятельности и укрепления независимости судов.

Так, не до конца решенными остались вопросы независимости судей, как внутренней, так и внешней. Не устранено определенное психологическое давление на судей авторитета вышестоящей инстанции, не изжит еще административный фактор при анализе результатов деятельности судей. Сохраняется практика вмешательства чиновников в деятельность судов, отдельные должностные лица государственных органов продолжают брать на контроль гражданские и уголовные дела с указанием сроков исполнения и отчетности по ним. Участились требования о представлении всевозможных данных и информации, случаи дачи различных контрольных поручений со стороны правительственных структур и депутатов, при этом Верховный Суд включается в качестве исполнителя в многочисленные плановые мероприятия, порой без соответствующего согласования, вынуждающие судей осуществлять несвойственные для них функции.

Не решены окончательно вопросы социального статуса судей, так как они являются одной из гарантий, обеспечивающих их независимость. Не в полной мере реализованы требования статьи 80 Конституции Республики Казахстан о выделении такого объема финансирования судов, которое бы обеспечивало возможность полного и независимого осуществления правосудия. Например, не исполняются должным образом требования Конституционного закона «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» о выделении судьям жилья в шестимесячный срок после назначения его на должность, материальное обеспечение судьи далеко неадекватно выполняемой им сложной и ответственной работе.

Не в полной мере обеспечена независимость судей на стадии проведения специальных оперативно-розыскных мероприятий. Не предусмотрен такой порядок осуществления этих мероприятий, который бы оградил судей от необдуманных действий со стороны правоохранительных органов.

Актуальной остается задача повышения авторитета судебной власти. Средства массовой информации активно публикуют различные материалы по поводу нарушений, допускаемых судьями. В них нередко произвольно толкуются обстоятельства рассмотренных дел и принятые по ним судебные решения. При этом допускаются высказывания о коррупции судей, не основанные на фактических материалах и носящие предположительный характер. Такие предвзятые высказывания подрывают имидж судебной системы и в целом государственной власти.

Требует совершенствования и подбор кадров на судейские должности, поскольку «статус судьи является главным фактором повышения уровня правосудия, в том числе и привлечения наиболее подготовленной молодежи к судейской работе. Но одного этого мало. Необходимо дальнейшее совершенствование государственной системы подготовки кандидатов на должности судьи»4. Судейскому сообществу следует в большей мере влиять на процесс формирования судейского корпуса и его резерва, что усилило бы ответственность за качественное отправление правосудия молодыми кадрами, за их повседневное профессиональное поведение, включая его морально-этические аспекты.

Поступательный рост количества обращений граждан в суд за защитой своих законных прав и интересов, рост рассматриваемых судами дел свидетельствует о повышении доверия населения к судебной системе, о доступности судебной защиты. Так, если в 2000 году в суды поступило свыше четырехсот тысяч таких обращений, то в 2007 году — около миллиона.

Такая динамика роста обращений в суд не могла не отразиться на загруженности судей, в результате чего своего решения ждет задача по разработке системы научно-обоснованной нормы нагрузки на судей и работников аппаратов судов. Основная нагрузка по рассмотрению судебных дел, по-прежнему приходится на судей районного звена. Например, за первое полугодие 2008 года она составляет 32,2 дела в месяц на одного судью при существующем нормативе 22,8 дела. Нельзя отрицать того факта, что возросшая нагрузка на судей по рассмотрению судебных дел не может положительно отразиться на качестве отправления правосудия, тем самым остро стоит вопрос об увеличении штата судей и работников аппаратов судов, введения новых институтов в систему правосудия.

Учитывая сложившуюся ситуацию и постоянный рост количества поступающих дел, руководством Верховного Суда Республики Казахстан были предприняты меры по выработке оптимальных, научно-обоснованных подходов к изучению факторов, влияющих на процесс отправления правосудия, путей совершенствования данного процесса.

Так, Центром судебных исследований и Комитетом по судебному администрированию при Верховном Суде проведены хронометражные наблюдения рабочего времени судей местных судов трех регионов Казахстана для определения норматива их нагрузки, а также состава выполняемого ими работ.

Анализ хронометражных карт показал, что судьями основная часть рабочего времени затрачивается на рассмотрение дел, но количество непроцессуальных действий так же велико и составляет около 40% рабочего времени судьи. Если за 1 полугодие 2008 года окончено производством 1287 судебных дел, то действий, не связанных напрямую с отправлением правосудия, совершено 7134. Количество непроцессуальных действий, несмотря на то, что их совершение требует меньше времени, в 5,5 раза превышает количество рассмотренных судебных дел. Оперативность совершения действий, не связанных непосредственно с отправлением правосудия, напрямую сказывается на количестве рассмотрения судебных дел. Из этого следует, что, если бы судья не отвлекался на их совершение, он мог бы полностью направить свое внимание на процесс отправления правосудия и рассмотрение судебных дел, тем самым значительно повысив качественный и количественный показатели. В этой связи, учитывая мировую практику, совершение действий, не связанных напрямую с отправлением правосудия, целесообразно возложить на лиц, осуществляющих помощь судье (ассистентов, помощников, организаторов судебного процесса и т.п.). Введение института помощника судьи в казахстанское судопроизводство позволит существенно оптимизировать процесс отправления правосудия, поскольку все действия, не связанные напрямую с рассмотрением дела, возможно передать помощнику судьи или ассистенту. В круг их обязанностей входило бы изучение поступивших для рассмотрения дел и других материалов, подготовка аналитических, информационных и справочных материалов, необходимых для принятия судьей процессуального решения, обеспечение подготовки судебных процессов, контроль работы секретаря судебного заседания, предварительный прием граждан, работа с адресованными судье документами и т.д. В целом, на помощников (ассистентов, организаторов судебного процесса) судей можно было бы возложить значительный объем работы. Это позволило бы судье более рационально использовать служебное время, полностью посвятив себя рассмотрению судебных дел. Институт помощников (ассистентов, организаторов судебных процессов) судей должен быть урегулирован на нормативно-правовой основе, что, в свою очередь, требует глубокого исследования и обоснования.

Введение такого института положительно скажется на повышении профессионального уровня кадрового состава судов, так как опытные судьи смогут помочь в профессиональном становлении своим молодым помощникам и ассистентам, передав им свой накопленный богатый опыт, и оценив, при этом, их профессиональные, морально-этические качества. Этими и другими моментами определяется необходимость такого исследования.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является изучение вопросов функционирования института помощников (ассистентов, организаторов судебных процессов) судей для выработки рекомендаций и предложений, направленных на совершенствование и оптимизацию процесса отправления правосудия в Республике Казахстан.

Поставленная цель потребовала решения следующих научных задач:

  1. определение роли и места института помощника судей в судебной системе;

  2. анализ теоретических положений и обобщение научных материалов по введению института помощников;

  3. анализ факторов, влияющих на эффективность отправления правосудия и перспективы повышения эффективности в связи с введением института помощников судей;

  4. разработка рекомендаций по законодательному регламентированию института помощников судей;

  5. разработка проекта положения о помощниках судей с определением их прав и обязанностей.

Степень разработанности темы исследования

Отдельные вопросы, связанные с совершенствованием процесса отправления правосудия, введения института помощников (ассистентов, организаторов судебного процесса) в казахстанское судопроизводство отмечались в выступлениях и исследованиях К.А.Мами, М.Т.Алимбекова, Б.К.Ахметова, А.Б.Каженова, А.А.Касимова, Д.Д.Нуралина, У.А.Сулейменовой, Р.Н.Юрченко, Д.А.Шамшиева, Н.Л.Айткуловой. Казахстанские ученые, такие как А.Н.Ахпанов, А.М.Нурмаганмбетов, Ж.О.Омрали, С.Н.Сабикенов так же уделяли внимание вопросам введения института помощников судей. Российские ученые Т.И.Отческая, А.И.Радченко, А.А.Требков, В.И.Юдин, А.И.Яковлев отмечали о необходимости создания особого института лиц, способствующих судье в осуществлении правосудия.

Объект и предмет исследования

Объектом исследования являются теория и практика регулирования отношений, связанных с совершенствованием правосудия в Республике Казахстан.

Предметом исследования является законодательство Республики Казахстан и зарубежных стран по вопросам совершенствования процесса отправления правосудия и дальнейшего введения института помощников судей.

Методологическая база исследования

Методологическую базу исследования составляет комплекс общенаучных методов, таких как анализ и синтез, исторический, социологический, индуктивный и дедуктивный методы. Исследователями также использовались частно-научные методы: сравнительно-правовой метод, метод системного анализа, которые позволили учесть нормативные основы и опыт введения новых институтов в Республике Казахстан, странах СНГ и государствах дальнего зарубежья.

С целью получения адекватных результатов и обработки полученных результатов использовались следующие формы исследования:

1) анкетирование (опрос судей с помощью специально разработанных анкет);

2) изучение мониторинга рабочего времени;

4) обработка анкет и обобщение сведений, непосредственно полученных в судах;

5) постатейное изучение и анализ Конституции Республики Казахстан, Конституционного закона Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан, Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан, Кодекса об административных правонарушениях Республики Казахстан с точки зрения нормативного обеспечения введения института помощников (ассистентов, организаторов судебного процесса) судей и совершенствования процесса отправления правосудия;

6) сопоставление национального законодательства с соответствующими нормами правовых актов зарубежных стран;

7) выявление позитивного опыта зарубежных стран в области регулирования и функционирования института помощников судей;

9) проработка конкретных норм по введению института помощников судей.

Эмпирическая база исследования

Обоснованность и достоверность выводов, предложений и рекомендаций, сформулированных в исследовании, подтверждаются тем, что они образуются на комплексном анализе теории и практики совершенствования отправления правосудия с введением института помощников судей. Эмпирическая база исследования сформирована на основе проведенного анкетирования 160 судей областных и районных судов.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Жоғарғы сот кітапханасы юридическая природа нормативных постановлений верховного суда республики казахстан под общей редакцией

    Монография
    Алимбеков М.Т. – Введение, гл.1.1., 1.2, 1.4., 2.2, 2.3, 2.4, 3.1, 3.2; Абдиев Ж Н.- гл. 3.4.; Абдрасулов Е.Б. - гл.1.1., 1.2., 1.5, 2.2, 3.1., 3.2., 3.
  2. Жоғарғы сот кітапханасы қазақстан республикасы жоғарғы соты нормативтік қауларының заңдық сипаты мен олардын сот төрелігін жүзеге асырудағы тиімділік рөлі

    Документ
    «Қазақстан Республикасы Жоғарғы Соты нормативтік қаулыларының заңдық сипаты мен олардын сот төрелігін жүзеге асырудағы тиімділік рөлі»: Халықаралық ғылыми – тәжірибелік конференцияның материалдар жинағы, өткізілген орны – Қазақстан
  3. Жоғарғы сот кітапханасы қазақстан республикасы жоғарғы соты нормативтік қауларының заңдық сипаты мен олардын сот төрелігін жүзеге асырудағы тиімділік рөлі

    Документ
    «Қазақстан Республикасы Жоғарғы Соты нормативтік қаулыларының заңдық сипаты мен олардын сот төрелігін жүзеге асырудағы тиімділік рөлі»: Халықаралық ғылыми – тәжірибелік конференцияның материалдар жинағы, өткізілген орны – Қазақстан
  4. Жоғарғы сот кітапханасы противодействие коррупции в судебной системе

    Документ
    Научно-исследовательский проект «Противодействие коррупции в судебной системе», подготовленный Центром по исследованию судебной системы Аппарата Верховного Суда Республики Казахстан совместно судьями Верховного Суда, депутатами Парламента
  5. Қазақстан республикасы жоғары соты верховный суд республики казахстан стратегиялық әзірлеу және талдау бөлімі

    Документ
    Практическое пособие предназначено для судей в целях оказания практической помощи при рассмотрении уголовных дел о грабеже и разбое. Авторы на основе изучения судебной практики анализируют применение судами материального и процессуального
  6. Қазақстан республикасының бала құқықтары туралы конвенцияны іске асыруы туралы төртінші кезеңдік баяндама кіріспе

    Документ
    Осы баяндама Қазақстан Республикасы Жоғарғы Кеңесінің 1994 жылғы 8 маусымдағы № 77 қаулысымен ратификацияланған 1989 жылғы 20 қарашада Нью-Йорк қаласында қол қою үшін ашық Бала құқықтары туралы конвенцияның 44-бабын орындау үшiн және

Другие похожие документы..