Главная > Документ


Отдел образования администрации Центрального района

Центральный филиал городского центра развития образования

Образовательные учреждения

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА

в 2008-2009 УЧЕБНОМ ГОДУ

Новосибирск

2009

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА в 2008-2009 УЧЕБНОМ ГОДУ: сборник материалов отчётной научно-практической конференции руководителей районных методических объединений учителей

В сборнике приведены тексты выступлений руководителей методических объединений учителей Центрального района и методистов Центрального филиала городского центра развития образования на отчётной научно-практической конференции 2009 года.

Электронная версия сборника размещена на официальном районном сайте «Школа: день за днем»

 Центральный филиал

городского центра развития образования, 2009

А.Г. Старцева, заведующая Центральным филиалом ГЦРО, руководитель высшей квалификационной категории, заслуженный учитель РФ

Роль методической службы в развитии

районной системы образования

Обновление системы методической службы района проходит через создание единого методического и информационно-образовательного пространства, предоставление и развитие сферы сервисных услуг.

Предметно-методический сервис. Подготовлено методическое пособие «Портфолиопедагога» (пакет документов по образовательным современным педагогическим технологиям: технологии критического мышления, технологии проблемного обучения, технологии дифференцированного обучения, технологии развивающего обучения, технологии проектной деятельности). Издаются электронная библиотека педагога «Школа: день за днём» (выпущено 15 электронных тематических дисков), информационно-дидактический журнал «Новый ИМиДЖ». Осуществляется тематический поиск информации в образовательных ресурсах Интернет и ведётся рассылка в образовательные учреждения района.

Мониторинговый сервис. В течение года подготовлена аналитико-диагностическая информация по 38 различным темам и мероприятиям районного уровня.

Маркетинговый сервис. Изучался спрос на методические услуги в районе, определялась степень удовлетворённости. Дважды было проведено анкетирование учителей и руководителей по оценке уровня научно-методической компетентности педагогических работников по заказу ГЦРО.

Кроме этого, проведено исследование, целью которого явилось выявление состояния, основных проблем и путей совершенствования профессиональной квалификации педагогов через анкетирование руководителей образовательных учреждений.

Проведена диагностика проблем педагогов дошкольных образовательных учреждений, оценена степень сформированности гностических умений через анкетирование всех руководителей ДОУ, а также педагогов детских садов №№ 376, 117.

Анкетирование педагогических работников школы № 54, школы № 4, школы № 156, гимназии № 13, подготовленное и проведённое методистами ЦФ ГЦРО, выявило степень затруднений, профессиональных интересов, определило самооценку успешности учителя, а также проблемы, связанные с недостаточной профессиональной компетентностью молодых специалистов.

Консалтинговый сервис. Повышение управленческой компетентности руководителей, обобщение эффективных управленческих технологий, экспертные услуги проходило через научно-методические советы, постоянно действующие семинары для руководителей ОУ. Так после теоретической части руководители выполняют задание по описанию модели государственно-общественного управления вверенного им образовательного учреждения. В журнале «Новый ИМиДЖ» опубликованы модели управления организационным развитием образовательных учреждений, выполненных заместителями директоров по УВР после рекомендаций, разработанных в ЦФ ГЦРО. В 2008-2009 году проводились постоянно действующие годичные курсы повышения квалификации заместителей директоров по ВР и старших воспитателей на базе ЦФ ГЦРО.

Экспертный сервис. Методистами ЦФ ГЦРО проведены в 2008, 2009 годах экспертная оценка конкурсных уроков математики, конкурсных воспитательских занятий в ДОУ, педагогических проектов районного этапа городского конкурса «Инновации в образовании» и «Образование – ресурс инновационного развития города», а также проведена экспертиза аттестационных материалов педагогических работников, аттестованных на первую и вторую квалификационные категории, проведено рецензирование конкурсных материалов районного этапа городского конкурса «Детский сад года» и другое, оказывается помощь в подготовке наградных материалов педагогов и руководителей ОУ к награждению отраслевыми и правительственными наградами.

Библиотечно-методический сервис. Продвижение электронной продукции, информация об учебных книгоизданиях, заказ литературы проходит через организацию и посещение семинаров, встреч с авторами учебников, презентации, проводимыми на городском, а также районном уровнях.

Сегодня требуется не только традиционно повышать квалификацию педагога, но и координировать научно-методическую и экспериментальную работу, разрабатывать новые подходы к содержанию образования и к использованию педагогических технологий. И в первую очередь мы стараемся выявлять затруднения дидактического и методического характера в образовательном процессе. Курсовые мероприятия стараемся приблизить к месту работы, активнее использовать кредитно-зачётную, накопительную систему. Так, на базе филиала в этом году Новосибирский государственный педагогический университет проводит курсы по педагогическому проектированию, воспитательной деятельности педагога для заместителей директоров по ВР и старших воспитателей ОУ. Особое значение в условиях модернизации отдаётся системе консультирования.

Организация работы постоянно действующих семинаров, мастер-классов, стажёрских площадок, практикумов на основе моделирования и проектирования, психолого-педагогических тренингов, имитационных игр, проблемных лекций с мультимедийной поддержкой помогают учителю смоделировать индивидуальную траекторию профессионального роста.

В Центральном районе эффективно развивается такое направление передачи передового педагогического опыта как мастер-классы. В течение года проведено 58 мастер-классов при поддержке методической службы.

Стал традиционным Фестиваль педагогических идей, на котором победители и призёры городского конкурса педагогических проектов презентуют свой опыт для учителей района.

В 2008 году из 30 проектов, представленных на городской конкурс «Инновации в образовании», 7 отмечены дипломами победителей, 9 – дипломами лауреатов (53,3 % качества), в 2009 году представлено 44 проекта, итоги: 3 диплома победителя, 1 диплом лауреата, 7 благодарственных писем за высокое качество представленных материалов.

В течение 2008-2009 гг. ЦФ ГЦРО совместно с руководителями РМО провёл методические мероприятия:

районных смотров-конкурсов

45

научно-методических советов

6

научно-методических семинаров,

семинаров-практикумов

80

обучающих курсов

14

районных фестивалей

25

предметных олимпиад школьников

24

научно-практических конференций школьников

5

районных рождественских педагогических чтений

1

Пятый год методическая служба совместно с РОО успешно проводит организационную и методическую работу в условиях Международной Сибирской Ярмарки «УЧСИБ». В выставочных залах Центрального района в 2008 году прошли 94 мероприятия. В итоге – 23 золотые и серебряные медали, 13 дипломов Международной Сибирской ярмарки «УЧСИБ».Методическая служба награждена Почётной грамотой главы администрации Центрального района за большой вклад в развитие инновационного и научно – методического сопровождения.

В 2009 году отдел образования отмечен «Памятным знаком Главного управления образования за большой вклад в развитие муниципальной системы образования». В приказе ГУО объявлена благодарность руководителям ООАЦР и ЦФ ГЦРО. Представлено 13 работ от Центрального района на конкурс «Золотая медаль Сибирской ярмарки «УЧСИБ - 2009». Итоги работы: 1 большая золотая медаль (МЭЛ), 2 малые золотые медали (ДОУ № 495, ЦФ ГЦРО), 11 дипломов Сибирской ярмарки, 34 благодарственных письма руководителям ОУ от дирекции ярмарки, включая главу администрации района (100% качества).

Использование в методической работе информационных технологий

Сбор, накопление, обработка и систематизация информации на электронных носителях сегодня очень актуальны. Выпускается электронная библиотека педагога «Школа: день за днём», отмеченная третий год подряд Золотой медалью Международного форума Сибирской ярмарки «УЧСИБ» 2007, 2008, 2009.

Подготовлено шестнадцать электронных сборников «Школа: день за днём» методических, нормативных, информационных материалов по актуальным вопросам образования и переданы для использования в практической деятельности в образовательные учреждения района.

При практическом использовании предлагаемой на российском рынке электронной образовательной продукции у педагогов порой возникает ряд сложностей: неудобство в использовании на уроке, недостаточный объем дополнительных сведений по предмету, низкое качество иллюстративного материала. Именно поэтому ведётся работа по созданию самими педагогами электронных образовательных продуктов – презентаций и электронных учебников. Данный вид творческой деятельности побуждает педагога к систематизации огромного количества учебного материала, накопленного им за годы работы, позволяет разрабатывать структуру и наполнение диска согласно собственным профессиональным представлениям. Во всех ОУ района работа в этом направлении ведётся, есть очень интересные электронные разработки. С целью систематизации, обобщения и распространения лучшего педагогического опыта в области ИКТ, для расширения сферы применения информационных технологий согласно приказу РОО от 11.01.09. № 1 методической службой района готовится к изданию каталог электронных образовательных ресурсов, разработанных нашими педагогами.

Сайт – это организующее ядро образовательной деятельности, постоянный стимул к разнообразным коммуникациям, мощный инструмент оптимизации управления и новый способ самореализации педагогов. Образовательные Интернет-сайты становятся рабочей средой для выявления и продвижения инноваций, которые так востребованы сегодня в российской школе. Во всех ОУ созданы сайты, однако качество у многих желает лучшего, нам есть, над чем работать. Большинство из них выполнено в стандартном конструкторе сайтов, имеют одинаковый перечень разделов, отсутствует творческий подход в представлении материалов.

На сайте «Школа: день за днем. Педагогический альманах» Центрального района размещены более 1000 статей информационно-методического характера, знакомящего с опытом работы лучших представителей педагогической науки и образования района и России; постоянно обновляются разделы «Дополнительные материалы к урокам» и «Библиотека», содержащие иллюстрированные научно-популярные материалы, тексты редких книг. В феврале открыт новый раздел биографических дайджестов «Классики», представляющий читателям писателей, художников, композиторов, педагогов и учёных, чьё творчество является достоянием мировой культуры.

Из 2576 образовательных сайтов России сайт Центрального района занимает второе место. В декабре 2008 года получено Благодарственное письмо за участие во Всероссийском конкурсе «Лучший сайт образовательного учреждения» от начальника управления Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки РФ П.Ф.Анисимова.

Информационная деятельность, в том числе организация и проведение всеобуча по информационным технологиям способствует освоению компьютерной техники педагогами не только на базовом уровне.

Необходимо отметить, что поставки компьютерного оборудования в школы не решают многих проблем образования. Очень часто педагогическое или управленческое осмысление использования современной техники происходит уже после того, как она установлена и внедрена, отсюда нередко разочарование в её возможностях. Для решения этих проблем в течение трёх лет в Центральном филиале ГЦРО проводятся учебные занятия для педагогов и руководителей, имеющих различную степень подготовки к использованию компьютера в практической работе. Для занятий были разработаны три учебных пособия, а в текущем учебном году после подключения филиала к сети и модернизации учебного класса начаты занятия по четвертой теме «Основы работы в Интернете», для проведения которых подготовлены новое учебное пособие и ознакомительная аудиолекция. На базе филиала обучено более 160 человек.

Полученные на учебных занятиях знания педагоги ОУ и ДОУ успешно используют в практической и конкурсной деятельности. Впервые проведённый в этом году районный конкурс мультимедийных презентаций ДОУ продемонстрировал интересные творческие разработки, имеющие практическое значение для работы учителей с детьми и их родителями.

Учебные курсы, семинары, консультации по информатизации включали в себя:

  • консультации и техническую помощь в разработке электронных учебных пособий, сайтов образовательных учреждений района,

  • семинары по использованию ИКТ в учебном процессе для школьных библиотекарей, учителей химии, географии и биологии, методистов и воспитателей ДОУ по практическому использованию электронной библиотеки

  • двухдневный семинар для учителей информатики по сетевым технологиям.

Применение информационных технологий в сфере управления образованием позволяет сделать этот процесс более интеллектуальным и научным. Ведение баз данных, методических электронных картотек педагогов дают руководителям возможность проследить динамику развития учителя, спроектировать индивидуальную работу с ним. С этой целью в ЦФ ГЦРО начата работа по созданию банка данных «Педагогические кадры Центрального района».

Выявление, изучение и обобщение на технологическом уровне

педагогического опыта – важная составляющая работы

методической службы

В целях организации деятельности по трансляции в массовую практику опыта работы ОУ, достигших наиболее высоких результатов выпускается журнал «Новый ИМиДЖ», ставший лабораторией результативного опыта. Так, очередной номер представил опыт учителей Центрального района – победителей конкурса на получение премии Президента РФ в рамках национального проекта «Образование». Из 30 учителей-победителей 18 печатались в нашем журнале.

В городском конкурсе учебно-методических материалов «Образование – взгляд в будущее города» в номинации «Печатные издания» журнал отмечен дипломом победителя за I место.

Впервые в 2008 и 2009 годах были выпущены два альманаха детского литературного и художественного творчества «Утро», руководитель этого проекта Распопин В.Н.

Конкурсы профессионального педагогического мастерства –

ресурс повышения качества образования

ОУ Центрального района стали чётче позиционироваться в конкурсной борьбе за гранты, проекты, международные образовательные проекты.

Были проведены районные конкурсы «Урок года», «Учитель года», «Классный руководитель года», «Кабинет года», «Методический кабинет ДОУ», «Деятельность методических служб образовательных учреждений», «Ученик года», «Логопедический кабинет года», «Воспитатель года», первые районные предметные олимпиады учителей по математике, 17 апреля – первая районная олимпиада по русскому языку учителей русского языка и литературы. В этом учебном году классный руководитель гимназии № 1 Сычёва Н.А. стала победителем городского конкурса «Классный руководитель - 2009».

Методическое сопровождение и своевременное оказание помощи со стороны методистов повлияли на улучшение результатов участия школ Центрального района в городском конкурсе учебных специализированных кабинетов. Ежегодно на базе лучших кабинетов мы проводим семинары-практикумы для руководителей и учителей-предметников. Прошла презентация кабинета русского языка и литературы МОУ СОШ № 29, победителя городского конкурса для директоров ОУ района, кабинета химии гимназии № 1, физики – МЭЛ, библиотеки – гимназии № 13 и др. Специализированные учебные кабинеты многих школ оснащены интерактивными досками, с помощью которых учитель получает возможность полностью управлять компьютерной демонстрацией, работать с различными программами, Текст взят с сайта . не теряя визуального контакта с классом. Но интерактивная доска – это всего лишь инструмент, а эффективность учебного процесса во многом зависит от мастерства и умения преподавателя. С целью приобретения педагогами необходимых знаний Центральный филиал ГЦРО заключил договор о сотрудничестве с Областным центром информационных технологий. В мае-июне для педагогов района на базе ЦФ ГЦРОначалось проведение серии занятий спецкурса «Методика работы с интерактивной доской», уже прошедшего апробацию в НГПУ и получившего высокую оценку преподавателей высшей школы.

В рамках этого договора в феврале на базе ЦФ ГЦРО для заместителей директоров района проведён первый семинар по теме «Цифровые образовательные ресурсы нового поколения», всем участникам которого была вручена электронная версия учебника «Православная культура». В ходе семинара выяснилось, что школы района не обеспечены федеральными поставками цифровых образовательных ресурсов. Поэтому в Центральном филиале ГЦРО подготовлены к тиражу для передачи в школы:

  • шесть федеральных поставок ЦОР, включающих более 100 компакт-дисков по всем учебным предметам;

  • 50 видеофильмов «Рассказы о профессиях» и методические рекомендации к ним для использования в системе школьной предпрофильной подготовки.

В текущем году уделено большое внимание методической работе с руководителями ДОУ. Прошёл районный конкурс «Воспитатель года - 2008», идёт конкурс «Воспитатель - 2009». Два года на Сибирской ярмарке благодаря большой методической поддержке, организационной помощи со стороны методической службы 18 из 19 ДОУ представляли большую программу работы и были отмечены Золотой медалью Международного Форума «УЧСИБ» в марте 2008 года, Малой золотой медалью и 6 дипломами в 2009 году.

С целью развития методической службы мы уделяем всё больше внимания научно-экспериментальной деятельности. Центральный район – экспериментальная площадка по апробации инновационного механизма аттестации педагогических кадров на высшую квалификационную категорию. Включение в эксперимент обосновано тем, что мы видим противоречие между существующей системой аттестации педагогических работников и необходимостью регулярной объективной оценки уровня сформированности профессиональных компетенций педагогов. Это позволит рассматривать проектную деятельность как «точку роста» профессиональной компетентности их. Задача методистов – научить учителя работать на конечный результат.

В Центральном районе созданы условия для сетевого взаимодействия: опорные школы, ресурсные центры, экспериментальные площадки.

Мы стараемся отследить эту работу через проведение учебно-методических сборов, семинаров-погружений, НМС (СОШ «Перспектива», экономический лицей, СОШ №№ 4, 156, школа-сад № 60 «Сибирский лучик» и др.) Создание педагогических сообществ направлено на интеграцию усилий, повышение эффективности методической деятельности. По инициативе руководителя методической службы создан Клуб Заслуженных учителей Центрального района. Хотелось бы, чтобы Клуб влиял на образовательную политику района, города, способствовал повышению престижа учительской профессии, содействовал профессиональному общению, методической поддержке молодых педагогов.

На районной августовской конференции мы говорили о путях преодоления профессиональной деструкции педагога, о совершенствовании не только методической культуры, но и создании условий для его интеллектуального развития. Марк Поташник, действительный член (академик) Российской академии образования, профессор, доктор педагогических наук, считает, что есть несколько способов представления содержания работы с учителями по обеспечению их профессионального роста, расширению культурного кругозора, развитию интеллекта.

В чём видится специально организованная руководителями школы деятельность? Это:

  • мировоззренческая подготовка учителей;

  • дидактическая подготовка учителей;

  • воспитательная подготовка учителей;

  • психологическая подготовка учителей;

  • подготовка учителей в сфере информационных и коммуникационных технологий.

Первое направление, пожалуй, самое запущенное, труднореализуемое, самое недооцениваемое и по нынешним временам самое важное по обеспечению профессионального роста. Ошибочно считать, что развитие общей культуры учителя вообще не относится к методической работе, а является личным делом самого педагога, а уж никак не предметом заботы руководителей. Беда в том, что большинство школьных педагогов убеждены, что их кругозор, культурный уровень, интеллект вполне достаточны для того, чтобы учить и воспитывать детей. Заслуживает большого внимания деятельность руководства, Фонда развития гимназии № 1 по обеспечению педагогов престижными профессиональными командировками в столичные города, предоставлением билетов в театры города. С целью повышения культуры педагога начал работать на базе ЦФ ГЦРО Университет педагогических знаний. Первое занятие: «Его величество – русский язык» полезно всем, так как, к сожалению, грамотность педагогов желает лучшего. Второе занятие 15 апреля проводил И.Ш. Аглиулин, учитель физики гимназии № 1.

Мировоззренческая подготовка совершенно необходима современному учителю, чтобы отвечать и себе, и детям на сложные вопросы. Без мировоззренческой аксиологической подготовки учителю невозможно выработать в себе взвешенное, корректное отношение к религии, национальному вопросу, собственности, богатству, сексуальной культуре.

Большую помощь по обеспечению профессионального роста педагогов района, по научному консультированию, руководству исследовательской деятельностью педагогов и учащихся оказывают представители науки, с которыми организовано сотрудничество. Они приняли участие в качестве докладчиков, консультантов, руководителей творческих групп в работе 84 районных мероприятий для педагогов и учащихся (научно-методических семинаров, конференций, педагогических чтений, круглых столов, олимпиад).

В содержание работы по информационно-аналитическому направлению входят подготовка, издание и тиражирование информационных бюллетеней, буклетов, проспектов, информирование о работе ОУ и органов управления образованием через средства массовой информации.

Происходящие перемены в образовании приводят к повышению роли школьных библиотек. От уровня библиотечно-информационного обслуживания обучающихся во многом зависит достижение нового качества образования. Увеличивающийся объём информации, глобальные электронные сети требуют способности к компетентным оценкам, отбору и целенаправленному использованию многообразных средств информации. Формула «знаю, что» должна быть дополнена не только функциональной формулой «знаю, как», но прежде всего – формулой «знаю, где». Учитывая эти тенденции, методической службой в октябре проведён практический семинар для школьных библиотекарей района, на котором каждому участнику был вручён комплект из 20 электронных информационно-методических пособий и библиотек, разработанных в ЦФ ГЦРО, и информационный каталог к ним.

В настоящее время в школьные библиотеки района записаны на компакт-диски и переданы методические рекомендации по организации оценки и учёта информационных ресурсов ОУ с использованием автоматизированной информационно-библиотечной системы МАРК, разработанные головным Центром учебного книгоиздания России.

На наш взгляд, взаимно обогащает сотрудничество с образовательными учреждениями подшефных школ Коченёвского района. Вы, конечно, помните методический поезд в образовательные учреждения (средние школы сёл «Поварёнка» и «Федосиха») подшефных районов. ЦФ ГЦРО передал в подарок для педагогов и руководителей полный авторский комплект электронной библиотеки педагога, рекламные буклеты, проспекты, избранные журналы «Новый ИМиДЖ» для практического использования.

На современном этапе мы стремимся преодолеть некоторую инерционность в определении целей методической службы. Однако, приверженность к линейно-функциональной организационной структуре управления ориентирует на решение преимущественно краткосрочных задач тактического характера, загруженность текущими делами лишает возможности опережающего видения роли методической службы в развитии педагогических ресурсов образовательных учреждений, что снижает инновационный потенциал системы методической работы. Захлёстывает и создаёт напряжение неплановая отчётность, информационные справки в вышестоящие органы управления.

Конкурсное движение развивается недостаточно, особенно профессиональный конкурс «Учитель года».

Эффективность «кадровой недели» слаба. Зачастую информация о планируемом участии педагогов ОУ в том или другом конкурсе, мероприятии на следующий год не совпадает с реальностью.

Требует совершенствования перспективное планирование и работа научно-методических советов в ОУ, предметных кафедр. Недостаточно открыто научных и экспериментальных площадок, эффективность их невысока по обобщению и представлению опережающего опыта. Так, в городе всего осуществляют эксперимент 44 учреждения, из них 6 образовательных учреждений Центрального района, доля 13,6 % от всего количества, к тому же в МЭЛ, гимназиях № 1, 13, школе-сад № 60 эксперимент должен быть завершён в 2009 году. Сетевые экспериментальные площадки объединяют 134 школы города. Доля Центрального района - 4,5 % (всего 6 ОУ): МЭЛ - 3 направления, № 54 -2 направления, №№13, 12, 4, 156 – 1 направление.

Говоря о непростом, но перспективном будущем учреждений образования Центрального района, мы должны чётко представлять, насколько усложняются методические задачи. Для решения их есть два вида ресурсов: первый – это интеллектуальный ресурс, и для того, чтобы он был значительным, нужна модернизация учителя, и второй – организационный, а для этого должна быть модернизация директора школы.

Попытаемся обозначить, как говорят в науке, точки бифуркации, т.е. возможные точки роста, а уже каждый руководитель решит, что и в каком порядке отобрать для содержания методической работы в обозримом будущем.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. АНАЛИЗ РАБОТЫ ШКОЛЫ ЗА 2008/2009 УЧЕБНЫЙ ГОД

    Основная образовательная программа
    ... последних 5 лет действуют следующие методическиеобъединения учителей: 2008/2009учебныйгод М/О учителей гуманитарного цикла М/О ... школы в 2008 / 2009учебномгоду. Цели, задачи, направления деятельности на 2009 / 2010 учебныйгод Программа развития ...
  2. Анализ методической работы за 2008/2009 учебный год

    Курсовая
    ... работу школьного методического совета, методическихобъединений учителей-предметников. В 2008/2009учебномгоду количественный состав ... и управленческой деятельности администрации школы. В 2008/2009учебномгоду осуществлялась реализация обобщающего ...
  3. Анализ методической работы за 2008 – 2009 учебный год

    Документ
    ... методической работы за год. Задачи на следующий учебныйгод. В 20082009учебномгоду действовали следующие методическиеобъединения ... 20082009учебномгоду Направление деятельности Результаты деятельности Участие в экспериментальной деятельности ...
  4. С троицкое 2009 г анализ учебно-воспитательной работы в троицкой средней общеобразовательной школе за 2008 – 2009 учебный год

    Документ
    ... советов, методическихобъединениий. В 2008-2009учебномгоду она выступила на районной научно-практической конференции «Инновационная деятельность общеобразовательных ...
  5. Публичный отчет лицей поселка васильково 2008-2009 учебный год 1 анализ итогов учебной деятельности учащихся лицея 1 – 11 классы

    Публичный отчет
    ... методическихобъединений. В 20082009учебномгоду ... деятельности. В 2008-2009учебномгоду документация объединений оформлялась по единым требованиям: Планиравание работы методическогообъединения. Анализ работы школьно о методическогообъединения ...

Другие похожие документы..