Главная > Учебная программа курса


УДК 378.14

ББК ч 481.22

Рецензенты:

____________________________________

кандидат физ.-мат. наук В.Б. Венславский

кандидат физ.-мат. наук Б.А. Балаганский

Ефименко Т.И., Рахманин А.А.

Проблемы разработки электронных учебно-методических комплексов в учебном процессе высшей школы / Т.И. Ефименко, Ал.А. Рахманин. – Чита: ГОУ ВПО ЗабГГПУ, 2009. – 103 с.

В пособии рассмотрены и обобщены мнения отечественных авторов, касающиеся проблем организации опосредованного компьютерными каналами связи образовательного процесса, даны практические рекомендации по разработке электронных учебно-методических комплексов для реализации их в системе дистанционного обучения MOODLE.

Представленный материал апробирован и используется для подготовки профессорско-преподавательского состава по программе повышения квалификации «Проблемы разработки электронных учебно-методических комплексов в учебном процессе вуза».

Пособие предназначено для профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений.

Пособие может быть интересно всем лицам, занимающимся организацией дистанционного обучения.

© Ефименко Т.И.

© Рахманин А.А.

© ГОУ ВПО ЗабГГПУ, 2009

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

Учебная программа курса 4

Глава 1 Теоретические аспекты разработки электронных учебно-методических комплексов 13

Проблемы организации обучения в компьютерной среде 13

Сущность и видовое разнообразие электронных образовательных ресурсов (ЭОР) 26

ЭОР как дидактическое средство 31

Электронные учебно-методические комплексы 35

Вопросы для самопроверки 36

Глава 2 Особенности разработки электронного учебно-методического комплекса 36

Модульный подход к разработке электронного учебно-методического комплекса 36

Компоненты электронного учебно-методического комплекса 39

Лабораторный практикум по проектированию электронного учебно-методического комплекса 42

Вопросы для самопроверки 67

Глава 3 Представление электронного учебно-методического комплекса в сетях Интранет, Интернет 68

Системы дистанционного обучения 68

Возможности СДО MOODLE 72

Компьютерный практикум по разработке электронного учебно-методического комплекса в среде СДО MOODLE 77

Список использованных источников и литературы 96

Приложения 98

ВВЕДЕНИЕ

В стремительно меняющихся условиях жизни, напрямую связанных с интенсификацией информационного обмена, на институт образования возлагается функция научно-методического обеспечения системы совершенствования профессиональной компетентности каждого дееспособного члена общества. Внедрение в образовательный процесс современных информационных технологий, основанных на использовании микропроцессорной техники, позволяет осуществить такое обеспечение путем организации педагогической коммуникации в компьютерной среде обучения.

Отличительной чертой педагогической коммуникации в компьютерной среде обучения является то, что взаимодействие между субъектами образовательного процесса осуществляется опосредованно, через компьютерные каналы связи. Такого рода коммуникация требует специальной подготовки и обучаемого, и обучающего. Эффективность опосредованного общения во многом зависит от качества предлагаемых для изучения электронных учебно-методических комплексов.

Данное учебно-методическое пособие призвано частично решить проблему подготовки субъектов образовательного процесса к осуществлению опосредованной компьютерными сетями коммуникации.

Пособие предназначено для повышения квалификации работников сферы образования, заинтересованных в решении проблемы разработки электронных учебно-методических комплексов.

Изучение представленного в пособии курса «Проблемы разработки электронных учебно-методических комплексов в учебном процессе высшей школы» позволит получить представление об особенностях разработки электронных образовательных ресурсов, о программном обеспечении организации опосредованного общения, определить требования к учебным курсам дистанционного обучения. Ожидается, что в результате выполнения лабораторного практикума предложенного учебного курса, слушатель курсов научится структурировать учебную информацию для представления в сетях Интранет и Интернет.

Учебная программа курса

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КРАТКОСРОЧНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»

Учебная программа курса «Проблемы разработки электронных учебно-методических комплексов в учебном процессе высшей школы» составлена в соответствии с требованиями к курсам повышения квалификации работников образования.

Цель курса: научить слушателей разрабатывать электронные учебно-методические комплексы для учебного процесса высшей школы в программной оболочке MOODLE.

Задачи курса:

  • Изучение теоретических основ разработки электронных образовательных ресурсов.

  • Анализ современного состояния использования электронных образовательных ресурсов в практике учебных заведений профессионального образования

  • Обучение проектированию учебно-методических комплексов на модульной основе.

  • Разработка электронного учебно-методического комплекса и внедрение его в программную оболочку MOODLE.

  • Создание условий для утверждения положительного отношения к процессу информатизации образования.

Ожидаемый результат: разработка и внедрение электронных учебно-методических комплексов в учебном процессе высшей школы в программной оболочке MOODLE.

Категория слушателей: курс рассчитан на слушателей, обладающих компьютерной грамотностью на уровне опытного пользователя, из числа профессорско-преподавательского состава ВУЗов.

Формы обучения: с отрывом от работы, очная.

Продолжительность обучения: 72 аудиторных часа (две недели)

Режим занятий: 6 дней в неделю по 6 часов аудиторных занятий и выпускная аттестационная работа: разработка электронного учебно-методического комплекса в среде MOODLE.

Основа обучения:бюджетная, за счет контрольных цифр приема обучающихся в счет средств федерального бюджета.

Документ об образовании:удостоверение о краткосрочном повышении квалификации государственного образца.

Разработчики программы: ст. преподаватель каф. ИТиМОИ Ефименко Т.И., аспирант каф. философии Рахманин А.А.

Структура курса:

Курс включает два модуля: «Теоретические основы разработки электронного учебно-методического комплекса», «Представление электронного учебно-методического комплекса в сетях Интранет, Интернет.

I ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ

РАЗДЕЛ I

Тема 1. Теоретические основы разработки электронного учебно-методического комплекса

    1. Анализ современного состояния использования электронных ресурсов в образовании.

    2. Основные этапы разработки электронного учебно-методического

комплекса

Тема 2. Представление электронного учебно-методического комплекса в сетях Интранет, Интернет

2.1 Программное обеспечение реализации дистанционного обучения.

2.2 Разработка электронного учебно-методического комплекса в среде MOODLE.

РАЗДЕЛ II

ТЕМЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ

Тема 3. Теоретические основы разработки электронного учебно-методического комплекса.

3.1 Анализ современного состояния использования электронных ресурсов в образовании

3.2 Основные этапы разработки электронного учебно-методического комплекса.

Тема 4. Представление электронного учебно-методического комплекса в сетях Интранет, Интернет.

4.1 Программное обеспечение реализации дистанционного обучения.

4.2 Разработка электронного учебно-методического комплекса в среде MOODLE.

II Развернутый план программы

РАЗДЕЛ I.

ТЕМА 1. Теоретические основы разработки электронного учебно-методического комплекса

1.1 Введение. Предмет, задачи и структура курса «Разработка электронных учебно-методических комплексов в учебном процессе высшей школы: проблемы, опыт, перспективы». Сущность электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Дидактические возможности ЭОР. Дистанционное обучение. Кейс-технологии. Модульный подход в организации дистанционного обучения. Рейтинговая система контроля.

1.2 Разработка структуры электронного учебного курса. Элементы учебного курса. Требования к учебным курсам, представляемым в сетях Интернет, Интранет. Этапы разработки структуры электронного учебного курса: целеполагание, деление содержания курса на модули и учебные единицы, определение элементов курса. Структурирование области знаний. Структурный узел. Семантическая сеть. Элементы учебного курса. Глоссарий. Основная часть. Дополнительные материалы. Оформление основной части учебного курса. Подбор справочного и иллюстративного материала учебного курса. Требования к педагогическим тестам: краткость, логичность, правильность формы, однородность дистракторов, адекватность инструкций форме и содержанию заданий теста, статистические требования.

ТЕМА 2. Представление электронного учебно-методического комплекса в сетях Интранет, Интернет

2.1 Разнообразие программных оболочек дистанционного обучения. СДО «Moodle» как среда разработки электронных учебно-методических комплексов. Интерфейс и принципы работы в СДО «Moodle».

2.2 Использование инструментов, ресурсов и объектов СДО «Moodle» для создания виртуальной образовательной среды. Организация учебного кабинета в СДО «Moodle». Компоненты учебного кабинета.

РАЗДЕЛ II

ТЕМЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ

ТЕМА 3. Теоретические основы разработки электронного учебно-методического комплекса

3.1Аннотирование образовательных ресурсов Интернет.

3.2 Структурирование содержания учебного материала и определение целей разрабатываемого курса.

  • Оформление основной части разрабатываемого курса в текстовом формате.

  • Разработка мультимедийного сопровождения учебного курса.

  • Подбор справочного и иллюстративного материала в сети Интернет.

  • Изучение возможностей графических редакторов и офисных приложений в разработке иллюстративного материала.

  • Разработка контрольно-измерительных материалов курса в форме педагогического теста.

ТЕМА 4. Представление электронного учебно-методического комплекса в сетях Интранет, Интернет

4.1 Программное обеспечение реализации дистанционного обучения.

  • Анализ сайтов дистанционного обучения в сети Интернет

  • Изучение интерфейса среды MOODLE

4.2 Разработка электронного учебно-методического комплекса в среде MOODLE.
  • Организация учебного кабинета. Распределение ролей пользователей-участников образовательного процесса;

  • Создание электронного курса и настройка его свойств;

  • Размещение элементов учебно-методического комплекса в электронном

курсе при помощи инструментов, ресурсов и объектов СДО «Moodle».

  • Создание компонента контроля в электронном курсе

  • Организация учебного процесса в рамках СДО «Moodle».

Перечень примерных заданий для самостоятельной работы:

  1. Изучение работ:

  • Красильниковой В.А., Осина А.В., Панюковой С.В., Роберта И.В., Риморенко И.

  • Абдеева Р.Ф., Гершунского Б.С., Урсул и др. посвященных проблеме образования в информационном обществе

  1. Изучение нормативных документов:

    • концепции модернизации российского образования до 2010;

    • нормативно-правовых документов, регламентирующих права и обязанности общества и его отдельных членов в сфере информационной деятельности

  2. Выполнение практических заданий, требующих домашней работы:

    • Разработка семантической сети области знания, представляемой в учебном курсе.

    • Вычленение учебных единиц, уровня и критериев их усвоения по избранной теме.

    • Сканирование и распознавание полиграфических изданий по теме разрабатываемого курса.

    • Разработка контрольно-оценочных материалов по избранной теме.

    • Проектирование процесса формирования основных понятий избранной темы.

Примерный перечень вопросов для самопроверки:

  1. Краткая характеристика современных средств коммуникации.

  2. Особенности педагогической коммуникации в компьютерной среде.

  3. Дидактические возможности современных средств коммуникации.

  4. Этические и правовые проблемы коммуникации в электронной среде.

  5. Сущность электронных образовательных ресурсов.

  6. Способы организации дистанционного обучения.

  7. Модульный подход к организации дистанционного обучения.

  8. Интернет-технологии, используемые в организации дистанционного обучения.

  9. Роли пользователей-участников образовательного процесса и их распределение.

  10. Основные свойства электронного курса в СДО «Moodle».

  11. Основные этапы создания виртуальной образовательной среды в СДО «Moodle».

  12. Компоненты электронного курса их назначение и особенности.

  13. Размещение мультимедийного контента (аудио-, фото-, видеофайлов) в учебном кабинете СДО «Moodle».

  14. Особенности использования компонента контроля в СДО «Moodle».

  15. Особенности использования компонента обратной связи в СДО «Moodle».

  1. Распределение часов курса по темам и видам работы

№ п/п

Тема

Лекции

Лабораторные

работы

Современные электронные образовательные ресурсы

2

-

Дистанционное образование

2

-

Сущность модульного обучения. Модуль. Учебная единица

2

-

Основные этапы разработки учебного курса

2

-

Разработка структуры курса

2

4

Оформление теоретической части учебной единицы

2

4

Рейтинговая система контроля

2

4

Подбор иллюстративного и справочного материала

-

4

Разработка педагогического теста

4

4

Программные оболочки для организации дистанционного обучения

2

-

Особенности работы в среде MOODLE

2

10

Организация учебного кабинета в среде MOODLE

2

10

Самостоятельная работа (подбор материала, сканирование текстовой и графической информации)

6

Защита зачетной работы

2

ИТОГО

24

48

ВСЕГО

72 часа

  1. Форма итогового контроля

Итоговый контроль осуществляется в форме презентации разработанного слушателем электронного учебного курса.

V. Учебно-методическое обеспечение

Рекомендуемая литература:

Основная

  1. Концепция информатизации образования [Текст] // ИНФО. – 1988. – №6; ИНФО. – 1990.– №1.

  2. Красильникова В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании [Текст] : учебное пособие / В.А. Красильникова. - Оренбург – ГОУ ОГУ, 2006. – 235 с.

  3. Открытое образование – объективная парадигма XXI века» [Текст] /под ред. В.П. Тихомирова - М.: Международная академия открытого образования, 2000. – 288с.

  4. Панюкова С.В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно ориентированном обучении [Текст] / С.В. Панюкова. - М.: Изд-во ИОСО РАО, 1998. — 225 с.

  5. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования [Текст] / И.В. Роберт. - М.: Школа – Пресс, 1994. - 187с.

  6. Талызина Н.А. Управление процессом усвоения знаний. [Текст] / Н.А. Талызина. - М.: МГУ, 1984. – 344 с.

  7. /

  8. /

Дополнительная литература

  1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации.– М., 1994г.– 336с.

  2. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. – М.: Педагогика, 1987

  3. Гершунский, Б.С. Философия образования/ Б.С. Гершунский. - М.: Московский психолого-социальный институт Флинта, 1998. - 432 с.

  4. Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П.. Введение в системный анализ: Учебное пос. для вузов. – М.: Высш. шк., 1989. – 367 с.

  5. Тиффин Д., Раджисингам Л.. Что такое виртуальное обучение/ Образование в информационном обществе. – М., Информатика и образование, 1999

  6. Урсул А.Д. Проблема информации в современной науке. – М.: Наука, 1975. – 286с

Программное обеспечение

  1. СДО «Moodle»

  2. Пакет Microsoft Office или аналог

  3. ABBY FineReader или аналог

  4. ОС Microsoft Windows или другая

Методические и дидактические материалы:

  1. Учебно-методическое пособие «Разработка электронных учебно-методических комплексов»

  2. Лекции по курсу (на правах рукописи)

  3. Мультимедийные презентации:

    1. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)

    2. Этапы разработки учебного курса

    3. Модульный подход к организации учебного курса

    4. Гавриков Д.Е. Открытое и дистанционное образование. Принципы. Тенденции.

VI. Материально-техническая обеспеченность:

п/п

Название

Кол-во

Где
используется

Где
находится

1

Типовой комплект вычислительной техники с выходом в Интранет ЗабГГПУ и Интернет

15 мест

Лабораторные занятия и самостоятельная работа

Компьютерный класс ИДО

2

Проектор

1

Лекционные и лабораторные. занятия

ИДО

3

Сканер

1

Лабораторные занятия

Компьютерный класс ИДО



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии» направление 050400 62 социально-экономическое образование

    Учебно-методический комплекс
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 050400.62 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ при очной форме обучения – 4 года.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии» направление 050400 62 социально-экономическое образование

    Учебно-методический комплекс
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 050400.62 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ при очной форме обучения – 4 года.
  3. Принято и утверждено Советом школы МОУ СОШ №53 г Иркутска протокол № от «___» 20 г

    Основная образовательная программа
    Постановление Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 №142 «О правилах разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов»;
  4. Основная образовательная программа «гимназия «квант» начальная школа

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа началь­ного общего образования МАОУ «Гимназия «Квант» (далее - Гимназия) разработана в соответствии с тре­бованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
  5. Основная образовательная программа «гимназия квант» начальная школа

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа началь­ного общего образования МАОУООШ «Гимназия Квант» (далее - Гимназия) разработана в соответствии с тре­бованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
  6. Центр гражданско-правового образования «восхождение» (2)

    Документ
    Учебно – исследовательская деятельность по изучению истории родного края как наиболее эффективная форма патриотического воспитания подрастающего поколения (Колобова Ю.

Другие похожие документы..