Главная > Документ
Писаревский П.Н. Археология моря. Города- корабли- поиск.
Издательство Воронежского ГУ, 1995
ВВЕДЕНИЕ.
Это было давно, в VI веке до новой эры. Однажды Анахарсиса, сына скифского царя, получившего образование в Афинах, спросили:
- сын Гнура, скажи: кого больше на свете — живых или мертвых?
Удивленный уроженец Скифии переспросил:
а кем считать тех, кто плывет по морю?
Но корабли эллинов являются самыми безопасными!
Это не совсем так, а точнее, совсем не так, — отвечал сын степей. — Самые безопасные из кораблей те, которые вытащены на берег.
Да знаешь ли ты, варвар, что обшивка корпуса обычного корабля не менее четырех пальцев в толщину! — слышались крики из толпы.
Анахарсис поднял руку и, обращаясь к самым нетерпеливым, изрек:
- Спокойнее граждане! Ведь разум является свойством прежде всего эллинов, а не варваров. А по поводу толщины в четыре пальца — скажу. На мой взгляд, на таком же расстоянии корабельщики находятся и от смерти...
1 сентября 1986 года ночью вблизи Новороссийска в результате столкновения с грузовым судном потерпел аварию и затонул, пассажирский пароход «Адмирал Нахимов», один из прочнейших лайнеров этого класса.
Почти за 80 лет до гибели «Нахимова» ледяная гора пропорола обшивку правого борта знаменитого «Титаника». Вода заполнила значительную часть корпуса, и огромное судно ушло на дно. Подсчитано, что за всю цивилизованную историю человечество потеряло в морях около одного миллиона кораблей. Аналогичная судьба постигла некоторые острова и целые участки суши, которые были поглощены морской пучиной вместе с находящимися на них городами. Легендарная Атлантида, Акротира, Павлопетри, Мохлос, Тир, Цезарея, Херсонес, Ольвия и Диоскурия — этот список можно продолжить. Наступая на сушу и размывая берега, море уничтожает ценные археологические памятники, например поселения Северо-Западного Крыма, территория исследования которых постоянно сокращается.
Горький опыт древних и совсем недавних катастроф свидетельствует в пользу многовековой и, увы, печальной истины — с морем не шутят. Остается она актуальной и в наше время, ибо оплачена десятками тысяч человеческих жертв. Конечно, со времен античности и до наших дней многое изменилось. Нынешний корабль не похож на утлое суденышко Одиссея. Коренным образом изменились как искусство мореплавания, так и его техническое обеспечение. Совершенно иными, с учетом прежних катастроф и истории соседства с морем, стали принципы градостроительства и защиты городов от морской стихии.
Науку, изучающую памятники древних цивилизаций, затерянные в морской пучине, называют по-разному: аква-археология, гидроархеология, подводная археология. Но во всех этих определениях присутствует связывающее их воедино слово — археология. Учитывая место и обстоятельство рождения науки, мы предпочитаем название — археология моря. Оно избрано потому, что основными объектами исследования этой науки являются затонувшие города, корабли, люди и само море — колыбель человеческой цивилизации. Именно с ним на всех этапах своего развития тесными узами была связана история античного общества.
К настоящему времени сохранилась обширнейшая информация о масштабах морской активности античных государств. Римский оратор Элий Аристид с восхищением писал, что в его время «приход и отход кораблей никогда не прекращается, и следует удивляться, что не только гавани, но вообще и моря хватает для грузовых судов». Другой современник автор «Аттических ночей» Авл Геллий в перечислении типов гребных и парусных судов сбился со счета, оставив потомкам разгадывать тайны магических названий гаул, корбитов, кауднк, каупул, стронгил, либурнов, катафрактов, клмар и еще более полутора десятков наименований плавсредств античного и варварского мира.
Довольно высоко было развито морское дело и в античных государствах Северного Причерноморья. Источники свидетельствуют, что порт Феодосии вмещал до 100 кораблей, а в доках Пантикапея одновременно могли строиться и ремонтироваться 30 триер. Означает ли это, что специалистам в области истории морской техники известно все или почти все?
К сожалению, на этот вопрос может быть дан только отрицательный ответ. Все дело в том, что античная традиция и произведения изобразительного искусства той эпохи впитали в себя лишь малую толику информации о кораблях древнего мира. Последнее произошло отчасти потому, что финикийские, карфагенские, греческие и римские судостроители хранили секреты своего ремесла не меньше (если не больше), чем их соотечественники купцы-мореходы тайны благодатных и прибыльных торговых путей. Уместно вспомнить, сколько времени и сил затратили римляне на добывание секрета строительства биремы в период между I и II Пуническими войнами, который в конце концов выкрали у своих противников — карфагенян.
Отсюда понятным становится отсутствие в произведениях античных авторов детальной информации о принципах и технологии судостроения. Впрочем, возможно и иное объяснение: знания по этим вопросам были настолько широко распространены в античном обществе, что современники, историки и литераторы не тратили времени на описание скучных деталей судовой конструкции и такелажа во избежание перегрузки текста своих произведений. К тому же одним из самых стойких заблуждений античной эпохи являлось пренебрежение к технике, этой «низменной», как тогда считалось, сфере деятельности.
Показателен в этом отношении труд афинского историка Фукидида «История Пелопоннесской войны». В нем, хотя автор и был одно время навархом военно-морского флота этого полиса, даже при самом внимательном прочтении мы не найдем описаний устройств боевых и торговых кораблей, использовавшихся в военных действиях, на море.
Только с рождением археологии моря, с началом поисков и изучения под водой следов античных кораблекрушений удалось приоткрыть завесу таинственности над тем, что составляло загадку истории многие тысячелетия.
Так произошло, например, с установлением маршрута плавания и конструкции корабля, принадлежавшего в 205 году до н. э. делосскому навклеру Марку Сестию. На основании картографирования распространенности клейм этого купца на ручках амфор, извлеченных с мест различных кораблекрушений, ученым удалось установить маршрут, по которому он отправлялся в торговое путешествие: начинаясь от гавани Делоса, торговый путь огибал Пелопоннес, пересекал Ионическое море, проходил через коварный Мессенский пролив, разделяющий Италию и Сицилию, затем, после краткой остановки между Неаполем и Римом, — вдоль западных берегов Апеннин, минуя Корсику, до большого морского порта Массилии. В одном из таких плаваний Марку Сестию не удалось достигнуть конечной цели — берегов Галлии: в результате разыгравшегося шторма перегруженное судно невыдержало килевой и бортовой качки, разломилось надвое и затонуло в морской пучине.
Мотивы опасности морских плаваний нашли отражение в изобразительном искусстве античного мира; перенасыщены фактами о многочисленных кораблекрушениях в Средиземном и Черном морях произведения древнегреческих и римских историков. Более того, как в конкретно-практическом, так и в философском плане на протяжении всей эпохи античная мысль постоянно ставила и мучительно искала ответы; на вопрос о целесообразности связи цивилизации с морем. Эта тенденция с завидным постоянством присутствует в мифах, религиозных представлениях и культовой практике античного мира. Абсолютно достоверные эпиграфические источники рассказывают о великом множестве различных опасений, которые испытывали античные капитаны, и их просьбах-обращениях к владыкам морских стихий — Посейдону, Зевсу, Аполлону, Афродите, Ахиллу, Фетиде и Диоскурам — перед выходом кораблей из гавани. Последнее выступало закономерным следствием самой сущности античной цивилизации: в общественном сознании этой эпохи сложилось устойчивое представление об обитаемости моря, мир которого не только самостоятелен, перенаселен богами и героями, но и прямо враждебен человеку. Вот почему проблема «человек и море» решалась в тот период весьма скептически. А высказывания философа-скифа Анахарсиса о море, кораблях и моряках составили золотой фонд идейного арсенала эллинистической и римской художественной беллетристики.
Впрочем, в реальной жизни античного общества образ мыслей образованного варвара, очевидно, воспринимался с сарказмом. Особенно представителями морского сословия. Выгоды от морской торговли, воин, пиратства оттесняли предостережения знаменитого скифа. Именно эти виды занятий давали, хоть и рискованный, зато самый короткий доступ к накоплению богатств и сокровищ. Но корабли и грузы часто погибали. В результате акватория Средиземного и Черного морей буквально завалена их останками. История как бы подтверждала обоснованность морской боязни греков, римлян и местных племен от Кавказа до Испании.
Предлагаемая вниманию читателя книга посвящена прежде всего истории поиска, выявления и исследований затонувших античных кораблей. Немые свидетели далекой эпохи, они проливают свет на белые пятна истории судостроения, морского дела и мореплавания, дают ответы на разнообразные вопросы, волнующие историков искусства, нумизматов, представителей других отраслей гуманитарного знания.
Но прежде чем нога археолога ступила на морское дно, самой археологии моря как науке пришлось пройти довольно длительный, мучительный, не всегда прямолинейный путь. И до сих пор в отношении этой науки нет обобщенных трудов. Предложенная книга пытается восполнить этот пробел. В ней рассказывается об истории подводных археологических исследований в акватории Средиземного и Черного морей, формировании их технического и методического арсенала с учетом физических и медицинских проблем, связанных с поведением и работоспособностью человека на глубинах моря. По сравнению со своей полевой сестрой у археологии моря есть и еще одно несомненное достоинство: она извлекает из заточенных морской пучиной памятников такие источники (монеты, украшения, статуэтки, амфоры, фибулы, пояса, щиты, оружие), типология которых часто неизвестна. Они-то и позволяют выявить недостающие звенья торгово-экономических и государственных связей античной эпохи, дают возможность по-новому посмотреть на роль и этнокультурные контакты различных областей и, главное, на морскую историю античного общества. Одним словом, помогают дорисовать недостающие фрагменты или нанести завершающие штрихи к уже известным историческим картинам минувших времен.
И еще: археология моря как наука является ровесницей XX века. С тех пор она накопила огромное количество бесценных материалов. А это диктует необходимость выполнения работ по их сбору, классификации и обобщению. И хотя с самого начала было бы просто нескромно декларировать, что автору удалось рассмотреть всю совокупность общих и узкоспециальных вопросов, он хотел бы надеяться, что в большинстве своем они поставлены и разрешены адекватно современным научным представлениям о характере и сущности античного способа производства, определявшего экономику, общественный строй, технический потенциал, идеологию и культуру античного общества — одной из наиболее ярких морских цивилизаций в истории человечества.
Глава № 1. Наука, рожденная в море Антикифера.
Каждая наука имеет свою историю. Но далеко не всем им довелось родиться непосредственно из своего же объекта исследования. Подводной археологии в этом отношении повезло больше других и дважды: во-первых, она появилась на свет под знаком богини любви и познания Афродиты, самым распространенным прозвищем которой в древности было «анадиомена» — «рожденная морем»; во-вторых, местом ее рождения было Эгейское море — древнейшая колыбель античной цивилизации.
Афродита была излюбленной богиней греков. Она давала силу, изобилие, наделяла сноровкой, помогала добиться успеха, была счастливой спутницей и полезной помощницей человека. Привлекала и еще одна черта Афродиты: ее красота дополнялась красотой и изысканностью ее богатств. Не случайно голову богини покрывал венец в форме гор, увенчанных золотыми диадемами, в ее ушах изящно крепились ажурные серьги, изображающие мировое дерево, окруженное свитой из птиц и диких зверей, а прекрасную талию Афродиты украшал знаменитый золотой пояс — хранитель вечных таинств жизни, познания и искусства любви.
Особенно чтили Афродиту жители острова Кифера. Отсюда еще одно ее прозвище — Киферея. Она была их защитницей и покровительницей в опасных морских предприятиях и в этом соперничала с Диоскурами, постоянными спутниками моряков и торговцев. Не статуя в храме города изображала богиню вооруженной двойным топором, весьма напоминающим штатный молоточек ныряльщиков, добывавших жемчуг из морских раковин.
И потому, может быть, археология моря впервые заявила о себе именно в том месте, где пролив разделил Киферу и Антикиферу, города-антиподы, население которых почитало богиню с красноречивым прозвищем «анадиомена» — «рожденная морем». Произошло это осенью 1900 года. Частное греческое судно по ловле губок у берегов Африки возвращалось в Пирей. Экипаж под руководством капитана проводил плановую работу неподалеку от Северного побережья Антикиферы, когда Димитриос Кондос решил опробовать надежность водолазного снаряжения и возможности своих водолазов в самом труднодоступном и глубоководном районе — котловине, усеянной сплошными рифами.
Первым пошел под воду один из опытнейших спасателей, Элиас Стаднатис. Мерно работали помпы, питавшие подводника кислородом. Скрип насосов изредка заглушался шелестом потревоженных ветром корабельных снастей. Остальные члены экипажа отдыхали, развалившись на кормовых скамейках, блаженствуя от прикосновения теплых лучей закатывавшегося за горизонт осеннего солнца. Казалось, ничто не предвещало тревоги. Как вдруг сигнальный конец лихорадочно задергался, что означало только одно: водолаз требует немедленного подъема на поверхность.
Когда со Стадиатиса сняли медный шлем, глаза спасателя были полны страха, голова тряслась, а с губ срывались бессвязные слова — с трудом удалось понять, что речь идет о каких-то мертвецах, кладбище, женщинах.
Что случилось, Элиас? — спросил Кондос.
Но водолаз, даже освобожденный от панциря, продолжал, нервно передергивая руками, повторять одну и ту же фразу:
Голые девицы, голые, голые... Спаси и помилуй, святая Мария! Девицы, лошади, обнаженные женщины, красивые женщины — сифилитички!
Эй, кто-нибудь, дайте ему сигарету! — скомандовал Кондос и, обняв моряка за плечи, поинтересовался:
Чего ты так испугался, Элиас?
Люди...
Что за люди, Элиас?
Торопливо, сбиваясь, Стадиатис рассказал, что он видел мертвых голых женщин, их тела, объеденные рыбами, и лошадей. Голос рассказчика дрожал.
— Понимаете, мужчины, лошади, женщины, дети. Все-все раздетые. Похоже на кладбище сифилитиков, я слышал, что их трупы выбрасывают в море.
О дальнейших спусках под воду не могло быть и речи. Экипаж наотрез отказался. И тогда Димитриос Кондос решился лично разгадать тайну поведения своего подчиненного. Через пять минут, облачившись в водолазный костюм, он уже отдавал необходимые приказания своему старшему помощнику.
...Весну 87 года Рим встретил настороженно. В комицияхи на форуме оживленно обсуждались успехи Митридата в Малой Азии. Жители города были возмущены его приказом о поголовном истреблении римлян и италиков. Бранили грубость и бесцеремонность провинциальных наместников, грабежи и злоупотребления публиканов и ростовщиков. Осуждали бездеятельность Сената, ведь и в самой Италии дела обстояли неважно.
Не успел быстрый Сулла удалиться к театру военных действии на Восток, как между Луцием Корнелием Циннойи Октавием начались распри. Сначала верх одержал Октавий, но Цинна в отмщение взял город штурмом. Победители устроили резню. Особенно свирепствовал отряд рабов, нанятый Марием. Ходили слухи, что он вступил в сговор с Митридатом и по этому поводу между ними ведутся какие-то переговоры.
Неприятные известия, впрочем, дополнялись хорошими вестями. Сулла одержал победы при Херонее и Орхомене. Пали Афины. Установлен контроль над Эгейским морем. Понтийский царь вытеснен в Никомедию. К тому же, незадолго перед этим внезапно умер Марий. Однако и они не приносили успокоения. Сулла явно готовился к решительной схватке со своими политическими противниками. Флот триумвира держал курс к берегам Италии. А на борту кораблей находились не только вывозимые по приказу будущего диктатора сокровища Парфенона и статуи...
Спустя 1500 лет английский лорд сэр Эльджин, добившись разрешения турецкого чиновника, нагрузил статуями афинского Акрополя и агоры два вспомогательных судна Британского военно-морского флота. Владычица огромной империи, однако, не досчиталась груза одного из них, «Ментора», затонувшего под тяжестью награбленных сокровищ напротив Киферы.
...Бросивший военную службу, Цицерон вернулся на Форум из Лариссы. Стоик Диодот и ритор Мелион Родосский составляли теперь каждодневный круг его друзей. Возобновил «повелитель слова» и свои научные штудии. «Я слышал, — пишет он Помпонию Аттику, — что ты имеешь доступ к сокровищам грекулов. Сделай одолжение, перешли мне статую работы Фидия. Только смотри, подлинник, а не какую-нибудь завалящую копию. Да хранят тебя маны!Приятный ужин и развлечения за мною..».
Еще один корабль с произведениями греческого искусства, отправленный из Пирся, держал курс к берегам Италии...
Курсы этих разных и разновременных кораблей пересеклись в одной точке: у Аптикиферы.
...Через пять минут, погрузившись в воду, Димитриос Кондос стоял на морском дне.
Подыщи им самую лучшую девочку! Мальчишки! — думал он, осматриваясь по сторонам и медленно продвигаясь к нагромождению человеческих тел и голов. Через 12 шагов он наткнулся на торчащую из бесформенной груды металла балку. Отцепив от себя сигнальный трос, обвязал ее морским узлом и дернул 3 раза, что значило «подъем».
Ну, с богом! Тащите, мальчики! — подумал Димитриос и сбросил водолазный балласт...
Со дна моря была извлечена правая рука какой-то статуи, передние пальцы которой были расставлены, как будто между ними находился шарообразный предмет.
На борту воцарилась немая сцена.
Кондос расхохотался.
— Внизу под нами статуи. Слышите, вислоухие? Статуи. Целая площадка из статуй, разини, якорь вам под ребра и кортик в глотку. Античная скульптура. Дошло?!!
Ловцы губок поняли своего капитана. Начало XX века было перенасыщено археологическими сенсациями. Шлиман открыл Трою и Микены, были начаты раскопки Дельф, вовсю раскапывались Олимпия и Коринф. К тому же образование перешло от церкви к государству. И, кроме того, ловцы губок читали газеты, охотно предоставлявшие место для публикаций об археологических исследованиях. Кондос принял решение продолжить поиск. В течение следующих девяти дней каждый из водолазов совершил по три пятиминутных спуска к месту скопления статуй. За это время несколько прояснилась ситуация с характером подводного клада.
Развал различных предметов находился на песчаном отрезке, ограниченном с одной стороны скалой, а с другой — обрывом глубокой впадины. Расположение объекта было идеальным. По размещению предметов было установлено, что перед водолазами — затонувший корабль, контуры которого определялись конфигурацией спаянных, сцементированных моллюсками разнообразных предметов. Водолазы обнаружили несколько маленьких статуэток и вместе с легко отделившимися от нагромождения статуй амфорами извлекли их на поверхность.
Наступление периода осенних штормов вынудило экипаж идти в порт приписки. Новость об открытии клада античных статуй на дне моря у Антикиферы распространилась с быстротой внедрявшегося в те годы в практику междугородной связи телеграфа. Кондос стал национальным героем, который, однако, на вопрос о находке отвечал уклончиво, тщательно скрывая координаты обнаруженного клада. Опасаться было чего: охотники за антиквариатом, получив подробную информацию, не оставили бы от него камня на камне: на рынках Александрии, Афин, Рима за античные статуи предлагали
огромные деньги.
Слух о кладбище из статуй на дне моря, к счастью, дошел до А. Эконому, профессора Афинского университета. По приглашению судовладельцев и Д. Кондоса он согласился принять участие в следующей экспедиции, но посоветовал поставить в известность греческое правительство с целью привлечь государственный флот и средства для финансирования. 6 ноября 1900 года Эконому, Кондос и Стадиатис вручили тогдашнему министру просвещения Спиридоиу Стансу свой первый трофей — руку бронзовой статуи. В его лице они встретили решительную государственную поддержку. Были оговорены условия найма водолазов, оплаты их труда, необходимое снаряжение, сроки аренды государством частных спасательных судов, и 24 ноября того же года государственная экспедиция, в которую вошли профессиональные археологи, возобновила подводные работы у мыса Глифада. Их результаты превзошли самые смелые ожидания. Буквально сразу на поверхность была извлечена огромная бородатая голова из бронзы, рука кулачного бойца, бронзовый щит, входившие в какую-то скульптурную композицию, две плохо сохранившиеся мужские мраморные статуи без головы, два ящика, до краев забитые фрагментами бронзовых и мраморных статуй, бронзовых сосудов, глиняных мисок, бесчисленное множество осколков разбитой керамической посуды.
Находки свидетельствовали, что водолазами выявлена самая богатая из всех известных к началу века кладовых древнегреческих бронз. Фрагменты, но крайней мере 10 статуй, почерневших от времени и воздействия морской среды, стали достоянием науки. Эффект, вызванный сообщениями о находках археологов, был потрясающим: газеты буквально захлебывались от восторга, помещая на первых страницах огромные заголовки: «Клад у Киферы», «Археологическая сенсация» и т. п. Последнее помогло получить помощь морского Министерства, выделившего в распоряжение исследователей паровую шхуну «Сирое», ибо предшественник ее был слишком громоздким и неудобным для проведения подводных работ.
3 декабря 1900 года шхуна вместе с новой сменой водолазов находилась у Антикиферы. Группу возглавил новый руководитель — директор департамента древностей, профессор Георгис Бизантинос. В течение недели со дна моря были извлечены еще несколько предметов: нога бронзовой статуи, мраморное изображение стоящего юноши, массивное бронзовое туловище быка, множество арматуры, деталей судовой мебели, а также ряд инструментов и приборов.
По прибытии «Сироя» в Пирей статуи были переданы министерству просвещения, которое тут же выставило их на всеобщее обозрение. Статуи превратились в инструмент политики, символ единства Греции, символ объединения с родиной островов и территории, находившихся тогда под юрисдикцией Оттоманской империи. Работы решено было продолжить. В январе — феврале 1901 года водолазы исправно пополняли хранилища археологического музея Афин. Пришлось испрашивать у правительства корабль большей вместимости: маленький «Сирое» был не в состоянии перевозить многотонный груз. К тому же часть подводного клада была завалена огромными глыбами, под которыми залегала остальная часть груза древнего корабля, Когда они были сдвинуты, палуба буксира «Михаэлис» пополнилась новыми находками. Это была дюжина мраморных скульптур, изображавших людей и лошадей. Заинтересовали археологов и сами огромные валуны, лежавшие у подножия скалы. В. Стаис на свой страх и риск приказал поднять один из них на борт. Когда это произошло, экипаж ахнул: перед ним в полный человеческий рост находилась статуя Геракла, опиравшегося на палицу со шкурой убитого им льва. Стало ясно, что все остальные валуны не что иное, как скульптурные композиции. Они были извлечены или сдвинуты в сторону. Тем самым исследователи подошли к материалу, скопившемуся в нижней части трюма древнего затонувшего корабля. Их достоянием стала высокохудожественная столовая посуда, сосуды из голубого и коричневого стекла, великолепная брошка с изображением Эрота с лирой, отороченная по краям жемчугом. Материала было столько, а водолазы так устали, что исследования на время решено было прекратить.
Похожие документы:
Писаревский моря Города- корабли- поиск
ДокументПисаревский П.Н. Археология моря. Города- корабли- поиск. Издательство Воронежского ГУ ... науки являются затонувшие города, корабли, люди и само море — колыбель человеческой ... — утонувшие на дне морягорода, корабли и памятники художественной культуры. ...Игорь анатольевич мусский 100 великих отечественных кинофильмов 100 великих – 0 аннотация
Документ... сторону открытого моря. Но бывший боевой корабль оставался минным ... и героинь, из деревни в город в поисках счастья. Мечты Ганки были убогими ... Искусство, 1975. Писаревский Д.С. Братья Васильевы. — М.: Искусство, 1981. Писаревский Д.С. 100 фильмов ...Игорь анатольевич мусский 100 великих отечественных кинофильмов 100 великих – 0 аннотация
Документ... сторону открытого моря. Но бывший боевой корабль оставался минным ... и героинь, из деревни в город в поисках счастья. Мечты Ганки были убогими ... Искусство, 1975. Писаревский Д.С. Братья Васильевы. — М.: Искусство, 1981. Писаревский Д.С. 100 фильмов ...100 великих отечественных кинофильмов
Автореферат диссертации... сторону открытого моря. Но бывший боевой корабль оставался минным ... и героинь, из деревни в город в поисках счастья. Мечты Ганки были убогими ... Искусство, 1975. Писаревский Д.С. Братья Васильевы. — М.: Искусство, 1981. Писаревский Д.С. 100 фильмов ...I Походы и плавания русских мореходов в IX-XVII вв
Документ... командованием и 31.8 начал поиски турецкого флота у Кавказского ... катера «Синоп» (командир лейтенант С. П. Писаревский), «Наварин» (командир лейтенант Ф. Ф. ... Петров). Прикрытие города с моря и огневую поддержку войск осуществляли отряд кораблей (КР « ...