Главная > Пояснительная записка


Курс по выбору 9 класс

Лес и человек

(35ч, 1 ч в неделю в течение года)

Авторы: Н.Ф. Винокурова, Г.С. Камерилова,

В.В. Николина, В.И. Сиротин

Пояснительная записка

Актуальность введения курса «Лес и человек» в учебные планы связана с тем, что лес является одним из основных типов растительного покрова Земли, оказывает огромное влияние на окружающую среду, имеет ценность для каждого человека. Вместе с тем велики темпы сокращения площади лесов мира (за историю цивилизации она сократилась на 40 – 50%). Ежегодно леса вырубаются на площади, сопоставимой с территорией таких государств, как Италия и Великобритания. Ведущим фактором сокращения лесных площадей является антропогенная деятельность, в том числе промышленная вырубка, пожары, рекреационная деятельность. Обезлесение стало глобальной экологической проблемой. Не случайно поэтому в число пяти основных документов, принятых на Международной конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992 г.), входит «Заявление о принципах в отношении лесов».

Включение в содержание школьного географического образования курса «Лес и человек» - настоятельная необходимость сегодняшнего времени. Особенностью курса является его междисциплинарность. Он интегрирует знания учащихся по географии, биологии, истории, предметам эстетического цикла, связан с экологическими курсами и школьным курсом «Основы безопасности жизнедеятельности». Другой специфической чертой курса является ориентация на личность школьника, его потребности, интересы, ценности.

Научными основами курса являются учение Г.Ф. Морозова о лесе; В.Н. Сукачева, разработавшего основы лесной биогеоценологии; Ю.А. Исакова об общих закономерностях динамики растительных сообществ; А.Г. Исаченко об основах ландшафтоведения и физико-географического районирования, а также основные принципы лесного законодательства.

Основной целью курса является развитие познавательного интереса к лесу, углубление и обобщение знаний по данной проблеме, формирование умений и навыков по изучению леса, поведению в лесу и охране леса, развитие опыта творческой и эмоционально-ценностной деятельности учащихся. Содержание курса имеет профориентационную направленность. Курс вносит вклад в формирование экологической культуры личности.

Задачи курса:

- сформировать и развить систему знаний о значении леса в жизни человека, об основных лесных сообществах планеты, о видах лесопользования, об экологических проблемах и путях их решения;

- развить умения творческого, исследовательского характера, связанные с оценкой рациональности лесопользования; навыки безопасного поведения в лесу; готовность к практическим делам;

- формировать эмоционально-ценностное отношение к лесу, желание сохранить лесной покров своего края, России, мира.

Основные требования к уровню усвоения содержания. Учащиеся должны знать:

- общие понятия о лесе; основные лесные сообщества мира и России;

- основные виды лесопользования и связанные с ними экологические проблемы;

- основы лесного законодательства.

Учащиеся должны уметь:

- описывать лесное сообщество;

- оценивать степень антропогенных нарушений лесных экосистем;

- обеспечивать безопасное поведение в лесу;

- проводить работу по лесовосстановлению.

Учащиеся должны проявлять:

- заботу о сохранении лесных богатств, исходя из представлений о значимости леса в устойчивом развитии биосферы и его универсальной ценности в жизни каждого человека.

Ключевые понятия: лес как экосистема, типы лесов, лесопользование и виды лесных пользований, экологические проблемы лесопользования, охрана леса.

Содержание курса «Лес и человек» включает материал, который предполагает формирование у школьников новых ценностных ориентаций по отношению к природе; отражает гуманистические идеи, знакомит их с реальными экологическими проблемами современ

ной жизни.

Содержание программы

Введение (1 ч)

Что изучается в курсе « Лес и человек»

Тема 1

Общее понятие о лесе

Лес как один из основных элементов земной поверхности.Понятие о лесном биогеоценозе

Лес как открытая экосистема.Лес и лесная промышленность.Лесное хозяйство и его задачи.

Тема 2

Многосторонняя ценность леса.

Среднеобразующая роль леса. Почвозащитная роль леса.Лес как место обитания животных.»Космическая роль леса»

Тема 3

Лес и искуство

Лес как источник эстетического воспитания. Леси народное творчество. Лес в легендах и преданиях. Лес и здоровье. Лекарственные ресурсы леса. Дикорастущие лекарственные растения. Рекреационное значение лесов.

Тема 4

Экономическое значение леса.

Почему лес называют»Зеленым золотом».Группы лесов. Древесина –продукт леса.

История взаимоотношений леса и человека. Лес и культура древних охотников и собирателей. Глобальная проблема обезлесения.

Раздел!!

Леса планеты Земля(4)

Тема 1

Основные лесные экосистемы мира и России

Общая характеристика лесов мира. Лесистость территории.

Лесотундра. Граница лесотундры в Евразии и Северной Америке.

Охрана природных комплексов лесотундры.

Леса умеренного пояса. Зона тайги и зона смешанных и широколиственных лесов.

Лесостепь и степь. Формы и методы лесоразделения.

Саванны и редколесьяю. Видовой состав растительности.Хозяйственное использование леса.

Жесколиственные вечно зеленные леса и кустарники.Влияние климата на характер и видовой состав лесов.

Переменно –влажные и муссонные леса.Видовой состав растительности,особенности отдельных видов.Хозяйственное использование лесов.

Влажные эквоториальные леса.Причины сокращение площади экваториальных-влажных лесов

Тема 2

Заповедные леса

Современное состояние и проблемы заповедного дела в России.Красная книга.

Раздел!!!

Проблемы лесопользования(4ч)

Тема 1

Лесопользование

Пользование лесом в научно-исследовательских целях,целях рекреации, нуждах охотничьего хозяйства..

Тема 2

Принцыпы рационального лесопользования.

Промышленное лесопользования как вид главного лесопользования.

Тема 3

Рубки главного пользования.

Комплекс мер по восстановлению лесов на вырубкахОсновные районы заготовок древесины в Российской Федерации.Экологические проблемы.

Тема 4

Лесная рекреация.

Привлекательность лесов:лесистость,породный состав,бонитет,пересеченность рельефа,наличие и протяженность береговой полосы водных оьбектов, медико биалогические оссобенности района.Воздействие человека на лес.

Раздел4

Влияние человека на состояние лесов(5ч)

Тема 1

Загрязнение окружающей и леса

Виды загрязнений.Меры по предупреждению и ликвидации загрязнения лесных экосистем.

Тема 2

Лесные пожары.

Понятие о лесном пожаре.Виды лесных пожаров,низковой,верховой,почвенный пожар.

Действие человека при пожаре.Охрана лесов от пожаров в лесном законодательстве.

Тема 3

Болезни и вредители леса.

Первичные вредители леса.Организационно-технические/профилактические,защитные,

Химические и не химические меры по защите леса.

Тема 4

Лесовосстановление и лесоразведение

Естественное и искуственное восстановление лесов.Способы иметоды создавания и выращивания лесных культур,обеспечение лесокультурных работ семенами и посадочным материалом.

Тема 5

Охрана леса

Ученые-лесоводы:путь к мастерству ю.Подготовка кадров для лесного хозяйства Школьные лесничества, .правовые во

просы охраны леса.

Раздел 5

Будущее лесов.(2ч)

Тема 1

Методы изучения лесов

Мониторинг как процесс наблюдения,оценкии прогноза состояние лесной эко системы.Современные методы изучения лесов.

Тема 2

Международное сотрудничество по охране лесов на планете.

История,цели, основные формы сотрудничества. Основные правовые документы в области охраны окружающей среды.

Практикум «Наша помощь лесу»(14ч)

Изучение леса.Определение видового разнообразия деревьев и кустарников в ближайшем лесу или парке.Путешествие в мир лесной гармонии.

Лесные робинзоны:Лесная аптека.Разрабатываем кодекс туриста.

Наша помощь лесу.Опытничество иисследования в лесничествах,охрана лесов ,пропаганда идей бережного отношения к.лесу.

Резерв времени-1ч

Рекомендуемая. Литература

Баландин в ВВ,БондаревлГ.Природа и цивилизация-М,1988.

ВинокуроваНФ,КамериловаГС,НиколинаВВ,Лес и человек-Учебные пособия/Под ред.Е.А Щетинского-М200.Никитин ДА,НовиковЮВОкружающая среда ичеловек-М,1986.ПротасовВФ,МолчановАВ.Экология ,здоровье иприродопользование в россии-М 1995.Сборник нормативных актов по пожарной безопасности в лесах РФ-М1995.ЯншинЛЛ,МелуААИ.уроки экологических просчетов-М1991\



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Курс по выбору 9 класс Лес и человек (35ч 1 ч в неделю в течение года) Пояснительная записка

    Пояснительная записка
    Курсповыбору 9 классЛес и человек (35ч, 1 ч в неделю в течениегода) Авторы: Н.Ф. Винокурова, Г.С. Камерилова, В.В. Николина, В.И. Сиротин Пояснительнаязаписка Актуальность введения курса «Лес и человек» в учебные планы связана с тем ...
  2. Рабочая программа учебного курса физическая культура 1 класс разработана

    Рабочая программа
    ... покурсу обучение грамоте по УМК « Учим русский язык» 1 класс Составитель:. учитель начальных .классов Тюкина Л.М. Пояснительнаязаписка ... регион (повы­бору). Некоторые обычаи и харак­терные особенности быта народов (2-3 примера). Человек — член ...
  3. Приложение № 1 к основной образовательной программе начального общего образования (договор рабочие образовательные программы по предметам) оглавление

    Программа
    ... «Лес, лес! ... пояснительнуюзаписку, основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса ... В течение второго года обучения ... человека. Выбор ... по изобразительному искусству в 4 классе (34 часа, из расчета 1 час в неделю, 34 учебные недели) по ... 35ч ...
  4. (школа работает по умк «перспективная начальная школа») александровка -2011

    Основная образовательная программа
    ... ) – труд человека – образцы поведения в природе. Приоритетными задачами курса 1-го класса является формирование ... 35ч. в год: 1 час в неделю. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи, изложенные в пояснительнойзаписке к Примерной программе по ...
  5. Инструктивно-методическое письмо о преподавании предмета «информатика и информационно-коммуникационные технологии» в 2006-2007 учебном году

    Инструктивно-методическое письмо
    ... выбора собственного содержания образования. Элективные курсы являются курсамиповыбору ... класспо 1 часу в неделю в I и II четвертях (в 2006/2007 учебном году рекомендуется пройти весь курс ... Пояснительнаязаписка Статус документа Примерная программа по ...

Другие похожие документы..