Главная > Автореферат диссертации


II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во Введении обосновывается выбор темы, ее научная и практическая значимость; определяются цели и задачи диссертационного исследования, его хронологические рамки и методологическая база; на основе историографического обзора выяснена степень изученности проблемы и дана характеристика использованных источников, а также проанализированы научные методы, примененные в диссертационном исследовании. Обосновано, что современные задачи гражданского становления, воспитания ответственного гражданина России, формирования мировоззренческих ценностей гражданской направленности, успешности и конкурентоспособности требуют новых подходов в образовании. Изменения должны произойти как в содержании, так и в методике преподавания, что, соответственно, повлечет за собой изменение позиции учителя, системы его профессиональной подготовки и повышения квалификации.

В первой главе диссертации «Методологические основы подготовки учителя к созданию условий для гражданского становления школьников» рассмотрены подходы к гражданскому становлению школьников как ценностному ориентиру образования. В ходе исследования определены компоненты гражданственности, к которым относятся: гражданская информированность (компонент знаний), гражданские умения (процессуальный компонент), гражданская активность (деятельностный компонент) и гражданская позиция (результативный компонент). Проанализированы основные подходы к гражданскому становлению молодежи и подготовке педагогов в данном направлении, характеризуются модели и концепции гражданского образования, формулируются и классифицируются вызовы и риски, связанные с развитием гражданских качеств в системе образования.

Гражданское становление личности рассматривается в историческом, социально-политическом, образовательном, правовом и других контекстах на основе изучения отечественной и зарубежной педагогической литературы. Констатируется, что существующие описания процесса гражданского становления учащихся сложно диагностируемы при проведении конкретных мониторинговых исследований. Критическому анализу подвергаются имеющиеся попытки выявить уровни гражданственности и дать им характеристики.

Определяется, что ожидаемыми результатами работы учителя в области гражданского становления школьников является понимание учащимися механизмов работы демократических институтов; принятие и уважение культурных различий; умение использовать теоретические знания в практических действиях; признание ценностей демократии; стремление делать осознанный выбор и принимать ответственные решения; активное участие в общественной жизни.

В диссертационном исследовании дается историографический обзор проблемы создания педагогических условий для становления гражданских качеств у школьников. Содержательная направленность рассмотренной педагогической литературы по заявленной теме показана на помещенной ниже схеме «Направленность изученной в ходе диссертационного исследования литературы» (рис. 1).

Истоки гражданского образования и формирования гражданственности рассмотрены в исторической ретроспективе и в современных исследованиях. Через анализ трудов философов, историков и политических деятелей древности (Древней Греции, Рима и Китая) и рассмотрение понимания роли гражданина в Средневековье, эпоху Возрождения и Реформации показано развитие современных ценностных ориентиров демократии в Новое и Новейшее время. Рассматриваются позиции отечественных и зарубежных исследователей относительно механизмов осуществления гражданского становления подрастающего поколения в системе образования.

Изучение нормативных документов показало институциональное воплощение идей гражданского образования в современной России, что отражено на государственном уровне в письме Министерства образования органам управления образованием субъектов Российской Федерации «О гражданском образовании и изучении Конституции Российской Федерации» от 6 февраля 1995 года, Национальной доктрине образования (2000 г.), «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» (2002 г.).

Школьные

курсы

Содержание (дидактика)

Рис. 1. Схема «Направленность изученной в ходе диссертационного исследования литературы».

Рассматриваются основные современные концепции гражданского образования. Работы Н.М. Воскресенской позволили в диссертационном исследовании акцентировать внимание на сравнительной характеристике трех основных моделей: предметной (организация учебного процесса с учетом целей гражданского образования), институциональной (создание демократического уклада школьной жизни) и проектной (глубокая интеграция учебной и внеклассной воспитательной работы через подготовку и реализацию проектов гражданской направленности). Их анализ позволил учесть комплекс требований к результативности процесса гражданского становления школьников и систематизировать их в виде факторов, условий и рекомендаций по подготовке преподавателей.

В ходе диссертационного исследования были выделены целевые установки, играющие важную роль в гражданском образовании: социализация, патриотизм, конструктивность, уважение, самостоятельность, коммуникабельность, умение выбирать и принимать решение. Определяются вызовы и риски развития гражданского образования в современной России. По данным современных исследований Института социологии РАН часто отождествляют себя с россиянами 35 % респондентов, 50 % – иногда, 15 % имеют отрицательную гражданскую идентичность3. В обществе ощущается дефицит сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, не хватает согласия в вопросах правового и конструктивного социального поведения, отсутствуют созидательные ценностные ориентиры.

Вызовы и риски гражданского образования классифицируются по трем уровням. На внешнем уровне речь идет о структурном воплощении гражданского образования, содержании, методике преподавания и ресурсном обеспечении (учебники, пособия и т.п.). Основным вызовом данного уровня является необходимость институционализации гражданского образования для его системного развития на государственном уровне. Соответственно, с точки зрения подготовки преподавателей важным представляется понимание ими основ гражданского образования, использование проектных подходов в педагогической деятельности. Риском становится ситуация навязывания гражданского образования на уровне функциональной задачи, исполнения распоряжений управляющего органа.

Внутренний уровень относится к кадровому обеспечению, то есть подготовленности преподавателей к созданию условий для гражданского становления школьников. Вызовом на данном уровне является создание благоприятной социальной среды для развития общественных ценностей и понимание педагогами важности гражданского образования. В качестве основного риска выступает высокая степень социальной агрессии и гражданской дезинтеграции, что негативно сказывается на результативности педагогической деятельности.

Фундаментальный уровень составляют ценностные ориентиры общества, оказывающие значительное влияние на эффективность гражданского образования. Они проявляются не столько в декларативных заявлениях, сколько в стремлении граждан следовать этим установкам в своем повседневном поведении. Вызовом является формирование в общественном сознании ценности демократической гражданственности, чему может препятствовать правовой нигилизм и слабо выраженная общегражданская идентичность россиян.

Во второй главе диссертации «Теоретические аспекты подготовки учителя к сопровождению процесса гражданского становления школьников» анализируются факторы и условия готовности учителя к реализации задач гражданского образования и сопровождения процесса гражданского становления школьников. Рассматриваются стратегии взаимодействия в преподавании, способы передачи информации и установления отношений, как факторы развития гражданских качеств. Показывается потенциал проектной деятельности, являющейся важнейшим педагогическим условием гражданского становления учащихся.

Готовность учителя к сопровождению процесса гражданского становления школьников определяется на основе разработанной уровневой системы, включающей понимание учителем важности гражданского становления молодого поколения, проявление его заинтересованности в развитии гражданских качеств учащихся и педагогической деятельности, направленной на создание педагогических условий для расширения образовательного пространства гражданского становления.

Выделены и обоснованы комплексные факторы, влияющие на подготовку учителя к сопровождению процесса гражданского становления. Они связаны с выстраиванием отношений с учащимися, предметным содержанием, методикой преподавания, уровнем сотрудничества. При этом подчеркивается, что нельзя описать требования к подготовке учителя в области гражданского образования констатирующим образом или путем набора директивно сформулированных положений и моделирования заданной жесткой последовательности шагов.

Факторы готовности учителя к сопровождению процесса гражданского становления школьников соотнесены с четырьмя выявленными в первой главе диссертационной работы областями гражданского становления. Они объединены в следующие группы: ценностно-мировоззренческие, оценочно-рефлексивные, предметно-дидактические, технологические, информационные, смысло-деятельностные, методические, мотивационные, креативные, коммуникационные и организационные. Учет этих факторов в педагогической деятельности способствует успешности процесса интериоризации, превращению эксплицитно выраженных воздействий в имплицитные изменения в области гражданских установок и ориентиров личности.

Исследуется процесс взаимодействия педагога и школьников в образовательном пространстве. Выделяются три стратегии такого взаимодействия – пассивная, активная и интерактивная. Рассматриваются характеристики каждой из стратегий, условия выбора преподавателем определенной стратегии, их потенциал и возможные трудности применения, а также эффективность с точки зрения становления гражданских качеств.

Анализируются способы передачи информации в преподавании. Репродуктивная стратегия подразумевает, что вся информация должна воспроизводиться учащимися без каких-либо изменений. При модифицирующей стратегии учащиеся воспроизводят базовую информацию без каких-либо изменений, но при этом они подбирают собственные примеры и иллюстрации, в результате чего появляется новый продукт. В творческой стратегии работы с информацией преобладает проблемный характер изложения и открытость обсуждения вопросов. От учащегося требуется сформулировать задачу, задать вопрос по существу проблемы, спланировать свою деятельность, выдвинуть гипотезы, обосновать способ решения, дать анализ ситуации, занять собственную позицию, оценить результат, выбрать нужный вариант, сравнить, изобразить графически, найти основание для классификации и т. п.

Классификация стратегий установления отношений в процессе преподавания основывается на ценностных ориентирах и мотивации в образовательном процессе. Равноправная стратегия обращена к принципу гуманизма, в основе которого лежит идея уникальности каждой личности. Равноправные отношения позволяют учащимся не бояться ошибок, проявлять больше активности и инициативы. В миссионерской стратегии преподаватель воспринимается как проповедник и носитель абсолютной истины. Его авторитет имеет моральный характер, основан на почитании, отсутствии сомнений и недопустимости критики. Директивный подход устанавливает резкие иерархические границы отношений, конструирует вертикаль «распоряжение – подчинение». Такие отношения не допускают наличия у школьников индивидуальной позиции, а любое проявление самостоятельности или сомнение в словах учителя считается недопустимым. При рассмотрении стратегий с точки зрения гражданского становления школьников подчеркивается важность соблюдения их адекватного выбора и ориентированность в образовательном процессе на ожидаемые результаты.

Определяется, что необходимым условием развития гражданских качеств в демократическом обществе является проектная деятельность. Социальное проектирование дает неоценимый опыт преобразования окружающей действительности, лежащий в основе гражданского становления. Поэтому использование проектного метода в педагогической деятельности представляется важнейшим показателем готовности учителя к развитию гражданских качеств у школьников. Включение учащихся в социальное проектирование дает возможность использования «зоны ближайшего развития» ребенка для накопления им позитивного социального опыта и выстраивания своей гражданской идентичности в учебной и внеучебной деятельности.

Участие в проектной работе позволяет школьникам приобрести необходимые навыки гражданской жизни, создать атмосферу сотрудничества и наладить взаимодействие при решении социальных проблем. Эта деятельность является важнейшей для формирования гражданского общества, так как развивает самостоятельность и направлена на практическое решение определенной проблемы, способствует взаимодействию школьного сообщества с социальными учреждениями и властными органами.

Рассматриваются подходы и практики реализации проектирования в российской системе образования, в том числе и опыт проводимой Министерством образования и науки РФ с 2001 г. Всероссийской акции «Я – гражданин России», в организации которой участвует автор диссертационного исследования. Данный проект призван познакомить школьников с методами и процедурами, принятыми в общественно-политической деятельности, дать им практические навыки участия в общественной жизни района, города, страны в целом. Он является одним из способов проявления личной заинтересованности в решении проблем окружающего мира, формирования умений социальной коммуникации, конструктивного взаимодействия с властными органами и общественностью для достижения поставленных целей.

Проблемы, которые решаются учащимися, не являются смоделированными, они носят реальный характер. Одним из важных критериев успешности проекта признается его практическая реализация. По мере взросления у школьника возрастает стремление к самообразованию, выходу за пределы учебной программы. Их действия могут перерастать в практику научного познания окружающего мира, способствуя развитию элементов исследовательской работы. Проектирование обладает высоким потенциалом интеграции учебной и воспитательной деятельности педагога.

В ходе экспериментальной работы автором диссертационного исследования4 была разработана структура проектной деятельности, в которой основные элементы распределены по трем уровням (ценностный, творческий и практический) и трем областям (целеполагания, проблемы и оценки). Анализ теоретического материала и экспериментальной работы позволил выдвинуть пять принципов использования проектирования в практике работы учителя, которые соотносятся с компонентами его готовности к развитию гражданских качеств:

1. Знание отличительных характеристик проектирования и элементов проектной деятельности (связано с профессионализмом учителя, широтой его педагогического кругозора).

2. Признание педагогического потенциала проектной деятельности и создание благоприятных условий для вовлечения школьников в данную работу. Этот принцип определяет мотивацию преподавателя в собственном участии в проектной деятельности и успешность заинтересованного участия школьников.

3. Адаптация имеющихся теоретических разработок к конкретным условиям образовательного учреждения в ходе использования проектных подходов в педагогической практике. В данном контексте от преподавателя требуется творческий подход, умение креативно мыслить и критически относиться к имеющемуся опыту.

4. Конструирование оптимального алгоритма проектных действий и умение вносить коррективы в случае необходимости. Владение технологиями и гибкое использование широкого набора методических приемов позволяет учителю постоянно развивать проектную деятельность, ориентировать ее на потребности школьников.

5. Оценивание достижений и распространение информации об опыте проектной деятельности в школьном социуме и педагогическом сообществе. Такой рефлексивный анализ достижений является основой формирования гражданской позиции и представляется необходимым элементом развития ответственности у всех участников образовательного процесса.

Третья глава диссертации «Модель подготовки учителя к сопровождению процесса гражданского становления школьников» посвящена рассмотрению практической направленности работы автора диссертационного исследования. Представлена разработанная модель подготовки учителя к сопровождению процесса гражданского становления школьников, в центре которой находятся мобильные семинары для учителей и преподавателей по использованию активной и интерактивной стратегий преподавания. Предложенная модель является комплексом элементов, соотносящихся с тремя уровнями (ценностным, творческим и практическим) и четырьмя областями (информированность, умения, активность и позиция). В соответствии с определенными уровнями и областями выделены следующие элементы подготовки учителя: анализ, проблематизация, взаимодействие, гражданские ценности, творчество, результативность, инициатива, мотивация, принятие решения, оценка, проектирование, рефлексия.

Апробация разработанной модели включает последовательность шести основных шагов:

1 шаг – мотивационно-ориентационный (обоснование необходимости изменений и потенциальных эффектов подготовки учителя к сопровождению процесса гражданского становления школьников).

2 шаг – деятельностно-информационный (разработка материалов и получение опыта, проведение мобильных семинаров, использование метапредметного и межпредметного подходов).

3 шаг – констатирующий (обобщение, применение полученного опыта, рефлексивный анализ деятельности).

4 шаг – институциональный (системная работа в области гражданского образования, разработка программ, поддержка центров гражданского образования, объединение усилий в области обучения и воспитательной работы).

5 шаг – диссеминационный (распространение опыта, сетевая работа).

6 шаг – аналитический (исследование изменений, оценка эффектов и результатов).

В главе анализируется система мобильных семинаров и опыт их проведения в ходе экспериментальной работы. Определяется, что в качестве ожидаемых результатов мобильного семинара участники получают возможность:

- познакомиться с активными и интерактивными подходами в гражданском образовании;

- выделить положительные стороны и возможные трудности применения разных стратегий преподавания;

- высказать мнение о применении активной и интерактивной стратегий в практике школьного преподавания;

- узнать о существующем опыте и проектах в области гражданского образования;

- принять активное участие в групповых формах работы, анализе различных документов, ролевых и деловых играх;

- занять собственную позицию по основным аспектам гражданского образования и проблемам его практической реализации;

- обменяться имеющимся и полученным опытом в ходе подготовки и представления занятий с использованием активной и интерактивной стратегий.

После каждого мобильного семинара в целях ознакомления широкой педагогической общественности на сайте размещается итоговый анализ анкет, программа семинара и список участников. Разработки занятий, сделанные участниками семинаров, публикуются в периодических изданиях педагогической направленности – приложении к «Учительской газете» «Граждановедение», журналах «Преподавание истории в школе» и «Право в школе». После проведения мобильных семинаров гражданское образование в регионе развивается посредством системной подготовки учителей и создания региональной сети тренеров. На данный момент такая работа ведется в Астраханской, Брянской, Московской, Орловской, Пензенской, Рязанской, Самарской, Свердловской и Тульской областях, а также в республиках Калмыкия и Хакасия.

В результате экспериментальной работы подготовлено более 100 публикаций в федеральных и региональных изданиях, а также на страницах средств массовой информации, реализованы такие значимые проекты в области гражданского образования как «Правовое образование в школе», «Всероссийская Олимпиада по граждановедческим дисциплинам», «Дух демократии» (российско-канадский проект), «Всероссийская акция «Я – гражданин России», «Мобильные семинары по использованию активной и интерактивной стратегий преподавания в гражданском образовании», «Активная школа», «Мозаика гражданского образования», «Мой выбор», «Формирование демократической гражданственности» (проект Совета Европы) и др.

Примером результативности работы в области повышения готовности преподавателей к сопровождению процесса гражданского становления школьников является рост использования активной и интерактивной стратегий преподавания в практической деятельности педагогов. В среднем за 2005-2008 гг. соотношение стратегий преподавания в практике работы участников семинаров можно считать примерно постоянной цифрой, что связано с включением новых педагогов в проводимые мобильные семинары. Пассивную стратегию в своей педагогической практике учителя используют в диапазоне от 40 до 45% учебного времени, активную – от 35 до 40%, интерактивную – от 15 до 20%. Направленность изменений и эффективность мобильных семинаров демонстрирует анализ результатов работы с экспериментальной группой педагогов г. Новомосковска (Тульская область). С 2005 по 2008 гг. в Новомосковске систематически проводились мобильные семинары. Диаграмма на рис. 2 показывает динамику соотношения стратегий преподавания, которые использовали педагоги Новомосковска в ходе экспериментальной работы.

Рис. 2. Диаграмма «Изменение соотношения использования стратегий преподавания в экспериментальной группе учителей Новомосковска (Тульская область)»

Данные показывают, что применение учителями пассивных стратегий с 52 % в 2005 г. незначительно снизилось в следующем году (до 50 %), а затем в 2007 и 2008 гг. достигло уровня 35 % учебного времени, что произошло в результате большего понимания и накопления опыта работы в области активной и интерактивной стратегий преподавания. Изменения проходили при увеличении использования активных (от 30 % в 2005 г. до 35 % в 2006 г. и 40 % в 2007 и 2008 гг.) и интерактивных подходов (от 18 % в 2005 г. и 15 % в 2006 г. до 25 % в 2007 и 2008 гг.).

Другим примером могут служить данные, полученные в результате проведения мобильных семинаров в Коломне (Московская область) в 2006-2008 годах. Если на первом семинаре соотношение стратегий было следующим: пассивная - 47%; активная - 35%, интерактивная - 18%, то в 2007 г. ситуация стала меняться – использование пассивной стратегии снизилось до 34%, активной – возросло до 45%, а интерактивной – до 21%. Наконец, в 2008 г. соотношение стратегий достигло следующего уровня: пассивная - 30%, активная - 45%, интерактивная - 25%.

Рост использования активных и интерактивных подходов в практике работы учителя расширяет возможности и создает благоприятные условия для гражданского становления школьников. Поэтому полученные в экспериментальной работе данные позволяют говорить о росте подготовленности педагогов к реализации задач гражданского образования.

Участники семинаров разработали и провели более 150 занятий с формулированием ожидаемых результатов, включением мотивационных и рефлексивных подходов, использованием групповой работы учащихся и проведением обсуждений. В регионах, где проводилась экспериментальная работа, получила развитие проектная деятельность школьников. Учащиеся Астраханской, Орловской, Рязанской, и Самарской областей ежегодно являются финалистами Всероссийской Акции «Я – гражданин России», которая проводится Министерством образования и науки РФ с 2001 года.

В Заключении обобщены и представлены результаты исследования, изложены основные выводы, подтверждающие гипотезу и положения, выносимые на защиту.

Основные выводы исследования:

1. Проведенное исследование позволило выявить сущностные характеристики и компоненты гражданского становления (гражданская информированность, развитие гражданских умений, гражданская активность и выработка гражданской позиции) и соотнести их с мировоззренческими особенностями современных школьников, что стало основой формулирования требований к образовательным условиям для гражданского становления школьников.

2. Определены существующие лакуны и проблемы, связанные с подготовкой педагогов и требующие дополнительного исследования на основе рассмотрения изученности вопросов гражданского образования в отечественных и зарубежных исследованиях:

- недостаточно исследованы факторы и условия подготовки учителя к сопровождению процесса гражданского становления школьников;

- нуждаются в дополнительном теоретическом обосновании вопросы выбора учителем стратегии преподавания;

- не нашел должного отражения в педагогических исследованиях сопровождающий характер позиции педагога в процессе гражданского становления;

- требуется дополнительное обоснование роли социального проектирования в гражданском образовании и формулирование рекомендаций для педагогов при использовании проектного метода;

- актуальной остается проблема выработки модели подготовки учителя к сопровождению процесса гражданского становления школьников и ее апробации с анализом полученных данных на репрезентативной социологической выборке.

Выявление проблем определило основные направления теоретического исследования и практической работы соискателя в области гражданского образования.

3. Риски и вызовы современного этапа развития гражданского образования классифицированы по различным уровням (внешнему, внутреннему и фундаментальному). С их учетом определены актуальные в современном обществе задачи подготовки педагогов (развитие гражданской и информационной грамотности, повышение организационной культуры, обращение внимания на ценностные ориентиры в преподавании, получение опыта активного участия в дискуссии) и сформулированы конкретные рекомендации по их учету в ходе организации работы с педагогами (отказ от морализаторства и директивности, использование мотивации и рефлексии, включение школьников в различные виды деятельности, обсуждение проблем общественной жизни и т.д.).

4. Выделены группы факторов (ценностно-мировоззренческие, оценочно-рефлексивные, информационные, предметно-дидактические, технологические, креативные, организационные, коммуникативные, смысло-деятельностные, мотивационные и методические) и условия готовности учителя в области гражданского образования, что позволило определить характеристики образовательного пространства гражданского становления школьника и определить возможности для его освоения.

5. Рассмотрены и внесены в научный тезаурус новые или недостаточно обозначенные педагогические конструкты – «стратегии преподавания», «пространство гражданского становления школьника», «готовность учителя к сопровождению процесса гражданского становления». Выделены и классифицированы стратегии преподавания в разных областях (при взаимодействии – пассивные, активные и интерактивные; передаче информации – репродуктивные, модифицирующие и творческие; установлении отношений – директивные, миссионерские и равноправные). Обосновано, что их адекватный выбор показывает степень подготовленности учителя к решению задач гражданского образования. В качестве принципов выбора стратегии преподавания определены сотрудничество, адекватность средств поставленным задачам, целесообразность и целеполагание, вариативность, творческий подход, последовательность действий, уважение и доброжелательность.

6. Доказано, что в условиях информационного общества не эффективно использовать педагогические подходы, основанные на репродуктивности, морализаторстве и индоктринации, а отношение к преподаванию исключительно как к передаче опыта прежних поколений представляется тормозящим гражданское становление школьников. Это дало возможность выделить компоненты готовности педагога к реализации задач гражданского образования (мотивационный, предметно-дидактический, технологический, творческий, рефлексивный, организационный, коммуникативный и методический), по каждому из которых определены критерии и показатели. Подчеркивается особое значение таких показателей готовности учителя к развитию гражданских качеств у школьников, как стремление к равноправному сотрудничеству и взаимодействию при решении возникающих в процессе образования проблем.

7. Подтверждена важность включения социального проектирования в процессе гражданского становления школьников, рассмотрены подходы к конструированию последовательности элементов проектной деятельности и разработана авторская нелинейная структура, ориентирующая учителя на вариативность и открытость педагогических действий, даны рекомендации по использованию модели подготовки учителей, имеющей проектную направленность.

8. Разработана модель подготовки учителя к сопровождению процесса гражданского становления школьников, учитывающая области гражданской информированности, гражданских умений, гражданской активности и гражданской позиции, а также уровни понимания, заинтересованности и практических действий педагогов, которая была апробирована в ходе проведения мобильных семинаров по использованию активной и интерактивной стратегий преподавания. Основными элементами разработанной модели являются: анализ информации, формулирование проблем, социальное взаимодействие, ориентированность на гражданские ценности, творческий подход, определение ожидаемых результатов, поощрение инициативы, мотивация к образованию, способность делать выбор и принимать ответственные решения, оценка и самооценка, проектирование педагогической деятельности, рефлексия. Данная модель может стать основой организации дополнительного профессионального образования педагогов.

9. Проведена опытно-экспериментальная проверка эффективности разработанной модели подготовки учителей в области гражданского образования и подготовлены рекомендации к ее использованию. Ее результативность подтверждена ростом использования активной и интерактивной стратегий преподавания участниками мобильных семинаров, включением проектной деятельности в педагогическую практику, реализацией в регионах России социальных проектов школьников и их участием во Всероссийской Акции «Я – гражданин России», повышением информированности школьников, проявившим свою гражданскую грамотность высокими результатами во Всероссийской Олимпиаде по граждановедческим дисциплинам.

10. Сформулированы практические рекомендации для развития гражданского образования в России через систему дополнительного профессионального образования педагогов, основанные на анализе опыта экспериментальной работы по подготовке учителей к сопровождению процесса гражданского становления школьников. Обосновано, что система работы учителя и созданные им образовательные условия для гражданского становления школьников должна учитывать следующие образовательные результаты:

- понимание механизмов работы демократических институтов;

- принятие и уважение культурных различий;

- умение использовать теоретические знания в практических действиях;

- признание ценностей демократии (справедливости, равенства, свободы слова и др.);

- умение делать осознанный выбор и принимать ответственные решения;

- информационная грамотность и использование различных источников информации при выработке собственных взглядов и суждений;

- умение анализировать и конструктивно рассматривать политические решения, обсуждать их положительные и отрицательные стороны;

- активное и ответственное участие в общественной жизни;

- понимание социальных противоречий и сталкивающихся общественных ценностей, умение находить осознанные и обоснованные решения в конфликтных ситуациях;

- видение перспектив общественного развития, прогнозирование и выстраивание будущих сценариев.

Результаты, полученные в ходе диссертационного исследования, позволяют совершенствовать систему подготовки учителей к сопровождению процесса гражданского становления школьников. Разработанная модель и рекомендации имеют междисциплинарный характер и обладают потенциалом для использования в различных областях дополнительного профессионального образования педагогов.

Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в публикациях, общим объемом 210 п. л.:

Монографии

1. Иоффе, А. Н. Методика гражданского образования: теория и практика [Текст]: монография / А. Н. Иоффе. – Брянск: Курсив, 2006. (6 п. л. (108 с.))

2. Иоффе, А. Н. Подготовка учителя к сопровождению процесса гражданского становления школьника [Текст]: монография / А. Н. Иоффе. – М.: АПКиППРО, 2010. (7,5 п. л. (120 с.))

Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ

3. Иоффе, А. Н. Быт Москвы 1920-х годов [Текст] / А. Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. – 1997. – № 5. – С. 15-20. (0,5 п. л.)

4. Иоффе, А. Н. Единый государственный экзамен по обществознанию [Текст] / А. Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. – 2006. – № 7. – С. 10-12. (0,1 п. л.)

5. Иоффе, А. Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России [Текст] / А. Н. Иоффе // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2006. – № 9. – С. 19-24. (0,5 п. л.)

6. Иоффе, А. Н. Урок «Этнос, народ, нация» [Текст] / А. Н. Иоффе, О. В. Кишенкова // Преподавание истории в школе. – 2007. – № 3. – С. 25-32. (0,7/0,5 п. л.)

7. Иоффе, А. Н. Тема «Политическая история России XVIII века. Итоговое занятие» [Текст] / А. Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. – 2007. – № 4. – С. 19-28. (1 п. л.)

8. Иоффе, А. Н. Концепция преподавания обществознания в современной российской школе и учебника «Обществознание. XI класс» (проект) [Текст] / А. Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. – 2008. – № 1. – С. 40-42. (0,3 п. л.)

9. Иоффе, А. Н. Концепция преподавания обществознания в современной российской школе и учебника «Обществознание. XI класс» (проект) (продолжение) [Текст] / А. Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. – 2008. – № 2. – С. 35-43. (0,8 п. л.)

10. Иоффе, А. Н. Работа с тестовыми заданиями при подготовке к ЕГЭ по обществознанию [Текст] / А. Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. – 2008. – № 3. – С. 63-68. (0,5 п. л.)

11. Иоффе, А. Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России [Текст] / А. Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. – 2008. – № 9. – С. 3-8. (0,5 п. л.)

12. Иоффе, А. Н. Мотивация в обучении истории и обществознанию [Текст] / А. Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. – 2009. – № 6. – С. 4-8. (0,3 п. л.)

13. Иоффе, А. Н. «Манифест мирного сосуществования» (ролевая игра по толерантности) [Текст] / А. Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. – 2010. – № 1. – С. 10-15. (0,5 п. л.)

14. Иоффе, А. Н. Игровые методики в преподавании. «Политическая пропаганда» (пример использования игры в учебном процессе) [Текст] / А. Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. – 2010. – № 2. – С. 3-7. (0,4 п. л.)

Учебники

15. Иоффе, А. Н. Мы, народ... Российская Конституция [Текст]: учебник / Н. М. Воскресенская, А. Н. Иоффе, А. Ф. Никитин. – М.: Межрегиональная ассоциация «За гражданское образование», 1998. (15/7 п. л. (190 с.))

16. Иоффе, А. Н. Введение в общественные дисциплины [Текст]: учебник / Т. В. Болотина, В. Ф. Бородич, А. Н. Иоффе, В. Н. Лебедева, Т. В. Карадже, О. В. Кишенкова. – М.: Образовательный Центр «Веди-М», 2000. (17/5 п. л. (252 с.))

17. Иоффе, А. Н. Основы политологических знаний [Текст]: экспериментальное учебное пособие для учащихся старших классов / Т. В. Болотина, А. Н. Иоффе. – М.: АПКиПРО, 2000. (4/3 п. л. (64 с.))

18. Иоффе, А. Н. Введение в обществознание [Текст]: учебник для 8-го класса основной школы / А. Н. Иоффе, О. В. Кишенкова, С. В. Тырин. – М.: Издательский дом «С-инфо»; Издательство «Баласс», 2000. (14/8 п. л. (272 с.)) Гриф Допущено Министерством образования Российской Федерации.

19. Иоффе, А. Н. Основы обществознания [Текст]: учебник для 8 классов общеобразовательных учебных заведений / А. Н. Иоффе, О. В. Кишенкова. – М.: Издательский дом «Новый учебник», 2001. (17/7 п. л. (272с.)) Гриф Допущено Министерством образования Российской Федерации.

Программы, учебно-методические пособия, справочные материалы

20. Иоффе, А. Н. Мировой опыт проведения выборов. Избирательные системы [Текст] / А. Н. Иоффе // Выборы в демократическом обществе. Курс для старших классов средней школы: учебное пособие / под ред. Н. М. Воскресенской, П. Г. Положевца. – М.: Межрегиональная ассоциация «За гражданское образование», 1996. – С. 10-20. (0,6 п. л.)

21. Иоффе, А. Н. Программа курса «Выборы в демократическом обществе» [Текст] / А. Н. Иоффе // Выборы в демократическом обществе. Курс для старших классов средней школы: учебное пособие / под ред. Н. М. Воскресенской, П. Г. Положевца. – М.: Межрегиональная ассоциация «За гражданское образование», 1996. – С. 2-5. (0,2 п. л.)

22. Иоффе, А. Н. Активная методика – залог успеха [Текст] / А. Б. Гутников, А. Н. Иоффе // Гражданское образование – путь к демократическому обществу: материалы международной конференции. – СПб.: Издательствово РГПУ имени А. И. Герцена, 1999. – С. 144-149. (0,5/0,4 п. л.)

23. Иоффе, А. Н. Мой выбор [Текст]: учебно-методическое пособие для учителей средней школы / И. Ф. Ахметова, Т. Ю. Иванова, А. Н. Иоффе, А. С. Прутченков, Г. К. Смирнова; под общ. ред. П. Г. Положевца. – М.: ЗАО «Учительская газета», 2000. (6/1 п. л. (104 с.))

24. Иоффе, А. Н. Российско-канадский проект в области гражданского образования «Дух демократии» [Текст] / Н. М. Воскресенская, А. Н. Иоффе, Д. Рей, Э. Хьюз // Гражданское образование: формирование активной жизненной позиции гражданина: сборник статей для методистов и преподавателей общественных дисциплин. – М.: Издательско-образовательный центр «Веди-принт», 2001. – С.189-211. (2/1,5 п. л.)

25. Иоффе, А. Н. Книга методик [Текст] / Э. Б. Ершова, А. Н. Иоффе,  Т. В. Осипова. – М.: Новый отсчет, 2001. (5,75/4 п. л. (92 с.))

26. Иоффе, А. Н. Методические аспекты изучения основ конституционного устройства РФ [Текст] / А. Н. Иоффе // Теоретические и методические основы преподавания права в школе: сборник статей. Курс лекций. – М.: Изд. дом «Новый учебник», 2002. – С. 55-60. (0,5 п. л.)

27. Иоффе, А. Н. Методические рекомендации по проведению уроков с использованием интерактивных и активных методов работы [Текст] / А. Н. Иоффе // Гражданское образование: методология, содержание и методы обучения. – М.: АПКиПРО, 2002. – С. 158-166. (0,3 п. л.)

28. Иоффе, А. Н. Социальное проектирование в правовом образовании [Текст] / А. Н. Иоффе // Организация внеурочной работы по праву. – М.: Изд. дом «Новый учебник», 2002. – С. 4-160. (10 п. л.)

29. Иоффе, А. Н. Теоретические основы методики преподавания общественных дисциплин [Текст] / А. Н. Иоффе // Теоретические и методические основы преподавания права в школе: сборник статей. Курс лекций. – М.: Изд. дом «Новый учебник», 2002. – С. 61-79. (1 п. л.)

30. Иоффе, А. Н. Гражданское образование и социальное проектирование [Текст]: пособие для преподавателей школ, учреждений дополнительного образования, организаторов воспитательной работы. Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования» / И. Ф. Ахметова, Н. М. Воскресенская, И. Г. Димова, А. Н. Иоффе, И. В. Калиш, М. А. Шкробова. – М.: Новый учебник, 2003. (8,4/5 п. л. (160 с.))

31. Иоффе, А. Н. Методические материалы по гражданскому образованию [Текст] / А. Н. Иоффе. – М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003. (12 п. л. (240 с.))

32. Иоффе, А. Н. Современная методика гражданского образования [Текст] / А. Н. Иоффе, В. П. Пахомов. – Самара: Изд-во «НТЦ», 2003. (6/5 п. л. (117 с.))

33. Иоффе, А. Н. Методическое пособие к учебнику «Основы обществознания». 8 класс [Текст] / А. Н. Иоффе, О. В. Кишенкова. – М.: Издательский дом «Новый учебник», 2004. (10/7 п. л. (192 с.))

34. Иоффе, А. Н. Методическое пособие к учебнику «Основы обществознания». 9 класс [Текст] / А. Н. Иоффе, О. В. Кишенкова. – М.: Издательский дом «Новый учебник», 2004. (18/14 п. л. (288 с.))

35. Иоффе, А. Н. Многообразие понимания толерантности [Текст]: учебно-методические материалы по курсу «Права человека» / А. Н. Иоффе; под ред. Е. Н. Рахмановой. – М.: ИД «Камерон», 2004. (2 п. л. (32 с.))

36. Иоффе, А. Н. Выборы в демократическом обществе. 9-11 класс. [Текст]: методические рекомендации к занятию / А. Н. Иоффе // Выборы в демократическом обществе: сборник учебно-методических материалов. – Выпуск 1. – Орел, 2006. – С. 16-56. (2,5 п. л.)

37. Иоффе, А. Н. Книга ресурсов [Текст]: учеб.-метод. пособие / А. Н. Иоффе. – 2-е изд., испр. – М.: Изд. дом «Новый учебник», 2006. (15 п. л. (240с.))

38. Иоффе, А. Н. Проблема оценивания в активной школе [Текст] / А. Н. Иоффе// Активная школа: теория, практика, перспективы / под ред. А. Зеленцовой, К. Спенсли и С. Шехтера. – М.: Американские советы по международному образованию АСПРЯЛ/АКСЕЛС, Фонд «Сивитас», Партнерство СИВИТАС@РОССИЯ, 2006. – С. 96-102. (0,5 п. л.)

39. Иоффе, А. Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России [Текст] / А. Н. Иоффе // Социально-этнические процессы в микро- и макроистории: сборник материалов V ежегодной научно-практической конференции «Человек в истории» 22-23 декабря 2005 г. / под ред. Т. В. Воробьевой, Т. П. Минченко. – Петропавловск-Камчатский: Изд-во КамГУ им. Витуса Беринга, 2006. – С. 181-196. (1 п. л.)

40. Иоффе, А. Н. Сравнительный подход в гражданском образовании [Текст] / А. Н. Иоффе // Сборник материалов Шаг в будущее. Серия «Гражданское образование: современные подходы, методы и формы преподавания». – Орел, 2006. – С. 111-114. (0,2 п. л.)

41. Иоффе, А. Н. Гражданское образование в России: состояние и перспективы развития [Текст] / А. Н. Иоффе, Е. М. Беляков, Н. М. Воскресенская // Гражданско-правовое образование: проблемы модернизации и перспективы развития: сб. материалов межрегиональной научно-практич. Конференции, 7-9 декабря 2007 г. / под ред. Л. В. Мостяевой; Упр. по делам образования, науки и молодежной политики Ряз. обл.; Гос.образов.учр-е доп.профессион.образ-я «Ряз. обл. ин-т развития образования»; Благотворительный фонд «Сивитас». – Рязань: Издательство, 2007. – С. 63-76. (1/0,7 п. л.)

42. Иоффе, А. Н. Методика гражданского образования: теоретические аспекты и практические рекомендации [Текст] / А. Н. Иоффе. – Брянск: Курсив, 2007. (10,5 п. л. (168 с.))

43. Иоффе, А. Н. Проектная деятельность в гражданском образовании [Текст] / Е. М. Беляков, Н. М. Воскресенская, А. Н. Иоффе // Развитие системы гражданско-правового образования в свете реализации приоритетного национального проекта «Образование»: сб. материалов межрегиональной научно-практической конференции, 25-26 ноября 2008 г. / под ред. Л. В. Мостяевой. – Рязань: Издательство, 2008. – С.41-49. (0,8/0,5 п. л.)

44. Иоффе, А. Н. Программы общеобразовательных учреждений. [Текст] / А. Н. Иоффе // Обществознание: глобальный мир в XXI веке. – М.: Просвещение, 2008. (2 п. л. (32 с.))

45. Иоффе, А. Н. Я – гражданин России. Книга для учащихся. 5-7 классы [Текст]: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Н. Иоффе, Н. Ф. Крицкая, Л. В. Мостяева. – М.: Просвещение, 2009. (8,17/6 п. л. (143 с.))

46. Иоффе, А. Н. Я – гражданин России. Книга для учителя. 5-7 классы [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / А. Н. Иоффе, Н. Ф. Крицкая, Л. В. Мостяева. – М.: Просвещение, 2009. (7,94/6 п. л. (158 с.))

47. Иоффе, А. Н. Основные приемы и технологии в работе тренера-преподавателя [Текст]: учебно-методическое пособие / Т. В. Болотина, А. Н. Иоффе, Е. А. Мишина, Е. И. Казакова, Т. Г. Новикова, А. Е. Новиков, Е. Н. Петрова, О. Н. Руднева, Е. Н. Шимутина, О. В. Чиндилова, С. Г. Яковлева. – М.: АПКиППРО, 2010. (9/1 п. л. (72 с.))

48. Иоффе, А. Н. Факторы и условия подготовки учителя к продуктивной деятельности в сфере гражданского образования [Текст] / А. Н. Иоффе // Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: новые функции и компетенции: материалы межрегион. науч.-практич. конф., 22 апр. 2010 г., г. Рязань. Ч. 2. / под ред. Н. К. Бушковой, А. Д. Кувшинковой, А. В. Миловзорова; Мин-во образ. Ряз. обл.; Гос. обр. учр-е доп. профессион. обр-ия «Ряз. обл. ин-т развития образования». – Рязань, 2010. С. 67-73. 0,9 п.л.

Статьи в журналах

49. Иоффе, А. Н. Партнерство Сивитас-Россия [Текст] / А. Н. Иоффе // Основы государства и права. – 2005. – № 3. – С . 68-70. (0,1 п. л.)

50. Иоффе, А. Н. Социальное проектирование в правовом образовании [Текст] / А. Н. Иоффе // Основы государства и права. – 2006. – № 6. – С . 37-61. (2 п. л.)

51. Иоффе, А. Н. Право и справедливость как базовые концепты правового образования [Текст] / А. Н. Иоффе, Н. М. Воскресенская // Право в школе. – 2009. – № 2. – С. 10-17. (1/0,6 п. л.)

52. Иоффе, А. Н. Новые подходы к преподаванию интегрированного курса «Обществознание» [Текст] / А. Н. Иоффе // Право в школе. – 2009. – № 3. – С. 2-7. (0,5 п. л.)

1 Под мобильным семинаром по использованию активной и интерактивной стратегий преподавания в гражданском образовании понимается тренинг для ограниченной группы педагогов (до тридцати участников), имеющий вариативную содержательную направленность, включающий широкий спектр методов, ориентированный на рефлексию, связывающий содержание рассматриваемых тем с общественными ценностями и позволяющий участникам получить опыт вовлеченности в обсуждение рассматриваемых проблем.

2 Рекомендована Ученым советом АПКиППРО (заседание от 28 декабря 2006 года).

3 Российская идентичность в социологическом измерении [Текст]: аналитический доклад. — М.: РАН, Институт социологии, 2007. – С. 35.

4 Работа проводилась совместно с Е.М. Беляковым и Н.М. Воскресенской.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Теория и практика подготовки учителя к сопровождению процесса гражданского становления школьников

    Автореферат диссертации
    ... гражданскогостановленияшкольников. В соответствии с выявленной проблемой и поставленной целью была сформулирована тема диссертационного исследования «Теория и практикаподготовкиучителя к сопровождениюпроцессагражданскогостановленияшкольников» ...
  2. Новые поступления в библиотеку в феврале-апреле 2011 г (выборочный перечень)

    Документ
    ... .05 И 75 Иоффе, Андрей Наумович. Теория и практикаподготовкиучителя к сопровождениюпроцессагражданскогостановленияшкольников : автореферат дис. ... . - М. : АПК и ППРО, 2010 ...
  3. Педагогическая теория и практика проблемы глазами студента вуза

    Документ
    ... Педагогическая теория и практика : ... процесс должен быть подчинен становлению ... методическая подготовкаучителей к организации геометрической деятельности младших школьников ... Методическое сопровождение: « ... культуры общения, гражданской позиции родителей ...
  4. Педагогическая практика

    Педагогическая практика
    ... подготовкиучителя, постоянного совершенствования процесса профессионального становления специалиста. Особая роль в формировании будущего учителя принадлежит педагогической практике ... , гражданская зрелость ... сопровождения ... А.Н. Теория и практика создания ...
  5. Учитель и ученик возможность диалога и понимания Том 2 Москва «БОНФИ» 2002 ISBN 5-93085-013-5

    Учебники и учебные пособия
    ... процессегражданскогостановления ... процесса, необходима существенная подготовка. Учителю недостаточно определить перечень целей обучения и объеди­нить школьников ... сопровождение, ... в теорию и практикугражданского образования ...

Другие похожие документы..