Главная > Автореферат диссертации


Мандала 7. Сансара Мандала. Карма и перерождение

Ганеша - это устранитель препятствий и повелитель Дхармы. Сидя на своем троне, Он управляет нашими кармами, создавая и устраняя препятствия на нашем пути. Мы просим Его разрешения и благосло­вения в каждом нашем предприятии. Аум.

Шлока 31. Как индуисты понимают карму?

Карма буквально означает действие, или поступок, и более широко - всеобщий принцип причинно-следст­венной связи, действия и ответа на него, который лежит в основе нашей жизни. Карма - это естественный закон сознания, так же как гравитация - закон материи. Аум.

Бхашья

Карма - это не судьба, поскольку человек действует, имея свободу выбора и создавая свою собственную судьбу. Веды учат нас, что, если мы посеем добро, мы пожнем добро; а если мы посеем зло, то пожнем зло. Карма пред­полагает тотальность наших действий и соответствующие реакции на эти действия в настоящей и прошлой жизнях, и все это предопределяет наше будущее. Именно взаимо­действие опыта и того, как мы реагируем на него, делает карму либо разрушительной, либо дающей силы. Преодо­ление кармы требует интеллектуального действия и бесст­растной реакции. Не всякая карма преодолевается сразу. Некоторые кармы накапливаются и неожиданно возвра­щаются в настоящем или в других рождениях. Есть не­сколько видов кармы: личная, семейная, карма общины, страны, планеты и вселенной. Древние риши представля­ли личную карму как тройственную. Первый тип кармы - санъчита - это сумма всех карм, которые нужно отрабо­тать. Второй тип - прарабдха - часть саньчиты, кото­рую надо испытать в этой жизни. Криямана - это третий тип, карма, которую мы создаем сейчас. Веды учат: ";Ска­зано, что человек состоит из желаний. И каковы его же­лания, такова и его воля. Какова его воля, таковы и его поступки. И те поступки, которые он совершает, он и по­жнет";. Аум Намах Шивайя.

Шлока 32. Существует ли хорошая и плохая карма?

В высшем смысле не существует хорошей или плохой кармы. Всякий опыт дает возможности для духовного рос­та. Самоотверженные действия создают положительные, возвышающие условия. Эгоистичные действия создают негативные условия и заблуждение. Аум.

Бхашья

Сама по себе карма ни хороша, ни плоха, она является нейтральным принципом, который управляет энергией и движением мысли, слова и поступков. Всякий опыт помо­гает нашему росту. Действия, в основе которых лежит добро и любовь, рождают в нас любовь. Низкие, эгоис­тичные действия приносят нам боль и страдания. Добро дает сладкие плоды, называемые пунъя. Зло дает испор­ченные плоды, называемые папа. По мере нашего разви­тия в течение всех жизней мы переживаем боль и радость. Действия, которые находятся в гармонии с дхармой, по­могают нам на нашем пути, тогда как адхармичные дей­ствия тормозят наш прогресс. Божественный закон гла­сит: какую бы карму мы ни испытывали в нашей жизни в настоящий момент, она есть как раз то, что нам требуется в данный момент, и ничто не может случиться, чему у нас не было бы сил противостоять. Даже плохая карма, если ее принимать с мудростью, может стать сильнейшим ката­лизатором для духовного развития. Выполняя ежеднев­ную садхану, общаясь с хорошими людьми, совершая па­ломничество в святые места, помогая другим в нужде, мы высвобождаем высокие энергии, направляем сознание к полезным мыслям и избегаем создания новых карм, кото­рые могут принести беды. Веды объясняют: ";Человек ста­новится таким, как он действует. Он становится доброде­тельным в результате добродетельных поступков и пло­хим в результате плохих поступков";. Аум Намах Шивайя.

Шлока 33. В чем состоит процесс реинкарнации?

Реинкарнация, или пунарджанма, есть естественный процесс рождения, смерти и перерождения. Умирая, мы отбрасываем физическое тело и продолжаем свое разви­тие во внутренних мирах в нашем тонком теле до тех пор, пока не рождаемся снова. Аум.

Бхашья

В течение веков реинкарнация была большим утеше­нием для индуистов, устраняя страх смерти и объясняя, почему один человек родился гением, а другой идиотом. Мы не являемся физическим телом, в котором мы живем, но бессмертной душой, обитающей в разных телах на сво­ем эволюционном пути через сансару. После смерти мы продолжаем существовать в невидимых мирах, пожиная благотворные плоды или страдая от тех действий, кото­рые мы совершили на земле, в ожидании нового физичес­кого рождения. Из-за того что некоторые кармы могут быть отработаны лишь в физическом мире, мы должны войти в новое физическое тело, чтобы продолжить эво­люцию. Воспарив в причинный план, мы входим в новое чрево. Затем старая маномайя-коша медленно отпадает и рождается новая. Те действия, которые совершались в прошлой жизни, формируют тенденции и условия для но­вых действий. Перерождения прекращаются, когда отра­ботана карма, Бог реализован и достигнута мокша. Веды говорят: ";После смерти душа переходит в следующий мир, сохраняя тонкие следы воздействия прошлых пос­тупков, и, пожав плоды этих поступков, снова возвраща­ется в мир действия. Таким образом тот, кто имеет же­лание, продолжает перерождения";. Аум Намах Шивайя.

Шлока 34. Как мы должны смотреть на смерть и на умирание?

Наша душа никогда не умирает, умирает лишь фи­зическое тело. Мы не боимся смерти и не ищем ее, но с почтением относимся к ней как к самому возвышенному опыту. Жизнь, смерть и жизнь после жизни - все это часть нашего пути к совершенству в слиянии с Богом. Аум.

Бхашья

Индуисты называют смерть благородным словом махапрастхана, что означает ";великое путешествие";. Когда уроки этой жизни усвоены и кармы достигают точки наи­высшей интенсивности, душа оставляет физическое тело, которое затем возвращает свои элементы обратно в зем­лю. Сознание, воля, память и ум - то, что делает нас тем, что мы есть, - продолжают существовать в духовном те­ле. Смерть есть очень естественный опыт и ее не следует бояться. Это быстрый переход из физического мира в ас­тральный план, подобный тому, как человек, открывая дверь, выходит из одной комнаты и входит в другую. Зная это, мы смотрим на смерть как на садхану, или духовную возможность, приносящую такой уровень непривязан­ности, которого трудно достичь в жизненной суете, и стремление к более активному поиску Божественного Су­щества. Быть близким к достижению реализованной ду­ши в то время, когда человек выходит из своего физичес­кого тела, - это благо, превышающее тысячу восемь по­сещений святых лиц в другие времена. Веды учат: ";По­добно гусенице, подходящей к кончику травинки, сокращающей свое тело для того, чтобы сделать следу­ющий шаг, душа в процессе перехода отбрасывает фи­зическое тело и уничтожает его невежество";. Аум Намах Шивайя.

Шлока 35. Как наилучшим образом подготовиться к смерти?

Одаренные знанием грядущего перехода, мы устраи­ваем свои дела и находим прибежище в джапе, поклоне­нии, писаниях и йоге - ища высочайшей реализации, когда мы сознательно и с радостью покинем этот мир. Аум Намах Шивайя.

Бхашья

Перед тем как умереть, индуисты аккуратно выполня­ют свои обязательства, возмещают причиненные убытки и устраняют разногласия, прощая себя и других с тем, что­бы неотработанные кармы, не принесли плоды в будущих рождениях. Закончив это, мы обращаемся к Богу посред­ством медитации, самоотречения и изучения писаний. Поскольку осознанная смерть - наш идеал, мы избегаем лекарств, средств искусственного продления жизни и са­моубийства. Самоубийство лишь отдаляет и усугубляет карму, от которой человек хочет освободиться; при этом требуется несколько жизней, чтобы возвратиться к той точке эволюционного развития, в которой человек нахо­дился до самоубийства. В тех случаях, когда болезнь смер­тельна, при строгом наблюдении общины традиции поз­воляют прайопавешу - религиозную смерть, совершае­мую по своей воле путем отказа от пищи. Приближаясь к переходу, если мы находимся в больнице в этот момент, мы возвращаемся домой, чтобы быть среди тех, кого мы любим. В последние часы жизни мы ищем Божественную Сущность внутри себя и сосредоточиваемся на мантре, в то время как близкие читают молитвы. В момент смерти человек оставляет тело через верхнюю чакру, уходя в по­ток чистого белого света и дальше в поисках видехамукти. Веды учат: ";Когда человек становится слабым из-за прек­лонного возраста или болезни, он освобождается от своих членов подобно тому, как манго, инжир или ягода осво­бождается от стебля";. Аум Намах Шивайя.

Писания говорят о сансаре

Лишенный желаний, мудрый, бессмертный, самодоста­точный, полный блаженства, не имеющий недостатков - это тот, кто знает мудрый нестареющий юный атман. Он не боится смерти!

Атхарваведа

Тот, однако, у кого нет понимания, у кого нет сознания и кто всегда нечист, не достигает цели, но подвергается пе­рерождению. Тот же, у кого есть понимание, сознание и кто всегда чист, более не достигает цели, ради которой он был рожден.

Яджурведа

Иди, мое дыхание, к бессмертному Дыханию. Затем пусть от этого тела останется зола. Помни, о мое сознание, поступки прошлого, помни поступки!

Яджурведа

О, Магхаван, воистину, это тело смертно. Его забрала смерть. Но оно - основа для бессмертной бесплотной Су­щности (атмана). Воистину, человеком воплощенным вла­деют удовольствие и боль. Воистину, нет свободы от удо­вольствия и боли для того, кто воплощен. Воистину, когда человек бестелесен, удовольствие и боль не трогают его.

Самаведа

Пожиная плоды своих действий, он не достигает покоя, подобно червю, оказавшемуся в водовороте. Стремление к освобождению появляется у людей в конце многочислен­ных рождений, когда накапливаются плоды их прошлого благого поведения.

Яджурведа

Он живет, пока живет. Затем, когда он умирает, его не­сут на костер. Его костер воистину становится костром, го­рючее - горючим, дым - дымом, пламя - пламенем, ис­кры - искрами. В этом огне боги предлагают человека в жертву. От этого жертвоприношения возникает человек, имеющий цвет света.

Яджурведа

Таким образом, действие, от принципа самой майи до низшего уровня, кармы, даже тогда, когда оно проявляется как хорошее действие, становится препятствием, потому что оно не ведет к освобождению. Карма не отрабатывается без того, чтобы не вкусить различных ее плодов.

Мригендра-агама

Дважды рожденный, дошедший до конца Вед, знаю­щий, что жизнь не бесконечна, может отказаться от тела посредством поста, в соответствии с предписанием. После молитвы богам и почитания муни, этот сиддха может по­пасть на небо в вечную сферу Брахмы.

Махабхарата

Подобно змее, сбрасывающей кожу, подобно птице, вы­летающей из гнезда, подобно тому, как джива забывает то, что случилось с ней во сне, так джива путешествует от одно­го тела к другому, милостью Хары достигает своего назна­чения и испытывает там две кармы - хорошую и дурную.

Тирумантирам

Я молюсь Тебе во имя неумирающей любви. Я молюсь Тебе ради состояния нерождения, но, случись мне родиться вновь, я молю о милости никогда Тебя не забыть. Еще боль­ше я молюсь о том, чтобы радостно находиться у Твоих стоп с веселым пением в то время, когда Ты танцуешь.

Тирумурай

Все страдания падают на голову того, кто их причиняет. Следовательно, те, кто не желает страдать, воздерживаются от причинения боли другим. Если человек причиняет дру­гому зло утром, зло возвратится к нему днем непрошен­ным.

Тирукурал

Жизнь моей жизни, Чья природа в том, чтобы держать огонь в Его руке, суть Истины чистейшего золота, Тот, Кто никогда не приходит и не уходит, Всемогущий, Который проникает во все души, - в этом великом мире, для тех, кто медитирует на Него, кончатся все будущие рождения.

Натчинтанай

Мандала 8. Санмарга Мандала. Путь к освобождению

Билъва (баэлъ) - это дерево Aegle marmelos. Его пло­ды, цветы и листья священны для Шивы, который есть вершина освобождения. Сажать деревья билъвы вокруг Дома или вокруг храма - это акт освящения, равный поклонению Лингаму с подношением листьев билъвы и воды. Аум.

Шлока 36. Каковы четыре стадии Пути?

Путь просветления естественным образом делится на четыре стадии: чаръя - добродетель и самоотверженное служение; крия - садхана; йога - медитация под руко­водством гуру и джняна - состояние мудрости реализо­ванной души. Аум.

Бхашья

Чаръя, крия, йога и джняна являются последователь­ностью эволюционного процесса души, подобного естес­твенному развитию бабочки из яйца в гусеницу, из гу­сеницы в куколку и затем конечному превращению в ба­бочку. Это четыре пады, или стадии, через которые каждая человеческая душа должна пройти в течение многих пере­рождений для достижения конечной цели. Перед дости­жением этих духовных стадий душа растворена в низкой природе анава-марги, или эгоцентрического пути, огра­ниченного страхом и похотью, болезненной злобой, рев­ностью, спутанностью сознания, эгоизмом, темнотой и гневом. Затем душа просыпается, достигая состояния чарьи, самоотверженного религиозного служения, или карма-йоги. Получив развитие в чарье, душа входит в сос­тояние крии - поклонения, или бхакти-йоги, и, наконец, расцветает, достигая состояния кундалини-йоги. Джняна - это состояние просветленной мудрости, достигнутой в конце пути в результате Самореализации. Четыре пады не являются альтернативными путями, но прогрессивными составляющими фазами одного пути - сан-марги. ";Тирумантирам"; говорит: ";Великолепное поклонение джняны - это жизнь жизни. Видение света жизни явля­ется великим поклонением йоги. Дарование жизни путем призыва к Богу есть внешнее почитание. Выражение обо­жания есть чарья";. Аум Намах Шивайя.

Шлока 37. Какова природа чарья-пады?

Чаръя есть выполнение альтруистического религиоз­ного служения и жизнь в соответствии с традиционным этическим поведением и культурой, очищающими внеш­нюю природу. Это стадия преодоления врожденных ин­стинктивных стереотипов. Аум.

Бхашья

Чаръя, что дословно означает ";поведение";, есть пер­вая стадия религиозности и основание для следующих трех стадий. Она также называется даса-марга, что означа­ет ";путь служения";; на этом пути душа связана с Богом как слуга с господином. Дисциплина чарьи включает смирен­ное служение, посещение храма, выполнение своих обя­занностей перед общиной и семьей, почитание святых людей, почтение к старшим, искупление грехов и выполнение десяти классических ограничений, называе­мых яма. В сильном обществе чарьи выполняются, хочет этого человек или нет. Юные и мятежные души часто пр­отестуют и сопротивляются, тогда как зрелые души вы­полняют эти обязанности вполне естественно. Правильное поведение и самоотверженное служение естественны в течение всей жизни человека. Ключевым моментом чарьи, или карма-йоги, является сева - религиозное служение, осуществляемое без малейшей мысли о вознаграждении, имеющее огромное значение для смягчения эго и вызывающее внутреннее поклонение души. ";Тирумантирам"; объясняет: ";Простые обязан­ности в храме, зажигание светильников, собирание цве­тов, старательное натирание полов, подметание, пение хвалы Господу, звонки в колокольчик и церемониальное поднесение воды - все это составляет даса-маргу";. Аум Намах Шивайя.

Шлока 38. Какова природа крия-пады?

Крия есть радостное и регулярное поклонение, как внутреннее, так и внешнее, как в доме, так и в храме. Оно включает пуджу, джапу, покаяние и изучение писаний, благодаря чему наше понимание и любовь к Богу и богам углубляются. Аум.

Бхашья

Индуизм требует глубокого поклонения путем бхакти-йоги в крия-паде, смягчающего интеллект и проявля­ющего любовь. В крив, второй стадии религиозности, на­ша садхана, которая была в основном внешней по отно­шению к чарье, теперь становится и внутренней. Крия, что буквально значит ";ритуальное действие";, есть подталки­вание души к осознанию божественного, к преодолению упрямства инстинктивно-интеллектуального сознания. Теперь мы смотрим на образ Божества не как на фигуру, изваянную из камня, а как на живое воплощение Бога. Мы выполняем ритуал и пуджу не потому, что должны, но потому, что мы этого хотим. Нас тянет в храм для удовлетворения нашего естественного чувства, мы поем искренне. Мы впитываем в себя и осознаем мудрость Вед и Агам. Мы совершаем паломничества и причащаемся. Мы послушно практикуем десять классических правил поведения, называемых нияма. Наша связь с Богом в крийе подобна связи сына с родителями, и эта стадия называется сатпутра-марга. ";Тирумантирам"; разъясняет: ";Пуджа, чтение писаний, пение гимнов, выполнение джапы и органичный аскетизм, правдивость, сдерживание зависти и предложение пищи - эти и другие очищающие действия составляют безупречную сатпутра-маргу";. Аум Намах Шивайя.

Шлока 39. Какова природа йога-пады?

Йога есть внутреннее поклонение, ведущее к союзу с Богом. Это регулярная практика медитации, отрешен­ность и аскетизм под руководством садгуру, милостью ко­торого мы достигаем реализации Парашивы. Аум.

Бхашья

Йога, ";союз";, - это процесс соединения с Богом внутри себя, стадия, которую достигают через совершенство­вание чарьи и крии. Поскольку Бог теперь подобен другу для нас, йогу называют сакха-маргой. Эта система внутреннего раскрытия начинается с асан - спокойного сидения в йогической позе и с пранаямы - контроля дыхания. Пратьяхара, или обуздание чувств, ведет сознание к дхаране - концентрации, затем к дхьяне - медитации. В течение ряда лет, при идеальных условиях, огонь кундалини нашего сознания поднимается к высоким чакрам, сжигая остатки невежества и прошлых карм. Дхъяна в концеe концов ведет к обращению вовнутрь: сначала к савикальпа-самадхи - опыту созерцания Саччидананды и, наконец, к нирвикальпа-самадхи -к Парашиве. Воистину требуется живой садгуру в качестве стойкого руководителя для того, чтобы пройти этот путь. Когда йога практику­ется человеком, преуспевшим в крие, боги принимают йо­га в свою среду благодаря его проснувшейся огненной кундалини. Веды предписывают: ";Серьезным усилием сдерживай свои чувства. Контролируй дыхание, регулируй жизнедеятелъность. Подобно вознице, сдерживающему лошадей, упорный ученик сдерживает свой ум";. Аум НамахШивайя.

Шлока 40. Какова природа джняна-пады?

Джняна - это божественная мудрость, изливающа­яся из просветленного существа, зрелой души, пребываю­щей в Шиве, благословенная реализация Бога у человека, отрабатывающего земную карму. Джняна есть плод тапаса йоги. Аум Намах Шивайя.

Бхашья

Инстинктивное сознание в молодой душе твердо и завязано в тугой узел. Интеллектуальное сознание в под­растающей душе сложно, и она видит физический мир единственной реальностью. Сознание, близкое к сверхсо­знанию, в мистически настроенной душе, хорошо усовер­шенствованной в крие, стремится к реализации двух со­вершенств Шивы - Саччидананды и Парашивы. Через йогу человек достигает сверхсознательного состояния, чувствуя блаженство, всезнание и совершенную тишину. Когда интеллект йога отключен, он воспаряет в Парашиву и приходит к джняне. Каждый раз когда он оказывается в этом непередаваемом состоянии нирвикальпа-самадхи, он возвращается к сознанию, обладая все большими знания­ми. Он освобожден, он - дживанмукта, средоточие кайвальи - совершенной свободы, далеко видящий, полный света, полный любви. Человек не становится джняни лишь в результате чтения и понимания философии. Со­стояние джняны находится в сфере интуиции, за преде­лами интеллекта. Веды говорят: ";Реализовав себя, риши, совершенные души, удовлетворенные своим знанием, свободные от страстей, спокойные, те мудрые создания, которые достигли всеприсутствия со всех сторон, соеди­няются с Единым";. Аум Намах Шивайя.

Писания говорят об освобождении

Подобно огню домашнего очага, посвященные ищут славу Господа даже вдалеке и запечатлевают ее в своем сер­дце ради просветления. Слава нашего Господа великолепна, сияющая и достойная почитания в каждом сердце.

Ригведа

Для обладающих великой душой наиболее надежный путь к освобождению состоит в убеждении, что ";Я есмь Брахман";. То, что ведет к порабощению, с одной стороны, и к освобождению, с другой, - это чувство самости, с одной стороны, и отсутствие чувства самости, с другой.

Яджурведа

Когда сети склонностей (плохих или хороших) исчезают без остатка, когда накопленные дела, как благие, так и дур­ные, совершенно разрушаются до основания, как в прошлом,так и в будущем, благодаря снятию всех преград воз­никает непосредственное и прямое представление о Брах­мане как о плоде амалака на ладони руки, и тогда тот, кто познал Брахман, становится освобожденным при жизни.

Яджурведа

Он остается отстраненным, но не отстраненным, в теле, но не в теле; его внутренняя сущность становится всеп­роникающей. Очистив свое сердце и завершив свое совер­шенное размышление, йог видит: Я есмь Все, Высшее Бла­женство.

Яджурведа

Когда йог соединяет свое дыхание с АУМ или соединяет­ся со Всем многообразными способами, это называется йогой. Это единство дыхания, ума и чувств, отречение от всего существующего и называется йогой.

Яджурведа

Когда исчезает знание пяти чувств вместе с умом и интеллект замирает, - это, как говорят, есть высший путь.

Яджурведа

Следует знать, что усилия йогической реализации про­ходятся йогами в восемь этапов: яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи.

Супрабхеда-агама

Лишь тот учен, лишь тот счастлив и успешен, чей ум бо­лее не является неустойчивым, подобно воздуху, но твер­дым. Это путь к освобождению, это высшая добродетель, это мудрость, это сила и это достоинства тех, кто ищет.

Дэвикалоттара-агама

Никто не достигнет мокши своими средствами; такое достижение возможно лишь благодаря милости Шивы, То­го, кто разгоняет зло.

Паушкара-агама

Для того чтобы видеть Его, обожать Его, медитировать на него, дотрагиваться до Него, петь о Нем, держать Его святые стопы на своей смиренной голове, те, оказывают по­чтение гуру различными способами, они воистину идут по пути сан-марги, который ведет к освобождению.

Тирумантирам

Самоконтроль ставит человека вровень с богами, а отсутствие его ввергает человека в глубокий мрак.

Тирукурал

Единая Сущность - блаженная, целостная и всепронизывающая - существует одна и ничего больше. Тот, кто постоянно осознает это, свободен от смерти и от печали сансары.

Шива-самхита

Слушайте мой рассказ о пути к освобождению: истина, терпение, спокойствие и самодисциплина, различение между вечным и преходящим, преданность смиренным слугам Господа, вставание рано утром и омовение перед восходом солнца, повторение предписанным способом великой Пятислоговой мантры, почитание стоп гуру, нане­сение священного пепла, принятие пищи только тогда, когда голоден, с сердцем, полным благодарности.

Натчинтанай

Упанишада IV. Шивамайя Упанишад. Мир



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Садгуру Шивайя Субрамуниясвами " Танец с Шивой Совре­менный катехизис индуизма"

    Автореферат диссертации
    ... читателю. "Танец с Шивой" - это украшение любой общественной или личной библиотеки. Содержание СадгуруШивайяСубрамуниясвами 1 "Танец с Шивой. Совре­менныйкатехизисиндуизма" 1 Содержание ...

Другие похожие документы..