Главная > Автореферат диссертации


Мандала 5. Ганеша Карттикейя Мандала. Владыки дхармы

Маюра, ";павлин";, - вахана Господа Муругана, быст­рый и прекрасный, как сам Карттикейя. Гордый образ танцующего павлина символизирует религию во всем ее великолепии. Пронзительный крик павлина предупреж­дает о надвигающейся беде. Аум.

Шлока 21. Существуют ли другие боги, кроме Шивы?

Всевышний Бог Шива создал всех богов и дал им не­зависимое существование и силы, однако Он полностью пронизывает их всех. Они отдельны, и все же неотделимы. На самом глубоком уровне ничто не существует отдельно от Него. Аум.

Бхашья

Бог Шива - это Высшая Сущность, Господь среди богов. Он один пребывает повсюду. Ни один атом не дви­жется без Его воли. Ганеша, Карттикейя, Индра, Агни и все триста тридцать миллионов богов индуизма созданы, подобно нам, Богом Шивой, и им предначертано быть в союзе с Ним. Боги -это души высокого уровня развития. Это очень старые и зрелые души, сильные сущности, жи­вущие в Шивалоке. Хотя они не мужского и не женского рода, их можно для простоты считать богами и богинями. Дэвы - это доброжелательные существа света, обитаю­щие в высоких сферах Антарлоки. Они из своего мира помогают направлять эволюцию между рождениями. Асуры - это демонические существа тьмы, незрелые ду­ши, которые временно обитают в Нараке, низших сферах Антарлоки. Дэвы и асуры обычно рождаются вновь. Мы почитаем Шиву и богов (махадэвов). Мы не поклоняемся дэвам и не обращаемся к асурам. Карттикейя, Ганеша и все боги, дэвы и асуры почитают Шиву. Так говорят Веды: ";От Него рождены боги многими способами, небожители, лю­ди, скот, птицы, вдох и выдох, рис и ячмень, аскетизм, вера, истина, целомудрие и закон";. Аум Намах Шивайя.

Шлока 22. Какова природа Господа Ганеши?

Бог Ганеша - это покровитель искусства и науки с ликом слона, Устранитель препятствий и Хранитель дхар­мы. Он царствует как сила справедливости, воплощение кармического закона Шивы во всех трех мирах. Аум.

Бхашья

Бог Шива, Всемогущая Сила, создал небеса и землю и Господа Ганешу для наблюдения за сложными кармами и дхармами на небесах и на земле. Господь Ганеша был соз­дан как управитель и межпланетарный, межгалактичес­кий бог. Его знания бесконечны, его суждения справед­ливы. Не кто иной, как Господь Ганеша, и его мощный сонм ганов мягко помогают душам выйти из пучины Нараки и приводят к высшему сознанию после того, как при­несено покаяние, и ведут их по прямому пути к дхармичной судьбе. У него сложный ум, он любит пышность, обо­жает все сладкое и любит лесть. Бог Шива объявил, что Его сыну должно быть оказано поклонение первому, даже пе­ред Ним Самим. Воистину, он - бог кармы. Все махадэвы, младшие боги, дэвы и чувствующие существа должны по­клоняться Ганеше до того, как будет совершен какой-либо ответственный шаг. Те, кто этого не делает, ограничены собственными рамками. Воистину, поклонение ему опре­деляет судьбу человека. В ";Тирумантирам"; сказано: ";Он, сын Шивы, пятирук, имеет лицо слона и мощные бивни, подобен обликом месяцу, он - цветок мудрости, пребы­вающий в сердце, его стопы я славлю";. Аум Намах Шивайя.

Шлока 23. Каковы особые обязанности Господа Ганеши?

Устранитель препятствий, Ганеша держит в руках петлю и стрекало как знаки его благой силы, разрешаю­щей событиям произойти или предотвращающей эти со­бытия. Поэтому мы призываем его милость и мудрость перед любым поклонением или решением какой-либо за­дачи. Аум.

Бхашья

Господь Ганеша, бог времени и памяти, пребываю­щий в муладхара-чакре, удерживающий равновесие меж­ду высшими и низшими чакрами, поддерживает все чув­ствующие существа. Он держит у себя чертежи всего про­шлого и будущего всей вселенной - этого божественного шедевра. Только добро исходит от бога Ганеши, который, приняв форму слона, отличается от других богов. Чарья-пада начинается с поклонения ему. Он отводит несчастья от тех, кто выполняет покаяние во имя его. Он руководит нашей кармой, находясь внутри нас и определяя время событий. До совершения любого важного начинания мы просим его убрать препятствия с пути, если будет на то его воля. Этот Господь Препятствий делает так, чтобы мы не навредили себе, живя по несовершенному плану или вы­ражая ненужные просьбы, либо начиная непродуманное предприятие. Перед тем как мы обращаемся к нему, он ожидает, что мы применим все свои умственные способ­ности для того, чтобы прийти к тому решению, которое он принял. Так говорят Агамы: ";Эти Владыки, которые, стоя на чистом пути, выполняют разные обязанности, происходящие из высокой сферы майи, находятся на ос­трие воздействий высокой сферы майи";. Аум Намах Шивайя.

Шлока 24. Какова природа Господа Карттикейи?

Господь Карттикейя, Муруган, -первый гуру и выда­ющийся мастер кундалини-йоги. Он рожден из сознания Бога Шивы и вскормлен созвездием Плеяд. Его динами­ческая сила будит духовное познание для того, чтобы вес­ти души по пути их эволюции к стопам Шивы. Аум.

Бхашья

Господь Карттикейя перелетает от планеты к планете по бесконечной субстанции сознания. Для него вполне подходит имя Освободитель, ибо Он всегда приходит на помощь тому, кто призывает его в несчастье. Господь Карттикейя, бог воли, непосредственного познания и чис­той детской божественной любви, ведет нас вперед по праведному пути религии, закону его Отца. Царственно восседая в манипура-чакре, этот бог пурпурного цвета бла­гословляет человечество и укрепляет нашу волю, когда мы поднимаемся к внутреннему небосводу через садхануи йогу. Йога-пада начинается с поклонения ему. Уединенно медитирующий йог почитает Карттикейю, Сканду, а его сознание становится таким же спокойным, как Шаравана, озеро Божественной Сущности. Сила кундалини, заклю­ченная в каждом, поддерживается и управляется этим сильным богом, первым среди отреченных, дорогим всем саннъясинам. Почитаемый под именем Муругана на юге Индии, он - главнокомандующий великой армии дэвов, прекрасный деятельный воин внутреннего мира, бес­страшный защитник справедливости. Он - божество со­вершенной формы. Веды говорят: ";Тем, кто удалил свою нечистоту, почтенный Санаткумара показывает следую­щий берег тьмы. Они называют его Сканда";. Аум Намах Шивайя.

Шлока 25. Что означает копье Карттикейи?

Копьеподобный велъ, который держит Господь Карттикейя, или Сканда, воплощает различение и духовную проницательность. Наконечник копья, широкий, длин­ный и острый, подобен нашему знанию, которое должно быть обширным, глубоким и проникающим. Аум Намах Шивайя.

Бхашья

Энергия-шакти копья-веля, великая власть справед­ливости над несправедливостью, подавляет смятение в низших сферах. Священное копье, брошенное в цель, всегда поражает ее и всегда возвращается в мощную руку Карттикейи, награждая нас победой справедливости, ста­новясь невысвобожденной энергией змеи кундалини, ко­торая препятствует каждому нашему усилию, вызывая уг­рызения совести, если мы преступаем Закон Дхармы. Та­ким образом, священное копье - наше освобождение от невежества на пути к знанию, наше освобождение от тще­славия на пути к скромности, наше освобождение от гре­ховности на пути к чистоте через тапас. Когда мы при­носим покаяние и ищем его благословения, этот милосер­дный бог бросает свое копье в астральный план, и оно пронзает дисгармонирующие звуки, цвета и формы, уни­чтожая мрак сознания. Он - Царь царей, он - сила в их скипетрах. Стоя за спиной временного правителя, он дает советы и руководит. Его копье дает правителю силу, тор­жествует правосудие, мудрость обогащает сознание граж­дан, дожди обильны, урожаи высоки и в закромах много запасов. Так говорит ";Тирумурай";: ";Во мраке страха сия­ют его шесть ликов. Когда угрожает большая опасность, его велъ говорит: ";Не бойся";";. Аум Намах Шивайя.

Писания говорят о Владыках Дхармы

Как Бог пробудил веру у сильных асуров, так и моя молит­ва за великодушно поклоняющегося пусть будет принята.

Ригведа

Он, источник и первопричина богов, Господь всего, Рудра, Всемогущий Мудрец, который в древние времена по­родил Золотой Зародыш, пусть Он наделит нас чистотой сознания!

Яджурведа

Велики боги, которые были рождены из Небытия. Одна­ко люди считают это Небытие лишь частью Опоры, вели­кого Запредельного.

Атхарваведа

К чему все боги, три и тридцать числом, прикреплены - назовите мне эту Опору - кто Это?

Атхарваведа

";Агни, Вайю, Адитья, который есть время (Праджапати), прана, пища, Брахма, Рудра, Вишну. Из всех этих неко­торые, медитируя, любят одно, другие - другое. Пожалуй­ста, скажите нам, кто из них наиболее любим, кто Он?"; Тог­да он сказал им: ";Они, воистину изначальные формы высочайшего бессмертного, бестелесного Брахмана";.

Яджурведа

В Нем не существует ни действия, ни органа действия. Никто не равен Ему и не выше Него. Его высшая сила про­явлена в многочисленных формах. Его природе присущи действия Его силы и мудрости.

Яджурведа

Я не продам тебя ни за тысячу, ни за десять тысяч золо­тых! О Индра, ты больше мне, чем отец. Мой брат ничто по сравнению с тобой. Ты и мать, о Щедрый! Состязайтесь друг с другом в великодушном дарении и наделении радостью.

Ригведа

В сердце тех, кто повторяет его имя, он открывает свои милостивые стопы. Так он является тем, кто повторяет свя­щенное имя ";Муруган";. Он имманентен всему.

Тирумурай

Луна, солнце и огонь излучают свой свет. Муруган излу­чает блестящие искры, которые освещают мир своим не­сравненным светом.

Катхиргама-пурана

Да познаем мы Высшую Сущность и будем медитировать на него, на предводителя великого воинства дэвов. Да прос­ветит он нас и да поведет он нас с собой, Господь Сканда!

Шанмукха-гаятри

Если вы поклоняетесь слоноликому Винаяке, ваша жизнь умножится дарами. Если вы поклоняетесь белобивневому Винаяке, вас оставят заботы и сомнения. Поэтому поклоняйтесь ему, предлагая с любовью в дар зерно, подо­рожник и плоды манго, и таким образом облегчите бремя своих поступков.

Святая Аувайяр

У него один бивень и четыре руки. Две его руки держат петлю и крюк, а другие руки жестами символизируют осво­бождение от страха и наделение благами. На его флаге - мышь. Он красный и толстый, а его уши подобны корзинам, в которых провеивают зерно. Он одет в красное и его руки и ступни окрашены красной сандаловой пастой.

Ганапати-упанишад

Муруган, Кумаран, Гухан -произнести, раствориться и получить божественный опыт, - когда же ты даруешь это, о верховный гуру, почитаемый всеми преданными дэвами и смертными в равной мере, о обитель восьми добродетелей!

Кандар-анубхути

Бога с ликом слона я никогда не забуду - сына Шанкары с массивным животом и тоду в ухе, Господа, который даро­вал свою милость Индре, и самой формой которого являет­ся мантра.

Натчинтанай

Упанишада III. Амритатма Упанишад. Наша бессмертная душа

Мандала 6. Атмасварупа Мандала. Природа души

Нанди - это вахана Господа Шивы. Этот огромный белый бык с черным хвостом, чье имя означает ";счаст­ливый";, послушное животное, преклонившее колени у стоп Шивы, - идеал преданности, чистой радости и си­лы шайва-дхармы. Аум.

Шлока 26. Какова природа нашей индивидуальной души?

Наша индивидуальная душа есть бессмертное и ду­ховное тело света, которое оживляет жизнь и перерожда­ется снова и снова до тех пор, пока не исчерпаются все накопленные кармы и полностью не реализуется его сущ­ностное единство с Богом. Аум.

Бхашья

Наша душа - эманационное создание Господа Ши­вы, источник всех наших функций, в том числе знания, воли и любви. Наша душа - ни мужского, ни женского пола. Она - то, что никогда не умирает, даже когда че­тыре ее внешние оболочки - физическая, праническая, инстинктивная и ментальная - изменяют форму и исче­зают, как это обычно происходит с ними. Физическое тело -это аннамайя-коша. Праническая оболочка жизненнос­ти - пранамайя-коша. Инстинктивно-интеллектуальная оболочка - это маномайя-коша. Ментальная, или созна­тельная, оболочка -это виджнянамайя-коша. Самое вну­треннее тело души - блаженная, вечно дающая мудрость анандамайя-коша. Парашакти есть сверхсознательное состояние души - состояние Бога Шивы. Парашива есть самая внутренняя сердцевина души. Мы не являемся фи­зическим телом, умом или эмоциями. Мы - это бессмер­тная душа, атман. То, что выражает наше истинное су­ществование, есть анандамайя-коша и ее суть - Парашак­ти и Парашива. Веды говорят: ";Душа рождается и развер­тывается в теле с мечтами и желаниями и пищей жизни. И затем она вновь рождается в других телах в соответ­ствии со своими прежними деяниями. Качество души оп­ределяет ее будущее тело - будет ли оно земным или воздушным, тяжелым или легким. Аум Намах Шивайя.

Шлока 27. Чем наша душа отличается от Шивы?

Наша душа была создана по образу и подобию Изна­чальной Души, Бога Шивы, но она отличается от Изна­чальной Души тем, что она незрелая. В то время как Шива есть неэволюционирующее совершенство, мы находимся в процессе эволюции. Аум.

Бхашья

Для того чтобы понять все тайны души, мы отделяем тело души от ее сущности. Будучи телом души, мы инди­видуальны и уникальны, отличаясь от всех других и бу­дучи сверкающей сущностью света, которая эволюциони­рует и созревает в ходе эволюционного процесса. Это тело души есть природа Бога Шивы, но оно отличается от Ши­вы тем, что сияет в меньшей мере, чем Изначальная Душа, и проходит эволюцию, в то время как Бог есть неэволю­ционирующее совершенство. Мы можем уподобить тело души желудю, в котором содержится мощный дуб, но сам желудь очень мал и будет развиваться. Тело души созрева­ет с опытом, эволюционирует через множество жизней, чтобы достигнуть сияния Бога Шивы и в конце концов реализовать Шиву полностью в нирвикальпа-самадхи. Да­же после того, как достигнута Самореализация, тело души продолжает эволюционировать в этом и других мирах до тех пор, пока не сольется с Изначальной Душой подобно капле воды, сливающейся со своим источником - океа­ном. И это - судьба всех душ без исключения. Так гово­рят Веды: ";Подобно растительному маслу в семенах кун­жута, подобно воде в русле реки, подобно огню в огниве, так и атман постигается, когда человек ищет его прав­диво и самоотверженно";. Аум Намах Шивайя.

Шлока 28. Каким образом наша душа идентична Шиве?

Сущность нашей души, которая никогда не была сот­ворена, есть имманентная любовь и трансцендентная ре­альность, она идентична и всегда неотделима от Бога Ши­вы. В своей сути мы уже есть То - совершенное именно в данный момент. Аум.

Бхашья

Основой тонкого тела души является Парашакти, или Саччидананда, имманентная любовь, а в основе послед­ней - Парашива, трансцендентная реальность. В глубине нашего существа нет отдельного тождества или различия - все мы Одно. Таким образом, в глубине души мы иден­тичны Богу теперь и всегда. Эти два божественных совер­шенства - не аспекты эволюционирующей души, но сер­дцевина души, которая не меняется и не эволюционирует. С абсолютной точки зрения, наша душа уже находится в недуалистическом союзе с Богом, который еще должен реализоваться, чтобы о нем узнали. Мы и есть Он. Мы не становимся Им. Глубоко в нашем физическом теле с его бурными эмоциями и развивающимся умом находится чистое совершенство, идентичное совершенству Шивы, реализуемому в Парашакти и Парашиве. В этой священ­ной мистерии мы обнаруживаем парадоксы единства и двойственности, существования и становления, сотворен­ного и несотворенного существования, которые с трудом можно отличить одно от другого. Однако в глубине наше­го существа мы такие же, как и Он. Так говорится в Ведах: ";Единый владыка, внутренняя Самость всех вещей, дела­ющий Свои формы многочисленными, - тем мудрым людям, которые воспринимают Его пребывающим в их душе, - им принадлежит вечное блаженство, и никому другому";. Аум Намах Шивайя.

Шлока 29. Почему мы не всезнающи, как Шива?

Три вида уз - анава, карма и майя - затуманивают наше видение. В этом состоит намеренное ограничение Шивой нашего сознания, которое позволяет нам эволю­ционировать. В сверхсознательных глубинах нашей души мы разделяем всезнание Шивы. Аум.

Бхашья

Подобно тому как детям не сообщают всех знаний о жизни взрослых, пока они не подрастут и не смогут все понимать, -знания души ограничены. Мы узнаем то, что нам нужно знать, и понимаем то, что мы испытали. Толь­ко это ограничение нашего сознания, наряду с чувством нашего индивидуального ";я";, позволяет нам смотреть на мир и на нашу роль в нем с практической, человеческой точки зрения. Паша - это тройные узы души - майя, карма и анава. Без мира майи душа не могла бы эволю­ционировать через опыт. Карма - это закон причинно-следственной связи, действия и реакции, управляющий майей. Анава - это индивидуализированная завеса двой­ственности, причина невежества и ограниченности. Майя есть школьный класс, карма - учитель, а анава - неве­дение ученика. Три вида уз, или три малы, даются Госпо­дом Шивой, чтобы помогать и защищать нас по мере на­шего развития. Однако всезнание Бога Шивы может в те­чение коротких периодов переживаться медитирующим, который внутренне обращается к своей сущности. ";Тирумантирам"; учит: ";Когда душа достигает самопознания, она становится единой с Шивой. Малы исчезают, цикл рождений кончается, и нисходит яркий свет мудрости";. Аум Намах Шивайя.

Шлока 30. Как индуисты понимают мокшу?

Предначертание всех душ - это мокша, освобожде­ние от перерождений на физическом плане. Наша душа в этом случае продолжает эволюционировать в Антарлоке и Шивалоке и в конце концов сливается с Шивой, подобно тому как вода возвращается в море. Аум Намах Шивайя.

Бхашья

Мокша приходит, когда земная карма отработана, дхарма полностью выполнена и Бог полностью реализо­ван. Каждая душа должна хорошо себя проявить в тече­ние многих жизней варна-дхармы, или четырех каст, и пройти разнообразный опыт жизни для того, чтобы не быть отброшенной назад к физическому рождению из-за невыполненного дела. Всем душам суждено достигнуть мокши, но не обязательно в этой жизни. Индуисты знают это и не считают, что эта жизнь - последняя. Ища и дос­тигая глубокой реализации, они знают, что нужно многое сделать для достижения других целей жизни, пурушартх - дхармы (праведности), артхи (богатства) и камы (удо­вольствия). Зрелые души отвергают мирское честолюбие и принимают саннъясу в поисках Парашивы даже в моло­дом возрасте. К концу жизни все индуисты стремятся к самореализации, которая является путем к освобожде­нию. После достижения мокши возникают тонкие кармы во внутренних сферах, и они быстро отрабатываются и исчезают, как написанное на воде. В конце эволюции каж­дой души происходит вишваграса, или полное растворе­ние в Шиве. Веды говорят: ";Если кто-то может реализо­вать Его до смерти тела, он будет освобожден от мирских уз";. Аум Намах Шивайя.

Писания говорят о душе

Атман пронизывает все, подобно маслу, скрытому в мо­локе. Он - источник самопознания и аскетического пыла. Это учение Брахмана, высшая цель! Это учение Брахмана, высшая цель!

Яджурведа

Вдохновенная Самость не рождена и не умирает. Она возникает из ничего и становится ничем. Нерожденная, постоянная, неменяющаяся, изначальная, она не разруша­ется, когда разрушается тело.

Яджурведа

Теперь учение, касающееся атмана: атман находится ниже, атман выше, он сзади и он впереди, он на юге и он на севере. Атман - поистине все сущее. Кто видит это, раз­мышляет об этом и знает это, тот имеет радость в атмане.

Самаведа

Воистину, Он чист, тверд и неуклонен, безупречен, не­возмутим, лишен желаний, выступает как зритель и само­достаточен. Как воплощение праведности, Он покрыт пок­рывалом, сотканным из прекрасных качеств, однако Он ос­тается неподвижным - да, он остается неподвижным!

Яджурведа

Тот, кто соединился с истинным атманом, видит истину Брахмана как бы освещенную светом; тот, кто знает Бога, - нерожденный, неизменный, свободный от всех форм бы­тия, освобожден от всех оков.

Яджурведа

Часть бесконечного Сознания становится нашим конеч­ным сознанием со способностью к различению и опреде­лению и с ложными концепциями. Он, воистину, есть Праджапати и Вишва, Источник Творения и Всеобщее во всех нас. Этот Дух есть сознание, и он дает сознание телу. Он управляет колесницей.

Яджурведа

Тот, кто находится в свете, и, однако, отличен от света, кого свет не знает, чье тело есть свет, тот, кто контролирует свет изнутри, есть атман внутри вас.

Яджурведа

Чистое сознание, принимающее форму знания и дейст­вия, присутствует в душе повсюду и всегда, так как душа всеобща в состоянии, освобожденном от оков.

Мригендра-агама

Существует три загрязнения: анава, майя и загрязнение, вызванное действиями.

Супрабхеда-агама

По достижении состояния, когда человек становится Шивой, малы - различные оковы, ментальные состояния и опыт для отдельной души - все это исчезает, как свет Лу­ны при восходе Солнца.

Тирумантирам

Когда джива достигает состояния отстраненности от добра и зла, тогда нисходит Божественная милость в виде гуру, который устраняет атрибуты и вкладывает джняну, на­правляющую ее в божественно прохладную тень. Джива ли­шена эго, и три загрязнения устраняются. Тот, кто это со­вершает, есть Шива.

Тирумантирам

В изначальной игре Господа были сотворены дживы. Они были окружены мощными малами. Отбросив малы, они реализовали себя и припали к стопам убеленного седи­нами Господа. Так они стали Шивой без дальнейших рож­дений.

Тирумантирам

Ювелир изготовляет несколько украшений из золота. Так и Бог, великий ювелир, изготовляет много украшений - различные души - из одного всеобщего Духа.

Натчинтанай

Атман вечен. Это вывод, к которому великие души пришли на основании собственного опыта.

Натчинтанай



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Садгуру Шивайя Субрамуниясвами " Танец с Шивой Совре­менный катехизис индуизма"

    Автореферат диссертации
    ... читателю. "Танец с Шивой" - это украшение любой общественной или личной библиотеки. Содержание СадгуруШивайяСубрамуниясвами 1 "Танец с Шивой. Совре­менныйкатехизисиндуизма" 1 Содержание ...

Другие похожие документы..